Как называлось воинское сословие японии

Самураи

Полезное

Смотреть что такое «Самураи» в других словарях:

САМУРАИ — (япон.) в Японии в широком смысле светское, в узком и наиболее часто употребляемом значении военное сословие мелких дворян. Термин самураи применяется также для обозначения японских военных … Большой Энциклопедический словарь

Самураи — сословие воинов в Японии. Возникло, вероятно, в 9 в., когда наместники областей, удалённых от императорского двора, стали брать на службу отряды всадников. В 11 в. под их контролем оказывались целые провинции. Наиболее властными кланами самураев… … Исторический словарь

Самураи — (яп. самурау – служить) – в феодальной Японии в широком смысле – светские феодалы, в узком – военное феодальное сословие мелких дворян. Термин «самураи» применяется также для обозначения японской военщины. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

САМУРАИ — (от яп. самурау служить) в феодальной Японии X11I X1X вв. военно феодальное сословие мелких дворян. В широком смысле под С. понимались все светские феодалы … Юридический словарь

САМУРАИ — (японское), в широком смысле светские феодалы, в узком военное сословие в Японии … Современная энциклопедия

Самураи — (samurai), члены феод, воинского сословия Японии. При сёгунате С. пользовались влиянием в яп. об ве, но лишились своего привилегированного положения, когда реставрация Мэйдзи привела к отмене феодализма в 1871 г. Мятежи, вызванные в 1870 х гг.… … Всемирная история

Самураи — Актёры кабуки изображающие самураев в доспехах, 1880 год Самурай (яп. 侍, буси яп. 武士) в феодальной Японии в широком смысле светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто… … Википедия

Самураи — военно феодальное сословие. Появление первых представителей сословия военно служилого дворянства Японии относится к VII–VIII вв. н. э. Тогда еще они не назывались собственно самураями. Буси, букэ, цувамоно так называли вооруженных людей. В… … Вся Япония

самураи — ев; мн. (ед. самурай, я; м.). [от япон. samurai стражник, рыцарь] 1. В феодальной Японии: военное сословие мелких дворян. 2. Разг. О японских военных. ◁ Самурайский, ая, ое; С. дух. * * * самураи (япон.), в Японии в широком смысле светская знать … Энциклопедический словарь

самураи — Минамото Ёритомо. Портрет Фудзивары Таканобу (?). Минамото Ёритомо. Портрет Фудзивары Таканобу (?). самураи сословие воинов в Японии. Возникло, вероятно, в IX в., когда наместники областей, удалённых от императорского двора, стали брать на службу … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Источник

Самураи

Как называлось воинское сословие японии. 400px samurai in 1880. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-400px samurai in 1880. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка 400px samurai in 1880

Содержание

История

Зарождение

По наиболее распространённому мнению, самурайство зародилось в VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. На окраинах империи издревле осевшие здесь племена айну ожесточённо обороняли свои земли от императорских войск. Основу самурайства составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие «земли и воли» на границах империи. Подобно донским и запорожским казакам, они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с воинственными аборигенами, защищая государственные границы.

Вплоть до конца IX века, прежде всего на севере нынешней территории Японии, бушевала война. Чтобы противостоять подстерегавшей на каждом шагу опасности, поселенцы строили укреплённые поселения и вели кровопролитную борьбу за существование, участвуя в карательных экспедициях на территории туземцев.

Опасной была жизнь и в других провинциях тогдашней Японии. Уже несколько столетий в прибрежных водах промышляли пираты. Во внутренних районах, в лесах и горах бесчинствовали разбойничьи банды. По всей стране то и дело вспыхивали восстания крестьян. В этих условиях губернаторы и знать провинций, в особенности пограничных, не хотели, да и не могли полагаться на императорское правительство и войска, а предпочитали своими силами наводить порядок. Для этого они из боеспособных мужчин создавали небольшие военные формирования, находившиеся под их непосредственным командованием.

Военными отрядами командовали представители знати, владельцы крупных поместий, то есть частных земель, которыми их наделяло императорское правительство. Владельцы поместий всеми силами старались расширить свой надел, захватывая новые земли в военных походах и вырубая леса.

В X—XII вв. в процессе феодальных междоусобицы|междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» («Бусидо»).

Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война (т. н. «Смута Гэмпэй») между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сёгуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником («сёгуном») во главе.

Золотой Век

Как называлось воинское сословие японии. 200px minamoto no yoritomo. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-200px minamoto no yoritomo. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка 200px minamoto no yoritomo

Золотым веком самурайства считается период от первого Сёгуната до войны Онин. С одной стороны, это был мирный период (не считая попытки монгольского вторжения), с другой — численность самураев не так велика, как при Токугава (когда чуть ли не каждый пятый японец был самураем), что позволяло самураям иметь высокий жизненный уровень.

После победы над домом Тайра Минамото но Ёритомо вынудил императора присвоить ему титул сёгуна, а рыбацкое селение Камакура, где размещалась его штаб-квартира, превратил в свою резиденцию. Отныне сёгун становился самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу самураем и главным министром в одном лице. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили — император вынужден был соглашаться с решениями сёгуна под угрозой «добровольного» отречения от престола.

Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» («бакуфу»). Как и сёгун, большинство его министров и их помощников были самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии.

Опытный полководец, Ёритомо на все важные посты в провинциях назначил людей, снискавших его доверие в войне Гэмпэй. Кроме того, в каждой провинции были учреждены две новые должности военного губернатора и земельного главы, подчинявшихся и подотчётных непосредственно бакуфу, главой которого был сам сёгун. Таким образом, сёгун и его министры были прекрасно осведомлены о том, что происходило в стране, и могли, в случае необходимости, своевременно принять решительные меры.

Камакурский сёгунат, просуществовавший около полутораста лет, открыл новую главу в истории Японии и самурайства.

Эпоха междоусобных войн

Как называлось воинское сословие японии. 200px odanobunaga. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-200px odanobunaga. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка 200px odanobunaga

Как называлось воинское сословие японии. 200px toyotomi hideyoshi. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-200px toyotomi hideyoshi. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка 200px toyotomi hideyoshi

Как называлось воинское сословие японии. 200px tokugawa ieyasu. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-200px tokugawa ieyasu. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка 200px tokugawa ieyasu

Со временем военные губернаторы становились всё более независимыми от сёгуната. Они превращались в крупных феодалов, сосредотачивая в своих руках богатые земельные наделы. Особенно усилились дома юго-западных провинций Японии, которые значительно увеличили свои вооружённые силы.

Кроме того, благодаря оживлённой торговле с Китаем и Кореей феодалы западных и юго-западных провинций, откуда она в основном велась, значительно обогатились. Камакурский сёгунат, не желая мирится с усилением отдельных самурайских домов, препятствовал торговой деятельности феодалов, что послужило одним из поводов для возникновения оппозиционных настроений по отношению к Камакурскому сёгунату среди самурайских домов.

В результате Камакурский сёгунат был низложен, а титул сёгуна перешёл к представителям дома Асикага. Первым сёгуном новой династии стал Асикага Такаудзи. Глава нового сёгуната оставил разрушенную во время междоусобицы прежнюю ставку бакуфу — Камакура — и вместе со всем правительством переехал в императорскую столицу Киото. Попав в Киото, сёгун и влиятельные самураи, для того, чтобы сравняться с кичливой придворной знатью, начали строить себе великолепные дворцы и постепенно погрязли в роскоши, безделье, интригах императорского двора и начали пренебрегать государственными делами.

Ослаблением централизованной власти немедленно воспользовались военные губернаторы провинций. Они формировали собственные отряды самураев, с которыми нападали на своих соседей, видя в каждом врага, пока, наконец, в стране не вспыхнула полномасштабная гражданская война.

Последняя фаза этой войны в средневековых хрониках именуется «эпоха сражающихся провинций» (Сэнгоку Дзидай). Длилась она с 1478 по 1577 гг.

В середине XVI века казалось, что империя, сотрясаемая гражданской войной, развалится на отдельные государства, но даймё провинции Овара (в центральной части острова Хонсю) Ода Нобунага удалось положить начало процессу нового объединения страны. Совершив нескольколько удачных военных походов против крупных феодалов и разгромив некоторые буддистские монастыри, участвовавшие в междоусобных войнах, Ода Нобунага смог подчинить своей власти центр страны с императорской столицей Киото. В 1573 году он сверг Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из семьи Асикага. В 1583 г. в одном из храмов Киото Нобунага совершил сэппуку, чтобы избежать пленения армией предавшего его генерала.

Дело объединения страны продолжил один из самых способных генералов Нобунаги — Тоётоми Хидэёси, необразованный, тщеславный, но смышлёный и волевой выходец из крестьянских низов. Он продолжил дело своего покровителя с беспощадной решимостью и уже к 1588 г. фактически объединил страну.

В эпоху междусобных войн произошло некоторое размывание границ сословия, так как удачливый простолюдин мог, подобно Тоётоми Хидэёси, не просто стать самураем, а сделать головокружительную карьеру (сам Тоётоми Хидэёси, будучи сыном простого крестьянина, не мог стать сёгуном, но был им без титула). Размыванию границ сословия также способствовало то, что многие полководцы в ту эпоху использовали в качестве вспомогательных воинских сил непрофессиональных солдат, завербованных из крестьянских семей. Ещё более подорвали систему традиционного самурайства законы о рекрутских повинностях, введённые Ода Нобунага.

В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого государственными делами должен был руководить регентский совет. Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны установлением единовластия — Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет.

Закат

Как называлось воинское сословие японии. 300px satsuma samurai during boshin war period. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-300px satsuma samurai during boshin war period. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка 300px satsuma samurai during boshin war period

Сословие самураев получило чёткое оформление во время правления в Японии сёгунов из феодального дома Токугава (1603—1867). Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально — «под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна. Основная масса самураев являлась вассалами князей (даймё); чаще всего они не имели земли, а получали от князя жалование рисом.

Кодекс поведения самурая «Бусидо» был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрения к смерти. Законодательство Токугава разрешало самураю безнаказанно убивать на месте «простолюдина, который неприличествующим образом ведёт себя по отношению к членам военного класса». В период правления дома Токугава, когда внутренние феодальные войны были прекращены, военные отряды самураев использовались, главным образом, для подавления крестьянских восстаний.

Вместе с тем, даймё не нуждались в таких больших отрядах самураев, которые существовали ранее, в периоды феодальных войн, и число самураев в их военных отрядах сокращалось. Часть самураев превращалась в ронинов (деклассированных самураев, вассальная зависимость которых от князей прекратилась; ронины часто переходили на положение горожан, занимались ремеслом, торговлей и другой деятельностью). Иные самураи пополняли ряды ниндзя — наёмных убийц.

Процесс внутреннего распада сословия самураев заметно усилился с середины XVIII века. Развитие мануфактурного производства и усиление городской буржуазии приводили к постепенному экономическому вырождению самурайства. Всё больше и больше самураев и даже влиятельных даймё попадало в долговую зависимость от ростовщиков.

Своего рода комплекс неполноценности, порождённый в самураях их странным положением, находил выражение в обострённой тяге к традиционным духовным ценностям. Повсюду возникали разнообразные школы воинских искусств. С новой силой вспыхнул угасший на время междоусобных войн интерес к философии Дзэн, чайной церемонии, живописи и гравюре, изящной словесности.

Многие самураи, даже не переходя на положение ронинов, занимались торговлей, ремёслами и т. д. Рядовые самураи (особенно в княжествах Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзен), тесно связанные с буржуазией, сыграли значительную роль в незавершённой буржуазной революции 1867—1868 (см. Мэйдзи исин). После неё сословие самураев, как и другие феодальные сословия, было упразднено, однако самураи не потеряли своего привилегированного положения.

Значительная часть самураев, ещё при Токугава фактически владевшая землёй (госи), стала после аграрных законов 1872—1873 и юридическим собственником этой земли, войдя в состав так называемых «новых помещиков». Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в основном офицерский состав армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — всё это стало составной частью идеологии милитаристической Японии до начала Второй мировой войны. Термин «самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Бусидо

Этический кодекс поведения самурая в средневековой Японии. Кодекс появился в период XI—XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.

Источник

Самураи как военно-служилое сословие в Японии

Предпосылки возникновения и история развития самурайского сословия Японии в VIII-XII веках. Борьба на северо-востоке страны с айнами. Противостояние в феодальных войнах. Задачи сёгуната как военной администрации. Последняя война в истории самураев.

РубрикаИстория и исторические личности
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления08.02.2014
Размер файла31,0 K

Как называлось воинское сословие японии. ba. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-ba. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Зарождение и становление военно-служилого сословия самураев

Глава 2. Самурайство с периода феодальных войн до второй половины XIX века

Само «слово «самурай» («сабурай»), образованное от глагола старо-японского языка «сабурахи», имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина». Самураем называли в Японии слугу знатного лица, слугу феодала, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого». Большой японско-русский словарь. Т. 2. М., 1970.

Я считаю, что тема работы весьма актуальна. Актуальность этой работы определяется тем, что обзор историографии говорит нам о том, что некоторые обстоятельства истории жизни этого сословия, нуждаются в дальнейшем изучении. И еще хотелось бы добавить, что хотя формально самурайство и было отменено во второй половине XIX века, но все же фактически японское общество сегодня буквально дышит многими принципами военного сословия прежних веков. Также как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. Как и прежде, эти праздники, рассчитанные на воспитание молодежи в духе самурайских традиций, ежегодно напоминают о прошлом сословия воинов.

Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

В то же время мы понимаем, что военное сословие Японии не было бы таким, как его можно наблюдать сквозь призму пройденных веков без специфики их религии. А конкретно, без учений сект дзэн, синто, без влияния конфуцианских догм. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой.

Жизнь самурая зачастую сравнивалась с цветком вишни, который не увядает, а опадает, сохраняя свою красоту. Самурай обладал свободой жить, пока считал это нужным и умереть в выбранное время.

Влияние просуществовавшего более тысячи лет и канувшего в историю военного сословия было настолько в Японии прежних лет, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

Данная работа имеет широкую и разнообразную историографию, история жизни самураев породила обширную базу, которая включает в себя работы именитых авторов.

Проблема и сегодня интересует многих исследователей. Она получила определенное историческое освещение в трудах отечественных историков.

Вот те основные работы, с помощью которых я раскрывал свою тему.

Вопросы сюзеренитета и иерархии в японском обществе достаточно полно рассмотрены в монографии Сила-Новицкой Т.Г. «Культ императора в Японии». В ней прослежена история культа императора в Японии с древности до наших дней, рассматриваются догматика и эволюция доктрины монархизма; анализируется культ императора в современной Японии. Книга помогает лучше понять истоки и особенности японского национализма, механизм взаимодействия официальной идеологии и массового сознания.

Определенное внимание привлекает книга под редакцией Жукова Е.М. «Японский милитаризм». Тут мы имеем возможность проследить путь самураев на протяжении тысячелетия. Достаточно монументально, а в тоже время ярко рассмотрено положение самурайства в период феодальной раздробленности.

Хронологические рамки. Действия, описывающиеся в работе, имеют временные рамки, начинающиеся с VII века и заканчивающиеся началом второй половины XIX века. Территория, которую охватывают эти действия, включает в себя границу Японии и Кореи (4-х летняя война в Корее.).

Целью данной работы является рассмотрение проблемы самурайства как военно-служилого сословия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. кратко описать зарождение и становление сословия самураев;

2. исследовать самурайство с периода феодальных войн до второй половины XIX века.

Источник

Тест с ответами: “Средневековая Азия”

1. В какой стране правили династии Тан и Сун:
а) Китае +
б) Индии
в) Японии

2. Кем в средневековой Японии были самураи:
а) наиболее влиятельными князьями
б) профессиональными и наследственными воинами +
в) чиновниками

3. Эпоха Тан длилась:
а) 10000 лет
б) 76 лет
в) 300 лет +

4. Что являлась отличительной чертой средневекового общества Индии:
а) деление на касты +
б) всеобщее равенство
в) существование развитого чиновничества

5. Кем были сёгуны в средневековой Японии:
а) императоры
б) верховные военные правители +
в) чиновники

6. Социальные группы людей со схожим происхождением, профессиями, правами и обязанностями в Индии назывались:
а) классами
б) кастами +
в) сословиями

8. Какой торговый путь был под контролем Китая:
а) великий шелковый путь +
б) путь из варяг в греки
в) янтарный путь

9. Что впервые придумали в Индии:
а) кипу
б) арабские цифры +
в) цифирь

10. Как именовали правителя Китая в Средневековье:
а) фараоном
б) Сыном Неба +
в) первым среди равных
г) ханом

11. Что больше всего нравилось изображать художникам из Китая:
а) портреты императоров
б) сцены из Священного Писания
в) облики святых
г) пейзажи +

12. Кем были раджи:
а) дворяне в Японии
б) князья в Индии +
в) императоры в Китае

13. В Японии в отличие от Китая:
а) императоры считались богами, но не обладали реальной властью +
б) император вообще не нуждался в помощи чиновников в управлении страной
в) власть императора не передавалась по наследству

14. Особенностью географического положения Японии является:
а) Япония расположена на островах +
б) значительная часть территории Японии — это пустыня
в) территория Японии по площади во много раз превосхо¬дит территории Индии и Китая

15. Какое из приведенных утверждений верно:
а) индиец по желанию мог перейти из одной касты в другую
б) браки в Индии между людьми разных каст разрешались
в) в Индии принадлежность к определённой касте была наследст¬венной +

17. Воинское сословие в Японии называлось:
а) асигару
б) буси +
в) бакуфу

18. В каком году войско Тамерлана вторглось на территорию Делийского султаната в Индии:
а) 1398 +
б) 1211
в) 1099
г) 1147

19. В каком году войско Чингисхана вторглось на территорию Китая:
а) 1398
б) 1211 +
в) 1099
г) 1147

20. В каком году монгольским ханом Хубилаем на завоевание Японии было отправлено два флота:
а) 1398
б) 1281 +
в) 1211
г) 1198

21. Какой знаменитый итальянский купец и путешественник прибыл в Китай в XIII веке и подробно описал традиции и особенности этой страны:
а) Христофор Колумб
б) Марко Поло
в) Америго Веспуччи
г) Умберто Каньи

22. Как в Китае называются многоярусные башни:
а) пагоды +
б) улусы
в) мавзолеи
г) мечети

24. Какое мусульманское государство возникло на территории Индии в XIII веке:
а) Поднебесная империя
б) Арабский халифат
в) Делийский султанат +
г) Хорезм

25. По какой причине арабы смогли завоевать северную часть Индии в VIII веке:
а) индийцы были язычниками
б) арабы имели пушки
в) страна была раздроблена на мелкие княжества +
г) уровень развития индийской культуры был очень низок

26. К чему привело укрепление собственности на землю феодалов в Индии в XIV веке:
а) усилению обороноспособности Индии
б) распаду Делийского султаната +
в) распространению мусульманства
г) развитию внутренней торговли

27. Что строили в Индии под влиянием искусства мусульман:
а) мавзолеи +
б) пагоды
в) пещерные храмы
г) капеллы

28. Как в Японии назывался кодекс чести самураев:
а) тории
б) синто
в) котодама
г) бусидо +

29. Как называется национальная религия Японии:
а) джайнизм
б) синтоизм +
в) конфуцианство
г) ламаизм

30. Какая династия пришла к власти в Китае после победы над монгольской династией Юань:
а) Мин +
б) Тан
в) Суй
г) Северная Вэй

Источник

САМУРАЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ

Самураями назывались совершенно разные люди: богатые и бедные, благородные воины и наёмные убийцы, люди, которые привыкли лишь командовать, и те, кто мог лишь подчиняться. Объединяло их одно – все они так или иначе были связаны с военным делом. Единство внутри «военного начала» (бу), на первых порах противостоявшего в их сознании «гражданскому началу» (бун), было скорее символическим, нежели реальным, – слишком разными были эти люди по своему достатку и статусу. Но уже сама приобщённость к чему-то, что недоступно обычному человеку, сформировала у самураев особые психологию и стиль жизни, которые они сохранили даже после того, как в результате реформ Мэйдзи в конце ХIХ в. все привилегии у самураев были отобраны.

Как называлось воинское сословие японии. 221633 10 06. Как называлось воинское сословие японии фото. Как называлось воинское сословие японии-221633 10 06. картинка Как называлось воинское сословие японии. картинка 221633 10 06

Начиная с ХVI в. не было такой области жизни, которой бы не коснулась самурайская культура, хотя сама каста воинов составляла в Японии к ХVII в. немногим более 10% от всего населения – приблизительно 2 млн. человек, включая членов семей [27]. Для сравнения укажем, что крестьяне во времена токугавского сёгуната (XVII в.) составляли 80 – 87% [4]. Именно эти 10% и сформировали всю средневековую цивилизацию Японии.

Самурайство никогда не было единым. И тем не менее все самураи по своему общественному положению стояли выше любого горожанина и тем более крестьянина. Долгими веками формировалась сложная самурайская иерархия, пока не достигла своего завершения к ХVII в., когда к власти в Японии пришёл сёгунский дом Токугава.

На высшей ступени самурайской иерархической лестницы находился сам сёгун со своей семьёй. По сути он был богатейшим землевладельцем и командующим крупнейшей армией, хотя под началом других высших самураев также находились немалые вооружённые отряды. Сёгуны рода Токугава с ХVII в. владели от 13 до 28% всего дохода страны, и никто не мог соперничать с ними в богатстве. Только благодаря колоссальному состоянию и можно было поставить под своё начало большое количество воинов.

Сёгун принадлежал к высшему самурайскому слою, который назывался даймё– дословно «большие имена». Считается, что понятие «имя» (мё) в этом слове происходит от понятия мёдэн– «именные поля», т. е. наследственные владения.

Сам высший слой даймё никогда не был однороден. Наибольшей властью располагали три ветви фамилии Токугава – госанкэ, или санкэ, которые именовались по их владениям: Кии, Овари и Мито. Именно из этих трёх кланов мог быть выбран сёгун, если прежний не оставил прямых наследников. Эти три фамилии имели свои замки, большие земельные наделы, вооружённые отряды, являясь фактически удельными князьями. Остальные же категории даймё таких возможностей были лишены. Например, представителям трёх других ветвей семьи Токугава – Таясу, Хитоцубаси и Симидзу – приходилось постоянно жить в столице сёгуната Эдо и нести службу в государственных структурах.

Ещё ниже стояли представители фудай-даймё (16 чел.) и, наконец, тодзама-даймё (86 чел.). Слой даймё, как видно, был замкнутым, количество его представителей поддерживалось практически на одном и том же уровне, что ещё больше укрепляло иерархическую структуру бакуфу. Лишь из числа даймё могли назначаться генералы и командиры воинских частей, именно им давались наиболее ответственные поручения. Правда, они же, располагая деньгами и влиянием, в ХVI в. чаще всего выступали против сёгуната, пока Токугава весьма жёсткими методами не объяснил всем категориям самураев, какое место они занимают на иерархической лестнице сёгуната. Таким образом он на несколько сотен лет успокоил страну.

Именно этой категории самураев – даймё – суждено было сыграть основную роль в истории формирования боевых искусств и воинской культуры Японии. Именно они содержали в своих замках школы боевых искусств, финансировали школы ниндзя, посылали в далёкие районы страны гонцов, чтобы разыскать наиболее искушённых инструкторов боя на мечах кэн-дзюцу.

Всего в истории Японии принято выделять четыре основные категории даймё. Первая – это сюго даймё, которую представляли провинциальные правители, первоначально назначаемые сёгуном. Но во время войн Онин (1467 – 1477 гг.), которые вели за власть сёгуны рода Асикага, многие сюго без особых угрызений совести изменили своему долгу и обрели известную самостоятельность. Именно эта категория даймё оказалась особенно активной в конце ХIV – ХV вв.

Другая категория представляла собой несколько меньшую, но значительно лучше организованную группу даймё так называемых «Годов Войны» (Сэнгоку-дзидай, 1450 – 1615 гг.). И наконец, две последние категории – «секио» даймё периода Момояма (1573 – 1615 гг.) и «секио» дайме периода Эдо (1615 – 1867 гг.) [94].

Мелкопоместные самураи относились к более низкой категории – семё («малые имена»). За ними шли самураи, обычно не имевшие земельных владений, но подчинявшиеся непосредственно сёгуну, – хатамотои гокэнины.

Представителей даймё и семё было немного, основную же массу составляли обычные самураи, которые жили довольно бедно. Большая часть их находилась в услужении даймё, а несколько десятков тысяч – в личном подчинении сёгуна. В любом случае «независимый» самурай считался скорее нечастым исключением, нежели правилом. Все самураи, которые имели господина, получали жалованье, измеряемое в особых мерах риса – коку. Кстати, именно рисом самураи расплачивались, если нанимали ниндзя, на него же приобретали себе снаряжение, вооружение, кормили семью.

Каждый самурай был ориентирован на служение господину и выполнение по отношению к нему сложного комплекса правил поведения (гири), в частности «долга преданности» (он). При всей своей горделивости внутренне эти воины никогда не были самостоятельными, они находились в плену сложной ритуальной действительности, которая ставила самураев именно в отношения соподчинения. Лишь имея господина, самурай обретал психологический комфорт и равновесие и испытывал страшное потрясение, когда терял его. Он становился ронином– самураем, утратившим своего господина.

Положение ронина было довольно плачевным. Своего земельного надела ронины не имели, жалованье им никто не выплачивал. При этом самураи считали ниже своего достоинства заниматься какой-либо работой и хранили себя лишь для ратных подвигов. Без войны, не имея господина, ронины жили в нищете. Не случайно, заслышав звуки боевых труб в любом княжестве, они с радостью бросались туда предлагать свои услуги. Только война давала им возможность для существования. Даймё нанимали этих умелых воинов фактически за бесценок, иногда менее чем за 30 коку риса в год, в то время как «постоянные служащие» получали от 150 до 600 коку. Но другого выхода у ронинов не было.

Несколько лучше было положение самураев, которые находились в личном подчинении сёгуна. В основном это были люди смелые и умелые в бою, именно благодаря им сёгуны Токугава и держали в страхе многие княжества. Гвардию сёгуна составляли хатамото; их было немного, около 5 тыс., но обучены они были значительно лучше, чем обычные самураи. Да и жалованье у них было приличным – от 500 до 10 тыс. коку риса в год, что позволяло хатамото к концу жизни скопить неплохое состояние и даже перейти в разряд семё. Когда войны в Японии стали редкостью, сёгуны не решились расстаться со своей преданной гвардией, и хатамото стали выполнять чисто административные функции.

Чуть ниже на иерархической лестнице находились гокэнины, которые также подчинялись лично сёгуну. Их насчитывалось около 15 тыс., а жалованье составляло менее 500 коку риса, что тоже считалось вполне достаточным.

Соподчинение в самурайской среде было жёстким, и нарушать его никому не позволялось. Если конфликт между двумя равными самураями заканчивался поединком, в результате которого один из них погибал, то в случае, если простой самурай оскорблял даймё, он сам должен был сделать себе харакири. Правда, даймё редко непосредственно общались с рядовыми воинами. Всем руководили каро – «старейшины», которые передавали воинам волю господина, планировали операции, управляли землями даймё.

На что мог рассчитывать обычный самурай, не принадлежащий ни к даймё, ни к семё, не принятый в сёгунскую гвардию? Мало кому удавалось к концу жизни накопить нечто большее, чем многочисленные шрамы и долги. Лишь некоторые счастливчики получали в подарок от даймё небольшой надел земли, который обеспечивал им спокойную старость.

Система набора в армию сёгуна в случае начала боевых действий была проста. За основу брался средний годовой доход риса. С каждой тысячи коку риса в армию сёгуна, в разряд хатамото, шли пять человек. Воины постепенно начинали чувствовать свою исключительность, презирая нравы и тот образ жизни, который вела наследственная аристократия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Иерархия

Иерархия Выше читателю была предложена иерархия приближений, позволяющая соблюсти принцип масштабности и использовать весь нужный исторический материал (см. табл. 3).Пользуясь таблицей последовательных приближений, можно найти место этногенеза, испытывающего

Иерархия и неравенство

Иерархия и неравенство Следует вернуться к понятию, о котором говорилось выше, — различию между сословиями и классами. Дело в том, что ни одна из описанных здесь социальных категорий, несмотря на их сильную иерархичность, не была «общественным классом» в современном

Строжайшая иерархия

Строжайшая иерархия В этом государстве, называющем себя социалистическим, население не только подвергается тотальному контролю, но и строго поделено на группы в зависимости от социального происхождения, места рождения (откуда происходит семья — с Севера или с Юга),

Иерархия

Иерархия Таким образом, обмен подразумевает формальное равенство или, по крайней мере, вероятность его. Именно поэтому у царей с ним возникают такие проблемы.В отличие от обмена явно иерархические отношения, т. е. такие, в которых участвуют минимум две стороны и одна из

Социальная иерархия

Социальная иерархия Норвежское право, в отличие от исландского, различало для свободных людей несколько социальных статусов, своего рода сословий, в частности, свободные работники отличались от свободных землевладельцев, а те — от аристократов и государственных

Армейская иерархия

Армейская иерархия Верховным главнокомандующим ассирийской армии был царь. Особу царя охраняла гвардия. В обязанности полководца, кроме чисто военного руководства, входил и ряд других дел. На ассирийского владыку возлагалась миссия обращения к богам за помощью родному

Красная иерархия

Красная иерархия Эта двусмысленная точка зрения углубила политический конфликт между коммунистическими лидерами при сохранении ими своих постов. Ли Лисань, бывший руководитель профсоюзов горняков, был председателем Исполнительного комитета. Он представлял

Социальная иерархия

Социальная иерархия В рассматриваемую эпоху продолжала существовать родовая знать (байсин), представленная старинными фамилиями. Однако этот слой не был однородным по знатности и богатству. Самым привилегированным был род вана (фамилия Цзи). Меньшими, чем у этого рода,

Самурайская элита сегодня

Самурайская элита сегодня 1953 год стал точкой отсчета в процессе возрождения Дай Ниппон Бутокукай — «золотого фонда» японских боевых искусств. Новая организация в идеологическом плане имела подчёркнуто мало общего с Обществом довоенного и особенно военного периодов.

Иерархия и гармония

Иерархия и гармония Что полезно знать для успеха в делах с японцами и китайцами Вот уже более шести десятилетий мой журналистский долг предписывает мне рассказывать соотечественникам о Китае и Японии. Горжусь тем, что мне удалось сломать некоторые предвзятые

Орденская иерархия

Иерархия патронажа

Иерархия патронажа Юрий Елагин рассказывает в своих воспоминаниях об эпической «битве патронов» между двумя театральными деятелями, обладавшими хорошими связями: администратором театра Вахтангова Л. П. Руслановым и директором московского театра Красной армии А. Д.

Строжайшая иерархия

Строжайшая иерархия В этом государстве, называющем себя социалистическим, население не только подвергается тотальному контролю, но и строго поделено на группы в зависимости от социального происхождения, места рождения (откуда происходит семья — с Севера или с Юга),

Иерархия могущества

Иерархия могущества Для меня неважно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право. Виктор Гюго «Можно и ногами вперед…» В истории отношений США и России, пожалуй, такого прецедента не было. 5 августа 2014 года в интернет-журнале «American Thinker» («Американский

Иерархия двора

Иерархия двора Основные административные должности были снова свободны; теперь предметом зависти и злословия сделалось окружение маркиза де Ла Шетарди: «Переменилось все в России, говорили иные, лишь по имени, ибо нынче попала она в опеку французам»[62]. Переворот,

I. Клир и иерархия.

I. Клир и иерархия. Уже в предшествующий период масса верующих делилась весьма ясно на клир и народ, clerus et laici. Руководящая роль в церковных делах, а вместе с тем и преимущество прав принадлежали клиру без всякого прекословия со стороны мирян. Заявления о так называемом

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *