Как называлось жилище казака на кубани

Как называлось жилище казака на кубани

Как называлось жилище казака на кубани. image. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-image. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка image

Быт и уклад

В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество. «Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории. Казачий уклад жизни выработал особый образ воина-земледельца, лихого наездника и труженика.

Жилища казаков

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жи­лых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Дом казака – курень, что означает круглый. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени – это спасало от разлива рек. Первый этаж в них хозяйственный, второй – жилой.

Казачье подворье

Ничто так ярко не отражало характер и хозяйскую жилку казака, как его двор. Достаточно было взглянуть на него, чтобы безошибочно определить, пустил ли поселенец на новом месте «корни». Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится. В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой. Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.

Внутреннее убранство казачьей хаты

Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом. Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х гг. XIX в.. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы Первой ми­ровой войны. В каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта. Многое в хозяйстве казаки и казачки делали своими руками. Это было творческой потребностью души. Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, все занимались своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.

Мужской костюм

Шапка у казака играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. С головы шапка ровно как сорванный с женщины платок, было смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Женский костюм

Традиционный женский костюм сформировался к се­редине XIX в. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделыва­лась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кру­жевами, гарусом, бисером. Праздничную одежду шили из шелка или бархата. 3начение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда под­нимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева.

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род име­ли особый наряд, который отличался от иных если не со­вершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и сколько у жен­щины детей – это определялось по одежде.

Верный друг

Невозможно представить себе жизнь казака без коня. Как в праздники, так и в будни всё было связано с этим неизменным спутником жизни. Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи. Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.

Источник

Казачье жилище

Особенности возникновения и развития казачьих поселений тесно связаны с освоением новых земель, а в более поздние сроки — колонизацией Северного Кавказа. Для поселений казаки выбирали выгодные в стратегическом отношении места: крутые берега рек, возвышенности, защищенные оврагами и болотами. Селения окружались глубоким рвом и земляным валом. Нередки были случаи смены первоначального местоположения.

Как называлось жилище казака на кубани. house1 f0cdd6e7. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house1 f0cdd6e7. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house1 f0cdd6e7

Как называлось жилище казака на кубани. house2 2bd2309f. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house2 2bd2309f. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house2 2bd2309f

Как называлось жилище казака на кубани. house3 0c6941df. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house3 0c6941df. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house3 0c6941df

Учитывая это, можно предположить, что изначально казаки предпочитали легкоразборные конструкции, которые можно было легко демонтировать. Так, историческое название станицы Вешенской – Вежки – происходит от древнего общеславянского слова «вежа», означавшего простейший конический шалаш. В частности, в лесостепной и степной зонах Восточной Европы в домонгольское время восточные славяне называли вежами полукочевничьи сборно-разборные или транспортабельные войлочные жилища, впоследствии известные в русском языке под терминами «кибитка» или «юрта».

Как называлось жилище казака на кубани. house4 16a5cc8f. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house4 16a5cc8f. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house4 16a5cc8f

Как называлось жилище казака на кубани. house5 4fd36af2. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house5 4fd36af2. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house5 4fd36af2

Как называлось жилище казака на кубани. house6 aa3c0032. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house6 aa3c0032. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house6 aa3c0032

Видимо, от таких веж и произошло название селения Вежки, что указывает на тип жилищ в нем. Надо заметить, что у хоперских казаков в беднейших казачьих усадьбах еще к XVIII в. сохранились жилые полуземлянки под названием «шиш» в виде конических шалашей с очагами.

Как называлось жилище казака на кубани. house7 7c8e8adb. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house7 7c8e8adb. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house7 7c8e8adb

Как называлось жилище казака на кубани. house8 1c360846. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house8 1c360846. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house8 1c360846

Как называлось жилище казака на кубани. house9 b3729a01. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house9 b3729a01. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house9 b3729a01

Шалаши вполне соответствовали походному образу жизни казаков и теплому климату. Жилища казаков возводились с использованием местных строительных материалов: леса, глины, перемешанной с соломой, и камыша.

В XVIII – XIX вв. в связи с резким увеличением численности поселений – именно тогда создавали погранично-оборонительные линии, произошли перемены в организации поселений. Поселения эти обычно назывались станицами, видимо, название происходит от слова «стан», что «на Руси в XI – XVII вв. означало название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками…», забором, иногда рвом или земляным валом.

Как называлось жилище казака на кубани. house10 590afb51. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house10 590afb51. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house10 590afb51

Как называлось жилище казака на кубани. house11 48590d62. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house11 48590d62. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house11 48590d62

Как называлось жилище казака на кубани. house12 62e5bdea. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house12 62e5bdea. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house12 62e5bdea

Как правило, станицы ставились в укромных местах, чаще вдоль речек и ручьев, и были хорошо приспособлены к защите от нападений. В XVIII – XIX вв. при закладке любой станицы плугом нарезались ее границы, вокруг намеченных границ рыли ров, наполняли его водой, насыпали земляной вал, по периметру которого сажали колючий терновник, тем самым, создавая дополнительную защиту. С южной и северной сторон (реже с четырех) устанавливали ворота, охранявшиеся круглосуточно и закрывавшиеся с заходом солнца. Казаки старались вернуться домой и загнать скотину до темноты.

Как называлось жилище казака на кубани. house13 1b839bd0. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house13 1b839bd0. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house13 1b839bd0

Как называлось жилище казака на кубани. house14 4fbb4535. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house14 4fbb4535. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house14 4fbb4535

Как называлось жилище казака на кубани. house15 925c6573. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house15 925c6573. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house15 925c6573

Обычно станицы застраивались компактно, улицы были прямыми, на них двумя рядами строились хаты. Характерной чертой каждой казачьей станицы была церковь, всегда располагавшаяся на возвышенном месте. Неподалеку — административные здания, клубы для увеселений, школы и гимназии, базарные ряды и торговые лавки. В центре станицы находилась Соборная или центральная площадь. Вокруг каждой станицы нарезался земельный юрт с лесами и сенокосами, выгоном для скота и пахотными землями.

В это же время получил распространение новый тип жилища – курень (на территории Области Войка Донского). Казачий курень — наземная срубная (реже — каменная) двухкамерная постройка. (Слово «курень» — тюркско-монгольского происхождения, то же, что и русское «стан»).

Как называлось жилище казака на кубани. house16 f72d0d8f. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house16 f72d0d8f. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house16 f72d0d8f

Как называлось жилище казака на кубани. house17 fd49dd2c. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house17 fd49dd2c. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house17 fd49dd2c

Как называлось жилище казака на кубани. house18 62d304a7. Как называлось жилище казака на кубани фото. Как называлось жилище казака на кубани-house18 62d304a7. картинка Как называлось жилище казака на кубани. картинка house18 62d304a7

В этом отношении очень показательно устройство, сохранившееся в некоторых казачьих усадьбах в хоперских и соседних придонских станицах вплоть до нынешнего столетия — специфическая отопительная система в жилых помещениях с обогревательными дымовыми каналами под полом или под лавками под названием «подземка». Печка-«подземка», «поземелька», выложенная из сырцового кирпича (2 х 1 х 0,5м) с «лежанками» соединялась с русской печью. У русских подобные образцы печей не встречаются. Такая система более подобна кану, известному у монголов, чжурчженей, бохайцев, киданей. К тому же она напоминает к золотоордынскую П-образную суфу.

Тип жилища к XIX в. складывается из переплетения традиционных для казачества легких форм и заимствований у соседей (как русского, так и иноэтничного населения). Появляется хата (в некоторых регионах – изба) с чуланом. В 60-70-е гг. XIX в. в Усть-Медведицком и Хоперском округах Войска Донского появились пятистенки. В низовых районах – двухэтажные постройки. Видимо, это было обусловлено общим недостатком места и постоянными разливами рек. Не последнюю роль играло и материальное положение казаков.

Некоторые казаки в качестве временного жилья строили себе хаты-землянки, углубленные в земли, с так называемыми «подслеповатыми окошками», имевшими двускатную крышу, крытую дерном, с небольшим уклоном. Впрочем, подавляющая часть донского низового казачества уже в начале XIX в. строила большие многокомнатные дома. К этому периоду на территории казачьих войск юга России имели место развитые формы строительства жилья. Срубные жилища, характерные для многих регионов России, в этих местах распространения не получили.

Источник

Поиском смыслового значения слова «курень» занимались разные исследователи. Так, донской краевед С.Ф. Номикосов полагал, что «казаки называют свои дома куренями, вероятно, потому, что в глубокую старину они действительно были курны, как курные избы».

По куренному принципу стали в древности строиться и казачьи городки. Они были круглыми или овальными в плане. Центром казачьего городка была площадь (майдан) со станичной избой. Остальные жилища располагались по кругу. Отсюда и понятия «казачий круг», «созвать круг» и «выйти на круг». Именно они определили социальную организацию первых казачьих городков, в том числе и на левом берегу Северского Донца, который, по мнению исследователей, стал заселяться в первую очередь, в отличие от степного правого берега.

По их представлениям, домовой вселялся в здание ещё с той поры, как закладывался фундамент и жил у домовладельцев до самого разрушения дома. Чтобы избежать разного рода происков и нежелательных действий со стороны тех же домовых, или вредоносной нечистой силы, среди казаков распространялась традиция, поддерживаемая церковью, по которой дом освящали несколько раз.

Считалось, что если всё же кто-то построит дом без соблюдения всех народных и церковных обрядов, то в этот дом вселится нечистая сила и она не даст спокойной жизни хозяевам, а то, расшалившись, и вовсе выгонит всех на улицу. При закладке дома полагалось устраивать «закладочное угощение». Там, где должен быть расположен красный угол с образами святых, резали курицу или петуха. Затем распивали по стаканчику и не по одному. Под будущий красный угол закладывали медные деньги на удачу домохозяину. Поэтому на развалинах старых хуторов, среди сохранившихся фундаментов казачьих куреней, пятаки с царскими двуглавыми орлами находят как раз в дальнем правом углу, по диагонали от входа.

Я неоднократно проезжал места, где когда-то стояли многолюдные хутора на левой стороне Северского Донца. Сейчас они именуются посёлками. Узнать, что это был за хутор, можно только у местного жителя. Да и то не у каждого. Как мне кажется, эти поселки навсегда утратили то неуловимое обаяние, которым и отличались в давние времена казачьи хутора. Известный исследователь донской старины и донской природы Харитон Иванович Попов, побывав в этих же самых хуторах в 80-е годы позапрошлого века, написал:

« Хутора имеют вид вольный, можно сказать, роскошный. Много садов, левад и огородов. Обширными кажутся дворы. Дома, курени стоят в угловых местах дворов или в центре. Их лицевые стороны обращены на восток, запад, и юг. Казачьи дома более круглые, у которых стены почти одинаковы по протяжению. Особенность их составляют рундуки, которые пристраиваются со стороны наружной двери, ведущей внутрь, отчего дома кажутся ещё более круглыми».

Я настойчиво искал сохранившийся в бывшем юрте станицы Гундоровской казачий курень, который бы подходил под описание Попова. Как ни странно, мне всё же удалось найти такое жилище. Им оказался старинный, перевидавший много хозяев, казачий курень, находящийся на центральной улице хутора Михайловского, неподалёку от бывшего здания школы. На её месте по воспоминаниям местных жителей стояла когда-то красивая церковь Святого Архистратига Михаила. Примечательно, что сохранность этому дому обеспечила бедность бывших хозяев, не имевших средств, для ремонта и перестройки, которые бы безвозвратно уничтожили всякое сходство с казачьим куренем. Так что от бедности бывают не только беды, случается и такая вот неожиданная польза.

Наряду с употребляемым выражением «курень», довольно часто использовали слово «хата», думается потому, что совсем рядом жило население, состоявшее из малороссов.

В куренях почти у всех казаков полы были из некрашеных досок, а в подсобных помещениях их делали засыпными (земляными). Перед большими праздниками полагалось отскребать затоптанные половицы с помощью горячей мыльной воды, специальных скребков и сибирькового веника, а земляные полы подмазывать глиной.

Курени из саманного кирпича, или глинобитные дома, строили те, кто относился к беднейшей части казачества. Казаки позажиточней из самана строили только подсобные помещения. У саманного кирпича было одно неоспоримое преимущество. При толщине стен в 40-50 сантиметров в зимнее время неплохо сохранялось тепло, а летом, напротив, почти при сорокоградусной жаре саман держал прохладу в помещении. Нетрудно найти описание, как делался в станице и на хуторах саманный кирпич. Его, кстати, примерно по той же технологии делают и сейчас.

Приступая к изготовлению глиняных кирпичей, вырывали неподалеку от места строительства круглую яму около шести метров в диаметре и минимум полметра в глубину. Насыпали туда глину, подливали воду ведрами и начинали гонять лошадь, а иногда и две, по кругу. Через час-полтора добавляли мелкорубленую солому и, хорошо перемешав, из готовой массы делали кирпич. Для этого использовали деревянные формы. Сушили эти кирпичи в течение пяти-семи дней, в зависимости от погоды. Для окончательной просушки саман складывали в пирамиду и делали над ней навес от дождя. За хорошее, жаркое лето саман полностью просушивался. А ранней осенью, после уборочных хлопот, начинались строительные работы и этот строительный материал шёл в дело.

И всё же испокон веков, главным строительным материалом в Гундоровском юрте всегда был и оставался камень песчаник. Из него делали фундаменты, а зачастую и полностью «низы», складывали конюшни и помещения для скота, выкладывали подвалы и сооружали ограды. Эти самые ограды можно увидеть и до сегодняшнего дня. Камень в них за долгое время посерел, кое-где покрылся мхом, но своё предназначение он до сих пор выполняет.

Леса, пригодного для строительства в юрте станицы Гундоровской было немного. В основном казакам приходилось использовать чернолесье. Так называли местные жители ольху, тополь и вербу. Дуб, если он в этих местах дорастал до пригодных для строительства кондиций, использовали очень бережно. Что же касается хвойных деревьев, то они на левой стороне Донца появились благодаря стараниям рук человеческих. И справедливости ради надо сказать, что из-за этих же рук, они не раз выгорали.

Лесные угодья так же, как и землю, делили на паи или наделы. Наиболее разворотливые и свои паи в дело пускали, и чужие прикупали с выгодой для себя. Прежде чем срубить дерево, станичник несколько раз деловито обходил его и решал, какой из него выйдет «надобок». «Надобком» казаки называли строительную потребность, образовавшуюся в домашнем хозяйстве. Лучшим временем для рубки леса в те времена считалась поздняя осень и зима. Инструмент-то какой был? Топоры да пилы. А мёрзлые деревья такому инструменту поддавались легче. Считалось, что рубить лес надо в новолуние или под этот день. «А когда месяц в молоду, леса не рубили и дома не зачинали».

Состоятельные станичники нанимали для строительства своих домов артели. Мы сейчас ещё нередко слышим выражение «мастер первой руки». В те времена такое выражение, применительно к плотницкой артели, означало следующее. К первому разряду, или «первой руке», относились наиболее опытные и знающие мастера, способные разобраться в конструкции дома и умело руководить артелью.

Ко «второй руке» причислялись умеющие чисто работать, но недостаточно сведущие в конструкции зданий. И, наконец, к «третьей руке» относились рабочие, выполнявшие грубые шаблонные работы, в виде обработки брёвен и прибивки пластин. Не мало времени требовалось, чтобы в работе дорасти до плотника «третьей руки», а проработав пять лет, плотник мог стать на положение «второй руки». Далеко не все выбивались до мастеров высшей квалификации.

При найме строительной артели оговаривались все детали предстоящей работы. Хозяин-наниматель должен был кормить строительную артель весь период строительства. Если же строители оказывались обиженными, а чаще обсчитанными, то они могли и отомстить по-своему. Были сложены целые легенды о «моровых» и заклятых домах, обитатели которых вымирали в течение короткого времени из-за того, что строители покинули построенное жильё недовольными.

Если артельщиков плохо кормили, или рюмку лишнюю не наливали, то они могли тайком заделать под карниз бутылку горлышком на улицу и от этого в доме, при ветреной погоде, слышался вой, плач ребенка и другие звуки, не добавлявшие спокойствия его обитателям.

Курень считался чисто казачьим жилищем, но печь в нём была русской, с лежанкой и другими неизменными атрибутами. Показательно, что у русской печи, как и у реки, было устье, а ещё она во всех песнях, присказках и пословицах неизменно называлась кормилицей. На печи спали ребятишки в холодную пору, на ней же грели свои косточки старики, выхаживали и пропаривали простудившихся.

Если бы мы с вами могли войти в курень позапрошлого века, то увидели в нём такую картину. Слева в дальнем углу располагалась русская печь с лежанкой. Красный, или передний, угол, с полочкой и киотом, украшенным образами святых, располагался справа от входной двери. Вошедший, волей-неволей, чтобы не задеть низкую притолоку, должен был поклониться, снять папаху или фуражку и перекреститься на образа. Там же, справа, стоял обеденный стол с неподвижно закреплёнными лавками и посудный шкаф. Возле печи ещё были посудные лавки и полочки с кухонными принадлежностями. Этот угол отгораживали занавеской, чтобы не было видно стряпни, его называли «бабьим». По чистоте печи и занавески на «бабьем» углу часто судили о чистоплотности хозяйки. Место в переднем углу, под образами, считалось самым почётным. Сюда в радостные дни сажали жениха и невесту. На этих местах рассаживали самых почётных гостей. И здесь же, в скорбные дни, ложили прибранного покойника.

В курене проводили большую часть дня. Здесь ели, спали, занимались домашней работой. Нередко, в холодное зимнее время, у печи держали только что родившихся домашних животных.

В казачьем курене, где было четыре комнаты, обязательно делали парадную спальню. В ней селили приезжих гостей. Если в доме появлялись молодожёны, то на первый период их семейной жизни, эта спальня отводилась им. Кровать в парадной спальне украшали горкой перьевых подушек и застилали нарядным домотканым шерстяным или конопляным покрывалом.

Исследователь донского быта Гордеев П.Р. В очерке о донском крае, написанном в 1903 году, дал такое довольно красочное описание обстановки в казачьем курене:

Груня, притоптывая каблучками «щиблет», которые сменили на ней чирики, умытая с мыльцем и переодетая, быстро подошла к столу и начала прибирать тарелки. Кремовая с цветочками шалейка, выгодно оттеняла её лицо. Рукава розовой, с полосками кофточки, туго обтягивали её полные руки. Белая ситцевая юбка, прямая и пышная и чёрный фартук с бахромой, дополняли праздничный наряд. Она, казалось, дышала весной. От неё нёсся аромат молодого тела и запах васильков, которыми было переложено платье в сундуке».

В казачьем доме всегда была кладовая, тёмная комната для хранения продуктов и другие, приспособленные для нужд домовладельца, помещения. Усадьбы старались окружить высокими изгородями. На правой стороне Северского Донца они складывались из камня песчаника, а на левой стороне были жердевыми и плетневыми.

Казачий двор делился на передний, чистый и задний, который называли задами или базами. В передней части двора обычно располагались летняя кухня (летница), погреб и амбар. Базы в свою очередь делились на передние, на которых держали домашнюю птицу, и задние, где строили хлев, конюшню, сараи для свиней и другой живности. Базы отгораживали от остального двора плетневыми изгородями и разделяли по предназначению между собой. Там же стояли сенники, покрытые сверху навесами из камыша.

Сколько трудов стоило всё это построить на некогда необжитом месте, могли бы рассказать только те, кто жил на таких усадьбах. Да жаль, что уже их на белом свете давно нет и подобных усадеб с казачьими куренями тоже.

Источник

Жилищное строительство в первых казачьих поселениях на Кубани

Жилищное строительство в первых казачьих поселениях на Кубани

В.Я. Онищенко,
доцент Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ

Первые отряды казаков-черноморцев прибыли на Кубань во второй половине 1792 г. Из Приднестровья в Черноморию они добирались несколькими отрядами морским и сухопутным путями. Отряд полковника Саввы Белого, обогнув Крым на лодках и других судах, высадился у Тамани 25 августа 1792 г. Основной состав ЧКВ во главе с кошевым атаманом Захарием Чепегой отправился в путь 2 сентября 1792 г. в обход Азовского моря и 23 октября прибыл к Ейской Косе. Третий отряд повёл Контантин Кордовский через Крым. В путь он выступил 4 сентября, в порт Еникале (Керчь) прибыл 23 октября, а в район Темрюка, переправившись через Керченский пролив, 1 ноября 1792 г. Этим же путём пришли отряды войскового судьи Головатого – к лету, есаула Черненко – к осени 1793 г.

Всего в Черноморию прибыли до 25 тысяч первопроходцев, в том числе – до 17 тысяч строевых казаков; остальные – женщины, дети, старики, инвалиды (Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2-х томах. – Екатеринодар, 1913.). Первые годы все они жили практически в открытой степи. Единственное укрытие от непогоды – тент над повозкой, которая была далеко не у всех переселенцев. Поэтому жилищное строительство для первопроходцев становилось вопросом жизни.

Ф.А. Щербина описывает не только военные успехи казаков-черноморцев, но и их нравы, обычаи, жилищно-бытовые условия, их подходы к военному и гражданскому строительству. Опираясь на это наследие, а также на архивные документы и собственные наблюдения, нам удалось обобщить опыт жилищного строительства в первых казачьих поселениях на Кубани.

Приоритетным у казаков было военное строительство: оно велось вдоль границы, протяжённость которой до 250 вёрст. Заняв 24 укрепления, построенные солдатами русской армии под руководством А.В. Суворова, казаки приспособили их к своим манерам взаимодействия с неприятелем. Одновременно строили новые кордоны, батареи, сторожевые посты, пикеты, причалы для судов войсковой флотилии. При всех этих военных объектах сооружались казармы – жилища для казаков-пограничников. Самый крупный военный объект – войсковой град-крепость Екатеринодар – начали строить в сентябре 1793 г. в урочище Карасунский Кут, назвав в честь Екатерины Великой.

Гражданское строительство начиналось сразу же по мере прибытия семей к месту будущей зимовки и продолжалось при каждом перемещении куреней по Черномории. Известно, что размежевание её земель было завершено лишь к началу 1794 г., а весной были определены места для первых 40 куренных селений. Одно из них, примыкающее к граду-крепости, назвали Екатерининским, другое Березанским – в честь победы над турками у острова Березань. Остальные 38 получили названия, которые носили запорожские курени.

На местах будущих селений практически в открытом поле собиралось до пятисот и более человек, большинство из которых женщины, дети, старики, инвалиды. Свободные от службы строевые казаки и всё трудоспособное население куреней спешно строили навесы, загоны и базы для скота, копали колодцы. Располагались семьями или отдельными группами.

Самое доступное жильё – шалаши и землянки. Чтобы соорудить шалаш, нужны были небольшой толщины брёвна, латы – жерди, камыш, сухая трава, бурьян. Шалаш защищал от непогоды, от жары, но не спасал от холода, поэтому до наступления зимы семьи старались построить землянки. Их сооружали в черте будущего селения, на возвышенных местах, в стороне от низин и балок, чтобы избежать подтопления. Выкапывали траншею глубиной в один-полтора метра, шириной и длиной до трёх и более метров, в зависимости от численности семьи. Из грунта делали обваловку траншеи, утрамбовывая земляной вал. Он увеличивал глубину землянки до двух и более метров, обеспечивал отвод дождевой воды. С угла на узкой стороне траншеи делали отлогий спуск – будущий вход в землянку, его тоже обваловывали. В середине обоих торцов траншеи устанавливали по бревну, закрепляли их, подпирая с боков брёвнами-откосами. Между ними устраивали окна и дверь. На брёвнах-стояках крепили продольное бревно – перекладину, а вниз от неё по боковым откосам – латы (жерди). Полученная решётка служила опорой для кровли. Её делали из камыша, уложенного пучками в два слоя: нижний слой куницами (верхушками) вверх под залом, а верхний наоборот – он обеспечивало водосток, из него же делали гребень наверху. Камышовые пучки – фашины – увязывали, переплетали между собой, шпагатом крепили к латам.

Внутри землянку мазали глиной, поверх неё – раствором коровяка, если была известь – белили. В землянке делали спальные топчаны, стол, лавки и прочие приспособления, улучшавшие бытовые условия. Очаг – печь – устраивали обычно около двери, используя глину, песок, известь, а позже и кирпич. Из этих же материалов делали дымоходы, дымарь (трубу), приспособления для удержания тепла. На строительство такой землянки уходили считанные недели, а то и дни, что позволяло каждой семье или группе холостяков иметь свой кров до наступления зимы. За два-три года, прожитые в землянке, семьям удавалось заготовить материалы и построить свой дом – хату.

Войсковое правительство выработало общие требования к планировке куренных селений. Рекомендовалось, в частности, селениям придавать форму квадрата, ориентированного по сторонам света, площадью до 250 десятин. Казачьи подворья ограничивались размерами 20 на 40 саженей, т.е. площадью до 0,3 десятины. Проезды между подворьями – будущие улицы – должны были иметь ширину 10 саженей и располагаться параллельно сторонам квадрата, т.е. с юга на север и с востока на запад. При такой планировке в селении могло разместиться до 900–1000 подворий (ГАКК, ф. 252, о. 1, д. 361. Описание станиц Таманского округа, 1843.).

Позже допущенные при первоначальной планировке куренных селений отступления упорядочили, улицы выпрямили, увеличив их ширину до 12 саженей, подворья объединили в кварталы, ограничив их длину четвертью версты, то есть 125 саженями. Кварталы стали прямоугольными, с размерами сторон 60 на 100 или 60 на 120 саженей – следовательно, площадью в 2–3 десятины, что позволяло в каждом квартале размещать до 10–12 подворий. Со временем площадь подворий уменьшалась вследствие разделения семей и, соответственно, увеличения количества подворий в квартале. (Для справки: 1 сажень = 3 аршина = 2,1336 м; 1 аршин = 16 вершков = 71,12 см; 1 вершок = 4,445 см; 1 верста = 500 саженей = 1,0668 км; 1 десятина = 2400 кв. саженей = 1,09254 га.)

В большинстве первых куренных селений (с 1842 г. они – станицы) такая планировка соблюдалась и, как правило, сохраняется доныне. Исключение составляют лишь кварталы, которые примыкают к берегам рек, да ещё те, на территории которых оказались балки – низины, заполнявшиеся вешними водами. Такие низины долгое время были пустырями – доступными всем водоёмами или пастбищами. Теперь их зачастую засыпают землёй, застраивают, что приводит к подтоплениям, заболачиванию, гибели деревьев…

По мере накопления строительных материалов казаки начинали строить свои хаты (хата – дом, иногда хата – это комната). Вплоть до первых десятилетий XX в. в станицах строили в основном турлучные хаты. Главный строитель – плотник, вооружённый топором, пилой, долотом, буравчиком. Были в селениях плотники-профессионалы, но и многие казаки, владея навыками этого ремесла, строили свои дома сами.

Самыми трудными и дорогостоящими были заготовка дубовых столбов, лат, досок, изготовление дверей, окон, ставней и прочих деревянных конструкций. За покупкой лесоматериалов ездили на подводах в ближайшие леса, чаще – в предгорья, в Красный лес (он сохраняется в хорошем состоянии до сих пор). Другие нужные материалы – камыш, солома, глина – были рядом и в больших количествах. Но предпочтение отдавали гривенскому камышу – тонкому и почти без листвы. Кровля из него получалась плотной и долговечной. Верёвки, шпагат делали сами – из конопли, которую для этого и выращивали.

Каркас будущей хаты – со стропилами для кровли – делали с помощью топора и долота, без гвоздей, на шипах и клиньях. Затем каркас, включая потолок, обвязывали камышовыми пучками при помощи шпагата. Крышу покрывали камышом, с заломом или гребнем на коньке крыши. На каркас с обеих сторон лепили толстый слой глея, заполняя им пространство между камышовыми пучками. Им же настилали потолок – пол чердака (горище) и пол – доливку. Когда всё высыхало, хату снаружи и изнутри мазали всё тем же глеем. Его готовили в местах поближе к реке – к воде. Сначала копали земляной круг, диаметром до 10–15 метров, бросали в него глину, суглинок, ячменную солому, поливали водой. Месили конскими копытами, гоняя – обычно целый день – три-четыре лошади по кругу. Полученную массу и называли глеем (глэй). Для чистовой обмазки делали замес из глины и конского навоза. После этого хату белили известью; красили, обычно в голубой цвет, ставни и двери.

Строили в основном пятистенные хаты: четыре стены внешние, пятая внутренняя делила хату на две большие комнаты (Онищенко В.Я. Казачья станица Поповичевская (Калининская). – Краснодар: ИМСИТ, 2007. – 132 с.). Одна из них была залой с отгороженной спальней для родителей, другая – общей. Она служила всем и для всех нужд. В ней устраивалась большая русская печь, которая обогревала всю хату, в ней же пекли хлеб и пироги, готовили еду, на ней спали.

В общей комнате нянчили и укладывали спать детей, пряли, вязали, вручную сортировали семенное зерно, обрабатывали продукты. В ней был большой стол, за которым усаживалась вся семья. Ели из общей миски, стоявшей в центре стола. В этой же комнате спасали от холода малых телят, жеребят, ягнят, которые появлялись на свет зимой.

В последующие годы такие хаты научились штукатурить «под шубу», обшивать (шелевать) доской, обкладывать кирпичом. Стоят они по 50–100 и более лет.

По мере разрастания станиц всё труднее стало добывать лес на их строительство. Поэтому казаки стали переходить на постройку хат из самана. Его делали из того же глея, который формовали вручную с помощью деревянного станка. Ширина самана равна толщине будущей стены, а длина обычно в полтора раза больше ширины. Саман хорошо высушивали, получалось некое подобие земляного кирпича. Из него выкладывали стены будущих хат, а кровлю, пол и всё остальное делали так же, как в турлучных хатах. Те, кому было по средствам, ставили саманные хаты на фундамент из камня – они котируются и поныне. Так же, как и саман – поныне ценный материал для одноэтажного сельского строительства.

Лишь с середины прошлого века саман и турлук начали вытесняться кирпичом и другими современными строительными материалами и технологиями.

Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Сев. Кавказа. История и современность», 2008 год, г. Краснодар

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *