Как называется журнал основанный пушкиным
Современник (журнал в 1836-66 гг.)
Лит.: Евгеньев-Максимов В., «Современник» в 40‒50-х гг., Л., 1934; его же, «Современник» при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Евгеньев-Максимов В. и Тизенгаузен Г., Последние годы «Современника». 1863‒ 1866, Л., 1939; Сикорский Н. М., Журнал «Современник» и крестьянская реформа 1861 г., М., 1957; Боград В., Журнал «Современник». 1847‒1866. Указатель содержания, М. ‒ Л., 1959; Рыскин Е. И., Журнал А. С. Пушкина «Современник». 1836‒1837. Указатель содержания, М., 1967.
Полезное
Смотреть что такое «Современник (журнал в 1836-66 гг.)» в других словарях:
Современник [журнал Пушкина и Плетнева] — «СОВРЕМЕННИК» под этим названием выходило четыре журнала: 1836 издатель редактор А.С.Пушкин; 1837 после смерти Пушкина журнал продолжала группа писателей во главе с П.А.Вяземским; 1837 1846 П.А.Плетнев; 1847 1866 Н.А.Некрасов и И.И.Панаев (с 1863 … Литературная энциклопедия
Современник (журнал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Современник. «Современник» российский журнал, выходивший в 1836 1866 годах. «Современник» Пушкина и Плетнёва … Википедия
«Современник» — «СОВРЕМЕННИК» (1836 66), рус. журнал. Основан А. С. Пушкиным. Первоначально придерживался позиций дворянского просветительства и объединял поздний пушкинский круг (Н. В. Гоголь, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, Д. В. Давыдов, А. И. Тургенев и др … Лермонтовская энциклопедия
«Современник» — «Современник», литературный (с 1859 литературный и политический) журнал. Издавался в 183666 (до 1843 4 раза в год, затем ежемесячно). Редакция в 184757 на набережной р. Фонтанки, 19, в 185766 на Литейном… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
«СОВРЕМЕННИК» — «СОВРЕМЕННИК». 1) В 1836 русский «литературный журнал, издаваемый Александром Пушкиным» (кн. 14), в 1837 друзьями Пушкина в пользу его семьи, в 1838 1846 П. А. Плетневым. Выходил в Петербурге раз в три месяца. Основу… … Литературный энциклопедический словарь
Современник — Современник человек (или другой объект), находящийся в том же времени. Другие значения: Журналы Современник журнал (1836 1846; 1847 1866). Современник российский журнал (1911 1915). Издательство Современник советское… … Википедия
СОВРЕМЕННИК — 1) журнал, 1836 46, Санкт Петербург, 1 номер в 3 месяца. Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. С 1838 перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 передал свои права Н. А. Некрасову и И. И … Большой Энциклопедический словарь
СОВРЕМЕННИК — 1) журнал, выходил в 1836 46 в Санкт Петербурге (1 номер в 3 месяца). Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта (1837) издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. В 1838 перешёл к П. А. Плетнёву, который в 1846 передал права на изд … Русская история
«СОВРЕМЕННИК»
Российский журнал, издавался в 1836-1866 годах, до 1843 года – 4 раза в год, затем ежемесячно.
Основан А.С. Пушкиным как литературный журнал, придерживался позиций «просвещённого консерватизма», противопоставленной официальной журналистике Ф.Ф. Булгарина, Н.И. Греча, Н.А. Полевого. Объединял литераторов позднего пушкинского круга, в т.ч. Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, В.Ф. Одоевского, Д.В. Давыдова, А.И. Тургенева, А.В. Кольцова. В журнале были впервые напечатаны многие произведения самого Пушкина («Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум», «Пир Петра I», «Скупой рыцарь» и др.), Гоголя («Нос», «Коляска», «Утро делового человека», статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 гг.»), стихи Ф.И. Тютчева, мемуары Н.А. Дуровой. С 1837 года с «Современником» сотрудничал М.Ю. Лермонтов («Бородино»).
А.С. Пушкин издавал журнал до своей смерти в 1837 году, успел опубликовать 4 номера. В 1837-м журнал издавался группой писателей во главе с П.А. Вяземским, в 1837-1846 годах – П.А. Плетнёвым. Журнал не имел большого успеха, т.к. не имел права печатать политические статьи и издавался невысоким тиражом (600-700 экз.). В сентябре 1846 года П. Плетнёв продал журнал Н.А. Некрасову.
В 1847-1862 годах «Современник» издавался Н.А. Некрасовым и И.И. Панаевым, с 1863 года одним Некрасовым. С 1859 года выходил как литературный и политический журнал. В 1847-1848 годах официальным редактором «Современника» числился А.В. Никитенко, однако направление журнала задавалось прежде всего статьями его ведущего критика В.Г. Белинского (умер в 1848). В эти года «Современник» становится одним из ведущих российских журналов, в нём печатаются почти все крупнейшие авторы эпохи: И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, А.Н. Островский, А.В. Дружинин, Д.В. Григорович и др. С 1853 года сотрудником «Современника» и соредактором становится Н.Г. Чернышевский, с 1856-го – Н.А. Добролюбов (в 1858-1861 годах – один из редакторов). В эти годы журнал занимает революционно-демократические позиции, ведёт активную полемику с либеральными и консервативными изданиями.
В 1858-1859 годах в журнале усиливаются разногласия между Чернышевским и Добролюбовым с одной стороны и более умеренными авторами – с другой. В 1860 году после публикации критической статьи Н.А. Добролюбова о романе «Накануне» («Когда же придёт настоящий день?». 1860, № 3) журнал покинул И.С. Тургенев. Вскоре с «Современником» перестали сотрудничать и другие «умеренно-либеральные» авторы: Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, А.В. Дружинин и др. Несмотря на уход крупнейших писателей, в начале 1860-х журнал переживает пик популярности, расширение аудитории и непрерывный рост тиража (к 1861 году – 7 тыс. подписчиков). Основным автором «Современника» в это время является Н.Г. Чернышевский, опубликовавший ряд статей по крестьянскому вопросу, заложивших основу идеологии народничества («О поземельной собственности», 1857; «Критика философских предубеждений против общинного владения», 1858; «Суеверие и правила логики», 1859). Отдел критики в это время возглавлял Н.А. Добролюбов (до своей смерти в 1861 году). В 1859-1861 годах «Современник» полемизирует с «Колоколом» А.И. Герцена и Н.П. Огарёва, занимая более радикальную и критическую позицию по отношению к крестьянской реформе и фактически призывая к крестьянскому бунту. 15 июня 1862 года издание «Современника» приостановлено на 8 месяцев «за вредное направление», 7 июля 1862 года арестован Чернышевский.
После возобновления «Современника» в 1863 году журнал продолжает развиваться в демократическом, критичном по отношению к государственной политике направлении; его основным автором становится М.Е. Салтыков-Щедрин, отдел критики ведут М.А. Антонович и А.Н. Пыпин. В журнале публикуются Г.И. Успенский, Ф.М. Решетников, Н.Г. Помяловский и др., в 1863-1866 годах публикуется роман Н.Г. Чернышевского «Что делать». После покушения Д.В. Каракозова на императора Александра II (апрель 1866) резко ужесточилась правительственная политика по отношению к печати, в июне 1866 года «Современник» был закрыт.
Современник (журнал)
«Совреме́нник» — российский журнал, выходивший в 1836—1866 годах.
«Современник» Пушкина и Плетнёва
Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы.
В первом выпуске была помещена статья «О рифме» Е. Ф. Розена. Читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В журнале были напечатаны его «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзерум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Рославлев», «Джон Теннер», «Капитанская дочка».
После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв (1837—1846). В журнале дебютировала С. А. Закревская (1837, т. 8). В 1838—1847 годах в журнале печатались статьи, повести, романы, переводы Ф. Ф. Корфа. С 1843 года журнал стал выходить ежемесячно. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 года продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.
«Современник» Некрасова и Панаева
Литературный и общественно-политический ежемесячный журнал (объём 40 п.л.); выходил с 1 января 1847 года. В 1847—1848 годах официальным редактором был А. В. Никитенко. Программу журнала определяли статьи его идейного руководителя В. Г. Белинского.
Некрасов привлёк к участию в журнале И. С. Тургенева, И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), А. И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёва, А. В. Дружинина («Полинька Сакс»), Д. В. Григоровича («Антон-горемыка»), П. В. Анненкова. Журнал печатал произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина. Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западных писателей.
Руководителем журнала с 1853 года стал, наряду с Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 года — Н. А. Добролюбов. С 1858 года журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович.
В июне 1862 года журнал был приостановлен на 8 месяцев. В редакцию возобновленного Некрасовым в начале 1863 года журнала вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В журнале печатались произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, П. А. Гайдебурова. В июне 1866 года журнал был закрыт.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Современник (журнал)» в других словарях:
Современник (журнал — Современник (журнал, 1911 1915) У этого термина существуют и другие значения, см. Современник. Обложка журнала «Современник» (1914) «Современник» ежемесячный журнал «литературы, политики, науки, истории, искусства и общественной жизни» … Википедия
Современник [журнал Некрасова и Панаева] — «СОВРЕМЕННИК» журнал, издававшийся с начала 1847 до середины 1866 Некрасовым и Панаевым (с 1863 одним Некрасовым), куплен у Плетнева. В течение почти двадцатилетнего периода существования «С.» его общий характер и контингент его сотрудников… … Литературная энциклопедия
Современник [журнал Пушкина и Плетнева] — «СОВРЕМЕННИК» под этим названием выходило четыре журнала: 1836 издатель редактор А.С.Пушкин; 1837 после смерти Пушкина журнал продолжала группа писателей во главе с П.А.Вяземским; 1837 1846 П.А.Плетнев; 1847 1866 Н.А.Некрасов и И.И.Панаев (с 1863 … Литературная энциклопедия
Современник (журнал в 1836-66 гг.) — «Современник», литературный и общественно политический журнал, выходивший в Петербурге в 1836‒66; до 1843 ‒ 4 раза в год, затем ‒ ежемесячно. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и др. материалы. Основатель «С.» ‒ А … Большая советская энциклопедия
Современник (журнал в 1911-15 гг.) — «Современник», ежемесячный (с 1914 выходил 2 раза в месяц) журнал «литературы, политики, науки, истории, искусства и общественной жизни»; издавался в 1911≈15 в Петербурге. Вокруг «С.» группировались меньшевики ликвидаторы, эсеры, народные… … Большая советская энциклопедия
Современник (журнал, 1911—1915) — У этого термина существуют и другие значения, см. Современник. Обложка журнала «Современник» (1914) «Современник» ежемесячный журнал «литературы, политики, науки, истории, искусства и общественной жизн … Википедия
Наш современник (журнал) — «Наш современник» российский общественно политический и литературный ежемесячный журнал. Издаётся в Москве с 1956 года (в 1956 1963 годах в качестве одноимённого ежемесячного альманаха). Главный редактор с 1989 года Станислав Куняев. Учредители… … Википедия
«Современник» — «Современник», литературный (с 1859 литературный и политический) журнал. Издавался в 183666 (до 1843 4 раза в год, затем ежемесячно). Редакция в 184757 на набережной р. Фонтанки, 19, в 185766 на Литейном… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
История журнала «Современник» (по учебникам Есина и Овсеняна)
В ХIХ веке важную роль в культуре России играла литература. Проза и стихи становились отдушиной для обыкновенных людей, которым нельзя было открыто высказывать свое мнение и рассказывать о своей тяжелой участи. Посредством журналов люди могли обмениваться мыслями и передавать информацию. Все журналы проходили строгую царскую цензуру, из-за этого авторы шли на ухищрения, используя различные иносказания, для того чтобы правда могла передаваться народу.
Период возникновения
«Современник» имеет богатую и увлекательную историю, которая отражает литературное бытие прошлого века. В начале ХIХ века в России издавалось много различных газет и журналов, но все они не отличались свежестью взглядов и идей. «Современник» резко выделялся среди других изданий и оставался лучшим журналом своего времени.
Журналы и газеты ХIХ века в основном имели увеселительный характер и статьи, не наполненные особым смыслом. Такое чтиво как шутки, светские романы и водевили легко проходили цензуру и не бросались в глаза критикам.
Издателем и редактором «Современника» был Александр Сергеевич Пушкин. Писатель долго лелеял мечту о создании своего журнала, но путь к его изданию не был прост. Пушкин долго добивался разрешение на издание, а позже тщательно выбирал сотрудников и искал единомышленников, которые его поддержат.
Еще до выхода в свет «Современник» вызвал огромный резонанс среди журналистов. Пушкина уговаривали не издавать журнал и даже предлагали отступные, но он не отказался от своей мечты. Первый номер вышел в апреле 1836 года и издавался в Петербурге, 4 раза в год.
«Современник» при Пушкине
В первые годы своего существования «Современник» не пользовался большим успехом у публики и имел всего 600 подписчиков. Но будучи талантливым и доброжелательным редактором, Пушкин открыл много молодых талантов, среди которых были Тютчев, Ершов, Кольцов. Так же деятельным участником журнала уже с первого тома становится Гоголь. Печатаются его повесть, пьеса, несколько рецензий и отдельная статья. Публиковались личные стихи и проза Пушкина — «Капитанская дочка», «Пир Петра Великого», «Путешествие в Арзрум» и другие. Подробнее о журналистике А.С. Пушкина и его профессиональной деятельности можно прочитать в отдельной статье.
После гибели поэта «Современник» поддерживался его друзьями, регулярность
издания номеров нарушалась, журнал почти не пользовался спросом. Так продолжалось долгое время, пока во главу редакции не встал Некрасов.
«Современник» при Некрасове
В 1847 году Некрасову и Панаеву удалось наладить регулярность выпусков и возродить журнал. Выпускался «Современник» каждый месяц, печатался на качественной бумаге в одной из лучших типографий Петербурга. Так же был увеличен объем страниц.
В издании печатались различные романы и повести, не только отечественные, но и переведенные с иностранных языков. Различные статьи касающиеся науки, искусства, рецензии на новые произведения. Юмористические статьи с пародиями нередко иллюстрировались. Появилась рубрика «Современные заметки», где рассказывалось об увеселительных мероприятиях, о новостях, касающихся музыки, театра, моды и прочего.
Под руководством Некрасова журнал стал центром литературных политических веяний. Тема неравенства пронизывала произведения и призывала бороться с крепостничеством посредствам произведений. Среди авторов были Тургенев, Гончаров, Герцен. Некоторые статьи смело освещали экономическую неразвитость России. Освещая назревшие проблемы, Герцен в одной из статей предсказывает неизбежную революцию.
В тяжелые годы Некрасов и Панаев прикладывали много усилий для поддержания журнала, долгие годы им это удавалось. Для прохождения цензуры Некрасов часто устраивал обеды и охоту для цензоров, тем самым подкупая их. Подробнее о тех временах расскажет отдельная статья.
Закрытие
Со временем цензурные притеснения увеличивались, ряды сотрудников редели, правительство было недовольно деятельностью «Современника».
Некрасов прилагал огромные усилия для того, чтобы журнал существовал, но цензура становилась более ожесточенной. Все литературные издания того времени существовали под угрозой закрытия, в страхе перед арестами и обысками. Многие издания были закрыты, в том числе и «Современник, в июне 1866 года журнал был закрыт.
Александр Пушкин
Великий русский поэт, прозаик и драматург
Александр Сергеевич Пушкин… Это имя известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Александр Сергеевич — великий русский поэт, гениальный прозаик и драматург, прославивший русскую литературу, основав ее реалистическое направление и подняв ее на высочайший уровень.
Кроме поэзии и художественной литературы, Пушкин занимался литературной критикой, публицистикой. Он был также талантливым журналистом и историком. Александра Пушкина во всем мире считают одним из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
«Пушкин — это наше все», — говорят в России. У Александра Сергеевича еще при жизни сложилась репутация величайшего национального русского поэта. Более того, Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.
Произведения Александра Пушкина знакомы каждому культурному человеку. Многие его творения вдохновляли композиторов — по ним поставлены оперы и спектакли, среди которых — «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Моцарт и Сальери», «Борис Годунов», «Дубровский», «Руслан и Людмила», «Каменный гость». Сказки Пушкина со своими замечательными героями — ученым котом, царем Салтаном, золотым петушком и золотой рыбкой будут вечно радовать и приводить в восторг детей, даже взрослых.
И, конечно, читателей всегда восхищала и будет восхищать его любовная лирика — «Я помню чудное мгновенье», «Признание», «Я вас любил» и многие, многие другие стихи.
Детство и происхождение Александра Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин не раз писал о своем происхождении, особенно об образе своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом.
Мать Пушкина — Надежда Осиповна — была прекрасно образована, владела французским языком. Пользовалась успехом и уважением в светском обществе.
На момент рождения сына отец Александра — потомственный дворянин Сергей Львович Пушкин — вышел в отставку в звании майора. Позднее он остался в штате Военного Комиссариата, окончательно покинув службу в 1817-м в чине статского советника.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Из восьмерых детей в семье выжили трое — старшая дочь Ольга (род. 1797), Александр и младший сын Лев, появившийся на свет в 1805-м.
Дети росли в творческой атмосфере. Александр был знаком со многими гостями семьи — корифеями словесности, включая Карамзина, Батюшкова, Фонвизина, Вяземского.
Отец лично занимался образованием детей. Он часто читал им вслух Мольера, Вольтера. Но некоторые пушкиноведы считают воспитание мальчика безалаберным. Саша часто был предоставлен сам себе. Большей частью им занимались сменявшиеся французы-гувернеры, бабушка со стороны матери, у которой он летом гостил в имении и всем известная няня — Арина Родионовна, восхищавшая его чудесными сказками.
Лицейские годы Александра Пушкина
Хотя Саша и получал образование дома под руководством случайных учителей, он с семи лет уже читал книги из библиотеки Сергея Львовича на французском языке. Увлекшись литературой, мальчик в столь юном возрасте начал писать стихи и эпиграммы.
В их творческой семье часто ставили домашние спектакли, и Александр Пушкин был автором маленьких занимательных комедий, в которых сам же был главным героем.
Наконец, домашний период окончился, и в 1811 году Александра отправили в открывшийся императорский Царскосельский лицей, который был создан для наилучшего образования дворянских детей. Юный Пушкин провел там 6 лет. Юноша приобрел новые обширные знания в литературе. Именно здесь он совершенствовал поэтическое дарование, регулярно публикуя свои стихи в лицейских журналах.
На выпускном экзамене с трехлетнего курса на старший в 1815 году Пушкин прочел свои «Воспоминания о Царском Селе». Тогда же он удостоился восторженной похвалы присутствующего там патриарха русской литературы Державина.
Как известно из биографии Александра Пушкина на сайте «Узнай всё», юноша был принят в закрытый кружок «Арзамас», где проводились оригинальные заседания по борьбе с литературной реакцией, привлекшие юное дарование своим авангардизмом и протестным духом. Негласным главою данного общества был историограф Карамзин. В его доме талантливый воспитанник любил проводить все вечера. В 1815 году по его рекомендации Александр получил почетное задание — помочь видному поэту Нелединскому-Мелецкому (автору композиции «Выйду ль я на реченьку») в написании кантаты по случаю бракосочетания дочери Павла I Анны с голландским наследным принцем Оранским, впоследствии королем Вильгельмом II.
На последнем году обучения, то есть, в 1816 году, Пушкин познакомился у Карамзина с 22-летним гусарским корнетом Чаадаевым и завязал приятельские отношения с ним и другими молодыми офицерами лейб-гвардии, проникся их настроениями ненависти к тирании, уверенности в неизбежности политического переворота силами прогрессивно настроенных военных, и создал цикл «гусарских стихов».
Впоследствии поэт с теплотой вспоминал время, проведенное в Лицее, и всю жизнь испытывал чувство сердечной привязанности к своим друзьям тех лет, включая Дельвига, Яковлева, Малиновского, Горчакова, Пущина, Кюхельбекера.
На очередную годовщину со дня открытия лицея в Царском Селе (1811) Пушкин написал стихи в 1825 году и назвал их «19 октября».
Карьера Пушкина на государственной службе
В 1817 году Александр Пушкин окончил Лицей, получив в свидетельстве превосходную оценку своих знаний по истории, классической литературе, поэтического искусства, теории художественного перевода, словесности. Но по точным наукам — по математике, географии и статистике — у него были весьма скромные баллы.
В чине коллежского секретаря молодой человек поступил на государственную службу в Иностранную коллегию Российской империи. Но, конечно, как любую творческую личность, карьера чиновника его мало интересовала. И вообще такую увлекающуюся натуру после долгого пребывания в закрытом учебном заведении со строгими правилами манила бурлящая столичная жизнь. Ему не чужды были попойки в компании молодого офицерства, карты, сердечные увлечения. Александр стал частым посетителем театров, светских салонов и литературных кружков. Он печатался в журналах, писал политические умеренно-либеральные стихи («Вольность», «Сказки», «К Чаадаеву»), работал над поэмой «Руслан и Людмила».
Но ни в какие тайные общества Пушкин не вступал. Правда, среди офицерства ходили слухи, что его перу принадлежали эпиграммы против Аракчеева и Александра I.
В ссылке Пушкин сочинил стихи «Кокетке», «Черная шаль», «Демон», работал над «Бахчисарайским фонтаном», «Гавриилиадой», начал сочинять «Евгения Онегина»
Александр Пушкин в Михайловском
На службе у поэта сложились неважные отношения с начальством. Александр Пушкин был уволен и сослан в родовое имение своей матери Михайловское.
Два года Пушкин прожил деревенской жизнью. Это время он уделил творчеству. Александр написал «На Воронцова», «Давыдову», несколько глав «Евгения Онегина», приступил к работе над «Борисом Годуновым», завершил поэму «Цыганы».
В январе 1825 года к нему приезжал его лицейский друг — Пущин. Он познакомил Пушкина с комедией Грибоедова «Горе от ума», рассказал о тайном обществе. Предполагают, что Пушкину намеренно не сообщили точной даты декабрьского восстания, чтобы исключить возможность участия и сохранить его жизнь для России.
Когда восстание декабристов постигла неудача, поэт в их поддержку написал и передал в Сибирь послание «Во глубине сибирских руд…» и посвящение Пущину «Мой первый друг, мой друг бесценный!».
Возвращение Александра Пушкина из ссылки
В 1826 году взошедший на престол Николай I позволил опальному гению вернуться из ссылки. В день прибытия в Москву Александр Сергеевич был удостоен личной аудиенции самодержца, обещавшего ему покровительство и освобождение от цензуры, но с условием, что все сочинения поэта будут публиковаться или читаться только с его императорского разрешения.
В этот период Александр Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого», продолжил работу над «Евгением Онегиным», написал «Полтаву». Все эти произведения он читал на собраниях литературных кружков. Также он включил в эти чтения главы из «Бориса Годунова». Публика восторженно встречала поэта. Но вскоре Пушкин получил выговор от властей за то, что осмелился знакомить общество с драмой, не просмотренной государем. Таким образом, «Борис Годунов» оказался под запретом.
Власти не оставляли Пушкина и его творчество без бдительного внимания. В 1827 году его ожидали разбирательства и допросы по поводу стихов «Гаврилиады». Поэта тяготило такое положение, и в 1829-м году без разрешения властей он съездил на Кавказ, создав ряд произведений («Обвал», «На холмах Грузии»). И снова вызвал очередное резкое недовольство императора.
Болдинская осень
Википедия в биографии поэта сообщает, что Александр Пушкин чувствовал в этот период необходимость житейских перемен. В 1830 году повторное его сватовство к Наталье Николаевне Гончаровой было принято, и осенью поэт отправился в Болдино, нижегородское имение отца, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенево, подаренной отцом к свадьбе. Холерные карантины задержали поэта на три месяца. Эту пору назвали знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»), «Опыт драматических изучений» («Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около тридцати стихотворений.
В 1833 году Пушкин все больше углубился в прозаический жанр. Кроме того, из-за стесненности в средствах и с целью развития русской словесности в 1835-м он начал издавать журнал «Современник», но, несмотря на высокий художественный уровень, дохода он не приносил.
Осенью 1833 года Александр Пушкин вернулся в Болдино. Новая Болдинская осень Пушкина была вдвое короче, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года. За полтора месяца Пушкин завершил работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начал работу над повестью «Пиковая дама», создал поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».
Личная жизнь Александра Пушкина
В 1829 году Александр Сергеевич встретился с Натальей Гончаровой, которая очаровала и покорила его сердце. Он сделал ей предложение, которое было отклонено (мать девушки была не в восторге от материального положения и репутации жениха).
Спустя год Пушкин все же получил желаемое согласие, но свадьба состоялась не сразу. Из-за карантина в связи с эпидемией холеры осенью 1830 года он не смог выехать из Болдино.
Наконец в 1831 году в Москве молодые люди обвенчались. В 1832-м у них родился первенец — дочь Мария, через год — сын, названный в честь отца Александром, в 1835-м — Григорий и в 1836-м — Наталья, которую звали в семье Бесенком Ташей.
Гибель Александра Пушкина
Несмотря на семейное счастье, публичная жизнь великого поэта была омрачена негативным отношением со стороны царского двора. Душою он отдыхал только в кругу друзей — Нащокина, Жуковского, Гоголя, Вяземского.
Именно этот затяжной конфликт с Дантесом и привел к гибели поэта после дуэли.
3 ноября 1836 года его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Пушкин, узнавший о письмах на следующий день, был уверен, что они — дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал вызов на дуэль Дантесу. Геккерн (после двух встреч с Пушкиным) добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи Николаевны Е. Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны, Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В.А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. По свидетельству К.К. Данзаса, жена предлагала Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе».
27 января 1837 года соперники встретились в районе Чёрной речки. Первый выстрел сделал Дантес. Пуля ранила поэта в низ живота. Из последних сил Александр сделал ответный выстрел и попал, но рана оказалась не смертельной. Секундант отвез дуэлянта домой, на набережную Мойки, 12. Восемь светил медицинской науки боролись за жизнь поэта двое суток, но тщетно. Александр Пушкин скончался от сильной потери крови, осложненной начавшимся от пулевого ранения некрозом. Это время поэт был в сознании и, понимая, что осталось ему недолго, завершал незаконченные дела. В частности, попросил прощения у Николая I за нарушение запрета на дуэли.
29 января, в 14:45, великий поэт умер. Опасаясь волнений, император приказал тайно вывезти его тело из столицы. Похоронили светило русской литературы недалеко от Михайловского на кладбище Святогорского монастыря.
Интересно, что после смерти поэта стали распространяться слухи, что Пушкин не погиб на дуэли, а якобы уехал навсегда во Францию, где продолжил жить и творить под именем Александра Дюма. В качестве доводов конспирологи приводят внешнее сходство обоих литераторов, одинаковые африканские корни, отсутствие таланта к точным наукам, буйный нрав, неравнодушие к прекрасному полу, интерес к политике.
Изучение творчества Александра Пушкина, память
Многие годы спустя современники Пушкина, русские писатели, пушкиноведы пытались и до сих пор пытаются понять талант гения.
Расцвет научной пушкинистики в России начала XX века связан с созданием Пушкинского дома в 1905 году, Пушкинского семинария в 1908 году, появлением серийных публикаций о Пушкине.
Осмысление Пушкина в русской культуре делится на два направления — художественно-философское, эссеистическое, основателями которого были Николай Гоголь и Аполлон Григорьев (в этом ряду — многие русские писатели, включая Фёдора Достоевского, Марину Цветаеву и Александра Солженицына, и философы), и научное историко-биографическое, заложенное Павлом Анненковым и Петром Бартеневым.
Однако существовали и отрицания значения творчества Пушкина. Например, известный критик и публицист-«шестидесятник» Дмитрий Писарев (1840−1868) писал: «Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия». На той же позиции стояли и многие нигилисты 1860-х годов, такие как Максим Антонович и Варфоломей Зайцев. Даже Лев Толстой неоднозначно относился к творчеству Пушкина, колеблясь от полного восхищения и следования до полного пренебрежения.
В разных городах России и мира установлены десятки памятников Пушкину. Музеи Пушкина находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Пушкиногорском районе, Новгороде, Торжке, Киеве, Кишинёве, Гурзуфе, Одессе, Вильнюсе, в Бродзянах (Словакия) и других городах. Именем Пушкина назван бывший город Царское Село и ряд других населенных пунктов.
По данным опросов общественного мнения в России, А.С. Пушкин — самый значимый писатель России.