Как назывался период сжигания ведьм
Вальпургиева ночь – праздник света и сожжения ведьм
В странах Западной Европы есть немало своеобразных праздников, история которых полна как светлых, так и тёмных моментов. Один из самых интересных среди них – Вальпургиева ночь. Жители европейских стран верили, что в ночь на 1 мая нечистая сила отправляется в мир людей, устраивая бесчинства.
Чтобы противостоять ведьмам и злым духам, язычники устраивали шумное празднество с кострами и светом огней. Времена менялись, но даже с приходом христианства этот знаковый день остался в календаре многих стран. Как отмечали в старину и как празднуют сегодня Вальпургиеву ночь? Что может поведать нам мрачная история этого дня?
История Вальпургиевой ночи
Появление праздника Вальпургиевой ночи переносит нас в древние времена, когда языческие верования были в самом своём расцвете. Многие германоязычные народы накануне первого дня мая устраивали торжество в честь весны. Народ прославлял силы плодородия, просил добрых духов и божеств послать урожайный год и благополучие. У кельтских племён 1 мая было связано с символом лета и любви. У них этот день назывался Белтейн.
Во время церемонии празднования люди поклонялись солнцу и свету. Поскольку основная часть торжества проходила ночью, участники Белтейна разжигали огромные костры, что символизировали победу светлых сил над тьмой, сияние солнца, разгоняющее мрак. Как ни странно, но эта основная часть праздника сохранилась до наших дней, несмотря на то, что со времён появления его прошло немало веков.
Вальпургиева ночь – один из самых древних праздников
С ходом времени смысл Вальпургиевой ночи начинал меняться, хотя главная идея сохранялась – противопоставление сил светлой и тёмной сторон. Если дословно перевести название праздника с финского или французского языков, то получим интересную трактовку – “ночь ведьм”. Это определение, на мой взгляд, полностью соответствует сути Вальпургиевой ночи, какой она стала в Средневековье.
В старину в ночь с 30 апреля на 1 мая народ делал большой костёр, на котором сжигалось чучело ведьмы. Люди верили, что “гибель” этой куклы изгоняет злых духов и настоящих ведьм из селений и городов. Для жителей Западной Европы праздник был символом очищения, ведь самые могущественные силы были на стороне людей.
Символы и характер праздника
Как ни странно, но некоторые старинные обычаи празднования вальпургиевой ночи мне напомнили славянский день Ивана Купала. Как и у наших предков, торжество весны и солнца было связано с огнём, что дарил свет. Также многие люди отправлялись в священную ночь в леса, чтобы собрать травы.
Считалось, что в это время лекарственные растения приобретают поистине волшебную силу. Помимо целебных целей, травы использовали как обереги, поскольку верили, что с помощью них можно защитить себя, своё жилище от восставших мертвецов, ведьм и нечисти, что устраивает разгул в Вальпургиеву ночь.
В конце VIII века стали появляться первые упоминания о колдунах и ведьмах, и именно тогда появились предания о безумных плясках и празднествах. что нечистая сила устраивала в Вальпургиеву ночь.
Были ли это простые выдумки? Я не думаю. В тот период ещё многие сторонники языческой веры не хотели отдавать свою власть христианам, а потому тайно продолжали собираться в лесах. Часто это происходило в ночное время, а ночь на 1 мая являлась особым днём для тех, кто отмечал наступление весны и возрождение духов природы.
Вальпургиева ночь в Германии
Несмотря на это, своё современное название праздник получил от христианской святой. Вальбурга Хайденхаймская была настоятельницей монастыря, её канонизировали в 778 году.
В исторических документах нередко можно встретить сведения о расправе над живыми “ведьмами”, которые были казнены в Вальпургиеву ночь. К счастью, эти страшные страницы прошлого Европы уже позади, а нынешние обычаи празднования могут даже вызвать улыбку. Интересно, что разные народы имеют свои отличительные черты гуляний в Вальпургиеву ночь.
Современные традиции
В Италии ночь на 1 мая дарит надежду многим юношам. Чтобы признаться в любви своей возлюбленной, молодой человек должен принести к её дому зелёную ветвь дерева. Оставив её у окна, он делает предложение девушке. Если же она выбросит дар на улицу, юноша получил отказ, если занесёт ветку в дом – можно готовиться к свадьбе.
В деревнях Сицилии и в наше время принято 1 мая нести в церковь цветы (в частности, ромашки). Сицилийцы верят, что эти милые растения исполняют заветные желания.
В огненное действо Вальпургиева ночь превращается в Германии. На родине этого дня принято отмечать его с большим размахом. Немцы не представляют этого торжества без огромных костров и, конечно, ведьм. Правда, сегодня в нечисть и колдунов переодеваются все желающие, а потому улицы города напоминают своеобразный карнавал.
А вот шведы в Вальпургиеву ночь отклоняются от темы колдовства. Для них этот день – праздник весеннего возрождения, прихода тёплых деньков. И всё равно костры остаются неизменным атрибутом торжества. Центром празднования становится Стокгольм, где жители и гости города могут принять участие в церемонии, отражающей языческие верования далёких предков.
Празднование Вальпургиевой ночи в Чехии
Праздник Вальпургиевой ночи нельзя назвать однозначным, ведь с ним связано немало трагических событий, запечатлённых в истории. Тем не менее, стоит несколько абстрагироваться от прошлого, чтобы лучше прочувствовать колорит торжества, что сохранился до нашего времени. Сегодня Вальпургиева ночь не символизирует расправу над ведьмами или дьявольский шабаш. Напротив, это время для веселья и света, что способен превратить в день даже самую тёмную ночь.
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.
Готовимся к Вальпургиевой ночи
Кадр из фильма «Фокус-покус»
Называется она так потому, что попадает на день поминовения святой Вальпургии. Поскольку праздник не новый и существовал еще в дохристианской традиции, он в более-менее одинаковом виде сохранился во всех странах Западной и Центральной Европы. Смысл его в том, что в эту ночь у всех ведьм района происходит большой съезд. Они собираются в одном месте (желательно на холме повыше, поближе к луне).
Так как женщине, даже когда она ведьма, неприлично появляться на вечеринке одной, каждая ведьма приводит с собой спутника — демона. Долго ужинают мясом без хлеба и соли и ждут Сатану. Он на таких праздниках всегда почетный гость, и ему, почти как Санта-Клаусу, приходится облететь за одну ночь все такие вечеринки и побывать у всех девочек, которые в этом году плохо себя вели.
Как только запыхавшийся Сатана доезжает до этого конкретного сборища, начинаются танцы и другие бесстыдства. К утру все расходятся усталые.
Параллельно в деревнях нормальные люди жгут соломенные чучела ведьм, обходят дома с факелами и проводят другие магические и очень эффективные обряды по изгнанию ведьм и демонов, но особенно ведьм — потому что люди не дураки и понимают, что демон притащился только потому, что ведьма его позвала. Сам бы он с дивана в жизни не встал. Утром все ложатся спать довольные. Простой человек сделал все, что было в его силах. Дальнейший неравный бой с ведьмами доверяют профессионалам из папской инквизиции и другим неравнодушным.
Как вычислить ведьму
Это очень просто. Во-первых, ведьмами считали всех, кто не принял христианство. Так что это в основном были старые женщины, не желавшие отказываться от своих старых идолов.
Во-вторых, ведьмы практиковали всякие неясные обряды (например, часто мылись).
В-третьих, ведьмами были те, кто пытался лечить односельчан всякими травяными отварами. То есть пока односельчане выздоравливали, все было хорошо, но стоило одному из них не выкарабкаться, как женщину-врача немедленно называли ведьмой.
Или вот, очень часто ведьмы отказывались спать со своими мужьями — это, конечно, было не потому, что они замужем за каким-то немытым неприятным типом, которого не любят, а потому что у них завелся демон-любовник.
Бывали, конечно, и перегибы на местах. Так, в Шотландских хрониках есть записи о том, что некая миссис Патерсон была поймана и сожжена как ведьма, потому что ходила, переодевшись мужчиной. Мистер Патерсон, с которого уже после сожжения пытались взыскать 40 фунтов на покрытие расходов по поимке и сжиганию его жены, платить отказался, подал в суд и там доказал, что жена его вовсе не была ведьмой, а просто отправилась в дальнее путешествия в мужской одежде, надеясь, что так будет безопаснее. Суд разрешил мистеру Патерсону не платить 40 фунтов. Скорее всего, преступление миссис Патерсон состояло в том, что она отказала в любви поймавшему ее охотнику за ведьмами.
Историк Джордж Ф. Блэк (George F. Black) в своей книге о судебных делах над ведьмами «A Calendar of Witch Trials» подсчитал, что в период с XVI до начала XVIII века в Шотландии, по официальным данным, было сожжено около 1500, а по неофициальным – до 17 тыс. женщин. Цифры настолько разнятся, потому что «официальными» сжиганиями считались те, которые проводились после того, как в деревню приезжал судья и проводил судебное заседание по всем правилам. Неофициальные же сожжения — это когда сельчане справлялись и сами, без судьи.
Ведьму пытали до тех пор, пока она не называла еще одну ведьму — все же знали, что они встречаются как минимум раз в год на Вальпургиеву ночь, а потому знакомы друг с другом.
85% признанных ведьмами и колдунами — женщины. Остальные — мужчины и некоторое количество (тут точной статистики нет) детей — как правило девочек до 13 лет.
Сколько стоит сжечь ведьму
Считается, что одним из районных центров по прожариванию ведьм стала Шотландия. Это, скорее всего, не так, просто шотландские бюрократы отличились тем, что исключительно подробно и четко вели весь документооборот, связанный со сжиганием ведьм. До такой степени, что мы точно знаем, кого сожгли, где и сколько это вообще стоило.
Итак, на то, чтобы сжечь ведьму, нужно потратить:
3 фунта на 38 связок дров;
12 пенсов на похороны ведьмы;
14 пенсов на гонорар работнику суда, который выбил из ведьмы показания;
6 пенсов на горючий материал для разжигания костра;
24 пенса на содержание ведьмы под стражей во время суда;
30 пенсов на доставку ведьмы от судебного здания к месту сожжения;
20 фунтов — гонорар поймавшему ведьму охотнику на ведьм.
Как правило, все эти расходы взимали с ближайшего родственника ведьмы, чаще всего мужа. Это довольно честно, учитывая, что в 95% случаев муж на жену и заявлял. А уж если кого-то обвиняли в колдовстве, снять эти обвинения было практически невозможно.
Так как Великобритания, в отличие от многих других стран, всегда была правовым государством, все суды и дальнейшие сжигания проводились в соответствии с Актом о колдовстве (Witchcraft Act) от 1735 года.
Отменили его в 1951 году — с тех пор мужьям приходится тихо любить своих жен в домашних условиях — рассказать о том, что они женаты на ведьме, кроме друзей и мамы, больше некому. Закон мужчин больше не защищает.
Как назывался период сжигания ведьм
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
К истории фемицида. «Процессы над ведьмами».
Не ново, но познавательно. Курсив всюду мой.
«Инквизиция и церковные суды еще более жестоко, чем с еретиками боролись с ведьмами и колдунами. Но если казни еретиков еще хоть как-то можно объяснить конкуренцией между различными течениями христианской Церкви, которая в идеологическом плане продолжается и по сей день, то массовые казни ведьм ныне кажутся просто каким-то сумасшествием, охватившим христианский мир в XV-XVII веках. На происки ведьм списывали все природные катаклизмы и неудачи в делах. И, кажется, что возникла идея – чем больше ведьм истребить, тем больше счастья привалит всем оставшимся людям. Сначала колдуний сжигали поодиночке, потом парами, а затем десятками и сотнями.
В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм.
Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. В графстве Нейссе (принадлежавшем епископству Бреславльскому), с 1640 по 1651 год сожжено около тысячи ведьм; мы имеем описания более чем 242 казней; между жертвами попадаются дети от 1 до 6 лет. В то же время в епископстве Ольмютц умерщвлено несколько сотен ведьм. В Оснабрюке в 1640 году сожгли 80 ведьм. Некий господин Ранцов сжег в один день в 1686 году в Гольштейне 18 ведьм».
Магистрат города Нейссе соорудил особую печь для сжигания ведьм, в которой были только в 1651 году сожжены 22 женщины. В свободном имперском городе Линдгейм подозреваемых бросали в ямы, прозванными «башнями ведьм», и пытали до тех пор, пока они не сознавались.
Процессы проходили по упрощенной схеме: допрашивались по 8-10 человек разом, а их признания записывались в одном протоколе, причем для краткости они назывались не по именам, а по номерам: №1, №2, №3, и также все сжигались на одном костре.
Особенной страстью в гонениях ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.
Последнее массовое сожжение в Германии было устроено архиепископом Зальцбургским в 1678 году, когда на костер отправилось сразу 97 человек.
Справедливости ради следует уточнить, что указанных выше массовых казнях не всегда была повинна инквизиция. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствола не инквизиция, а епископальные суды. Но для жертв было не суть важно кто их отправляет на костер.
В принципе, чтобы обвинить человека в связях с дьяволом было достаточно любого повода.
В 1586 году в Рейнских провинциях запоздало лето и холода держались до июня, трирский епископ рассудил, что без козней дьявола тут однозначно не обошлось, и подверг кучу людей пытке. 118 женщин и 2-е мужчин сознались, что вызвали холод заклинаниями, и их отправили «погреться» на костер.
В апреле 1663 года была арестована по подозрению в колдовстве Агнесса Генше, жена ткача. Вся вина ее состояла в том, что как-то на крестинах она одна не испугалась черной кошки, вскочившей на стол. Пока все остальные сидели ни живы, ни нему, она спокойно пила из своей кружки. Ну, разве не ведьма?
В книге Николая Бессонова «Суды над колдовством» приводится масса примеров за какую ерунду женщин в Средневековье сначала подвергали нечеловеческим пыткам, а потом жестоко казнили:
В герцогстве Клевском на дорогах часто переворачивались кареты и повозки. Наконец выяснилось, что виновата в этом Сибилла Динскопс, которую и сожгли в 1535 году.
А в Шотландии у одного хозяина прокисло пивное сусло. Он стал перебирать в памяти события дня и вспомнил, что мимо дома проходила женщина; чуть задержавшись, она погладила кота, сидящего в открытом окне. «Преступницу» сожгли.
Ещё пример. Как-то несколько человек заблудились в лесу. Они долго кружили среди деревьев и, наконец, не чуя под собой ног, вышли к своим домам. Оставалось выяснить, из-за чего они сбились с пути. Подозрение пало на Якобетту Эчин, которая видела, как они вошли в лес. На процессе, проведенном в октябре 1585 года, Реми объявил: ведьма затаила на путников злобу и попросила своего демона, чтобы он водил их кругами».
Как оказалось ведьм видимо-невидимо развелось в большинстве европейских стран.
В 1527 году в Испании по оговору двух девочек девяти и одиннадцати лет было осуждено огромное количество ведьм, которые были изобличены в колдовстве благодаря усмотренному инквизиторами в их левом глазу особому знаку.
Австрия в конце XVII века была просто переполнена ведьмами. В одном из протоколов того времени, сохранившемся в архивах города Аисбург, говорилось:
В Венгрии в 1615 году было казнено большое количество ведьм, чтобы они своими происками не вызывали град и не уничтожали посевы.
Во Франции в правление Генриха IV один из иезуитов написал в 1594 году:
«Наши тюрьмы переполнены ведьмами и колдунами. Не проходит дня, чтобы наши судьи не запачкали своих рук в их крови и чтобы мы, возвращаясь домой, не содрогались от печальных мыслей об ужасных, отвратительных вещах, в которых эти ведьмы признаются. Но дьявол так искусен, что мы не успеваем достаточно большое количество ведьм отправить на костер, как из их пепла возникают новые ведьмы».
Разоблачению огромного количества ведьм во многих странах способствовали принятые тогда способы дознания. Весьма эффективно зарекомендовал себя для уличения подозреваемых в связях с дьяволом метод, получивший название «купание ведьм». Подозреваемой в ведьмовстве связывали большие пальцы рук и ног между собой и притягивали к пояснице, из-за чего она оказывалась как бы сидящей с подогнутыми ногами. В этом положении ее бросали в глубокий водоем. Если она тонула, то все обвинения с нее посмертно снимались, если чудом выживала, то это чудо считалась происками дьявола и подозреваемая становилась виновной. После этого ей было две дороги – или на костер, или на виселицу.
Король Иаков говорил по поводу «купания ведьм» в своей «Демонологии»: «По-видимому, Бог указал сверхъестественный признак чудовищного нечестия ведьм в том, что вода должна отказываться принимать в свое лоно тех, кто стряхнул с себя священную воду крещения».
В 1435 году баварский герцог Эрнест Виттельсбах решил сделать своего сына Альбрехта вдовцом. Ему не понравилось, что наследник его трона связал себя узами брака с какой-то Агнес Бернауер, дочерью владельца бани. Пока Альберт охотился в соседнем княжестве, его жену арестовали по обвинению, что она приворожила его.
Суд оказался скорым. Агнесс приговорили к казни через утопление. Однако та оказалась не только красивой, но и ловкой. Брошенная с моста, Агнес ухитрилась избавиться от пут и выплыть. Однако это не спасло бедную женщину. «Второй дубль» казни, когда Агнесс обмотали ее длинные волосы вокруг железного лома, вышел для палачей более удачным.
В принципе считалось, что для осуждения ведьм все средства хороши. А потому с ними не церемонились. Например, так считал трибунал небольшого городка Линдгейм в великом герцогстве Гессенском, действовавший в шестидесятые годы XVII века. Здесь судили ведьм не инквизиторы, а обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа “присяжными кровопийцами”, поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.
Например, одной из их жертв стала жена богатого мельника. Годом ранее у неё умер новорождённый ребёнок. И вдруг ни с того ни с сего возникло подозрение будто бы ребенок был умерщвлен, а его тело использовано для приготовления колдовской мази. Не поленились провести эксгумацию трупа младенца. И хотя после этого убедились, что тельце ребенка не тронуто, но механизм обвинительной машины уже закрутился. Первой сожгли повивальную бабку, принимавшую роды, а потом взялись и за мать. Одной из основных улик против нее стал шрам на ноге, в котором судьи усмотрели знак дьявола. Тщетно бедная женщина убеждала трибунал, что шрам образовался у нее от полученной в результате падения раны. Предлагала осведомиться у лекаря из Ханау, который лечил ей ногу. Женщину заперли в «Ведьминой башне», находившейся близ Линдгейма. Само нахождение в этой башне было истязанием. Людей в ней держали на ледяном полу босиком, убрав в зимний холод из камеры солому. Но при этом женщину еще и подвергли пыткам. Не выдержав их, она созналась в колдовстве и была сожжена.
Специально для них изуверы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.
Как-то внимание трибунала из Линдгейма привлекла женщина, бросившаяся наутек при виде тюремщика. Судьи решили, что ее заставляет прятаться нечистая совесть, и вынесли решение об аресте. Но когда несчастную подвергли пыткам она продемонстрировала удивительную выдержку. Она выдержала все изуверские истязания ее тела и, судьи, как не старались, не смогли добиться от нее признания в колдовстве. Тогда они поступили проще. Один из заседателей заявил, что обвиняемая кивнула, когда ее спросили, заключила ли она договор с дьяволом. Этого оказалось достаточно, чтобы осудить бедную женщину и отправить ее на костер.
Часто к физическим страданиям добавлялись и душевные. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство. В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и её сестру, мать и бабушку. При Марии Тюдор 18 июля 1556 года сожгли заживо мать с двумя дочерьми. «Одна из дочерей, которую звали Перотина Масси, была беременна, а муж её, пастор, скрылся с острова, дабы избежать расправы. От языков пламени и натуги, вызванной адской болью, чрево её лопнуло, и младенец, чудный мальчик, выпал в огонь, но его ещё живым вытащил некто Гус, из числа подручных палача. Видя, как всё странно складывается, бальи поразмыслил и велел швырнуть бедное дитя обратно в костёр.
И, наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление.
В XVIII веке даже суровые судьи, наконец, начали понимать, что «перегибают палку» в жестоких казнях ведьм. Колдуньям все чаще начали оказывать снисхождение, заключавшееся в том, что их умерщвляли до сожжения. Одной из разновидностей такой «милости» стало привязывание к шее осужденной мешочка с порохом, который взрывался во время казни на костре и на несколько секунд сокращал страдания несчастной.
Так что, даже когда суд проявлял нисхождение к осужденным за колдовство, тем обычно все равно приходилось несладко. В 1487 году в Цюрихе одна женщина созналась в ведьмовстве с условием, что ее не предадут смертной казни. Раскаявшуюся ведьму действительно сразу не отправили на костер. По приговору суда надлежало сжечь ее тело только после смерти. Но, чтобы сильно не оттягивать этот час, женщину заживо замуровали и лишь раз в день передавали ей еду сквозь узкое отверстие в каменной кладке.
В качестве другого примера снисходительности суда можно привести сцену из книги «Легенда о Тиле Уленшпигиле» Шарля де Костера:
«…Катлину увели в тюрьму. Через три дня суд старшин приговорил ее к наказанию огнем.
Палач и его подручные привели ее на Большой рынок и возвели на помост. Профос, глашатай и судьи были уже на своих местах. Трижды протрубила труба глашатая, после чего он повернулся лицом к народу и сказал:
— Суд города Дамме сжалился над женщиной Катлиной и не стал судить ее по всей строгости закона, однако в удостоверение того, что она ведьма, волосы ее будут сожжены; кроме того, она уплатит двадцать золотых каролю штрафа и немедленно покинет пределы Дамме сроком на три года; буде же она решение суда нарушит, ее приговорят к отсечению руки.
Народ рукоплескал этому жестокому снисхождению.
Палач привязал Катлину к столбу и, положив пучок пакли на ее бритую голову, поджег. Пакля горела долго, а Катлина плакала и кричала.
Наконец ее развязали и вывезли за пределы Дамме в тележке, ибо ноги ее были обожжены. »
После этого наказания Катлина сошла с ума.
Борьба с ведьмовством успешно экспортировалась из Европы и на другие континенты. 8 февраля 1692 года в Массачусетсе прошел Суд над Салемскими Ведьмами. Все началось с того, что две юные девочки в городе Салем начали то и дело биться в конвульсиях, а когда кто-то хотел им помочь, они забивались в углы, царапались и кусались. У местного священника не возникло сомнений, что ими овладел Сатана. Изгнать его из них он оказался не в силах, а между тем и у других подростков стали проявляться подобные симптомы. Есть версия, что причиной странного поведения детей стало увлечение магией Вуду, которую исповедовали няни девочек – рабыни, привезенные с острова Барбадос. Однако протестантские пасторы посчитали, что детей околдовывают ведьмы, подростков вызвали в суд и потребовали назвать имена колдуний. Те назвали столько, что за год в тюрьмах оказался 141 человек, обвиненный в колдовстве, а 19 женщин были повешены.
Поразительно, но сумасшедшими в те времена выглядели не преследователи ведьм, а их заступники. Когда в начале XVII века демонолог Фридрих фон Шпее, отправивший на костер многих женщин, вдруг пересмотрел свои взгляды и превратился из гонителя в заступника, многие посчитали, что он тронулся умом. Кардинально переменить свое мировоззрение Фридриху помог один случай. Он присутствовал при пытке одной женщины, обвиняемой в ведьмовстве. И вдруг «ведьма» не только призналась в колдовстве, но и указала на фон Шпее как наиболее бесстыдного поклонника Сатаны. По ее словам, он якобы оборачивался волком и козлом, совокуплялся с ведьмами и был отцом младенцев, родившихся с лягушачьими головами и паучьими конечностями.
Надо полагать в этот миг фон Шпее осознал, что не будь он столь известным борцом с происками Дьявола, болтаться ему вскоре на дыбе и дрыгать ногами над языками пламени. Поставив себя на место осужденных, Фридрих раскаялся, что столь жестоко относился к ним, даже поседел от угрызений совести. А в 1631 году он опубликовал сочинение «Предостережение обвинителям», в котором разоблачил приемы инквизиторов. Правда свое имя под этим сочинением он поставить не отважился, и оно стало анонимным.
А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Руане.
Против Орлеанской девы, попавшей в мае 1430 года в плен к бургундцам, которые продали ее англичанам, инквизиция возбудила процесс по обвинению в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Судебное и церковное расследование тянулось дольше года. Но французская героиня была обречена.
Епископ Кошон банально обманул бедную девушку. Он показал ей сложенный костер, на котором она погибнет, если не признает свою вину и пообещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход, если она подпишет бумагу о послушании Церкви и отречении от ересей. Героиня, спасшая Францию, писать не умела и поставила на бумаге вместо подписи крест. Между тем у нее отобрали женскую одежду, и она за неимением другой одела мужскую. Это означало, что она вторично впала в ересь, чему прощения уже не могло быть. Трибунал приговорил ее смертной казни на костре.
30 мая в 9 часов утра Жанну д’Арк с бумажной митрой на голове, на которой была надпись: «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница», вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка в Руане. Здесь уже все было готово для образцово-показательной казни: сколочены деревянные помосты для судей и эшафот для Жанны д’Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг которого штабелями высились дрова. А посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».
Палач получил распоряжение после того, как осужденная погибнет, залить костер, чтобы горожане могли осмотреть останки и убедиться, что они принадлежат именно Орлеанской Деве. Когда он выполнил это, то снова разжег огонь. Пепел оставшийся от народной героини Франции был развеян над Сеною.
16 мая 1920 года Орлеанская дева Жанна д’Арк была причислена католической церковью к лику святых.
Отцы церкви сами раздували возможности ведьм и колдунов, а потом будто бы мужественно боролись с сильным противником. Например, в 1500 году Папа Римский Александр VI в своей булле впервые упомянул о реальности перемещений по воздуху ведьм и колдунов и допустил реальность «шабаша». Тут же покатились судебные процессы с обвинениями в перевоплощении в животных, полетах на шабаш, сексуальных сношениях с дьяволом. Католические теологи подключились к нагнетанию жути на людей и начали говорить о реальности «инкубов», «суккубов», волкодлаков, шабашей, левитации и т. п. Перед такой угрозой, костры запылавшие по всей Европе и впрямь выглядели избавлением.
Так, благодаря отцам христианской церкви страшилки про ведьм и колунов на долгие годы стали главными ужастиками для людей и объяснением всех событий происходящих помимо их воли.
Ведьм продолжали казнить в Европе довольно долго. В австрийском городе Зальцбурге в 1678 году по обвинению в порче скота были казнены 97 колдунов и ведьм. Последняя в истории Великобритании казнь ведьмы состоялась в 1684 году, когда по решению суда в Эксетере была повешена Алиса Молланд. А последней осужденной колдуньей стала Джейн Уэнхем, однако суд, состоявшийся в 1712 году в городе Хертворд, счел возможным сохранить ей жизнь.
В 1775 году в Польше за вступление в союз с дьяволом были повешены 9 женщин. В книге рекордов Гиннеса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус 18 июня 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.
Однако даже когда «старушка Европа» одумалась, порожденные ею суеверия продолжили свое существование по другую сторону Атлантики. Надо полагать, что привезшие в Америку свои представления о ведьмах и колдовстве переселенцы из Европы не знали, что у них на родине мучить и сжигать бедных женщин уже вышло из моды, а потому продолжали этим заниматься. В католической Мексике в 1877 году сразу пять женщин, осужденных за колдовство, были сожжены на одном костре.
А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году.