Как называлась традиционная чувашская изба
Поселения, жилища и постройки чувашского народа: типы, строительные материалы, постройки. Застройка и благоустройство городов в XVI-XIX вв.(на примере г. Чебоксары).
Традиционная изба ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Со 2-й пол.XIX в. распространяются жилища среднерусского типа с трехраздельной структурой: изба — сени — клеть. Окна прорубаются в 3 стенах; внутренняя планировка подобна русской: красный угол, коник, лавки по стенам; кухня отделяется перегородкой. К нач. ХХ в. курная печь заменяется русской печью с трубой и полатями, при этом сохраняется традиционный очаг с подвешенным или вмазанным котлом. Позднее распространились печи-голландки. Крыша 2-, на юге часто 4-скатная, крытая соломой, дранкой или тесом. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, т. н. «русские» ворота с двухскатной крышей на 3-4 столбах — барельефной резьбой, позднее росписью. В традиционных избах живет 80% сельских чувашей.
Встречается древняя срубная постройка — лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба, бани. Сохраняются традиционные локальные отличия в жилище и планировке усадьбы: у верховых чувашей жилой дом и хозяйственные постройки соединены Г- или П-образно, распространены большие открытые дворы, у низовых клеть, как правило, отделена от дома, надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора, преобладает яркая полихромная раскраска, обильные декоративные элементы во внешнем убранстве. Современный сельский дом — четырёх- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван или скамьи, кровать нередко отделяется занавеской. Используются домотканые ковры (палас), традиционные вышивки.
Застройка и благоустройство городов в XVI-XIX вв.
Нет такого вопроса
Культура питания, традиционные блюда.
Культура питания, традиционные блюда.
Главное место отводилось блюдам из ржаной муки, кислому хлебу и многочисленным печениям, начиная от подовых лепешек и кончая традиционными пирогами с мясной или рыбной начинкой хуплу. Использовались также мука, крупа и толокно, приготовленные из овса, пшеницы, полбы и ячменя.
Из сладостей чуваши употребляли мед, который использовался также же для медового напитка и медовой бражки. Хмельным напитком было пиво, приготовленное из ячменного или ржаного солода.
Традиционная система питания чувашей, укладываясь в рамки поволжской модели, имеет и некоторую специфичность, которая указывает на доминирующий характер этногенетической близости чувашей к миру скотоводческих народов Азии.
Одна группа их кушаний и блюд имеет преемственную связь с кулинарными традициями древних кочевников, а также тюркских и частично ираноязычных народностей Азии, другая сформировалась в относительно поздние периоды уже в среднем Поволжье и Приуралье в результате культурно-генетического взаимовлияния с местными финно-уграми (каши, некоторые мучные изделия), а также русскими.
35. Семейная обрядность: родильные (имянаречение, крещение), свадебные обряды.
1) Традиции и обряды в чувашской свадьбе.
Знакомства и выбор невесты и жениха.
По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям и сестрам. Этот запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях.
Для знакомства молодых людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.
Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и т.д.
За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы.
В качестве калыма давали деньги, продукты питания для свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные: жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.
Старший дружка выбирался из близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай, отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с родителями невесты. Младший дружка выбирался из молодых родственников жениха.
Подготовка к свадьбе
Везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы соединялись в доме невесты — жених приезжал и забирал ее к себе, и свадьба завершалась в доме жениха. В целом свадебные торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю.
Как всегда перед особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирали специальных людей, которые организовывали свадебное торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы.
Невеста кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.
По чувашским традициям, и жениха, и невесту сажали на подушки со специальными вышитыми узорами. Русские сажали новобрачных на меховые шкуры, чтобы они жили богато.
Жениха вводили в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его.
Обязательным свадебным обрядом был одевание невестой женского головного убора — сурпан хушпу.
Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты за водой —который также мог проводиться по-разному. К роднику шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с клецками или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.
Как называлась традиционная чувашская изба
Чуваши, чаваш (самоназвание), народ в Российской Федерации (1773,6 тыс. человек), основное население Чувашии (907 тыс. человек). Живут также в Татарии (134,2 тыс. человек), Башкирии (118,6 тыс. человек), Казахстане (22,3 тыс. человек) и на Украине (20,4 тыс. человек). Общая численность 1842,3 тыс. человек. Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты — низовой («укающий») и верховой («окающий»). Субэтнические группы — верховые (вирьял, тури) на севере и северо-западе, средненизовые (анат енчи) в центральных и северо-восточных районах и низовые чуваши (анатри) на юге Чувашии и за её пределами. Распространён также русский язык. Верующие чуваши в основном православные.
Предки верховых чувашей (вирьял) — тюркские племена болгар, пришедшие в VII—VIII вв. из северо-кавказских и приазовских степей и слившиеся с местными финно-угорскими племенами. Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных болгарам племён — сувар, или суваз, суас. В русских источниках упоминаются с 1508. В 1551 вошли в состав России. К середине XVIII века чуваши в основном были обращены в христианство. Часть чувашей, проживавшая вне Чувашии, приняв ислам, отатарилась. В 1917 чуваши получили автономию: АО с 1920, АССР с 1925, Чувашская ССР с 1990, Чувашская республика с 1992.
Основное традиционное занятие — земледелие, в древности — подсечно-огневое, до начала XX века — трёхпольное. Главные зерновые культуры — рожь, полба, овёс, ячмень, реже сеяли пшеницу, гречиху, горох. Из технических культур возделывали лён, коноплю. Было развито хмелеводство. Животноводство (овцы, коровы, свиньи, лошади) из-за недостатка кормовых угодий было слабо развито. Издавна занимались пчеловодством. Были развиты резьба по дереву (утварь, особенно пивные ковши, мебель, столбы ворот, карнизы и наличники домов), гончарство, плетение, вышивка, узорное ткачество (красно-белые и многоцветные узоры), шитьё бисером и монетами, кустарные промыслы — главным образом деревообрабатывающие: колёсный, бондарный, столярный, также верёвочно-канатное, рогожное производство; существовали плотничьи, портняжьи и другие артели, в начале XX века возникли небольшие судостроительные предприятия.
Основные типы поселений — сёла и деревни (ял). Наиболее ранние типы расселения — речной и приовражный, планировки — кучево-гнездовой (в северных и центральных районах) и линейный (на юге). На севере характерно деление деревни на концы (касы), обычно заселённые родственными семьями. Уличная планировка распространяется со второй половины XIX века. Со второй половины XIX века появляются жилища среднерусского типа. Дом украшается полихромной росписью, пропильной резьбой, накладными украшениями, так называемые «русские» ворота с двухскатной крышей на 3—4 столбах — барельефной резьбой, позднее росписью. Встречается древняя срубная постройка — лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба (нухреп), бани (мунча).
Мужчины носили холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем). В основе традиционной одежды у женщин — туникообразная рубашка-кепе, у вирьял и анат енчи — из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, узкая, носилась с напуском; анатри до середины XIX — начала XX вв. носили белые расклешённые книзу рубахи, позже — из пестряди с двумя или тремя сборками из ткани другого цвета. Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри — без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. Женский праздничный головной убор — полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого анатри и анат енчи надевали шапочку в форме усечённого конуса, с наушниками, застёгивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади (хушпу); вирьял скрепляли сурпаном вышитую полоску ткани на темени (масмак). Девичий головной убор — шлемовидная шапочка (тухъя). Тухъя и хушпу обильно украшались бисером, бусинами, серебряными монетами. Женщины и девушки носили также платки, предпочтительно белые или светлых расцветок. Женские украшения — наспинные, поясные, нагрудные, шейные, перевязи через плечо, перстни. Для низовых чувашей характерна перевязь (тевет) — полоса ткани, покрытая монетами, надевавшаяся через левое плечо под правую руку, для верховых чувашей — плетёный с крупными кистями пояс с полосками кумача, покрытыми вышивкой и аппликацией, и подвесками из бус. Верхняя одежда — холщовый кафтан (шупар), осенью — поддёвка из сукна (сахман), зимой — приталенная шуба из овчины (керек). Традиционная обувь — лыковые лапти, кожаные сапоги. Вирьял носили лапти с чёрными суконными онучами, анатри — с белыми шерстяными (вязаными или сшитыми из сукна) чулками. Мужчины онучи и портянки носили зимой, женщины — круглый год. Мужская традиционная одежда используется только в свадебных обрядах или в фольклорных выступлениях.
В традиционной пище преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени — сныти, борщевика, крапивы и т. д., каши (полбенная, гречневая, пшённая, чечевичная), толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура cакар), пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль), лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу — большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты — турах — кислое молоко, уйран — пахтанье, чакат — творожные сырки. Мясо (говядина, баранина, свинина, у низовых чувашей — конина) было относительно редкой едой: сезонной (при забое скота) и праздничной. Готовили шартан — колбасу из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш — варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Из мёда делали брагу, из ржаного или ячменного солода — пиво (сара). Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.
Сельская община могла объединять жителей одного либо нескольких поселений с общим земельным наделом. Существовали национально-смешанные общины, главным образом чувашско-русские и чувашско-русско-татарские. Сохранялись формы родственной и соседской взаимопомощи (ниме). Устойчиво сохранялись родственные связи, особенно в пределах одного конца деревни. Существовал обычай сорората. После христианизации чувашей постепенно исчез обычай многожёнства и левирата. Неразделённые семьи уже в XVIII веке были редки. Основным типом семьи во второй половине XIX века стала малая семья. Муж являлся основным владельцем семейного имущества, жена владела своим приданым, самостоятельно распоряжалась доходами от птицеводства (яйцами), животноводства (молочными продуктами) и ткачества (холсты), в случае смерти мужа становилась главой семьи. Дочь имела право наследования наряду с братьями. В хозяйственных интересах поощрялись ранняя женитьба сына и относительно позднее замужество дочери (поэтому часто невеста была на несколько лет старше жениха). Сохраняется традиция минората (младший сын остаётся с родителями как наследник).
Современные верования чувашей сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников. Чуваши почитали огонь, воду, солнце, землю, верили в добрых богов и духов во главе с верховным богом Cuлт Тура (позднее отождествлявшимся с христианским Богом) и в злых существ во главе с Шуйтаном. Почитали домашних духов — «хозяина дома» (хертсурт) и «хозяина двора» (карта-пуcе). Каждая семья хранила домашние фетиши — куколки, прутики и пр. Среди злых духов чуваши особенно опасались и чтили киреметя (культ которого сохраняется поныне). Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мёртвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождавшийся купанием в водоёме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба — моления духу-хранителю овина и др. Молодёжь устраивала в весенне-летний период гуляния с хороводами, зимой — посиделки. Сохраняются основные элементы традиционной свадебной (поезд жениха, пир в доме невесты, её увоз, пир в доме жениха, выкуп приданого и др.), родильной (обрезание пуповины мальчика на топорище, девочки — на стояке или донце прялки, кормление младенца, ныне — смазывание языка и губ мёдом и маслом, передача его под покровительство духу-хранителю домашнего очага и др.) и похоронно-поминальной обрядности. Чуваши-язычники хоронили умерших в деревянных колодах или гробах головой на запад, с покойным клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили временный памятник — деревянный столб (мужчине — дубовый, женщине — липовый), осенью, во время общих поминок в месяц юпа уйих («месяц столба») сооружали постоянный антропоморфный памятник из дерева или камня (юпа). Его вывоз на кладбище сопровождался обрядами, имитирующими погребение. На поминках исполнялись поминальные песни, разжигались костры, совершались жертвоприношения.
Наиболее развитый жанр фольклора — песни: молодёжные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические, а также исторические песни. Музыкальные инструменты — волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее — гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания. Элементы древнетюркского рунического письма прослеживаются в родовых знаках-тамгах, в старинных вышивках. В Волжской Болгарии была распространена арабская письменность. В XVIII веке создаётся письменность на основе русской графики 1769 (старочувашское письмо). Новочувашская письменность и литература созданы в 1870-х годах. Формируется чувашская национальная культура.
Т. С. Гузенкова, В. П. Иванов
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 631-633.
Автоэтноним (самоназвание)
чаваш: Этноним «чаваш» некоторыми исследователями возводится к названию одного из родственных булгарам Волжской Булгарии племени – сувар, или суваз, суас.
Основная территория расселения
Чуваши составляют основное население Чувашии, где их 907 тыс.чел (70,7% населения республики). Кроме того чуваши проживают в Татарии – 134,2 тыс.чел., Башкирии – 118,6 тыс.чел., Ульяновской – 116,5 тыс.чел. и др. областях РФ.
Численность
Этнические и этнографические группы
чувашский: Чувашский язык имеет два диалекта – низовой («укающий») и верховой («окающий»).
Писменность
Письменность для чувашского языка была создана на основе русской графики в 18 в., в 1769 г. была издана первая грамматика чувашского языка.
Религия
Православие: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.
Традиционные верования: Верующие чуваши в основном православные, часть придерживается традиционных языческих верований.
Этногенез и этническая история
Хозяйство
Традиционная одежда
Материалами для изготовления одежды служили в основном холст и сукно, изготовлявшиеся в каждом хозяйстве, с 19 в. стали использоваться и покупные хлопчатобумажные ткани. Традиционная мужская одежда чувашей состояла из холщовой рубахи и штанов, рубаха была туникообразного кроя, ее носили навыпуск с тонким поясом. Рубаха и штаны были пестрядинными, но для молений надевали одежду белого цвета. Поверх рубахи в холодную погоду надевали холщовую или суконную поддевку и еще одни штаны, тоже холщовые или суконные. Женщины носили рубахи разных видов кроя с передником, со 2-й пол.19 в. женские рубахи стали делать составными. Вместе с рубахой женщина носили штаны. Поверх рубахи надевали передник, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри без нагрудника из красной клетчатой ткани. В праздник женщины надевали полотенчатый головной убор, поверх которого надевалась шапочка с наушниками или на темени вышитая полоска ткани. Девичьим головным убором была шлемовидная шапочка либо вышитая полоска ткани, которая носилась на темени. Разнообразны были женские украшения – наспинные, поясные, нагрудные и т.д., например, у низовых чувашей украшенная монетами перевязь тевет, которая надевалась через левое плечо под правую руку. Верхней одеждой, как мужской, так и женской, были холщовые кафтаны, овчинные тулупы, шубы, которые у зажиточных людей шились из меха ценных пушных животных. Обувью были лапти и сапоги, которые носили с суконными онучами или белыми шерстяными чулками.
Традиционные поселения и жилища
Основными типами поселений у чувашей были села и деревни гнездовой или линейной планировки. Со 2-й половины 19 в. стала распространяться планировка уличного типа. Северные поселения чувашей насчитывали 80-100 дворов, южные – 500-800. Усадьбы делились на две части: переднюю – собственно двор с жилой и большей частью хозяйственных построек и заднюю с огородом и баней. Для усадьбы верховых чувашей характерна Г- или П-образная застройка, у низовых надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора. Традиционная чувашская изба (пурт, сурт) ставилась в центре переднего двора, имела обычно двухскатную крышу, но на севере встречались и четырехскатные, крыша покрывалась соломой, а у зажиточных людей дранкой или тесом. Жилище ориентировалось входом на восток и окнами на юг, отапливалось по-черному глинобитной печью, имело нары. Со 2-й пол. 19 в. у чувашей стала распространяться трехраздельное (изба-сени-клеть) жилище среднерусского типа с русской печью с трубой, красным углом, коником, лавками вдоль стен и полатями. При этом сохранялся традиционный очаг с подвешенным или вмазанным котлом. Снаружи жилище украшалось резьбой и росписью. Среди дворовых построек можно отметить архаичную летнюю кухню лась, стены ее делались из тонких бревен или горбылей, пол был земляной, потолок отсутствовал, не делались окна, внутри был очаг с подвесным котлом, земляные нары, полки с утварью. В состав хозяйственных построек входили также бревенчатые амбары, которые перегородкой делились на две части, в одной хранилось зерно, в другой хозяйственная утварь, конская сбруя и т.п., также погреба, бани и другие строения.
Социальная организация
Основной формой традиционного общественного объединения чувашей была сельская община, она охватывала одно или несколько селений. Нередко организовывались общинные помочи – пулаш. Наряду с общинными большую роль играли родственные связи, семьи, связанные родством составляли отдельные улицы или концы деревни. Существовали большие семьи, их наличие было обусловлено потребностями хозяйства, в частности, преобладанием подсеки в земледелии. Но с начала 19 в. преобладающей становится малая семья. Существовали обычаи многоженства, сорората и левирата, которые стали исчезать после христианизации чувашей.
Духовная культура и традиционные верования
Обрядность жизненного цикла у чувашей содержала много архаических элементов. Так при рождении ребенка пуповина мальчика отрезалась на топорище, а девочки – на прялке, младенца кормили медом и маслом, особым обрядом его передавали под покровительство духа домашнего очага. Общение молодежи было свободным, что однако не приводило к распущенности. В хозяйственных интересах у чувашей поощряли ранняя женитьба сыновей и позднее замужество дочерей, поэтому нередко невеста была старше жениха на 8-10 лет. Свадьба продолжалась 4-5 дней, она проходила в домах невесты и жениха и сохраняла многие традиционные элементы: обращение старшего дружки с приветствием к родителям невесты, «выкуп ворот» при въезде во двор невесты, закрывание ее лица головным покрывалом перпенчек, ритуальное хождение новобрачной за водой и др. Языческие обряды производились и во время погребения: умерших хоронили в деревянных колодах, в которые клали бытовые предметы и орудия труда, на могиле ставили антропоморфный памятник, доставление которого на кладбище имитировало похороны.
Среди многочисленных календарных праздников чувашей можно отметить масленицу, весенний праздник жертвоприношения солнцу, богу Тура и предкам, который потом стал совпадать с Пасхой, и другие. Многие магические обряды были непосредственно связаны с производственной деятельностью, так во время массового падежа домашнего скота от болезни производилось ритуальное очищение домашних животных путем прогона между двух костров, огонь для которых добывался трением.
В языческих верованиях чувашей прослеживаются черты зороастризма, иудаизма, ислама. Верили в существование добрых богов во главе с верховным божеством Силт тура и злых существ, возглавляемых Шайтаном. Существовало почитание особых рощ и урочищ, они назывались киремет, здесь проводились моления с жертвоприношениями злому духу – хозяину этого места. Отправлением культа руководили специальные лица, хотя иерархии у них еще не существовало. Были представления о духах дома и природы, одним из них был хертсурт – домовой. У каждой семьи был йерех – кузовок из коры, в котором хранились изображения духов в виде куколок, прутиков и т.п. Выходящей замуж дочери давалась часть этих предметов, которые она помещала в йерех новой семьи.
Среди различных жанров фольклора особое развитие у чувашей получили песни – застольные, гостевые, свадебные и др., которые исполнялись под различные музыкальные инструменты – волынку, дуду, пузырь, гусли, позднее гармонь и скрипку.
Поселение и жилище чувашского народа.
Доклад по теме
Начало формы
Поселения и жилище чувашей. |
Ученые прошлых столетий отмечали, что все дома чувашей, и победнее и побогаче, были очень похожи. Это происходило и потому, что, по древним традициям, внутреннее устройство чувашского дома напоминало собой устройство всего мира. И, конечно, расположение предметов в доме было наиболее удобное для проживания большой семьи и сохранения тепла в зимнее время. До сих пор старые дома во многих чувашских деревнях имеют именно такое устройство.
Интерьер дома. В интерьере чувашского дома не было ничего лишнего, только самое необходимое для работы и отдыха, особенно в зимнее время.
Вход в чувашский дом всегда устанавливался на восток. Это было необходимо, так как во время молений чуваши всегда обращались в сторону восхода солнца. При молении в доме дверь приоткрывалась.
Справа от входа (реже слева) стояла печь, в противоположном углу по диагонали — стол. Вдоль двух стен располагались нары.
Каждый угол имел свое название, и таким образом внутреннее пространство дома делилось на 4 части — кĕреке, тĕпел, алăк кукри (дверной угол), кăмака кукри (печной угол). Тĕпел могли отделять занавесом (чаршав).
В центре, в углу печи, устанавливали особый столб — улчаюпи (улчепи). К нему и к пративоположным стенам высоко под потолком прикрепляли две плоские перекладины (лаптăккашта). На них хранили всякие мелкие вещи, клали хлеб, вешали одежду.
Мебель (сĕтел-пукан) изготавливалась из древесины и украшалась резьбой. Самым необходимым и универсальным предметом мебели были нары (сак). Их изготавливали и врубали в стены сразу после строительства дома. Чувашские нары шириной около 1,5 метра были очень удобны и для работы, и для отдыха. На них, постелив подушки (çитар, минтер), перины или тюфяки (тюшек), спали всей семьей. Под нарами хранили всякую утварь. В холодное время маленьких детей не спускали на пол, и они целый день играли на широких нарах.
Под нарами в тĕпели был вход в подпол. Чтобы туда спуститься, верхнюю часть нар поднимали.
В древности у чувашей, как и у других народов Поволжья, стол (сĕтел) был не выше нар и использовался в особых торжественных случаях, например, во время молений и праздников. Это подтверждается особым отношением чувашей к столу. На него нельзя садиться, стучать по нему, класть грязные вещи.
К остальным предметам мебели можно отнести разные скамейки (сак, тенкел), полки (çÿлĕк, сентре), сундуки (арча, сунтăх), кровать (путмар), стулья (пукан, тенкел).
Во время праздников дом украшали: нары накрывали войлоками, для сидения расстилали подушки, стол накрывали вышитой скатертью (елме).
Печь. Самым большим и важным предметом интерьера дома была печь (кăмака).
Как и у всех народов Поволжья, печи могли быть двух видов: «белые» и «черные». У «белой» печи была труба, и через нее дым выходил наружу. У «черной» печи такой трубы не было, и дым попадал в помещение. От него потолок и верхняя часть стен покрывались копотью, становились черного цвета. Во время топки «черной» печи открывали специальные (волоковые) окошки (тĕнĕ) около двери и печи, через них выходил дым.
Для сооружения «черной» глинобитной печи возводили сруб, на него накладывали слой глины и ставили половинку деревянного дуплистого обрубка. Сверху набивали глину и камни. После просушки разводили огонь, и дупло сгорало, одновременно обжигая свод печи.
«Белую» печь клали из кирпичей, обмазывали глиной и белили.
Конечно, в доме, где топили печь по-белому, было чище и уютнее. Но у «черной» печи было одно преимущество — очень важное для тех времен. В домах с «черной» печью не водились насекомые, а в других домах могли заводиться тараканы и клопы. Дым, попадая в помещение и затем вытягиваясь через волоковое окно, служил как бы дезинфицирующим средством, получалась своеобразная вентиляция.
Самыми лучшими дровами были дубовые и березовые. Они дольше сохраняли тепло, от них не было опасных для деревянного дома искр.
Светильники. В древности для освещения жилища использовали свечи (çурта), масляные лампы (шантал), лучины (хăйă). К началу XX века стали использовать керосиновые лампы.
Свечи изготавливали из воска, сала и толстой нитки или полоски ткани. В трубку из стебля растения протаскивали нить и заливали туда растопленный воск. После того, как воск застывал, трубку скалывали — свеча была готова.
Большинство крестьянского населения Поволжья для освещения жилья пользовалось лучинами. Их вставляли в светцы (хăйăчикки).
Для того, чтобы вечером выходить во двор или в сарай, изготавливали деревянные фонари (хунар), в которые вставляли свечи.
Дух дома — хĕртсурт. У многих народов бытовало поверье о существовании в каждом человеческом жилище особого духа. У древних чувашей это был добрый дух — хĕртсурт. Его представляли в виде девушки или старушки, живущей на печке или за ней. К хĕртсурт относились с большой любовью и вниманием, как к члену семьи. Если хозяева откуда-то возвращались домой, то первым делом они здоровались с хĕртсурт и на печку клали какой-нибудь гостинец, лишь потом здоровались с остальными домашними, давали подарки детям. Ежегодно для хĕртсурт совершали чÿк — молились: просили ее беречь дом, охранять от разорения, от болезней и всяких бед. В качестве жертвы на печку клали подушку, на нее чашку с кашей и ложкой, накрывали чистым вышитым полотенцем.
Специально для хĕртсурт на улчаюпи (или в углу кĕреке) вешали вышитое полотенце, никто из домашних не смел его трогать. Этот обычай сохранился вплоть до конца XX века, в некоторых домах у пожилых людей можно было видеть такие полотенца.
Самый первый чÿк для хĕртсурт делали при постройке печи — ее будущего жилища.
Считалось, что хĕртсурт помогает во всех домашних делах и присматривает за маленькими детьми, что иногда по ночам можно увидеть, как она сидит и прядет свою пряжу.
По представлениям древних чувашей, хĕртсурт не может жить в доме, где ссорятся, ругаются, бездельничают, пьянствуют — ведут неправедный образ жизни. Если хĕртсурт уйдет из дома, то в нем поселится вупкăн, и в этот дом придут разорение, болезни и всякие беды, такой семье грозило вымирание.
Когда семья переезжала в новый дом, то с собой обязательно приглашали хĕртсурт, если это забывали делать, то считалось, что по ночам она плачет в старом доме. Обычно при переезде к возу с домашними вещами привязывали старый лапоть, верили, что на нем едет хĕртсурт. Сильно горевала хĕртсурт, когда случался пожар. Говорили, что можно было видеть, как она сидит на пепелище дома и плачет.
Йĕрĕх, тÿркĕлли. Другим существом, обитавшим в доме, мог быть йĕрĕх (йăрăх) или тÿркĕлли (тÿрĕ, тÿрри). По другим сведениям, эти духи обитали вне дома: в сенях, в амбаре, в старом дереве, заброшенном строении.
Сейчас уже трудно определить — йĕрĕх и тÿркĕлли это один и тот же дух с разными именами или два разных духа. Иногда, к тому же, этих духов считали покровителями семейного рода или образами предков и называли мăнакка, кинемей, ĕмпичче. Но в любом случае считалось, что за непочтительное отношение к ним эти духи могли насылать на людей кожные, глазные болезни, опухоли. Им в жертву приносили деньги, кашу, печения, изредка резали барана.
Йĕрĕх мог изображаться в виде пучка веток, небольшой фигурки из глины, дерева или металла, куклы в чувашском наряде.
Тÿркĕлли чаще всего вообще не имел никакого воплощения, или это тоже была небольшая кукла. Иногда так называли сурпан и небольшую сумку, ведерко или кузовок, подвешенные в амбаре, куда складывали жертвенные деньги.
Когда их собиралось достаточное количество, то на них покупали животных и совершали чÿк.
Традиция изготовления маленьких фигурок божеств или образов предков из металла или глины насчитывает несколько тысяч лет и существовала у многих народов земного шара.
В новых домах у чувашей уже современная обстановка. У многих колхозников книжные и платяные шкафы, радиоприемники, большое количество комнатных растений* тюлевые занавеси на окнах, вышитые коврики на стенах. Интерьер дома постепенно приобретает вид городской квартиры. Передний угол оформляется хорошей картиной или семейными фотопортретами. В кухне, хотя и остается обязательным подвесной котел, но на шестке часто устраивают плиту и пищу приготовляют в кастрюлях, которых раньше у чувашей не было.
Клеть строили из толстых бревен, на стульях, как жилые дома, с хорошим полом и потолком, но без окон. Крыша выступала над срубом* образуя навес. Перед входом в клеть имелось широкое крыльцо высотой до 0,5 м, иногда с двумя ступеньками.
Амбары часто делали близкими по типу к клети, но делили их бревенчатой перегородкой на два помещения с отдельными входами. В одном из них в сусеках и кадках хранили запасы зерна, в другом — хозяйственную утварь, сбрую и т. п.
Лась — небольшое строение из тонких бревен или горбылей, без потолка и окон. Крыша двускатная, из дранок или теса, причем зачастую один скат делали выше другого, чтобы получались щели для выхода дыма. Пол земляной. Внутри — открытый очаг с подвесным котлом. Вдоль стен — низкие земляные нары, обшитые с лицевой стороны досками или брусьями. На нарах и полках хранилась различная хозяйственная утварь. У некоторых семей в одном из углов стоял низкий дощатый стол, за которым летом ели, сидя на нарах. Это строение, по-видимому, представляло собой пережиток древнего жилища чувашей, подобно «кудо» у мари и «куала» у удмуртов.
Как уже отмечалось, в новых усадьбах количество надворных построек резко уменьшилось, исчезает даже клеть, заменяясь чуланом в сенях дома*
Двор — это продолжение жилища человека. Это такая же его собственная территория, но где уже помимо него живут его домашние животные, хранятся его помощники — орудия труда и съестные запасы. И в жизни двора есть свои правила, за которыми следит дух двора.
Устройство двора. По чувашским традициям, все земли, принадлежащие одной семье, делились на несколько частей, в основном это были:
1. Двор с домом и различными хозяйственными постройками (кил карти).
2. Гумно (ток) (йĕтем, авăнкарти) — место для обработки урожая зерновых.
4. Пахотные земли (ана).
В древности двор располагался отдельно от огорода и гумна. Огороды были ближе к реке, чтобы было удобно поливать, а гумно прямо в поле или на краю деревни. Около реки ставили бани.
Позднее эти части объединились, и чувашская усадьба стала делиться на две половины: передний и задний двор. На переднем дворе (кил карти) располагались дом и основные хюзяйственные постройки. На заднем дворе (анкарти) размещали огород-сад (пахча), там же располагались гумно (йĕтем), баня (мунча).
Двор мог быть любой формы, не обязательно квадратной. Старинный чувашский двор отличался большими размерами и мог бы вместить несколько современных деревенских дворов. Такой большой размер был нужен для работы, особенно с лошадьми. Необходимо было, чтобы во двор могли въехать и развернуться несколько подвод.
По древней чувашской традиции дом располагался в центре большого просторного двора, вокруг на определенном расстоянии друг от друга стояли хозяйственные постройки. Чуваши всячески стремились сохранять деревья в своих дворах и сажать новые. Это украшало двор и в какой-то степени спасало от пожаров. На деревьях специально устраивали гнездовья и скворечники для певчих птиц.
По некоторым преданиям, в дворах богатых чувашей были подземные ходы.
Иногда двор мостили — сплошь застилали камнем, отесанными бревнами или выкладывали тропинки, чтобы в осеннюю грязь можно было ходить, не пачкая ног. Летом двор зарастал травой. Многие исследователи отмечали особый порядок, чистоту и уют чувашского двора.
Хозяйственные постройки. Как отмечали этнографы прошлых веков, хозяйства богатых и бедных чувашей отличались лишь количеством построек во дворе. К ним относятся: сарай — надворные хозяйственные постройки, иногда объединенные одной крышей; ампар (обычно двухэтажный) и кĕлет — помещения для хранения вещей, некоторых орудии труда, запасов зерна и других продуктов, а также для житья в летнее время; лаç — помещение для варки в летнее время, приготовления пива, стирки и других надобностей; нÿхреп — погреб, подземное помещение для хранения продуктов;вите — хлев, помещение для домашних животных; пăлтăр — пристрой к дому; мунча — баня; аслăк — навес в сарае для хранения орудий труда.
В теплое время года чуваши переходили жить в летние жилища — клети, вторые этажи амбаров, и для каждой семьи, особенно молодоженов, было свое помещение. Летом пищу готовили в лаçях, в доме пекли только хлеб. Таким образом, для чувашей понятие «дом» не только изба, но и весь двор, все хозяйство.
Похожие дворы имели марийцы и удмурты. Возможно, такое устройство дворов идет еще с древнебулгарских времен.
Дворы русского населения были гораздо меньше по размеру. Часто хозяйственные постройки располагались очень близко к дому, и весь двор накрывался одной крышей, которую летом могли снимать, чтобы двор просох. Так устроенные дворы до сих пор сохранились в г. Чебоксары, так как в городах Чувашии до XX века в основном жили русские.
Большой размер двора, его озеленение, специальные летние жилища — все это указывает на то, что когда-то предки чувашей жили южнее, в более теплом климате, в степных или лесостепных просторах.
Небольшой двор, изба, как единственное жилище, практическое отсутствие деревьев во дворе и в деревнях показывает, что предки русских в древности жили в районах, заросших лесом, где с ним приходилось «бороться», освобождая места для поселений.
Заборы, ворота. В древности для защиты от диких зверей и разбойников чувашский двор обязательно огораживался высокими, заостренными дубовыми бревнами (тĕкме). Их вкапывали в землю вплотную друг другу вокруг всего двора, оставляя место для ворот.
Другие виды заборов использовали для защиты посевов или молодых деревьев от домашних животных.
Столбы для забора обязательно ставили комлем вниз, и при ремонте, когда нижняя часть столба сгнивала, его ни в коем случае нельзя было переворачивать.
Духи двора. Кроме хозяйственных построек, во дворе находилось особое огороженное место кĕлĕилен (мăнкĕлĕ), где резали жертвенных животных. На это место не пускали скотину и детей, и сами взрослые лишний раз старались не топтать кĕлĕилен. После забоя животного его кровь выпускали на землю, там и оставляли — это была доля духа кĕлĕилен.
Вероятно, в древности у чувашей на месте кĕлĕилен обязательно было священное дерево чÿкиываçе, к подножью которого высыпали золу сожженного жертвоприношения.
Древние чуваши считали, что в каждом дворе есть свой хозяин — дух двора. Его могли называть по-разному: карта турри, карта хуçи, карта пуçĕ, карта сыхчи, карта кĕтÿçĕ, карта ырри, карта кĕлли, карта йышĕ. Все эти названия — имя одного и того же духа. Считалось, что и в каждой постройке могут быть свои хозяева-духи: кĕлетриырă — добрый дух клети, нÿхрепкĕлли — дух-молитва погреба, витехуçи (вуçни) — дух-хозяин хлева, сарай ийи — дух сарая. Этим духам совершали чÿк, чтобы они следили за порядком во дворе и постройке, а также помогали хозяевам содержать домашних животных. Например, считалось, что у духа конюшни есть свои любимые лошади и он их дополнительно кормит, чистит и заплетает им гривы в косички.
Продолжением человеческого места обитания после дома и двора было поселение, деревня. Этой территорией обычной ограничивалась доля человека в окружающем пространстве. Такое положение было характерно для всех народов, населяющих Поволжье. И уже вне своей территории человек должен был подчиняться только законам природы.
Расположение и устройство поселений.
Чувашские деревни располагались около реки или озера, неподалеку обычно был лес и обязательно родник с чистой водой.
Свои дома чуваши ставили на самых удобных местах, окружали постройками и оградами. После женитьбы сына для молодой семьи ставили дом тут же во дворе, но когда уже было мало места, то для других семей строили новый двор рядом с родительским. Так постепенно к самому первому двору пристраивались все новые, рядом селились другие родственники, их выросшие дети, так разрасталась деревня.
Улицы и проходы в чувашской деревне казались незнакомому человеку запутанными и непонятными. И это служило определенной защитой от воров и разбойников.
С 70-х годов XIX века по распоряжению правительства постепенно улицы во всех деревнях стали делать прямыми, размер дворов уменьшился, дома ставили не в центре двора, а «лицом» на улицу. Это было необходимо из-за нехватки земель для новых дворов. И, конечно, так чиновникам было намного удобнее вести учет населения. Но чуваши всегда стремились придерживаться своих старинных традиций и иногда дома ставили, отступая в глубь двора или поворачивая дом глухой стеной (без окон) к улице. До сих пор в чувашских деревнях встречаются такие старые дома.
Чуваши отличались особой любовью к деревьям и старались сажать их в своих поселениях везде, где только можно.
Исследователи прошлых веков писали, что чувашскую деревню сразу можно узнать издалека — она отличалась своим озеленением. Деревья высаживали около домов, оврагов, на улице, на пустырях. Молодые саженцы обертывали кусками коры, огораживали, чтобы их не потравили животные, тщательно за ними ухаживали.
Улицы чувашских деревень содержались в чистоте и порядке. Каждый хозяин убирал прилегающую к его двору территорию. В крестьянском хозяйстве практически не оставалось мусора, но если такое случалось, то его не выбрасывали на улицу, а относили в глубокий овраг.
Летом улицы зарастали травой, по ней босиком, не боясь поранить ноги, бегали дети, паслись телята…
Родники и колодца. Около каждой деревни обязательно были родники. Их обустраивали и содержали в чистоте и порядке. Помимо родников, воду могли брать из колодцев (пусă). Где была возможность, колодца устраивали прямо во дворе.
Как и у большинства народов Поволжья, колодца устраивали нескольких типов.
Ограждения. В древности чуваши огораживали не только каждый двор, но и всю деревню. Как считают ученые, обычай огораживания всей деревни сохранился с тех времен, когда предки чувашей, защищаясь от нападений врагов, возводили вокруг своих поселений крепостные стены, валы и рвы.
Чуваши огораживали свои деревни высоким забором из бревен — частоколом (тĕкме) от диких зверей и разбойников.
Схема выкапывания колодца. Сруб начинали устанавливать сверху. Это предотвращало обваливание земли.
Позднее стали изготавливать ограду из жердей (вĕрлĕк карта).
В околице (заборе, окружавшем деревню) устраивали ворота (ял хапхи). Около них обычно дежурили старики или мальчишки — открывали и закрывали ворота. Для дежурных часто устраивали «караулки» — небольшие бревенчатые дома, в которых зимними вечерами частенько собирались мужики поговорить о том, о сем…
В некоторых деревнях и в наше время можно видеть такие ворота или их остатки.
Кладбища. В древности кладбища (çăва, масар, упамăр, вилĕкарти) располагались на западной стороне от деревни, через реку или овраг. И при похоронах надо было переправляться через эту реку, овраг. Это связано с представлениями о переходе умершего в другой мир. Река или овраг были символом этого потустороннего мира.
Кладбища также окружались канавой или бороздой, через которую не могли перейти его обитатели. Такое огораживание кладбища также означало выделение миру мертвых своей собственной сакральной территории. По древним традициям, с кладбища ничего нельзя было выносить.
Считалось, что на кладбище существует свой дух, присматривающий за порядком — масарпуçлăхĕ, çăвапуçлăхĕ, обычно это был человек, которого первым хоронили на этом кладбище.