Как называли парикмахеров в древности
Каламистры, цирюльники, брадобреи, стилисты. Сколько лет парикмахерскому искусству? Часть 1
Историки моды считают, что парикмахерскому искусству более пяти тысячелетий.
Вполне возможно, что появились первые «парикмахеры», когда «человек был дикий, страшно дикий» (Р. Киплинг, «Кошка, гулявшая сама по себе»).
Наши далекие предки в те непростые времена старались придать себе свирепый, устрашающий вид: нужно было продемонстрировать духу-покровителю племени, что оно, племя, достойно его поддержки, и одновременно отпугнуть духов чужих — злых и вредных.
Выбирали себе покровителя люди из самых сильных зверей или птиц и, задабривая своё божество, старались стать похожими на него — одевались в шкуры, вплетали в волосы перья, клыки и кости.
Вот и выходит, что уже на заре человечества люди создавали себе выбранный образ специально, а если учесть, что каждый мог носить шкуру зверя, убитого собственноручно, то этот образ нес в себе и социальную значимость. Чем удачливее охотник, чем больше у него шкур, тем ценнее он для племени. Ему подражали, им восхищались. Еще бы! Мужественный, одетый в шкуру леопарда, с клыками льва, с головой, украшенной орлиными перьями, он являлся эталоном силы, ловкости и смелости.
Волосам уделяли особое внимание: укорачивали сильно отросшие с помощью каменных ножей, смазывали волосы цветной глиной и скучивали их в жгуты (первобытные дреды), украшали свои прически красивыми, яркими перышками, ракушками, цветами, костями мелких животных. Самому это делать не очень удобно, вот и прибегали к помощи соплеменников. Чем не первые парикмахерские?
Шли века, менялся человек, меняя при этом свой жизненный уклад, а значит и понятие о своем внешнем виде. Все большее значение приобретала прическа, способная рассказать о социальном статусе, роде занятий и месте жительства человека.
В Древнем Египте причесывание, завивка и надевание парика приравнивались к ритуалу, традиции которого нарушать строго запрещалось. Эти процедуры выполняли специально обученные рабыни. Египтянки носили прически, напоминавшие современное «Каре» — подстриженные на одном уровне (чуть ниже ушей) волосы. Самыми модными считались черный и темно-коричневый цвета. В качестве красителя использовали хну. Челку, косички убирали назад, закрепляя их обручем или диадемой, применяли гребни и заколки.
В Древней Греции применяли горячую завивку волос, выполнявшуюся с помощью нагретого металлического стержня — «каламиса» (именно тогда появилось первое вполне обоснованное название людей, работающих с прическами, — каламистры).
А самым модным трендом античного мира были парики. Увлечение ими порой приобретало невиданный размах, были даже изданы специальные указы, предписывавшие, когда, где и какой парик носить. Парики из натуральных волос носили только жрецы и фараоны. Обычные люди вынуждены были довольствоваться искусственными, которые изготавливались из льняных или хлопчатобумажных окрашенных нитей, папируса, шерсти.
Впервые обесцвечивать волосы стали римлянки, используя для этого щелочное мыло (блондинки уже тогда были популярны), посыпая волосы рисовой пудрой или мукой. Для блеска смазывали волосы оливковым маслом, а для придания им приятного запаха прятали в прически ароматизированные подушечки. Украшали свои прически бусами, обручами, лентами. Иногда такой «тюнинг» длился по нескольку часов.
Уход за волосами проводился не только в домашних условиях, но и в римских публичных банях-термах, одновременно с уходом за телом. Среди обслуги бань были и вольные мастера, услугами которых за небольшую плату могли воспользоваться небогатые люди, не имеющие своих обученных рабов. Получается, что именно в Риме стали обучать людей парикмахерскому искусству целенаправленно.
Во времена средневековья одежда и прически (особенно женские) стали строго регламентироваться. Природное желание женщины выглядеть привлекательно трактовалось церковью как «происки дьявола» и объявлялось греховным. Женщинам строжайше предписывалось закрывать волосы вуалями, чепцами, косынками и другими головными уборами. Никаких причесок в те времена женщины не делали, ограничиваясь длинными прямыми волосами с пробором или заплетенной косой. У мужчин это были гладко зачесанные волосы, борода и усы.
Король Англии Генрих VIII своим указом повелел всем мужчинам носить короткие стрижки, но разрешил носить усы и бороду, которые следовало завивать. Мода на короткие мужские стрижки разделила Англию на два лагеря: тех, кто остался верен длинным волосам и короткой бороде, и на тех, кто коротко стриг волосы и отращивал длинную бороду. Только в начале XIX века короткие волосы прочно «закрепились» в прическах английских мужчин, а затем и по всей Европе.
Законодательницей мод в Западной Европе XVII века становится Франция.
И, конечно же, именно во Франции парикмахерское искусство достигает небывалого совершенства. Придворные парикмахеры ежедневно придумывают все новые модели причесок, призванные подчеркнуть величие короля и королевы и их приближенных. Отличительной особенностью причесок того времени стал открытый лоб, знатные женщины специально удаляли для этого часть волос. Иногда сбривали и брови. Прически стали особенно сложными, с обилием вплетенных украшений, перьев и диадем.
Королева Франции Мария-Антуанетта поражала своих придворных прической высотой в 70 см (каркасом для неё служила конструкция из металла), на создание которой уходило около 6 часов. Дамы по всей Европе изводили своих парикмахеров просьбами сделать им подобную красоту.
Помимо металлических конструкций в волосы вплетали гирлянды из цветов, корзины с фруктами, модели парусников, чучела птиц, уменьшенные копии китайских храмов и садовых беседок.
Такие прически подолгу не распускали и, ложась спать, надевали на голову специальные чепцы. Иногда в прическах заводились мыши, привлеченные запахом муки, из которой делали пудру. Носить такую «красоту» надо было осторожно — были случаи, когда волосы вспыхивали от пламени свечей в канделябрах.
В дальнейшем парикмахеры изобрели модели причесок со складным механизмом, позволявшим дамам ездить в каретах. Неудивительно, что в Париже была открыта первая школа парикмахеров, получившая название — Академия парикмахерского искусства.
Во Франции, как и в античном мире, ценились парики. Потребность в них была так велика, что король Франции Людовик XVI был вынужден ввести в штат обслуги двора 500 парикмахеров. Парик стал знаком высокого положения и чуть ли не обязательным атрибутом мужского костюма. Без него дворянин не мог показаться на людях. При этом голову брили наголо.
Простолюдины не имели права на ношение париков и отращивали длинные волосы.
Парики продержались на пике моды вплоть до французской революции 1789 года, когда была свергнута королевская власть и все её атрибуты. Персоной нон грата объявили и напудренный парик. Ношение и даже хранение его грозило владельцу судом.
Но и дальше дела в парикмахерском мире обстояли не менее интересно…
Цирюльник или парикмахер?
14 сентября отмечается День парикмахера. И почему-то невольно вспоминается фильм «За двумя зайцами»… С чего это господину Голохвостому так не хотелось быть цирюльником? Может быть потому, что у него не было для этого специальных навыков?
Ведь цирюльник отличался от парикмахера тем, что он не только умел стричь, брить, колдовать над волосами, но ещё и лекарем был и мог проводить медицинские процедуры.
Теперь же парикмахер отношения к медицине не имеет, хотя, как сказать… Мне кажется, что хороший парикмахер должен быть и хорошим психологом, где-то даже врачевателем души.
Если мы зададимся вопросом, кто был первым в истории парикмахером, то ответа не получим. Нет его ни в одной энциклопедии, ни в справочнике. Если рассуждать логически, то первый парикмахер появился в глубокой древности, скорее всего на самой заре человечества. Мне кажется, что уже первобытные люди каким-то образом следили за своими волосами.
И вероятно те, кто обладал способностью придать облику соплеменников более благообразный вид при помощи подрезания волос кремневым ножом, пользовался в племени большим уважением.
Мужчины связывали волосы в пучки, женщины закручивали в жгуты, заплетали косы.
Позднее, когда люди стали верить, что в волосах живёт душа, подстригать волосы доверяли жрецам.
Если же обратиться к письменным источникам, то в древнеегипетских папирусах, относящихся примерно к V тысячелетию до нашей эры, есть упоминания о способах ухода за волосами, ногтями, телом.
Археологами на раскопках в Древнем Египте были обнаружены бритвы, сделанные из заточенных камней. Учёные считают, что бритвам не менее 3500 лет. Были найдены и сосуды с косметикой, парики, которые изготавливались из шерсти животных, папируса и окрашивались в разные цвета.
Фараоны носили парики, сотканные из большого количества косичек и пропитанные ароматными маслами. Завивали парики, наматывая пряди на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, которая высыхая, отваливалась сама.
В одной из гробниц на нижнем кладбище Фив была найдена статуэтка, изготовленная более 3300 лет назад, изображающая парикмахера, который отвечал за бритье жрецов храма Амон.
Древние египтяне верили, что бритьё не только очищает лицо, но и душу. Судя потому, что одет парикмахер в короткую юбку с большим количеством складок и в парик, мы можем догадываться о том, что парикмахеры имели высокий статус.
Раскопки Древнего Вавилона и Ассирии так же говорят о том, что их жители пользовались услугами парикмахеров.
В Древнем Китае и Японии отдавали предпочтение устойчивым причёскам, для чего волосы смазывали яичным белком, смолами, для объёма подкладывали под них бархатные валики и подушечки.
Но практически все исследователи склоняются к тому, что парикмахерское дело стало искусством в Древней Греции, где красота человеческого тела обожествлялась. В античной Греции многочисленные методики выполнения причесок, стрижек, бритья и формирования бород приобрели названия. Мытье, окраска, завивка, стрижка волос, расчёсывание выполнялись разными специально обученными рабынями, которые назывались каламистрами.
Древнегреческие парикмахеры завивали волосы с помощью металлического стержня. Самая популярная прическа тех времен – завязанный на затылке греческий узел «коримбос».
Для украшения волос использовали цветы, ленты, диадемы…
Причесывание, завивка, надевание парика могли длиться несколько часов.
Считается, что именно в Греции зародились прообразы современных салонов. Ведь там не только выполняли процедуры, но и подбирали причёску, подчёркивающую достоинство внешности и скрывающую недостатки. Нередко древние парикмахерские одновременно были и мужскими клубами, где мужчины проводили время в беседах, обсуждая искусство, философию, политику, общественные дела.
Женщинам, как правило, делали причёски и проводили всевозможные процедуры слуги и рабыни дома.
Гречанки, имеющие от природы чёрный цвет волос, старались быть подобными богине красоты Афродите и осветляли волосы при помощи различных щелочных составов, пересыпали мукой.
Для создания причёсок из длинных волос, их завивали, а потом укладывали волнами или локонами надо лбом, собирали в конусообразные пучки.
В ранний период Римской Империи мужчины имели длинные волосы и бороды. Но постепенно Рим перенимал парикмахерское искусство Древней Греции. Письменные источники сообщают, что в 296 г. до н.э. римский сенатор Тисиниус Мена, вернувшись в Рим из Сицилии, ввёл в моду парикмахерские. По словам Плиния Старшего, первым важным римлянином, показавшимся на людях с чисто выбритым лицом, был генерал и консул Сципион Африканский.
Парикмахеров в Древнем Риме называли «tonsors» и они пользовались большим уважением.
Парикмахерские в Риме, как и в Греции, стали местом проведения мужского досуга. Бороды брили бритвами, сделанными из бронзы, и заточенными камнями. Избавлялись от бород и более болезненным способом при помощи воска и пинцетов.
В римских парикмахерских делали маникюр, педикюр, массаж головы, опрыскивали духами.
В отличие от греков, римские патриции проводили слишком много времени, ухаживая за своей внешностью. Злоупотребляли украшениями, посыпали волосы золотой пылью…
Но с распадом империи в моду вернулись бороды и длинные волосы.
Парикмахерское дело на какое-то время сдало свои позиции и в основном такие услуги предоставляли банщики. Но уже в начале XI века, когда начали основываться города, парикмахерское дело получило второе дыхание, появились ремесленники-брадобреи, которые брили, стригли и причёсывали горожан.
В 1096 г. французские парикмахеры сформировали первую гильдию парикмахеров. В Лондоне в 1308 году была основана Worshipful Company of Barbers, её президентом стал Мастер Парикмахеров, в обязанности которого входило посещение парикмахерских 1 раз в месяц и контроль над ними. Парикмахеры должны были иметь лицензию от гильдии.
В 1371 г. французские парикмахеры создали новую гильдию, просуществовавшую до Французской Революции.
Во времена Средневековья женщины носили длинные волосы с пробором посередине, заплетённые сзади в косы, сверху надевали косынки или чепцы. Но к концу средневековья в моду вернулся классический греческий стиль с небольшими изменениями.
Например, сбривали брови и часть волос выше лба. В волосы вплетали всевозможными украшениями.
Во Франции XV века были в моде длинные волосы, девушки носили их распущенными, замужние дамы прятали под покрывалом. Кудри и локоны завивали при помощи щипцов и разогретых металлических палочек.
Хирургические операции сначала были привилегией духовенства, так как в те времена только они и были образованными. Позднее духовенство для помощи во время медицинских операций стало привлекать парикмахеров, которые умели выполнять удаление зубов и другие мелкие процедуры.
Первый Летаранский Собор в 1123 году запретил духовенству быть у постели больных, в дальнейшем запрещения всё усиливались и поэтому за кровопускание и прочее взялись парикмахеры.
В течение шести столетий они составляли заметную конкуренцию медицинским хирургам.
В XVI веке в моду вошли высокие причёски из волос золотистого цвета, украшенные драгоценностями.
Благодаря Генриху IV возникла мужская мода на ношение зачесанных назад волос, закрученных вверх усов и маленькой острой бородки «a la Henri IV». После того, как король начал седеть, в моду вошла пудра для волос.
Генрих III ввёл моду на парики, их стали носить по всей Европе, что привело к расцвету парикового дела. В начале XVII века мастер по изготовлению фальшивых волос Эрвэй придумал парик с длинными волосами – парик-аллонж, который из Франции распространился по всему миру.
В первой половине XVII века появились самые замысловатые причёски в виде корзин с цветами, башен и даже кораблей. Держались такие причёски на проволочных каркасах. Особенной сложностью и причудливостью славились причёски Марии Антуанетты.
Жена Людовика XIII поспособствовала уменьшению высоты причёсок, сама она носила мелкие локоны надо лбом и длинные локоны по бокам, спускающиеся с плеч.
При короле Людовике XIV мужчины впервые стали носить парики из длинных, завитых в локоны волос, ниспадающих на плечи. В наше время такие парики надевают английские судьи и мэр Лондона.
В XVIII веке локоны обрамляли лишь переднюю часть головы, задняя оставалась гладкой. Крупные локоны до плеч свешивались по бокам. Мужчины носили маленькие парики с буклями по бокам и хвостиком сзади.
Буржуазная революция 1789 года отменила во Франции ношение любых париков.
Британский король Георг II разрешил парикмахерам выполнять только работы по уходу за волосами, запретив всё остальное. На какое-то время это привело к снижению престижа парикмахеров.
Во времена Наполеона I мода на причёски и одежду была близка к древнеримской. Волосы в женских причёсках поднимались вверх и украшались драгоценностями. Многие женщины отдавали предпочтение пудреным причёскам.
После свержения Наполеона Франция на какое-то время утратила титул законодательницы мод, который с 1820 года перешёл к Вене. Но в 1848 году Франция вновь стала занимать в области моды главенствующее положение. В то время снова стали модными сложные причёски из длинных женских волос. Мужчины же носили короткие волосы.
В 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, а в 1884-1885 годах он усовершенствовал метод завивки волос с применением химических средств, изобретённый немцем Фишером.
В 1904 году начала применяться так называемая шестимесячная завивка.
Первая мировая война способствовала появлению женской стрижки «под мальчика».
До начала войны в парикмахерских, как правило, работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя длилась около 100 часов. После первой мировой войны рабочая неделя стала длиться около 54 часов.
В 1916 году в Германии на первой выставке мод были представлены образцы парикмахерских работ.
Двадцатые годы прошлого века ознаменовались появлением предприятий по изготовлению аппаратов и парикмахерских принадлежностей.
В России парикмахерское искусство развивалось медленно. В древности славяне носили длинные волосы и бороды, самой популярной была стрижка «под горшок». Богатых стригла прислуга, а бедных, как правило, глава семейства. Женщины заплетали косы. Волосы расчёсывали при помощи гребня, изготовленного из дерева, рога, кости, реже металла.
С XIII века татаро-монгольское иго принесло моду на бритьё головы наголо.
При царе Алексее Михайловиче парикмахерским делом занимались «тупейные художники» – крепостные, которые работали только на своего барина.
Петр I ввел немецкую, а потом французскую моду. В 1702 году в своем указе он перечислял всех, кто должен носить модные европейские костюмы и прически. Особенные гонения царь устроил на бороды.
Положительным в реформах Петра I было то, что он освободил женщин из теремов и повелел им посещать балы и ассамблеи. Женщины, естественно, обрадовались и потребовали у своих мужчин заморских парикмахеров, так как своих в те времена не было. Долгое время в России продержалась мода на причёски из большого количества локонов, украшенные всевозможными драгоценностями.
В XVIII веке в России появились журналы мод, которые рассказывали не только о модных туалетах, но и причёсках.
В 1801 году Александр I издал Указ предписывающий обрезать волосы. Косы не должны были превышать 4 вершков.
1806 году кадетов обязали стричь волосы под «гребенку». В 1807 году добрались до офицеров, повелев им носить косы только в торжественных случаях.
Цирюлен в городах было мало, цирюльники в основном бродяжничали, нося с собой в громоздких ящиках инструмент, а на шее деревянный стул, на который усаживали клиентов. Услуги свои они предлагали на базарах, постоялых дворах и прочих людных местах.
После поражения Наполеона в войне 1812 года ряды парикмахеров пополнили французские пленные. А русская знать выписывала парикмахеров прямо из Парижа. Постепенно появились парикмахерские салоны, которые назывались «залы для стрижки и бритья» в Москве и Петербурге.
Парикмахерских школ в царской России не было. Для обучения детей отдавали в ученики мастеру. Французы не спешили делиться секретами и держали русских в подмастерьях.
Считается, что расцвет парикмахерского искусства произошёл в России при царе Николае I. Связано это с расцветом искусства театрального, с открытием Александрийского театра.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства вручили русскому парикмахеру Ивану Андреевичу Андрееву. Впоследствии он побывал во многих столицах Европы в качестве приглашённого члена жюри, эксперта на выставках и показах. В 1909 году вышла книга воспоминаний и альбом причёсок И.А. Андреева.
После революции постепенно парикмахерские услуги становились доступными всем слоям населения.
В 50-е годы прошлого века в нашей стране был внедрён метод химической завивки, изобретённый в 1937 году. Пользовалась популярностью и завивка волос на бигуди холодным методом.
Приобрела популярность окраска волос. В основном советские женщины хотели быть похожими на знаменитых блондинок экрана Любовь Орлову, Марину Ладынину, Людмилу Целиковскую…
На Западе в кино тоже царила знаменитая на весь мир блондинка Мэрилин Монро. Не меньший восторг и желание подражать вызывала французская актриса Бриджит Бардо.
В конце 60-е годы прошлого века англичанин Видал Сассун создал стрижку, которую он назвал своим вкладом в эмансипацию, так как для ухода за ней не требовалось ничего, кроме мытья. Позднее вошли в моду стрижки «каскад» и «ежики».
В 80-е годы прошлого века вернулись длинные волосы, ниспадающие на плечи, локоны.
В наше время достигла высокой степени совершенства окраска волос. Многие девушки и дамы злоупотребляют этим достижением, меняя цвет своих волос чуть ли не каждую неделю. Для окраски часто используются оттеночные шампуни и натуральные краски.
И что отрадно, так это то, что наши мастера много раз завоевывали на международных конкурсах парикмахерского искусства награды и первые места.
История цирюльника и причесок
Древний мир.Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.
Самые древние источники сообщают нам удивительные сведения: парикмахер был важнейшим человеком своего племени. Он был и знахарем, и священником. Древний человек был очень суеверным, и доисторические племена верили, что и добрые, и злые духи проникают в каждого человека через волосы. Изгнать злых духов из человека можно было, по их мнению, только состригая его волосы. А если учесть то, что у каждого племени был свой обряд изгнания злых духов через стрижку, то становится ясно, что парикмахер был незаменимым членом сообщества.
Древний Египет.
Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой. Большое внимание уделяли изготовлению париков.
Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом. Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.
Древняя Греция.
Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами.
Каждая процедура — мытье, окраска, завивка, стрижка волос — выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.
В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.
В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис). Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.
Древний Рим.
У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.
Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.
Средневековая Европа.
В ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось — в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны. Мужчины в большинстве стриглись «под горшок».
Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.
И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи. Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя.Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.
Генрих VIII утверждает Устав парикмахеров-хирургов.
Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.
Парикмахерские услуги.
На вывеске над головой парикмахерской: «Парики здесь, а также сосиски, Черный Пудинг SCOTCH таблетки, порошок для зуда, бриджи BALLS & мелочи от производителя».
Парикмахер вытаскивает косточку из горла. Художники Dalziel Brothers 1864.
Цирюльник вырывает зуб. Художник Адриен Ван Янц 1630-35г.
Уличный цирюльник на востоке. 1694 год.
Знак Санкт-Петербургской российской ремесленной управы парикмахерского и цирюльного цеха (1885).
Уличный цирюльник. Федерико Гатти 1840 год.
Сатирическое изображение парикмахера.
В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро.
В Париже было около 1200 мужских парикмахеров, каждый вельможа имел своего собственного. Мода менялась постоянно, буквально каждую неделю, и все хотели выглядеть по «последней». И женские, и мужские прически напомаживались и пудрились, с блохами и даже мышами были настоящие проблемы.
Парижский парикмахер (coiffeur).
Общественные парикмахерские.
Время потихоньку меняло отношение к самому процессу стрижки и бритья. Уличных брадобреев становилось все меньше. Часть их обосновывалась в холлах гостиниц, часть объединялась и открывали первые «кооперативные» парикмахерские.
Парикмахер. 1841 год.
Второе обритие головы (1872). Знаменский М.
В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в полметра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.
В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов между собой.
Женские прически были невероятно затейливы и сложными по конструкции. Спать в таких прическах было практически невозможно. Кожа часто зудела. Спасались от этой напасти специальными палочками, которыми чесали кожу головы дабы хоть немного уменьшить постоянный зуд. Часто они были причинами разведения вшей и других насекомых.
В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.
На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу. Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.
Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно.
Царская Россия.
В России в области моды ориентировались на Францию. Многие салоны принадлежали французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы мастеров-парикмахеров. В 1860 году русские мастера Аганов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890 годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства. Характер причесок 1890-1900-х годов снова изменяется, в связи с переменами произошедшими в общественной жизни конца столетия. Мода становится еще более интернациональной, появляется деловой стиль, выражающийся в простоте и рациональности причесок.
В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ — «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.
Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды.
При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих.
Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.
Мужская старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев.
Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году был отменен.
Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Дамский журнал князя Шаликова», «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.
Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы: «
— Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки!»
Эти присказки — своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками.
Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос». Цирюльник в России — профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.
Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне.
Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.
Геннадий Спирин Иллюстрация к повести Гоголя «Нос».
После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств.
На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.
Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.
В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами.
В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.
Парикмахерское дело в СССР.
В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед заграницей. Дамские мастера — французы — отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.
И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война — все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.
В 1914 г. — появляется «Русская стрижка» — первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами.
Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг.
КУПРЕЯНОВ Николай Николаевич. «Дамский парикмахер». 1920-1922 гг.
Булгаков Борис Петрович. «В парикмахерской». 1924 г.
Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами.
Стрижка «Фокстрот»
Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных — вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.
В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты.
Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам — термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера.
Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров.
В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди.
Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.
Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы переориентировали массу народа от естественного человеческого желания быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием.
Типичная прическа советской женщины 50-х.
А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира».
Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен.
На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин.
Другая актриса — Марина Влади — ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».
В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов.
В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам.
Это был настоящий бум. На этот момент они были очень популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда уже у женщин СССР проявилась национальная черта — купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше — японский.
С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько элементов — стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен.
Сценки из советской парикмахерской.
В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века.
На смену пришла прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить достижения своих предшественников — мужчин.
В середине 70-х годов в СССР приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун — английским парикмахерам.
Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы — локоны и косички. По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему слову техники.
Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе парикмахерского мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка», которая завоевывает первое место.
И напоследок несколько лирических штрихов.
Искусство цирюльников, брадобреев, парикмахеров не могло пройти от творчества благодарного человечества.
«Это школа Соломона Шкляра,
Школа бальных танцев, Вам говорят.
Две шаги налево, Две шаги направо,
Шаг впирод и две назад».
Американский парикмахер. США 1951 год.
Экс-президент США Гарри Трумэн. 1953 год.
Цирюльник. Маникаран, Северная Индия. 2009 год. Индия в наши дни является самой насыщенной по количеству парикмахеров, особенно уличных.