Как называется вступление к опере садко

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, Bolshoi Theatre Orchestra

Народный рейтинг популярности: 56795

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию

«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.

Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.

Служба на флоте

Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (1)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Источник

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко».

Как называется вступление к опере садко. Sadko. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-Sadko. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка SadkoК сюжету новгородской былины о Садко Николай Андреевич Римский-Корсаков впервые обратился в 1867 году. Идею подсказал ему критик В. Стасов, поначалу предлагавший сюжет М. А. Балакиреву и М. П. Мусоргскому, но они энтузиазма не проявили, а вот Н. А. Римского-Корсакова идея заинтересовала. Садко – не вполне типичный для былинного эпоса герой. Это не богатырь, сражающийся с врагами Руси и чудовищами – это сначала бедный гусляр, а затем богатый купец, странствующий по «окиану-морю синему», попадающий в подводное царство, встречающийся там с Морским царем, которого покоряет своей игрой на гуслях, и его дочерями… Такой герой мог увлечь Н. А. Римского-Корсакова как воплощение чудесной силы искусства. Привлекал его и образ моря, играющий столь заметную роль в сюжете – ведь он недавно вернулся из кругосветного путешествия, морских впечатлений было больше, чем достаточно.

За три с половиной месяца Н. А. Римский-Корсаков создал симфоническую картину «Садко», в том же году она была исполнена под управлением М. А. Балакирева, который весьма высоко оценил произведение. Но в 1880-х годах образ новгородского купца-гусляра вновь завладевает воображением композитора – теперь он задумывается о создании оперы. В разработке плана будущего произведения ему помогли Н. Финдейзен, В. Ястребцев, Н. Штруп, В. Стасов. Либретто написал В. Бельский, с которым Н. А. Римский-Корсаков впоследствии сотрудничал не раз. Источниками послужили различные варианты былины «Садко, богатый гость», былина «Терентий-гость», сказка о Морском царе и Василисе Премудрой из сборника А. Н. Афанасьева, стих о Голубиной книге.

Над оперой «Садко» Н. А. Римский-Корсаков работал в усадьбе Вечаша, расположенной недалеко от Пскова. Он особенно любил работать, сидя на мостках над озером – соприкосновение с водной стихией особенно способствовало погружению в историю о Морском царе и царевне Волхове. Сюжет в процессе работы подвергся изменению – появилась Любава, жена главного героя.

Жанр оперы «Садко» Н. А. Римский-Корсаков определил как «опера-былина». Стихия былины, эпоса ощущается здесь во всем. Опера не разделена на акты – она состоит из семи картин, расположенных симметрично: в первой, четвертой и заключительной сосредоточены массовые сцены, во второй и шестой – фантастические образы, а в третьей и пятой – лирико-драматические. Некоторые события представляются дважды – например, осмеяние Садко на пиру излагается в последующей песне скоморохов. Даже речитативы оперы проистекают не из разговорной повседневной речи, а из былинного сказа. Мелодиями песенного склада обрисованы образы реалистические, противопоставленные фантастическим, охарактеризованным причудливыми мелодиями и необычными гармониями.

Вновь – второй раз после «Снегурочки» – возникает в опере Н. А. Римского-Корсакова пленительный образ ирреальной женщины. Музыкальная характеристика царевны Волховы – дочери Морского царя – во многом близка образу дочери Мороза и Весны: «холодный» тембр сопрано, причудливый вокализ при первом появлении. Подобно Снегурочке, Волхова, преображаемая любовью, проходит путь от холодного стихийного существа до страдающей женщины, чтобы погибнуть в финале – обратиться в реку Волхов – простившись с любимым в проникновенной лирической арии-колыбельной. Как и в «Снегурочке», ирреальной девушке противопоставлена женщина из плоти и крови – Любава.

Характеризуя фантастические образы, Н. А. Римский-Корсаков не ограничивается красками оркестровыми – он ищет новых ладовых «красок». Тема Морского царя построена на искусственном ладе, известном как «гамма Римского-Корсакова» – тон-полутон.

Одним из главных «действующих лиц» оперы «Садко» остается море. «Окиан-море синее» – такое название носит оркестровое вступление к опере «Садко». Она построена на кратком нисходящем мотиве, состоящем всего из трех нот. Его варьирование создает выразительную музыкальную картину моря. Эта тема становится лейтмотивом моря, который не раз возвращается на протяжении оперы.

Н. А. Римский-Корсаков завершил оперу «Садко» в 1896 году. В Мариинском театре, где предполагалось ее поставить, с нею ознакомились И. Всеволжский – директор императорских театров, дирижер Э. Направник и другие. Учитывая неудачу предыдущей оперы Н. А. Римского-Корсакова – «Ночь перед Рождеством» – дирекция изначально отнеслась к новому его произведению предвзято, оперу даже не дослушали до конца, сочли слишком сложной для постановки, но все же оставили последнее слово за императором. Тот посоветовал вместо этой оперы «подыскать что-нибудь повеселее». После неудачи в Мариинском театре музыкальный критик С. Кругликов посоветовал Н. А. Римскому-Корсакову поставить оперу в Московской частной опере С. И. Мамонтова.

Премьера оперы «Садко» состоялась в Москве в декабре 1897 года. Н. А. Римского-Корсакова этот спектакль не удовлетворил – композитор усмотрел в нем множество недочетов – но оперу хорошо приняли и зрители, и критики.

Источник

Как называется вступление к опере садко

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Как называется вступление к опере садко. 230. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-230. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 230

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» — это образец подлинного народного стиля. Она завораживает своим необычным сюжетом и привлекает сказочно-фантастическими образами, а также столь любимой композитором зарисовкой морской стихии. Кроме того, все красочное действие разворачивается на фоне народных тем.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Садко» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Садкотенорновгородский певец и гуслярЛюбава Буслаевнамеццо-сопраножена СадкоФома Назарычбасстаршина НовгородаЛука Зиновьичтенорвоевода НовгородаНежатаконтральтоюный киевский гуслярОкеан-Моребасповелитель моряВолховасопранодочь морского повелителя

Краткое содержание «Садко»

Как называется вступление к опере садко. 60. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-60. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 60

По сюжету спектакля Садко – новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Песни, в которых музыкант осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается славить богатство, пришлись не по нраву высшей знати, и его прогоняют с городского пира. Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. По душе пришлось творчество молодого человека дочерям Царя Морского, и одна из них – Волхова, предсказала Садко благополучие и пообещала подарить три рыбки золото-перо. Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Пообещал Садко предоставить доказательства, что есть в Ильмень-озере диковинная золотопёрая рыба. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками. Сказочно разбогател Садко, сразу же собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в страны заморские. Дома осталась ждать его красавица жена.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы. Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород.

Как называется вступление к опере садко. 916. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-916. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 916

Продолжительность спектакля
I АктII АктIII Акт
50 мин.60 мин.60 мин.

Фото:

Как называется вступление к опере садко. 232. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-232. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 232 Как называется вступление к опере садко. 233. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-233. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 233

Как называется вступление к опере садко. 234. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-234. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 234 Как называется вступление к опере садко. 235. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-235. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 235

Интересные факты

Как называется вступление к опере садко. 918. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-918. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 918

Как называется вступление к опере садко. 917. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-917. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 917

Популярные арии и номера из оперы «Садко»

Музыка «Садко»

Как называется вступление к опере садко. 919. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-919. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 919

У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.

Как называется вступление к опере садко. 920. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-920. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 920

Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы «прекращается», и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и «морской» лейтмотив в музыке к произведению.

История создания «Садко»

Работать над «Садко» Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В.В. Стасову. Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество. Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.

После переделанной партитуры образовались новые персонажи. Гусляр Садко, народный певец обзавелся женой Любавой, которая любила мужа, была ему предана и верна. Также сцены с народом были увеличены, стали более развиты, и обогатились новыми элементами. Такая музыкальная драма получила полнокровный, правдивый характер. И это повествование о мощной, неповторимой народной жизни заняло значительное место среди других великих оперных классический произведений.

Постановки

Как называется вступление к опере садко. 236. Как называется вступление к опере садко фото. Как называется вступление к опере садко-236. картинка Как называется вступление к опере садко. картинка 236

Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил «Садко» к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра. Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин !

Именно, благодаря «былинному речитативу», как считал сам Римский-Корсаков, опера «Садко» выделялась из других написанных произведений композитора.

«Садко» — это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Она раскрывает перед слушателем образы старинных сказаний и былин. Эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова .

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Н.А. Римский-Корсаков «Садко»

Источник

Класс: 5

Ключевые слова: опера «Садко»

Презентация к уроку

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Элементы содержания: опера-былина «Садко».

Требовния к уровню подготовки обучающихся:

ЗНАТЬ сюжет (либретто) оперы «Садко».
УМЕТЬ анализировать составляющие средств музыкальной выразительности.

Вид контроля: интонационно-образный анализ фрагментов из оперы.

Элементы дополнительного содержания: знакомство с былиной.

Цель: определить роль и значение музыки в былинах и сказках.

Материал: Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; ПЕСЕНКА ПРО СКАЗКУ
музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц, «Приходи, сказка» из к/ф «Там, на неведомых дорожках», Музыка и слова: В.Дашкевич – Ю.Ким, словарь “эмоций”.

Оборудование: Мультимедийный проектор, аккустическая система подключенная к компьютеру, презентация, тексты песен.

1. Организационный момент

Исполнение: «Песенка про сказку» музыка Сергея Никитина, стихи Юнны Мориц.

Учитель: Сказка умница и прелесть… разве можно как то по-другому о ней сказать? Кто не любит сказку? Чем же привлекает сказка художников, писателей, поэтов, композиторов?

Дети: чудесами, волшебством, приключениями …

Учитель: Назовите авторов любимых сказок, сказочных картин и музыки?

Дети: Васнецов, Пушкин, Лядов, Римский-Корсаков и т.д.

2. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова

3. Повторение пройденного материала

Учитель: Его настоящая область деятельности – опера, притом сказочная, легендарная, фантастическая. Его называют величайшим среди музыкантов сказочников. Особенно его привлекают сказки Пушкина. Давайте вспомним некоторые из них.

Дети: Узнают оперы по стихам «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Садко».

Учитель: Из огромного творческого наследия композитора мы остановимся на одной опере – былине – «Садко». Это – одно из первых значительных произведений композитора. Сначала Римский-Корсаков сочинил симфоническую картину «Садко». Позже он ее использовал для создания оперы-былины.

Учитель: Вспомните, что такое опера? Почему композитор решил именно оперу написать о Садко, ни балет, не сюиту?

Дети: Сообщение учащихся о былине

Былины— русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины— «ста?рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Былина связана с песней, а песня играет главную роль в опере.

(обратить внимание на жанр – песня причина выбора композитором оперы)

Учитель: Каких вы знаете былинных героев?

Дети: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич

Учитель: Чем же так прославился Садко?

Дети: Он был талантливым гусляром.

Учитель: Давайте познакомимся с ним поближе, в этом нам поможет опера.

Как во славном Нове-городе
Был Садко, веселый молодец;
Не имел он златой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских

4. Изучение нового материала

Учитель: Где можно послушать оперу?

Дети: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ.

Учитель: Назовите самые известнейшие в мире театры оперы и балета. Кто из вас там побывал?
Ребята, что нужно для того чтобы опера появилась на сцене?

Дети: Сочинить музыку, создать костюмы, сделать декорации.

Учитель: Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Многие слова, а так же описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса – различных былин, песен, заговоров, причитаний и т.п.

Учитель: Вспомните, как называется пьеса, предназначенная для постановки на сцене.

Дети: либретто

Либретто пишется на основе литературного произведения. Это еще раз подчеркивает связь музыки и литературы. В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Учитель: И вот мы с вами в театре. Уже меркнет свет, стало совсем темно, только оркестр чуть светится. Опера началась. Звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка? Попробуйте дать ей название.

(Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

Дети: Что – то волнующее, наверное, вода или море.

Учитель: Правильно. Вступление называется «Океан – море синее». Как композитор передает характер моря?

Дети: Динамикой. Спокойное море, перекатывающиеся волны, музыка звучит на пиано, бушующее море – на форте.

Учитель: Какие инструменты симфонического оркестра помогают нам услышать «краски моря»?

Дети: Самые певучие струнные смычковые – скрипки, виолончели показывают, как одна волна набегает на другую, а медные духовые инструменты звучат как фанфары, рассказывая о силе и мощи океана.

Повторное слушание (Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Садко» «Океан – море синее»)

Учитель: Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра сказочные и реальные образы создают музыканты.

Знакомство их произошло на Ильмень – озере, во второй картине.

Учитель: Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невеселыми мыслями приходит сюда Садко. Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Звучит видео-фрагмент из оперы «Садко» (нажать на картинку «гиперссылка») После прослушивания фрагмента учитель задает вопросы

Учитель: Скажите в какую обстановку ввела нас музыка? В реальную или сказочную?

Дети: В сказочную.

Учитель: К кому обращается в своей песне Садко?

Дети: К природе, к дубравушке, к Ильмень – озеру, к трость – дереву. Музыка его песни похожа на русскую народную протяжную песню, в которой воспевается природа

Учитель: А какой инструмент сопровождает пение героя?

Дети: Арфа

Учитель: Правильно. Звучит арфа, потому что ее звучание очень похоже на звучание гуслей, она звучит будто едва слышное журчание озера у самого бережка. Давайте попробуем напеть первые фразы песни – арии Садко

5. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

(Учащиеся разучивают первую песню Садко)

Учитель: Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Очарованный Садко приближается к той, что краше всех. Он хочет знать, кто она, кто другие сестры-девицы. Но не отвечает на вопрос красавица, а только ласково благодарит гусляра за прекрасную грустную песню, что «долетела до глубокого дна Ильмень-озера» и покорила всех своей искренностью.

1. Слушание сцены появления лебедей
2. Просмотр сцены появления лебедей
Нажимаем на картинку «гиперссылка»

По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки».

Слушание второй песни Садко «Заиграйте, мои гусельки». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Давайте мы разучим немного эту песню. Обратите внимание что главная мелодия песни многократно повторяется, но каждый раз появляется в новом оркестровом наряде.

Учитель: В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трех рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

Учитель: И действительно все, что пообещала Волхова, сбылось. Теперь богат гусляр, и поет ему славу народ. Садко собирает дружину, снаряжает корабли и просит заморских гостей поведать про далекие края, чтобы знать ему, куда плыть.

Учитель: Варяжский гость рассказывает про свою родину – туманный северный край. Чудеса и дивные богатства далекой Индии восхваляет гость Индийский. Город звонких песен, торговый город Веденец, что средь моря встал, воспевает Веденецкий гость.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Учитель: Что можно сказать о характере музыки?

Дети: Суровая, мужественная, величественная музыка. Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Учитель: Как называется низкий мужской голос?

Дети: Бас.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Учитель: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Дети: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Дети: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Учитель: Как называется высокий мужской голос?

Дети: Тенор.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Учитель: Определите характер музыки.

Дети: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный. Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”.

Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка».

Учитель: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Дети: Очаровательная, восхитительная, блестящая. Мужской голос, исполняющий песню, называется – баритон

Учитель: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Дети: Темп, динамику, тембр, мелодию…

Учитель: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Дети: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель: “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”. Садко корабли, собрал дружину и отправился в путешествие.

Учитель: Двенадцать лет он по морю плавает, а дани царю морскому не платил. И вот он велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается, нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. Потребовал морской царь выкуп и спустился Садко на дно морское развеселил все морское дно своими песнями и отдал морской царь в жены ему царевну Волхову. И снова помогает Волхова Садко, теперь вернуться на землю.

Учитель: В последней седьмой картине мы познакомимся еще с одной песней.
На берегу Ильмень – озера спит Садко. Сквозь сон он слышит мелодию.

Звучит фрагмент из оперы «Садко» «Колыбельная Волховы». Просмотр видеоролика нажимаем на картинку «гиперссылка»

Учитель: Какую песню поёт наша героиня?

Дети: Мелодия очень медленная похожая на колыбельную, поет морская царевна, она фантастическая героиня

Учитель: Фантастические переливы оркестровых красок дают понять чудесное происхождение героини. Конечно же, это колыбельная Волховы.

Римский-Корсаков писал в своей летописи «Вариации колыбельной песни Волховы, прощание с Садко и исчезновение считаю одними из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания».
«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос, и исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась.

А я, царевна Волхова,
Подруга вещая твоя,
Туманом легким растекусь
И быстрой речкой обернусь.

Голос исчезающей Волховы, тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы, показывая, как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Учитель: Развеялись волшебные чары подводного царства, весь новгородский люд приветствуют смелого Садко, который проложил путь Новгороду в страны заморские. Слышится торжественный трезвон колоколов, и вместе торжественно поют: «Морю синему слава, Волхове – реке слава!»

6. Подведение итогов урока

Учитель: Как вы думаете, Садко реальный герой или выдуманный.

Дети: Реальный. Это опера – былина, поэтому здесь описываются реальные события, но добавлена сказка.

Учитель: Озеро Ильмень существует на самом деле и река Волхов есть. Как в жизни наших предков сочеталось реальное и таинственное, так и у Римского – Корсакова противопоставляются два образа, два мира. Но побеждает всегда реальное, человеческое начало, а фантастические образы, принявшие на какое – то время человеческий облик и соприкоснувшиеся с людьми, возвращаются вновь в природу т.к. обречены на невозможность соединения с людьми.

Учитель: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Дети: Становится разнообразнее, интереснее. Грустные и веселые песни покорили сказочных существ, силы природы, подводное царство и принесли славу великому Новгороду.

7. Исполнение песни учащимися

Исполнение песни»Приходи, сказка» (Приложение 1). Нажимаем на картинку дракон (минусовка) «гиперссылка».

8. Домашнее задание: посмотреть худ фильм САДКО и нарисовать Нептуна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *