Как называлась бумага в средневековье
Средневековая бумага
Арабские станции на Западе были первыми фабриками европейской бумаги. Италия училась ее выделке в арабской Сицилии, Франция — в мавританской Испании. Регистры королевской испанской канцелярии уже в средине XII в. пишутся на бумаге, и норманская династия в Сицилии в этот же век писала на ней немало своих грамот, — так же, как и ее наследница, династия Гогенштауфенов. И если все же, несмотря на освященную уже практику, Фридрих II в 1231 г. запрещает ее употребление для официальных документов, это показывает, насколько непрочным и несовершенным представлялся материал, который через полтораста лет должен был стать соперником пергамента и вскоре вытеснить его. Петр Почтенный, клюнийский аббат, в первую треть XII в. знал бумагу, сделанную из обрезков старого тряпья. Первые подлинные французские бумажные документы дошли только в свитках ревизоров эпохи Людовика IX, 1243 г., в регистрах счетов его брата, Альфонса Пуатевинского, 1243—1248 гг., в регистрах королевских комиссаров в Тулузской области, 1272—1274 гг., и марсельских нотариев, 1248 г. Однако, возможно, что замечание Петра Клюнийского дает нам право предположить уже в XII в. довольно широкое пользование, как материалом для письма, — по крайней мере, для текстов скоропреходящего значения, в сохранности которых не были особенно заинтересованы. Именно потому, что в XII в. была материалом ненадежным, ей доверяли только малоценные тексты, и с другой стороны, — потому что ими не дорожили, — они имели тем более шансов погибнуть. В виду этого обстоятельства, скудость бумажного французского наследства от XII—XIII вв., аналогично скудному наследству восковых табличек I—II вв., не служит еще противопоказанием наличности бумаги в культуре XII—XIII вв.
В XIV в., во всяком случае, она явится счастливой соперницей пергамента. Огромное размножение грамотной интеллигенции, в частности, пишущей братии, потребность в дешевом и удобном материале, большее совершенство самой бумаги (особенно плотной она является в XIV в., в XV в. становится тоньше) определяют ее торжество. В этот век бумага распространяется на севере Франции, проникает в Германию. Первая бумажная фабрика была здесь основана у Майнца, в 1320 г., а 70 лет спустя в Нюренберге к работе бумажной мельницы была применена водяная сила. На ней начинают писать не только частные письма, счета и ревизии, но и литературные произведения и книги. В первых бумажных книгах бумага чередуется с пергаментом, обыкновенно в таком сочетании, что каждый отдельный бумажный кватернион книги охвачен пергаментным листом. В XIV в. пергаментная книга — уже относительная редкость, сравнительно с бумажной. Хотя до конца XIX в. прослеживается употребление пергамента не только для хартий (папские буллы), но и для роскошных (молитвенники) книг, но это — исчезающее исключение.
С конца XIII в. европейские мастера, в отличие от восточных, азиатских, усваивают обычай метить листы своей фабрикации так наз. филигранами (водяными знаками): узорами, которые оттискивает на мягком еще листе проволочный орнамент, вделанный в дно формы, куда вливалась бумажная масса. Он особенно хорошо виден на свет, представляя светлый узор на более темном фоне. Фабрики отдельных городов Европы усваивали знаки на несколько десятилетий, иногда на целые полу столетия, даже века. Но попытки датировать и локализировать рукопись по ее водяному знаку, давшие много положительных результатов, привели и к некоторым разочарованиям, в том смысле, что слишком часты случаи, когда новый текст писался на бумаге старой фабрикации, и что она продавалась довольно далеко за пределы своей выделки. В развитии мотивов водяных знаков замечается переход от простых филиграней XIII в., где тему дает литера, к сложным рисункам XIV в. с целыми именами и гербами. Разнообразие рисунков бесконечно, и его приходится изучать в каждом отдельном случае. В Италии, где водяные знаки появились раньше всего и где их обычно обрамляли кругом, мы встречаем, в качестве любимых филиграней, в XIV в. ангела с крестом, венок, шлем, знамя, бочонок, птичье крыло, пронзенное стрелой. Во Франции, где они приняты позже, появляются три лилии на геральдическом щите, петух, собака, наконец, — разнообразнейшие гербы городов, где фабриковалась средневековая бумага. Это последнее наблюдение относится также к Германии, где весьма частой темой филиграни было изображение свиньи. В первую половину XVI в. стереотипным для всей Западной Европы, — с известными вариантами рисунка, — стало изображение перчатки; во вторую же его половину, а также в начале XVII в., — горшка или кувшина. Название и местонахождение фабрики вступает в водяной знак только в XIX в.
Особенности производства западноевропейской книги в Средние века. Пергамент. Бумага
В наследство от эпохи Средневековья нам досталось огромное количество предметов искусства, в т.ч. и рукописей, зачастую совершенно не похожих друг на друга. Но не нужно забывать, что их финальная красота — это в первую очередь результат мастерства тех, кто над ними работал. В контексте цикла статей, посвященных производству книги в Средние века, коснемся его первой стадии — изготовления пергамента и бумаги.
До XIII в. изготовлением книг занимались исключительно монахи: они взяли на себя весь процесс, начиная от выделки кожи и заканчивая украшением страниц. Но с появлением университетов в Европе возникла большая потребность в новых книгах, а значит, и в ценном и прочном пергаменте. Тут-то и подключились горожане-ремесленники — очень быстро они начали объединяться в цеха и открывать новые мастерские. Светские ремесленные мастерские не стали заменой монастырским — оба типа ателье сосуществовали на протяжении долгого времени.
Чтобы не создавать друг другу ненужной конкуренции, было выработано правило: «светские писцы могли переписывать книги только на национальном языке, а латинские кодексы остались специальностью духовенства». И это достаточно логично: поскольку на национальных языках писалась в основном литература светского содержания, такие книги производили светские ремесленники. А вот на латинском языке писали, как правило, книги религиозные, требующие особенно вдумчивого подхода и контроля качества работы, которым могли похвастаться монастырские мастерские.
Тогда была придумана хитрость, убыстряющая процесс изготовления рукописи, — палимпсесты.
Не секрет, что главный материал, из которого изготавливали страницы средневековых рукописей, это пергамент. Вплоть до XII в. книги вообще писали исключительно на пергаменте, а когда в XIII в. появилась бумага, он совершенно не потерял своей значимости. Пергамент и бумага быстро поделили сферы применения и четыреста лет существовали параллельно, можно сказать, в мире и согласии.
Пергамент был дорогим добротным материалом и использовался для создания богослужебных книг и роскошных рукописей. Бумага была менее прочной, но значительно более дешевой, поэтому рукописи, написанные на бумаге, имели большой спрос среди населения со скромным достатком или среди студентов. На бумаге писали и все остальные книги, которые пользовались широким спросом и не нуждались в длительной сохранности.
Изготовление пергамента, основного материала для книги, было весьма трудоемким делом. Как же всё происходило? Сначала нужно было заняться выделкой. Для этой цели использовались шкуры баранов, телят, кроликов, белок. [myline]Помимо исследователей мало кто знает, что самый дорогой и нежный пергамент, «девичья кожа», производился из шкурок еще не родившихся ягнят. [/myline]Полученную шкуру следовало несколько дней отмачивать в бочке с известкой, далее очистить от волосков, снова отмочить в извести. После этого можно было натянуть шкуру на раму и произвести вторичную окончательную очистку с помощью специального скребка. Будущий пергамент отбеливали и обезжиривали свинцовыми белилами, выглаживали пемзой. После всех этих манипуляций получался ровный белый лист, на котором могли писать с одной либо с двух сторон.
luisclx / pixabay.com (CC0 1.0)
Долгий процесс, не правда ли? А новые книги нужны были постоянно (за всю историю Средневековья спрос на них только увеличивался). Тогда была придумана хитрость, убыстряющая процесс изготовления рукописи, — палимпсесты. В рукописях-палимпсестах старый текст соскабливали с пергаментных страниц и заменяли новым. Стоит ли говорить, что из-за этого метода были уничтожены многие древние рукописи? Труды античных философов и историков усердно заменяли сочинениями отцов церкви, что было особенно распространено в монастырских мастерских. На наше счастье, сегодня ученые могут прочитать некоторые из первоначальных текстов, используя чувствительную фотопленку и химический анализ чернил.
Процесс производства бумаги также был трудоемким, требовал большого количества сырья и воды, хоть и был дешевле, чем процесс производства пергамента. Так называемые бумажные мельницы — мануфактуры, производящие бумагу, получали ее из хлопковых очесок и деревянных опилок. Сначала сырье нужно было очистить от грязи, затем раздробить в жерновах до однородной кашицы, отбелить. Заключительные этапы — формование в специальных рамках, а затем проглаживание и сушка получившихся листов бумаги.
Итак, изготовление материала для страниц средневековых рукописей оказалось делом непростым, но очень интересным. Что же было потом? Как в конце концов получалась законченная рукопись, украшенная прекрасным каллиграфическим письмом и сотнями разноцветных миниатюр? Дальнейшие этапы работы над книгой стоят отдельного разговора, и я обязательно расскажу вам о них в следующих статьях.
Как называлась бумага в средневековье
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Эволюция материалов для письма
Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.
Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.
Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).
Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.
Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи – для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.
Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.
Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.
Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.
В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. – это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.
Папирус, пергамент и береста – прототипы бумаги.
Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.
Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.
В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.
И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.
В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных – пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.
Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.
В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – определенные слои коры березы.
Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.
Бумага.
Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.
Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.
В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.
Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.
На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.
В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.
История книги
Изготовление бумаги в позднем средневековье
В Европе до изобретения в 1857 г. технологии производства бумаги из древесины применялось в основном льняное тряпьё. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах.
Бумажная мельница
Итальянцы для измельчения тряпья и превращения его в бумажную массу употребляли вместительную толчею с несколькими пестами, приводимыми в движение силой падающей воды.
Сначала песты были деревянными, затем их стали оковывать железом. Большой жернов с приводным валом заставлял двигаться весь механизм, и тряпье перемалывалось гораздо быстрее, мельче и в больших количествах, чем вручную.
В XVII в. голландцы еще более усовершенствовали этот процесс, изобретя так называемый ролл, или голлендер. В деревянной или каменной ванне (ролле) тряпье рубилось на мелкие части и перемалывалось насаженными на металлические валы и на днище ролла ножами гораздо быстрее и эффективнее, чем пестами. Это изобретение выдвинуло голландскую бумажную промышленность на первое место в Европе.
Бумажная масса попадала в котёл, и здесь к производству подключалась основная фигура – черпальщик. Специальным ситом он зачёрпывал бумажную массу, сильно тряся форму выгонял сквозь сито излишек воды, и одновременно формовал бумажный лист.
Затем форму принимал укладчик: он осторожно вынимал из формы еще сырой бумажный лист и выкладывал его на сукно или войлок, накрывая сверху таким же отрезком сукна. Постепенно вырастала кипа сырой бумаги, по цеховой традиции в ней был 181 лист.
Её относили к прессу, где прессовали листы сначала вместе с сукном, а потом без него. Затем бумагу вывешивали на просушку. Просохшие листы разглаживали на мраморной доске специальным утюгом или шлифовальной костью и передавали штамповщику, который отбивал ее деревянной или железной кувалдой.
Обработанные таким способом листы погружали в котел с желатиновым клеем, чтобы бумага уплотнилась и не пропускала чернила. Затем листы вновь сушили под крышей и вновь разглаживали.
Лишь после всех этих операций (в технологии насчитывалось 30 операций) бумага считалась готовой к продаже.
Ручной отлив (вычёрпывание) бумаги, просуществовал несколько столетий, за время которых превратился из передового метода в метод, задерживающий рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки.
К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически.
Как называлась бумага в средневековье
При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.
Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.
Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.
Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.
Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.
Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.
В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.
В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).
К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.
В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.
Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.
Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.