Как называется выступающий на конференции
Кто такой спикер и какими качествами он должен обладать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если спросить у людей, кто такой спикер, мнения разойдутся.
Одни скажут, что это руководитель какого-нибудь государственного органа. Другие сравнят с оратором или докладчиком на мероприятии.
И все окажутся частично правы. Ведь термин «спикер» имеет множество значений, о которых вы узнаете в этой статье.
Спикер — это.
В переводе с английского языка слово «speaker» переводится как «говорящий» или «оратор». В настоящее время есть 4 основных значения этого термина.
В юриспруденции
Слово «спикер» возникло в 1377 году в Англии и означало руководителя нижней палаты парламента (что это?).
Тогда эту должность занял Томас Хангерфорд. Сейчас термин официально употребляют только в англоязычных странах.
Так, с ноября 2019 года спикером в парламенте Великобритании стал Линдси Хойл. Он обладает следующими полномочиями:
Аналогичные функции выполняют председатели Палаты общин Канады и Палаты представителей США. Их тоже называют speaker. Спикер – это выборная должность.
В политике
В политике (в том числе в России) спикерами часто называют не только руководителей парламентов, но и глав местных органов управления, пресс-секретарей, специалистов по связям с общественностью.
То есть, любых лиц, которые выполняют представительские функции. Однако официально такой термин нигде не закреплён.
В разговорной речи
Сейчас понятие практически стало синонимом для слов «докладчик» и «выступающий». Особенно часто его употребляют в науке и бизнес-среде.
Спикер – это человек, который выступает с докладом на конференции, лекции, семинаре, тренинге или другом мероприятии.
В сфере IT
Иногда спикером называют динамик (громкоговоритель) технического устройства. Например, колонки или материнской платы.
3 качества идеального спикера на мероприятии
От умений выступающего как минимум на 50% зависит успех мероприятия.
Не зря уважающие себя компании стараются приглашать профессионалов, чтобы завоевать доверие целевой аудитории.
Хороший докладчик обладает следующими качествами:
Сейчас к спикерам выдвигают дополнительные требования, связанные развитием IT-технологий.
Так, докладчик должен проявлять активность в социальных сетях, уметь готовить и показывать презентацию (это что?), обращаться с аудио и видеоаппаратурой.
Заключение
Итак, в самом широком смысле спикер – это выступающий на публике человек. Неофициально термин используют для обозначения любого докладчика, а официально – как название главной должности в парламенте.
Но в любом случае спикер должен быть красноречивым, обаятельным и умным.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
У нас и сами политики называют руководителя парламента спикером и журналисты от них не отстают. Любят всякую иностранщину тащить в дом. Члены СФ называют себя сенаторами, хотя в российском законодательстве и этот термин отсутствует.
Молодежь сейчас не знает что такое спикер. И если у более взрослых, кому больше 30, есть еще ассоциации о политике, то сейчас — это просто докладчик.
Слово «спикер» вообще не русское, но у нас сейчас тенденция замещать все иностранными. Раньше кстати просто говорили — докладчик «такой то».
Кто такой спикер на конференции
Многие люди всячески избегают публичных выступлений, стесняясь полного зала людей или боясь оплошать. Чаще всего предпринимателям предлагают такую возможность, для осуществления толчка в их карьере. Сегодня в нашей статье мы и рассмотрим, кто такой спикер на конференции.
Кто такой вице спикер
Для того, чтобы понять, кто такой вице спикер, нужно разобрать значение слова «спикер». В переводе с английского speak – «говорить». Основная задача данного лица произносить речь или что-либо на публике. Их можно увидеть в совершенно разных сферах, но цель будет едина.
Вице спикер призван заменять самого спикера, когда он отсутствует. В его функции входит только то, что было утверждено вышестоящим должностным лицом. В случае неисполнения возложенных обязанностей, спикер может предложить отстранить его от работы с последующим увольнением.
Выполняемая им работа может быть очень обширной и тяжелой. Он должен будет выполнять все требуемые от него задачи. Например, подготовка к конференции, написание торжественной речи или презентации для самого спикера. В своем роде он, как дополнительный вебмастер для сайта, работа которого не менее важна, чем у основного.
Кто такие спикеры мероприятий
Далее давайте рассмотрим, кто такие спикеры мероприятий. Многие известные брендовые организации берут красноречивых ораторов, которые очень популярны и узнаваемы среди обычных людей. Они будут им незаменимы, ведь хороший спикер может вдохновить публику, привлечь внимание на предложенную продукцию или услугу.
Программа мероприятия готовит заранее, тем более, если оно крупное или ежегодное. Организаторам рекомендуется искать спикеров лучше за 6 месяцев и внимательно подобрать нужное лицо. Нередко когда известные медийные личности обрекают всё на провал, из-за отсутствия харизмы и невозможности донести материал.
Стоит отметить, что спикер может задать тон всему мероприятию и сделать фирменный стиль организации уникальным. Поэтому не стоит экономить средств и сил во время подбора нужного специалиста.
Кто такие спикеры в бизнесе
Не лишним будет знать, кто такие спикеры в бизнесе. Они могут с помощью своих знаний «продать» билеты на форумы, конференции и семинары. Главное активно содействовать во время разработки их программы, иначе у аудитории будет нехорошее впечатление.
Как мы уже говорили, к любому бизнес-мероприятию нужно заранее готовиться. Организатор должен отработать идею, презентацию, репетицию, брифы совместно со спикером. Также очень важно корректно рассчитать время на подготовку. Работа, как у конструктора сайтов, должна быть выполнена безупречно, для успешного продвижения товара или услуг.
Стоит отметить, что личную встречу целесообразнее проводить по видеосвязи для обсуждения основных моментов выступления. При этом во время обновлений в проекте, например, появлении новых партнеров, нужно обязательно уведомлять всех спикеров.
Вся выполненная работа спикеров оформляется в письменном виде и передается режиссеру на проверку. Он проверяет все действия и контент. Не стоит пускать все на самотек, когда за 5 минут до мероприятия человек приноси флешку с необходимыми документами, которые еще могут быть не прочитаны устройством. Всё нужно делать так, как если бы Вы решили грамотно настроить Яндекс Директ самостоятельно или с помощью специалиста.
Работа спикера на важных крупных мероприятиях незаменима. Не стоит бояться нанимать ораторов, ведь они могут продвинуть Вас и Ваш бренд далеко вперед. Но только при условии, что Вы очень внимательно подойдете к выбору человека, претендующего на эту должность.
Как начать выступление на конференции: пять приемов с примерами
Тренеры бюро подготовки публичных выступлений «Глагол» делятся инструментами, как сделать вступление и быстро собрать внимание аудитории.
Большинство спикеров не любят вступления. Часто в начале выступающий чувствует себя неловко и не знает, как подвести к теме. Появляется фраза по умолчанию: «Добрый день, меня зовут… последние 15 лет я занимаюсь … и сегодня я расскажу, как …».
Для слушателя вступление — это обещание, что дальше будет что-то интересное. Поэтому задача первых минут речи — заинтересовать и вызвать доверие. Заход «Здравствуйте, меня зовут…» повторяется обычно от спикера к спикеру и от этого не помогает захватить внимание.
Вот еще некоторые штампы для вступлений:
Все эти приемы нейтральны сами по себе, но из-за частых повторов превратились в информационный шум. Аудитория пропускает их мимо ушей, а вы теряете важные минуты первого впечатления.
Теперь представьте, что после нескольких одинаковых вступлений спикер неожиданно начинает речь с личной истории или кейса, который слушателям будет интересно рассказать своим приятелями. Придумать такие ходы непросто, поэтому тренеры бюро «Глагол» сделали подборку инструментов для вступлений.
Прием, когда речь начинается с главной мысли выступления, редко встречается в России. Попробуйте вместо приветствия сразу начать с сути — емкого утверждения, которое вы дальше раскроете.
Например, Михаил Казиник начал свое выступление на TED c фразы «Послушайте, школа умерла. И если новая школа не возродится, то можете готовиться к третьей мировой войне». Параллельно тут работают два приема: спикер погружает слушателей в контекст и отстраивается от других выступающих.
Брайан Стивенсон привлек 1,3 млн долларов за одну речь на TED. То же выступление стало рекордсменом по длительности аплодисментов. Тема Стивенсона сложная — недостатки судебной американской системы и дискриминация.
Особенность этого выступления в том, что четверть выступления спикер потратил на установление контакта с аудиторией. Первые пять минут Брайан рассказывал личную историю про свою бабушку, которая видела в каждом внуке индивидуальность. История вызвала интерес и доверие — только после этого спикер начал говорить о несправедливости суда в США.
История необязательно должна быть личной. Начните с кейса, рабочей ситуации. Так Марк Робер в начале выступления рассказывает о результатах A/B теста, когда он попросил своих подписчиков сыграть в простую игру и запрограммировать движение машинки. По факту игры было две: в одной ты после неудачной попытки просто пробуешь снова, а в другой — в случае проигрыша снижались баллы.
Обратите внимание: Робер не стал показывать экспертность и рассказывать про А/В тест, который он раскатал на репрезентативной выборке. Спикер адаптировал контент под аудиторию неспециалистов.
Суть приема в том, чтобы разбить рамку, которую задали предыдущие спикеры. Если это деловая конференция и все обычно начинают с официальных приветствий, расскажите что-то личное. Если все начинают с рассказа, покажите видео. Рисуйте на доске, если до этого спикеры иллюстрировали речь слайдами. Спуститесь в зал, поменяйте локацию на сцене, говорите без микрофона. Отстройка может быть и по содержанию, и по подаче.
Вот пример разрыва шаблона с российской конференции Epic Growth Summit. Антон Бондарев, основатель «Кухни на районе» в начале выступления говорит: «Сегодня вы будете слушать истории о том, как растут компании, какой опыт вы можете вынести для своего бизнеса. Но я хотел бы подойти с другой стороны. И расскажу про вас, про конкретно каждого из вас». Такое вступление отличает Антона от других спикеров, а еще включает личный интерес: что это такое будут говорить обо мне?
Еще один пример: юрист Дмитрий Гриц на форуме «Будь больше, чем юрист» выступал с темой «Новые тренды отбора молодых сотрудников. Как увидеть “звезду”?» Он начал свое выступление сразу с ответа на поставленный вопрос. Во весь слайд было написано слово «Никак». И дальше черный экран, конец презентации.
Обычно когда речь об идет о цитате, вспоминаются школьные травмы. Но источником цитирования может быть не только Аристотель или Сократ. Возьмите высказывание Дудя, Варламова, Лебедева. Процитируйте известного в вашей сфере специалиста или участника вашей команды, если это локальная встреча.
По-честному, этот прием встречается настолько редко, что даже хорошего примера мы не нашли. Поэтому рекомендуем брать в работу как можно скорее. А если попалось видео, где спикер все-таки начинает с цитаты, поделитесь в комментариях.
Формат задания тоже может показаться буллшитным — сразу представляется, что вы просите слушателей встать и начать обмениваться визитками или объятиями. На деле задание бывает мягким и не требующим активного действия от слушателей. Например, показать картинку и попросить предположить, что это. Или предложить выбор между двумя вариантами.
Чемпион по запоминанию Джошуа Фор начал свое выступление с простого задания: закрыть глаза и представлять все то, что он говорит. Фор предлагал неожиданные и абсурдные картинки: например, танцующую на вашем журнальном столике Бритни Спирс. В середине выступления спикер вернулся к этому упражнению — странные образы зрители помнили так же ярко спустя 15 минут.
«Не хочу конференцию!». Проводим митапы, хакатоны, питчи и другие форматы
Надоел обычный формат конференции, где секция идет за секцией, один спикер выступает за другим, отвечая на пару-тройку вопросов из зала? Хочется чего-то свежего и нового? Попробуем найти решение в новых форматах проведения мероприятий.
Время не стоит на месте, как и потребности event-индустрии. Аудитория уже не хочет быть просто сторонним наблюдателем, люди хотят быть участниками того, что происходит перед ними, хотят быть включенными. Лучшими спикерами становятся не те, кто хорошо выступают, а те, кто умеет выстроить с аудиторией диалог. Ответом изменившимся потребностями могут стать отличные от обычных конференций, более интерактивные форматы мероприятий. Поговорим поподробнее о некоторых из них.
Митап
Все большую популярность начинают набирать митапы. Митап ¬– встреча специалистов одной сферы для обмена опытом и знаниями, обсуждения актуальных тем и проблем в неформальной обстановке. Как правило, это короткие 1,5-2-часовые мероприятия, где самое важное – тема для обсуждения.
В программе такого мероприятия чаще всего могут быть доклады 1-2 спикеров, а остальное время площадка работает в режиме «свободного микрофона», где каждый присутствующий может поделиться своим мнением и опытом по обсуждаемой теме, задать свой вопрос аудитории. То есть основная цель митапа – живое общение между участниками, их обмен идеями, мыслями и, возможно, даже поиск решения проблем.
Главная особенность митапа – это неформальная атмосфера, поэтому важно, чтобы его участники могли свободно передвигаться по площадке и общаться не только с несколькими своими соседями. Идеально, если вся площадка разделена на две части:
Митапы могут проводиться регулярно, собирая на площадке представителей тех же сфер, при условии изменения обсуждаемых вопросов.
Часто митапы используют для создания сообществ (профессиональных, по сферам интересов). Например, для того чтобы перевести online-сообщество в режим offline. В России наиболее популярны митапы в IT-сфере, поэтому может показаться, что на таких мероприятиях обсуждают только программирование, технологии, стартапы и предпринимательство. Но тема может быть абсолютно любой: начиная с маркетинга и продаж, заканчивая путешествиями и уходом за домашними животными.
Хакатон
Хакатон — форум, творческая площадка, во время работы которой специалисты из разных областей сообща в режиме нон-стоп решают какую-либо проблему за ограниченное время. Обычно хакатоны длятся от одного дня до недели и заканчиваются презентацией итоговых разработок.
Слово «хакатон» образовалось от слияния «хакинг» и «марафон». Дословно – «марафон программистов». Изначально подобные мероприятия предназначались только для специалистов разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры), которые за обозначенный промежуток времени должны были найти решение определенной технологической проблемы, создать действующий прототип приложения и т.п. Но сейчас существуют хакатоны не только для программистов, но и для маркетологов, дизайнеров, инженеров-проектировщиков и других отдельных специалистов. На хакатонах могут рассматриваться даже вопросы социального характера.
Участники обычно ничем не ограничены в своих действиях и фантазиях, главное – успеть до окончания времени. Хакатон – отличная возможность для участника проверить себя на прочность, улучшить уже имеющиеся навыки, познакомиться со специалистами той же сферы, и даже получить предложения работы – эксперты часто присматриваются к тем, кто успешно проявляют себя во время мероприятия.
Для проведения хакатона очень важно подобрать подходящую площадку. Во-первых, доступ на площадку должен быть круглосуточным, так как многие участники работают и по ночам. Во-вторых, должны быть организованы рабочие зоны, где команды смогут расположиться сами и разместить свою технику, и зона отдыха, где можно вздремнуть в мягком кресле или пуфике и перекусить.
Организация базового питания участников – тоже не менее важный аспект: чай, кофе и снеки всегда должны быть на площадке для поддержания сил и духа участников.
Питч-сессии
Питч-сессии могут быть частью и митапов, и хакатонов. Без них не обходится уже ни одно мероприятие, где есть конкурс проектов.
Цель питча — заинтересовать инвестора и привлечь финансирование. На выступление отводятся считанные минуты (от 1 до 7 минут, в зависимости от формата), поэтому оно должно быть максимально доходчивым. Качественный питч имеет жесткую структуру и строится из четких логических блоков. Чем меньше времени, тем меньше блоков.
Питч-сессии также активно используются среди кинематографистов. С их помощью представители индустрии привлекают внимание к своим новым проектам в области кино, ищут финансирование и кадры для их реализации.
Несмотря на то, что питчинги всегда предполагают вынос какого-либо вердикта каждому из представленных проектов, площадки, где они проводятся, являются точкой для возникновения новых знакомств и идей, бурного обсуждения актуальных вопросов сферы. В целом, питч-сессии – это всегда очень динамичные и яркие мероприятия.
Печа-куча
Еще один формат, похожий по объему на питчинг, но при этом абсолютно неограниченный тематически – печа-куча. Формат пришел к нам из Японии и представляет с собой короткую историю о чем угодно, рассказанную с помощью 20 слайдов. При этом каждому из слайдов посвящается всего 20 секунд. Таким образом, общее время презентации составляет 6 минут 40 секунд.
Сегодня печа-куча – это всемирное движение, на неформальных встречах которого собираются креативные люди и обсуждают самые разнообразные идеи – от вопросов сохранения экологии и новых веяниях моды, до рецептов приготовления кофе и новшествах в сфере технологий.
Такой формат позволяет за короткий срок изложить самую необходимую информацию, при этом спикер может свободно общаться с аудиторией – ведь он точно знает в какой момент и о чем он говорит. Кроме того, между выступлениями обязательно проводятся перерывы, которые называют «drink and talk», на которых спикер может ответить на все возникшие вопросы аудитории, а аудитория поделиться своим мнением друг с другом за бокалом какого-либо напитка.
Печа-куча отличаются своей динамикой и бурным обсуждением тем после выступлений, чем очень быстро перестают напоминать офисные презентации и стандартные конференции в каком бы то ни было виде.
Это далеко не все существующие интерактивные форматы проведения мероприятий. Все больше нестандартных решений превращают обычные конференции в яркие и по-настоящему интересные события. Главное – включать фантазию и не бояться отступать от общепринятых концепций.
15 эффективных советов спикерам или Как покорить аудиторию на конференции SNCE
К сожалению, не каждому это дано: кто-то стесняется сцены, кто-то стряпает аляповатые слайды, кто-то не умеет работать с аудиторией. В итоге вместо восторженного рёва толпы вам достаётся холодный пот и чувство опустошения. Знакомо?
Ничего страшного — мы научим вас выступать. С помощью организаторов конференции SNCE, которая состоится в Москве 27-28 марта, мы подготовили 15 простых советов, которые помогут вам провести лучшее выступление в жизни и порвать зал так, как это делал Стив Джобс.
Страх выступлений — самый распространённый после страха смерти. Однако же, 15-минутный доклад вряд ли вас убьёт, бояться здесь нечего. Важно помнить, что в зале сидят такие же люди, как и вы, и они точно так же чувствовали бы себя неуютно на вашем месте.
Перед выступлением важно уличить минуту и выйти на сцену, пока зал ещё пуст — тогда обстановка во время речи не застанет вас врасплох, вы будете знать, что вас ждёт.
И постарайтесь обратить своё волнение в преимущество — пускай адреналин помогает вам быть бодрее, а не сковывает движения. В конце концов, выступать — это весело.
К выступлениям всегда нужно готовиться, особенно если это для вас в новинку. Продумайте основные тезисы, структуру доклада, расставьте акценты; подготовьте заранее шутки, ответы на возможные вопросы, оденьтесь подобающим образом — в общем, сделайте всё, чтобы быть во всеоружии. Это не только сделает ваше выступление более цельным, но и не даст вам нервничать лишний раз — вы же знаете, что всё предусмотрели.
Что касается текста выступления — порой его можно написать заранее, но лучше не читать с листа (это всех бесит), а заучить или хотя бы накидать основные моменты на небольшие карточки. Или же можно опираться на слайды.
Вообще, с презентацией на экране нужно обращаться очень бережно — она не может быть недостаточно информативной, иначе она не сможет помочь вам собраться с мыслями, и она не должна быть перегруженной — иначе зрители просто забьют на вас и примутся вычитывать текст на экране. Берите пример со Стива Джобса: «один слайд — одна мысль». Не нужно выкидывать в слайды весь конспект вашей речи — достаточно одного тезиса или забавной картинки, иллюстрирующей вашу мысль.
И не нужно усердствовать с шрифтами, цветами и анимацией — люди должны смотреть на вас, а не на мельтешение за вашей спиной.
Выступление — это беседа, просто с некоторым количеством человек (и не очень важно, трое их или тысяча). Точно так же, как и отдельный собеседник, большая аудитория будет чувствовать ваше к ней отношение. Не забывайте, что вы стараетесь донести мысль именно до людей в зале, а не до своего подбородка — именно поэтому стоит следить за тем, как вы говорите, как вы двигаетесь, куда вы смотрите.
Не забывайте смотреть людям в глаза — они это любят. Чтобы расшевелить слушателей, достаточно несколько раз пошутить (особенно в самом начале), позадавать вопросы, заставить их подвигаться (хотя бы просто поднимая руки).
Следите за своим телом — не нужно стоять столбом в центре сцены, держа руки в карманах — потихоньку перемещайтесь (не быстро, иначе у людей будет болеть шея), жестикулируйте. Чтобы правильно двигать руками, важно помнить о том, что движения должны быть не резкими и не широкими. Иногда можно просто сложить руки ладонями друг к другу и постоять, главное — не скрещивать руки, это плохой жест.
Важный момент — люди любят истории. Ещё лучше, если это что-то личное, история из жизни, свой опыт (даже если печальный). Вы не можете давать людям советы (никто не может давать людям советы), но можете показать, как это сработало конкретно в вашем случае. Аудитория расчувствуется, поймёт, что вы свой парень, и будет прислушиваться к вам впредь. Ну и это хороший повод разрядить атмосферу.
А атмосфера отлично разряжается юмором. Если вы прирождённый комик — отлично, можете немного импровизировать прямо на ходу, но всегда лучше подготовить какую-то шутку заранее. И нельзя с этим переусердствовать — да, это растопит зал, но одновременно может превратить ваше серьёзное, в общем-то, выступление в балаган.
Важно ещё на стадии подготовки понять, кто эти люди перед вами, что они хотят узнать и зачем. От этого зависит то, как вы преподнесёте информацию — очевидно, что люди разного возраста, сферы деятельности и социального статуса и слушают по-разному. Подросткам нужно что-то поживее и с картинками, совету директоров важны графики продаж, люди на тренинге личностного роста хотят видеть успешные примеры. Во всех случаях вы не только доносите разную информацию, но и по-разному её упаковываете.
Очень многие перед выступлением и в его начале напряжены до предела — а то как же, здесь 50 человек и все на вас смотрят, нельзя их подвести. Но это бренное — если у вас есть готовый материал, то ваше дело — просто его представить. Не нужно париться о том, что о вас думают и как, просто расслабьтесь и делайте своё дело. Кроме того, вы заметите, что как только ваша речь начинается, вы с каждой минутой чувствуете себя увереннее — психосоматическая система понимает, что убивать здесь никого не собираются, и помидорами закидывать, в общем-то, тоже. Так ради чего переживать?
«Правило утки» — это метод, упомянутый в одном из наших недавних текстов. Утка под водой постоянно перебирает лапами, совершает большой объём работы, но сверху мы этого не видим — её морда всегда безмятежна. Так же должно происходить и с вами на сцене — в любой ситуации улыбайтесь (к слову, всегда нужно улыбаться) и выглядите здорово.
Если вы ошибаетесь, если сгорел проектор, если во время речи вам пришла СМС от девушки о том, что она вас бросает — это всё неважно, вы должны продолжать. Ошибку всегда можно свести на шутку, вместо слайдов взять флипчарт, симпатичные девушки есть и в зале. Помните, вы — утка. Пока вы на сцене, у вас всё хорошо.
Внешний вид очень важен — люди сперва оценивают вас по внешности, а уже затем по тому, о чём вы говорите. Поэтому постарайтесь надеть чистую и выглаженную одежду, причесаться, помыться, почистить туфли и не сутулиться.
Регулярно просматривайте записи выступлений мастеров этого дела — того же Джобса или гостей конференции TED. Следите за их манерой речи, жестами, работой со слушателями, построением фраз — все эти фишки могут вам пригодиться. Если хотите практиковать мимику, посмотрите на известных комиков (лучше американских) — они знают, что их ужимки усиливают эффект шутки в тысячу раз, почему бы вам не позаимствовать этот метод? Смотрите, как держатся на сцене другие люди и копируйте.
Для примера — лекция Сэра Кена Робинсона, которая собрала больше 25 млн. просмотров и стала самым популярным видео на TED:
Тут всё просто — чем больше вы выступаете, тем быстрее учитесь это делать. Опыт помогает во всём.
Тем более, что практикуясь, вы набьёте синяки — и в другой раз уже не допустите такую же ошибку. Вы заранее будете знать, что лучше иметь с собой запасную батарейку для пульта, подготовить ответы на неприятные вопросы, не пререкаться с неприятным зрителем или не затягивать время выступления.
Кстати, насчёт вопросов — вы, безусловно, должны продумать ряд типовых ответов, но заодно помните, что невозможно знать всё. Гораздо лучше честно признаться, что вы не знаете ответ, чем что-то придумывать на ходу или врать. Если у конкретного слушателя вопросов накапливается много, то стоит предложить ему обсудить это всё после выступления — иначе вы потратите время впустую.
Паузы — мощный инструмент, используйте их. Иногд паузы более выразительны, чем слова, стоит научиться ими играть. В любом случае, не нужно бешено тараторить — люди должны успевать за вашей мыслью. А если вы на секунду запнулись, можно обратить это в плюс — глотнуть воды, немного походить, собраться с мыслями — вас за это никто не осудит (только если вы не броситесь судорожно копаться в своих записях).
Анекдоты про Штирлица учат нас, что финальная точка — самая важная, это то, что люди запомнят лучше всего. Поэтому в конце нужно резюмировать свою речь, подвести итоги, ещё раз дополнительно озвучить важнейшие утверждения. Здесь же обычно наступает время для вопросов — если вы были достаточно сообразительны, чтобы не отвечать на вопросы прямо во время выступления (это сильно сбивает структуру рассказа, поэтому лучше заранее договориться с аудиторией, что вы на все вопросы ответите после).
И помните — если вы на сцене, то это ваш звёздный час. Пользуйтесь им на всю катушку. И улыбайтесь!
Узнать, работают ли эти правила, можно на Social Networking Congress & Expo 2014 27-28 марта.