Как назывались композиторы в древней грузии
Винные подвалы, грузинское национальное пение и хинкали: пять причин поехать в Кахетию
В Грузии уникален каждый регион. Об их достоинствах можно узнать на винном фестивале, куда приезжает вся Грузия. Именно отсюда и начнется наш путь вглубь страны, в регион, который был и остается колыбелью виноградарства и виноделия.
Смотрите программу «Пять причин» на телеканалах «МИР» и «МИР 24».
Начать свой путь в Тбилиси с винного фестиваля
Кахетия – удивительный регион: тут десятки микрозон и участков, где произрастают разные по своему вкусу и качеству сорта винограда. Даже если это традиционные ркацители и саперави, но виноград растет на разных склонах, то там уже другая почва. «Этого достаточно, чтобы вино из одних и тех же сортов, произведенное в различных районах, совершенно отличалось, – говорит виноградарь Акакий Тсопурашвили. – У нас есть коллекционные виноградники, которые дают полный букет и палитру вкусов популярных сортов и марок».
Вино пьют из квеври, глиняного сосуда. Это история, традиция и богатство Грузии. Квеври не потеряли актуальности и в наши дни – нынче этой технологией интересуются виноделы во всем мире.
«Так называемая дедовская технология – это не вчерашний день. Это культ кахетинцев. Поэтому мы развиваем этот метод. Ему восемь тысяч лет. Гости из разных стран приезжают к нам, чтобы попробовать именно вино из квеври», – говорит винодел Давид Вардиашвили.
На фестивале все связано с вином. Даже сувениры. Грузинские мастера не жалеют фантазии, чтобы придумывать необычные подарки на память. «Вино человек выпьет и все, а наши сувениры долго будут напоминать о Грузии и наших традициях. Поэтому они быстро расходятся среди гостей», – говорит дизайнер Тамуна Абуладзе.
Квеври, марани, ртвели – эти слова звучат как заклинания на хорошее вино. Всего за полтора часа можно добраться до винных тоннелей одного из кахетинских регионов – Кварели.
Спуститься в подземные лабиринты Кварели
Постоянная температура, влажность и давление, независимо от времени года. Попасть в винные лабиринты Кварели может каждый желающий. Здесь звучит грузинское многоголосие и витает аромат вина. Фольклорный ансамбль «Гурджаани» встречает гостей кахетинским «Мравалжамиер».
«Вино – это святой напиток, – уверен Бидзина Самхараде, руководитель ансамбля. – Результат труда, заботы, доброты. Злой человек не может вырастить сладкий виноград. Винограду нужно такое же отношение, как к ребенку, и еще много-много лучей солнца».
А вот вину нужна постоянная температура и как можно меньше света. Подземелье – идеальное место для хранения напитка. Винные лабиринты построили в середине прошлого века. Над стратегическим объектом работали лучшие инженеры тбилисского метростроя. В погребах хранится вино в бутылках и в цистернах. Оно производилось из года в год: несколько миллионов литров вина.
Над этим комплексом расположен Кавказский хребет. Подземному городу не страшны капризы погоды. Здесь температура +12. +14 градусов. Нет сырости и продумана система вентиляции. В тоннелях хранится золотой винный запас Грузии.
Винные путешествия – это еще не все. Море эмоций вы получите в местах, где снимали любимые комедии. Отправляемся в район Телави. В тот самый, откуда родом Валико Мизандари – герой фильма Георгий Данелии «Мимино». И это следующая причина не уезжать далеко от дома.
Отправиться в район Телави, где снимали фильм «Мимино»
Говорят, что Телави стал популярным среди туристов после выхода на экраны культовой комедии Георгий Данелии «Мимино». Режиссер снял здесь всего пару эпизодов. Но этого оказалось достаточно: о Телави узнала вся большая страна.
Помните эпизод фильма, когда тягач останавливается у памятника, и Рубик Хачикян в исполнении Фрунзика Мкртчяна спрашивает: «Друг, это какой город? Телави? А аэродром как проэхат?». «Направо», – отвечают ему. На самом деле товарища Хачикяна ввели в заблуждение. Направо – это дорога на Гомборский перевал. Тягач должен был развернуться и поехать вниз, в сторону Алазанской долины. Там аэропорт и виноградники. Температура воздуха здесь всегда выше на 5-6 градусов. А на перевале первый снег выпадает уже осенью. Стоит одеться потеплее.
«Все истории, которые связаны с фильмами, литературными произведениями, музыкой, очень интересуют гостей, приезжающих в Кахетию. Поэтому мы отвозим их в места, которые передают дух и настроение фильмов и рассказов», – говорит представитель туристического комплекса Алекс Парадашвили.
Один их районов Телави называется «Зузумбо». Вокруг – леса и горы. Воздух кристально чистый. Этот район славится тем, что тут готовят невероятно вкусные шашлыки и хинкали. Это еще одна причина поехать в Кахетию.
Научиться лепить хинкали и узнать рецепт идеального шашлыка
Чудо техники – аппарат по производству чачи – еще одного традиционного грузинского напитка из винограда. А рядом жарится шашлык. Здесь не маринуют мясо. Соль, лук, зелень – и все. Грузины – отменные шашлычники, и в каждом грузинском дворе обязательно есть мангал.
«Мы с детства смотрим, как жарят шашлык наши отцы, деды. Сравниваем вкус, что-то берем себе на заметку. Конечно, сразу не получится вкусный шашлык. Но со временем все получится», – уверен повар Леван Вашакидзе.
Хинкали – еще одно традиционное грузинское блюдо. «Фарш должен быть мягким и податливым. Ну, а тесто – тонкое», – говорит шеф-повар Амиран Костин.
Вечный спор – сколько складок должно быть у хинкали. Шесть, девятнадцать, двадцать семь? «Это все мифы и сказки, число складок не влияет на вкус хинкали. Главное, чтобы у него была правильная форма, а во время варки тесто не лопнуло», – говорит Амиран.
«Я в первый раз в Кахетии, и получила большое удовольствие. За эти два дня столько эмоций! Все как в фильме «Мимино». Были на рынке. Такие теплые люди! Вы не представляете», – говорит Лиана Хостегян, приехавшая из Тбилиси.
Грузинское многоголосие и национальная эстрада
Грузины – невероятно музыкальный народ. Их знаменитое многоголосие внесено в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Кахетинская традиция – музыкальные вечера. Молодые певцы исполняют песни грузинских композиторов середины прошлого века. Золотые шлягеры в новом звучании: эти песни пели Нани Брегвадзе, Тамара Гвердцители, Манана Тодадзе.
Композитор и музыкант Джумбер Сахеишвили – почетный гражданин Телави. 80 из своих 85 лет он за роялем. «Я не представляю жизнь без музыки. Каждый день играю, пишу. Большинство моих песен о Телави, Кахетии, родной земле. И, конечно же, я всю грузинскую эстраду знаю на зубок», – говорит он.
Джумбер руководит ансамблем в местном доме культуры. Аккомпанирует начинающим исполнителям, дает уроки и проводит музыкальные мастер-классы. «Я счастлив, что молодые со мною считаются, просят совета, уважают. Наверное, это самая большая награда. Песня и музыка вообще – это добро, настроение. Когда приходят нас слушать, мы должны наполнять человека позитивной энергией. И уверен, это у нас получается», – говорит патриарх мира музыки.
Эти мелодичные песни можно слушать бесконечно. Так же, как и грузинские тосты. Гостеприимство кахетинцев действительно не знает границ. Поэтому причин, чтобы приехать в Кахетию, гораздо больше, чем пять.
Музыкальная энциклопедия
Грузинская музыка
Грузинская народная историко-героическая песня.
Хоруми (воинственный танец).
В совр. груз. народном песнетворчестве нашли своё воплощение темы социалистич. преобразований, богатырская мощь Сов. Армии, воспеты вожди Великой Oкт. социалистич. революции, герои Великой Отечеств. войны 1941-45. Особое место занимают песни о Ленине. Совр. нар. песни преимущественно трёхголосны, исполняются и под аккомпанемент пандури, чонгури, ансамбля нар. инструментов, и без сопровождения.
В 12 в. в эпоху царицы Тамары все разрозненные феодальные обл. Грузии объединяются в единое гос-во. Наряду с расцветом лит-ры, архитектуры, изобразит. иск-ва высокого развития достигает светская музыка. Оды и поэмы груз. поэтов Руставели, Шавтели, Чахрукадзе и др. исполнялись певцами под аккомпанемент различных инструментов. Получают распространение инстр. и вок.-инстр. ансамбли, приобретают популярность проф. музыканты-певцы, т. н. мутрибы и мгосани.
В 13-17 вв. Грузия неоднократно подвергалась вражеским нашествиям. В этих условиях развитие нац. культуры было затруднено, мн. её ценности погибли. Вместе с тем в этих тяжёлых условиях накапливались силы для борьбы за освобождение от иноземного ига, подготавливалось возрождение нац. иск-ва и науки. Новый подъём культуры и иск-ва начинается в 18 в.
В возрождении светской музыки принимали участие выдающиеся поэты и певцы Бесики и Саят-Нова, обществ. деятели и учёные, среди к-рых был Сулхан Саба Орбелиани (автор груз. словаря, в к-ром значит. место уделено груз. муз. терминологии), обществ. деятель и учёный Иоанн Багратиони. Большое место уделяется муз. иск-ву в духовных семинариях (в Телави, Тбилиси), певческих школах при церквах Метехи, Сиони, Кашвети, Анчисхати, Калоубани и Некреси. Глава груз. церкви католикос Антони воспитал сотни певцов, распространявших церк. пение.
Присоединение Грузии к России (1801) сыграло историч. роль в жизни груз. народа. Коренной перелом происходит и в области муз. иск-ва. Устанавливаются постоянные связи с рус. и европ. муз. культурами. Тбилиси становится центром муз. просвещения не только Грузии, но и всего Закавказья. С 20-х гг. 19 в. в аристократич. салонах процветает муз. иск-во. К этому же периоду относится начало публичных выступлений членов кружков любителей музыки, знакомивших груз. общественность с рус. и западноевроп. музыкой. В 1851 выступлением итал. труппы открылся оперный т-р в Тбилиси. С 1880 в нём выступала рус. оперная труппа, поставившая оперы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова и др. Это способствовало пробуждению интереса к созданию груз. опер.
В камерно-инстр. музыке основополагающую роль сыграли Ш. М. Тактакишвили (автор первых груз. струн. квартетов и виолончельных пьес), А. М. Баланчивадзе (фп. пьесы), И. И. Туския (соч. для скрипки и струн. квартета). Плодотворно работают в области камерной музыки Р. К. Габичвадзе, А. Д. Мачавариани, Н. Л. Мамисашвили, Н. В. Нариманидзе, Т. Л. Бакрадзе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, Н. К. Габуния, О. М. Гордели, Н. М. Вацадзе, В. Ш. Азарашвили и др. Этапными в формировании камерно-инстр. жанра стали фп. квинтет Н. И. Гудиашвили (1948), 1-е фп. трио А. В. Шаверзашвили (1952) и др. Виднейшее место в области камерного творчества занимает С. Ф. Цинцадзе. Он автор 7 струн. квартетов, миниатюр для квартета и виолончели. В его соч. отразилась эволюция нац. камерно-инстр. жанра от непосредств. воспроизведения особенностей груз. нар. музыки до освоения сложнейших приёмов совр. муз. техники.
К наиболее значит. произв. груз. муз. т-ра принадлежат монументально-эпич. опера «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (пост. 1946, по поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), историко-патриотич. «Башн-Ачуки» Кереселидзе (пост. 1946, по поэме А. Р. Церетели), опера для детей «Непрошенные гости» Букин (пост. 1950). Дружбе рус. и груз. народов посв. опера «Невеста Севера» Торадзе (пост. 1958), воспевающая любовь А. С. Грибоедова и Нины Чавчавадзе. В монумент. опере «Десница великого мастера» Мшвелидзе (пост. 1961, написанной по одноим. роману К. С. Гамсахурдиа) отражены созидательная энергия и свободолюбие груз. народа. Высокопоэтическая опера-поэма «Миндия» О. В. Тактакишвили (пост. 1961, создана по мотивам произв. Важа-Пшавелы) своей гуманистич. направленностью перекликается с важнейшими идеями современности. 1500-летию основания Тбилиси посв. опера «Легенда о Тбилиси» О. Л. Тевдорадзе (пост. 1958). 50-летию Великого Октября посв. оперный триптих О. В. Тактакишвили «Три новеллы» (1967; 2-я ред. под назв. «Три жизни», 1972), включивший одноактные оперы: «Два брата», «Судьба солдата» (по новеллам М. С. Джавахишвили) и «Чикори» (по стихотворениям Г. В. Табидзе). Появился ряд детских опер: «Свадьба соек» Андриашвили (пост. 1954), «Красная шапочка» (пост. 1958) и «Хрустальный башмачок» (пост. 1965) Гокиели, «Каджана» Давиташвили (пост. 1966), «Зайчишка- хвастунишка» Мамисашвили (пост. 1971).
В 1936 ставится первый груз. балет «Мзечабуки» (позднее шёл в новой ред. под назв. «Сердце гор») Баланчивадзе, пронизанный духом нац. героико-романтич. эпоса. Найденный в этом произв. синтез груз. нар. танц. элементов со средствами классич. музыки и хореографии стал основополагающим для развития нац. балета. Эти традиции продолжены в сказочно-фантастич. балете «Синатле» Киладзе («Свет», пост. 1947; 2-я ред. 1965) и героико-патриотич. балете «Горда» Торадзе (пост. 1949), утвердившемся в репертуаре. События Великой
Отечеств. войны получили отражение в балетах «За мир» Торадзе (пост. 1953), «Поэма» Цинцадзе (1966) и частично в «Хореографических новеллах» Квернадзе (1964). Были воплощены произведения мировой классической литературы: «Отелло» Мачавариани (пост. 1957, по Шекспиру), завоевавший широкую известность, «Демон» Цинцадзе (пост. 1961, по М. Ю. Лермонтову), «Мцыри» А. М. Баланчивадзе (пост. 1964, по М. Ю. Лермонтову), «Гамлет» Габичвадзе (пост. 1971, по Шекспиру). 50-летию Октябрьской революции посв. балет «Рассвет» Глонти (пост. 1967). По мотивам нар. карнавала масок написан балет «Берикаоба» Квернадзе (1973).
Новый этап развития груз. романса начался с конца 40-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р. И. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Написаны вок.-симф. циклы на тексты классич. и совр. груз. поэтов. В создании жанра груз. сов. массовой песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, A. М. Баланчивадзе, А. И. Букия, Г. И. Кокеладзе, B. Г. Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, М. Ш. Давиташвили, Р. И. Лагидзе, О. Л. Тевдорадзе, А. А. Баскаков, Я. В. Бобохидзе. Важную роль в развитии песни сыграла музыка кино, музыка к спектаклям драм. т-ров, эстрадная музыка; в этой области популярность получили произв. Р. И. Лагидзе, Г. Г. Цабадзе, С. Ф. Цинцадзе, А. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л. M. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др.
Главным очагом нац. оперного и балетного иск-ва является Грузинский театр оперы и балета. Т-р создал школу нац. вок. иск-ва, зачинателями к-рой явились нар. арт. Груз. ССР В. П. Сараджишвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина и нар. арт. СССР А. И. Инашвили. Среди певцов: нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, Д. Я. Андгуладзе, З. И. Анджапаридзе; нар. арт. Груз. ССР М. П. Амиранашвили, Д. Г. Бадридзе, Н. Н. Белакнели, Г. И. Венадзе, Д. А. Гамрекели, Г. М. Григорашвили, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, Т. В. Мушкудиани, Д. С. Мчедлидзе, М. Н. Накашидзе, З. Л. Соткилава, Е. Т. Сохадзе, Ц. Б. Татишвили, Н. С. Тугуши, Н. В. Харадзе, Н. А. Цомая, Л. Г. Чкония, И. Л. Шушания.
Как назывались композиторы в древней грузии
Грузинская народная историко-героическая песня.
Хоруми (воинственный танец).
В совр. груз. народном песнетворчестве нашли своё воплощение темы социалистич. преобразований, богатырская мощь Сов. Армии, воспеты вожди Великой Oкт. социалистич. революции, герои Великой Отечеств. войны 1941-45. Особое место занимают песни о Ленине. Совр. нар. песни преимущественно трёхголосны, исполняются и под аккомпанемент пандури, чонгури, ансамбля нар. инструментов, и без сопровождения.
В 12 в. в эпоху царицы Тамары все разрозненные феодальные обл. Грузии объединяются в единое гос-во. Наряду с расцветом лит-ры, архитектуры, изобразит. иск-ва высокого развития достигает светская музыка. Оды и поэмы груз. поэтов Руставели, Шавтели, Чахрукадзе и др. исполнялись певцами под аккомпанемент различных инструментов. Получают распространение инстр. и вок.-инстр. ансамбли, приобретают популярность проф. музыканты-певцы, т. н. мутрибы и мгосани.
В 13-17 вв. Грузия неоднократно подвергалась вражеским нашествиям. В этих условиях развитие нац. культуры было затруднено, мн. её ценности погибли. Вместе с тем в этих тяжёлых условиях накапливались силы для борьбы за освобождение от иноземного ига, подготавливалось возрождение нац. иск-ва и науки. Новый подъём культуры и иск-ва начинается в 18 в.
В возрождении светской музыки принимали участие выдающиеся поэты и певцы Бесики и Саят-Нова, обществ. деятели и учёные, среди к-рых был Сулхан Саба Орбелиани (автор груз. словаря, в к-ром значит. место уделено груз. муз. терминологии), обществ. деятель и учёный Иоанн Багратиони. Большое место уделяется муз. иск-ву в духовных семинариях (в Телави, Тбилиси), певческих школах при церквах Метехи, Сиони, Кашвети, Анчисхати, Калоубани и Некреси. Глава груз. церкви католикос Антони воспитал сотни певцов, распространявших церк. пение.
Присоединение Грузии к России (1801) сыграло историч. роль в жизни груз. народа. Коренной перелом происходит и в области муз. иск-ва. Устанавливаются постоянные связи с рус. и европ. муз. культурами. Тбилиси становится центром муз. просвещения не только Грузии, но и всего Закавказья. С 20-х гг. 19 в. в аристократич. салонах процветает муз. иск-во. К этому же периоду относится начало публичных выступлений членов кружков любителей музыки, знакомивших груз. общественность с рус. и западноевроп. музыкой. В 1851 выступлением итал. труппы открылся оперный т-р в Тбилиси. С 1880 в нём выступала рус. оперная труппа, поставившая оперы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Н. А. Римского-Корсакова и др. Это способствовало пробуждению интереса к созданию груз. опер.
В камерно-инстр. музыке основополагающую роль сыграли Ш. М. Тактакишвили (автор первых груз. струн. квартетов и виолончельных пьес), А. М. Баланчивадзе (фп. пьесы), И. И. Туския (соч. для скрипки и струн. квартета). Плодотворно работают в области камерной музыки Р. К. Габичвадзе, А. Д. Мачавариани, Н. Л. Мамисашвили, Н. В. Нариманидзе, Т. Л. Бакрадзе, Б. А. Квернадзе, С. И. Насидзе, Н. К. Габуния, О. М. Гордели, Н. М. Вацадзе, В. Ш. Азарашвили и др. Этапными в формировании камерно-инстр. жанра стали фп. квинтет Н. И. Гудиашвили (1948), 1-е фп. трио А. В. Шаверзашвили (1952) и др. Виднейшее место в области камерного творчества занимает С. Ф. Цинцадзе. Он автор 7 струн. квартетов, миниатюр для квартета и виолончели. В его соч. отразилась эволюция нац. камерно-инстр. жанра от непосредств. воспроизведения особенностей груз. нар. музыки до освоения сложнейших приёмов совр. муз. техники.
К наиболее значит. произв. груз. муз. т-ра принадлежат монументально-эпич. опера «Сказание о Тариэле» Мшвелидзе (пост. 1946, по поэме Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»), историко-патриотич. «Башн-Ачуки» Кереселидзе (пост. 1946, по поэме А. Р. Церетели), опера для детей «Непрошенные гости» Букин (пост. 1950). Дружбе рус. и груз. народов посв. опера «Невеста Севера» Торадзе (пост. 1958), воспевающая любовь А. С. Грибоедова и Нины Чавчавадзе. В монумент. опере «Десница великого мастера» Мшвелидзе (пост. 1961, написанной по одноим. роману К. С. Гамсахурдиа) отражены созидательная энергия и свободолюбие груз. народа. Высокопоэтическая опера-поэма «Миндия» О. В. Тактакишвили (пост. 1961, создана по мотивам произв. Важа-Пшавелы) своей гуманистич. направленностью перекликается с важнейшими идеями современности. 1500-летию основания Тбилиси посв. опера «Легенда о Тбилиси» О. Л. Тевдорадзе (пост. 1958). 50-летию Великого Октября посв. оперный триптих О. В. Тактакишвили «Три новеллы» (1967; 2-я ред. под назв. «Три жизни», 1972), включивший одноактные оперы: «Два брата», «Судьба солдата» (по новеллам М. С. Джавахишвили) и «Чикори» (по стихотворениям Г. В. Табидзе). Появился ряд детских опер: «Свадьба соек» Андриашвили (пост. 1954), «Красная шапочка» (пост. 1958) и «Хрустальный башмачок» (пост. 1965) Гокиели, «Каджана» Давиташвили (пост. 1966), «Зайчишка- хвастунишка» Мамисашвили (пост. 1971).
В 1936 ставится первый груз. балет «Мзечабуки» (позднее шёл в новой ред. под назв. «Сердце гор») Баланчивадзе, пронизанный духом нац. героико-романтич. эпоса. Найденный в этом произв. синтез груз. нар. танц. элементов со средствами классич. музыки и хореографии стал основополагающим для развития нац. балета. Эти традиции продолжены в сказочно-фантастич. балете «Синатле» Киладзе («Свет», пост. 1947; 2-я ред. 1965) и героико-патриотич. балете «Горда» Торадзе (пост. 1949), утвердившемся в репертуаре. События Великой Отечеств. войны получили отражение в балетах «За мир» Торадзе (пост. 1953), «Поэма» Цинцадзе (1966) и частично в «Хореографических новеллах» Квернадзе (1964). Были воплощены произведения мировой классической литературы: «Отелло» Мачавариани (пост. 1957, по Шекспиру), завоевавший широкую известность, «Демон» Цинцадзе (пост. 1961, по М. Ю. Лермонтову), «Мцыри» А. М. Баланчивадзе (пост. 1964, по М. Ю. Лермонтову), «Гамлет» Габичвадзе (пост. 1971, по Шекспиру). 50-летию Октябрьской революции посв. балет «Рассвет» Глонти (пост. 1967). По мотивам нар. карнавала масок написан балет «Берикаоба» Квернадзе (1973).
Новый этап развития груз. романса начался с конца 40-х гг. в творчестве А. Д. Мачавариани, А. И. Чимакадзе, Р. И. Лагидзе, Р. К. Габичвадзе и др. Написаны вок.-симф. циклы на тексты классич. и совр. груз. поэтов. В создании жанра груз. сов. массовой песни участвовали композиторы разных поколений, в т. ч. И. И. Туския, Г. В. Киладзе, Ш. М. Мшвелидзе, A. М. Баланчивадзе, А. И. Букия, Г. И. Кокеладзе, B. Г. Цагарейшвили, А. П. Кереселидзе, Р. К. Габичвадзе, М. Ш. Давиташвили, Р. И. Лагидзе, О. Л. Тевдорадзе, А. А. Баскаков, Я. В. Бобохидзе. Важную роль в развитии песни сыграла музыка кино, музыка к спектаклям драм. т-ров, эстрадная музыка; в этой области популярность получили произв. Р. И. Лагидзе, Г. Г. Цабадзе, С. Ф. Цинцадзе, А. И. Чимакадзе, Д. А. Торадзе, А. П. Мирианашвили, Л. M. Яшвили, О. Л. Тевдорадзе и др.
Главным очагом нац. оперного и балетного иск-ва является Грузинский театр оперы и балета. Т-р создал школу нац. вок. иск-ва, зачинателями к-рой явились нар. арт. Груз. ССР В. П. Сараджишвили, О. А. Бахуташвили-Шульгина и нар. арт. СССР А. И. Инашвили. Среди певцов: нар. арт. СССР П. В. Амиранашвили, Д. Я. Андгуладзе, З. И. Анджапаридзе; нар. арт. Груз. ССР М. П. Амиранашвили, Д. Г. Бадридзе, Н. Н. Белакнели, Г. И. Венадзе, Д. А. Гамрекели, Г. М. Григорашвили, Б. И. Кравейшвили, Н. Г. Кумсиашвили, Т. В. Мушкудиани, Д. С. Мчедлидзе, М. Н. Накашидзе, З. Л. Соткилава, Е. Т. Сохадзе, Ц. Б. Татишвили, Н. С. Тугуши, Н. В. Харадзе, Н. А. Цомая, Л. Г. Чкония, И. Л. Шушания.
Грузинское многоголосное пение и музыкальные инструменты
26.03.2014
Традиция многоголосного пения в Грузии появилась на несколько столетий раньше, чем в Западной Европе. Существует несколько жанров народных песен: женщины исстари пели колыбельные и целительские песни, мужчины распевали песни о войне и славных победах, а некоторые праздничные песни пели мужчины и женщины вместе.
Полифония и гармония существовала в Грузии уже тогда, когда на востоке и западе все еще царил монодический склад. Игорь Стравинский сказал, что многоголосое грузинское пение «важнее, чем все новые музыкальные открытия». И подтверждением этого стало внесение в 2001 году грузинских песен в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Грузинское пение совершенно не похоже ни на какое другое, там даже ноты свои. Поначалу эта традиция ставила в тупик музыковедов XIX в., которые пытались переложить грузинские народные песни и церковные песнопения на западные ноты. Грузинская народная музыка тональна и часто нарушает все наши представления о «мажоре» и «миноре». Ее определяет скорее диссонанс и гармоничные переходы. Так получается яркий, звучный поток голосов, которые сходятся и расходятся, иногда противоречат друг другу, повторяются, но всегда возвращаются к плавной гармонии. В западной музыке параллельные квинты и октавы не признают, а в Грузии они до сих пор преобладают. Большие и малые терции в сочетании считаются негармоничными, поэтому чаще всего используют созвучные кварты и септимы.
Самое глубокое многоголосие — в западных районах Грузии, особенно в Гурии, где композитор Хонеггер безуспешно пытался записать нотами песню для семи голосов. Каждый голос там обладал своей степенью свободы, даже бас свободно импровизировал и выдавал соло. Мингрелы тоже превосходно умеют сплетать голоса, составлять из них незабываемые мелодии. Мингрелия — единственное место, где можно увидеть смешанные хоры, где вместе поют мужчины и женщины. Слоговое пение без определенных слов (глоссолалия, вроде «хооохееей») особенно характерно для Запада Грузии.
В Сванетии, в деревнях высоко в горах Кавказа, до сих пор сохранилась совершенно уникальная традиция пения на три голоса, с пентатонными звукорядами. Песням часто аккомпанируют на чанги — сванском инструменте, типа арфы, который выглядит как греческая ваза, или на лютнях чианури и пандури (на них позволено играть только мужчинам).
В восточно — грузинских песнях бас обычно ведет длинную постоянную мелодию без слов, а героические теноры поверх этой мелодии сплетают слова, создавая удивительную гармонию. Одни из самых запоминающихся, звучных, глубоких, будто налитых вином песен можно услышать в Кахетии.
Церковная музыка совершенно отчетливо происходит из Византии, она более медленная и спокойная, чем обычная, а гармонии и мелодии ее ближе друг к другу и соединяются в ровном ритме.
Гимны поются очень эмоционально, голоса накладываются друг на друга, создавая долгие подвижные гармонии, как если бы певцы не дышали.
Хотя хоровое пение до сих пор является самой распространенной формой народной музыки, народных инструментов в Грузии тоже немало. Самый древний — трехтысячелетний костяной инструмент типа гобоя, называется саламури, был найден у Мцхеты. На доли — круглом кожаном барабане, выбивали ритм и аккомпанировали древним воинам в битве. В наши дни грузины играют на таких инструментах, как вышеупомянутый доли — круглый, обтянутый кожей барабан, пандури — восточно-грузинская лютня с тремя струнами, чонгури — круглый смычковый инструмент с тремя струнами из Сванети и Рачи, чанги — сделанная вручную деревянная арфа, чибони и гудацвири — традиционные волынки из Аджарии и Рачи.