Как называется узор на окне
Почему морозные узоры на окнах теперь встречаются гораздо реже?
Отходя от языка романтики к языку науки, морозные узоры — не что иное, как заиндевение внутренней поверхности стекла. В холодное время года температура воздуха возле окон всегда ниже, чем в помещении. Холодный воздух не может удерживать в себе столько влаги, сколько тёплый. Поэтому избыток ее выпадает инеем. Если температура стекла ниже нулевой, вода оседает на него в виде кристалликов льда из газообразного состояния, минуя жидкую фазу. Эти кристаллы (иней) тонким слоем покрывают стекло.
Но откуда же берётся сам рисунок? Образуется он в связи с двумя факторами. Первый — движение воздуха внутри помещения. Второй — особенности поверхности стекла. Любая царапина, пыль, отпечаток пальцев позволяют создать свой уникальный узор на морозном стекле. Самые распространённые структуры морозных узоров — дендриты и трихиты. Дендриты — древовидные структуры — образуются, если охлаждение стекла началось при положительной температуре и продолжилось при отрицательной. В этом случае на стекле образуется тонкая водяная пленка, которая при кристаллизации замерзает в виде дендритов.
Трихиты — волокнистые структуры — образуются на острых краях царапин, которые есть на стекле. При этом сначала образуются узкие параллельные полосы, а в результате дальнейшего охлаждения от них отходят своеобразные «волокна». В современных стеклопакетах теплоизоляция не позволяет морозу рисовать на стёклах узоры. Тем с большим удовольствием мы приникаем к окнам, на которых видим зимнюю роспись, вспоминая счастливые моменты нашего детства. Вы тоже любите разглядывать зимние художества на стёклах?
Ледяные узоры на стекле – самые необычные природные явления
За окном стоит морозная погода, в комнате тепло, и на стекле невидимая ледяная рука начинает рисовать свои ледяные узоры. Пожалуй, все мы хоть раз в жизни любовались ими и удивлялись их причудливостью и филигранно «нарисованными» мельчайшими деталями.
Как же они образуются? Воздух в помещении гораздо теплее, чем на улице, да и влажность ниже. Но вблизи стекла иной раз температура может быть ниже точки росы, то есть значения, когда пар начинает конденсироваться в росу. Образуются маленькие кристаллы льда и на окне появляются ледяные рисунки.
Почему они всегда разные? Потому что изменчивы условия внутри комнаты и на улице: температура, влажность, давление, скорость ветра. Даже толщина стекла, и его чистота играют роль!
Сначала морозные узоры образуются по поверхности стекла, а когда их толщина станет настолько большой, что вывод тепла наружу замедляется, то ледяные узоры начинают расти в толщину.
«Растительные» узоры появляются при высокой влажности и постепенном понижении температуры. Сначала стекло становится мокрым, а затем влага замерзает, образуя причудливые «заросли». Процесс начинается с нижней части стекла, поскольку там собирается больше воды. Да и рисунок там более крупный, а к верху он становится более мелким.
Если процесс охлаждения был быстрым, и влага не успела стечь вниз стекла, то «древесный» рисунок по всему окну будет одинакового размера.
Оконные стекла не могут быть идеально ровными и гладкими, на них почти всегда есть мелкие дефекты и царапины. Они-то и способствуют образованию другого морозного рисунка. Сначала кристаллики льда возникают вдоль царапины, образуя полоску, а затем от нее начинают ответвляться изогнутые стебли.
Морозная роспись – загадка простой воды, или Кто рисует на стекле?
Морозною порою, в «день чудесный», глаз невозможно отвести от дивной красоты зимнего пейзажа:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (А.С. Пушкин)
Деревья облачились в серебристые одеяния, сотканные будто из алмазных осколков. А под ними возвышаются высокие белоснежные сугробы-ковры, словно несметные жемчужные залежи и россыпи горного хрусталя.
Да и в городе – дома, провода, остановки, заборы – все вокруг, куда ни глянь, праздничными блестками сверкает… И даже на стеклах автобусов, троллейбусов, автомобилей и домов расцвели какие-то сказочные цветы. Невероятно красивые узоры как будто расписаны волшебным художником, словно ты попал в ледяную сказку.
Сказки ледяного царства
На одной раме узоры похожи на пушистые ветки елей, украшенные огромными алмазами-рубинами. Иголки, припорошенные снегом, искрятся, словно горный хрусталь. Лесная дорожка, уверенно прошмыгнув меж высоких серебристых елей, приводит на сказочную опушку. Здесь собралось много разных зверюшек – героев детских книжек и мультфильмов. Вот лисичка-сестричка распушила хвостик. И кокетливо, словно дама, обмотала его вокруг шейки, чтобы не замерзнуть. Зайчата в белых шубках хвастаются друг перед другом морковками, крепко держа их в своих лапках. Попрыгунья-белочка угощает обитателей леса хрустальными орешками. Вокруг елочки в белоснежном платьице с праздничными гирляндами и разноцветными шариками скачут самые разнообразные лесные жители в карнавальных костюмах.
На другой раме «белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». На пушистых веточках расположились фантастические птички. Вот-вот раздадутся их хрустальные голоса. Под лучами солнышка оперение сказочных пичуг переливается зелено-сине-красными огоньками, словно на небе загораются разноцветные звездочки.
Ледяные узоры на окнах – загадочное и удивительное творение природы, редкое по красоте зрелище. Как будто кисть художника выводит на стекле далекие леса, искрящиеся пушистые веточки, диковинных зверей. Каждый раз картинки меняются, и мы не перестаем удивляться: как же образуются эти чудные зимние творения! Что же такое иней? И как он связан с узорами на окнах?
Искрометный, розовый, серебряный.
Иней красочно описывали многие писатели и поэты. И каждому из них он виделся по-своему: Бальмонту – белый, Брюсову – жемчужный, Огареву, Серафимовичу – иглистый, искрометный – Коринфскому, мохнатый – Чирикову, пушистый – Козлову, Полежаеву, Серафимовичу, розовый – Тургеневу, светло-синий – Фету, серебристый – Никитину, серебряный – Бунину.
Да и народ немало выдумал названий этому явлению природы. Вишей, водровь, врасенец, гидрометеор, заморозь, изморозь, кить, куржа, куржак, куржевина, кухта, накипня, опока, осадок, седина, серебро, слана. Многие из них вошли в словари русских синонимов.
А как разъясняют это слово знатоки русского языка? Открываем толковый словарь В.И. Даля: «Иней – мерзлые испарения, сырость в воздухе, которая садится на предметы, кои холоднее воздуха, и замерзает на них пушком, что случается после отдачи сильных морозов. » Говоря более современным языком, это тонкий снежный слой ледяных кристаллов, по форме напоминающих снежинки, образующийся из водяных паров воздуха на поверхности охлажденных предметов. Так толкуется иней в словарях С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова, С.А. Кузнецова.
Обратимся к солидным научным изданиям. Большой энциклопедический словарь уточняет, что иней образуется на наземных предметах при охлаждении земной поверхности до температуры ниже нуля градусов в результате ее сильного теплового излучения ночью при ясном небе и слабом ветре. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона этот вид атмосферных осадков определяется как вода в твердом виде, выделившаяся из воздуха на поверхность почвы, растений.
Загадки простой воды
По законам физики, воздух при разной температуре может содержать различное максимальное число молекул воды. При понижении температуры количество влаги в нем уменьшается, и избыток ее конденсируется на более холодных поверхностях (земле, траве, стеклах машин и домов) – так образуется роса. Когда же температура в ясные тихие ночи падает ниже 0°С, капельки воды превращаются в кристаллики льда. И вместо росы из холодного влажного воздуха легко выделяется иней.
Выходит, и волшебные узоры на окнах в морозный день – это тоже иней? Конечно же, да. Оказывается, упругость ледяных паров значительно меньше, чем у паров воды. И по мере похолодания разность эта возрастает. Между тем туман до температуры значительно ниже 0 °С состоит все еще из водяных капелек. И они легко оседают на поверхности охлажденных предметов, образуя иней. На первый слой оседает новый и т.д., «рисуя» узоры на стекле.
Но что любопытно: иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. А то, что осаждается на проводах, ветках кустов и деревьев, называется «изморозь». Процесс возникновения еще одной разновидности воды немного отличается от образования инея и до конца еще не изучен.
Вот как многообразна и причудлива, казалось бы, обыкновенная вода!
Букеты «ледяных цветов»
Морозные узоры, как выяснилось, весьма просты по химическому составу, однако отличаются большим разнообразием, своеобразной структурой и часто, как мы уже убедились, напоминают формы организмов или их частей. Немцы называют их «айсблюмен», то есть «ледяные цветы». И в самом деле, среди замысловатых узоров часто прослеживаются древовидные образования и волокнистые структуры.
Наш выдающийся биолог К.А. Тимирязев указывал на сходство густо заросшего разнообразными растительными формами клочка земли с фантастическими ландшафтами, которые мороз рисует на окнах: «Во втором случае мы увидим те же травчатые узоры, напоминающие листья папоротника или пальмы, то же бесконечное разнообразие самых причудливых форм. Картины сходные, но как различен строй мыслей, вызываемых той и другой».
Сходство с растениями многих ледяных узоров действительно удивительное. Один из морозных рисунков квалифицированный ботаник даже принял за фотографию чертополоха. В иных узорах прослеживается сходство с листьями пальм, корневищами и стеблями растений с отходящими от них листовыми пластинками, встречаются «копии» мхов и лишайников. Иногда образуются узоры-нити, зачастую с параллельными отростками.
Красота и разнообразие «ледяных цветов» льда во многом зависят от состояния водяного пара, условий его охлаждения или структуры самих кристалликов.
Древовидные формы образуются в том случае, когда охлаждение начинается при положительной температуре и высокой влажности воздуха. Вначале на стекле появляется тонкая водяная пленка. Затем, обычно внизу окна, где толщина ее наибольшая, «прорастают ледяные деревья». Размеры кристаллов зависят от имеющегося в наличии материала. Где пленка воды толще, они обычно больше, гуще, раскидистей. По мере перехода к более «засушливой» части рамы размеры их уменьшаются. В случае же равномерного увлажнения стекла «деревья» примерно одинаковые.
При дальнейшем охлаждении воздуха между дендритами (сложнокристаллическими образованиями древовидной ветвящейся структуры), а затем и на них, откладываются тонкие слои пушистого льда. Быстрые и значительные переохлаждения дают мелкомасштабную кристаллизацию. При недостатке влаги на стекле сплошной характер кристаллизации нарушается: «деревья прорастают» отдельными островками, миниатюрны по размерам, их формы выражены не так четко.
Волокнистые структуры (трихиты) образуются у острых краев стекла, вокруг царапин и ярко выраженных дефектов на поверхности охлаждающихся твердых тел. Узкие, параллельные друг другу полоски инея при дальнейшем охлаждении уплотняются, превращаясь в плотные ледяные волокна, растущие от единого стебля и приобретающие со временем плавные изгибы.
Несмотря на многообразие морозных узоров – очень часто на двух соседних стеклах рождаются самые разнообразные рисунки и даже на одном могут быть совершенно разные – и физиками, и ботаниками подмечено сходство их друг с другом. Однако ни те, ни другие ученые над этим вопросом много не размышляли. Физики так завалены своей потрясающе трудной и вместе с тем плодотворной работой, что им некогда заниматься такими пустяками, как морозные узоры. А ботаников это вроде бы и не касается: ведь это же не растения, а только образования, случайно похожие на них. «Ничья земля», на которую никто не претендует.
Но есть и более глубокие причины такого равнодушия ученых к красоте и правильности морозных узоров – надо лишь, как советовал наш знаменитый биолог К.Э. Бэр, добавить к наблюдениям побольше размышлений. Оснований для сходства совершенно различных образований предостаточно. Но вот чем же оно все-таки объясняется? – до сих пор загадка. Физики не удосужились как следует в этом разобраться.
И хотя морозные узоры на окнах во многих отношениях интереснее снежинок, последние изучены гораздо больше – о них писал еще великий Кеплер в начале XVII века. Изданы даже атласы снежинок, лучший из которых – поразительная коллекция снимков, сделанных за сорок лет метеорологом-любителем. «Ледяные цветы», к сожалению, обидели зря. Они таким вниманием к себе не избалованы и похвастаться пока альбомами не могут.
Разнообразие естественных кристаллов давно поражало ученых, но даже великие умы терялись в этом калейдоскопе форм. Знаменитый Бюффон в конце XVIII столетия констатировал, что формы кристаллизации более разнообразны, чем какой-то другой признак, отличающий минералы. Признавая этот неоспоримый факт, ученые, тем не менее, никак не могли определиться, что же главное в минералогии – влияние среды, химическое строение или структура и геометрия тел. Поэтому и классификацию кристаллов выстроить не удавалось.
Спор разрешился лишь в конце XIX века одним из величайших триумфов математического естествознания – в 1891 году Е.С. Федоров и А. Шенфлис построили-таки строго рациональную систематику кристаллов. Не остались в накладе и ученые-химики. Метод находился в полном согласии с их представлениями и даже шире. А в XX веке другой наш выдающийся ученый А.Е. Ферсман сделал попытку внести в классификацию минералов исторический элемент.
В настоящее время ученые ищут ответ на вопрос: почему из огромного разнообразия кристаллов в одних случаях мы имеем для того же вещества одни формы, а в других – иные? Даже при одинаковых внешних условиях?
И если основа снежинок, не принимая во внимание их дополнительные отростки, как правило, подчинена шестилучевой симметрии (и это почти единственное, что осталось в них от рациональной систематики кристаллов), то, переходя к ледяным узорам, становится очевидным: тут уж всякий след этой симметрии и вовсе исчезает. Классификация Е.С. Федорова и А. Шенфлиса к узорам на стекле, увы, неприменима. Ледяные узоры – это не фигуры в калейдоскопе. Значит, должна быть какая-то другая симметрия, свойственная самому телу, а не внесенная извне. Возможно, сходство узоров с растениями подвигнет биологов вместе с физиками и математиками к раскрытию неизвестных законов?
Околдованный лес
Большое влияние на образование росы, инея, изморози имеют деревья. Особенно заметно оно при тумане. И чем большая поверхность охлажденных предметов соприкасается с сырым воздухом, тем больше из него выделяется мельчайших водяных капелек или ледяных кристалликов. Весной, летом, осенью каждая травинка, листочек, веточк – все вокруг переливается изумрудиками росы. В зимнее время глыбы свежевспаханного поля сверкают инеем, словно горный хрусталь, не только на поверхности, но и в промежутках. Такими же мельчайшими хрустальными осколками и алмазной пылью усыпаны жнивье полей, листья луговых трав и т.д.
Кристаллики изморози сверкают в лесу на каждой иголочке дерева «ослепительной красой». «И стоит он, околдован […] сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой». Нередко даже под тяжестью инея ломаются ветки. А в малоснежные зимы благодаря ледяным хрусталикам, упавшим с лапок елок-сосен, прокладывается в лесу даже санный путь.
Физика и лирика
Однако серьезные биологи предпочитают не разговаривать о красоте. Хотя, несомненно, ледяные узоры очаровательны и даже служат зачастую образцом для северных кружевниц. Правда, «из морозных новостей» известно стало, что «ледяные цветы», расцветающие зимними ночами на окнах, в отличие от росы, инея и измороси, в последнее время стали редкостью. Сейчас их увидишь далеко не на каждом окне, только если на даче. Куда же пропали волшебные морозные узоры?
Ларчик просто открывался. После того, как обычные окна начали активно заменять стеклопакетами, исчезли условия для образования морозных узоров: значительно улучшилась теплоизоляция, не происходит конденсация теплого воздуха с внутренней стороны квартиры на подмороженном внешнем стекле. Вот и исчезли великолепные картины зимней сказки из нашего бытия.
Да и мне, к сожалению, полюбоваться красотой кисти мороза-воеводы, обходящего свои владения, недолго пришлось: выглянуло солнышко, обогрев оконное стекло. Волшебные рисунки, сверкающие драгоценными камнями, сразу потускнели, расплылись. Заплакали пушистые ели-сосны, зарыдали диковинные зверюшки, вмиг превратившись в ручейки из капелек, похожих на слезинки. Растаяла вся прелесть и красота творений дедушки мороза.
Что ж, в жизни физика и лирика не всегда находят общий язык. Но стоит ли слишком горевать об этом? Зима только начинается. Самые сильные морозы еще впереди. И мы еще успеем вдоволь – не раз и не два – налюбоваться ее морозным творчеством.
Цифры и факты:
Краткий словарь основных терминов по теме «Витраж». В помощь школьникам, студентам, волонтерам
Абстрактный витраж — тип рисунка с использованием неопределенных, абстрактных форм, линий, пятен.
Аллегорический витраж — тип сюжета, включающий сложные композиции, с большим числом деталей и человеческих фигур.
Витраж — произведение искусства, художественная или декоративная композиция из различных видов стекол, обычно в окнах, дверных или мебельных филенках, плафонах потолков, во внутриквартирных перегородках. Сам термин появился только в начале ХХ века и всегда обозначал произведение искусства в наборной (мозаичной) или комбинированной технике. В наше время, в начале ХХI века, этот термин охватывает разные виды произведений художественного и декоративного стеклоделия.
Декоративное остекление — остекление дверных филенок или окон фактурным, расписным, травленым или любым другим декоративно обработанным стеклом. В этом случае стекло вставляется прямо в оконный или дверной переплет, без использования техники наборного витража, обычно на деревянных штапиках и замазке.
Геометрический витраж — тип рисунка с изображением геометрических форм: квадратов, кругов, треугольников, шестиугольников и их сочетаний.
Геральдический витраж — тип сюжета с изображением гербов, как исторически достоверных, так и условных, стилизованных.
«Глухая» фрамуга — часть окна без механизма открывания, жестко закрепленная на своем месте. В петербургской архитектуре обычно верхняя, над открывными створками окна или над дверями.
Горбылёк, средник — часть оконной рамы, разделяющая стекла в оконном переплете между собой. Представляет собой профилированный брусок, который крепится к другим горбылькам и к раме. В случае с накладными переплетами горбыльки несут только декоративную функцию и крепятся поверх цельного стекла.
Гравировка — способ декорирования стекла механическим способом. Это повреждение поверхности стекла с помощью ручного инструмента или боров, а также с помощью пескоструйной техники, в результате чего стекло в месте обработки теряет прозрачность и приобретает матовую бархатистую поверхность. На сочетании прозрачных и матовых участков основан декоративный эффект гравировки. Техника ручной гравировки трудоемка, в витражах XIX – начала XX века использовалась редко, чаще — пескоструйная обработка. Иногда гравировку путают с техникой травления, более дешевой и массовой в использовании, но очень похожей по внешнему эффекту.
Зооморфный витраж — тип сюжета с изображением животных, иногда в виде стилизованного рисунка.
Имитация — способ создания изображения на стекле, имитирующий ручную роспись, приобрел популярность в начале ХХ века на волне спроса на витражи как их дешевый аналог. Известно несколько видов имитационных техник того времени. В Петербурге встречается техника декóли — перенос на стекло изображения, напечатанного полиграфическим способом на бумаге с использованием легкоплавких красок. В процессе обжига такое изображение приправляться к стеклу, а бумага сгорает. Сохранность таких изображений во многом зависит от соблюдения технологии изготовления, часто они просто стираются с поверхности стекла при усердном мытье окон.
Кабошоны — небольшие стеклянные элементы полусферической или овальной выпуклой формы. Используются как декор в мозаичных витражах. Изготавливались обычно методом отливки в форму. Часто имеют по краю плоский бортик для удобства крепления их в витражном полотне. В Петербурге в особняке П. П. Форостовского кабошоны двухслойные. Из-за внешней привлекательности кабошонов, напоминающих драгоценности, они утрачиваются в витражах в первую очередь.
«Кафедральное» стекло — общее название фактурного стекла, которое с древности использовалось для остекления храмов. С одной стороны оно имеет неровную поверхность, напоминающую мелкую рябь на воде, с другой — обычно гладкое. Фактура на стекле получается как за счет прокатки вальцами в процессе производства, так и в процессе охлаждения стеклянной массы за счет перепада температур. Поэтому рельеф на таком стекле во многом имеет случайный характер. Как и другие фактурные стекла, кафедральное стекло, пропуская свет, искажает или «размывает» очертания предметов за окном.
«Кованая» фактура — стекло со множеством небольших впадинок на поверхности, которые напоминают выбоины, получаемые в процессе ковки металла. Стекло с такой фактурой сохраняет светопропускающую способность, но менее прозрачно, чем обычное.
Комбинированный витраж — создается с применением двух и более видов декорирования стекла, например, мозаичный, с росписью или с гравировкой.
Латунный профиль, латунный витраж, сборка на латунь — материал для соединения стекол между собой в технике мозаичного витража. Латунь — материал с высокой степенью жесткости, он плохо гнется и обладает высокой прочностью. Сборка на латунь — трудоемкий процесс, требующий высокой точности в подгонке деталей и самого профиля. В конце XIX – начале ХХ века он использовался обычно для сборки витражей в наддверных фрамугах и дверных филенках.
Матовое стекло — непрозрачное бесцветное или цветное стекло с бархатистой поверхностью, которая получается в результате обработки кислотой (травлением) или песком под высоким давлением (пескоструйной гравировкой). Травление по такому стеклу выглядит как прозрачный узор на непрозрачном фоне.
Мозаичный витраж, или наборный — композиция из цветных, бесцветных или фактурных стекол, собранных на металлический профиль (свинцовый, латунный и т. п.)
«Мороз», «морозное» стекло, «морозная» фактура — листовое стекло с узорами, напоминающими заиндевевшее от мороза окно. Для создания такого эффекта на поверхность стекла наносится клей. При высыхании клей сокращается в объеме и отшелушивает от стекла тонкие пленки. На этом месте образуется матовый узор нерегулярного, всегда непредсказуемого рисунка. Фактура зависит от качества и толщины клеевого слоя, а также от режима сушки. В петербургской архитектуре XIX – начала ХХ века стекло «мороз» встречается редко.
«Муранезе» — название фактуры на листовом стекле, популярной в петербургских витражах начала ХХ века. Представляет собой рельеф незначительной высоты с нерегулярным рисунком из элементов неправильной формы, напоминающих звездочку, цветок, или снежинку. В Петербурге использовалось как в витражах, так и как для декоративного остекления окон. В последнем случае фактурное стекло вставлялось в оконный переплет как обычное оконное. Выпускалось разных цветов.
Накладной, ложный, фальш-переплет — декоративный переплет, имитирующий деление плоскости окна на секции поверх цельного стекла. Бывает односторонний или двусторонний.
Нацвет, стекло с нацветом — двухслойное (или более) стекло, состоящее из основного бесцветного и более тонкого накладного цветного стекла. Получается методом сплавления в муфельной печи. Гравировка или травление на таком стекле дает эффект прозрачного рисунка на цветном фоне. Используется обычно в декоративном остеклении, будучи вставленным прямо в ячейки рамы, создает эффект ажурного рисунка в окне.
Опаловое стекло, опалесцентное, стекло Тиффани — вид непрозрачного цветного стекла с различными декоративными эффектами, полученными в процессе производства. Это стекло имеет разные оттенки цвета и разную степень прозрачности в одном листе. Впервые использовано в XIX веке Джоном Ла Фаржем. На коммерческую основу производство опалового стекла поставил Луис Комфорт Тиффани, поэтому за этой группой стекол закрепилось имя Тиффани. В петербургских витражах это неоднородное стекло со сложными переливами цвета используется в небольших количествах: в изображении цветов, зелени, как вкрапления в узловых местах композиции.
Опорная подложка, опорное стекло — обычное оконное стекло, которое вставлялось в ячейку рамы рядом с витражным полотном, защищая его от повреждений. Служило также поддержкой для больших витражных модулей, собранных на свинцовый профиль. Свинец — материал гибкий, поэтому большие и тяжелые фрагменты витражей могут провисать и деформироваться без дополнительной поддержки.
Пирамидка — объемный элемент в форме пирамидки.
Рифленое стекло — стекло с волнистой поверхностью, с прямыми параллельными бороздками. Часто использовалось для создания фонов в витражах. В петербургской архитектуре встречаются стекла с расстоянием между бороздками в 10 мм. шириной и 2,5 мм. шириной (мелкорифленое стекло).
Расписной, живописный витраж — роспись красками по бесцветному или цветному, гладкому или фактурному стеклу. Бывает роспись обжиговая — «горячая» и безобжиговая — «холодная». Роспись обжиговая создается методом закрепления росписи высокотемпературным обжигом в печи. В состав красок такой живописи входит легкоплавкий флюс, краска накрепко приплавляется к стеклу, создавая очень прочное изображение, практически не подверженное истиранию с поверхности. Безобжиговая — менее прочная роспись, наносится на стекло «холодным» способом, без обжига.
Растительный, флоральный — тип рисунка, изображает формы растительного мира, в том числе стилизованных, на грани узнаваемости.
Рюмочная плитка, рюмочный пятак — стеклянный кружок с радиальными линиями от следов вращения, с утолщением в центре. Напоминает основание рюмки, отчего происходит название. Используется как декоративный элемент в наборных мозаичных витражах. Устаревшее название — «стёкла с пупками».
Свинцовый профиль (свинцовая пайка, сборка на свинец, свинцово-паечный витраж) — самый распространенный материал для соединения стекол между собой в технике мозаичного витража. Свинцовый профиль имеет Н-образную форму (П-образную в местах примыкания к переплету), в пазы вставляется край стекла. Для соединения элементов межу собой используется точечная пайка свинцово-оловянным припоем. Подавляющее большинство петербургских витражей конца XIX – начала ХХ века — свинцово-паечные.
Травление, травленое стекло, травленый витраж — техника создания рисунка на гладком бесцветном или цветном стекле, иногда матированном, с помощью плавиковой кислоты. Выглядит как блестящий или, наоборот, матовый однотонный рисунок. Использовалось как дополнение к сложным витражным композициям; встречается как самостоятельный тип декора, особенно на небольших площадях, например, над входными дверями, в филенках мебели и квартирных дверей, в небольших световых окошках.
Фактурное стекло (стекло с фактурой) — цветное и бесцветное стекло с рельефным узором на поверхности. Рельеф образуется в результате прокатки горячего стеклянного листа в процессе производства валиками с рельефом. Фактура бывает односторонней и двусторонней. В петербургских витражах используется множество видов фактурных стекол бесцветных и разных цветов.
Фальконье (стеклянные кирпичи фальконье, стеклоблоки фальконье) — объемные стеклянные элементы, изготовленные методом выдувания в форму и запаивания их при высокой температуре. Изобретены в 1880-е годы швейцарским инженером Гюставом Фальконье. В России выпускались многими заводами. Блоки производили разных форм, с рельефом на поверхности, иногда разных цветов. В Петербурге чаще всего встречаются стеклоблоки шестигранной формы. Они использовались для заполнения оконных проемов, перегородок в фабрично-заводских, общественных сооружениях, реже в жилых домах. Иногда их присутствие в окнах нежилых помещений следует изначальному архитектурному проекту; часто жильцы самостоятельно устанавливали их в пробитых окнах на брандмауэрах зданий.
Фацет (фацетное стекло, фацетный витраж, или фацетированный) — стекло со скошенной под углом полированной кромкой (фацетом), которая идет по периметру стеклянного элемента. Фацетные стекламогут использоваться как фрагменты в витражной композиции. Небольшие витражи в световых окнах над дверями могут быть полностью собраны из стекол с фацетом. Блестящая кромка непредсказуемо преломляет и отражает свет, создает разноцветные блики.
Фрамуга — горизонтальная верхняя часть окна или дверного проема. В петербургской архитектуре обычно «глухая», без механизма открывания.
Фигуративный — тип рисунка с изображением человеческих фигур, мифологических персонажей, животных.
Фурнитура оконная и дверная — ручки, петли, задвижки и иные запорные устройства, угловые накладки, другой крепеж, дверные именные таблички, звонки.
«Чешуя» — название рисунка наборного фацетного витража, обычно на латунном профиле и как правило в наддверных фрамугах, собранного из одинаковых элементов, закругленных сверху, напоминающих своим видом рыбную чешую.
Эрклёз — околотая глыбка литого стекла, похожа на горный хрусталь, бывает разных цветов.
Состояние сохранности витражей
Полная сохранность: 100 % площади окна заполнено витражом.
Удовлетворительная: витражное полотно по всему периметру плотно прилегает к раме, не деформировано, не выпучивается и не прогибается, трещин нет или их мало, стекла не болтаются, зафиксированы, нет висящих осколков, утраты не значительны, композиция витража легко «считывается», даже невзирая на утраты.
Аварийное состояние: множественные трещины, висящие осколки, значительные утраты и деформация витражного полотна, щели между витражным полотном и рамой, утрата прочности конструкции, ее подвижность.
Висящие осколки – фрагменты разбитого стекла, которые частично крепятся к раме или к оплетке витража и частично «открыты», не закреплены, висят в воздухе без опоры.