Как называется верхняя строка сайта
Как называется шапка сайта – почему так важен верх веб страницы
Как называется верхняя часть сайта и зачем она нужна? Как называть неподвижную часть web ресурса в самом верху экрана? Зачем создана это область — главное предназначение и причина появления.
Так называемая «шапка» сайта или одностраничника (landing page), называется – «хедер» (от англ. «head» – глава). Подобную терминологию, чаще всего, используют веб мастера и специалисты по созданию сайтов. Люди, не имеющие отношения к сайтостроению, так и называют верхнюю часть — «шапкой».
Верхняя часть сайта, хедер – зачем нужен
Рассмотрим этот вопрос со стороны обыкновенного пользователя. Человека, не имеющего отношения к реализации веб площадок.
Хедер – неподвижная, верхняя часть сайта, в которой, как правило, располагается самая важная информация: логотип, адрес компании, контактные номера телефонов.
Именно поэтому «шапку» закрепляют и делают ее неподвижной, титульной на всех страницах сайта. Ведь, разумно, когда все главное располагается «на виду».
Если речь идет об интернет-журналах или каких-либо развлекательных ресурсов, то хедер наполняют отличительными знаками, вроде логотипа или фирменной фразы.
«Зачем узнавать?» — спросите вы. Ведь, находясь на сайте человек и так понимает, что читает и где находится.
На самом деле, при органическом поиске через различные системы Яндекс или Гугл – пользователь сразу попадает на запрашиваемую страницу, минуя «главную» страничку или раздел «о нас».
Не редко, прямо в хедере, располагают плагин, позволяющий осуществлять поиск информации по сайту. Так, один из популярных ресурсов – Википедия, создали комбинированный хедер, где расположена строка поиска и логотип.
Как вы поняли, подобная структура особенно актуальная для крупных информационных порталов, досок объявлений, образовательных ресурсов.
Хедер – а что за ним?
Так называемой «чертой хедера» является меню, как правило, располагающееся на его границе. В основном, полосу с пунктами делают в «выпадающем» формате – заглавные разделы закреплены, дополнительные – появляются при наведении.
Как в примере о Википедии, выпадающее меню вполне может размещаться прямо в середине шапки сайта. Но, это скорее исключение из правил.
После основного, верхнего меню, располагается остальная информация и «тело» статьи.
Современные сайты предполагают кликабельные хедеры:
Хедер
сайтаХедер – это верхняя плашка, шапка Сайт Название «header» также используется в значениях «заголовок» и «колонтитул». Одним словом – элемент, который находится выше остальных. В сайтостроении и веб-дизайне под хедером понимают область страницы выше контентной части.
Если использовать аналогию с архитектурой, то подвал – это футер, стены дома с окнами и дверьми – это область контента, а крыша – хедер.
В маркетинге и веб-дизайне шапка сайта выступает первым элементом, на который обращают внимание посетители. У хедера в распоряжении 3-4 секунды, чтобы заинтересовать пользователя. Далее мы в деталях разберем, почему так важна эта область на странице? Рассмотрим основные принципы создания запоминающейся шапки сайта в теории и на примерах.
Почему хедер так важен
Можно ли обойтись без шапки сайта? Да, можно. Но – зачем? Давайте разбираться. Коммерческие сайты, да и вообще любые ресурсы в сети создаются с какой-то целью. В первую очередь – привлечь внимание посетителей. А далее – вызвать интерес контентной частью и побудить человека к целевому действию – покупке, заказу, звонку.
Всё точно как по формуле AIDA: (A) внимание – (I) интерес – (D) желание – (A) действие.
Так вот хедер на сайте – это как раз область захвата внимания посетителей. Давайте рассмотрим, как новый пользователь видит сайт. Многочисленные исследования вывели три модели восприятия контента на странице:
Диаграмма Гутенберга – посетитель изучает страницу зигзагом. Сначала он фиксирует взгляд на левом верхнем углу шапки сайта, затем проводит глазами слева направо в правую точку страницы. Дойдя до конца строки, спускается по диагонали в нижнюю точку и завершает свое ознакомление просмотром подвала сайта слева направо. Получается Z-фигура. Так вот первые впечатления в мозгу человека формируются на этапе просмотра хедера сайта. Если информация не нашла отклика у посетителя, он в 90% закроет страницу.
Z-паттерн – модель схожа с диаграммой Гутенберга. Посетитель также просматривает страницу зигзагом, но этих зигзагов больше одного. Такая модель восприятия часто встречается на ресурсах с блоковой структурой контентной части.
F-паттерн – пользователь изучает контент слева направо, начиная с шапки сайта. Затем он переходит вертикально вниз на одну ступеньку, как бы спускаясь с крыши. Этажом ниже он также изучает информацию горизонтально, то есть слева направо. Соответственно если два первых этажа не заинтересовали пользователя, дальше он читать не будет.
Как вы заметили, при любой модели восприятия, знакомство с сайтом начинается с хедера. Страница, которая не сумеет приковать взгляд посетителя и доходчиво объяснить суть за 3-4 секунды, будет провальной. В условиях жесточайшей конкуренции в интернете, второго шанса создать хорошее впечатление может и не представится.
Именно поэтому шапка сайта – обязательный элемент на каждой странице сайта. Но здесь важно понимать, что хедер на главной и на внутренних страницах должен отличаться. Речь идет не о новом дизайне, а о полном и сокращенном варианте отображения. Например, на главной используйте шапку с максимальным набором элементов. А вот на внутренних страницах применяйте сокращенный вариант. Достаточно отобразить лого, меню, телефон.
Что размещают в хедере?
С важностью шапки сайта разобрались. Рассмотрим, что может и должно быть в хедере для лучшего восприятия страницы пользователем.
Это блоки контента, которые встречаются в 95% хедеров сайтов. Landing Page и одностраничники могут быть и без меню.
Вы уже догадались, что попытка «впихнуть» все элементы в шапку сайта – это признак безвкусицы. Хедер должен привлекать, но в тоже время он не должен отталкивать посетителя от главной информации. Всегда помните о трех золотых правилах при создании шапки сайта – стильно, просто, функционально!
Главные принципы создания хедера
Чтобы создать действительно привлекательный и функциональный хедер придерживайтесь следующих принципов:
Каким должен быть header с точки зрения дизайна? Шапка должна сочетаться с общим оформлением сайта. Хорошо, когда дизайнеру предоставляется брендбук компании. Тогда он может использовать готовые фирменные цвета, шрифты и другие элементы визуальной айдентики.
Что делать, когда фирменного стиля, как такового, нет? В этом случае изучите тематику проекта, подберите подходящие изображения и цветовую гамму. Например, для корпоративной среды подходят приглушенные тона: серо-голубой, серый, белый и другие цвета.
А вот если разрабатывается хедер для ниши B2C, то стоит использовать яркие цвета и тематические изображения. Например, лендинг по обслуживанию стиральных машин может иметь шапку в бело-голубой гамме. Не лишним будет в хедере отобразить фото стиральной машинки и рядом мастера с улыбкой на лице. Это поможет идентифицировать сайт за 2-3 секунды.
Уделите также особое внимание созданию логотипа. Он должен сжато, но максимально понятно отображать суть проекта, бизнеса. Например, для сервиса стиральных машин – это может быть схематичное изображение стирального барабана и разводного ключа. Конечно, существуют темы, которые сложно отобразить графически. Скажем, маркетинг или реклама. В этом случае на помощь приходит название бренда, описание и слоган.
Дизайн шапки на примерах
Рассмотрим несколько примеров хедеров разной направленности.
Header для медиаперсоны
Известная личность, звезда экрана, шоумен или шоувумен – словом, человек-бренд – всегда отображает на главной странице свой образ.
На сайте Ани Лорак видим, собственно, саму медиа-персону и довольно минималистичный дизайн с меню, логотипом-именем звезды. Ниже ссылки на аккаунты в соцсетях и переключатель языковой версии сайта.
Другой пример хедера медиаперсоны – сайт Ольги Бузовой.
Еще более минималистичный дизайн. Фото телезвезды, имя в качестве логотипа, ссылки на аккаунты в соцсетях. Ниже телефон для связи с администратором Бузовой по вопросам творческой и общественной деятельности.
Хедер для интернет-магазина
Задача шапки в онлайн-магазине – привлечь внимание посетителей и направить их в каталог или на страницу популярных товаров. Смотрим пример интернет-магазина обоев.
Мы видим интерьер комнаты со стильными обоями. Логотип помещен посередине, справа контакты и кнопка/ссылка «Заказать звонок». Слева – описание, что это интернет-магазин стильных обоев. Маркетологи попытались позиционировать онлайн-магазин на элитную аудиторию. Посередине кнопка «Получить каталог».
Другой пример зарубежного сайта с шапкой в минимализме.
Здесь мы видим слева логотип и название бренда, справа – меню, поиск и корзину. Ниже два изображения товара из коллекции, кнопка перехода в каталог. В правом нижнем углу кнопка «Написать сообщение». Всё!
Шапка для сервисных сайтов
Рассмотрим пример сайта компании, которая оказывает мелкий и срочный ремонт на дому – «муж на час».
Видим логотип посередине хедера, слоган. Справа – описание деятельности, слева телефон и кнопка «Заказать звонок». Ниже картинка улыбающегося мастера с «золотыми руками» и рядом оффер с кнопкой «Получить консультацию». Всё просто, но эффективно.
Более сложный пример с клининговой компанией.
В шапке стандартно слева направо размещены логотип, описание деятельности, телефоны и ссылка на карту «Как до нас добраться». Ниже помещается довольно большое меню. Под ним тематическая картинка: кухня блещущая чистотой и сам мастер чистоты с инструментами. Также слева дополнительное вертикальное меню.
Ещё один пример сервисного сайта – грузоперевозки.
Хедер для корпоративного сайта
Рассмотрим один пример шапки сайта компании по оказанию консалтинговых услуг в сфере IT.
Обратите внимание на цветовую гамму хедера. Серые и зеленые тона. Серый цвет придает ощущение стабильности, а зеленый – фирменный цвет компании. В левом верхнем углу располагается логотип, посередине описание деятельности, справа область контактов и обратной связи. Здесь размещается и поле поиска. Меню расположено ниже. Удачно подобраны картинки – улыбающиеся сотрудники располагают к заказу консультаций.
Резюме
Мы изучили, что такое хедер сайта. Познакомились с его ролью для поисковых систем и посетителей. Рассмотрели основные принципы создания шапки, и примеры реализации этих правил. Важно запомнить простую аксиому: если человека встречают по одежке, то сайт – по хедеру.
Элементы интерфейса сайта
Элементы интерфейса, их еще называют элементы управления, которые используются при разработке сайта и при его использовании. Рассказываем, что есть что на самом деле.
Кнопка — элемент, при нажатии на который происходит какое-то действие на сайте.
Radiobutton — позволяет пользователю выбрать одну опцию.
Checkbox — позволяет выбрать несколько опций.
Select — позволяет пользователю выбрать одну опцию из выпадающего списка.
Accordeon — элемент интерфейса состоящий из заголовков и скрываемого и открываемого контента.
Слайдер — переключатель изображений (или другого контента) работающий автоматически или вручную.
Контент — текст, изображения, видео, то есть наполнение сайта.
Popup — небольшое всплывающее окно в углу экрана.
Модальное окно — разновидность всплывающего окна. Оно появляется на большую часть экрана и блокирует работу с остальным сайтом. Это может быть форма обратной связи, или просмотр фотографий в вк и фейсбуке.
Блок (Экран) — смысловой элемент включающий в себ я информацию только об одной сущности. Обычно блок начинается с заголовка и отделен от следующего каким-либо визуальным решением, цветом, линией, тенью.
Раздел — страница сайта. Тут все просто.
Шапка (хеддер / header) — самая верхняя часть сайта. Обычно в ней расположены логотип, меню и контактная информация. Шапка чаще всего бывает закрепленной, т.е. она перемещается вместе с перемещением пользователя по странице.
Подвал (футер / footer) — самая нижняя часть сайта. Чаще всего в ней расположена карта сайта, контактные данные, быстрые ссылки на популярные разделы, копирайт, политика конфиденциальности и ссылка на разработчика сайта.
Галерея — набор из нескольких изображений.
Превью (preview) — изображение или часть другого контента, уменьшенная в размере. При нажатии на превью открывается исходный размер контента, отображаемого в превью.
Бордер — обводка элемента. Бывает solid (цельной), dashed (линиями) и dotted (точками).
Тултип (tooltip) — подсказка, всплывающая при наведении на элемент.
Курсор Поинтер (Pointer) — тип курсора в виде руки с вытянутым указательным пальцем. Обычно появляется при наведении на ссылку.
Курсор Текст (Text) — тип курсора, стандартный для редактирования текста.
Навигация — любой вид элементов позволяющий перенаправлять пользователя на похожий элемент будь то страница, другая картинка, следующий текст и так далее.
П агинация — нумерация страниц, обычно отображенная как навигация в конце страницы.
Списки — в веб интерфейсах присутствуют нумерованные списки (цифрами), маркированные списки (точки, квадратики, кружки, черточки) и списки определений.
Стрелочки — вид навигации.
Поисковая строка — строка для ввода поискового запроса.
Плеер — элемент воспроизводящий аудио и видеофайлы.
Ползунок — предназначен для ввода чисел в указанном диапазоне.
Текстовое поле — поле для ввода текстовых значений.
Поле пароля — поле для ввода пароля. Автоматически скрывает символы, заменяя их на точки.
Маска — это значения, указывающие формат допустимых значений входных данных в поле.
Ссылка — элемент интерфейса перенаправляющий вас по адресу, указанному в нем.
Якорь — элемент интерфейса перенаправляющий вас по адресу и к конкретному элементу, указанному в нем.
Вкладки (табы) — элемент интерфейса, так же как и аккордеон, состоит из заголовка и скрытого контента, на который можно попасть при обращении к заголовку.
Строка загрузки — элемент, показывающий степень загрузки контента или исполняемой функции.
Переключател ь (switch) — элемент интерфейса, который позволяет выбрать одно из состояний, чаще всего вкл/выкл.
Алерт окно — всплывающее окно, блокирующее взаимодействие пользователя не только с элементами на данной страницы, но и в целом со всем браузером.
П релоадер (Preloader) — анимированный элемент, воспроизводящийся в процессе загрузки сайта, видео, изображений и другого контента.
Рейтинг (Rating bar) — элемент интерфейса показывающий среднюю оценку.
Теги — элемент чаще всего располагающийся под контентом. Показывает принадлежность статьи, товара и пр. к конкретной категории. Зачастую при нажатии на тег, вы попадете на страницу со всем контентом, у которого есть такой тэг
Хлебные крошки — навигационная цепочка — элемент интерфейса, показывающий путь от начала до того уровня, где в данный момент находится пользователь.
Header и footer: основные принципы создания шапки и подвала сайта
Шапка и подвал сайта: что такое, назначение
Некоторые элементы веб-страницы более важны для создания первого впечатления, юзабилити и восприятия дизайна сайта в целом. Такими элементами является header и footer.
Пример футера сайта:
Что размещают в хедере сайта
В шапку сайта могут помещать следующие разделы:
Не все элементы должны присутствовать в хедере. Дизайн шапки профиля ограничивается только представлениями дизайнера, нет каких-то обязательных объектов. Однако, некоторые элементы существенно повышают уровень конверсии: если в шапке размещены контакты и кнопка для обратной связи, вероятность отклика пользователя значительно повышается, так как эти элементы видны клиенту в первую очередь.
Рассмотрим несколько примеров хедеров и остановимся на их особенностях.
Примеры дизайна шапки сайта
Классический вид
Двойное меню
В тех случаях, когда ресурс крупный и содержит множество страниц, прибегают к такому приему, как двойное меню.
В интернет-магазине как правило большое количество товаров и категорий, поэтому магазин «Эльдорадо» разбил меню на две части: основное и выпадающее при наведении.
Большое изображение: фото личности или продукта
Например, так выглядит сайт Ани Лорак. Внимание обращено на личность певицы, поэтому размещаются ее фотографии крупным планом. При скроллинге шапка трансформируется и превращается в обычную горизонтальную линию:
Анимация
Чтобы сделать дизайн более привлекательным и запоминающимся, некоторые дизайнеры прибегают к нестандартным решениям и вставляют в хедер анимированные изображения. На примере качается инструмент для сбора металла:
Такой подход тоже имеет место быть, однако, такие анимации занимают много места, поэтому необходимо заранее продумать расположение элементов.
Меню «гамбургер»
После нажатия на значок, появляется страница с меню:
С точки зрения юзабилити сайта нельзя сказать, что это плохой вариант. Такое меню пришло из мобильной разработки и уже привычно пользователям. Гамбургер подойдет промо-сайтам, где основной акцент идет на качественное представление продукта с помощью фото или видео. Для интернет-магазинов такой вариант не подходит, так как клиенту важно иметь в быстром доступе корзину, избранные товары и поле поиска.
Шапка на главном экране
Иногда дизайнеры не выделяют шапку сайта как отдельный блок и встраивают ее в главный экран. Обычно это минималистичное решение, где представлены только ссылки на основные разделы сайта и логотип компании. Особенно такой прием используется в дизайне лендингов.
Шапка-иллюстрация
Иногда дизайнеры отходят от стандартного представления шапки профиля и встраивают навигацию в виде иллюстрации, где ссылки размещены на отдельных объектах. Например:
Это интересное дизайнерское решение, однако, клиент не сразу понимает, как взаимодействовать с интерфейсом, поэтому нужно использовать такие приемы с осторожностью.
Стилизованная шапка
В том случае, если дизайн сайта выполнен в каком-то определенном стиле, нередко шапку сайта также делают стилизованной. На этом примере в хедере расположены известные здания Москвы, с ссылками на страницы с описаниями:
Некоторые бренды под каждый праздник разрабатывают новую шапку для создания атмосферы праздника на сайте. Мы писали об этом в статье, посвященной подготовке сайта к Новому году.
Страница без шапки
Некоторые дизайнеры отходят от традиционных понятий дизайна и не делают шапку сайта в принципе. Например, заменяют верхний блок необычной навигацией, как на этом примере:
Очень сложно оценивать такие решения с точки зрения юзабилити. После перехода на сайт первое время нужно понять, как устроена навигация и что сайт предлагает посетителям. О том, что лучше выбрать, креативность или юзабилити, читайте здесь.
Основные принципы создания хедера
Создавая дизайн хедера, веб-дизайнеру нужно помнить, что это первый элемент, который видит пользователь, и один из самых используемых в интерфейсе. Поэтому необходимо подходить к созданию шапки с особой тщательностью и помнить о юзабилити.
Как оформить шапку, которая будет удобна для клиента, вписываться в стиль всей страницы и способствовать увеличению конверсии? Дадим несколько советов по созданию дизайна хедера.
1. Обращайте внимание на типографику
В первую очередь клиент читает названия разделов и предоставленную компанией информацию: контактные данные, интересные предложения. Поэтому нужно выбрать читабельный шрифт, который не будет ухудшать восприятие.
2. Принимайте во внимание стиль сайта и его назначение
3. Обращайте внимание на расположение элементов
4. Уделите внимание кнопке и веб-форме обратной связи
5. Сделайте хедер фиксированным, если это не нарушает общую концепцию дизайна
Этот пункт больше относится к разработке, однако, дизайнер тоже должен его учитывать. Фиксация хедера означает его перемещение вместе со скроллингом. На нашем сайте при скролле шапка как будто прилипает к верху страницы и всегда находится перед глазами пользователя:
Зачем нужен подвал сайта
1. Визуально завершает дизайн
Бесконечный скроллинг давно не приветствуется в дизайне сайта, так как создает у пользователя ощущение незавершенности. С помощью подвала сайта мы даем клиенту понять, что контент закончен и предлагаем перейти к следующему разделу.
2. Помогает совершить целевое действие
Дополнительные контактные данные или призыв к действию помогает подтолкнуть клиента к совершению покупки или заказу услуги, подписке на рассылку.
3. Направляет пользователя
Дочитав очередную статью пользователь может не возвращать к шапке сайта, а найти нужную информацию в футере.
4. Предоставляет пользователю нужную информацию о компании
Нередко в футере размещают сведения о компании, документы и сертификаты, политику конфиденциальности и прочее.
Примеры дизайна подвала сайта
Рассмотрим, какие элементы могут размещаться в подвале сайта и какой подвал может быть с точки зрения дизайна.
Карта сайта
Контактная информация
В отличие от шапки сайта, в подвале можно предоставить более подробные сведения: несколько телефонов для связи, полный адрес компании и ее расположение на карте. Например, в нашем футере мы разместили адрес и схему проезда до нашего офиса в Москве:
Элементы навигации
Чтобы улучшить навигацию, иногда в футере размещают другие элементы, помимо ссылок на разделы, например, кнопку «наверх», чтобы клиенту не пришлось прокручивать страницу обратно:
Ссылки на социальные сети
Призыв к действию
Чтобы подтолкнуть клиента к целевому действию, некоторые дизайнеры размещают в подвале блок с призывом к действию:
Стилизованное оформление
Иногда сайт завершают просто красиво оформленным подвалом с контактными данными:
Без футера
Как и в случае с хедером, некоторые решения не предусматривают использования подвала сайта:
Основные принципы создания футера
Правильно оформленный футер может не только украсить сайт и привести страницу к логическому завершению, но и принести клиенту пользу, увеличить уровень конверсии сайта.
Несколько рекомендаций по разработке дизайна футера.
1. Делайте футер отличным от общего контента сайта
Чтобы выделить элемент навигации, обратить внимание на контактные данные, дизайнеры обычно делают футер темного цвета или как-то выделяют его из общего фона.
2. Обращайте внимание на типографику
Как и при создании хедера, нужно использовать хорошо читаемые шрифты, следить за интервалами и отступами, чтобы ссылки не сливались друг с другом.
3. Учитывайте важность иерархии
При разработке футера разбивайте его на несколько блоков, сделайте понятными списки и заголовки разделов, учитывайте границы между элементами. Так пользователь легко разберется в содержимом и найдет нужную информацию.
Студия дизайна IDBI уделяет особое внимание разработке header и footer сайта. Мы понимаем, что не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому подходим со всей тщательностью к содержимому этих двух важных элементов сайта. Примеры наших работ можно посмотреть в разделе «Портфолио».