Как назывался первый атомный ледокол ссср
Первый атомный ледокол СССР: как сложилась судьба передового для своего времени судна
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Три года и три месяца разработки, более 500 предприятий, вовлеченных в проект, 76 принципиально новых технологий и механизмов, созданных специально для атомного ледокола, свыше 150 образцов новейшего на тот момент судового оборудования, два года государственных испытаний. Все это первый атомный ледокол «Ленин». Министерству морского флота уникальное судно было передано 1959 году, а уже в 1961 году ледокол заступил на дежурство.
Создавался ледокол «Ленин» исключительно из утилитарных соображений: он должен был помогать другим советским судам проходить через северные воды. Так как ледокол был первым в своем роде, то не экономили при его строительстве не только на технологиях, но и на декорировании. Для своего времени «Ленин» был оформлен очень дорого: кожа, резьба, дорогие ткани и недешевые породы дерева в отделке. Всем своим видом от носа до кормы ледокол должен был воплощать мощь и величие советской системы.
Ядерным топливом «Ленин» заправлялся один раз в 5 лет. Этого хватало для постоянной бесперебойной работы. Рекорд судна по продолжительности рейда – 13 месяцев. Впрочем, продовольствие и ротация экипажа в этом время все-таки осуществлялась с других судов. С 1961 по сегодняшний день у атомного ледокола сменилось четыре капитана. А еще на ледоколе «Ленин» находится самая северная операционная на планете. За время службы в ней было проведено свыше 200 хирургических операций прямо по среди вод Арктики!
В ходе эксплуатации на «Ленине» произошло несколько аварий силовой установки. В итоге три реактора первого поколения было заменено на два более совершенных. Впрочем, на сегодняшний день реактора на судне нет вообще. А все потому, что с дежурства оно снято и превращено в судно-музей. Официально «Ленин» является действующим несамоходным судном. А потому в его штате остается действующая команда и капитан.
А вот интересное видео с нашего канала:
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Памяти первого советского атомного ледокола
Этот ледокол — первый в мире атомный — символ достижений отечественного атомного ледокольного судостроения. С ним связано много интересного и удивительного.
Начать с того, что с момента закладки столь крупного и технически сложного (особенно для своего времени!) судна до спуска на воду прошло немногим более года.
Его заложили летом 1956-го на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде, а уже 5 декабря 1957-го спустили на воду.
3 декабря 1959 года «Ленин» был сдан Министерству морского флота, стал нести вахту в составе Мурманского морского пароходства. Отечественные корабелы вошли в элиту мировой отрасли.
Более 500 предприятий Советского Союза создали для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. Например, судовые турбины выпускал знаменитый Кировский завод, главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический, гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».
К спуску на воду ледокол готовили рабочие судостроительного завода имени А. Марти в Ленинграде
За 30 лет службы «Ленин» прошёл более 650 тысяч морских миль, провёл 3740 судов, стал надёжной обсерваторией и испытательным полигоном, где оттачивали ядерные технологии, готовили кадры, накапливали знания о круглогодичных высокоширотных экспедициях.
Ледокол вызывал интерес всюду. В ходе строительства и испытаний на его борту побывало множество делегаций и представителей разных государств, в том числе премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан, вице-президент США Р. Никсон, ряд министров КНР.
Строительство «Ленина» связано с именем бывшего министра судостроительной промышленности СССР Бориса Евстафьевича Бутомы. Герой Социалистического Труда, он возглавлял отрасль 23 года. Отвечал за реализацию таких проектов, как первая в стране атомная подводная лодка проекта 627 и первая в мире ракетная подлодка проекта B611.
При нём построены суда «космической флотилии», участвовавшие в космических программах Советского Союза, а флот СССР стал океанским, судостроительная отрасль вошла в число мировых лидеров.
Минувшим летом по инициативе Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) была открыта мемориальная доска в его честь на доме в Москве по адресу: ул. Поварская, 31/29, где Бутома жил в последние годы.
Атомный ледокол “Ленин”
Этот корабль стал частью флота СССР третьего декабря 1959 года. Этот день и стали считать днем рождения гражданского атомного флота. Атомный ледокол “Ленин” заложили в Ленинграде на Адмиралтейском заводе тремя годами ранее, в 1956 году. Уже через год, 5 декабря его торжественно спустили на воду, и начали его достройку на плаву. В сентябре 1959 произошли ходовые испытания, которые были успешно завершены, и 3.12.1959 на корабле был поднят флаг СССР, ознаменовав начало новой вехи в гражданском судостроении СССР.
Этот корабль имеет особые возможности, решающим образом открывая новые перспективы в освоении Арктики, и, что, очень важно – в увеличении сроков навигации по Северному морскому пути – кратчайшей морской дороге из Европы в Азию. Благодаря атомной энергии, этот ледокол преодолевал льды толщиной до 2,5 метра. Длина судна составляет 134 м, ширина 27,6 м, водоизмещение 16000 т. Этот корабль по мощности в два раза больше американского судна «Глетчер», которое считалось крупнейшим в мире.
Проект разрабатывали в ЦКБ-15 (сейчас – «Айсберг») с 1953 по 1955 годы под названием проект № 92 по решению Совета министров СССР, принятого 20 ноября 1953 года. Главным конструктором проекта выступил В. И. Неганов. Судно строили многие специалисты по всему Союзу. Так, судовые турбины изготовлены на Кировском заводе, главные турбогенераторы — на Харьковском электромеханическом заводе. Гребные электродвигатели были изготовлены на ленинградском заводе «Электросила». Над проектом этого корабля работали ученые-ядерщики под руководством А.П. Александрова.
Кроме того, в конструкции корабля реализованы сложные задачи по созданию энергетической установки, создания корпуса с необычайной прочностью, и решение автоматизации управления ядерной установкой. Корабль принес огромную пользу за свои 30 лет работы, пройдя более 654 тысяч морских мили и проведя через льды 3741 корабль. Этот первый в мире атомоход был списан по банальной причине – старости, в 1989 году. Его полностью обезопасили, законсервировали, и поставили на вечную стоянку в Мурманске. Но, что интересно, судно до сих пор числится в оперативном резерве на случай боевых действий, в качестве судна берегового охранения.
Атомоход, кроме всего прочего имел вертолетную площадку в кормовой части. Стоит более детально остановиться на отделке судна. При более детальном осмотре, понимаешь, что это судно – целый плавучий город, с цехами, каютами, и всем необходимым для очень длительного плавания.
Это – кают-компания, в этом зале побывало множество знаменитых гостей, среди которых, Александра Пахмутова, Фидель Кастро.
А это – парадная лестница, весьма роскошная, особенно для советского корабля.
Поражает размерами и оснасткой рубка – огромное помещение, начиненная по последнему тогдашнему слову советской техники.
Управление гребными винтами осуществлялось при помощи этих реверсов.
Машинное отделение тоже очень большое, вид сверху захватывает масштабами. Кстати, первоначальная трехреакторная установка была впоследствии заменена на двухреакторную. Как оказывается, на одной загрузке топлива, атомоход может работать от 4 до 7 лет, и в атомоход сразу загружают около 1 тонны урана. При чем, новый уран не опасен, очень радиоактивно только отработанное топливо.
Судовые телефоны явно отличаются от современных мобильных по размерам и функциональности. Таких на корабле великое множество.
Корабль имеет свой цех, где можно сделать практически любую деталь.
Свою операционную, рентгеновский кабинет, лабораторию.
Каюты разные – для персонала различного ранга. Но в целом, понятно, что созданы условия для долгих плаваний. И при такой активной функциональной нагрузке, на корабле столько роскоши и удобства.
Как создавался символ могущества СССР в Арктике
3 декабря 1959 года первый в мире атомный ледокол «Ленин» был сдан Министерству морского флота СССР. Новейший по тем временам и уникальный по конструкции корабль создали всего лишь за три с половиной года — атомный ледокол заложили на Адмиралтейских верфях в Ленинграде в августе 1956 года. Сегодня мы отмечаем 60-летие начала работы «Ленина» в Арктике, которая продлилась без малого 30 лет — на покой первый советский атомный ледокол ушел только в 1989 году.
Расскажем же об основных вехах трудового пути «Ленина» — и о его значении для покорения Арктики.
От «Ермака» до «Ленина»
Проект первого атомного ледокола создали буквально «с нуля»: до создания «Ленина» Советский Союз не строил ледоколов такого размера.
К началу 1950-х годов СССР подошел с разношерстным и, что греха таить, уже устаревшим ледокольным флотом. В частности, проводкой судов в Арктике занимались ледоколы еще дореволюционной постройки — «Ермак», «Красин» и «Федор Литке», первый из которых и вовсе был первым в мире ледоколом арктического класса, построенным по проекту знаменитого адмирала Макарова и спущенном на воду в далеком 1898 году. Эти небольшие суда, водоизмещением всего в 5000-9000 тонн, были снабжены очень мощными силовыми установками — так, например, на «Ермаке» паровые машины выдавали около 9000 л.с. мощности, а на вдвое меньшем «Федоре Литке» — 7000 л.с.
Большую часть работы по освоению Арктики, пик которой пришелся в СССР на 1930-40 годы, сделали именно эти корабли, а также разнообразные «эрзац-ледоколы» — суда ледового класса, который вынужденно использовались в тяжелых ледовых условиях. Так называемые ледоколы-пароходы, на которые были возложены функции настоящих ледоколов, в целом неплохо справлялись с поставленными задачами, но их использование было сопряжено с немалым риском. Например, в навигацию 1932 года во льдах был затерт ледокол-пароход «Александр Серебряков», который в летом достиг Чукотского моря, где в сложной ледовой обстановке потерял часть гребного вала с винтом. Оставшись без хода, начал дрейфовать, но с помощью самодельных парусов к 1 октября команде удалось вывести судно на чистую воду в северной части Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.
Гораздо трагичнее закончился рейс ледокола-парохода «Челюскин». В 1933 году Чукотском море пароход встретился со сплошными паковыми льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». Пять месяцев экипаж «Челюскина» героически боролся за живучесть, но корабль спасти не удалось — 13 февраля 1934 года он был раздавлен льдами возле берегов Чукотки.
Нельзя сказать, что СССР не пытался решить проблему устойчивой навигации в Арктике вплоть до создания атомного ледокольного флота. В частности, в 1930-40 годах в Советском Союзе была построена крайне удачная серия ледоколов проекта 51 («Иосиф Сталин») с водоизмещением около 11 000 тонн. Эти ледоколы уже имели достаточно мощную силовую установку — три паровые машины общей мощностью в 9900 л.с. — почти вчетверо больше, чем у сравнимого по водоизмещению «Челюскина». Корпуса этих ледоколов были классической яйцевидной формы, что предохраняло их от повреждения во время сжатия во льдах, для их постройки использовалась высококачественная сталь, а число шпангоутов в силовом наборе было увеличено вдвое от судов ледового класса. Однако был у этих ледоколов и свой недостаток — их паровые машины критически зависели от наличия высококачественного угля, работа по перегрузке которого была затруднена в северных портах по климатическим и погодным условиям.
Значение Арктики критически возросло с началом Великой Отечественной войны — ведь именно северный маршрут через порт Мурманск стал главным источником столь необходимого для СССР ленд-лиза. Для обеспечения этих поставок в США были построены три ледокола класса Wind, которые после их передачи в распоряжение Советского Союза получили названия «Адмирал Макаров», «Северный Ветер» и «Северный Полюс». Это были на тот момент самые современные суда: при водоизмещении всего в 6500 тонн (меньше, чем у «Ермака») они были вооружены дизель-электрической силовой установкой мощностью в 13 300 л.с. Однако век американских ледоколов в советской Арктике был очень недолог — уже к 1951 году последний из них был возвращен в США.
В такой ситуации перед СССР встал насущный вопрос: а чем дальше осваивать Арктику? Старые, еще «имперские» ледоколы уже были на пределе сроков эксплуатации, ледоколы-пароходы были для этого просто непригодны, а продолжать постройку серии ледоколов проекта 51 означало безадежно отстать от тех передовых рубежей, которые наглядно продемонстрировали «ленд-лизовские» ледоколы серии Wind.
И вот тут мы и подходим к тому интересному выбору, к которому пришла советская научно-конструкторская мысль в вопросе постройки первого атомного ледокола — да и вообще первого в мире надводного судна с атомным двигателем.
Ледокол проекта 92, который впоследствии получил наименование «Ленин», стали проектировать в 1953 году, когда создание кораблей с ядерными силовыми установками было на самой начальной стадии. Первая американская атомная субмарина, «Наутилус», в то время находилась еще на стапелях — она будет спущена на воду годом позднее, в 1954 году.
В качестве ядерной силовой установки будущего «Ленина» были выбраны три реактора ОК-150, которые были разработаны специально для атомного ледокола. Все проектные работы по реакторному отсеку и машинному отделению шли тоже очень оригинальным способом, в «докомпьютерном 3D». Для этих целей в ленинградском ЦКБ-15 был построен полноразмерный макет машинного отделения и реакторного отсека из дерева. На этом макете отрабатывались все компоновочные решения, а выбор дерева в качестве основного материала позволял легко проводить любые изменения с минимальными затратами и в кратчайшие сроки. Впрочем, впоследствии оказалось, что реакторы ОК-150 вышли не особо удачными, а сама реакторная установка обладала крайне низкой ремонтопригодностью. В силу чего уже в 1967 году изначально установленные на «Ленине» три реактора ОК-150 поменяли на два реактора ОК-900.
Ядерная силовая установка стала настоящим «сердцем» нового ледокола — с помощью реакции деления урана мощность нового корабля удалось довести до 44 000 л.с. Это больше чем втрое превосходило мощность самых современных «ленд-лизовских» Wind-ов и позволило достичь водоизмещения «Ленина» в 16 000 тонн без потери ледопроходимости. Оригинальным моментом было то, что охлаждение ядерной установки идет с помощью забортной воды, температура которой в Арктике практически постоянна. Однако из-за этого «Ленин» и другие арктические атомные ледоколы никогда не работали в Антарктике — они просто не могут туда дойти через теплые тропические воды.
За счет избыточной теперь мощности реакторов удалось и увеличить ширину судна, которая достигла 27,6 метра против 23 метров у паровых ледоколов проекта 51. Кстати, в дальнейшем эта тенденция к росту ширины ледоколов сохранится — для линейных советских ледоколов «Арктика» ширина составит 30 метров, а для нового российского проекта ЛК-60Я — 34 метра. Более широкие ледоколы позволяют вести суда большего водоизмещения — и именно с приходом «Ленина» в Арктику Северный морской путь стал настоящей морской артерией, а не захудалым «капилляром», как во времена «Челюскина» и «Александра Сибирякова».
Надо сказать, что уже во время своей постройки «Ленин» стал настоящим символом СССР.
Во время строительства и испытаний на борту атомного ледокола побывали множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в числе которых оказались премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры Китая и Индии. Наряду с первым советским спутником, запуском в космос Юрия Гагарина и первой атомной станцией в Обнинске «Ленин» показывал совсем другой Советский Союз, устремленную в будущее страну самых современных технологий.
Стоит отметить, что еще в 1960 годы проекты создания своих атомных ледоколов имели такие страны, как США и Канада. Однако уже к началу 1970 годов от таких проектов отказались — в первую очередь из-за сложностей в конструировании и эксплуатации таких уникальных судов. После этого СССР, а теперь и Россия стали фактическими монополистами в деле создания ледоколов с ядерной силовой установкой, а другие арктические страны оказались во многом ограничены в своих северных начинаниях.
С 1989 года «Ленин» ушел на покой и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. С 2016 года он включен в единый государственный реестр памятников культурного наследия России — и, стоит сказать, действительно заслужил в нем это достойное место.
С юбилеем, «Ленин»! Хочется верить, тебе не стыдно за нас в 2019 году, ведь мы — в Арктике!
Арктический «Ленин» 60 лет назад был заложен первый советский атомный ледокол
На «Адмиралтейском заводе» в Ленинграде в 1956 году произошла закладка первого советского атомного ледокола «Ленин». Надводное судно с атомной энергетической установкой за 30 лет эксплуатации провело по Северному морскому пути более 3,7 тысячи кораблей. В СССР и в России было создано еще девять аналогичных кораблей, включая лихтеровоз «Севморпуть». Кроме нашей страны постройкой таких судов не занимаются нигде в мире. «Лента.ру» рассказывает о первом в истории атомном гражданском судне «Ленин».
Тот ледокол совмещал в себе передовые инженерные разработки советской эпохи. В частности, от дизельных судов его отличала дифферентная система, позволяющая кораблю не застрять во льду. Для этого «Ленин» снабжался специальной балластной установкой для перекачивания воды с одного борта на другой. В результате этого судно накренялось и раскачивалось, разламывая окружающий лед.
Для экипажа внутри ледокола были созданы максимально комфортные условия: каюты на одного-двух человек, сауна, кают-компания с роялем, библиотека, помещение для просмотра фильмов и комната для курения. В автономном плавании корабль мог находиться до года.
Ледокол «Ленин» работал в тяжелейших условиях Севера. Без него не обходилась навигация на участке между устьем Енисея и Баренцевым морем. «Ленин» работал даже там, где не справлялись типичные ледоколы. В самом начале эксплуатации корабль настолько хорошо себя зарекомендовал, что в СССР фактически отказались от его использования в качестве опытного судна. Вероятно, именно такая самонадеянность привела к двум авариям с АППУ ОК-150, произошедшим уже тогда, когда срок их службы превысил плановый.
Решение о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой Совет министров СССР принял в ноябре 1953 года. Главными целями были объявлены демонстрация мирных возможностей использования атомной энергии и намерение сделать Северный морской путь одной из основных транспортных магистралей страны. В создании ледокола приняли участие ведущие ученые страны. Научным руководителем проекта был назначен физик-ядерщик Анатолий Александров, главным конструктором — кораблестроитель Василий Неганов.
Водоизмещение ледокола составило 16 тысяч тонн, длина — 134 метра, ширина — 27,6 метра, высота — 16,1 метра, глубина погружения корабля в воду — 10,5 метра. Это позволило расположить на корабле две мачты, а в кормовой части судна — площадку для вертолета. Ледокол был способен передвигаться со скоростью до 36,3 километра в час по чистой воде и 3,7 километра в час — разламывая лед толщиной около двух метров.
Спуск «Ленина» на воду состоялся в декабре 1957 года, а эксплуатировать судно начали в 1959-м. Только в первую пятилетку работы — в 1960-1965 годы — корабль прошел более 137 тысяч километров, из которых около 105 тысяч километров — по льду.
Девять фактов из истории атомного ледокола «Ленин»
Почему на строящийся ледокол пустили американского вице-президента, как из судна «выронили» реактор и кого лечили в судовом медотсеке
Сегодня в Мурманске, уникальном городе-миллионнике за Полярным кругом, существует единственный объект культурного наследия федерального значения России – атомный ледокол «Ленин». Этот статус судно получило в октябре 2018 года, к тому времени уже девять лет являясь музеем на воде. Три десятилетия этот ледокол провел в арктических морях, проводя суда по Северному морскому пути, высаживая полярников на льдины и оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. Сегодня мы приводим девять самых любопытных фактов из истории атомного ледокола «Ленин».
Первый в мире
Постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» советское правительство приняло 20 ноября 1953 года. К тому времени и в СССР, и в США уже велись работы по постройке атомных подводных лодок и надводных кораблей, но гражданские суда с атомной энергетической установкой строить еще никто не пытался. «Ленину» предстояло стать первенцем гражданского атомного флота не только в Советском Союзе, но и в мире. Решение такой уникальной задачи требовало уникальных усилий и уникальных материалов и оборудования. К примеру, для постройки «Ленина» были разработаны две новые сверхпрочные марки стали – АК-27 и АК-28, а такого реактора, что получило новое судно, до тех пор не строил никто и нигде. Ледокол заложили 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде и спустили на воду 5 декабря 1957 года, а 6 мая 1960 года «Ленин» прибыл в порт приписки Мурманск и принялся за работу.
«Ленин»-первый и «Ленин»-второй
Когда в 1960 году атомный ледокол «Ленин» пришел в Мурманск и официально приступил к работе, свое имя сменил его предшественник – ледокольный пароход «Ленин». Это было судно с очень непростой судьбой. Заказанный правительством Российской империи в Великобритании, он получил имя «Святой Александр Невский», строился под наблюдением корабельного инженера, будущего известного писателя Евгения Замятина, и был спущен на воду в 1917 году. Передать его России не успели; после Октябрьской революции он перешел на службу в британский флот, участвовал в интервенции на русском Севере, а потом передан в распоряжение Белой армии, которая и бросила его, эвакуируясь из Архангельска (по другим данным, судно было выкуплено Советской Россией). Ледокол работал на Северном морском пути вплоть до 1957 года, в годы войны занимался проводкой конвоев. В 1960 году после появления атомного ледокола «Ленин» его предшественника переименовали во «Владимира Ильича», а в 1968 году вывели из состава флота.
Ледокол «Ленин» в цифрах
Об уникальности «Ленина» свидетельствует такой факт: пока судно проектировалось и строилось, его создатели разработали 76 новых типов механизмов, испытали более 150 новых образцов судового оборудования и внедрили почти 500 рацпредложений. На постройку уникального для того времени ледокола работали более полутысячи научно-исследовательских институтов, КБ и предприятий по всему Советскому Союзу. В результате этих усилий появилось судно с неповторимыми характеристиками. При длине в 124 метра и ширине в 27,6 метра ледокол «Ленин», имевший главную энергетическую установку мощностью 44 000 л.с., мог преодолевать лед толщиной до 170 см. Экипаж состоял из 210 человек. За три десятка лет работы в Арктике ледокол участвовал в 26 навигациях, прошел 654 400 морских миль (то есть шестнадцать раз обогнул Землю по экватору!), в том числе 560 600 миль – во льдах, и провел за собой 3741 судно.
В обстановке строгой открытости
В середине 1950-х годов любые работы, связанные с атомом, неважно, военным или мирным, велись в обстановке строгой секретности. Исключением стала постройка ледокола «Ленин». Начать с того, что из-за больших размеров его пришлось строить на открытой площадке Адмиралтейских верфей. Кроме того, создание уникального судна руководство СССР активно использовало в пропаганде советской науки и техники, регулярно устраивая экскурсии на «Ленин» для высоких зарубежных гостей. Среди них были не только союзники по социалистическому лагерю, но и представители стран, находившихся по ту сторону «железного занавеса», в том числе вице-президент США Ричард Никсон и премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан. Конечно, никого из них не знакомили со всеми тонкостями конструкции ледокола и его главной энергетической установки, но сам факт такой открытости был беспрецедентным для своего времени. И потом, уже работая на Северном морском пути, «Ленин» не раз принимал высоких гостей, среди которых были, например, Фидель Кастро, король Норвегии Харальд V и создатель американского атомного подводного флота адмирал Хаймен Риковер.
Деревянный ледокол
Помимо сугубо практических и научных задач, атомному ледоколу «Ленин» предстояло активно демонстрировать советский флаг в высоких широтах и служить ярким доказательством передовой технологической роли СССР. Поэтому на нем – единственном из всех атомных ледоколов Советского Союза и России! – все жилые помещения и многие служебные были отделаны деревом. В частности, деревянную отделку имел парадный трап, капитанская каюта и салон капитана, каюты старшего командного состава и кают-компания. Сегодня на экскурсиях по ледоколу «Ленин» посетителям любят загадывать загадку: почему многие моряки ледокольного флота стремились даже после появления более современных ледоколов служить именно на нем? Отгадка проста: только на «Ленине» их глаз мог отдохнуть от вездесущего железа на отделке из редких и ценных пород дерева.
Транспорт для полярников
Основной задачей атомного ледокола «Ленин» было продление, а в идеале — обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Выполнить ее действительно мог только ледокол, имеющий неограниченный запас топлива и мощность, многократно превышающую мощность других ледокольных судов. Второй по значимости задачей «Ленина» стала доставка и эвакуация дрейфующих полярных станций «Северный полюс». До конца 1950-х они попадали на льдины исключительно с помощью самолетов, что сильно ограничивало возможности зимовщиков. С появлением атомного ледокола, способного подняться гораздо севернее других собратьев, полярники получили возможность обеспечить себя тяжелой техникой и оборудованием, большим запасом топлива и всем необходимым для создания комфортных условий зимовки. Первую полярную станцию «Северный полюс-10» ледокол «Ленин» доставил к месту зимовки 17 октября 1961 года. Любопытно, что по пути на льдину полярникам пришлось спать в спортзале ледокола – мест в кубриках на всех не хватило.
Ледокол с вырезанным днищем
Первоначально ледокол «Ленин» оснастили ядерной энергетической установкой типа ОК-150. Фактически ее эксплуатация все время велась в опытном режиме, что не раз приводило к нештатным ситуациям и даже утечкам. К тому же паротурбинная установка оказалась переусложненной и не слишком ремонтопригодной. После очередного инцидента «сердце» корабля решили заменить на более новый реактор типа ОК-900, который ставился на другие атомные ледоколы. Сложность вызвала проблема выгрузки реакторного отсека, поскольку разбирать его – означало нарушить герметичность и облучить персонал. В итоге его в буквальном смысле слова выронили из ледокола над местом захоронения в заливе Цивольки архипелага Новая Земля. Для этого в днище ледокола за два дня вырезали кусок периметром около 60 метров, а потом специальными зарядами подорвали переборки, чтобы реакторный отсек оторвался от них и упал в воду. После этой уникальной операции «Ленин» отбуксировали в Северодвинск, где на судоремонтном заводе «Звездочка» приварили новый участок днища, а потом установили и новый реактор. Кстати, после его установки экипаж удалось сократить почти на треть — до 151 человека!
Атомная скорая помощь
Согласно документам, больше половины случаев оказания медицинской помощи на борту атомного ледокола «Ленин» пришлись не на членов его экипажа. Проектируя судно, которому предстояло проводить в плавании до года (в навигацию 1977-78 годов рейс длился 390 дней!), конструкторы оснастили медсанчасть судна самым передовым на тот момент оборудованием, позволявшим делать самые сложные операции прямо в море. В итоге ледокол неожиданно даже для своих создателей принял на себя роль своего рода главного плавучего госпиталя Северного морского пути. Пациентами «Ленина» становились, помимо членов экипажа, моряки с судов, шедших за ним в караване, зимовщики полярных станций и даже жители небольших поселков по берегам Северного Ледовитого океана – все, кому требовалась неотложная и сложная медицинская помощь. Кстати, по статистике, чаще других в медсанчасти ледокола делали операции по удалению аппендицита и устранению последствий сложных переломов.
Как спасали «Ленина»
В 1989 году первый в мире атомный ледокол «Ленин» вывели из эксплуатации. Его реактор мог прослужить еще не один десяток лет, но корпус и переборки уже, как говорят моряки, устали. Они и так прослужили на пять лет дольше предусмотренного срока в четверть века. Судьба ледокола могла быть самой печальной: в начале 1990-х содержание гиганта стало непосильным финансовым бременем Мурманского морского пароходства. Спасли уникальный ледокол в буквальном смысле слова всем миром. С призывами сохранить его для истории к правительству обращались «атомный» академик Александр Александров, капитан ледокола Герой Социалистического Труда Борис Соколов, работники Адмиралтейского завода, представители научных и культурных кругов, просто неравнодушные россияне. В 2000 году возник Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин», который скоординировал все эти усилия, увенчавшиеся в конце концов решением превратить судно в музей. Девять лет спустя ледокол привели к Морскому вокзалу Мурманска, где он и сегодня встречает посетителей, давая уникальную возможность осмотреть интерьеры первенца отечественного атомного флота и узнать его историю.