Как называется улов на охоте
Об охоте и рыбной ловле в жизни современного человека
Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре определил: «Охота есть ловля, травля или стрельба диких животных…».
У человека, который пошел в лес с ружьем или сидит на берегу водоема, закинув рыболовную снасть, могут быть разные причины: сбежать от сварливой жены, как в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», послушать лепет листвы или шелест камыша, журчание воды за кормой лодки и обрести душевный покой, созерцая окружающую красоту природы.
Ну и не последнюю роль играют добытые заяц, утка или отловленные щука, судак и карасики. А что значит провести время в кругу друзей, обретая душевный покой? Я с гордостью признаюсь, что отношу себя к этой части беспокойного племени.
Я согласен с мнением П.М. Мачеварианова: «Охота вообще есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и — энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства как действий, так и различных принадлежностей этого предмета.
Успех же в достижении желаемого молодит душу и тешит сердце охотников; бодрит и веселит стариков, и молодежь доводит до восторга».
Я с младых лет люблю пострелять на охоте и привезти домой кусок мяса, гуся, крякового селезня или карасей на кукане.
Но я не соглашусь с утверждением «пострелять вволю» и для убедительности своих слов приведу запавшую мне в душу и ставшую моим кредо замечательную фразу писателя Вадима Чернышева: «Выстрел — всего лишь мгновение в том, что называется охотой. Если бы от нее осталась одна стрельба, я уверен, все настоящие охотники распрощались с ней навсегда».
Я не скрываю, что люблю пострелять уток и посидеть с удочкой, ожидая поклевки карася или удара щуки. Вглядитесь, уважаемые читатели, в картины художника В.Г. Перова «Охотники на привале», «Рыболов», «Рыбная ловля».
Какие чувства выражены на лицах героев его картин! Но я охотник, а увлечение рыбной ловлей — это мгновения в моей жизни, чтобы заполнить межсезонный промежуток в ожидании охоты. Поэтому «знатоком» рыбной ловли себя не считаю.
Охота и стрельба для меня — все. И, чтобы встряхнуть тело и душу, довольно часто посещаю стрелково-стендовый комплекс, а также постоянно участвую в соревнованиях. Как это бодрит!
А на охоте, например, по уткам более десятка патронов за зорьку и не трачу. И это в 84 года! Давайте задумаемся, а что если из охоты и рыбалки выхолостить любовь и страсть, во что они превратятся? Мне думается, в обычный поход за мясом и рыбой на базар или в магазин. Но это я так думаю.
Прекрасно понимаю, что бы я ни говорил, в моих устах все будет звучать мало убедительным. И для того чтобы показать, что охота и рыбалка — страсть благородная и возвышающая душу человека, надо иметь огромнейший дар слова.
Я постоянно размышляю над такими простыми и понятными на первый взгляд словами «охота и охотники, рыболовы и рыбная ловля». Чтобы написать эту статью, я обращался к «Запискам об ужении рыбы» и «Запискам ружейного охотника» С.Т. Аксакова.
Об этих произведениях Аксакова Н.В. Гоголь выразился так: «В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях». А также к высказываниям ушедших и ныне здравствующих настоящих и правильных охотников.
В защиту охоты, но и как предупреждение, еще раз напомню слова П.М. Мачеварианова: «Страсть эта точно так же благородна, как страсть к ружью, лошадям, цветам, музыке и т.п.; но если она не ограничена рассудком, тогда, как и все безумные страсти, никуда не годится. Хлеб нас питает и поддерживает нашу жизненность; но и хлебом можно объесться и умереть».
Над последней фразой многим из нас следует задуматься. Так что же дает нам охота? Вот как точно подметил ее суть Л. Толстой: «На охоте отдыхает ум и трудится тело».
Благотворное влияние охоты и рыбной ловли на здоровье человека также одна из причин их притягательности.
фото: Олега Хайдакина
Ни один поэт, писатель или живописец, побывав хотя бы раз на охоте или рыбалке, не мог удержаться от чарующих ощущений на вальдшнепиной тяге, глухариных и тетеревиных токах, с подсадной в шалаше, послушав музыку азартного гона гончей по зайцу и лисе или с удочкой на берегу любимого озера и речки.
Что может сравниться с окутанной розовым туманом августовской утренней зарею в лесу или на сонном озере? А какие чувства вызывает у охотника и рыболова появляющаяся из-за горизонта пылающая горбушка дневного светила?
И прав поэт и охотник Е. Евтушенко, написавший: «Охота — это вовсе не охота, и что — я сам не знаю». Я не уверен, удалось ли мне убедить читателей в том, что сказал и поэт В. Ащеулов:
Охота — это жизни повесть,
Где каждый шаг свое сулит.
Не раз тебя в угодьях совесть
И очернит, и обелит.
Вот мы и подошли к самому главному вопросу. Почему некоторые современные охотники и рыболовы, выходя в лес, поле, на озеро или реку, забывают о совести? Какой процент от общей численности охотников и рыболовов составляют люди, для которых совесть и охотничья этика не пустой звук?
Наивно полагать, что наличие ружья и охотничьего билета, а также мешок с сетью дают право причислять себя к великому племени охотников и рыболовов.
Сегодня открыт очередной сезон летне-осенней охоты. Истинные, как их еще называют — правильные, охотники пребывают в трепетном состоянии от этого праздника. Я не исключение.
И как обидно бывает, когда этот праздник омрачается бестолковой стрельбой во все и вся, на запредельные дистанции, неумеренным возлиянием алкоголя и шатанием по угодьям. У кого и где они этому научились?
Самое печальное, ведь многие из них убеждены, что это и есть настоящая охота. Я не понимаю, почему, если выехал на охоту или рыбалку, то непременно надо кого-то «добыть». Из-за таких горе-добытчиков охотникам и рыбакам «защитниками природы и всякими зелеными» присваиваются обидные клички — «выжиги» и «хапуги».
Благодаря таким «человекам с ружьями», сетями и электроудочками оскудевают наши угодья и звучат призывы уже с трибуны Государственной Думы, чтобы вообще закрыть охоту в России.
фото: Семина Михаила
Пора задуматься о дне завтрашнем. Иначе можем опоздать. Писатель Виктор Астафьев предупреждал: «Мы сейчас не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут гораздо спокойнее и лучше, а вот нам без них не прожить и дня единого».
Как тут не вспомнить высказывание об охоте и охотниках популярного писателя-природолюба Олега Васильевича Волкова.
Вы только вдумайтесь в его мудрые слова:
«Я имею в виду всех, кто, как и я, не только любит сызмальства охоту, приучен видеть в ней овеянное поэзией и насыщенное благородными традициями занятие, не роняющее достоинства и нравственного облика тех, кто ему бескорыстно и честно предан, но кто озабочен и тем, чтобы славная на Руси охотничья потеха не оскудевала и люди, носящие звание охотника, выказывали обликом своим и поведением воспоминания об Аксаковых, Некрасовых и Тургеневых».
Настоящие охотники и рыболовы, невзирая ни на какие личные трудности и невзгоды, никогда и ни при каких обстоятельствах не позволят себе покуситься на нарушение «правил охоты и рыбной ловли» и не изменят своему благородному увлечению. На этом стояла и будет стоять русская охота и рыбная ловля.
Меня могут упрекнуть: ну вот опять завел старую песню о совести, чести, ссылаясь на признанные авторитеты. Действительно, нового я ничего не сказал.
Но я преследую одну цель — раскрыть и показать содержание понятий «ОХОТА» и «РЫБАЛКА», побудить охотников и рыболовов-любителей самокритичнее обратиться внутрь себя и поглядеть правде в глаза.
Ведь, как многие из нас ведут себя на охоте и рыбалке, действительно греховно. И такая охота и рыбалка ничего общего не имеют с той страстью, воспетой нашими писателями и поэтами.
Мне не раз задавали вопрос, а что делать? В наше стремительно летящее время все меняется и все происходит очень быстро. Друзья мои! Остановитесь, оглянитесь вокруг, и вы поймете — так дальше жить нельзя.
Исповедь браконьера: кто на самом деле губит рыбу в наших водоемах
Причины безрыбья в стране не в незаконном вылове, а в плотинах электростанций и работе промышленных предприятий, считает браконьер «со стажем», приводя весьма убедительные аргументы
Откровенное письмо, озаглавленное «Я – браконьер» прислал в редакцию журнала «Россия – добрый вечер!» один из его читателей. Вот что он пишет:
«С точки зрения российского закона, я наношу непоправимый вред рыбным запасам своей любимой Родине. Так ли это на самом деле? Попытаемся разобраться вместе.
Очень надеюсь, что найдутся оппоненты, которые попытаются опровергнуть мои доводы и найдут убедительные аргументы в пользу своих. Моя надежда в прояснении этого вопроса заключается в том, что в дискуссию вступят и представители природоохранных органов.
Итак, я считаюсь нарушителем закона, так как использую в своей рыболовной практике переметы и сети (что запрещено современным законодательством), как много веков ими пользовались наши предки.
Обывателю кажется, что нет ничего проще, чем ловить сетями: поставил в любом месте любого водоема сеть, и ты обеспечен уловом рыбы в несколько десятков, а то и сотен килограммов. Но удивительнее всего то, что в эти сказки верят (а может, им выгодно в это верить) те профессионалы, которые по долгу службы должны следить за рыбными запасами страны.
Так вот открою страшную тайну: сетями надо уметь ловить. Нужны навыки в обращении этими снастями, как, впрочем, и любыми другими: спиннингом, поплавочной удочкой, нахлыстовой и др., и, что более важно, — знания повадок рыб в различных условиях, при выборе места и способа постановки сети, потому что в отличие от той же ловли удочкой прикормка не используется.
Я часто предлагаю дилетантам такой эксперимент: беру удочку, а им предлагаю сеть, и подводим итоги, кто больше наловил. Не помню ни одного случая, когда бы я проиграл этот спор. Это могут подтвердить и серьезно подготовленные к ловле рыболовы-удочники, использующие современные снасти и ловящие на прикормленных местах. Их улов, при условии хорошего клева, всегда на порядок больше, чем у любого браконьера, ловящего сетями. Но к ним у инспекторов рыбоохраны и егерей претензий не бывает, хотя по российскому законодательству существует ограничение на вылов рыбы до 5 кг на человека. Где логика? И везут так называемые удочники после 2-3 дней рыбалки по 50, 100, а кто и 200 кг рыбы на человека.
Теперь спросим у инспекторов и егерей: в скольких случаях поимки браконьеров (которых бывает, как правило, не менее двух человек) с сетями, исключая весеннее время (время мутной воды), улов составлял хотя бы половину этого веса? Думаю, из сотен случаев единицы. Настоящих мастеров не так много в любом деле.
Еще смешнее дело обстоит с бреднями.
В моей практике было несколько случаев, когда местные рыбаки из деревеньки, возле которой мы рыбачили, по два-три раза проходили с бреднем одну и ту же заводь. И не поймав ничего, выносили вердикт: здесь рыбы нет. Я тут же следом ставил сети и всегда бывал с уловом.
Рыба не так глупа и умеет приспосабливаться. Сейчас в сеть, сплетенную из нитки, поймать рыбу можно разве только в мутной воде или в водоеме, заросшем подводной растительностью, где рыба не боится контакта с растениями. То же самое можно сказать про сеть с ряжью, так называемую трехстенку, которая у представителей природоохраны почему-то вызывает особую ненависть: вот, дескать, какой хитрой снастью ловят, совсем обнаглели. А между тем, эта сеть по причине своей демаскированности менее уловиста, чем сеть однорядка.
Самая маленькая ячейка, которую я использую, 4,5 см, т.е. рыба меньше 25 см мне не попадается, а самая крупная 45 см для крупного тайменя и сома. Другое дело обстоит с удочкой: иногда даже, несмотря на крупный крючок, садится малек. Как чаще всего поступают с ним (разрешенные законом) рыбаки? Крепко сжав в руке рыбешку (отчего, как минимум, рыба получает ожег и стресс, вспомним разницу температур воды и человеческого тела), чтобы не скользила, не очень-то церемонясь, отрывают ей губы, а то и голову, часто выбрасывая на берег. Иногда мелочь так досаждает, что какие могут быть тут церемонии.
Говорят еще — правда, не очень убедительно (думаю, чтобы оправдать запреты) — о вреде, наносимом рыбе сетью во время схода. Это полная ерунда! У меня жили в аквариуме рыбы, почти полностью лишенные чешуи в результате ловли сетями, жили прекрасно, быстро обрастая новой. А уж о потере пары чешуек во время схода говорить вообще смешно. Что же касается стресса (вспомним аквариум), то в родной стихии у рыбы, сошедшей с сети, проблем вообще нет, в отличие от сошедшей с крючка, испытавшей боль, часто с порванными губами или оставшейся без глаза, или еще хуже — с крючком или тройником в глотке, с тянущимся оборванным поводком, грузилами, блеснами, джиг-головками. Так какой способ ловли гуманнее?
Теперь перейдем непосредственно к рыбным запасам. Откроем книги о рыбной ловле под авторством С.Т. Аксакова или Л.П. Сабанеева и поразимся тому количеству вылавливаемой рыбы, которое было в XIX веке. Это было действительно богатство государственного масштаба. Сегодня восстановить бы хоть десятую часть этого изобилия. Куда все это делось? По мнению наших законодателей, все выловили сетями и бреднями. Это очередной миф или сказки для непосвященных.
Снова откроем книгу глубоко уважаемого Леонида Павловича и поразимся тем, как нам сейчас кажется, хищническим способам ловли и количествам запрещенных снастей, которыми пользовались наши деды и прадеды испокон веков. Наверное, вот они-то и виновники того, что от того количества и качества рыбы, которые были в их времена, нам достались жалкие крохи.
Вот ведь вредители какие: весной перегораживали все маломальские протоки и ерики сетями, вентерями, крыленами, жохами, наставками, вычерпывая сачками, малушками и подъемными сетями загнанную в ловушки из частокола, так называемые котцы, рыбу. Летом вылавливали неводами, ставными, ботальными, трехстенными, плавными сетями и бреднями, керси, кивками, переметами, сомовниками и подпусками, самоловами, стреляли на перекатах из ружей и арбалетов, использовали потраву. Осенью били острогой, садовьями, дергали самодерами. Зимой ловили сежей, аханами, пользуясь замором рыбы, вычерпывали ее и увозили возами.
А ловили во всех городах, селах и деревеньках, которые все и строились по берегам рек и других водоемов. А рыбу, как вспоминает С.Т. Аксаков, «удил всякий, кто мог держать в руке удилище, даже старухи».
По логике наших «сказочников», мы остались без бывшего в прошлом изобилия рыбы из-за предков, которые веками, не соблюдая правил и не имея службы надзора (вот недалекие), хищническими способами (выше перечислены далеко не все ныне запрещенные к использованию снасти и способы ловли) уничтожали эти самые рыбные запасы.
Но, продолжая следовать логике «сказочников», рыба у наших предков должна была закончиться года через 2-3. А у нас при таких ограничениях и таком количестве контролирующих служб, да еще при уже совсем немалом сроке действия этих ограничений, должно быть просто немыслимое изобилие этой рыбы.
Но все получается с точностью наоборот. Почему? Снова обратимся к классику. Л.П. Сабанеев пишет: «рыбы в Москва-реке стало заметно меньше, как только на ее берегу открыли фабрику по производства мыла, особенно пород, которые чувствительны к чистоте воды». Вот и первый след.
Вернемся в наше время. Может, мы не там ищем причину и не с тем ведем борьбу? Я приведу примеры своих многолетних наблюдений, основанных на собственном опыте. Во времена моего детства в нашем городе была популярна ловля подуста: мы ехали в район ДОКа, и, скатав шары из глины, «бомбили» воду в реке Белая. Потом приступали к ловле этого самого подуста и, не смотря на свой юный возраст, без улова не оставались. Потом подуст в реке исчез, исчезли раки, а чуть позже пропал ранее вездесущий пескарь. Река в районе нашего города Салавата практически обезрыбила. Рыбаки в поисках настоящей рыбалки стали уезжать в верховья или в низовья реки — искать другие водоемы.
Но тут настали годы перестройки, а как следствие — разрухи предприятий и сельского хозяйства. Выше по реке, в г. Мелеуз, закрылся химзавод, у сельского хозяйства не стало денег на покупку удобрений, что прекратило попадание их с полей в реки вместе с талыми водами.
И вот снова стали попадаться раки, пескари, а теперь и подуст. Даже давно забытая стерлядь, давшая название одному из городов Башкирии, напомнила о себе своим присутствием. Думается, что к этим событиям рыбоохрана никакого отношения не имеет.
Еще более показателен пример Казахстана, куда из-за изобилия рыбы (особенно поражает количество малька) мы теперь ездим на рыбалку. Возьмем, к примеру, приграничную к нам Актюбинскую область. Сельского хозяйства и промышленного производства вблизи от мест лова там нет. Развито только животноводство. Результат — отличная рыбалка и охота.
Основной поток граждан, пересекающих пограничный и таможенный пункт в п. Первомайский, — рыбаки и охотники. Причем сами казахские власти не препятствуют вылову рыбы, выдавая разрешения на ловлю сетями, где оговаривается только размер ячейки и количество ограниченных длиной сетей.
Кстати, у наших инспекторов рыбоохраны и егерей я часто справлялся, как получить лицензию на ловлю сетями, но вразумительного ответа не получил. Интересно, что один из таких разговоров состоялся на берегу одного из заливов нашей реки Белой, весной, когда я, так называемый браконьер, не рыбачил, а просто проезжал вдоль берега, где и повстречал представителей природоохраны, ловивших рыбу сетями.
На мой вопрос «где же все-таки можно получить лицензию?»они мне, почему-то смутившись, неохотно пояснили, что разрешение для них на ловлю сетями выдается в г. Уфе, а для нас, простых смертных, надо получать где-то в г. Самаре, но как это сделать и к кому обратиться, не знают. Кстати, свое разрешение мне они тогда не показали.
Теперь подведем итоги вышесказанного: причина безрыбья лежит не в способах ловли — что и попытался доказать автор и что доказывает сама история рыболовства с древнейших времен, — а в сточных водах промышленных предприятий и сливе с полей сельского хозяйства ядохимикатов.
Но самой главной причиной оскудения наших рек я все-таки считаю плотины электростанций и других гидротехнических сооружений. Беда заключается не только в том, что закрыты пути проходным рыбам, что само по себе является проблемой (прадед автора, еще до революции, загарпунил белугу в реке Белая, в районе г. Бирска — вот ведь куда доходила! — которая сутки буксировала лодку с рыбаком), но и в том, что после сброса водохранилищами вешних вод в реки рыба мечет икру, а потом уровень воды при обратном наборе водохранилища резко падает, и миллиарды икринок остаются высыхать на открытом воздухе. А без подрастающего поколения ни у одного вида нет будущего.
Вот эти проблемы надо изучать, и заниматься ими специалистам, а не устраивать «охоту на ведьм».
50 неписанных правил охотника: Что нужно знать охотнику не сдававшему охотминимум
50 неписанных правил охотника: Что нужно знать охотнику не сдававшему охотминимум
2. Сбил птицу над зарослями — ни в коем случае не отводи глаз от места падения: потеряешь добычу.
3. Упал — проверь стволы: грязь в канале ствола — его разрыв при выстреле.
5. Если видишь, что птица падает подранком в заросли, добивай вторым выстрелом в воздухе.
6. К раненому кабану, лосю, оленю подходи сзади; если уши прижаты — зверь жив.
12. При стрельбе больше внимания обращай на цель, на планку смотри боковым зрением.
13. Не стреляй в дичь в створе с товарищем.
14. Встал на номер — разгреби под ногами листья, ветки и т. д. В самый ответственный момент они могут выдать тебя хрустом.
15. Не стреляй, если не уверен, что цель является дичью.
17. Увидел, что дичь движется в твою сторону, замри. Шевельнешься — вспугнешь.
18. Идя в топкое место, возьми в руки шест. Лучше с крючком на конце.
19. Идешь на охоту — имей при себе тряпку и масло для ружья.
21. Прежде чем заходить далеко в болото, подумай, как будешь выходить, заметь ориентиры.
22. Заблудился — не паникуй, попробуй сориентироваться по звездам, солнцу и т. д.
24. При любой коллективной охоте знай, где находятся твои товарищи, и для них укажи место, где охотишься ты.
25. Добытая из-под чужой собаки дичь принадлежит хозяину собаки, который возвращает стрелявшему два патрона.
26. Дострелянный подранок принадлежит тому, кто подранка сделал, если, конечно, после его стрельбы были явные признаки ранения дичи, дострелявшему возвращается два патрона.
29. Первым стреляет тот, у кого поднялась дичь, после его выстрела стреляют остальные.
30. На коллективной охоте командует один человек, все остальные, невзирая на лица, ему подчиняются. Руководителю охоты участники могут в корректной форме высказывать предложения, связанные с проведением охоты.
31. Все претензии к промахнувшемуся высказываются вежливо: не промахивается только тот, кто не стреляет.
32. Убившему на коллективной охоте крупного зверя стрелку принадлежат голова зверя и субпродукты (язык, сердце, печень, легкие), остальное делится на всех участников.
33. Если попал на охоту в чужую команду, веди себя по поговорке: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
34. Охотник должен помнить, что нужно делать что-то одно: или охотиться, или пить водку. Совмещение противоестественно.
35. На охоте все равны. Уборка помещения и мытье посуды, приготовление пиши и т. п. — для всех.
39. Из-под легавой стреляют дичь, поделив сектор полета.
40. При охоте с лодки вдвоем более меткий всегда будет с добычей, но воспитанный охотник сложит все в одну кучу и поделит пополам.
41. Обязательно следует добить подранка.
43. Для настоящего охотника неприемлемы электронные манки, ночные прицелы, охота с автомашин и другой беспредел. Пользующиеся такими способами охотники позорят русскую традиционную охоту!
44. На охоте взаимовыручка, рука друга в любой ситуации — ценность, дороже которой нет ничего в жизни охотника. Берегите этот изумруд, чтобы от времени он не помутнел. Пусть он всегда согревает вас и вселяет уверенность в завтрашнем дне.
46. Двуствольные ружья переломаны пополам, а в полуавтомате открыт затвор. Ружья могут быть повешены на крепкий сучок (проверить крепость) или прислонены к дереву или забору.
48.При охоте на кабана: первой идет самка, за ней — выводок. Настоящий охотник самку не стреляет.
49.На току тетерок не стреляют и не стреляют первого прилетевшего тетерева: можно расстроить весь ток.
50.Если вы в первый раз подстрелили кабана или лося, то старший по возрасту и по опыту охотник немного помажет ваше лицо кровью убитого зверя — это своего рода посвящение в охотники. Нынче по западному образцу практикуют обмакнуть еловую ветку и подарить, вырвать перо у птицы и укрепить на шляпе, или клок шерсти.