Как называется велосипед с одним колесом
Как называется велосипед с одним колесом?
Одноколесный велосипед имеет два названия — уницикл и моноцикл. Появились данные модели сравнительно недавно.
Главной отличительной чертой от обычного велосипеда, является наличие лишь одного колеса. Необычная конструкция подразумевает некоторые особенности управления, а также использование его в различных ситуациях.
Велосипед с одним колесом – название
Впервые, одноколесные велосипеда стали появляться на рубеже 19 века. В то время велосипед имел большое переднее колесо и маленькое заднее, назывались они-пенни-фартинг. Именно эту модель считают «родителем» уницикла.
Суть езды на пенни-фартингах заключалась в передвижении как на двухколесном велосипеде, но на неровностях заднее колесо подкидывало, и водитель терял равновесие. Так, люди постепенно начали приучаться ездить на таких конструкциях.
Постепенно внешний вид уницикла изменялся, из-за чего появилось много поклонников такого транспорта.
Конструкция одноколесного байка
В конструкцию моноцикла входят стандартные элементы:
Это схема обычного моноцикла с одним колесом и без руля, цепи и тормозной системы. Именно поэтому, при движении на нем необходимо соблюдать равновесие и не отпускать педали. Передача обычно фиксированного типа, так как отсутствуют тормоза и цепной привод.
Производители унициклов внедряют в новые модели такие усовершенствования:
Руль в таких конструкциях служит дополнительным источником равновесия. Покупать моноцикл с рулем или без, зависит от человека, так как каждому удобней по своему.
В классическом варианте тормоз располагается под сиденьем, вместе с тормозными ручками. При наличии руля, ручки крепятся там.
Цепную передачу можно встретить на специальных унициклах-«жирафах». По своему размеру такие конструкции выше обычных, поэтому ногами до оси достать очень сложно. Каретку располагают в раме под колесом.
Разновидности велосипеда с одним колесом
Изначально такие велосипеды встречались лишь на выступлениях в цирке. Постепенно любители экстрима стали пробовать выполнять трюки на необычном транспорте, и выходить на различные поверхности.
Спрос на моноциклы заставил производителей выпускать модели с новыми особенностями и возможностями, отсюда появились:
На трюковых велосипедах раму выполняют из более прочных материалов, уделяя особое внимание каретке, устанавливая двойной обод и широкие колеса. Усиленные конструкции применяют для занятий фристайлом и триала. Установленный диаметр колес- 20 дюймов.
Унициклы для передвижения по бездорожью подразумевают наличие колес диаметром 24 дюйма. Агрессивная резина необходима для того, чтобы передвижение по неровной поверхности было максимально комфортным. В таких конструкциях устанавливают тормоза. Для того чтобы водитель не ощущал вибраций при езде по кочкам, устанавливают специальные седла на пружинах.
Стили езды и виды спорта на одноколесном велосипеде
Усовершенствование моделей позволяет использовать одноколесные велосипеды в широких пределах. Именно поэтому их можно использовать не только на тротуарах и дорогах, но и на более серьезных площадках.
Выделяют следующие дисциплины, где используется уницикл:
Помимо одиночных дисциплин, одноколесный велосипед используется в таких играх, где на поле находится вся команда.
Хоккей на таких велосипедах очень травмоопасный вид спорта, так как действие разворачивается на льду. Правила игры без изменений, на поле применяют клюшки и шайбу, которую забивают в ворота. Такие игры регулярно проводят Великобритания, Германия и Швейцария.
В баскетболе участники передвигаются по зале на велосипеде. Игра усложняется постоянным движением. Все передачи и броски осуществляются в обычном режиме. Моноциклы для баскетбола имеют 24-дюймовое колесо и облегченные педали. Такие игры активно практикуют в Германии, Великобритании и Франции.
В игре «униполо» используют велосипед вместо лошадей. Размер поля немного меньше, а также изменена форма клюшки.
Как научиться ездить на велосипеде с одним колесом?
Умение кататься на уницикле подразумевает тяжелые и длительные тренировки.
Как сделать из двухколесного велосипеда одноколесный?
Сделать моноцикл можно на основе расширения передней вилки.
Необходимые компоненты:
Порядок действий:
Уницикл
Каждый хотя бы раз, но слышал про велосипед на одном колесе, но каждый ли его видел? Унициклы получили большое распространение благодаря цирковым выступлением акробатов, которые умело на них разъезжали по арене.
Часто ли встречаются одноколесные велосипеды в повседневной жизни и как они устроены?
История появления
Существуют различные теории появления унициклов. Если верить самой популярной, то одноколесный велосипед появился в конце XIX века.
Каждый хотя бы раз видел на картинках странные велосипеды с большим передним колесом и маленьким задним. Это пенни-фартинг. Именно он и является родоначальником уницикла.
Основной вес тела при езде на пенни-фартингах был на переднем колесе, из-за чего на кочках заднее колесо очень сильно подбрасывало. Велосипедисту приходилось держать равновесие чтобы не упасть, пока заднее колесо опять не опустится на землю.
Спустя время, некоторые поняли, что при должной сноровке заднее колесо ни к чему. Его решили вовсе убрать вместе с рулем. Именно так и появились первые унициклы.
Диаметр колеса был большой, поэтому для езды на унициклах требовалась сноровка. Этим воспользовались ловкие циркачи, которые быстро превратили езду на одноколесном велике в цирковое представление.
Со временем внешний вид уницикла изменялся, стало использоваться колесо меньшего диаметра, а умельцев, которые смогли покорить это чудо техники, становилось все больше.
Комплектация уницикла
Сегодня унициклы бывают разные, а значит и могут комплектоваться различными деталями. В классическом же варианте одноколесного велика нет ничего лишнего. Он состоит из следующих деталей:
Тормозов на нем нет, так же как и цепного привода, поэтому передача всего одна – фиксированная. В последнее время, в связи с нарастанием популярности унициклов, их все больше адаптируют для простого обывателя.
На современные одноколесные велосипеды может устанавливаться следующее:
Сначала может показаться, что руль на таком велосипеде не нужен вообще. Тут он больше служит не как элемент управления, а как помощник для удержания равновесия. Хотя кому-то удобнее балансировать свободными руками.
На классические унициклы тормоза устанавливаются под сиденье. Там же находятся и тормозные ручки. Если моноцикл оборудован рулем, то тормозные ручки выносятся туда.
Цепная передача используется только на унициклах типа «жираф». Они значительно выше обычных одноколесных велосипедов, поэтому ногами до оси байка достать не получается. Каретка на таких великах распложена в раме над колесом.
Унициклы с электроприводом чаще всего очень сильно отличаются от своих собратьев. У них может не быть даже рамы. Такие электровелосипеды больше похожи на одноколесные сигвеи.
Виды унициклов
Сегодня не только цирковые артисты умело управляются с унициклами. Энтузиасты начали приспосабливать их для выполнения трюков, езды по различным поверхностям. Как известно спрос рождает предложение, поэтому некоторые компании поставляют на рынок следующие виды одноколесных велосипедов:
Для выполнения различных трюков и прыжков требуется усиленная рама и каретка, двойной обод и более широкий профиль колеса. Именно такими особенностями и обладают модели для фристайла и триала.
Стандартный диаметр колеса для таких унициклов считается 20 дюймов.
Унициклы для бездорожья или горные унициклы предназначены для езды по пересеченной местности. На них устанавливаются колеса диаметром не менее 24 дюймов с агрессивной резиной. На этих моделях обязательны тормоза.
Седла дополнительно оборудуются пружинами для лучшего поглощения ударов при езде по кочкам и корням.
На дорожных унициклах многие отправляются даже в дальние путешествия. Они могут оборудоваться крепежами для сумок. Диаметр колес на дорожных моделях от 29 до 36 дюймов. Так же как и на горных моделях обязательны тормоза.
На дорожные унициклы некоторые устанавливают и специальные каретки, которые позволяют колесу вращаться быстрее педалей. Это позволяет развивать большую скорость, относительно моноциклов с фиксированной передачей.
Только вот стоимость такой каретки составляет более 100000 рублей.
Как научиться кататься на уницикле
Самое главное при езде на уницикле – это научиться держать равновесие. Причем необходимо чувствовать себя уверенно как на низкой, так и на большой скорости. Первые шаги самые тяжелые, поэтому главное начать.
Стараться поехать на уницикле впервые без опоры практически не реально. Конечно, если есть продвинутые навыки езда на обычном велосипеде, то будет куда проще научиться ездить и на одноколесном.
Те, кто без проблем могут стоять на месте на байке или ехать на заднем колесе, будут чувствовать себя увереннее и на уницикле. Те же, кто сел на это чудо впервые придется обзавестись терпением.
Главная сложность – это подобрать подходящую опору. Как вариант можно учиться ездить вдоль забора. Главный минус заключается в том, что не везде получится найти подходящие условия. Кроме этого при езде вдоль ограды не получится научиться поворачивать.
Второй способ – езда с палками. Понадобятся две длинные палки, на которые можно будет упираться во время езды. Такой способ более эффективен, поскольку нет ограничений по месту езды.
Как выбрать свой первый уницикл
Чтобы не омрачить первые впечатления от езды на одноколесном велосипеде, следует очень внимательно подойди к вопросу выбора первого уницикла. На правильно подобранном моноцикле будет легче научиться ездить. Поэтому при выборе первой модели следует обратить внимание на следующие моменты:
Заключение
Уницикл появился очень давно. За свою историю он не сильно изменился, зато стал очень популярным. Теперь даже обычный человек может научиться на нем ездить.
На этом интересном велосипеде можно выполнять акробатические трюки, ездить по бездорожью и даже отправляться в далекие путешествия. Главное научиться уверенно им управлять и подобрать подходящую модель, особенно первую.
Уницикл – комплектация и советы по выбору велосипеда с одним колесом
Наверняка многие из вас хотя бы один раз видели велосипед с одним колесом. Что это за чудо техники, на котором часто выполняют акробатические трюки цирковые клоуны? Уницикл получил большое распространение благодаря выступлениям акробатов, которые уверенно катаются на нем по арене, выполняя различные трюки и вызывая восхищение у публики.
Со временем одноколесный велосипед вышел за пределы цирковой арены, и теперь моноцикл является одним из самых будоражащих кровь развлечений. Кому-то показалось, что спускаться с горы на двухколесном велосипеде – это очень просто, и искатели приключений придумали еще более экстремальный вид спорта – горный моноциклинг. Популярность обсуждаемого транспорта растет, и вполне вероятно, что очень скоро он может составить конкуренцию обычным двухколесным велосипедам. Тем более, что уже сегодня существуют такие спортивные дисциплины, как униполо, баскетбол и хоккей на моноциклах.
История возникновения
Есть несколько версий появления уницикла. Согласно самой распространенной, он появился практически в самом конце 19 века, а уж в начале 20 века народные умельцы смогли собрать модели такого велосипеда, оснащенные моторчиком. Наверняка на очень старых фотографиях и в исторических фильмах вы видели весьма причудливые велосипеды с необычайно большим передним колесом и непропорционально маленьким задним. Он носит очень красивое название «пенни-фартинг». Эта конструкция и стала прародителя уницикла или моноколеса.
Большая часть веса ездока на пенни-фартинге приходилась на переднюю часть байка, в результате чего на возвышенностях велосипедиста очень сильно подкидывало вверх и ему приходилось всеми силами удерживать равновесие. Со временем конструкторам стало понятно, что при определенной сноровке и тренировке заднее колесо становится абсолютно бесполезным элементом. «Рудимент» убрали вместе с рулем – так и появился первый моноцикл.
Колеса первых моделей был очень большими, поэтому велосипедистам приходилось прилагать немалые усилия, чтобы удерживать равновесие. Соответственно, катались на одноколесных велосипедах умелые трюкачи и цирковые клоуны. Со временем внешний вид уницикла немного изменился – колесо становилось меньше, а ловкачей, которые смогли обуздать это чудо инженерной мысли, гораздо больше.
Комплектация моноцикла
Что же представляет собой велосипед, у которого есть только одно колесо? Слово «уницикл» или «юнисайкл» (от англ. Unicycle) состоит из двух частей: приставка «uni», обозначающая «один» и cycle – колесо. На первый взгляд кажется, что комплектация уницикла примитивна. В классическом виде устройство моноцикла выглядит следующим образом:
В большинстве случаев тормоза и цепной привод на него не устанавливают, поэтому передача всего одна – фиксированная. Сейчас, когда одноколесный велосипед становится все более популярным, модели адаптируют для рядового обывателя, не имеющего ничего общего с цирком и экстремальным спортом. На современные модели устанавливают:
Возможно, кто-то подумает, что руль подобному транспортному средству и вовсе не нужен. Но в данном случае этот элемент служит не для смены направления движения, а помогает удержать равновесие и равномерно распределить нагрузку. Хотя многим удобней балансировать с помощью рук и туловища.
На классической модели моноцикла тормоза находятся под седлом. Там же располагаются и тормозные ручки. Если на уницикле есть руль, то ручки выносят именно на его поверхность.
На некоторых модификациях унициклов цепная передача все-таки используется: например, на «жирафах». Они гораздо выше обычных моноциклов, а каретка на таких моделях располагается в раме над колесом.
Электрические унициклы сильно отличаются от аналогичных моделей. Они свободно обходятся без рамы. Такие модели больше похожи на одноколесные сигвеи.
Виды спорта и стили езды
Раньше велосипеды с одним колесом были собственностью цирковых артистов. Сегодня поклонников столь необычного транспортного средства становится все больше. Энтузиасты начали адаптировать классические унициклы для выполнения трюков или езды по разным поверхностям. Более того, им удалось выйти не только на бордюры и городские лестницы, но и преодолеть спортивную планку.
Именно так и появились узкие спортивные дисциплины, где используются не совсем обычные велосипеды:
Кто бы мог подумать, но на обсуждаемом транспорте можно отправиться в дальнее путешествие. Некоторые модели комплектуются специальными креплениями для сумок. Диаметр колес таких моделей колеблется в пределах от 29 до 36 дюймов.
Помимо велосипедных дисциплин, моноцикл появился и в таких командных видах спорта, как хоккей, баскетбол и поло. Хоккей на уницикле по праву считается одним из самых травмоопасных видов спорта, поскольку действия разворачиваются на льду. Правила игры стандартные, только вместо коньков – моноцикл.
Баскетбол на унициклах практически не отличается от классического варианта. Игроки перемещаются по полю с мячом, стараясь как можно чаще забросить его в корзину противника. В данном виде спорта применяются велосипеды с 24-дюймовыми колесами и облегченными педалями. Соревнования часто проводятся в европейских странах.
Поло – командная игра, где игроки перемещаются по полю на лошадях. В униполо используют велосипеды с одним колесом. Размеры игровой площадки немного меньше, чем в классической игре. Отличается также и форма клюшки, поскольку игроки перемещаются по полю не на лошадях, а на одноколесном велосипеде. В России моноцикловое поло появилось в 2015 году.
Этапы обучения езды на одноколесном велосипеде
Пожалуй, само сложное в обучении – это научиться держать равновесие. Но именно этого навыка и зависит успех в дальнейшем. При этом нужно научиться уверенно себя чувствовать как на маленькой, так и на большой скорости. Сложнее всего сделать первый шаг. Именно поэтому так важно освоить примитивные навыки (держать равновесие, двигаться вперед и останавливаться). Сразу же поехать на моноцикле по улице у вас вряд ли получится – без опоры начать движение и проехать несколько метров очень сложно. Хотя если вы уверено ездите на двухколесном велосипеде без рук, то вполне возможно и моноцикл вам быстро покорится.
Основная загвоздка заключается в нахождении опоры. Первое время можно пробовать ездить вдоль забора – это наиболее подходящий вариант. Гораздо хуже учиться, когда нет подходящих условий. Кроме того, катаясь возле забора, не очень удобно крутить педали. Идеальный вариант – езда по узкому коридору, где обе руки могут касаться стены. Есть еще один более-менее удобный способ – езда с двумя длинными шестами, которые можно использовать в качестве опоры. Здесь уже нет никаких ограничений, да и педали вращаются свободно, но так вы не научитесь полагаться исключительно на собственные силы.
Освоить навыки катания на 1-колесном велосипеде можно в несколько этапов:
Как только вы почувствуете уверенность в своих движениях, переходите к новой цели – проехать 100 метров, развернуться, не слезая с моноцикла, и вернуться обратно. Если все прошло гладко, можно совершенствовать свои навыки дальше, получая удовольствие и увеличивая нагрузки. Не забывайте о том, что езда на моноцикле – это отличная тренировка вестибулярного аппарата и незабываемое впечатление, которое вы производите на окружающих.
Осваивая технику езды, не забывайте о безопасности. Позаботьтесь о защите головы, коленей и локтей. Не лишними также будут и прочные перчатки, которые уберегут ваши руки от ссадин при падении.
Как превратить двухколесный велосипед в уницикл
Народным умельцам наверняка захочется попытаться переделать двухколесный велосипед в необычную конструкцию с одним колесом. Если где-нибудь в углу гаража скучает старенький байк, так почему бы ему не дать шанс на вторую жизнь? Для работы понадобятся следующие инструменты:
Работа предстоит пыльная. Поэтому вооружитесь защитными очками, керосином и ненужной ветошью. Последовательность действий:
Моноцикл с цепным приводом готов. На данной модификации можно ехать по инерции. При самостоятельном изготовлении уницикла особое внимание следует уделить надежности сварочных стыков. Можно встать ногами и попрыгать. В идеале, в местах стыка не должно образоваться трещин и вмятин. В противном случае работу нужно переделывать.
Советы по выбору уницикла
Для начала необходимо определиться с назначением моноцикла. Одно дело, если вам он нужен только в качестве необычного средства передвижения или агрегата для тренировки вестибулярного аппарата. Совсем другая история, если вы ищете моноколесо для преодоления больших расстояний и езде по пересеченной местности. От этого и нужно отталкиваться.
Выбирая ту или иную модель, помните о том, что размер уницикла должен соответствовать длине вашей ноги (замеры следует производить от промежности до пола в обуви). Брать за основу длину брюк в данном случае не стоит. Краткое руководство, помогающее ориентироваться по размерам колеса:
Если неправильно подобрать моноколесо (например, выбрать слишком маленький размер), то езда на нем будет напоминать катание на детском трехколесном велосипеде. Слишком большое колесо – тоже не самый лучший вариант – сложно маневрировать и держать равновесие.
Высота рамы – еще один параметр, имеющий большое значение. Слишком высокая стойка сиденья не позволяет легко управлять транспортом, а слишком маленькая – даст возможность почувствовать себя клоуном в цирке.
Чтобы не расстроиться после покупки, выбирать велосипед, следует, ориентируясь на следующие параметры:
Главное отличие моноколеса от обычного велосипеда заключается в прямой передаче – ось и втулка объединены, поэтому вращение передачи передается напрямую колесу.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое уницикл. Это оригинальная конструкция является альтернативой обычному двухколесному велосипеду. Моноцикл позволяет тренировать вестибулярный аппарат и осваивать необычную технику катания. Сделать его можно и своими руками можно из обычного велика, если приложить немного усилий и найти необходимые инструменты.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Велосипед с одним колесом
Использование веломобилей
У велосипедных конструкций с 4 колёсами есть отдельное название – веломобиль. Кому может понадобиться такая экзотичная вещь? Разберём подробнее:
Как видим, несмотря на кажущуюся экзотичность, такой вид велосипедов не просто достоин права на существование, но и может серьёзно заинтересовывать определённые классы райдеров.
Превращаем велосипед в уницикл
Любопытных экспериментаторов, безусловно, заинтересует, как сделать велосипед с одним колесом своими руками. В углу гаража скучает ненужный двухколесный велосипед. Выбросить или дать ему вторую жизнь? Воспользуемся вторым вариантом и поступим необычным способом — превратим его в уницикл.
Для модификации двухколесного байка в одноколесный воспользуемся формулой:
Для работы потребуются:
Поскольку работа будет пыльная, запасаемся набором салфеток и керосином.
Приступаем к работе: 1. Полностью освободить раму: снять вилку, колеса, шатуны, цепь.
2. Резкой по металлу отрезать заднюю и переднюю части рамы. В работе нам понадобится только подседельная труба с кареткой и передняя вилка.
3. Расширить вилку на тисках под заднее колесо.
4. Счистить краску с нижней части кареточного стакана, затем вырезать круг диаметром под трубу вилки.
5. На верхнем конце вилки вырезать лунку под окружность кареточного стакана. Кстати, перед сваркой надо разобрать каретку.
6. Сварить переднюю вилку с кареточным стаканом. Далее необходимо проверить прочность сварки под нагрузкой: зафиксировать концы конструкции на двух стульях, сваренный узел посередине навеса и положить кирпич. Можно также встать на конструкцию. Сварка не должна расколоться, в противном случае повторить процедуру.
7. Установить каретку и шатуны с ведущей звездой.
8. На дропауты вилки закрепляем заднее колесо.
9. Протянуть цепь между звездами. Убрать звенья на слишком длинной цепи с помощью выжимки.
Одноколесный велосипед своими руками готов — получили моноцикл с цепным приводом. Вдобавок к этому, на данном велосипеде можно ехать по инерции.
Особое внимание на самодельном уницикле уделяем прочности сварочного стыка. После сборки обязательно проверяем на практике — рама должна остаться прямой и без трещинок!
Основные разновидности моноцикла
Одноколесные велосипеды бывают разных типов. Они отличаются по своему строению, комплектации и назначению. Так, стандартные моноциклы используют для фристайла, триала, передвижения в горной местности и по классическому дорожному покрытию.
Уницикл предназначенный для фристайла применяется для выполнения трюков различной сложности. В основе конструкции лежит одно колесо, узкое седло и вилка с квадратным верхом. Это необычное строение позволяет каскадеру беспрепятственно выполнять трюки.
Велосипед для триала отличается высокой прочностью и надежностью. Конструкция способна выдержать мощную нагрузку и не сломаться под человеком во время выполнения сложных прыжков. Стандартный диаметр колеса в прочном моноцикле равен 19 или 20 дюймам.
Унициклы горного типа предназначены для передвижения в условиях полного бездорожья. В их основе лежит прочное колесо, диаметров 24 или 26 дюймов. Внушительные габариты позволяют беспрепятственно преодолевать длительные расстояния, передвигаясь по корням деревьям, камням и многочисленным склонам. Для повышения уровня безопасности, каждый велосипед горного типа оснащен специализированной тормозной системой.
Дорожные типы моноциклов предназначены для езды в условиях городских дорог. Диаметр колеса варьируется от 26 до 36 дюймов. Большие колеса оптимизируют процесс передвижения и делают его более комфортным.
Существуют и другие разновидности унициклов, в частности жираф (высота конструкции достигает 3 метров), кенгуру (педали расположены в одну сторону), ультимейт (конструкция без седла и рамы) и многие другие. Подобрать оптимальный тип нестандартного транспортного средства не сложно, главное определиться с его назначением и выбрать модель согласно личным предпочтениям.
Вопрос безопасности
Глядя на устройство одноколесного велосипеда, можно подумать, что ездить на таком средстве передвижения крайне небезопасно. Однако в реальности кататься на уницикле в несколько раз безопаснее, чем на двухколесных велосипедах.
Что обычно происходит во время попадания переднего колеса двухколесного велосипеда в углубление при движении на большой скорости? Зачастую наездник перелетает через руль, после чего на него со всей силой обрушивается вес велосипеда. Оказавшись в такой ситуации, наездник уницикла имеет возможность попросту соскочить с сидения вперед, продолжив, таким образом, инерционное движение. Причем происходит это машинально, естественным образом. Поэтому травмы при езде на одноколесных велосипедах получают лишь любители экстрима.
Из чего состоит одноколесный байк, и его разновидности
Когда не знакомый с термином «моноцикл» человек слышит это слово, в его воображении могут возникать сложные ассоциации, плоть до какого-то необычного мотоцикла. На самом деле это простейшая конструкция:
Так выглядит классический уницикл, где не только отсутствует второе колесо, но нет и руля, тормоза и приводной цепи. Езда на нем предполагает постоянное кручение педалей и точную балансировку.
Впрочем, классика — это всего лишь эталон, на самом деле существуют и другие разновидности:
Перечисленные варианты оснащены дополнительными приспособлениями для более простой и безопасной езды. Другая модификация стандартного одноколесника называется ултимейт, который состоит только из колеса и педалей.
Весьма интересна модель «колесо для хомяков», или интроцикл — велосипедист находится внутри. Привод расположен в скользящем зацеплении с колесом, благодаря чему оно беспрепятственно приводится в движение.
Одноколесные велосипеды с тормозами и рулевым управлением оснащены втулками с обгонными муфтами, что позволяет двигаться накатом. Тормоз выполняется только в дисковом варианте, так как тормозить «педалями назад» на уницикле невозможно, а ободную конструкцию зацепить не за что. Клешня расположена под седлом или на руле (для велосипедов с рулевым управлением).
На скорость моноцикла напрямую влияет диаметр обода, так как геометрия рамы сведена к минимуму, а в случае с ултимейтом рама отсутствует полностью. Особенно четко выражена зависимость скорости от размера колеса на классических монобайках:
Уницикл по скорости уступает стандартному велосипеду, и только 36-дюймовое колесо ставит его наравне с полноценным байком.
Стили езды и виды спорта на унициклах
Качественное совершенствование конструкции одноколесных велосипедов позволило им выйти не только на тротуары и площади, но и преодолеть спортивную планку. Так, появились специальные узкие дисциплины, точнее, ответвления от основных, где используются обычные велосипеды:
Триал — преодоление препятствия на пересеченной местности и на высоких скоростях. Особые требования — прочность и выносливость конструкции, также обязательно наличие тормоза.
Фристайл — исполнение трюков на унициклах. Прыжки, петли, развороты, виражи — все это выглядит захватывающе!
OffRoad monocycle — преодоление бездорожья и крутых склонов на уницикле. Сегодня этот подвид велоспорта получает широкое распространение, благодаря легкости и удобству конструкции моноцикла.
Туризм — еще одна дисциплина, которая связана с унициклами. Некоторые модели специально оснащаются багажниками, куда можно положить все необходимое, да и рюкзак на спину никто не отменял. Конечно, о дальних поездках речь не идет, но велотуризм с расстояниями до 150 км — вещь вполне осуществимая на одноколесном велосипеде.
Стрит — наиболее распространенное «цирковое» направление: трюки, преодоление препятствий, прыжки на городских тротуарах. Сюда же входит и стандартная езда на одном колесе
Моноцикл — пока явление нечастое, и один даже его вид притягивает внимание.
Кроме велодисциплин, одноколесный велосипед включен в командные виды спорта:
Хоккей на унициклах причисляется к опасному виду спорта, так как игра проходит на обычном ледовом поле. Используются стандартные клюшки и шайба, которую команда как можно чаще должна забить в ворота противника. Подобные игры ежегодно проводит несколько европейских стран — Великобритания, Германия, Швейцария. На первом этапе участие принимают 8 команд, отбор победителей по «перекрестному» методу, когда каждая команда играет со всеми противниками. Победитель в финалах отбирается по количеству голов, в равнозначной ситуации забивают пенальти.
Баскетбол на велосипедах — игра с мячом, где участники перемещаются, крутя педали. Необходимо постоянно находиться в движении. Это обязательное условие игры. Передачи и броски такие же, как в стандартной игре. Для моноциклового баскетбола используют велосипеды на 24-дюймовых колесах с облегченными педалями. Соревнования активно проводятся в североамериканских штатах и в ряде стран Европы — Франции, Германии, Великобритании. На пике популярности оказалась команда из Пуэрто-Рико как самая сильная в баскетболе на унициклах.
Униполо — новый вид командного спорта, где вместо лошадей используют одноколесные велосипеды. Размеры поля меньше, чем в классической игре, также отличается форма клюшки ввиду особенностей передвижения участников. Моноцикловое поло было открыто в России в 2015 году.
Учимся ездить на одноколесном велосипеде
Освоить велосипед с одним колесом не сложнее обычного. Достаточно нескольких дней упорных тренировок. После того, как научились катать на уницикле, некоторое время придется оттачивать мастерство. Не обойдется без падений с седла, правда, они менее опасны, чем с обычного велосипеда.
Освоить «одно колесо» гораздо легче, когда за плечами имеется опыт вождения обычного велосипеда без рук, и хорошо развит вестибулярный аппарат.
Обучение езде на одноколесном велосипеде состоит из нескольких стадий: 1. Посадка и выдержка равновесия. Для этого необходимо свободно сидеть на велосипеде не передвигаясь. Этот этап самый сложный и отнимает большую часть времени. Для начала потребуется дополнительная опора — перила, стена, мебель, если стоять обучаемся дома
Постепенно отпускаем руку от опоры, смотрим прямо перед собой, концентрируя внимание на бедрах. Как только в отпущенном от опоры состоянии удалось простоять более минуты, можно приступать к движению.
2. Езда вперед. Для передвижения необходимо наклонить корпус и переместить вес тела вперед, а затем плавно прокрутить педали. Для затормаживания уницикла принять строго вертикальное положение или отклониться немного назад. Не стоит сильно выгибать спину, иначе есть риск «выпустить» велосипед. Движения плавные, в случае увода колеса просто соскочить с велосипеда вперед. Руками сильно не размахивать, чтобы не раскачивать колесо. Постепенно увеличиваем дистанции, скорость держим на минимуме.
Во время движения смотрим строго вперед, равномерно распределяем вес по сторонам, смещаясь немного вперед.
3. Повороты — неотъемлемая часть управления велосипедом. На классическом безрулевом моноцикле в поворотах участвуют бедра, как и при управлении обычным двухколесником «без рук». Для наклона и изменения траектории немного переносим вес на одно бедро — в ту сторону, куда собираемся повернуть. После поворота плавно выровнять нагрузку. Начинаем с поворотов большого радиуса, постепенно уменьшая его.
4. На последнем этапе можно увеличивать скорость передвижения. Сильно спешить, однако, не нужно — скорость должна быть такой, чтобы можно было безопасно соскочить с седла на ноги.
Одноколесный велосипед требует особого внимания к выдержке равновесия. Однако в реальных условиях от падений никто не застрахован, поэтому стоит заранее позаботиться об экипировке:
И напоследок посмотрим, чем удобен уницикл в сравнении с двухколесным собратом:
От велосипедиста моноцикл требует повышенной концентрации внимания, гибкости, точности и тщательной «дозировки» движений. При обучении добиваемся такого состояния, чтобы велосипед стал продолжением ног.
Как научиться кататься на уницикле (велосипеде с одним колесом)?
Для того, чтобы уверенно кататься на уницикле, начинающему велосипедисту необходимо регулярно выполнять довольно несложные упражнения. Сначала лучше тренироваться, держась за стену или другой неподвижный предмет, позже — без дополнительной опоры
Обратите внимание, что во время тренировок настоятельно рекомендуется использовать защитную амуницию: наколенники, налокотники и шлем, так как при обучении велик риск упасть и получить травму. Ношение шлема является практически обязательным условием — довольно часто случается, что велосипедист падает назад и не может вовремя поставить руки, что может привести к серьезной черепно-мозговой травме
Итак, от техники безопасности перейдем непосредственно к упражнениям:
Следующее упражнение — движение вперёд. Для этого следует слегка наклониться вперед и начать крутить педали. При этом нога, которая стоит впереди — обеспечивает вращение педалей, а отстающая нога контролирует скорость вращения, чтобы велосипед не выпрыгнул из-под наездника. Чем больше наклон вашего туловища вперед-тем большая скорость необходима для поддержания равновесия. Для остановки следует наклонить туловище назад.
Движение назад. Если Вы научились ехать на уницикле вперед, то движение назад вряд ли станет для Вас серьезной проблемой или вызовет вопросы.
Этапы сборки
Итак, будущий любитель унициклов должен иметь в своём распоряжении старый двухколёсный велосипед и набор инструментов.
Важно сразу определиться со способом, каким вы будете изготовлять своё новое увлечение. Общепринятых два:
Коротко мы рассмотрим первый вариант. Вам понадобится каретка, педали, седло, подшипники и ещё некоторые комплектующие. Особо креативные создатели проектируют свой двухколёсный транспорт с рулём, который при помощи сварки выводят вперёд.
Снимаем вилку и немного расширяем её у основания. Специалисты рекомендуют фиксированную ширину около 130 мм. В ней будет установлено заднее колесо. Вы можете использовать разные диаметры колёс, в некоторых моделях встречаются менее 12 мм.
Чистим каретку от всех ненужных деталей. На ней должна остаться только подседельная труба. Основные запчасти для уницикла готовы.
На следующем этапе вам понадобится сварка, так как эти детали необходимо соединить.
В верхней части вилки просверлите отверстие, диаметром равным диаметру каретки
Используйте специальные свёрла, но если решили работать подручными средствами, то круглый напильник отлично подойдёт.
На этом этапе важно выровнять линию цепи. Она должна быть идеально прямой
Равняется по линии осей каретки и верхней части вилки.
Соединив обе детали через заранее сделанное гнездо, приступайте к сварке.
Следующим этапом сборки одноколёсного велосипеда своими руками станет создание фиксированной передачи. Если у уницикла будет большое количество передач, то им сложно управлять. Это подразумевает отсутствие звёзд разного диаметра. Педали крепятся от колеса в обе стороны. Отсутствуют привычные задние тормоза. Можно кататься как вперёд, так и назад. Торможение на уницикле требует определённых навыков. Тормоз регулируется изменением направления давления на педали. По тому же принципу работает разгон. Конечно, высокие технологии сделали своё дело, можно приобрести модель с тормозами, но мы здесь говорим о классике. Комплектующие втулку детали надёжно там крепятся: шатуны, обод, спицы и другие. Для установки фиксированной передачи существует несколько способов. Самый простой и не самый аккуратный — заварить трещотку.
У большинства изделий такого рода одна проблема. На них спадает цепь. Причём незначительные отличия в длине могут сделать езду на моноцикле невозможной. Поэтому следующим шагом станет добавление дропаутов. Приварите их к нижней части, а к верхней прикрутите болтами через специальные отверстия. Это зафиксирует ровную линию цепи, не факт, что сработает, но попробуйте.
Дополнительно такую проблему создают: нахождение звёзд в разных плоскостях или их люфт. Профессионалы-моноциклисты рекомендуют использовать звёзды на 28 зубьев.
Хорошим способом может стать изменение положения передней вилки. Регулировка угла поможет либо натянуть цепь, либо ослабить её.
Отдельное внимание нужно уделить седлу. На одноколёсном велосипеде нагрузка идёт по позвоночнику и удобство посадки — это важная составляющая унициклов
Четырёхколёсный прототип Джованни Фонтана
В 1418 году Джованни Фонтана построил первое в мире транспортное средство, приводимое в движение мышечной силой человека. Это была четырёхколесная тачанка, имеющая передачу на задние колеса через веревку между деревянными шкивами.
1493 годом датированы эскизы примитивного велосипеда, который, предположительно, был начерчен Леонардо да Винчи, как считали до 1974 года. Дальнейшее изучение чертежей показало, что они не были нарисованы рукой да Винчи. Предположение о том, что эти эскизы выполнил ученик да Винчи после того, как оригинальный чертеж был потерян, также считается ложным. Тест на возраст был выполнен, но библиотека в Милане, принадлежащая Ватикану, скрывает, очевидно, неугодный результат, поэтому эксперты считают эти эскизы недействительными.
Особенности конструкции
Некоторые узлы совершенно не отличаются от других байков для взрослых. Например, колёса и тормозная система – максимум, который меняется – это количество приводимых калиперов или рамок с одного троса – их становится две. Чаще всего тормоза остаются только на задних колёсах и тоже ничем не отличаются.
Привод меняется редко, это педали и цепь, часто один, но иногда и два переключателя скоростей. Приводится усилие на вал задних колёс, что уже является отличием.
Серьёзно меняется рама и руль. Понятное дело, что рама делается под конкретную модель, учитывая множество параметров. Некоторые самоделки представляют собой две обычных велосипедных рамы, сваренных пересекающими трубами, на которых крепится место для сидения и монтируется трансмиссия.
Очень часто велосипед с 4 колёсами двухместный. Ширина пересекающих труб достаточна, чтобы уместить сразу два кресла. При этом приводной механизм может быть разным – как общий вал с двумя блоками педалей, далее объединяющийся одной цепью, так и раздельные приводы для каждого седока. Бывают механизмы и попроще – когда только один человек крутит педали, а другой просто остаётся пассажиром.
Подбираем свой тип
Основное применение унициклов — выполнение акробатических трюков в цирках — сделали его по стереотипу цирковым. Но среди любителей у него с каждым годом становится всё больше поклонников. Подбирая себе для ежедневных прогулок, учитывайте местность, по которой вы планируете ездить.
Есть менее популярные модели. Самая простая из них ултимейт. По сути, это колесо и две педали, отсутствуют седло и рама. Самые высокотехнологичные комплектуются компьютерами и другими примочками.
Современные производители выпускают одноколёсные модели на любой вкус. Вы можете сделать своими руками или выбрать готовую конструкцию. Но не думайте, что купите его за полвелосипеда. Профессиональные унициклы стоят хороших денег.