Как называется знаменитая опера бизе
Жорж Бизе
Alexandre-César-Léopold Bizet
Французский композитор периода романтизма. Самая известная из его опер: «Кармен», которая по считается вершиной французской реалистической оперы. Автор оркестровых произведений, а также опер «Пертская красавица», «Кубок Фульского короля», «Кларисса Гарлоу», «Джамиле».
Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в городе Париж, Франция. Мальчик вырос в музыкальной семье. Мать, Эме, являлась пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт, певцом и преподавателем вокала. Отец Адольф-Аман какое-то время занимался изготовлением париков, а затем стал учителем пения, несмотря на отсутствие специального образования. В возрасте десяти лет Жорж поступил в Парижскую консерваторию. Свою первую симфонию молодой человек написал в семнадцать лет.
В девятнадцать лет за оперетту «Чудесный доктор» Бизе получил Римскую премию. Для всех лауреатов Римской премии обязательным условием является написание отчетного произведения. Ею стала опера «Дон Прокопио». Живя в Риме Жорж сочинял музыку и постоянно занимался повышением уровня своего образования.
Вернувшись в Париж, двадцатипятилетний Бизе все свое время проводил в написании музыки. В этот период созданы оперы «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», написана музыка к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение «Детские игры».
Чуть позже написана опера «Джамиле». В 1874 году Бизе написал самую известную из его опер: «Кармен», которая по праву считается вершиной французской реалистической оперы. Вторую свою симфонию, «Рим», композитор завершить не успел.
Жорж Бизе скончался 3 июня 1875 года от сердечного приступа в Буживале, близ Парижа. Композитора похоронили на кладбище Пер Лашез. На церемонии исполнили отрывки из произведений покойного. Спустя год на могиле установили памятник работы Поля Дюбуа.
Произведения Жоржа Бизе
Оперы
«Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
«Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
«Гузла Эмира» (комическая опера, 1861-1862)
«Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862-1863, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж
Иван IV (опера) (1862-1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux
«Никола Фламель» (1866, фрагменты)
«Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
«Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
«Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870-1871, фрагменты)
«Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-1871, не окончена)
«Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
«Дон Родриго» (1873, не окончена)
«Кармен» (драматическая опера, 1873-1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)
Оперетты
Оды-симфонии
Улисс и Цирцея (по Гомеру, 1859)
Васко да Гама (1859-1860)
Оратория
Женевьева Парижская (1874-1875)
Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)
Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
Вальс (C-dur, 1855)
Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.
Для хора без сопровождения
Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго, 1866)
Произведения для оркестра
Произведения для фортепиано соло
Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
Концертные хроматические вариации (1868)
Фортепианные дуэты
Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)
Произведения для голоса и фортепиано
В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)
Музыка к драматическому спектаклю
Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)
Семья Жоржа Бизе
Как называется знаменитая опера бизе
Ж. Бизе опера «Кармен»
Краткое содержание оперы Бизе «Кармен» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
Голос
Описание
Краткое содержание «Кармен»
Действие оперы разворачивается в Испании, в первой половине XIX века. Кармен – красивая, страстная, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Она заметно выделяется среди других работниц – едва эта жгучая красавица появляется на улице, сразу же только на нее устремляются все восхищенные мужские взгляды. Кармен с особым наслаждением издевается над окружающими ее мужчинами и их чувствами. Но темпераментной девушке совсем не нравится то, что к ней безразличен Хозе, она всячески старается привлечь его внимание. Потерпев неудачу, цыганка вместе с другими девушками возвращается к работе. Однако среди них разгорается ссора, которая мгновенно переходит в драку. Виновницей конфликта оказывается Кармен. Ее отправляют в камеру, где она томится в ожидании ордера под присмотром Хозе. Но коварная соблазнительница влюбляет сержанта в себя, и он помогает ей сбежать из-под стражи. Этот опрометчивый поступок полностью переворачивает его жизнь: Хозе теряет все – любимую девушку, семью, уважение, звание и становится простым солдатом.
А все это время Кармен продолжает вести праздную жизнь – вместе с подругами она бродит по тавернам, где развлекает посетителей своими песнями и танцами. При этом девушка успевает сотрудничать с контрабандистами и флиртовать с тореадором Эскамильо. Вскоре в таверне появляется Хозе, однако совсем ненадолго – ему пора возвращаться в казарму на вечернюю проверку. Однако цыганка включает все свое обаяния, чтобы не отпустить от себя солдата. Хозе очарован ею, и приказ капитана для него теперь ничего не значит. Он становится дезертиром и отныне вынужден быть вместе с Кармен и контрабандистами. Но вскоре чувства жгучей красотки угасают – Хозе ей наскучил. Теперь она не на шутку увлеклась тореадором, который даже пообещал дать бой в ее честь. А влюбленный солдат вынужден временно ее оставить – от своей бывшей возлюбленной он узнает, что его мама умирает, и он спешно отправляется к ней.
На площади в Севилье идет подготовка к бою быков. Цыганка готовится присоединиться к празднику, но на ее пути возникает Хозе. Он умоляет девушку снова быть с ним, признается в любви, угрожает, но все тщетно – она к нему холодна. В порыве гнева он достает кинжал и вонзает его в свою возлюбленную.
Фото:
Интересные факты
Популярные арии и номера
История создания «Кармен»
О своих планах написать оперу «Кармен» Жорж Бизе сообщил в 1872 году. Уже тогда «Комическая опера» сделала заказ известным либреттистам Анри Мельяку и Людовику Галеви, и они вовсю работали над текстом. Им удалось существенно преобразить новеллу П. Мериме. Прежде всего, изменения коснулись образов главных персонажей – в их интерпретации они стали более благородными. Хозе, из сурового нарушителя закона, превратился в честного, но слабовольного человека. По-другому представлена и цыганка – в ней больше подчеркнута независимость, а жажда воровства и хитрость скрыты. Авторы изменили и место действия – если в литературном первоисточнике все происходило в трущобах и ущельях, то в либретто все события перенеслись в центр Севильи, на площади и улицы. Драматурги ввели в оперу нового персонажа – возлюбленную Хозе, Микаэлу, чтобы показать полную противоположность Кармен. Тореадор из безынициативного и безымянного участника превратился в жизнерадостного Эскамильо, который сыграл решающую роль в судьбе главной героини.
Текст был полностью готов к весне 1873 года, и тогда же композитор принялся за работу. Опера была полностью закончена летом 1874 года.
Однако неприятие к этой опере появилось еще задолго до ее постановки, как только была озвучена идея – обилие драматических событий и накал страстей не подходили для сцены, в которой планировалась первая постановка. Все дело в том, что Опера комик считалась светским театром, который посещали лишь представители богатого сословия. Идя в театр, они заранее знали, что увидят легкий жанр с обилием забавных ситуаций. Эта публика была далека от бешеных страстей, и уж конечно, кровавых убийств. В опере же были представлены неприемлемые для публики герои и страсти – девушки, не обремененные моралью, работницы сигаретной фабрики, разбойники, военные дезертиры.
Создавая либретто, авторы понимали, что оно многим не понравится. И догадки подтвердились – певцы напрочь отказывались участвовать в этом спектакле.
Постановки «Кармен»
Премьера оперы состоялась в столице Франции, в Опера комик. Это было 3 марта 1875 года. Зрители не знали, как реагировать на этот спектакль: в нем была очень красивая музыка, мгновенно врезающаяся в память, но и был ужасный сюжет, о котором просто неприлично говорить в светском обществе. Опера провалилась, а ее авторов обвинили в распущенности и аморальности. Но, несмотря на то, что творение Бизе потерпело полное фиаско, оно было поставлено 45 раз за тот год. А причина тому довольно проста – обычное человеческое любопытство. Публике не давал покоя тот факт, что об этом сочинении в то время говорил весь Париж. Интерес к произведению усилился в начале лета – ровно через 3 месяца после премьеры умер Ж. Бизе. Многие пришли к выводу, что в этом виновата неудача с «Кармен», ведь провал и травля со стороны прессы спровоцировала нервное потрясение у маэстро и способствовала ухудшению его здоровья. После окончания театрального сезона спектакль было решено убрать со сцены. Тогда все были уверены, что там он больше никогда не появится.
Осенью 1875 года опера была поставлена в Вене на немецком языке. Однако то, что было показано зрителям, кардинально отличалось от того, что задумывал Бизе – это была самая настоящая опера-балет со множеством танцевальных номеров. Венский театр решил удивить публику ярким зрелищем – на сцену были выведены всадники на настоящих лошадях и целый кортеж тореадоров.
В декабре этого же года «Кармен» поставили в Италии. Впоследствии произведение имело небывалый успех, и сразу же было включено в репертуар многих мировых театров. Причем зрителям пришлась по душе именно венская, классическая постановка. На нее опирались другие режиссеры, ставящие эту оперу в других странах Европы.
В феврале 1878 года опера была привезена в Россию и показана состоятельной публике на сцене Большого (Каменного) театра в Петербурге. Исполняла ее императорская итальянская труппа в своей редакции. Многие сцены были вырезаны из произведения для того, чтобы не шокировать публику. Однако это не помогло, и спектакль успеха не имел. Во многом такому повороту событий способствовало и то, что солисты не успели хорошо подготовиться, поскольку очень торопились с постановкой. Как писали в то время многие газеты, премьера этого спектакля больше была похожа на репетицию, настолько в нем много присутствовало недоработок и «шероховатостей».
А вот в 1882 году другую постановку спектакля зрители встретили с восторгом, и, наконец-то, сочинение Бизе получило заслуженное признание. Ее инициатором стал новый директор императорских театров И.А. Всеволожский. Вырезанные отрывки опять появились на сцене, был выбран новый актерский состав, а все хореографические номера поставил Мариус Петипа .
В 1885 году текст либретто перевели на русский язык, и в таком варианте опера впервые прозвучала в Мариинском театре,
Тот факт, что «Кармен» получила мировое признание, заставил французов снова заинтересоваться ей. Один из композиторов того времени, Эрнест Гиро, решил сделать свою редакцию – он заменил все разговорные диалоги в творении Бизе речитативами, а также украсил финал оперы яркими хореографическими сценами. Опера была поставлена в Париже в данном варианте в 1883 году, и на этот раз прошла с настоящим триумфом. Через 21 год столица Франции увидела юбилейное, тысячное представление «Кармен».
Одним из первых русских композиторов, познакомившихся с этим сочинением Бизе , стал П.И. Чайковский . Оно настолько ему полюбилось, что Пётр Ильич даже выучил весь клавир наизусть. И когда СМИ то и дело публиковали негативные отзывы и разгромные рецензии, он твердил, что однажды эта опера станет самой популярной в мире. И русский гений не ошибся. Сегодня трагическая история о жизни вольнолюбивой цыганки в интерпретации великого французского маэстро считается одной из вершин оперной музыки – гениальным, эталонным и неподражаемым творением.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Жорж Бизе «Кармен»
Краткая история создания оперы «Кармен» Жоржа Бизе
Жорж Бизе создал оперу «Кармен» в 1874 году. Сюжет композитор взял из романа Проспера Мериме. История страстной цыганки, которая любила свободу, идеально подошла для оперы.
На суд зрителей произведение Бизе было представлено 3 марта 1875 году. Через три месяца после представления композитор покинул земной мир. Ходили слухи, что Жорж Бизе был очень расстроен тем, как публика приняла его создание.
Либретто полному страсти и огня созданию французского композитора написали Анри Мельяк и Людовик Галеви.
«Кармен», шестая опера Жоржа Бизе была поставлена в парижском театре «Опера-Комик». В 1872 году директора театра предложили композитору сочинить новую оперу. На свет появились четыре акта последнего произведения Бизе.
Композитор изменил сюжет, созданный Проспером Мериме. Хосе из разбойника превратился в солдата, который смог дослужиться до капрала. Невеста Хосе, Микаэла, в сочинении Мериме отсутствует. Она только упоминается как девушка со светлыми косами, в опере Микаэла уже важный персонаж.
Яркая роль тореадора Эскамильо тоже обрела новые черты именно в опере, в произведении Мериме он не имеет имени. Изменилась и главная героиня, у Мериме Кармен — хитрая и необузданная цыганка, у Бизе появилась насмешливая, но честная и смелая красавица.
Оперу композитор сочинил по образцу оперетты, в полном соответствии с традициями французской оперы. Яркая музыка сочеталась с драматическими диалогами главных героев. Но музыка «Кармен» не соответствовала французским представлениям. Публика не приняла великолепное создание Жоржа Бизе.
В те времена театр «Опера-Комик» считался театром для людей обеспеченных. Публика ждала лёгких мелодий. Кроме того, в театр представители богатого сословия приводили своих детей в надежде найти им подходящую партию. А тут их ожидал сюрприз. Вниманию почтенной публики были представлены яркие страсти, солдаты, цыганки, контрабандисты и простые работницы сигарной фабрики. Страсти закончились убийством. Публика была повергнута в пучину негодования.
Против оперы был и директор театра. Адольф де Лёвен был против трагического конца, он требовал изменить финал. Директор желал, чтобы финал был счастливым. Договориться не удалось, и Адольф де Лёвен подал в отставку. Режиссёр постоянно бегал жаловаться директору на композитора, но до премьеры оперы «Кармен» дело дошло.
Все закончилось провалом. Шокированная публика устроила настоящий скандал. Создателей гениального произведения обвинили в нравственной распущенности.
Все журналисты набросились на Жоржа Бизе. Они яростно критиковали оперу. Но чем больше журналисты изощрялись в критических обсуждениях создания композитора, тем больше оно вызывало интерес. Опера «Кармен» была представлена сорок пять раз. Все торопились посетить скандальный спектакль.
Интерес публики подогрела трагическая кончина Жоржа Бизе. Композитор скончался после тридцать третьего представления «Кармен». Он умер от сердечного приступа в возрасте 36 лет.
Публика не была готова к шедевру Жоржа Бизе. Но прошло время, и другие театры начали ставить «Кармен». В России первая постановка была представлена в Петербурге.
Сюжет
История рассказывает о гордой, свободолюбивой цыганке по имени Кармен. Однажды она поссорилась с другой работницей сигарной фабрики. За это цыганка была отправлена в тюрьму. По пути Кармен сбежала, ей помог Хосе, которому было приказано заключить цыганку под стражу. За это несчастный капрал сам был отправлен в тюрьму.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.3 / 5. Количество оценок: 18
Кармен (опера)
А. Мельяка и Л. Галеви
«Кармен» — опера Жоржа Бизе в 4 актах, либретто Мельяка и Галеви по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме.
Содержание
История создания, премьера и первые отзывы
Жорж Бизе начал работать над разговорной оперой «Кармен» в 1874 году. Премьера «Кармен» состоялась во Франции в городе Париже в театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты соревновались в хлесткости критических отзывов об опере «Кармен»:
Но, как нередко случается, именно такие рецензии создали «Кармен» огромную популярность и только на сцене парижской Комической оперы только в премьерный сезон, прошло не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков и была возобновлена лишь в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро (Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, а также добавил несколько балетных сцен, использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе). В немалой степени, возвращению оперы на парижскую сцену способствовало триумфальное шествие оперы «Кармен» по городам Европы, России и Америки. Ещё в 1880 году русский композитор Пётр Ильич Чайковский напишет:
Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…
В 1967 году Родионом Щедриным с использованием музыкального материала оперы была написана «Кармен-сюита».
Действующие лица
Партия | Голос | Исполнитель на премьере 3 марта 1875 Дирижёр: Адольф Делофр |
---|---|---|
Кармен | меццо-сопрано | Селестина Галли-Марье |
Дон Хозе | тенор | Поль Лери |
Эскамильо | баритон | Жак Буи |
Микаэла | сопрано | Маргарита Шапюи |
Суньига | бас | Эжен Дюфриш |
Моралес | баритон | Эдмон Дювернуа |
Фраскита | сопрано | Алиса Дюкасс |
Мерседес | меццо-сопрано | Эстер Шевалье |
Данкайро | баритон | Пьер-Арман Потель |
Ремендадо | тенор | Барно |
Лилас-Пастья | без пения | M. Nathan |
Проводник | без пения | М. Тест |
Офицеры, солдаты, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики, молодые люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры, народ |
Краткое содержание
Действие происходит в Испании, около 1830 года
Действие первое
В Севилье, возле сигаретной фабрики, остановился драгунский эскадрон. Солдаты любуются красивыми девушками — работницами фабрики. В поисках драгуна Хозе приходит Микаэла, но солдаты говорят ей, что Хозе в другом эскадроне, и что скоро тот эскадрон придёт к ним на смену. Микаэла уходит. Вскоре происходит смена эскадрона. Капитан Суньига, беседуя с сержантом Хозе, выражает восхищение работницами сигаретной фабрики, но Хозе, пожалуй, единственный, кто не интересуется ими — у него есть невеста Микаэла, которая ему милее всех. Слышится фабричный звонок, и девушки выходят на улицу на перерыв. Все они держат во рту сигареты. Их тут же окружают мужчины. Но вот появляется та из них, которую ждут с особым нетерпением — жгучая цыганка Кармен. Она привыкла к тому, что все мужчины вокруг не отрывают от неё взгляда, сама же она испытывает наслаждение от издевательства над ними, над их чувствами. Никто, да и она сама, не может знать, кто сегодня станет объектом её внимания, а кто завтра. Однако ей не нравится, что Хозе — единственный, кто не обращает на неё никакого внимания, и она бросает ему под ноги цветок. Снова звенит звонок и девушки уходят обратно на работу.
Возвращается Микаэла и передаёт Хозе привет от его матери, которая ждёт его в деревне. Между ними происходит взаимное любовное признание. После ухода Микаэлы из фабрики доносится шум. Оказалось, что среди работниц возникла ссора с поножовщиной, одна из них ранила другую. Виновницей оказывается Кармен. Капитан Суньига приказывает Хозе стеречь Кармен, а сам отправляется за ордером на её арест. Однако за это время Кармен удаётся, используя всё своё обаяние, обольстить Хозе, и он расслабляется. Когда Суньига приносит ордер на арест Кармен, Хозе помогает ей бежать из-под стражи.
Действие второе
Прошло два месяца. В таверне «Лилас Пастья» Кармен с подругами Фраскитой и Мерседес плясками развлекает посетителей. Здесь же и капитан Суньига. Он сообщает, что Хозе за то, что помог ей бежать, отбыл тюремный срок и разжалован в солдаты, а теперь вышел на свободу и скоро придёт к Кармен. В окружении толпы входит тореадор Эскамильо и тоже удивляется красоте и обаянию Кармен. После закрытия таверны для обычных посетителей, в ней остаются только контрабандисты — Данкайро, Ремендадо, Кармен, Фраскита и Мерседес. Они собираются идти на очередное дело, только Кармен отказывается. Она хочет дождаться Хозе, в которого сейчас влюблена. Тогда контрабандисты предлагают ей привлечь Хозе к своим делам. Хозе приходит, однако вскоре издали послышался звук трубы, призывающей его в казарму на вечернюю проверку. Кармен вновь применяет всё своё актёрское мастерство, чтобы Хозе остался с ней. Он долго колеблется между солдатским долгом и любовью к ней. Но тут подворачивается случай, который расставляет всё по своим местам: возвращается капитан Суньига и приказывает Хозе возвращаться в казарму. Хозе отказывается выполнить приказ и обнажает шпагу. Так он становится дезертиром и вынужден остаться с Кармен и с контрабандистами. Данкайро и Ремендадо обезоруживают Суньигу и выпроваживают его из таверны.
Действие третье
Эскамильо уходит, приглашая всех в Севилью на бой быков, который он посвятит Кармен.
Действие четвёртое
Площадь перед цирком в Севилье. Идут приготовления к бою быков. Площадь полна народа, кругом царит веселье. Наконец появляется Эскамильо. Толпа чуть ли не вносит его в цирк. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен, что за ней следит Хозе. Но она не боится встречи с ним. Все уходят в цирк, а Хозе находит Кармен и преграждает ей дорогу. Он напоминает ей о том, как раньше она его любила, и просит вернуться к нему, затем слёзно умоляет и, наконец, угрожает. Но всё напрасно. Кармен больше не любит его. И в конце концов это окончательно доводит Хозе до полного отчаяния: он убивает Кармен. Его арестовывают.
Среди известных постановок
Можно без преувеличения сказать, что эта опера обошла сцены всего мира.
Первая постановка — 3 марта 1875, Париж, «Опера комик» (Кармен — Галли-Марье, Хозе — Поль Лери, Эcкамильо — Жак Буи, Микаэла — Маргерит Шапюи, Суньига — Эжен Дюфриш, Фраскита — Алис Дюкас, Мерседес — Эстер Шевалье, Ремендадо — Барноль (Поль Флёре), Моралес — Эдмон Дювернуа, Данкайро — Пьер-Арман Потель).
23 октября 1875 — в Вене (на нем. яз.) с речитативами Э. Гиро.
Во Франции не сразу оценили высокий уровень музыкального произведения, однако опера многократно ставилась в других странах.
Постановки в России
28 февраля 1878 — Петербург, первая постановка в России, итальянская труппа.
Дальнейшие постановки в России шли на русской сцене:
Опера неоднократно ставилась в Большом театре (Москва) и Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград — Санкт-Петербург) и других городах: Харьков (1936, 1946); Киев (1939); Баку (1939, 1945), Ереван (1941), Одесса (1941, 1944, 1953), Уфa (1945), Таллин (1947), Фрунзе (1954), Минcк (1956) и т. д.
Сейчас идёт на сцене Новосибирского Оперного театра, в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Большом театре, Пермском, Нижегородском, Татарском, Красноярском, Магнитогорском и Минском театрах оперы и балета.