Как назывались торговцы на руси
Профессия: коробейник. Как была устроена жизнь торговца вразнос
Сейчас разносчика, торгующего газировкой, сладостями или сувенирами, можно встретить, пожалуй, только в детском парке. Этот тип торговца почти исчез из городской жизни. Между тем в царской России торговля вразнос — пирожками, квасом, мясом, молоком и яйцами, фруктами, игрушками, тканями, сувенирами, напитками — была официальной и составляла заметную часть повседневной жизни любого крупного города, особенно Москвы и Петербурга.
Недавно мы рассказывали о «сволочах», «супостатах» и прочих ругательствах, которые были популярны в старину (и часто имели совершенно иное значение, чем сейчас). Кроме прочего, мы вспомнили о слове «лох», которое пришло из жаргона офеней — бродячих разносчиков товаров, которые оказались настолько интересными, что им стоило посвятить отдельную статью.
Разносчики были торговцами, которые не ждали покупателя в лавке с товаром, а сами шли к нему. В любую погоду с раннего утра им приходилось таскаться по улицам, неся на себе весь свой товар, и громкими криками объявлять о том, что они продают. По словам современника, в середине XIX века они буквально «наполняли» городские улицы. Зачем же нужны были разносчики? Неужели не было магазинов?
Люди в серых халатах
Куда идет за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII — XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень — ждет разносчика, у которого можно купить почти все то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.
С понедельника по пятницу каждой недели разносчики стояли во всех бойких местах города, ходили по улицам, заходили во дворы и даже в дома и квартиры… Хороший разносчик имеет залихватский вид: шапка заломлена набок, выступает важно. Он громко выкрикивает о своих товарах, всегда нараспев или в рифму, стараясь посмешить публику. Каждому товару соответствовал свой мотив, или, как тогда говорили, «голос».
Как писал живший во второй половине XIX века москвич Н. Телешов, «кто и как узаконил эти мотивы — неведомо, но они соблюдались в точности в течение долгих лет, так что по одному выкрику, даже не вслушиваясь в слова, можно было безошибочно знать, с каким товаром идет разносчик». А еще можно было понять, хорошо ли у него сегодня идет торговля и откуда он родом.
Вот так квас — в самый раз!
Баварский со льдом — даром денег не берем!
Пробки рвет! Дым идет!
В нос шибает! В рот икает!
Вот сбитень! Вот горячий!
Всяк кушает его — и воин, и подьячий,
Лакей и скороход и весь честной народ!
По ягоду, по клюкву, володимирская клюква, приходила клюква издалека, просить меди пятака, а вы, детушки, поплакивайте, у матушки грошиков попрашивайте, ах, по ягоду по клюкву, к-р-р-рупная, володимирская клюква!
Работа разносчика физически очень тяжела — лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своем они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.
Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар. Также вразнос, но уже без официальной «бляхи», торговали дети и старики — чаще всего гнилыми фруктами или тряпьем.
Апельсины, лимоны, пастила и печенье, квас, лимонад и пиво, моченые яблоки и груши, рыба свежая и соленая, пироги и сайки, мороженое, куры и цыплята, мед в сотах, живые раки, табак и сигары, платки и ленты, пуговицы, нитки и иголки, сувенирные фигурки и игрушки, деревянные ложки и тарелки, сапоги, рубашки, лубочные картинки, книги — у разносчиков в самом деле можно было купить почти все.
Разносчики работали в городе по разным «графикам»: или весь сезон, с сентября по начало лета, или «сменами» по несколько месяцев, живя то в городе, то в родной деревне. В городах разносчики проживали, снимая вскладчину дома в пригороде. А группировались они по местам проживания и даже национальностям.
Приходила клюква издалека
Городскими разносчиками обычно работали крестьяне окрестных губерний, при этом сосчитать их не было возможности — регистрировались у городского правительства далеко не все, шла постоянная сезонная миграция из города в деревню и обратно. Историк Людмила Мясникова пишет, что в 1870-м году в Петербурге был зарегистрирован 6221 разносчик, «но данные не вполне точны». В любом случае, их были тысячи.
В Петербурге торговлей вразнос занимались в основном крестьяне-ярославцы. Сметливые, оборотистые, они ехали в столицу на заработки из-за малоземелья в своей губернии, и торговали готовой едой, овощами (их растили на своих огородах недалеко от Петербурга, чтобы продавать только свежее) и цветами (их тоже выращивали — в оранжереях).
В Москве преобладали разносчики из владимирских земель. Однако в любом большом городе работали и отдельные «корпорации» крестьян из тех земель, где были особые промыслы — нижегородцы торговали резными ложками, подмосковные крестьяне — деревянными игрушками, владимирцы — клюквой.
Ходили по русским городам и торговцы-иноземцы. Очень много было разносчиков-татар, прибывавших из Симбирской, Казанской, Пензенской губерний. Те, что победнее, скупали старое тряпье; татары побогаче ходили с целым ларьком платков, отрезов, лент, кож и женских сапожек. Такой торговец ходил обычно в черной или зеленой бархатной шапочке, за что горожане называли его «князь». Ходили с жестяной посудой и проволочными корзинами словенцы, которых упорно называли «венгерцами»; с соломенными метелочками и коробками для косметики — «остзейские немки». Развозили в телегах картофель и овощи немцы-колонисты, которые отличались тем, что не торговались — у них весь барыш был просчитан заранее.
Ближе к концу XIX века появились и китайцы, удивлявшие самим своим видом: в шелковых кофтах, расшитых цветами, или угольно-черных, в тапочках на мягкой подошве. В больших тюках, из которых торчала железная аршинная линейка, они несли китайский шелк, чесучу и атлас, торговали и всякими диковинами: бумажными фонарями, статуэтками божков, резными костяными шарами, внутри которых перекатывались такие же шары, раскладными игрушками из бумаги.
Типы разносчиков
Какие разносчики чаще всего встречались на улицах Москвы и Петербурга? Прежде всего, это были торговцы съестным и напитками. Ранним утром на улицах появлялись мясники — элита разносчиков. Мясник торгует с тележки, отрубая кусок мяса прямо при покупателе и завешивая его на весах. И весы, и гири были с государственным клеймом, поэтому мясники не обвешивали и не торговались. Подъедет к заднему крыльцу барского дома, вызовет кухарку, отвесит, сколько нужно, мяса и едет дальше.
В местах скопления народа всегда найдется желающий выпить чаю или квасу, съесть киселя, пирожок, баранку или иное лакомство — все это предлагали разносчики. Продавцы клюквы выкладывали ягоду в деревянные чашечки и мазали сверху медом, кисельники отрезали целые ломти густого горохового киселя и поливали растительным маслом; блинники ходили с цилиндрическими лотками, в которых стопкой лежали блины. Подавая блин, разносчик присыпал его сахаром. Ходили и продавцы мороженого — у них на головах стояли кадки со льдом, в который были вкопаны жестяные банки с крышками. В каждой банке было мороженое своего сорта — сливочное, «шоколадное» (тоже сливочное, но подкрашенное жженым сахаром), крем-брюле. В этой же кадке были деревянные блюдца и костяные ложечки. Полукруглой ложкой мороженщик сооружал шарики и выкладывал на блюдечко. Есть полагалось сразу же — использованную посуду мороженщик вытирал полотенцем и клал обратно в кадку.
Продавали вразнос и квас «с ледком», заправлявшийся сахарной патокой. Квас делали также лимонный и малиновый, «ядовитых» цветов, а вместе с квасом разносчик часто носил и поднос с вареными грушами.
С большим медным сосудом, похожим на самовар, ходил продавец сбитня — напитка на основе меда и пряностей, подкреплявшего в холод. До распространения чая в начале XIX века именно сбитень был самым популярным горячим питьем в России. Сосуд для сбитня носили в ватном чехле на спине, а кран помещался под левой рукой у сбитенщика. Через плечо он носил гирлянду калачей или баранок, а вокруг его пояса наматывал полотенце, в котором в специальных выемках, как в патронташе, стояли стаканчики для сбитня. Стаканы были с толстенным дном — чтобы покупатель не обжегся при питье.
Коробейник на гербе Савино в Ивановской области
Были и среди разносчиков свои специалисты узкого профиля: водовозы, которые день-деньской ездили на телеге с огромной деревянной цистерной, угольщики, все черные от пыли своего товара, точильщики, которые несли на плече станок с большим точильным колесом, приводившимся в движение ножным приводом, и выкликали: «Ножи, ножницы точить!». Точильщик был настолько привычен большинству горожан, что, когда на улицах появились первые велосипедисты, мальчишки в ужасе кричали: «Гляди, точильщик с ума сошел!»
Особой категорией разносчиков были старьевщики: «Нету ли старья, тряпья, старого меху, бутылок, штофов продать?», — кричали они, бродя по дальним улицам и бедным окраинам. В центре, где живут богачи, старьевщику поживиться нечем. Его клиенты — мальчишка, принесший старые сапоги, старуха с выцветшей шляпой или истлевшим полушубком. Свой «товар» старьевщик сбывал скупщикам старья, а те продавали старую одежду портным на заплатки, мебель — плотникам на доски, словом, у бедняков все шло в дело.
Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила свое существование вместе с Российской империей. Конечно, в Советском Союзе тоже торговали вразнос — папиросами, газетами, старьем и прочим — но снова официальным этот «бизнес» так и не стал.
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
Термин «люди» на Руси имел несколько иное значение, чем сейчас. Так называли не просто отдельно взятого человека, а целые категории населения, объединяя их по определенным признакам и социальному статусу. Категорий было довольно много, особенно среди низших слоев населения: кабальные, дворовые, тяглые и т.д. Историк Виталий Ситников подробно рассматривает этот вопрос в своей книге «Кто есть кто в истории России».
Люди в Древнерусском государстве
Вообще изначально людьми на Руси называли только свободных крестьян-общинников, которые составляли большую часть населения страны. Люди не служили в дружине в отличие от гридей, кметей, отроков и бояр. Последние, кстати, имели знатное происхождение, за что их именовали «лучшими» или «нарочитыми». Непосредственно же «людей», как рассказывает Василий Ключевский в книге «Терминология русской истории» делили на несколько категорий: гости, купцы, смерды, закупы.
Гостями у нас в стране с давних времен именовали вольных торговцев, которые возили товары из-за границы или из крупных городов. Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение – «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь. Купцами же назывались менее крупные торговцы – как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес. В пределах своего города или поселения они образовывали «цеха» – торговые союзы.
Сельских обывателей на Руси называли смердами. Изначально это слово не имело негативного значения, но со временем от него произошел термин «смердеть», то есть неприятно пахнуть. Смерды были свободными людьми, хотя и находились под юрисдикцией князя, то есть платили ему налоги и обрабатывали государственную землю. Если смерд заключал договор с феодалом или землевладельцем и уходил к нему в услужение, то он становился закупом или наймитом, то есть работающим по найму.
Стоит упомянуть и про еще одну категорию древнерусского населения – холопов или челядь. Фактически это были рабы, которые являлись собственностью своих господ. Но со временем они могли выкупить свою свободу и продолжить трудиться уже по договору, как наймиты.
Людские категории после монголо-татарского нашествия
Структура населения на Руси значительно поменялась, начиная с XVI века. Тогда, как рассказывает Николай Павлов-Сильванский в книге «Феодализм в удельной Руси», появились такие интересные категории, как захребетники или гулящие, служилые и черные люди.
Как и в случае со словом «смерд», термин «захребетник» не имел ранее негативного окраса. Так называли свободных – гулящих – людей, которые занимались ремеслом и выполняли различные работы по найму, то есть жили «за чужим хребтом» — на деньги и со стола нанимателя.
Несмотря на название, свободными считались и «черные» люди – государственные крестьяне и горожане, ранее именовавшиеся смердами. Если такой крестьянин брал у феодала деньги в долг, то он становился кабальным, то есть обязанным свой долг отработать. Из тех времен родом выражение «кабальный договор», так называлось соглашение между заемщиком и смердом-должником. О том, что оно далеко не всегда было выгодным для последнего, явственно говорит нынешнее значение фразеологизма.
Как на Руси назывались торговцы галантерейными товарами и различными мелочами?
Сегодня 14 декабря 2018 года, пятница, вечер, на часах 19.55 и традиционно на Первом канале в эфир выходит наше любимое капитал-шоу Поле Чудес. Гости крутят барабан, Леонид Якубович загадывает слова и дает возможность участникам отгадать их по буквам. Сектор приз на барабане! Какое значение для многих имеют эти слова. Приз или деньги? Непростой выбор, ведь в качестве приза может быть даже обычная связка бананов… И мы подготовили для вас традиционно ответы на вопросы в сегодняшней игре. И вот один из них:
Как на Руси назывались торговцы галантерейными товарами и различными мелочами?
Но в русской торговле были и другие специалисты. К примеру, скупкой сельских продуктов в сёлах и деревнях занимались скупщики-прасолы. Торговлей, как сейчас говорят, на вынос, занимались мелкие торговцы — офени (продавцы галантерейных и мануфактурных товаров), ходебщики (торговцы всякой мелочёвкой), коробейники (продавцы товара с широкого лотка — коробочки), щепетильники (галантерейщики).
Ответ — Щепетильники
А само слово «продавец» появилось в русском языке лишь в конце XIX века, когда в России стали открываться крупные магазины и универмаги. Кстати, вплоть до середины XIX века при совершении покупок нужно было спрашивать цену у продавца, которую он мог называть в зависимости от внешнего вида покупателя, и торговаться с ним. Это была довольно сложная система, потому что владельцам лавок нужно было тренировать приказчиков на заучивание допустимого диапазона цен. Поэтому с развитием экономики владельцы магазинов взяли на вооружение американскую систему ценников, и продажи в целом возросли за счёт увеличения скорости обслуживания клиентов.
Немало русских фамилий образовано и от различных наименований «торговых людей»: прасолы и шибаи торговали скотом; крамари, мосолы, щепетильники и коробейники – мелким товаром; барышники, маклаки и маяки ходили по деревням в качестве скупщиков, бурыги торговали старым платьем и т.п. Фамилия Расторгуев говорит сама за себя. Зато Тархановы кажутся потомками татар. Между тем «тархан» – слово хотя и татарского происхождения, но одно время широко бытовавшее в русской среде.
Губной целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, которые ушли в небытие
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Водовоз и золотарь
Современному горожанину сложно представить свою жизнь без водопроводов и канализации, а ведь еще менее века тому назад даже в столицах таких удобств не существовало в массовом пользовании. И людям приходилось в любую погоду ходить за водой с ведрами на дальние расстояния. А многие, кто был побогаче, покупали воду у водоносов, платя за нее немалые деньги.
Водовозом мог сталь любой, кто имел большие специальные емкости в виде бочек и телегу с лошадью. Водоносам же приходилось тележку или сани возить вручную. Питьевая вода набиралась из специальных колодцев, городских бассейнов и фонтанов. При том цвет, в который была окрашена бочка говорил о качестве находящейся в ней воды: из каналов перевозили воду в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Частенько водовоз ездил в сопровождении бегущей рядом с повозкой собаки, которая своим лаем оповещала горожан о прибытии бочки с водой. Водовозы, часто пользуясь тем, что выбора особого у жителей не было, за воду брали втридорога.
По статистике еще столетие тому назад в Москве воду разносили и развозили около семи тысяч конных водовозов и около трех тысяч водоносов. Их количество постепенно уменьшалось пока города полностью не перешли на централизованный водопровод и канализацию.
Что примечательно, в старину достаточно широко были востребованы и золотари, профессия которых в современном понимании приравнивается к профессии ассенизатора. И если работа водовоза была почитаемой, престижной и доходной, то работа золотаря была не очень приятна, так как дурно пахла. Золотарь должен был вывозить канализационные массы в бочках и чистить отхожие места, чтобы поддерживать санитарную чистоту в городе. Свое название эта профессия получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». И просуществовали золотари в России до конца девятнадцатого века.
Целовальники были государственными служащими, отвечающими за сбор налогов и выполнение судебных решений. На эту должность избирали «всем миром» самых достойных. Во время принятия присяги они целовали крест и клялись «служить верно и честно», отсюда и пошло название «целовальник».
Впервые упоминания о целовальниках на Руси появились в 15 веке и так называли их вплоть до начала 19 века. Тогда эта должность и трансформировалась в должность судебного пристава.
В средине 17 века должность перестала пользоваться уже большой популярностью, так как при правлении Ивана Грозного были выдвинуты определенные требования к этой службе. Они обязаны были собирать подать, налоги, недоимки и таможенную пошлину определенных размеров, а ежели сбор был меньшим, то недоимки ложились на целовальника как его личный долг.
Существовала еще и должность губного целовальника, обязанного помогать губному старосте ловить воров и разбойников, которых потом казнили или отправляли на каторгу. В данном случае «губной » произошло от слова «губить».
Впоследствии, начиная с 19 столетия, целовальниками стали называть торговцев винных лавок, которые на кресте клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы его целовали.
Ямщик
Эта профессия пользовалась большой популярностью вплоть до начала 20 века, которая также со временем трансформировалась. В переводе на современный лад: ямщики – это вроде водителей междугородних маршрутов, которые также занимались почтовыми и товарными перевозками.
А вот извозчики – водители городского такси. Они также классифицировались. К примеру, «ваньки», предоставлявшие услуги «Эконом-класса», были выходцами из деревень, арендовавшие лошадей и коляски. Они брали за поездку от 30 до 70 копеек. «Ломовики», перевозящие грузы на лошадях-тяжеловозах, были по типу грузовых такси. Богачи же брали себе «лихачей», имевших красивых лошадей и удобные коляски, а клиентов они доставляли к месту уже за три рубля.
Бондарь
В давние времена широко была распространена профессия бондаря, которая почти сошла на нет в 20 столетии, а на сегодняшний день их практически не осталось. Однако в свое время количество бондарей доходило 1000 человек в каждой губернии. Сколачивать бочки довольно кропотливое и сложное дело: дощечки должны прилегать настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду. Поэтому профессиональные бондари в старину ценились очень высоко.
Жгон или каталь.
Хорошие мастера по валянию качественных валенок всегда на Руси пользовались уважением. За их работу платили достойные деньги. Артели жгонов-каталей ходили из деревни в деревню и валяли валенки из местного сырья. До наших дней дошёл и жгонский словарь, так как общались на своем, понятном только им языке, тем самым охраняя от посторонних профессиональные секреты.
Шорник
Это ремесло было кропотливым и трудоемким и требовало высокого мастерства от шорника, работавшего вручную самыми простыми инструментами.
«Офеня-коробейник»
Бурлаки
Фонарщик
Еще в Древней Греции и Древнем Риме улицы городов были освещены факелами, лампами с масляными фитилями, и соответственно были люди, которые следили за этим. В России профессия фонарщика появилась гораздо позже. Так,в XIX веке отставные военные следили за освещением ночных улиц. У каждого фонарщика в обслуживании было до 50 фонарей, в которые нужно было вовремя залить и масло и поправить фитиль. С появлением первых электрических лампочек фонарщики по-прежнему включали и отключали фонари вручную. И лишь с тридцатых годов прошлого столетия с введением автоматического режима включения фонарей эта профессия исчезла.
Трубочист
В России профессия трубочиста стала востребована с 1720 года, когда появились первые печи и камины с дымоходами, мода на которые распространилась с Дании. К слову, в некоторых северных странах Европы и по ныне встречаются представители этой профессии.
А вот об истории пьянства на Руси и о сухом законе Николая II можно прочесть здесь
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как в старину на Руси назывался торговец галантерейными товарами?
Как на Руси называли торговца галантереей и всякой мелочью?
Мелкие торговцы на Руси в старину были весьма распространены и работали как в небольших лавках, так и, что называется, в разнос.
Мелких торговцев галантерейными (щепетильными) товарами на Руси называли щепетильник.
Такой вопрос прозвучал в очередной программе на Поле Чудес. Он интересный, в далекое время на Руси существовало много галантерейных лавок, и такие товары назывались щепетильными.
А те, кто их продавал назывались щепетильниками. Эти торговцы разносили свои товары на деревянных приспособлениях-лотк ах и называлось это разнос.
Ведь само слово продавец тогда не существовало, оно появилось лишь в конце девятнадцатого века.
А тогда были щепетильники и коробейники, которые продавали различный мелкий товар.
Эти торговцы могли торговаться часами со своими покупателями. По их просьбе они доставляли товар разного ассортимента своим покупателям.
Сразу вспомнилась старинная русская песня
В ней виден далеко не полный перечень всего того, что могли предложить бродячие торговцы, добирающиеся до самых отдалённых уголков России. В их коробочках можно было найти всё то, что крупные мануфактуры не могли доставить населению, проживающему вдали от городов.
В вопросе не отмечено количество букв.
Поэтому посмею предложить более редкое, но всё же подпадающее под суть вопроса определение для бродячего торговца галантерейными и прочими товарами.
Это офеня, иногда афеня.
И, наконец, еще одно слово, давшее нашей современной лексике новое звучание. Людей дотошных и мелочных называют щепетильными. Именно щепетильным назывался галантерейный мелочный товар в торговых лавках. А люди, торговавшие в разнос таким товаром именовались щепетильниками.
Так что щепетильник так же вполне соответствует заданию.
Вообще такие продавцы назывались по-разному, каких только названий у них не было, это и офеня, и коробейник. Но здесь речь немного о другом, ведь этот вопрос был в передаче «Поле чудес», это было задание вчерашнего выпуска. Так вот оказывается это щепетильник, слово тоже довольно-таки известное, ответить достаточно просто. Так как не все конечно это знают и помнят, но раньше ещё во времена Руси и в то время, когда ещё жил Пушкин к примеру, были даже такие специальные щепетильные лавки. Поэтому соответственно и тот, кто работал в такой лавке, то есть продавец, тоже назывался щепетильником. Конечно слово это очень старое и уже очень давно не употребляется, но тем не менее оно довольно знаменитое и часто может встречать в старых рассказах или фильмах.
В этом вопросе могут быть два ответа и оба будут правильны.
Наиболее популярный вариант названия этих торговцев, это коробейник, но не так всё однозначно.
Галантерейные товары раньше называли щепетильными товарами, соответственно и продавцов этих товаров называли щепетильник.
В старинные времена существовало большое количество профессий с нестандартными названиями.
На Руси «бизнесменов» торгующих разной мелочью и галантерейными товарами называли по разному:
Произведение это называется Поучение Владимира Мономаха. Но это на самом деле не одно произведение, а сборник, включающий в себя три сочинения князя: 1) поучение детям, 2) автобиографию и 3) послание своему противнику князю Олегу Святославичу.
Я думаю Василий Темный не настолько сильно любил татар, хотя действительно одаривал их поместьями и другими дарами, сколько хотел наказать московских бояр которые его предали, когда поддержали Дмитрия Шемяку и присутствовали на беззаконной казни (ослеплении)великого князя. После того как князя ослепили его стали называть Тёмным. А до этого в 1445 году попав в плен к Улу Мухаммеду после поражения казанским татарам Василий Темный раненый был унизительно выкуплен за 200 тысяч рублей. Поэтому из плена он вернулся с наёмными татарами, которые сами пожелали поступить к нему на службу. Я думаю он никому не доверял из своих и поэтому одаривал татар за службу.
Просто Василий Тёмный из двух зол выбрал татар.