Как называли мебель в старину
Старинные названия мебели
Залавок, поставец, скрыня – возможно, вы даже не слышали эти слова, обозначающие названия мебели. Так давайте, в рамках общего развития, восполним этот пробел. Итак, минутка истории: какой мебелью пользовались наши пра-пра и как все это называлось.
Залавок
Использовался для хранения кухонной утвари. Низкий шкаф или ящик с крышкой, куда складывали казанки, горшки и непортящиеся продукты. Его же использовали как лавку. Залавком также называли нишу с заслонкой в печи, куда ставили посуду.
Переметная скамья
Скамья с подвижно закрепленной спинкой, которая перекидывалась (переметывалась) на другую сторону. Ее использовали как запасное спальное место. К стене подставляли лавку, чтобы было просторнее, а на внешнюю сторону перекидывали спинку, которая служила ограничителем, чтобы постельные принадлежности не сползали на пол.
Переметные скамьи украшали резьбой. Это облегчало вес предмета. Вероятно, такая мебель была не из дешевых. Они имели популярность на Руси вплоть до 18 века. В Европейской культуре использовали аналогичное устройство. Множество их изображений датировано 15-16 веками.
Поставец
Дедушка современного буфета. Стенной или угловой шкаф-подстолье с открытыми полками или шкафчиками сверху.
Скрыня
Сундук с откидной крышкой, изготовленной в форме домика. Скрыня имела три отделения – одно в крышке и два в нижней части, каждое из которых запиралось. Дверцы нижних отделений располагались сбоку и имели полукруглые ручки, за которые это чудо переносили с места на место.
Дубовые, окованные металлом, скрыни встречались повсеместно, в 17-18 веках их изготовлением славились Великий Устюг и Холмогоры. После Петровской эпохи этот предмет исчез из богатых домов, оставшись только в избах простолюдинов.
Светец
Всевозможные подставки для лучины. Самый простой из них – гнутый железный стержень с развилкой на одном конце и пятником (заостренным концом) на другой. Пятник втыкали в щель между бревнами сруба, а под светцом ставили емкость с водой для падающих угольков.
В быту использовали подвесные светцы – их вешали на вбитые скобы, а также переносные: от маленьких, которые ставились на лавку или стол, до кованых, выше метра в длину, располагавшихся на полу.
Мебель
Полезное
Смотреть что такое «Мебель» в других словарях:
Мебель — (франц. meuble, от лат. mobilis подвижной, легко двигающийся), один из основных видов оборудования помещений, а также садов, парков и улиц. Мебель (стулья, столы, шкафы, кровати, диваны, скамьи и так далее) делится на бытовую (в жилище) и … Художественная энциклопедия
МЕБЕЛЬ — предметы обстановки жилых помещений. Мебельное производство отрасль прикладного искусства и художественной промышленности. Мебель, как и все предметы прикладного искусства, имеет определённый стиль. Стили мебели обычно совпадают по времени со… … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства
МЕБЕЛЬ — (фр. meuble, от лат. mobile подвижное). Утварь в комнатах, все, что служит для удобства живущих в них. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕБЕЛЬ комнатная обстановка; в переносном смысле что либо… … Словарь иностранных слов русского языка
мебель — См … Словарь синонимов
МЕБЕЛЬ — МЕБЕЛЬ, мебели, мн. нет, жен. (франц. meuble). Предметы комнатной обстановки: столы, стулья, шкафы, диваны, кресла и т.п. Мягкая мебель. Венская мебель. Мебель в стиле ампир. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Мебель — (иноск.) не существенное, а служащее только какъ бы для убранства и пополненія пустого мѣста. Ср. И она, въ свою очередь, стала относиться къ Марку съ полнѣйшимъ равнодушіемъ, словно бы въ ея глазахъ онъ былъ какъ то «мебель». К. М. Станюковичъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
мебель — МЕБЕЛЬ, и, ж. Что л. факультативное, второстепенное; чужие, остальные (о людях). Ну, вчера пришли Петька, Ленка, ну и там мебель всякая. См. также: Присутствует для мебели Возм. от общеупотр. выражения «для мебели» о ком л., чье присутствие… … Словарь русского арго
МЕБЕЛЬ — жен., франц. стоялая утварь в доме; хоромный наряд; столы, лавки, стулья, шкафы и пр. Мебельный, к ней относящийся мастер, ситец. Мебельщик муж. щица жен. кто сам делает мебель, столяр; хозяин мебельной мастерской или хозяин лавки. ков, цын, ему … Толковый словарь Даля
Словарь забытой мебели
Прогресс мало влияет на мебель. Домашняя обстановка – сфера консервативная. К примеру, обеденный стол выглядит точно так же, как его предок сто и даже двести лет назад. Число ножек может варьироваться, меняется форма и материал, а стол остаётся столом. Но уж если предмет меблировки выпал из обоймы, то всё — он канет в реку забвения без следа. Давайте достанем оттуда несколько предметов, слегка обсушим их и инвентаризируем. Кто знает, вдруг что-то ещё пригодится?
Photo: Mark Skrobola
Бюро. Бюро неслыханным образом повезло. Не очень понятно, что и кому повезло, да? Но мы же договорились расширять кругозор? Бюро – существительное среднего рода, не склоняется. Пережив длинные периоды забвения и прозябания в лавках антикваров, оно снова получило известность. Ведь что такое бюро? Письменный стол с выдвижной доской, а над ним – полки, открытые и закрытые. В мебельных магазинах этот предмет обстановки туманно и косноязычно именуется «уголок школьника». Уголок, конечно, никаких красот и инкрустаций не имеет, забыл своё родство, стиль шинуазри и изящных дам, садившихся бочком, чтобы черкнуть записочку на надушенной бумаге… Но это он, то есть оно – бюро.
Photo: Thomas Quine
Геридон. Маленький столик, отколовшийся от большого обеденного стола.Геридоны вошли в моду во времена Короля-Солнца и по Версалю стояли тысячами, и помимо основной миссии – служить подставкой для канделябров – выполняли множество дел. На них ставили вазы с букетами и статуэтки, сервировали закуски на скорую руку. Своё название (франц. gueridon от guerrier — «воинственный») они получили от моды подпирать столешницы фигурками мавров. Мавры считались самыми отважными людьми и в этом качестве воспевались в народных песенках-геридонах. До России геридон доковылял на одной ножке, и на него немедля водрузили самовар, сделав из него чайный столик. Какая уж тут воинственность!
Photo: Allot rené
Жардиньерка. Мы, как правило, держим домашние растения на подоконниках. Но если кто-то живёт попросторнее, то вполне может позволить себе жардиньерку – полку или стеллаж для цветочных горшков, в общем – маленький домашний сад.
Photo: gregory lejeune
Жирандоль. Подсвечник вы, может быть, успешно применяете в хозяйстве с целями романтическими или сугубо практическими – вдруг свет отключат. Так вот канделябр – это подсвечник на несколько свечей, а жирандоль – подсвечник на много свечей, с рожками по окружности, украшенный хрусталём для пущего эффекта, чтобы огоньки дробились, переливались… Мало кто может себе позволить отчищать эти красоты от воска дни напролёт, но если стремление к прекрасному сильнее вас – берите жирандоль и ставьте на геридон!
Photo: User:FA2010
Канапе. Мы называем диваном всё, на чём может сидеть несколько человек. Раньше-то люди были куда как более изобретательны! Диванчик на тонких ножках, рассчитанный на двоих, они называли канапе. А потом уже так назвали и бутерброд – чего ж хорошее-то слово не использовать несколько раз?
Photo: Thomas Quine
Кентербери. Это подставка с ячейками для газет, нот и бумаг. Известно, что своё имя этот предмет получил от архиепископа Кентерберийского, по чьему заказу были сделаны первые образцы. Скоро они вошли в моду и появились во всех кабинетах. А вы поди-ка и не знали, какое пышное происхождение имеют пластиковые органайзеры на вашем столе?
Лонгшез. Представляете, это всего лишь шезлонг. Но отчего-то слово «лонгшез» в словаре помечено как устаревшее, а «шезлонг» всё ещё работает.
Photo: Matt Gibson
Ночной столик. Как поэтично звучит! На самом деле, ночные столики были предназначены для самых низменных нужд. В нижнем выдвижном ящике держали ночной горшок, сверху на столешнице помещался таз и кувшин с водой – для гигиенических процедур. После распространения унитазов ночные столики стали бесполезны.
Photo: Jean-Pierre Dalbéra
Оттоманка. Восточная гостья, явившаяся к нам из томных гаремов Османской Империи. В Россию её завез сам Потёмкин – презентовал любимой Катеньке оттоманку, на которой могли уместиться человек двадцать. Какой размах! Нынче народ измельчал, и оттоманки по форме и сути приближаются к пуфам.
Photo: AlejandroLinaresGarcia
Патэ. А вот тут наоборот – не диван дал имя еде, а еда – дивану. Патэ по-французски – паштет, как известно. И диван этот, мягкий и совершенно круглый, как паштет в банке, а в центре — подставка для светильника или вазы. Мало кто может разместить у себя такую красоту, потому патэ сейчас можно видеть только в холлах гостиниц, кинотеатров и проч.
Рекамье. В салоне известной мадам Рекамье завелась однажды прекрасная кушетка с изящными изгибами. Форма изголовья, спинки и подлокотников была заимствована у древнегреческого женского кресла клисмос. Светская львица принимала гостей полулежа, так её и изобразил художник. Кушетка немедленно стала популярна и получила имя своей хозяйки.
Портрет мадам Рекамье. 1810 г., Жак-Луи Давид
Сундук. Древнейшая мебель, вышедшая из употребления. Первые сундуки появились в Древнем Египте. Потом сундук поставили на бок — получился шкаф. Какой-то умелец присобачил ему ножки — стол. Потом у сундука отросла спинка — вот вам и диван. Из сундуков делали предметы роскоши: Ботичелли не гнушался расписывать сундуки-кассоне. Вот она, благодарность человечества: сундук забыт и презрен. Нет, их, конечно, много в сувенирных и антикварных магазинах, но видели ли вы тех, кто пользуется сундуками каждый день?
Photo: McKay Savage
Топчан. Наконец-то дошло до знакомой нам мебели. Топчан – деревянная кровать без спинки, расположенная на козлах (не на самцах козы с неверным ударением, а на деревянном основании). Просто подставка, чтобы не спать на полу. Помните, Остап Бендер говорит Паниковскому: «Голодный и небритый, вы будете лежать на деревянном топчане, и никто к вам не придёт». Мрачно. И подушка, должно быть, всё время сваливается.
Умывальник. Антикварные умывальники выглядят настоящими произведениями искусства. Мраморные, бронзовые, фарфоровые сооружения с инкрустациями и росписью. И вся эта роскошь затевалась только ради умывания скудной струйкой воды, текущей из раззолоченного краника! Умели жить люди, что ни говори.
Photo: pixabay
Экран. Не тот экран телевизора, куда с упоением или отвращением смотрит население. А экран перед камином, чтобы пламя жаркого очага не опаляло нежные щёчки дам, когда камин горит. И чтобы мрачные чёрные глубины не оскорбляли взоров, когда камин погашен. Экраны делали из фарфора, дерева, папье-маше, из шёлка и бархата. Их вышивали и расписывали, преподносили в дар и презентовали на память. Сейчас немногие счастливые каминовладельцы заказывают экраны из жаропрочного стекла. Photo: Justin Rickwood
Тоже про то же
О том, как обстояли дела с гигиеной в прошлые века
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Традиционная русская мебель
Буфет XIX век. Россия |
Ещё совсем недавно, в 1960-1970-х годах прошлого столетия почти в каждой деревенской избе стояли огромные старые сундуки, лари, горки, буфеты, а на полу были аккуратно постелены домотканые половики. Кое-где до сих пор сохранились прялки, расписные и резные, колёсные и лопастные, берестяные и плетёные изделия. А на стол вечерами выставляли нестареющий тульский самовар, подле которого собирались все члены семьи и неторопливо пили ароматный горячий чай. Таинственно пахло травами, сушёным можжевельником и вереском, подвешенными к деревянным притолокам. Если среди суеты многоэтажного мегаполиса тот ушедший сказочный мир всё ещё дорог вам, наш рассказ о предметах русской традиционной мебели, несомненно, доставит вам удовольствие.
Процесс изучения народного творчества начался не сегодня, он прошёл долгий и непростой путь. Интерес к национальным традициям появился в разных странах ещё в ХIХ веке, затронув не только материальную культуру, но и музыку, поэзию, танцы.
В России понятие народного искусства в полной мере сформировалось в 1860-1870-е годы, в эпоху правления Александра III. Именно тогда первые научные экспедиции, созданные географическим и антропологическим обществами, отправились в глубинку с целью собирания фольклора, изучения языческих верований и обрядов. Тогда же издаются первые народные песенники, а народная тема находит своё отражение в творчестве композиторов «Могучей кучки».
Особое внимание исследователей привлекла славянская орнаментика, изучению которой они уделяли большое внимание. Результатом обращения к национальной культуре стало формирование в архитектуре псевдорусского стиля. История мебельного искусства этого периода ознаменовалась распространением так называемого «шутовского» кресла с подлокотниками в виде топоров. Оригинал его был преподнесён мастером Шутовым в дар императору. В 1890-е годы и на рубеже веков традиционные мотивы русского народного искусства мы видим в резной мебели талашкинских и абрамцевских художественных мастерских.
Неотъемлемой частью русского народного искусства, несомненно, стало убранство крестьянской избы, основные формы которого складывались на протяжении минувших столетий. Возникновение и развитие основных форм крестьянской мебели неразрывно связано с изменениями, происходившими в городском жилище. Мебельные формы, бытовавшие в городах, будь то столы, лавки, сундуки, поставцы или шкафы, пришли на Русь из Европы. В ХVII веке преобладали немецкие традиции, а формы городской мебели ХVIII столетия складывались под влиянием приглашённых в страну западных архитекторов. Российские крестьяне, отправляясь из деревень на заработки в провинциальные города, видели мебель, выполненную городскими ремесленниками, которые, в свою очередь, ориентировались на столичных мастеров, удовлетворявших вкусы более богатых заказчиков и работавших с оглядкой на дворцовую моду. По возвращении в деревню крестьяне неумело пытались воссоздать увиденные вещи, и в их изделиях порой мы видим влияние голландских, французских и английских культур. Творчество крестьян и изделия городских мастеров различались, как убранство небольшой сельской церкви и городского собора. Так постепенно складывались традиции изготовления крестьянской мебели, обретая свою самобытную эстетику.
На протяжении столетий кустарная деревенская мебель сохраняла сходство с ранними формами городских изделий, а секреты её изготовления передавались от отца к сыну. В особенности это касалось старообрядческих поселений. Рассматриваемые изделия порой трудно датировать. Бывало, что вещь ХVIII века расписывали лишь в середине ХIХ столетия. У староверов подчас образцы всего лишь пятидесятилетней давности делались по традициям XVII века. В таких случаях дату изготовления изделия можно определить по состоянию древесины и гвоздям. Непреходящее очарование этой мебели заключается в её неповторимости, рука автора, пусть неизвестного, явно чувствуется в каждом предмете. Вы не встретите двух одинаковых вещей, при всей их внешней схожести.
Каждый предмет крестьянской мебели имеет свою затерявшуюся в веках родословную. Существуя в потоке времени, старые вещи сохраняют неповторимость, приобретая с каждым годом всё большее очарование и загадочность.
Исследования показали, что излюбленными формами на Руси были сундуки, столы, поставцы, буфеты, шкафы. История сундука берёт свое начало в Египте. Вплоть до ХIII века были распространены ранние европейские сундуки, которые выдалбливали в дереве. Их назвали протосундуками. Позже сформировался привычный нам сундук, сделанный из планок, соединённых гвоздями, обитый металлическими лентами. Сундуки во все времена имели различные размеры и формы. В средние века изготавливали переносные сундуки-кровати, сундуки для хранения денег, посуды, одежды. Ренессанс создал форму кассоне.
Прочно вошёл в интерьер русского крестьянского жилища и стол. Эта несущая форма пришла из глубины веков. Небольшие столы, существовавшие в Египте, получили дальнейшее развитие в античности, а оттуда перешли в европейскую культуру. В русском крестьянском быту имело хождение несколько вариантов столов.
Одной из загадок для исследователей стал низкий стол на лыжах, найденный одной из экспедиций на Севере. Было установлено, что это карельский свадебный стол, который использовался один раз в жизни, когда дочь выдавали замуж. После того как сговор был закончен, били по рукам, а невеста, привязав полотенце, оттаскивала стол в сени, где он и хранился многие годы. В обнаруженных экземплярах явно прослеживаются формы и пропорции стиля барокко, что говорит о том, что этот вид столов сформировался во второй половине ХVIII века.
Существовали маленькие кухонные столы на четырёх ножках, с одним или двумя выдвижными ящиками, и столы-тумбы. Обеденные столы отличались большими размерами, устанавливались на четырёх ножках с мощными балясинами. Как правило, их ставили в центре помещения.
Своеобразным тайником, который, однако, никогда не прятали, а наоборот, использовали как украшение, был поставец. Существуют сведения, что эта форма возникла в средневековой Англии. В эпоху поздней готики на Западе получили развитие дрессуары, те же поставцы, служившие для хранения реликвариев и прочих драгоценных предметов. С ХVI-ХVII веков европейские поставцы приобретают высокие ножки и используются, в основном, для хранения дорогой посуды.
Продолжением и развитием формы поставца стал буфет. Этот тип мебели также появился во времена средневековья, но окончательно оформился во Франции как шкаф для посуды с полками и дверцами. В ХVII веке появился угловой посудный шкаф, на полках которого выставляли семейный фарфор и серебро. Буфеты были как одноярусными, так и двухъярусными.
В крестьянской среде этот предмет мебели получил большое распространение лишь в ХIХ-первой половине ХХ столетий. В русских деревнях встречались вытянутые по горизонтали низкие столовые буфеты, угловые буфеты, получившие в центральных районах название горок, буфеты-комоды, двойное назначение которых диктовалось в Центральной России небольшим размером жилых помещений. На Севере буфеты называли посудными шкафами. Но наиболее распространён был высокий двухъярусный буфет.
Фасад буфетов часто декорировали накладными резными элементами. Буфеты красили тёмными и яркими масляными красками, иногда обращались к светлым оттенкам. На Севере буфеты расписывали. Мастера Вологодской и Архангельской губерний на филенках рисовали цветы в вазах или горшках. Эти наивные букеты, ветви, гирлянды всегда симметричны, при этом далеки от абсолютной симметрии профессионального искусства.
Гардеробы появляются достаточно поздно, в конце ХIХ века, и лишь в центральных районах России. Эта подвижная мебельная форма, представлявшая собой шкаф для спального и столового белья и одежды, также пришла в деревню из городского быта. При этом характерно, что шкаф для одежды практически не вошёл в дворцовый интерьер. Эта мебельная форма имела две дверцы во всю высоту, внизу, на цоколе, часто располагались один или два выдвижных ящика. Мебель покрывали красной или кирпичной краской, имитировавшей столичную мебель из красного дерева или ореха. Расписной мебели в центральной части России, где распространился гардероб, не было. На Севере, в Вологодской, Архангельской и частично Кировской областях, встроенный гардероб с филёнчатыми дверьми, по типу городских гардеробных комнат, существовал уже в XVIII веке.
История сохранила образцы рассмотренных здесь кустарных мебельных изделий от ХVII до середины ХХ века. Сегодня делаются отдельные попытки собрать образцы старой русской народной мебели. Коллекционирование и сохранение этих вещей может вернуть истории неповторимый пласт отечественной культуры во всей его полноте и очаровании.
Старинные названия мебели термины и определения
Бержер (фр. bergere) – комфортное кресло для отдыха с откинутой назад спинкой, с подлокотниками, полностью обитое тканью. На низком сидении лежит подушка. ХѴШ ст., стиль Людовика XV.
Бюро (фр. bureau) – вид письменного стола с ящиками, полками и выгодной рабочей поверхностью.
Гардероб (англ. wardrobe) – шкаф для одежды.
Горка – корпусное изделие предназначенное для хранения дорогой посуды, часто с застекленным эркером и зеркальной задней стенкой.
Дорзале (фр. demiule) – клиросная лавка в монастыре и церкви, предназначенная для совместного моления, украшенная интарсией, гобеленами и т. д.
Дресуар (фр. dressoir) – полка, роскошный буфет поздней готики с богатой отделкой и резьбой, на полках которого выставлялась дорогая посуда. Количество полок регламентировались общественным положением владельца: барон имел две, граф – три, князь – четыре, а высокие судебные чиновники дополнительно балдахин.
Жидель – пидквитник, старинный столик из дерева, различного назначения, может иметь небольшую спинку
Кабинет (фр. cabinet) – роскошный и богато отделанный шкаф для хранения документов и ценностей. Внешний вид кабинета напоминает сочетание шкафчика со столом. Шкафчик имеет много ящичков и перегородок, закрытых дверью.
Канапе (фр. canape) – небольшой диван с приподнятым изголовьем, возник во Франции в XVIII в.
Кафедра (гр. kathedra – стул, кресло) – в древности – место, с которого риторы и философы произносили речи; возвышение для лектора, преподавателя.
Креденц (фр. kredenz) – шкаф для посуды – буфет. В XV-XVI вв, представлял собой шкафчик с дверью на высоких ножках, нижняя часть была открыта и предназначалась для хранения большой утвари – кувшины, ведра и т. д.
Кресло вольтеровское – название кресла для отдыха, которое сложилась исторически. Изначально появилось в XVIII ст. для старого и болезненного французского философа и писателя Вольтера (1694–1778). Особые признаки – высокая спинка с опорой для затылка, что обеспечивает комфорт при длительном сидении, возможность сна, аналогично как современная мебель для сидения в транспортных средствах при переездах на дальние расстояния (самолеты, поезда).
Козетка – легкий двухместный диванчик, предназначенный для удобства разговора.
Консоль (фр. console) – узкий пристенный столик, часто подпертый спереди одной или двумя ножками, размещался под большим зеркалом.
Конторка – разновидность письменного столика для работы стоя, рабочая поверхность наклонена вперед. Для сидения при конторке используют высокий табурет с проножками для опоры ног (напоминает барный стул).
Маркиза (фр. marquise) – козырек, навес, имеет много других значений. Широкое кресло для отдыха двух человек.
Скамейка – простейшая крестьянская лавка – доска с четырьмя отверстиями, в которых закреплены ножки.
Парта – ученический стол, спроектированный для учебных заведений. Представляет собой стол, конструктивно соединенный с лавкой (в нижней части).
Псише (фр. psiche) – зеркало, стоит на стойках на полу или на столе и имеет горизонтальную ось (в половине его высоты) поворота, что позволяет его наклонять и фиксировать этот наклон. На Украине называли – психа.
Пульт (лат. pulpitum – подмостки) – стол с наклонной рабочей поверхностью (столешницей), на котором размещаются сигнальные приборы управления различными процессами.
Пюпитр (фр. pupitre) – подставка для книг, нот и др. в виде наклонной доски, укрепленной на ножке.
Софа (тур.) – низкий широкий диван. Софа имеет невысокую спинку с трех сторон (перила) и рассчитана на одновременное сидение до шести человек.
Стенд (англ. stand) – щит, стойка, где размещены экспонаты выставки.
Стол-бобик – преимущественно для рукоделия, столешница которого имела овальную форму, напоминающую плод бобовых, и была удобной в использовании.
Стул венский – историческое название гнутого стула из древесины бука, детали переменного круглого сечения, полученного методом точения. Впервые был изготовлен Михаэлем Тонетом и входил в меблировку венских кафе. Стал очень популярным с середины XIX в. и не сходит с рынка более 100 лет. Теперь часто имитируют его силуэт деталями из пластмассы.
Кресло стремянка – стул, который при трансформации превращается в лестницу. Очень целесообразное изделие в кухне, магазины, библиотеки и т. п.
Стол ломберный – по названию игры в карты «ломбер», вышедшей из употребления. Его столешница покрывалась сукном и была двустворчатая, что позволяло увеличить рабочую поверхность в два раза, раскрывая ее как книгу.
Столешница к подстолью закреплялась болтом-осью, что позволяло ее горизонтально вращать, симметрично ориентировать и фиксировать относительно подстолья в раскрытом виде. Теперь часто ломберный столы проектируют для кухни или столовой (в быту).
Сундук – средневековое изделие (емкость), выполненное из досок столярным способом, мог иметь резной орнамент. Фигурировал во всех стилях вплоть до замены его на гардероб. Использовался не только по прямому назначению, а также для сидения.
Табурет-стремянка – см. стул-стремянка.
Тюфяк, сенник – матрас, – мешок, набитый сеном, соломой и т. п. Теперь бескаркасный матрас, набитый морской травой или синтетическими набивными материалами, простеганный – матрас детской кроватки.
Шкаф славянский (по фамилии фабриканта Славянова) – шкаф комбинированный для платья и белья. Отличительные признаки: широкие двери с внешним зеркалом и штангой за ними; за узкой дверью с «окном» декоративной композиции (стекла с фацетом) – отделение с полками; под каждым отделением внизу выдвижные внешние ящики. Верхняя часть изделия завершалась толстыми брусками с резьбой; начало XIX в.
Шкаф шведский – разновидность книжного шкафа, распространенного в дореволюционной России, состоял из секций особой конструкции: боковые стенки корпусов каждой секции создавались из продольных брусков; при установке секций друг на друга бруски одной секции заполняли просветы между брусками второй секции. Характерным является открытие рамочных остекленных дверей: они поднимались и засовывались в пространство над книгами, удерживаясь на направляющих. Характерен для скандинавских и прибалтийских стран.
Шарага – настенная вешалка преимущественно с несколькими горизонтальными и вертикальными рядами крючков для хранения одежды или мелких вещей; в верхней части могла иметь полку.
Шифоньер (фр. сhifFоnniеr – комод) – шкаф для хранения белья и мелких вещей, оборудован выдвижными полками, ящиками и полушухлядами. Возник во Франции в первой половине XVII в.
Scrinum (см. Сундук) – латинское слово, означающее шкаф.