Как называют американцы ту 160
В США российский Ту-160 назвали просто грузовиком с ракетами
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Российский (советский) сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 — это просто гигантский «ракетный грузовик» в небе, пишет американский журнал The National Interest.
В публикации издания летательный аппарат называется самолетом наследия, который «является самым быстрым, а также самым большим и тяжелым бомбардировщиком из когда-либо построенных». «Внешне он похож на американский Rockwell B-1 Lancer, который фактически стимулировал развитие самолета советской конструкции», — утверждает журнал.
The National Interest напоминает, что у Ту-160 нет защитного вооружения, вследствие чего в полетах самолет сопровождается сверхзвуковыми истребителями-перехватчиками дальнего радиуса действия МиГ-31.
В марте РИА Новости, ссылаясь на источник в оборонно-промышленном комплексе, сообщили, что российский перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который, в частности, в перспективе должен заменить Ту-160, сможет незаметно преодолевать рубежи противовоздушной обороны (ПВО) стран НАТО.
В декабре 2019 года заместитель министра обороны России Алексей Криворучко заявил, что ПАК ДА, предназначенный для выполнения задач самолетов дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, поступит на вооружение Воздушно-космических сил (ВКС) до конца 2027 года.
Ту-160 и B-1B. На уровне концепций
Американский стратегический бомбардировщик Rockwell B-1B Lancer и российский самолет Ту-160 достаточно похожи внешне. Однако они серьезно различаются по тактико-техническим характеристикам и боевым возможностям. Эти различия в первую очередь обусловлены использованием двух совершенно разных концепций, а также спецификой разработки техники и изменениями требований заказчика.
Первая попытка
Исследования по теме перспективного многорежимного стратегического бомбардировщика стартовали в США еще в начале шестидесятых годов. К концу десятилетия начался конкурс на разработку проекта, победителем которого в 1970 г. стала компания North American Rockwell. Перспективный самолет получил официальное обозначение B-1A.
В 1971 г. компания-разработчик построила полноразмерный макет будущего B-1A, а в 1974-м выкатили первый опытный образец. В декабре того же года состоялся первый полет. Летные испытания показали, что самолет в целом соответствует требованиям заказчика, но все еще нуждается в доводке. На больших высотах полета обеспечивалась скорость до 2,2 М – с максимальной стреловидностью. При минимальной стреловидности бомбардировщик показывал хорошие взлетно-посадочные характеристики.
Согласно планам того времени, во второй половине семидесятых могло начаться серийное производство, а достижение начальной оперативной готовности обеспечивалось к 1979-80 гг. В течение восьмидесятых годов планировалось провести перевооружение.
Советский ответ
Так же в конце шестидесятых началась советская программа разработки нового бомбардировщика. В 1969 г. ВВС выдали требования, согласно которым следовало разработать многорежимный самолет со сверхзвуковой скоростью и высокой дальностью полета. Планировалось, что такая машина на большой высоте с высокой скоростью будет выходить на рубеж и осуществлять запуск ракет большой дальности. За счет этого предлагалось обеспечить прорыв ПВО противника – или исключить необходимость входа в ее зону поражения.
Считается, что к времени выработки задания на будущий Ту-160 советские военные знали об американском проекте. Это повлияло на разработку собственной техники и в итоге привело к определенному внешнему сходству двух готовых машин. Впрочем, отличия двух самолетов проявились уже на стадии проектирования.
В 1972 г. заказчик сравнил несколько предварительных проектов от разных организаций, и дальнейшее проектирование поручили ОКБ А.Н. Туполева. В дальнейшем проект несколько раз пересматривался и перерабатывался; окончательный эскизный проект утвердили только в 1977 г., что позволило начать подготовку документации для строительства опытного образца.
Первый полет опытного Ту-160 состоялся в декабре 1981 г. В дальнейшем построили несколько машин опытной серии для проведения всех этапов испытаний. Госиспытания завершили в 1989 г. рекомендацией к приему на вооружение. К тому времени несколько самолетов поступили в части ВВС для опытной эксплуатации, а вскоре началось серийное производство.
Отмена и замена
В 1976 г. американские специалисты смогли ознакомиться с аппаратурой угнанного перехватчика МиГ-25 и оценить потенциал советской ПВО. Было установлено, что высотный сверхзвуковой B-1A имеет минимальные шансы прорваться к целям на территории СССР и в этом отношении почти не отличается от дозвукового B-52. Будущее проекта от Rockwell оказалось под вопросом.
В середине 1977 г. военное и политическое руководство США приняло решение отказаться от B-1A. Вместо производства таких машин предлагалось провести перевооружение наличных B-52, а также усилить наземную компоненту ядерных сил. Кроме того, вскоре запустили программу разработки перспективного малозаметного бомбардировщика – ее итогом позже стал B-2A.
Через несколько лет о B-1A вспомнили, и в начале 1982 г. компания Rockwell получила новый контракт на разработку стратегического бомбардировщика. Имеющийся B-1A следовало переработать по обновленным требованиям, поскольку теперь ВВС желали получить дальний бомбардировщик с иным способом прорыва ПВО. Будущий B-1B должен был лететь к цели на трансзвуковой скорости на малой высоте с огибанием рельефа местности.
Исходный самолет существенно переработали. Он стал тяжелее, получил новые средства управления, новые системы безопасности и т.д. Для повышения живучести усовершенствовали комплекс радиоэлектронной борьбы. Все эти работы не заняли много времени, и уже в 1983-м выкатили первый опытный B-1B Lancer. Первый серийный передали ВВС осенью 1984-го. Производство продолжалось до 1988 г.; построили ровно 100 самолетов.
Новая эпоха
Таким образом, к концу Холодной войны у двух сверхдержав появились новые стратегические бомбардировщики – похожие внешне, но отличающиеся по конструкции и возможностям. Кроме того, различия в потенциале самолетов обуславливались их количеством. В течение восьмидесятых годов США успели построить свой B-1B достаточно большой серией, в несколько раз превысившей выпуск советских и российских Ту-160.
В связи со сложным экономическим положением Россия не могла продолжать массовое строительство новых бомбардировщиков. Кроме того, под вопросом оказывались любые мероприятия по модернизации Ту-160. К этому удалось вернуться только в начале XXI в.
В этот же период в США начались работы по обновлению и совершенствованию B-1B. Самолеты получили возможность нести и применять более широкую номенклатуру боеприпасов, также боевые характеристики повышались за счет новых прицельно-навигационных систем. При этом из боекомплекта исключили ядерные вооружения, а соответствующие бортовые приборы сняли.
Пути модернизации
После всех модернизаций российский Ту-160 остается сверхзвуковым высотным бомбардировщиком, главной задачей которого является доставка к рубежу пуска крылатых ракет. Самолеты выполняли ее как в ходе многочисленных учений, так и в рамках сирийской операции. Таким образом, основная концепция проекта, выработанная полвека назад, практически не изменилась и до сих пор вносит существенный вклад в обороноспособность страны.
Стабильность против изменений
Российский бомбардировщик Ту-160, проходя новые модернизации, сохраняет свое место в ВВС и СЯС. Он выполняет изначально задуманные задачи, хотя и получает новые вооружения и функции – и при этом пользуется уважением. Его американский «коллега» B-1B оказался менее удачливым. Его считают едва ли не самым неудачным представителем стратегической авиации США.
Весьма вероятно, что такие результаты двух проектов прямо связаны с использованием и развитием базовых концепций. Самолет, доведенный до службы в изначальном виде, оказался более удачным и имеет большие перспективы. Другой образец, после всех переделок и доработок, планируют заменять при первой же возможности. И внешнее сходство с российским Ту-160, похоже, его не спасет.
Ту-160. Белый лебедь. Фото. Характеристики.
Работы по созданию самолета ТУ-160 «Белый лебедь» – ракетоносца сверхзвукового бомбардировщика дальней авиации начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.
Ту-160 Фото
Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. На государственных испытаниях, которые завершились в середине 1989 года, самолетом Ту-160 были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».
Экипаж Ту-160: 4 человека.
Агрегат трехвальный, двухконтурный, с форсажной камерой. Его запуск происходит от воздушного стартера.
За левой опорой главного шасси располагается ВСУ – электрическая система управления двигателями, имеющая гидромеханическое дублирование
Салон
На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.А что сегодня?
При распаде СССР Ту-160 были распределены между республиками. 19 из них достались Украине, авиаполк в Прилуках. Восемь были переданы в счет долгов за газ России, а оставшиеся попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.
Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.
Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.
Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.
Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».
Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. Это значило, что модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.
На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.
Система управления ракетами «Кречет-Р» автономная, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» были свернуты в середине 80-х годов ХХ века.
Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза, при этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14 000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разрабатывать комплекс начали в 1991 г., ввод в эксплуатацию был запланирован в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160КС к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19.01.2000 между аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписаны нормативные документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».
Ту-160М – новейшая модернизация самолета Ту-160. В его состав входит новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Может нести на борту до 90 ОФАБ-500У массой по 500 кг каждая. Как считают эксперты, российский бомбардировщик-ракетоносец по многим показателям впереди британского аналога – истребителя Typhoon. Дальность полета отечественного самолета без дозаправки больше, чем у британца в 4 раза. Также Ту-160М способен нести на борту больше безъядерных ракет и авиабомб и имеет лучший показатель КПД двигателей.
Ту-160 Характеристики
Туполев Ту-160. Галерея.
Ту-160. Видео.
Охота за «Белым лебедем»
Не секрет, что гражданский сверхзвуковой Ту-144, совершивший свой первый полет еще в 1968 году, стал предтечей военного Ту-160. Первых пассажиров Ту-144 перевез осенью 1977 года, а летом 1978-го, увы, пассажирские перевозки на нем были прекращены.
Испытания по контракту с NASA начались в конце 1996 года. За полтора года самолет совершил три десятка полетов, в числе которых было восемь испытаний исключительно в интересах корпорации Boeing, что обговаривалось контрактом. Таким образом американские специалисты вполне легально получили все характеристики двигателя и топливной системы, которыми обладал совершенно секретный стратегический Ту-160. И убедились, что наши двигатели лучшие.
Проект совместного пассажирского сверхзвукового авиалайнера ожидаемо не состоялся. Специалисты из США хоть и получили основные характеристики двигателя НК-32-01, использовать их в своих интересах так и не смогли. Технологий изготовления этих моторов им, к счастью, не передали.
Из открытых источников известно: модернизированный ракетоносец Ту-160М с новейшими двигателями НК-32-02 по своим летным и боевым характеристикам полностью превосходит американские аналоги В-1А и В-1В. После завершения полной модернизации и цифровизации борта ракетоносец фактически нового поколения под именем Ту-160М2 для американских конструкторов будет просто недосягаем. А повторить трюк, который они провернули, охотясь за секретами Ту-160 в конце прошлого века, им больше не удастся.
Возвращение «Чёрного Джека». Почему российский Ту-160 назвали самым опасным самолётом в мире
До Кремля за 6 минут. Что будет, если в Белоруссии появится американская система ПРО
Второй пошёл. Зачем Турция купила ещё один полк С-400
Стоит отметить, что американские сенаторы торопились как можно скорее приступить к уничтожению уникальных машин, пока Россия не предложила Украине выгодные условия для их покупки. 16 ноября 1998 года при личном присутствии американских сенаторов украинские военные распилили первый ракетоносец Ту-160 из состава 184-го гвардейского тяжёлого бомбардировочного авиаполка. По авиационным меркам это была абсолютно новая машина, имевшая всего 400 часов налёта. В 1999 году, через год после начала утилизации практически новых машин, российское правительство договорилось вернуть восемь самолётов Ту-160 в обмен на списание долгов за поставки газа.
Ракетная вечеринка. ВКС могут закупить малозаметный ударный беспилотник «Гром»
Второго такого нет
Восстановление производства Ту-160 было задачей государственной важности. Однако длительное время производственную цепочку восстановить не удавалось. Инженер-конструктор Борис Ступин, работавший над самолётом Ту-160 в начале 70-х годов, отметил, что восстановление на предыдущем технологическом уровне было фактически невозможно.
Инженер-конструктор авиационной техники
Ступин пояснил, что в США возможность возобновить производство удачного и надёжного во всех смыслах бомбардировщика В1В Lancer отсутствует.
Американцы исповедуют другую философию. На моей памяти ещё не было самолётов, производство которых возобновляли бы после каких-то деструктивных событий. В1В в этом смысле самолёт показательный — его уже давно не производят, хотя спрос на него в военно-воздушных силах есть до сих пор
Инженер-конструктор авиационной техники
Единственный самолёт, который можно примерно сравнивать с Ту-160, это американский B-52. Самолёт возрастной, однако он исправно несёт службу и сейчас переоборудован в носителя крылатых ракет для европейского соединения ВВС США. Малозаметные бомбардировщики В2 тоже часто сравнивают с Ту-160, но это тем не менее совершенно другая категория, сравнивать их нельзя
Инженер-конструктор авиационной техники
С момента возобновления производства и воссоздания технологического цикла на казанском авиационном заводе до испытательного полёта первого модернизированного ракетоносца прошёл год. Такие темпы заставляют зарубежных аналитиков нервничать и гадать, какая судьба ждёт Ту-160 через несколько лет.
Достать до Америки
Эксперт Aviation Week & Space Technology Пётр Бутовски не случайно назвал Ту-160М2 самым опасным самолётом в мире. Причин, по которым Black Jack (так в НАТО называют Ту-160) заслужил этот титул, сразу несколько.
Авиационный эксперт, бывший инженер проекта по созданию самолёта пятого поколения Boeing JSF X-32 Свен Джикобсон отмечает, что наращивание российской группировки стратегической авиации всегда считалось в США одним из самых серьёзных технологических вызовов.
Полёты в международном воздушном пространстве и боевое дежурство значительно отличаются от реальной войны. Если случится так, что экипажи Ту-160 получат приказ уничтожить цель, текущих возможностей ПВО США может не хватить. Примерно десять лет назад через DARPA и командование военно-воздушных сил проходил отчёт, в котором модернизация Ту-160 прямо указывалась как основная, хоть и не вполне очевидная в плане реализации угроза. Как только до американских военных дошли сведения о том, что производство Ту-160 возобновлено, командование ВВС стало заметно раздражаться при любом упоминании русских самолётов
Авиационный эксперт, бывший инженер проекта по созданию самолёта пятого поколения Boeing JSF X-32
Подобные проблемы, на мой взгляд, испытывает и Россия. Отличие состоит лишь в том, что у российских военных во время переходного периода может оказаться около 40–50 носителей крылатых ракет, в то время как у США это будут машины предыдущего поколения, характеристики которых российским военным давно известны
Авиационный эксперт, бывший инженер проекта по созданию самолёта пятого поколения Boeing JSF X-32
Эксперт отметил, что политическое и военное руководство России сделало все необходимые выводы и, несмотря на обещания «западных партнёров», продолжает укреплять ядерную триаду, совершенствуя как самолёты, так и ракеты. Это, по словам авиаконструктора, позволит России в случае необходимости обрушить всю мощь ядерной триады на атаковавшего страну противника.