Как называется явление опадания листьев
Листопад
Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.
В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.
В субтропической зоне наблюдается похожее явление. Причиной там является не зима, а ежегодная засуха.
В районах с холодным климатом листопад отсутствует, так как в таких условиях листопадные деревья не могут существовать, а могут существовать (до определённого предела) только хвойные деревья. Сброс хвои же идёт медленно и постепенно (за исключением лиственниц).
Хвойные растения, например, ель и сосна, намного лучше переносят сухие периоды, поэтому они в умеренных зонах вечнозелёные. Количество воды, которое испаряется лиственными породами, в 6—10 раз превышает количество воды, испаряемой хвойными. Это, с одной стороны, связано с меньшей поверхностью испарения, с другой, — с различиями в строении.
Берёза в пересчёте на 100 г листьев за лето испаряет около 80 литров воды, для сосны эта цифра составляет около 9 литров. Лиственница занимает промежуточное место между лиственными и хвойными породами.
Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега.
Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом. Это объясняет то обстоятельство, что в тропической зоне с однородным в течение всего года климатом листопад всё же существует. Там он происходит не в короткие сроки, а распределяется на весь год, и поэтому менее заметен.
Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября.
Листопад (биология)
Листопад (биология)
Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.
В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается. Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения, не сбрасывали листву, они бы засыхали.
В субтропической зоне наблюдается похожее явление. Причиной там является не зима, а ежегодная засуха.
Хвойные растения, например, ель и сосна, намного лучше переносят сухие периоды, поэтому они в умеренных зонах вечнозелёные. Количество воды, которое испаряется лиственными породами, в 6—10 раз превышает количество воды, испаряемой хвойными. Это, с одной стороны, связано с меньшей поверхностью испарения, с другой, — с различиями в строении.
Берёза в пересчёте на 100 гр листьев за лето испаряет около 80 литров воды, для сосны эта цифра составляет около 9 литров. Лиственница занимает промежуточное место между лиственными и хвойными породами.
Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега.
Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом. Это объясняет то обстоятельство, что в тропической зоне с однородным в течение всего года климатом, листопад всё же существует. Там он происходит не в короткие сроки, а распределяется на весь год и поэтому менее заметен.
Листопад в изобразительном искусстве
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Листопад (биология)» в других словарях:
ЛИСТОПАД — опадение листьев обычно У деревьев и кустарников, реже у трав (крапива, недотрога). Листья могут опадать одновременно все в определённый период года (напр., у листопадных деревьев) или постепенно по одному в течение длительного времени (у… … Биологический энциклопедический словарь
Лист (биология) — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Лист — У этого термина существуют и другие значения, см. Лист (значения). Лист … Википедия
Мезофилл — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Абаксиальная сторона — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Абаксиальный — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Абаксиальная сторона листа — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Брюшная сторона — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Вентральная сторона — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Дорзальная сторона — Лист Осенние листья Лист (множ. листья, собир. листва) в ботанике наружный орган растения, основной функцией которого является фотосинтез. Для этой цели лист, как правило, имеет пластинчатую структуру, чтобы дат … Википедия
Межсезонье: почему осенью желтеют листья
Рассказываем про природные красители и коротко отвечаем на вопросы про межсезонные трансформации в природе
Зимой и летом одним цветом — только хвойные растения, а вот лиственные деревья меняют свой цвет раз в году. Разобрались с экспертом, откуда в листьях появляется цвет, почему он меняется именно осенью и зачем это происходит.
Откуда в природе цвет
За цвета в природе отвечает группа органических соединений, которые называются красителями. Они встречаются в окраске не только листьев растений, но и овощей, животных, птиц и рыб.
🌳 Хлорофилл — самый известный краситель в растениях, отвечает за зелёный цвет.
🌽 Каротиноиды — придают растениям жёлтый оттенок. Тыква, кукуруза, канарейки, фламинго, лосось, омары, креветки и нарциссы окрашены каротиноидами.
🍊 Флавоноиды — отвечают за оранжевый цвет. Их высокое содержание характерно для петрушки, лука, цитрусовых, облепихи, гречки и тёмного шоколада.
🍅 Антоцианы — это красный, пурпурный и фиолетовый цвета. Они дают окраску красным яблокам, помидорам, винограду и лепесткам многих цветков.
Как работают красители
Чтобы органическое соединение выглядело цветным, оно должно содержать цепочку сопряжённых двойных связей или присоединённых к ней поставляющих или принимающих электроны заместителей. Это следует из электронной теории цветности органических соединений. В листьях растений молекулы и соединения в них как раз такие, поэтому независимо от сезона сами листья не прозрачные, а цветные.
А, например, у большинства молекул, входящих в состав бензина, таких связей нет, поэтому он почти бесцветный.
Почему осенью желтеют листья
Это происходит из-за смены температуры и сокращения светового дня. Для производства хлорофилла, который отвечает за зелёный цвет в растениях, листьям требуется много тепла и света. Когда лето заканчивается, сокращается световой день, понижается средняя температура воздуха и, следовательно, производство хлорофилла замедляется, а существующий хлорофилл разлагается. В результате другие соединения, присутствующие в листьях, выходят на первый план и влияют на цвет листьев.
Какие деревья меняют цвет листьев
Из-за изменения светового дня все лиственные деревья меняют окраску. Не меняют окраску только хвойные деревья.
Почему осенью опадают листья
Это происходит из-за нехватки воды. Вода в грунте замерзает и не попадает в корни растений, в то же время с поверхности листа испаряется столько же воды, сколько и летом. Поэтому растения сбрасывают листву, чтобы не засохнуть.
Рассказываем школьную программу так, что хочется учиться
Листопад
Прекрасный осенний листопад, вызывающий чувство чего-то ушедшего — это всего лишь явление природы, которое никто не может ни остановить, ни спланировать. Деревья в какой-то момент развития решают: «Пора». Парки и сады вспыхивают багрянцем, роняют на землю разноцветные листья.
Что такое листопад
Защитный механизм деревьев и деревянистых кустов, характеризующийся сменой цвета листьев и их опаданием, называется листопадом. Обычно он совпадает со сменой сезонов, но встречается и в субтропиках — местах чередования влажного и засушливого сезонов. Древовидные растения переносят неблагоприятный для себя период в «голом» виде, без листьев, в то время как наземная часть травянистых одно- и многолетников отмирает после наступления первых заморозков. Сам процесс опадания листьев не приносит вреда, наоборот, он полезен для дерева.
Причины листопада
Период вегетации сменяется листопадом, после которого растения некоторое время пребывают в спячке. Такое приспособление растений базируется на естественных факторах:
Кроме природных факторов, существуют другие причины листопада: болезни и вредители (микозы, насекомые), химические и атмосферные загрязнения.
Почему листья разноцветные
Раскраска осенней листвы зависит от наличия различных природных пигментов.
В течение периода вегетации деревья усиленно потребляют белки и сахара, которые вырабатываются хлорофиллом под действием энергии солнца. Преобладающим пигментом выступает зеленый, другие цвета находятся как будто «в тени», ждут своего часа.
Листопад у хвойных
Ели, туи, кедры тоже сбрасывают хвою. В хвойном лесу земля покрыта слоем опавших иголок. Иглоподобные листки хвойных деревьев растут круглый год, вытесняя старые, которые постепенно опадают.
Листопад в тропиках
В местах, где нет четкой смены времен года, растительность всегда зеленая. В тропических лесах невозможно увидеть «голое» дерево. Но это не значит, что листья не опадают. Смена происходит в течение всего периода роста — одни листки распустились и «работают», другие находятся в стадии почек, третьи осыпаются.
Последовательность процессов
Подготовка к листопаду происходит в несколько этапов, намного раньше, чем первый листок оторвется от ветки. Изменение температуры окружающей среды, длительности светового дня, недостаток влаги становятся толчком к биологической цепочке:
Значение листопада в жизни растений
Цикличное опадание листьев имеет важное биологическое значение:
Процесс, в прямом смысле, спасает жизнь растений. Опавшая листва, даже находясь на земле, приносит пользу — укрывает корни от промерзания, питает грунт органикой.
Визуально определить, что листопад начался, просто — меняется цвет кроны. Как только уменьшается подача воды и интенсивность светового дня, хлорофилл вырабатывает все меньше глюкозы, разрушается. Начинает проявляться каротиноид, окрашивающий листья в желтый и оранжевый, синтезируются антоцианы — носители красного пигмента. Коричневый цвет приобретают те листья, у которых красящего пигмента нет. Цвет дают обезвоженные клеточные стенки.
Конспект занятия «Осенний листопад»
Аверьянова Екатерина
Конспект занятия «Осенний листопад»
Цели: Расширить представления детей о природном явлении листопаде.
учить передавать образ лиственного дерева посредством красок, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, клен); учить детей композиционно грамотно располагать предметы на листе бумаги. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей фантазию, память, любовь к Русской природе.
— Способствовать закреплению знаний об осени, вспоминая ее признаки;
— развивать навык детей рисовать деревья с помощью гуаши;
— стимулировать творческую активность детей.
— закрепить названия цветов (желтый, красный, оранжевый)
— воспитывать аккуратность в работе с красками.
— Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
— Воспитывать любовь к Русской природе
— Учиться замечать красоту.
Предварительная работа: беседа с детьми об осени, о ее признаках, наблюдения за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций с изображением осени, осенних листьев.
Материал и оборудование: листочки с деревьев; кисти, подставки для кистей, гуашь, палитра, салфетки, баночки с водой, восковые карандаши, тонированные альбомные листы.
Музыкальное прослушивание: «Времена года, Осень» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Послушайте стихотворения.
Постарайтесь представить себе
картину того состояния природы, о котором написали поэты.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Воспитатель: В какое время года падают с деревьев листья?
Дети: Листья опадают с деревьев осенью.
Воспитатель: Что означает слово «листопад»?
Дети: Опадение листьев с деревьев осенью.
Воспитатель: Какого цвета листья были весной и летом?
Дети: Зеленого цвета.
Воспитатель: Какими эти листочки стали осенью?
Дети: Желтыми, красными, коричневыми, сухими.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно и
постарайтесь их разгадать.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
Его весной и летом
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево.)
С ветки в речку упадет,
И не тонет, а плывет. (Лист.)
Листья жёлтые кружатся,
На землю ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот – каждый год.
Как он называется? (Листопад)
Воспитатель: Молодцы, правильно. Листопад – это очень красивое явление
природы. Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится
прохладно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и
листочки срываются с веток, и плавно кружась, падают на землю.
Мы сегодня с вами станем художниками.
Но для начала мы отправимся в путешествие – в картинную галерею, где мы с вами рассмотрим уже известные вам картины русских художников.
Мне нужна ваша помощь.
Показ картин русских художников:
Станислав Жуковский «Осень» «Веранда»,
Илья Остроухов «Золотая осень» (1886г).
Скажите, пожалуйста, что изображено на картинах?
Дети: Осень. Деревья, кусты, беседка.
Воспитатель: Какие цвета использовали художники при рисовании картин?
Яркие, оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель: Еще совсем недавно все деревья были покрыты разноцветной листвой. Но все ли деревья одинаковые?
А чем они отличаются друг от друга?
Дети: Нет. Отличаются окраской и толщиной ствола.
Дети: Толстый, мощный.
Воспитатель: А у клена, березы?
Воспитатель: Как называется разветвленная часть дерева и много-много листьев?
Воспитатель: Крона она у всех деревьев одинаковая?
Дети: Нет, разная, бывает округлая, овальная.
Воспитатель: Листочки осенью у деревьев одинаково окрашиваются?
Дети: Нет. Листочки красные, желтые, яркие….
Воспитатель: Красиво художники изобразили осень яркими красками. Да, осенние деревья разные. Дуб – могучий с зелеными и коричневыми листочками, клен – с тонким стволом и разноцветными листочками, березка – с тонким стволом и желтыми листочками.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети: листопад. Листочки с деревьев кружатся и падают на землю, создают ковер из разноцветных листьев.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляли, малыши
Веселились от души (подскоки на месте)
Ох, устали (обтереть пот со лба)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Воспитатель: Садитесь на свои места.
На ваших листах бумаги нарисованы листья, ваш нужно взять восковой карандаш и обвести все листочки.
Затем мы берем краски осеннего цвета и покрываем лист бумаги на котором нарисованы листья.
Воспитатель: а теперь ребята давайте немного передохнем
Один, два, три, четыре, пять Загибают пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с большого
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу.
Когда работы ваши высохнут, мы с вами оформим выставку из осеннего листопада.
Исследовательско-творческий проект «Осенний листопад» Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий. Сроки реализации проекта: июнь-сентябрь. Возраст: дети старшей группы.
Конспект ООД по рисованию «Осенний листопад» в средней группе Конспект ООД по рисованию на тему: «Осенний листопад» в средней группе Цель: Расширить представления детей о природном явлении листопаде.
Конспект прогулки «Листопад, листопад, листья по ветру летят» для детей 3–4 лет Тема: «Листопад, листопад, листья по ветру летят…» Цели: познакомить детей с явлением природы листопадом, полюбоваться на то, как падают.
Конспект прогулки в старшей группе «Осенний листопад» Цель: создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки. Задачи: Способствовать расширению знаний детей.
Конспект занятия по аппликации «Листопад, листопад…» во второй младшей группе Цель: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Задачи: Развивать умение детей раскладывать готовые формы разного.
Конспект НОД по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования «Осенний листопад» b]Конспект непрерывно-образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных методик рисования на тему: «Осенний листопад»[/b]Цели:.
План-конспект занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Листопад» Цель:Продолжать формировать интерес у детей к природе. Задачи: Уточнить знания у детей о природном явлении листопаде, совершенствовать навыки.