Как называется зернистость на фотографии
Зернистость (фотография)
Также различают микрозернистость (первичную структуру почернения), которую можно наблюдать при увеличениях в 100—1000 крат, и зернистость фотографическую (макрозернистость), называемую также гранулярностью, заметную при увеличениях уже в 5—30 раз.
В цифровой фотографии есть аналогичный термин — цифровой шум. Им обозначают чрезмерную избыточность видеошумов на конечном изображении. Эффект проявляется в виде разноцветных точек, хаотично разбросанных по всему снимку. Современные цифровые фотоаппараты имеют функцию шумоподавления, однако в условиях плохого освещения (очень критично для матрицы фотоэлементов, которая и делает снимок), шум можно наблюдать.
И зернистость и шум более заметны на высоких значениях чувствительности плёнки или сенсора, продолжительности экспозиции.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Портре́т в тёмной тона́льности (Ни́зкий ключ англ. Low-key lighting) — разновидность графической техники в искусстве (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), применяемая для художественного выражения автора, спецэффектов или в технических целях, характерной особенностью которой является незначительная контрастность тёмных тонов и полное отсутствие или незначительное присутствие светлых тонов на изображении. Требуемый эффект может достигаться во время съёмки, при проявке или печати.
Видеофоногрáмма («Форма́т Ц», англ. Type C videotape, «дюймовый формат») — несегментированный формат наклонно-строчной видеозаписи, разработанный SMPTE для записи композитного телевизионного видеосигнала вещательного качества и использующий магнитную ленту шириной в один дюйм. «Видеофонограмма» — официальное название по советскому ГОСТу. Формат «Ц» («C» латиницей) был первым форматом видеозаписи, пригодным для электронного видеомонтажа, и первым, в котором применялась компенсация выпадений сигнала.
В фотографии и кинематографе под позити́вом понимают изображение, в котором полутона объекта съемки отображаются таким же распределением оптических плотностей на изображении. Более светлые места (света́) объекта съемки выглядят светлыми и наоборот, тени выглядят темными. На цветном позитиве цвета объекта съемки отображаются такими же цветами изображения. Термин «позитив» применительно к фотографии изобретён Джоном Гершелем в XIX веке. Получение позитива возможно как при помощи классического негативно-позитивного.
Не следует путать с Ускоренной киносъёмкой, замедляющей темп движения на экранеЗамедленная киносъёмка — киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду. При проекции полученного изображения с нормальной частотой движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным.
Стандарты качества в стоковой фотографии. Часть 4: Шумы
При неблагоприятном освещении фотографы повышают светочувствительность ISO, чтобы уловить больше света. Например, предположим, вы фотографируете с рук на улице объективом tele 400мм при диафрагме f/8 или f/10. Для правильной экспозиции потребуется короткая выдержка. Однако для правильной экспозиции не всегда возможно использовать желаемую выдержку 1/800 или 1/1000 при светочувствительности ISO 100. Итак, приходится повышать ISO, чтобы уловить достаточно света.
Увеличение значения ISO увеличивает количество электричества, проходящего через сенсор фотоаппарата, позволяя ему воспринимать больше света. Но от этого сенсор больше нагревается. Именно это повышение температуры сенсора вызывает искажение цветов пикселя, или цифровой шум. Искаженные цвета пикселей проявляются как пестрые точки в более темных частях снимка. Чем выше светочувствительность ISO, тем больше нагревается сенсор, и тем выше возможный уровень шума.
Шум может также появиться и при обработке фотографий. Редактирование кривых и контраста недоэкспонированного снимка может привести к появлению шума даже при использовании низкой ISO.
Определенное количество шума снимку не вредит. Если речь идет о незначительной зернистости, шум необязательно считается серьезной технической ошибкой.
Искажение цветов пикселя
Шум становится серьезной проблемой, когда цвета пикселя сильно искажены. Такой шум затрудняет работу со снимком, особенно если его требуется репродуцировать и печатать. Нежелательная цветовая гамма сильного шума наносит серьезный ущерб офсетной печати.
Примеры неприемлемого шума:
Данные снимки – яркие примеры неприемлемого шума. Для наглядности мы взяли фотографии с утрированным уровнем шума. Как вы заметили, речь идет не просто о зернистости или пестрых точках, цвета на снимке сильно искажены. Именно это искажение цветов – признак сильного, неприемлемого шума. Хотя и меньшее количество шума может испортить снимок, теперь вы имеете представление об искажении цветов, о котором идет речь.
По мере развития технологии цифровых фотоаппаратов и программного обеспечения (RAW-конвертеров, например), шум становится все менее острой проблемой.
Не бойтесь увеличивать ISO для получения правильной выдержки. Выдержка – это ваша основная задача. Стандартный современный фотоаппарат без проблем воспроизведет уличный дневной свет при ISO 400.
Если все же на вашем снимке присутствует шум, хорошенько рассмотрите фотографию в 100 процентом масштабе, чтобы решить, требуется ли устранить шум, можно ли его обработать или просто оставить, как есть.
Устранение шума: шумоподавление
Шум можно устранить. Однако необходимо быть очень осторожным. Существует множество программ и дополнений к графическим редакторам, которые позволяют устранить шум или снизить его уровень, но при неосторожном использовании они могут нанести намного больший ущерб снимку, чем сам шум.
Программы для шумоподавления могут серьезно повредить детали снимка. Если вы плохо знакомы с работой подобной программы, вы можете испортить фотографию, сделав ее еще хуже, чем до редактирования. Неумелое снижение шума на этом снимке привело к потере контуров, сделав снимок размытым, «пластиковым» и нечетким.
Большинство RAW-конвертеров включают приложения для снижения шума, которые, как правило, дают лучшие результаты. Снимайте в RAW-формате и подходите к подавлению шума с осторожностью.
Вот пример снимка, сделанного при ISO 2500, с высоким уровнем шума:
Если вы решили попытаться устранить шум с помощью RAW-редактора, существуют два основных способа:
Снижениеяркостногошума (Luminance Noise Reduction):
При снижении яркостного шума мы устраняем острые вариации яркости. Этот способ может быть достаточно радикальным. Например, в случае снимка, показанного ранее, снижение яркостного шума привело к потере деталей и структуры изображения.
Снижениецветовогошума (Chrominance Noise-Reduction):
При снижении цветового шума мы устраняем острые вариации цвета. Этот способ значительно мягче. В то время как снижение яркостного шума приводит к слишком размытому изображению, снижение цветового шума дает более зернистый эффект. Хотя в данном случае этот способ не позволил полностью устранить изначальное искажение цвета, оставив зернистые пятна на снимке.
В последнем снимке мы использовали оба способа, чтобы мягко снизить уровень шума, в то же время сохраняя детали и четкость.
И не забывайте, что всегда можно просто уменьшить разрешение изображения. Это поможет снизить уровень шума, а использовать максимальное количество пикселей, которое дает ваш фотоаппарат, не всегда необходимо.
Обработка шума: черно-белое изображение
Как мы уже говорили ранее, самый большой вред, который шум наносит снимку – это мелкие цветные пятнышки, те самые зеленые и фиолетовые точки. Это искажение цветов может сделать изображение непригодным для коммерческого использования или офсетной печати.
Для черно-белой фотографии шум не представляет собой такую большую проблему. Поэтому снимок, испорченный высоким уровнем шума, можно спасти, конвертировав его в черно-белый. Более того, если вы фотографируете при плохом освещении и предполагаете, что на фотографии будет много шума, делайте черно-белый снимок.
Это 100% масштаб фотографии неба, сделанной матрицей 10мп. После конвертации фотографии в черно-белый пейзаж с помощью программы NIK на изображении появилась зернистость как на старых пленочных фотографиях, которая, однако, не портит снимок, а придает ему выразительность. Это неплохая фотография.
Обработка шума: зернистость
Шум и зернистость – не одно и то же. Когда мы говорим о зернистости, мы говорим о текстуре пленочных фотографий. Вкратце, пленка содержит крошечные кристаллы солей галогенидов серебра, которые являются светочувствительным элементом. После проявки пленки эти кристаллы оставляют зернистую текстуру. В черно-белых пленках присутствуют микроскопические нити, которые оставляют реальную зернистость на бумаге. В цветных пленках помимо серебра во время проявки формируются сгустки краски. Серебро затем удаляется с пленки с помощью химикатов, оставляя только цветное изображение. Именно эти маленькие сгустки краски называют зернистостью цветной пленки, хотя, строго говоря, зернистостью они не являются.
Чем более чувствительна пленка (эквивалент более высокой ISO в цифровых фотоаппаратах), тем более крупные остатки серебра и сгустки краски, и тем чаще они образуют мелкие хаотичные скопления, становясь более заметными для невооруженного глаза.
Это 100% разворот отлично отсканированного негатива. Разрешение фотографии 8000 пикселей, достаточно для использования изображения в любых целях. Это неплохая фотография.
Зернистость – одна и эстетических особенностей пленочных фотографий. Во многих цифровых редакторах есть фильтры и опции для имитации зернистости пленки. Зернистость и цифровой шум – это не одно и то же. Хотя осторожное применение пленочной зернистости может замаскировать неравномерные цветные точки с помощью красивой, равномерной текстуры.
Четких и простых правил применения данного способа нет, основным ориентиром служит конечный результат, а если перестараться, пострадает качество изображения. Начните обработку RAW файла, работайте медленно и осторожно, и внимательно следите, когда увеличение зернистости начинает скорее вредить снимку, чем делать его лучше. Чрезмерное применение искусственной пленочной зернистости может придать снимку чересчур обработанный, неестественный вид.
Это 100% разворот очень красивой и великолепно использованной зернистости. Учитывая, что фотография была сделана матрицей 21мп, вполне уместно применение подобной однотонной зернистости, чтобы подчеркнуть настроение более художественных снимков. Это неплохая фотография.
Оставить, как есть: приемлемый шум
Если цифровой шум не искажает цвета, обладает ровной текстурой и сочетается с общей композицией снимка, создавая красивое изображение, его не обязательно устранять, он может даже выглядеть красиво. Если у шума равномерная красивая текстура, не стоит беспокоиться. Сохраняйте критический подход и честность. Подходите к вопросу осмотрительно, избегайте искажения цветов, но не бойтесь небольшого количества шума.
Статья написана по материалам фотобанка iStockPhoto, фотографии авторов Gremlin.
Последнее изменение: 17 октября 2019 в 16:18.
Как пофиксить зернистость
Работаем в Photoshop и Lightroom. Зернистые фотографии часто выглядят по-особенному эстетично, если вы предпочитаете винтажный вид. Но в большинстве случаев шум изображения обычно приводит к ухудшению качества снимка, и соответственно, восприятия зрителем.
Что такое зернистость?
В свое время значения ISO варьировались от ISO 25 до ISO 3200. ISO 25 имеет наименьшее количество серебра, что делает его идеальным для использования при ярком дневном свете. Между тем, более высокие диапазоны, такие как 3200, имеют более значительные части серебра, которые позволяют ему захватывать низкие уровни света.
Большое количество серебра облегчает использование фотопленки в условиях низкой освещенности. Но в то же время они также создают зернистость, или шум на фотографиях.
Насколько важно ISO?
Помните, как количество серебра на пленке влияет на размер зерна в изображении? Во многих отношениях подобное явление происходит с цифровыми камерами.
В наши дни системы цифровых камер все еще используют ISO. Но вместо того, чтобы использовать частицы серебра, теперь у них есть датчик света, который помогает захватывать свет.
При более низком значении ISO, например 100 или 200, зернистость будет минимальной. И так же, как с пленкой, при ISO 3200 зернистость будет достаточно заметной.
Стоит отметить, что цифровые камеры имеют лучшую светочувствительность, чем их предшественники. Но, как и у их пленочных аналогов, высокий порог ISO по-прежнему вызывает много шума.
Почему цифровые камеры также страдают от зернистости?
Зернистые пятна на цифровых фотографиях часто называют цифровым шумом. Есть много причин, почему этот шум проникает в цифровые изображения. Однако все эти проблемы сводятся к тому, как цифровой датчик усиливает принимаемые им световые сигналы. Объяснить, почему вы получаете зернистые фотографии, немного сложно. Но мы постараемся.
Цифровой шум
Датчик преобразует свет в электричество. А в темных условиях ему приходится усиливать эти сигналы, чтобы создать правильную экспозицию. В процессе создаются зернистые фотографии из-за цифрового шума.
Существует несколько популярных способов исправления зернистых изображений без уменьшения шума в Photoshop.
Установите для камеры низкий ISO
Всегда рекомендуется держать ISO как можно ближе к 100. Конечно, будут времена, когда вам придется фотографировать внутри помещения, и понадобится более высокий ISO. Сначала измените диафрагму, а затем скорость затвора (максимум 1/60 без штатива), чтобы поддерживать низкий уровень ISO.
Если вы оказались в ситуации слабого освещения, вы также можете использовать различные способы для усиления света. Например, искать яркие области для фотографирования, а не оставаться в плохо освещенных местах, или же настроить камеру для замера на светлых участках изображения.
Работайте с большим количеством света
А что если вы окажетесь в зоне с минимальным освещением? Подумайте об использовании вспышки. В портретной и студийной фотографии можно использовать отражатель для осветления темных областей.
Но как насчет концертной фотографии, где использование вспышки или отражателей бессмысленно? В этом случае вам придется довольствоваться доступными источниками света. Честно говоря, это один из тех случаев, когда нужно работать с высоким ISO и зернистыми фотографиями. Чтобы решить эту проблему без шумоподавления в Photoshop, перейдем к следующему способу.
Переэкспонирование изображений
Чтобы исправить зернистые фотографии, нужно немного переэкспонировать изображение. Одного стопа должно быть достаточно. Это минимизирует зерно на этапе последующей обработки. Когда вы увеличите экспозицию, это также уменьшит цифровой шум.
Если вы хотите попробовать этот метод, избегайте переэкспонирования с использованием высокого ISO. Как уже упоминалось выше, это только увеличит шум на изображениях. Лучше уменьшить выдержку или открыть больше диафрагму.
Просто помните, что если вы засветите изображения, то потеряете много деталей, которые не сможете вернуть в постобработке. И если установите медленную скорость затвора, можете получить размытие при движении, поэтому будьте очень осторожны при применении этого метода.
Включите шумоподавление камеры
Многие современные камеры теперь имеют встроенное шумоподавление, чтобы помочь исправить зернистые фотографии, не прибегая к редактированию.
Каждая камера имеет свой способ, позволяющий получить доступ к шумоподавлению. В большинстве случаев вы можете найти нужное в меню.
Камеры также часто предлагают различные уровни шумоподавления для исправления зернистых фотографий. Вы можете установить его на низкий, средний или высокий.
Рекомендуется использовать только низкий или средний. Установка этой функции на высокий уровень может потенциально снизить детализацию изображений.
Используйте RAW вместо JPEG
Подавление шума работает только с фотографиями в формате JPEG и не всегда практично, если вы хотите устранить шум. Так что если вы хотите иметь больше контроля, лучше отключить его и использовать RAW. Выбор RAW позволит лучше контролировать шум в Photoshop или Lightroom.
И когда все методы, которые мы только что упомянули, не срабатывают, тогда вы можете использовать RAW для плавного уменьшения шума в Photoshop.
Как исправить зернистые фотографии в фотошопе?
В изображении, которое мы будем использовать, зернистость очень отвлекает и снижает качество.
В Фотошопе для уменьшения шума перейдите в Filter> Noise> Photoshop.
Во всплывающем окне Reduce Noise (Уменьшить шум) вы увидите Strength (Сила), Preserve Details (Сохранить детали), Reduce Color Noise (Уменьшить цветовой шум) и Sharpen Details (Резкость деталей).
Отрегулируйте три ползунка. Как вы можете видеть, фотограф увеличил Strength с 6 до 10, уменьшил Color Noise до 100% и вытащил Sharpen Details до 0%.
Вот изображение после шумоподавления. Вам нужно нажать Remove JPEG Artifact (Удалить JPEG артефакт) для превью.
Ниже изображение до и после уменьшения шума в Photoshop.
Как исправить зернистые фотографии в Lightroom?
Мы будем использовать одно и то же изображение, чтобы увидеть, насколько Lightroom отличается от Photoshop.
Сначала откройте изображение в Lightroom. Перейдите к модулю «Разработка».
Переместите ползунок Luminance (Яркость) вправо, используя окно предварительного просмотра выше, чтобы увидеть, как оно влияет на ваше изображение.
Фотограф установил 100%, чтобы показать вам, как Luminance меняет ваше изображение, уменьшая зернистость на пиксельном изображении. «Детализация» уменьшена с 50 до 42, чтобы придать изображению более плавный вид, а контрастность возросла до 27.
Ниже окончательное изображение после удаления большей части зерна.
Здесь вы можете увидеть до и после цифрового шумоподавления. Изображение все еще не без зернистости, но оно менее заметно.
Обратите внимание, что когда дело доходит до концертных фотографий, зерно невозможно будет исправить вообще. Хотя было бы справедливо сказать, что цифровой шум может даже помочь придать изображению атмосферу.
Заключение
Два разных способа ретуши фотографий для исправления зернистых фотографий. Помните, что вы не можете полностью уничтожить зерно. Но есть множество способов минимизировать это без Photoshop.
Видеоканал Фотогора
Вы можете оставить свой комментарий к данной статье
Как называется зернистость на фотографии
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Метафизика фотографии. Поговорим о «зерне»
Зная за собой «недостаток» докапываться по возможности до самой сути явлений и стремления максимально «разжевать» информацию для неспециалиста, я прячу все логические рассуждения под кат и оставляю здесь только выводы.
Итак, начнем по порядку. Во-первых надо определиться, что такое «зерно» и что такое «шум». Понятие «зерно» возникло раньше, поэтому с него и начнем. При фотосъемке на пленку, изображение формируется либо нано- и микро- кристаллами серебра (черно-белая фотография) либо длинными молекулами органических красителей (цветная фотография). Я не стану сейчас углубляться в теорию, если вам захочется подробнее разобраться в механизмах формирования фотоизображения, вы всегда сможете это сделать с помощью Интернета или библиотеки. Нам важно лишь то, что изображение сформировано дискретными частицами, которые хаотично расположены в толще светочуствительного слоя. Порой эти частицы могут стать настолько большими, что при увеличении (а печать на фотобумаге с пленки это именно увеличение) мы невооруженным глазом можем увидеть эту самую структуру изображения, которая и называется «зерном». При этом, как правило, чем больше чувствительность фотопленки, тем больше размеры «зерна». Далее я бы разделил понятие «зерна» для цветной и черно-белой фотографии. Дело в том, что в цветной фотографии «зерно» проявляется не только как текстура изображения, но еще и как разноцветные точки на однотонных участках изображения.
Теперь давайте определимся, что называется «цифровым шумом». Из-за дискретности цифрового представления (а так же недостатков технологии) на цифровых изображениях присутствуют искажения цвета, которые проявляются в виде разноцветных точек и пятен. Эта проблема характерна абсолютно для любого цифрового фотоаппарата. Поэтому вы можете взять любой снимок с любой камеры и попробовать его увеличивать. Рано или поздно вы заметите эти самые цветные пятна. Это и есть «цифровой шум». Его заметность зависит от матрицы камеры, алгоритма обработки и (внимание!) чувствительности, установленной на камере. Здесь и «прячется» маркетинговая уловка №1.
Что это за уловка? Маркетологи как-бы намекают, что цифровой шум и зерно цветной пленки это как-бы одно и тоже. Как величина цветного зерна зависит от производителя пленки, технологии обработки и чувствительности, точно так же величина цифрового шума зависит от производителя матрицы, алгоритма обработки и выставленной на камере чувствительности. Более того, если вы посмотрите на отсканированное с пленки изображение, то заметите, что «зерно» выглядит практически так же, как и цифровой шум, а при одинаковых значениях чувствительности фотография с практически любого цифрового зеркального фотоаппарата будет выглядеть менее «шумной». Предвижу ваше недоумение — где же тут уловка? Получается маркетологи кругом правы и нормальный цифровой фотоаппарат лучше пленочного и страшное пленочное «зерно» никому не нужно. А вот и нет. Мы забываем об очень важной вещи — в пленке «зерно» формирует изображение, является тем кирпичиком из которого это изображение строиться, другими словами НЕСЕТ ИНФОРМАЦИЮ. Цифровой шум никакой информации не несет, он ИСКАЖАЕТ ИНФОРМАЦИЮ. При сканировании пленки мы добавляем к имеющемуся изображению цифровой шум сканера, несовершенство алгоритма сканирования искажает зерно (интересующиеся могут погуглить на тему антиалиасинга) и в результате мы получаем по сути цифровую фотографию, сделанную сканером. Поэтому сравнение цифрового шума и зерна цветной пленки совершенно некорректно, по сути мы сравниваем цифровой снимок оригинала с цифровым снимком копии, да еще и сделанные разными «камерами» с разными алгоритмами. А вот на отпечатках зерно цветной пленки смотрится намного приятнее, чем цифровой шум той же интенсивности. Почему? А все по той же причине, что зерно информацию несет, а шум ее искажает. Это можно сравнить с мозайкой. Смотреть на мозаичное изображение (вспомните католические храмы с мозаичными иконами) намного приятнее, чем смотреть на мир через разбитые очки, особенно если каждый осколок имеет свой цвет 🙂 Такая вот бытовая метафизика.
Но если некорректно сравнивать отсканированное цветное изображение с файлом цифрового фотоаппарата, то о какой такой имитации «пленочного зерна» идет речь в случае топовых цифрозеркалок? А это маркетинговая уловка №2. Если мы отсканируем цветное изображение на «правильном» сканере (например на честном барабаннике или в крайнем случае на чем-то в духе Nikon 9000), а затем обработаем «правильными» алгоритмами, то мы можем минимизировать искажения, вносимые при оцифровке. Конечно мы не получим изображение зерна, несущего информацию, но мы получим цифровое изображение, на которое наложена текстура зерна, что намного приятнее для глаза, чем цветные пятна цифрового шума. Поэтому с помощью особых программных алгоритмов производители профессиональных цифровых фотокамер стараются перевести цветные пятна в тональные структуры, что и называется «имитацией пленочного зерна». По сути это преобразование цифрового шума, неприятного для глаза, так же в шум, но менее заметный.
Вы наверное уже обратили внимание, что говоря про зерно, я везде подчеркивал, что разговор идет о зерне цветной пленки. Почему я не упоминал о черно-белом изображении? Все очень просто, черно-белое изображение имеет совершенно иную структуру, форма кристаллов серебра совсем другая, нежели форма молекул цветных красителей, и принципы взаимодействия кристаллов металлического серебра со светом так же кардинально отличаются. Убедиться в этом легко — какие бы уловки и имитации не применялись, вы всегда сможете отличить черно-белый отпечаток, сделанный на черно-белой фотобумаге от черно-белого отпечатка, полученного любыми другими способами. Матрицы же цифровых фотоаппаратов и сканеров создают в принципе только цветное изображение, поэтому даже отсканированнное с черно-белого отпечатка или черно-белой пленки изображение является цветным. Поэтому мы не имеем возможности сравнения черно-белого зерна с цифровыми шумами на уровне технологий. Это сфера психологии и метафизики, но об этом мы поговорим чуть позже.
Итак, на уровне техники и технологии мы разобрались с шумом и зерном. Промежуточные выводы:
Теперь давайте обратимся к психологии. Все вы наверное слышали или читали о том, что зернистость может использоваться как художественных эффект. Да и если вы посещали фотовыставки, где представлены работы настоящих мастеров фотографии, отпечатанные на классической фотобумаге, то наверняка заметили, что зернистость практически не портит изображение. Особенно это касается черно-белых отпечатков. Порой наоборот, зернистые черно-белые отпечатки выглядят намного привлекательнее «вылизанных» в фотошопе цифровых фотографий. Кажутся «теплыми» и «живыми». Почему так происходит? Попробую дать свою интерпретацию, не претендуя на истину в последней инстанции. Далее я буду иметь в виду именно классическую черно-белую фотографию. Как я уже говорил выше, зерно на пленке или фотобумаге несет ИНФОРМАЦИЮ. И это не только информация о яркости разных частей объекта. Например аналоговый отпечаток это не плоский срез реальности. В нем содержится информация и о глубине пространства. Вы сами может проделать несложный эксперимент. Если у вас близорукость, то снимите очки, закройте один глаз и поднесите ко второму отпечаток (можно цветной и даже журнал, ведь это все аналоговые отпечатки, а вот с монитором такой фокус не пройдет), подбирая расстояние между глазом и отпечатком вы легко найдете такую точку, при взгляде из которой изображение станет объемным. Кстати, если изображение является фотомонтажом, то такой «фокус» может не пройти. При рассматривании больших отпечатков на выставке вы так же можете подобрать точку, когда снимок на стене вдруг «оживет», как бы обретет объем. Большой формат в данном случае позволяет наблюдать эффект двумя глазами и с большого расстояния, поэтому эксперимент становиться доступным не только близоруким. В случае же рассматривания черно-белых отпечатков большого формата, отпечатанных с классической фотопленки на классической же фотобумаге, мы сталкиваемся с еще одним эффектом. Вследствие сложной структуры зерна мы имеем дело не просто с плоским изображением, а со своеобразной сложной голограммой. Конечно это не полноценная голограмма, дающая трехмерное изображение, а скорее мелкие обрывки такой голограммы, разбросанные по всему полю изображения. В любом случае помимо яркостной информации черно-белая пленка способна сохранить часть фазовой информации об окружающем пространстве (как раз в этом пресловутом «зерне») и затем передать ее фотобумаге. При демонстрации такой фотографии большим форматом, записанные «микроголограммы» начинают восстанавливаться, изображение как-бы «оживает». Но такой эффект достижим практически только в случае классической черно-белой фотографии. Именно поэтому такие фотографии дают самый сильный психовизуальный эффект. Вот такая вот метафизика 🙂
Итак, общее резюме, что же выбрать неискушенному пользователю?
если вы не собираетесь печатать фотографии большего формата, чем 10х15см, а основное их назначение — размещение во «вконтакте» или «одноклассниках», то практически любой цифровой фотоаппарат среднего ценового диапазона вас полностью удовлетворит.
если целью фотосессии являются фотографии «на память, в семейный альбом», некоторые из которых вы бы хотели распечатать форматом А4, то оптимальным вариантом будет фотограф с профессиональной цифровой зеркальной фотокамерой. Так же неплохим решением станет фотограф, снимающий на «узкую» пленку, хотя этот вариант дороже, но вы имеете больше шансов сохранить фотографию на несколько десятилетий.
если же вам нужно произведение искусства, способное храниться столетиями и дающее сильное психоэмоциональное воздействие на зрителя, то вариант только один — пленочная фотография, особенно классическая черно-белая. Поскольку это удовольствие не самое дешевое, можно сказать имидживое, то надо серьезно подойти к выбору фотографа. Весьма желательно, чтобы он использовал средне- или крупноформатную аппаратуру и был в состоянии если не полностью реализовать самостоятельно весь процесс получения фотографии от съемки до оформления в раму, то хотя бы проконтролировать выполнение каждого шага.