Как называлась раньше станция железнодорожная
Где находится Обираловка?
Город стал Железнодорожным только в 1939 году, а до этого у него было очень многозначительное название – Обираловка. Именно в Обираловке располагалась Саввинская фабрика купцов Морозовых, а в Кучино, которое входит в этот район, был построен первый Аэродинамический институт, основанный выдающимся физиком Дмитрием Рябушинским. Здесь же в местном храме Преображения Господня сохранился до наших дней уникальный фаянсовый иконостас.
Эти места прославило и их упоминание Львом Толстым в романе «Анна Каренина»: сюда распорядилась привезти себя главная героиня. Она решила ехать до первого города и остаться в нем, и не просто остаться, а закончить все, что так хорошо начиналось. Именно здесь произошла трагическая встреча героини с поездом…
О станции Обираловка речь зашла весной 1858 года, когда началось строительство железной дороги, соединяющей Москву с Нижним Новгородом. В 1862 году построили 233 версты, и возле Кучино была возведена железнодорожная платформа, в трех верстах дальше – железнодорожная станция, которая получила свое название от ближайшей округи, – Обираловка.
Но почему Обираловка? Есть несколько версий. Одна из них такова. Сначала не было никакого названия, потом появились поезда и первые «зайцы». Считалось, что если безбилетники попадут в руки контролеров, то свободу они получат, только будучи обобранными до нитки.
Вторая версия более криминальная. Данная местность примыкала к Муромской дорожке, на которой действовали воровские шайки, отбирали товар, а людей отпускали…
Третья версия относится еще к ордынскому игу. Рядом с Обираловкой находилась деревня Темниково, где размещались темники, а уж эти средневековые герои умели обобрать народ.
Мне больше импонирует вторая версия. Да и как я могу забыть слова моей бабушки, которая долго жила в городе Железнодорожном. Она говорила так: «До 19:00 – Железнодорожный, после 19:00 – Обираловка». Выводы делайте сами.
Интересно, что еще в Российской империи газета «Новости дня» в сентябре 1901 года писала: «Станция Обираловка. За последнее время в лесу близ станции появилось много подозрительных личностей, нападавших на проходящих; так, третьего дня была ограблена одна женщина, с которой грабителями был снят шелковый платок, а несколькими днями тому назад у проходившего по лесу сапожника отняли товар».
История Железнодорожного: от Сергеевки‑Обираловки до района Балашихи
У Железнодорожного богатая история – он прошел путь от глухой деревушки до стратегически важного транспортного узла, а затем вошел в состав самого населенного городского округа Подмосковья. Корреспондент «РИАМО в Балашихе» вспомнила важные исторические вехи и интересные легенды о Железнодорожном.
«Настоящая обираловка!»
Испокон веков самая активная торговля велась в Москве. Сюда отовсюду съезжались купцы, чтобы выгоднее продать товар. Чего только не было в их повозках: от скотины и пушнины до серебряной посуды и дорогой одежды. Длинной вереницей тянулись по дорогам конные повозки и обозы, ехали день и ночь, чтобы прибыть в столицу. Кроме купцов, в Москву ехали и богатые господа – на деловые переговоры и по другим делам.
В густом лесу кареты и обозы были легкой наживой для разбойников. Историки считают, что разбоем в основном занимались крестьяне. Не выдержав тяжкого труда, они сбегали в лес, и грабежи становились для них единственным способом пропитания и заработка.
Вооружившись самодельными топорами и рогатинами, мужики прятались за деревьями в ожидании очередного обоза. Нападали, выпрягали лошадей, забирали весь товар – и скрывались в лесах.
В 1760-х годах дурная слава о разбойниках распространилась очень далеко. Опасность таили все дороги, ведущие в Москву, но особый ужас у купцов вызвали Владимирский и Носовихинский тракты. Первый шел через опушку леса, второй пролегал в самой гуще. Объезда не было, и даже самые быстрые лошади не спасали – преступники нападали неожиданно, молниеносно обирая оторопевших купцов.
Пострадавшие от разбоя потом жаловались знакомым, называя произошедшее «настоящей обираловкой». Постепенно лесную местность вдоль Носовихинской дороги стали называть Обираловкой.
Приезд Екатерины II
Жители Железнодорожного любят рассказывать историю о том, что в 1775 году Екатерина II посетила Обираловку – имение графа Петра Румянцева-Задунайского, русского полководца, главнокомандующего армией во время Русско-турецкой войны. В честь победы граф устроил праздник, на который якобы и приехала императрица.
Более того, согласно легенде, Екатерина II не просто приехала в Обираловку на карете, а приплыла по реке Пехорка на роскошном корабле.
История эта впервые появилась в 1891 году на страницах книги «Старая Москва» русского писателя и журналиста Михаила Пыляева. Историки сошлись во мнении, что он просто выдумал приезд Екатерины II, чтобы придать празднику особый размах. Это подтвердили исторические записи от 1775 года. Кроме того, в те годы на Пехорке было больше десяти запруд, поэтому корабль императрицы просто не смог бы преодолеть путь от Москвы до Обираловки.
Путаница с названиями
В конце XVIII века деревня получила новое название – Сергеевка. Его часто связывают с графом Петром Румянцевым-Задунайским, который вроде как назвал свое имение в честь младшего сына. Однако некоторые историки считают, что это ошибка, что местность около Носовихинской дороги никогда не принадлежала Румянцеву-Задунайскому, а местные крестьянские семьи были в подчинении не у него, а у графа Романа Ларионовича Воронцова.
В любом случае, путаница с названиями продолжилась. Местность называли то Обираловкой, то Александровской пустошью, а поселение – Сергеевкой и снова Обираловкой. Народное «прозвище» оказалось весьма придирчивым и фигурировало даже в документах.
В XIX веке деревня перешла во владение княжеского рода Голициных.
Новый владелец вернул поселению старое название, и Сергеевку уже официально называли Обираловкой. Другой вариант – Абираево, но он совсем не прижился.
Стратегическое место
Главной вехой развития Сергеевки-Обираловки стала прокладка железнодорожных путей в 1861 году. Появилась и станция – «Обираловка». Народное название оказалось самым живучим!
В 1866 году на станции был построен колодец со специальным ручным движком. Это нововведение принесло Обираловке много денег – доходы росли стремительно. Вскоре рядом со станцией возвели водокачку, а потом появился и поворотный круг, который облегчал управление составами поездов. В то время мимо Обираловки ежедневно проезжало около 20-25 человек.
В 1870-х годах Обираловка изменила свой статус с крестьянского поселения на железнодорожный поселок.
Железные дороги активно развивались, повышалась их стратегическая значимость. Вместе с этим менялся и облик Обираловки – появились четыре стрелки, пассажирские и жилые строения, а также здание почты. Возле станции всегда было оживленно – извозчики зазывали приезжих, предлагая им свои услуги. Торговцы мелочевкой процветали.
Расширялся и железнодорожный вокзал на станции. Помимо комнат с билетными кассами, появились сберкасса, телеграф и несколько залов ожидания. На их стенах висели иконы. Интересно, что нередко в здании вокзала совершались молебны, особенно по праздникам и выходным дням.
Смерть Анны Карениной
Местные жители любят рассказывать еще одну легенду – красивую и трагичную, связанную с романом «Анна Каренина». Лев Толстой «бросил» главную героиню под колеса поезда именно на станции «Обираловка». И когда книга вышла в свет в 1877 году, поселок в одно мгновение стал знаменит.
Все верили, что история, описанная Толстым, – чистая правда.
В реальности же нет документальных подтверждений того, что кто-то бросился под поезд на станции «Обираловка». Но у Анны Карениной есть реальный прототип – подобная история произошла на станции Ясенки Курской железной дороги со знакомой Толстого. Вероятно, поэтому писатель и решил таким образом завершить жизнь героини романа.
Начало XX века
В конце XIX века по железной дороге в Москву везли уголь, дрова, кирпич, зерно. Обираловка была важным транспортным узлом – рабочие грузили товар в вагоны, звенел колокол, оповещая об отправлении, и поезд трогался.
К началу XX века Обираловка очень изменилась. Рабочих, обслуживающих железную дорогу, становилось все больше, росла и площадь поселения – здесь насчитывалось уже более 200 дворов. Инфраструктура поселка тоже значительно расширилась – открылись парикмахерская, чайная и булочная, винная и бакалейная лавки.
В 1916 году в Обираловке случилось горе – вспыхнул пожар, который не пощадил ни дома, ни торговые лавки.
После бедствия местные жители решили защищаться от огня. Так в поселке появилась пожарная дружина, а затем был построен пожарный сарай.
В 1926 году численность населения Обираловки достигла 1 тысячи человек, а всего через 13 лет увеличилась в семь раз.
Бурное развитие
В 1937 году Обираловка получила статус поселка городского типа. А вскоре это неблагозвучное название наконец-то кануло в лету – поселение было переименовано в Железнодорожный.
После Великой Отечественной войны, в 1952 году, Железнодорожный «повысили» – из поселка он превратился в полноценный город. К концу десятилетия численность населения достигала почти 20 тысяч человек.
В 1990 году в Железнодорожном было 100 тысяч жителей. «Лихие девяностые» немного приостановили рост населения, но с приходом 2000-х прирост возобновился.
В 2014 году произошло объединение муниципалитетов Подмосковья, и Железнодорожный стал частью городского округа Балашиха. Сейчас в нем проживает более 150 тысяч человек, развитие идет бурными темпами.
ИСТОРИЯ ГОРЬКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И СТАНЦИИ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ»
Горьковская железнодорожная магистраль – одна из старейших дорог, которая ведет свое начало от Московско-Нижегородской железной дороги, проходившей по Московской, Владимирской и Нижегородской губерниям. В Российской империи она стала седьмой по счету. Строительство железной дороги в данном регионе было необходимо. С 1817 года, когда знаменитая Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, город стал одним из важных и главных торговых центров России. Железнодорожная линия открывала возможность более удобно и быстро доставлять товары на Нижегородскую ярмарку, а также связала Центр России с Поволжьем и восточными регионами страны, снабжала Москву продуктами.
Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам XIX века. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в том числе М. С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале «Современник» в 1836 году. 10 мая 1847 г. императорским указом было одобрено строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода. Однако прошло более 10 лет, прежде чем началось строительство.
Весной 1858 года частное Общество Российских железных дорог начало строительство железной дороги, соединяющей Москву с большим промышленным центром на Волге – Нижним Новгородом (г. Горький). Общее руководство строительством было передано французским инженерам. Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в том числе А. И. Дельвиг). Трасса прокладывалась среди глухого леса и пересекала множество торфяных болот. Все работы тогда выполнялись вручную, при помощи деревянных лопат с железными насадками, тачек с катальными досками, да грабарками с конной тягой для перевозки грунта на далекое расстояние. Вот уж действительно, «вся дорога построена руками российского мужика».
Первый вокзал Московско-Нижегородской железной дороги располагался на левом, низком затопляемом весенним паводком берегу реки Оки, в Кунавинской слободе. Близ линии этой железной дороги проходило московское шоссе, а неподалеку от комплекса вокзала располагалась Нижегородская ярмарка. Для обеспечения подвоза товаров с речных пристаней от станции были устроены специальные соединительные ветви. Первые паровозы и вагоны закупались за границей, правда, паровозы строились там по российским чертежам. Первые отечественные железнодорожные мастерские для переоборудования иностранных вагонов были построены в Коврове в 1861 году. В 1878 году были уложены вторые пути на участке Москва — Владимир (237 вёрст), в 1892 году — до Нижнего Новгорода. В 1888 году в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов.
До 1894 года дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893—1895 годах Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход — в пределах 4,7 % от основного капитала (273 млн руб. в 1900 году). В мае 1918 года дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).
В 1936 году в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога (в 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький), а из состава Московско-Казанской — Казанская железная дорога. В 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.
Сейчас поезда горьковского направления отправляются с Курского вокзала, однако до объединения веток в 1896 году в Москве существовал отдельный Нижегородский вокзал, открытый в 1861 году в районе современной Нижегородской улицы. В 1866 году после открытия Московской-Курской дороги, поезда в курском направлении стали отходить именно с Нижегородского вокзала. Таким образом, симбиоз курской и нижегородской железных дорог наблюдался на протяжении практически всего времени их существования. Старое здание Нижегородского вокзала использовалось в качестве грузовой станции вплоть до 50-х годов XX века.
В 1862 году в 20 километрах от Москвы возле Кучино была построена железнодорожная платформа того же названия. А железнодорожная станция в 3-х верстах от нее (на восток) – получила название ближайшей округи – Обираловка (в настоящее время станция Железнодорожная). Суть происхождения названия Обираловка остается невыясненной. Ни документов, ни каких-либо правдоподобных фактов из далекого или близкого прошлого, несмотря на все старания краеведов, обнаружить не удалось. Поэтому, наибольшее распространение получили версии, связанные с негативной лексической окраской слова.
Согласно первой версии, поначалу станция вообще не имела никакого названия. Поезда пошли, и тут же появились первые безбилетники, первые «зайцы». На борьбу с ними были брошены ловкие, опытные контролеры. Проскочить участок от Москвы до 1-й остановки стало невозможным. Человек, попавший в руки цепких контролеров, мог получить свободу только будучи «обобранным до нитки». Вторая версия более криминальная. Данная местность примыкала к Муромской дорожке, на которой действовали воровские шайки, отбирали товар, а людей отпускали.
Третья версия считается более весомой. По ней возникновение Обираловки связано с более ранней историей страны – периодом монголо-татарского ига. В период господства Орды – управлением и сбором занимались на русских землях военноначальники, а затем темники (чиновники). Нельзя не учитывать тот факт, что рядом с Обираловкой находится и деревня Темниково. Подобные названия не единственные на Руси, но все они происходят от одной основы – темник. А уж эти управители умели обирать русских людей. Обираловка – название с сильной экспрессивной окраской.
Железные дороги активно развивались, повышалась их стратегическая значимость. Вместе с этим менялся и облик Обираловки – появились пассажирские и жилые строения, а также здание почты. Возле станции всегда было оживленно – извозчики зазывали приезжих, предлагая им свои услуги. Торговцы мелочевкой процветали. В 1866 году здесь возник колодезь, имеющий специальный ручной движок, с помощью которого обеспечивалась подача воды. Доходы у станции стали неуклонно расти и совсем скоро в два с половиной раза превысили расходы. Рядом со станицей возвели здание водокачки, появился поворотный круг, облегчающий управление составами. За 1866 год со станции Обираловка уехало 9207 пассажиров, то есть по 25 человек в день. Только на 24-м году работы станции число пассажиров удвоилось, достигнув 18 295 человек. 1877 год ознаменован новым витком в истории Обираловки. Станции присваивается IV класс, ведь здесь находится 4 стрелки, пассажирские и жилые строения, а одних только запасных путей оказалось не менее чем на 584 сажени.
Здание станции включало телеграф, комнаты с кассами, общий зал ожидания, а также специальные залы I и II класса. Интересно отметить, что в то время в зале ожидания можно было увидеть иконы, а церковнослужители нередко совершали здесь по выходным и праздничным дням молебны. Порядок на станции поддерживался станционными работниками. Платформы были также деревянные. При дамских комнатах были устроены ватерклозеты. В зависимости от положения станции было число служащих. Заведовал один начальник станции, у него были помощники, кассиры, письмоводители, конторщики, весовщики, составители поездов, ламповщики, сторожа, рассыльные, рабочие и прислужницы при дамских комнатах. Читая сегодня приказы по управлению Нижегородской дороги, удивляешься и по-хорошему радуешься тому чувству ответственности и гордости за свою службу, которое было у работников железной дороги. Посудите сами. В 1862 г., например, был такой приказ: «На станциях замечается недостаток чистоты и опрятности. Начальникам станции предписывается под страхом взыскания (!), чтобы на станциях была наблюдаема безукоризненная чистота: метлы, швабры, помойные лохани и прочие предметы, неприятные на вид, должны быть убираемы». Работникам станции приказом также предписывалось: «У дверей, назначенных для публики, во время прихода и отхода пассажирских поездов должны стоять прилично одетые сторожа, которым строго воспрещается: 1) отлучаться от своего поста, 2) уходить в залы, назначенные для публики, 3) присылать на платформу своих жен или детей». Служащие должны были строго придерживаться установленной для службы формы, на работу являться чистыми и опрятно одетыми, и «в сношениях с публикою соблюдать крайнюю вежливость и благочиние. Были жалобы на курение служащих при публике». Особо престижными считались должности билетных кассиров и кондукторов. Они делились на классы по размеру жалованья.
Первые 25 лет железнодорожные пути активно использовались для доставки кирпича в Москву. Стройматериал свозили на станцию с расположенных поблизости кирпичных заводов. Среди прочих грузов, транспортируемых со станции, достаточно часто встречались уголь, дрова, зерно и др. Об отправлении поезда извещал колокол. Параллельно его использовали с целью извещения людей о пожаре. В 1912 году появилась искусственная подсветка на основе керосинокалильных фонарей. Руководство Московско-Нижегородской дороги старалось сделать все от себя зависящее, чтобы на станциях соблюдался порядок, а сотрудники всегда выглядели опрятно.
Первая империалистическая война в хозяйственной жизни России вызвала страшную разруху. К октябрю 1917 года железная дорога находилась в тяжелом состоянии, крайне изношены были дорожное полотно, подвижной состав. Паровозы стояли без топлива. После революции железнодорожники Обираловки, проделав огромную работу, одними из первых восстановили свое путевое хозяйство и подвижной парк. Чтобы добраться до Обираловки от Курского вокзала, приходилось проехать 11 остановочных платформ, так как станция была последней на пути следования дачных поездов.
Железнодорожная (станция)
1 боковая, 3 островные
Октябрьская ул., Пролетарская ул.
А А, Б, 4, 7, 9, 10, 12, 18, 23, 26, 26к, 29, 33, 65, 338 М 1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 21, 23, 33, 47, 48, 51, 100, 142, 338
Железнодоро́жная (до 1939 года Обира́ловка) — железнодорожная станция Горьковского направления Московско-Курского отделения Московской железной дороги в городе Железнодорожный Московской области. Расстояние от Москвы 24 километра, время движения поезда с Курского вокзала 34-38 минут, на экспрессе 23 минуты. Станция является конечной для скоростных поездов «Спутник» на Горьковском направлении, а также для обычных пригородных поездов Москва — Железнодорожная (36 пар в сутки). На станции останавливаются все пригородные поезда, кроме экспрессов Москва — Владимир. Поезда дальнего следования на станции не останавливаются.
Содержание
История
Описание станции
Станция состоит из вокзального здания и четырёх платформ, объединённых пешеходным мостом. Также имеется пешеходный мост через железнодорожные пути, без выхода на платформы, оборудованный пандусом для инвалидов и детских колясок. Восточнее станции находится депо.
Вокзальное здание
Вокзальное здание состоит из трёх павильонов: главного и двух «крыльев» — павильонов АСОКУПЭ. В главном павильоне на первом этаже располагаются три пригородные кассы (одна круглосуточная) и одна касса дальнего следования. Также здесь располагаются зал ожидания, АСОКУПЭ (турникеты) и касса на выход. На втором этаже находятся вспомогательные услуги РЖД — интернет-кафе, касса авиабилетов, кафе и др.
Платформы
На станции четыре платформы: одна боковая и три островных. Все платформы высокие и соединены между собой пешеходным мостом.
Три первые платформы асфальтированные, платформа для «Спутников» мощена тротуарной плиткой и частично покрыта современным полупрозрачным навесом, выполненным в фирменных цветах горьковского направления. На остальных платформах имеются навесы старого типа (бетонные), перекрашенные в серый и красный цвета.
На станции восемь путей (не считая соединительных, деповских и тупиковых) — семь для пассажирских поездов, а восьмой — для грузовых поездов и технических составов. Также, к западной горловине прилегает (но не примыкает) отходящий на юг и юго-запад подъездной ширококолейный путь, соединяющий такие крупные предприятия, как Кучинский керамико-плиточный завод, Rockwool-Минвата, Саввинскую хлопкопрядильную фабрику (на данный момент пути до Саввинской фабрики частично разобраны, движение по ним не производится) и др. Общая протяжённость главного пути ветки 4 км. На северо-запад от станции ведёт подъездной путь на базу ОАО «Трансинжстрой».
Рядом со станцией
Железнодорожный находится южнее от станции (рядом со станцией располагаются торговый центр «Юнион», торговый центр «Эдельвейс» и крупная автостоянка). Также, со стороны Железнодорожного, на привокзальной площади, установлены уличные билетные кассы (две кассы). Городской округ Балашиха располагается севернее станции (с этой стороны рядом со станцией находится небольшой жилой массив — микрорайон «Лесной» города Железнодорожного и лесопарк).
В сторону от Москвы, справа по ходу движения от Москвы располагается ТЧ-4 «Железнодорожная».
Коммерческие операции
На станции осуществляются следующие коммерческие операции:
«Спутник»
Открытие скоростного движения поездов экспресс «Спутник» на Горьковском направлении произошло 3 августа 2008 года. Этот участок стал третьим в Московском регионе после запуска «Спутника» с Ярославского вокзала до станции Мытищи в 2004 году и с Казанского вокзала до станции Раменское, связав тем самым с Москвой города Мытищи, Люберцы и Раменское. Для приёма скоростных поездов на станции Железнодорожная построили новую четвёртую платформу, оборудовав её турникетным павильоном, навесами и продлив существующий мост до новой платформы. В день ходит 14 пар «Спутников». Поезд имеет только одну промежуточную остановку: Новогиреево.
Станция в литературе
Первоначальное название станции Обираловка. Именно здесь Анна Каренина, героиня одноименного романа Л. Н. Толстого, бросилась под поезд.