Как называлось пальто в старину
Армяк, епанча и охабень
Верхняя одежда древней Руси
В августе 1698 года двадцатишестилетний Петр I совершил свою первую поездку в Голландию. И настолько понравилась ему заграничная жизнь и мода, что на следующий же день после возвращения повелел он своим подданным состричь окладистые бороды, а через год приказал и свободные русские кафтаны поменять на узкие европейские платья. «Прежние старобытные городовые одежды охобни и однорядки оставити», — гласил царский указ. — «Для того, что долги они и приличны женскому платью, а дорожному времени непотребны да и многоубыточны».
А ведь до чего любопытно узнать, что висело бы сейчас в наших гардеробах вместо пальто, курток и пуховиков, не посмотри тогда Петр в сторону Запада. В деревнях бы как прежде носили армяк…
Армяк (первоначально «ормяк»)
Особенности кроя: запашная зимняя одежда похожая на халат из тяжелой шерсти с ярким кушаком.
Первые появившиеся на Руси «ормяки» были татарскими, сшитыми из верблюжьей шерсти — армячины. Но так как этот материал у славян считался дефицитным, вскоре его заменили темной овечьей шерстью, используемой ранее для изготовления артиллерийских мешков.
По милой русской традиции — натягивать на себя две-три верхние одежды (подробнее об этом читайте в статье «Шуба-джубба-блюз») — армяк надевали поверх кафтана или тулупа. Соответственно, застегнуть его не получалось, приходилось стягивать ремнем или поясом.
Такой же теплой и практичной одеждой как армяк, считалась и епанча.
Епанча (она же «япанча», «япончица»)
Особенности кроя: представляла собой круглый плащ без рукавов, но с капюшоном.
Одна из старейших славянских одежд. Пришла к нам от арабов и впервые упоминается в письменных источниках в 1185 году в «Слово о полку Игореве»: «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов»…
Долгое время главным предназначением «япончицы» была защита от дождя и пыли, поэтому ее изготавливали из плотного войлока и пропитывали олифой. К XVI веку статус епанчи существенно повышается, теперь она — накидка для торжественных случаев. В честь этого, завязки под подбородком сменяются затейливой фибулой, а войлок уступает место красному сукну.
При Суворове епанча поступает на военную службу, становясь походной одеждой солдат и офицеров.
Еще одной массово носимой одеждой на Руси был кафтан.
Кафтан
Особенности кроя: длинные рукава (которые в зависимости от времени года служили и перчатками, и муфтой), чуть присборенная талия, спинка короче переда (чтобы были видны узоры на задниках молодецких сапог)
До XVII века кафтан на Руси был краеугольным камнем любого гардероба. И на каждый случай жизни имелся свой фасон: облегающий «становой» — на службу, «чуга» с укороченным рукавом — в дорогу, «кожух» на меху — зимой носить, «польский», с широкими манжетами — на выход и т.д.
Надевался кафтан на рубаху и зипун и шился как из дорогих, так и из самых дешевых тканей, вроде синей и серой крашенины. К нарядным кафтанам пришивали сделанные из кораллов пуговицы-кляпыши (их количество доходило до 30 штук!), а так же расшитые драгоценными камнями воротники, ожерелья и «запястья». Повседневные же варианты «украшались» одним лишь кушаком.
Кафтан на Руси носился дольше всей остальной длиннополой верхней одежды. В деревнях и на прислуге его можно было видеть вплоть до конца XIX века. Например, в 1840-х годах в Москве лучшими считались балы Воронцовых-Дашковых. Гостей особо восхищало начало приема, когда приезжающих встречал «лакейский коридор» — по одну сторону дорожки, ведущей в комнату хозяев, стояли слуги в белоснежных кафтанах, по другую — в багрово-красных.
Поверх кафтана нередко накидывалась еще и однорядка — вот уж капуста получалась.
Однорядка
Особенности кроя: простой долгополый кафтан из цветного сукна на пуговицах (спускались ниже пояса) и без воротника.
Однорядки были всесословной одеждой, посадские парни, например, часто носили их нараспашку. Идет такой франт: полы разлетаются, пуговицы поблескивают, солнце на шелковых вставках играет! А барышни потом на скамейках вздыхают да поговорки сочиняют: «Как хорош мой миленький в однорядке синенькой».
Боярские же сыны предпочитали разгуливать в охабнях.
Охабень (с древнерусского «охабити» — обнять, охватить)
Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), «козырная» деталь — жесткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.
Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнерусский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.
Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.
Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одежку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.
Ну а самым церемониальным верхним платьем на Руси были ферязи.
Ферязь
Особенности кроя: очень широкий подол (до трех метров) и свисающие до колен рукава (исключение — становая ферязь, там длина рукава была чуть короче).
«Работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» — говорят, эти выражения появилось в русской речи как раз благодаря ферязи. Дело в том, что ее рукава были настолько длинными, что пока не закатаешь их, ничего толком сделать не получается. Кстати, если не было сильных холодов, в рукав ферязи просовывалась лишь одна рука, вторая же свободно болталась вдоль тела.
Каждому боярину, стряпчему или дворянину полагалось иметь как минимум три ферязи: золотую, бархатную и шелковую с узорами. Первую в обязательном порядке надевали на Рождество, Троицу и Светлое Христово Воскресение (Пасху), вторую на Сретенье Господне и Рождество Пресвятой Богородицы, а третью на празднования дня Сергия Чудотворца, Иоанна Златоустого и других святителей.
Ну, а какой была на Руси женская верхняя одежда? Да такой же, как и мужская! Отличалась от нее лишь узорами да мелкими деталями. А так, и охабень москвитянки носили, и однорядку. Впрочем, была у наших барышень и одна чисто женская штучка с теплым таким названием — душегрея.
Душегрея (она же епанечка, коротенька, перышко)
Особенности кроя: в зависимости от губернии, душегреи напоминали то куртку на вате, то жилет с раструбами на спине, то меховой топик. Общим была лишь длина — до талии, редко до поясницы.
После появления на Руси европейских одежд, место душегреи в сундуках столичных модниц заняла пелерина, а вот на севере страны коротеньку носили аж до начала XX века.
Другие увлекательные материалы о моде давно минувших дней вы найдете в нашей постоянной рубрике «История верхней одежды».
Пальто — от истоков до наших дней. История элегантной верхней одежды
В наши дни пальто стало неотъемлемой частью женского гардероба, как весенне-летнего, так и осенне-зимнего времени года. Сотни моделей на любой вкус и цвет, даже для самой капризной леди. Сложно представить витрины магазинов без модных пальто, скроенных по последним тенденциям, согласитесь? И, конечно, не случайно эта вещь из верхнего гардероба стала настолько популярной, к этому конечно вела довольно длинная история. Приглашаю рукодельниц и любопытных любителей узнать что-то новенькое, отправиться в прошлое и посмотреть, как менялась мода, а заодно, и почерпнуть идей для вдохновения!
История берет свое начало в XVIII веке во Франции. Слово «пальто» произошло от испанского слова «пальтоке» (исп. palletoque), которое было образовано при помощи двух основ — pallium (просторный плащ) и toque (головной убор). Такую одежду носили в начале XVI века испанские крестьяне, позже она «перекочевала» в Голландию, которая в то время находилась под сильным испанским влиянием. «Пальтоке», немного изменив название (гол. palastrock), стал элементом одежды придворной знати. Именно такое «Пальтоке» было привезено Маркизе де Помпадур — женщине, которую можно считать первой, кто сделал пальто неотъемлемой частью своего гардероба. Занимаясь одним из своих любимых дел, она несколько изменила крой одежды, сделав его более изящным и женственным.
Новая модная тенденция распространялась с невиданной быстротой! Конечно, какая леди может жить без сплетен о новой одежде 🙂 К концу XVIII века пальто уже распространилось в другие страны Европы и получило наибольшее распространение в Англии. Англичане, славящиеся своим аристократизмом и галантностью, придали верхней одежде наиболее элегантный вид. Модели были чаще всего приталенными и напоминали костюмные жакеты. Чем не современность?
В России пальто приобрело популярность лишь к концу XIX века, когда женщины начали копировать мужскую моду. Силуэты имели «лубочный» крой — прямые линии и практически полное отсутствие талии.
В XX веке приходит мода на более длинные пальто. Силуэт немного изменился: плечи стали мешковатыми, рукава укоротились, полы закруглились к низу. Шили пальто из плюша, фетра, парчи или бархата с рисунком. Зимние пальто делали из толстой английской шерсти, гладкой или в клетку, украшали длинноворсовым мехом по воротнику и подолу. Зимой пальто носили с длинными меховыми шарфами, муфтами и маленькими шапочками, украшенные перьями. В нарядных пальто воротник часто делали из гипюра, в повседневных — из бархата. Все пальто шили на подкладке из шелка или сатина, а если подкладки не было, швы обрабатывались тесьмой. Застегивали пальто на крупные пуговицы, а петли делали из витого шнура. Как видите, мастерицы не стеснялись придумывать что-то новое и делать верхнюю одежду необычной и красивой. Из простого мешковатого плаща пальто превратилось в невероятно модную одежду.
С появлением огромного разнообразия тканей и фурнитуры, модели верхней одежды менялись каждое десятилетие до неузнаваемости. Известные дизайнеры диктовали новые модные тенденции всему миру.
В 40-е годы появились пальто покроя принцесс — узкие в талии и слегка расклешенные к низу. Носили такие полупальто в комплекте с юбками из такой же ткани.
На пик популярности в 50-е выходят яркие и прямые мини-платья. Эта мода сразу отразилась и на пальто. Они приобрели четкий крой и насыщенность цветовой гаммы. Длина пальто снова стала короткой, воротники объемными. Моду на подобные модели ввел знаменитый кутюрье Кристиан Диор. Кстати, именно благодаря Диор, кожаное пальто стало не только мужской, но и женской частью гардероба.
В 60-е годы резко мода на пальто круто изменилась, и популярны стали сочетания макси-длины пальто с мини-длиной платья. Такой стиль в одежде предполагал определенных дополнений: высоких по колено сапог, объемных сумок на ремне, цветных длинных шарфов или шейных платков. Металлические пуговицы в два ряда, «молнии», пряжки, шпоры стали необходимой фурнитурой. В первую очередь пальто создавались удобными для повседневной носки, одежда сочетала в себе комфорт и красоту, при этом выглядя довольно просто. Большое внимание уделялось аксессуарам.
70-е годы — время возвращения утонченности 40-х годов. Но при этом дизайнеры старались придумать нечто новое и пальто приобрели большие накладные карманы и меховой воротник. Длина пальто была чуть ниже колена. В моду вошли оттенки коричневого и другие теплые цвета.
В восьмидесятые года стерлись рамки между женским и мужским стилем. В моду вошел «унисекс», сочетающий в себе безвкусные цвета, блеск и не имеющие формы вещи. Возрос спрос на спортивный стиль, и женщины предпочли носить полупальто длиной выше колена. Часто они были в крупную клетку или яркого цвета, с поясом для обозначения линии талии.
С 90-х годов и до современности мода постоянно менялась, то возвращаясь к прошлому, то придумывая новые тенденции. Сейчас на перечисление одних только видов кроя пальто уйдет, наверное, несколько страниц текста мелким шрифтом.
Вот только основные из них:
Даффлкот (англ. dufflecoat) — прямое полупальто с застежками из навесных петель, шьется с традиционной клетчатой подкладкой.
Честерфилд (англ. сhesterfield) — приталенное черное пальто с вельветовым или бархатным воротником. Выполняется в классическом черном, а также сером цвете, с узором «елочка». Часто имеет потайную застежку и четыре кармана — два справа (один над другим), один слева и один нагрудный.
Коверкот (англ. covertcoat) — короткое узкое однобортное пальто, вариант одежды для верховой езды и охоты. Отличительной особенностью являются четыре декоративных шва на манжетах и по нижнему краю.
Пальто с запáхом — запашное пальто с поясом.
Пальто кокон (англ. cocooncoat) — свободное пальто, сужающееся книзу.
Копар — длинное кожаное пальто.
Манто (англ. lady’sfurcoat) — широкое женское меховое пальто с расходящимися полами.
Реглан (англ. raglancoat) — пальто с рукавом, составляющим с плечом одно целое. Такой тип одежды был сшит на заказ для английского фельдмаршала.
Ласточкин хвост (англ. swallow—tailcoat) — пальто в котором передняя часть значительно короче задней узкой и длинной части.
Лоден (англ. lodencoat) — длинное широкое пальто с отложным или стоячим воротником. Традиционный вариант шьется из шерсти альпийских овец. Является национальной тирольской одеждой с XVI века.
Полупальто (англ. carcoat) — короткое пальто, длина которого обычно достигает середины бедра.
Пальто-Поло (англ. polocoat) — классическое американское пальто свободного покроя, внешне напоминающее рубашку-поло.
Сваггер (англ. swaggercoat, swingcoat) — длинное широкое женское пальто, расширяющееся книзу и напоминающее по форме трапецию.
Шинель (англ. greatcoat, overcoat) — двубортное пальто со «стоящими» лацканами, эполетами на плечах и кожаными пуговицами.
Пардесю (фр. pardessus) — классическое двубортное пальто с английским воротником и накладными карманами.
Пальто в стиле Нью Лук (англ. newlookcoat) — женское приталенное пальто с пышным расклешенным подолом, вошедшее в моду в 50-х годах благодаря Кристиану Диору.
Пыльник — легкое летнее пальто, изготовленное из хлопчатобумажной или шелковой ткани, модное в 30-е и 50-е годы XX века.
Редингот (англ. redingotecoat) — длинное приталенное пальто широкого покроя.
Пальто во французском стиле — женская модель пальто, иногда с капюшоном, свободным силуэтом и укороченными рукавами.
В заключение, некоторые модные тенденции пальто 2017 года.
Экскурс по страницам истории моды подошел к концу. Большое спасибо за внимание! Желаю творческих успехов 🙂
Как называлось пальто в старину
По указу Петра 1 народная одежда богатых бояр и дворян потерпела кардинальноизменения в европейскую сторону, а вот одежду самих крестьян царь «помиловал». Она оставалась практически неизменной до конца 19 века, а в некоторых русских селениях и до середины 20-го столетья.
Верхняя сезонная женская одежда народа России,
Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках. Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета.
Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником.
Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.
Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями. «
Женская шубка зимняя
Виды народной одежды из разных источников.
Выходя в холодную погоду из дому, славяне — и женщины, и мужчины — надевали поверх рубах длинные, тёплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать» — «одевать», «кутать»,
В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше.
Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру («поясом притяжена к телеси. »), рукава были снабжены обшлагами, а ворот — отложным воротником.
И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была, скорее всего, различной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, — такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века.
А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.
Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, и тем не менее оно очень старое, древнерусское.
Учёные относят его к древнейшему, «праславянскому» периоду развития языка.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха.
Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например, медвежий мех, «медведина», считался дешёвым и малоподходящим для одежды знатного человека.
Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке. Кроме того, славяне с незапамятных времён разводили овец, так что тёплый овчинный «кожух» был доступен (в отличие от современной «дублёнки») каждому. Недаром «кожух» — тоже древнейшее, праславянское слово.
Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов — не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одеждой с рукавами и застёжками.
Шили их, как правило, мехом вовнутрь.
Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой — золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла.
Например, Змей Волос наших легенд, существо, способное дарить людям «золото-серебро», оказывается по-змеиному чешуйчатым и одновременно. мохнатым. Подобные воззрения не являются исключительно славянскими. Мифология скандинавов, описывая «родоначальника» всех свободных земледельцев, совсем не случайно рисует его невесту «в платье из меха».
Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славянские «нарочитые люди» и летом могли облачиться в меха: это должно было способствовать и их личному благополучию, и процветанию всего племени. Такое обыкновение оказалось очень живучим, продолжая существовать и тогда, когда мифологическая причина была уже позабыта.
Взять хотя бы знаменитые боярские «сидения» в шубах и меховых шапках.
А ещё в конце XIX века девушки ходили в хоровод — своего рода «выставку невест» — даже в летнюю жару часто в шубах, стремясь вернее привлечь внимание женихов.
А молодожёнов непременно сажали на расстеленный мех, чтобы новая семья была многодетной, а дом скорее сделался «полной чашей».
Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».
О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из древнерусского языка «тулуп» попал в Польшу и даже. в Швецию, на другой берег Балтийского моря.
А вот о слове «шуба» языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто «верхняя одежда с длинными рукавами».
Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у славян.
Ещё одним распространённым видом меховой одежды, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы доподлинно знаем, что безрукавки носили’ наши близкие соседи, например скандинавы.
А у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки — не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы.
Старинная женская одежда и её наименование
В описаниях быта царской семьи, относящихся ко второй четверти XVII века, несколько раз упомянута роспашница – женская верхняя распашная одежда с подкладкой и пуговицами. Наличием пуговиц она и отличалась от летника.
Слово роспашница появилось в результате стремления иметь особое название для женской распашной одежды, поскольку мужскую распашную одежду называли опашень. В Москве появился и соответствующий вариант для именования женской одежды – опашница.
Во второй половине XVII столетия распашная одежда свободного покроя теряет свою привлекательность в глазах представительниц высшего сословия, сказывается начавшаяся ориентация на западноевропейские формы одежды, и рассмотренные названия перешли в разряд историзмов.
Основное название теплой верхней одежды – телогрея.
Телогреи мало отличались от роспашниц, иногда их носили и мужчины. Это была преимущественно комнатная одежда, но теплая, поскольку она подбивалась сукном или мехом.
Меховые телогреи, мало отличались от шуб, о чем свидетельствует такая запись в описи царского платья 1636 г.:
«Скроена государыне царице телогрея отлас цветной шолк червчат (багровый, ярко-малиновый – Г. С.) да светлозелен, длина шубе по передом 2 аршина».
Но телогреи были короче шуб. В быт русского народа телогреи вошли очень широко. Вплоть до настоящего времени женщины носят теплые кофты, душегрейки.
Женские легкие шубы иногда называли торлопами, но уже с начала XVII века слово торлоп заменяется более универсальным названием шубка.
Богатые меховые короткие шубки, мода на которые пришла из-за рубежа, именовались кортелями.
Кортели часто давали в приданое; вот пример из рядной грамоты (договора о приданом) 1514 года: «На девке платья: кортел куней с вошвою семь рублев, кортел белей хребтов полтретя рубли вошва готова шита полосата да кортел черева бельи с тафтою и с вошвою».
К середине XVII века кортели тоже выходят из моды, а название становится архаизмом.
Зато с XVII века начинается история слова кодман.
Эта одежда была особенно распространена на юге. В документах Воронежской приказной избы 1695 года описывается юмористическая ситуация, когда в кодман нарядился мужчина: «Въ каторой де дни приходил нарядяс в женской в кодман и он пра то силен не упомнитъ а котмон де надевал для шутки».
Кодман был похож на накидку, кодманы носили в рязанских и тульских селах до революции.
А когда появились «старомодные шушуны», о которых упоминает в своих стихах Сергей Есенин? В письменности слово шушун отмечается с 1585 года, ученые предполагают его финское происхождение, первоначально оно и употреблялось только востоке севернорусской территории: в Подвинье, по р. Ваге в Великом Устюге, Тотьме, Вологде, затем стало известно в Зауралье и Сибири.
Шушун – женская одежда из ткани, иногда подбитая мехом: «шушун лазорев да шушун кошечей женской» (из приходо-расходной книги Антониево-Сийского монастыря 1585 г.); «заечинной шушун под ветошкою и тот шушун сестре моей» (духовная грамота – завещание 1608 г. из Холмогор); «шушуненко теплое заечшшое» (роспись одежды 1661 г. из Важского у.). Таким образом, шушун – это севернорусская телогрея.
После XVII века слово распространяется к югу до Рязани, к западу до Новгорода и проникает даже в белорусский язык.
Кожух
Кожухом именовалась любая одежда из кожи и мехов, но преимущественно это была зимняя одежда по типу шубы, сшитая мехом вовнутрь (в особо ненастную погоду бедные люди могли носить кожухи мехом наружу).
Цари и бояре надевали на себя много одежды и несколько шуб. Делали шубы на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые чёрным кастором или сукном.
Воротники были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами, сзади на шубе имелся разрез. Застёгивались шубы на петли из шкурки, пришитые под борт.
Пуговицы ставили большие, круглые или в виде палочек, обшитых шнурком. Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу, которую при носке не застёгивали, а запахивали.
Так, на Данииле Галицком для встречи иноземных послов был надет «. кожюх оловира грецкого и круживы златыми плоскими ошит». Позже, в XVI-XVII веке термин кожух стал применяться только к нагольной меховой одежде.
Благодаря широкому распространению пушнины и вообще разного рода мехов, кожух зимой надевал и знатный и бедный люд, хотя у богатых хозяев шуба в доме была не одна. Как и с другими предметами одежды, здесь покрой кожуха оставался одинаковым, и отличался только самим мехом. Так, например, знатному человеку не пристало облачаться в медвежий кожух, не лучшим был для него и овчинный.
После распространение овцеводства на Руси овчинный кожух стал доступен всем слоям населения. Князья и бояре облачались в шубы из соболей, горностаев, куниц и других дорогих мехов.
автор© Ольга Фёдорова, 2006
Левашова В.П. Об одежде сельского населения древней Руси
МУЖСКАЯ ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА.
Что надевали на работу.
В зависимости от материала, сроков носки рабочими могли быть зипуны, кафтаны и шубы. Однако существовала и специальная рабочая одежда.
Она носила сословный характер, так как пользовались ею крестьяне и посадское население городов.
Самым распространенным был сермяжный кафтан, или сермяга, которая шилась из сермяжного сукна и предназначалась для работы во время холодной или сырой погоды.
Название связывают с балтийскими языками. А вообще-то оно широко употребляется в XVI—XVII вв.
Одежда эта упоминалась вначале даже в числе летнего государева платья, но не царю она предназначалась, поскольку отличалась простотой кроя, отсутствием отделки и дешевизной материала, который и давал названия: известны сермяги— «холщевица», «збитень», «бусырь». Летняя рабочая одежда из ряднины или другой грубой ткани, длинная и широкая, именовалась балахон.
Появляется у русских поздно.
Впервые это слово записано в Холмогорах в 1619 г. В северных краях балахоны были рабочей одеждой плотников, кузнецов, поваров. Лишь во второй половине столетия они стали известны в средней Руси и Рязани.
Население Великоустюжского уезда имело в старину шабуры — летние рабочие балахоны из холста. Шабур — тоже тюркское название. Рабочей одеждой были и костоланы, их тоже носили летом
. Это — тип кафтана или балахона.
Довольно поздно появляются понитки — рабочие кафтаны из понитка, то есть домотканого сукна, где основа пеньковая или льняная, а уток шерстяной. С конца XVII в. слово пониток быстро прогрессирует, а в XIX в. приобретает почти общерусскую известность. Фактически словом попыток заменили слово сукман, существовавшее в языке с XV в. и бывшее довольно активным в старорусский период.
По будням в холодное время года крестьянки носили полусупонные «понитки», зимой – овчинные полушубки, шубы.
И если с шубой, полушубком все вроде бы более-менее ясно, то при слове «пониток» возникает вопрос.
Пониток изготавливался из льняных или шерстяных тканей домашнего изготовления.
Слово кафтан проникло из тюркских языков. В русской письменности отражается с 1524 г. Кафтаны были общесословной одеждой, но шили их в зависимости от достатка из разного материала.
Сермяжные предназначались крестьянам. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одежды, кафтан мог быть теплым или холодным, с тканевой подкладкой.
На улицах в этой одежде появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и теплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу. У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний — шубным.
Кафтаны и зипуны долго сохранялись в русском быту, особенно у крестьян. Особый тип кафтана на меховой подкладке, покрой которого был заимствован у поляков, получил название жупан, родственное со словом зипун.
В конце XV в. было заимствовано иноземное платье — кабат. Оно появляется в царском гардеробе, среди теплых вещей.
Во второй половине XVII в. в двинских и белозерских местах кабатом называли рабочее платье поваров и хлебников.
Женские кабаты здесь шили как сарафаны с рукавами. Весьма заманчивый кафтан. Была еще мужская комнатная одежда типа халата с завязками или пуговицами — армяк.
Название перешло от тюркских народов в XV в. Он сразу стал всесословной одеждой, но чаще появлялся в гардеробах людей среднего и низшего сословия, а в XVIII в. превратился в крестьянское платье. У восточных народов русские научились шить и носить чекмени. Чекмени были короткими, зауженными в талии. Надевали их поверх кафтана. Эта одежда значится в перечнях казачьего имущества и росписях восточных товаров с начала XVII в. Название чекмень часто заменялось более знакомым кафтан и зипун.
Особый покрой имели и азямы, которые походили на стеганые зипуны. Впервые об азямах упоминается в сибирских источниках (1627), а также в статейных списках русских послов, ездивших в Монголию и Китай.
Азямы закрепились в быту простого народа, дворянам не рекомендовалось их носить. Привычный ныне халат наши предки тоже переняли у иноземцев. Его в XVII в. впервые привезли в Россию послы от восточных шахов и султанов в числе подарков царю. (Слово халат — турецкое).
Но понадобилось еще два века, чтобы эта одежда стала у россиян каждодневной. Феодальная знать и служилые люди носили зауженные облегающие вещи, скопированные с иноземных образцов. Узкий комнатный кафтан с короткими рукавами и поясом, подбитый мехом, назывался терликом.
В XVII в. терлики превращаются в церемониальную одежду придворных, выдаваемую из казны на время торжеств, затем вовсе выходят из употребления. Через белорусское и польское посредство усвоено турецкое название доломан. Это тоже мужская верхняя одежда для выездов и службы.
В XIX в. в доломанах ездили гусары, а гражданские люди в поездки надевали чугу — короткий и узкий кафтан с короткими рукавами, который застегивался на пуговицы. В курских селах сейчас чугой называют долгий кафтан. Из художественных произведений русской классической литературы хорошо знакомо слово камзол, которое появилось в самом конце XVII в.
Камзолы петровского времени — распашные одежды, надеваемые под кафтан. По длине чуть ниже поясницы.
Первое упоминание о ливрее относится к 1698 г. Ливрея — одноцветное платье придворного или господского служителя.
Кафтан
представлял собой приталенную одежду до колен, с выкройными рукавами, небольшим стоячим или отложным воротником, с запахом на правую сторону, на крючках или пуговицах.
Он мог быть с цельной спинкой, со сборами на боковых швах, либо с отрезной спинкой и раскошенной задней нижней частью, с клиньями в боковых швах. Подкладка могла отсутствовать, либо делалась до талии.
С боков прорезались вертикальные карманы. Обычно это была праздничная одежда из домотканого или покупного синего, коричневого, черного сукна, либо из плиса.
Напротив, пониток также праздничная одежда, был ниже колен, тоже приталенный, со сборами сзади, с подкладкой до талии или без подкладки, из домашней полушерстяной ткани. Из домотканого серого или коричневого сукна шился и зипун, длиной до колен или ниже, в талию, со сборами сзади и по бокам, с узким длинным рукавом, небольшим стоячим воротничком, на крючках или пуговицах из кожаных узелков.
Зипун, как и большая часть мужской верхней одежды, имел широкий запах налево. Это была будничная одежда, нередко надевавшаяся в дорогу, особенно в ненастье.
Распространенный в некоторых местностях полузипунник был просто укороченным зипуном.
В отличие от кафтана, полукафтана, казакина, поддевки зипун носился с матерчатым кушаком, тогда как кафтан нередко носили нараспашку, а иногда и наопашь, либо надетым в один рукав.
В конце XIX в. в деревню приходит из города пиджак и жилет. Старинный пиджак напоминает поддёвку. Он был двубортный, с прямой спинкой, с отложным воротником, закрытый или открытый на груди, с горизонтальными прорезными карманами и шился на вате, зимний из сукна, летний из бумажных тканей.
Среди зажиточного крестьянства, мещанства, купечества, особенно провинциального, в широком употреблении была сибирка, напоминавшая городской сюртук и, возможно, появившаяся под его влиянием.
Это была длиннополая, обычно синего цвета двубортная одежда на пуговицах, отрезная по талии, с широким отложным воротником и лацканами.
Самой распространенной верхней мужской одеждой был полушубок. Следует иметь в виду, что нынешний покрой полушубка отличается от старого.
У крытых полушубков часто была меховая отделка по полам, борту, на груди, по обшлагам и карманам. Карманы были косые прорезные, воротник низкий стоячий. Полушубок наопашь, или одетый в один рукав иногда носили и летом, надевая поверх рубахи или жилета, а также в доме.
Поверх кафтана, зипуна, полушубка и других видов верхней одежды в холодное время года, особенно в ненастье и в дорогу, надевалась халатообразная одежда, в разных местностях именовавшаяся армяком, чапаном, азямом, балахоном или просто халатом.
Она была длиной значительно ниже колена, с глубоким запахом налево, без застежек расширяющаяся книзу, с широким рукавом, с большим шалевым, простроченным для жесткости воротником, без подкладки, и надевалась с кушаком.
Такая одежда шилась из домотканого сукна, чаще коричневого цвета, либо из поскони. Тулуп, имевший аналогичный покрой, шился из дубленой овчины и также надевался поверх другой верхней одежды.
Особо был хорош зипун. Сейчас это слово полузабыто, кажется смешным и им даже собак называют. А этот кафтанчик без козыря – то есть, стоячего ворота (гениальное изобретение, чтобы в шее не дуло) был просто незаменим.
Сначала его в городе пиджак вытеснил, а потом и в деревне, хотя крестьяне долго за него держались как за рабочую одежду.
Как это обычно бывает, женщины присвоили эту мужскую одежду и щеголяли в зипунах.
Зипун, как и сермягу, стали считать одеждой простых людей.
Так и было: зипунник – сермяжник.
Ну, и пословицы были о зипунах тоже. Неодобрительно говорили: ест орехи, а у самого в зипуне прорехи. Казака говорили – «пойдем за зипунами», то есть, за добычей.
Ферязь
Среди кафтанов можно еще вспомнить опашень, ферязь и терлик. Последний отличался более короткими рукавами.
А вот у ферязи рукава должны были быть настолько длинными, что их зачастую завязывали за спиной.
Ну, и кафтан-ферязь, таким образом, превращался в просторную накидку.
Опашень тоже был широк, долгопол, но с обычной диной рукава.
Обычно его накидывали поверх кафтана. Часто при торжественных выходах царицы появлялись в парчовых опашнях.
Кожаная и меховая одежда : распространение по России
К числу наиболее древнего мехового платья относится кожух — вторая верхняя одежда из шкур или меха. Это мог быть и кафтан, подбитый мехом. О кожухах упоминается в рукописных источниках с конца XI в. Кожух, несомненно, отличался от шубы, иногда надевался одновременно с шубой.
Любопытно, что со временем кожухи стали употребляться все реже и сохранялись лишь как ритуальная торжественная одежда на свадьбах. Иногда кожухами называли и выходящие из употребления терлики, подбитые мехом.
Шуба — долгополая меховая одежда, чаще мужская. У знати были шубы специального назначения и различного покроя: столовые, санные, лунские (то есть лондонские).
Носили их иногда сразу по две: первую — укороченную до щиколоток, покрытую тканью, и вторую — длинную, из голой овчины.
Первые были исподними, вторые называли шубой одевальной, одевальницей, одеялом и шубой якутской (имелся в виду тулуп). Названия одеяло и одеяльница применительно к шубе встречались лишь на Севере.
Одевальные имели особый покрой и большую длину. Понятно почему: согревались в поездах. Иногда они имели внизу закрытое отверстие для ног.
Меховая одежда для служилых людей получала наименование по роду войск и воинских чинов: шуба гусарская, гусарка, солдатка. Женскую и детскую меховую одежду называли шубками.
Среди них различались столовые, или холодные, то есть комнатные, и выходные, или теплые. Некоторые специалисты утверждают, что шубки надевались через голову.
Крестьянская рабочая одежда из непокрытой овчины с укороченными полами была распространена на Севере и в Заволжье. Это шубняки, или шубники, известные и сейчас в вологодских, ярославских местах.
Разновидность шуб, сшитых из специально выделанной шкуры путем сбивания с нее мездры, получила название сбитень.
Известны с конца XVI в. на севернорусской территории, в смоленских краях. В Москве и Твери носили бармихи (от бармы— оплечье) с широкими отложными воротниками.
В Подвинье и на Соловках шубы покрывали тканью бусого цвета (бусый — серо-голубой), что и определило название — бусарка.
В конце XVI в. в письменности появляется слово тулуп (из тюркских; языков) А до этого долгополую меховую одежду без пояса именовали шуба якутская.
Да и тулупы имели определения: якутский, калмыцкий, нетрудно догадаться поэтому, откуда заимствовали покрои. Носили же их сначала только на Севере и в Сибири, к середине XVII в. про тулупы узнают москвичи, а к концу столетия и южане. Несмотря на практичность этой одежды, ее носили все-таки не все. Например, отказывались дворяне. Но не потому, что не хотели: запрещал царский указ от 30 декабря 1701 г.
Одежда, подбитая мехом песца-крестовика, в Подвинье, а также по Енисею называлась крестоватик и крестовик: шушун крестоватик, кафтан крестовик. Меховая одежда имелась у русских постоянно.
Почти всегда одинакового покроя. Обновлялись лишь названия: кожух заменяется словом кожан. Его сменяет более активное наименование — шуба. Следом появляются названия ее разновидностей, каждое новое слово при этом указывает на особенности изготовления, назначение, некоторые внешние признаки одежды.
Меховые вещи различались также качеством меха и отделкой. Естественно, роскошные шубы носили богатые люди, а короткие шубники и длинные тулупы — крестьяне и ремесленный люд города.
Модели (виды) шуб на Руси
На Руси существовали модели шуб, названия которых до сих пор встречаются в обиходе. Все они делились на две группы: 1) крытые, имеющие сверху покрытие из дорогостоящей ткани; 2) нагольные – без покрытия.
Основные модели шуб на Руси:
Доха — это слово имело два значения:
1) общее название шубы, шитой мехом как внутрь, так и наружу;
2) распространенная на Урале шуба из меха сайгака, шитая шерстью наружу. Ергак (тат.) — тулуп, похожий на халат, шитый мехом наружу из шкур жеребят, сурков и других животных с коротким волосяным покровом. Второе название тулупа – яргак. Епанечка — меховой плащ или накидка в виде короткой безрукавки, имеющей сборку на груди.
Кожух – нагольная длинная шуба из овчины с отворотами по воротнику, рукавам и подолу.
Поддевка – изделие из тонкого меха с застежкой на крючки, надеваемое под верхнюю одежду. Поддевка украшалась оторочкой по краям рукавов, по борту и карманам, а сзади имела складки. Нередко она делалась отрезной по талии, со сборами.
Полушубок — короткая шуба (до колен).
Тулуп (тюрк.) — нагольная, просторная и длинная, с большим воротником, отрезная по линии талии шуба из овчины, которая надевалась поверх другой теплой одежды.
Применялась для защиты от холода и ветра ямщиками и путешественниками при поездках в экипажах и санях.
Шубка, шубейка — короткая (выше колен) шуба или телогрейка на меховой подкладке.
Долгое время фасоны шуб мало изменялись: это были длинные и широкие изделия из меха с рукавами и большими воротниками. Увлечение дизайнеров созданием одежды из меха в последние годы привело к появлению целого ряда новых моделей шуб: укороченных, приталенных, комбинированных из меха и кожи и др.
«. Основные черты русского народного костюма.
Виды одежды и особенности кроя.
Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями.
Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.
Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками ( полики, ластовицы ).
В этом специфическом крое присутствует определённая архаика.
К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.
Вообще надо сказать, что покрой одежды был одинаков, как у самых богатых, так и у самых бедных. Разница была в качестве ткани и отделке.
Например, праздничная рубаха должна была быть красивого – красного, цвета.
Конечно, на выпуск – широкая, не доходившая до колен.
Те, кто побогаче, щеголяли в рубахах, края и грудь у которых были вышиты золотыми и шелковыми нитями.
Пуговицы на косом вороте были золотыми. Ну, или серебряными.
А у людей попроще вышивки не было и пуговицы на красной рубахе были медными.
Ширинки на молнии или пуговицах не было – собственно, разреза вообще не было.
Зато был узел, который позволял штаны в поясе стянуть или, наоборот, ослабить. Карманы (зепь) были.
Синие штаны из хлопчатой синей ткани тогда сочли бы за позор.
В ходу были тафта и шелк. Крестьяне, правда, носили порты из домотканого холста.