Многие часто говорят о том, что наша страна многонациональная.
И это действительно так, довольно внушительную долю населения составляют граждане соседних стран, люди, которые по тем или иным причинам обосновались в России.
К иностранным гостям русские относятся неоднозначно.
Кто-то воспринимает их нейтрально, и без проблем взаимодействует.
Однако есть и та доля населения, что относятся к эмигрантам негативно. Именно в этой негативной окраске мы можем весьма часто слышать слово «хачи» или «хачики», в основном применимое к гражданам, прибывшим из Азербайджана, Туркменистана, Армении.
Откуда пошло это интересное наименование? Действительно ли оно является оскорбительным?
Этимология оскорбления
Известно, что в каждой стране складывается определённый стереотип о культуре, менталитете и других особенностях жителей соседних стран.
Так, например, многие считают слово «хачики» — оскорблением. Но не стоит упускать один интересный факт, заключающийся в том, что многие представители кавказской национальности называют русских «иванами», а немцев, например, «фрицами».
Всё это обусловлено особенностями имён в той или иной местности.
Если обратиться непосредственно к этимологии слова «хачик», можно понять, что оно, по неграмотности некоторых людей, в качестве оскорбления образовано от очень популярного в Армении имени Хачатур.
Следуя армянским традициям это имя расшифровывается как «данный Богом».
Зная эту информацию, объясняется происхождение необычного наименования жителей Армении. А также становится понятным, что это вовсе не оскорбление с точки зрения этимологии слова.
Ещё немного об истории слова
Корень «хач» в переводе с армянского языка, помимо уже вышесказанного, имеет ещё один лексический корень.
Слово «хач» — означает нательный крест, который носят христиане.
Поэтому, исходя из данной информации, «хачиками» в теории можно именовать и всех поборников православия.
Конечно, так никто говорить не будет, но стоит задуматься над тем, что данное слово употребляется неверно. Тем более, в применении ко всем иностранцем, а не только армянам.
Национальные конфликты
Именно вследствие неосведомлённости об истинном значении корня слова «хачик», многие русские употребляют его в качестве ярлыка для людей кавказской национальности в целом.
Это в корне неверно с этимологической точки зрения, а также с этической.
Люди, думая, что оскорбляют армян, лишь заявляют о своём незнании, можно даже сказать, некоторой неграмотности и невежливости.
Подобное пренебрежительное отношение к лицам кавказского происхождения способно вызвать не только локальные конфликты, но и разжечь межнациональные распри.
Подобные стереотипы нужно развеивать и уважительно относиться к людям, в независимости от их национальности.
Почти у каждого народа есть неофициальное прозвище. В Финляндии русских называют «рюся», а американцев в России – «пиндосами». Армяне тоже не избежали участи получить прозвище. Их называют – «хачами». Интересно, как появился этот этнофолизм, и что он означает?
Вообще, на этот счёт нет единой точки зрения. Но на сегодняшний день преобладают две версии.
По одной из них, всё дело в имени Хачатур. Это довольно распространённое среди армянского народа мужское имя, этакий аналог русского Ваньки, английского Томми, американского Джона или французского Жака. Если русских называют «иванами», то армян – «хачатурами», или сокращённо «хачами». А вот когда появилось это прозвище – не скажет никто.
По другой версии, всё дело в религиозной принадлежности. Армяне – один из первых народов на Кавказе, да и во всём мире, который принял христианство. Поэтому соседи-мусульмане якобы издавна называли армян «хачами», потому что армянское слово «крест» (խաչ) на слух звучит как «хач».
Вы самостоятельно можете в этом удостовериться, если вобьёте слово խաչ в Гугл.Переводчик и нажмёте кнопку Прослушать.
Возможно, постепенно и другие соседние народы, в том числе русские, тоже стали называть армян «хачами».
Сейчас слов «хач» считается оскорбительным. Это всё равно что назвать француза «лягушатником» или русского «кацапом». Но в давние времена, видимо, отношение к этому этнофолизму у армян было более спокойное.
Существует легенда, что во время многочисленных войн России на Южном Кавказе местные армяне, боясь, что русские солдатики-единоверцы как бы ненароком не подняли их на штыки, трясли перед ними своими нательными крестами и кричали «крест»: дескать, мы свои, христиане! Ну а по-армянски слово «крест», как мы выяснили, звучит как «хач».
Почти у каждого народа есть неофициальное прозвище. В Финляндии русских называют «рюся», а американцев в России – «пиндосами». Армяне тоже не избежали участи получить прозвище. Их называют – «хачами». Интересно, как появился этот этнофолизм, и что он означает?
Кадр из х/ф «Кавказская пленница».
Вообще, на этот счёт нет единой точки зрения. Но на сегодняшний день преобладают две версии.
По одной из них, всё дело в имени Хачатур. Это довольно распространённое среди армянского народа мужское имя, этакий аналог русского Ваньки, английского Томми, американского Джона или французского Жака. Если русских называют «иванами», то армян – «хачатурами», или сокращённо «хачами». А вот когда появилось это прозвище – не скажет никто.
По другой версии, всё дело в религиозной принадлежности. Армяне – один из первых народов на Кавказе, да и во всём мире, который принял христианство. Поэтому соседи-мусульмане якобы издавна называли армян «хачами», потому что армянское слово «крест» (խաչ) на слух звучит как «хач».
Хачкары – каменные стелы с изображением крестов. www.aervmo.ru
Вы самостоятельно можете в этом удостовериться, если вобьёте слово խաչ в Гугл.Переводчик и нажмёте кнопку Прослушать.
Возможно, постепенно и другие соседние народы, в том числе русские, тоже стали называть армян «хачами».
Сейчас слов «хач» считается оскорбительным. Это всё равно что назвать француза «лягушатником» или русского «кацапом». Но в давние времена, видимо, отношение к этому этнофолизму у армян было более спокойное.
Существует легенда, что во время многочисленных войн России на Южном Кавказе местные армяне, боясь, что русские солдатики-единоверцы как бы ненароком не подняли их на штыки, трясли перед ними своими нательными крестами и кричали «крест»: дескать, мы свои, христиане! Ну а по-армянски слово «крест», как мы выяснили, звучит как «хач».
«Они по-другому думают и по-другому любят» История россиянки, которая переехала в Армению, чтобы понять местных жителей
Людмила Яковлева переехала в Ереван три года назад. Решение о смене места жительства она приняла осознанно: девушка мечтала разобраться в ценностях и традициях армян. Людмила призналась, что до сих пор не разгадала «секретный код» местных жителей. В рамках цикла материалов о россиянах за границей «Лента.ру» публикует ее рассказ о жизни в Армении.
Все начинается с интереса
Начну с диалога, который случается с тобой каждый день, если ты живешь в Армении:
— Вы приехали погостить из Москвы? — Я здесь живу. — Зачем? Замужем за армянином? — Нет, просто страна у вас красивая. — Страна — да. Очень красивая. Но зачем?
Вопрос «зачем?» я сама никогда себе не задавала. В Армению я переехала больше трех лет назад из-за любви к стране и к ее народу. А родилась моя любовь из интереса к традициям и ценностям армянского народа.
Я воспитывалась, как мне иногда говорят, абсолютно советским человеком: никогда не делила людей на национальности, не задумывалась над различиями в языке, религии, цвете кожи, глаз и так далее
Вопросами о национальностях и национальных менталитетах я стала задаваться в университете. В нашей группе были ребята-армяне, мы дружили, и они стали главными объектами моего любопытства. В вопросах, которые я им тогда задавала, я, конечно, проявила всю свою наивность и, вероятно, безграмотность.
— Ашот, а вы христиане? — Люд. А ты на историю религий же ходила? — изумлялся он. — Ну да… — слегка обижалась я.
Это потом, через семь лет, я пойму и уложу в своей голове, что Армения — первое государство в мире, которое приняло христианство своей государственной религией.
«Арсен, а ты армянин?» — интересовалась я на пятом курсе у голубоглазого блондина-однокурсника по фамилии Хачикян. С Арсеном мы бок о бок проучились несколько лет, но до этого момента мысль о том, что он — армянин, не посещала мою светлую голову.
Обо всех этих историях я с ужасом вспомнила много лет спустя. Когда в моем окружении оказалось так много армян, я поняла, насколько они другие. Они измеряют жизнь иными ценностями, точно знают, где черное, а где — белое, по-другому думают, по-другому любят и по-другому прощают. И вот тогда началась история моего переезда в Армению.
Попытки понять армянский народ
Для того чтобы найти ответ на вопрос: а что же у армян в головах, понять их, я прошерстила все армянские пословицы и поговорки, армянские народные сказки, фильмы «Арменфильма», книги по армянской истории. Узнала о геноциде армян, удивилась, что мой любимый Иван Константинович Айвазовский на самом деле Ованес Геворкович Айвазян, и поняла, что для открытия истины мне нужно выучить армянский язык.
Тут же купила русско-армянский разговорник, скачала армянский букварь и принялась учить. На третьей же букве поняла, что все 39 букв армянского алфавита очень похожи и сливаются в одну: без посторонней помощи не разобраться. Недолгие поиски привели меня на курсы армянского языка при ВШЭ.
Там я призналась одногруппникам, что очень хочу поехать в Армению, но не как турист, потому что хочу узнать, как там на самом деле, без штампов и стереотипов. Мне посоветовали поехать по волонтерской программе: жить в гостевой семье, ходить на работу. Сказали, что так увижу все, как есть, и еще сэкономлю. И я, вооружившись уверенным знанием армянского алфавита, поехала в Армению в первый раз по волонтерской программе.
Для попадания в программу существует несложный отбор: нужно заполнить анкету на сайте, найти двух поручителей среди армян для получения рекомендации, а потом пройти онлайн-собеседование. Когда организация принимает решение взять тебя волонтером, с тобой обсуждают, в какой гостевой семье ты хочешь жить, где хочешь волонтерить.
Я выбрала семью со взрослыми, близкими к моему возрасту детьми, а в качестве волонтерской работы — частный детский сад, так как я тогда училась в педагогической магистратуре. Сама организация попросила меня два раза в неделю выходить не в детский сад, а в Ассоциацию юристов Армении, потому что основная моя специальность — юриспруденция.
Я прилетела в Ереван вечером 12 августа 2016 года. В самолете я сидела рядом с армянскими мужчинами с суровой внешностью и абсолютно детскими улыбками. Они весь полет предлагали мне воду, шоколад, интересовались, все ли у меня хорошо, и показывали гору Арагац из иллюминатора. И ничего не требовали взамен.
А потом мы долетели. Я шла по длинному стеклянному коридору аэропорта Звартноц и смахивала набегавшие слезы. Слезы счастья. Я только шагнула на эту землю, но уже любила ее всей душой. Я полюбила Армению задолго до этого. В моем телефоне на тот момент фотографий и картинок армянских гор было больше, чем моих собственных. Я искала их в различных пабликах, сохраняла, любовалась и искала снова
Меня встретили и повезли в город. Август, жара, вокруг несутся дорогие машины, из открытых окон которых звучит та самая веселая народная кавказская музыка. Я улыбаюсь и понимаю, что это они не в России себя так «нагло» ведут, это они так живут и даже не задумываются, что можно иначе.
Моя гостевая семья жила в самом центре Еревана, и в первый же вечер меня повели гулять по всем красивым местам города: площадь Республики, поющие фонтаны, ночной Каскад… Я шла, восторгалась и спрашивала себя: «А могла бы я здесь жить?» И три недели своего волонтерства в Армении я каждый день задавала себе этот вопрос и каждый день все с большей твердостью отвечала на него: «Да, могу».
В сентябре я уехала обратно в Москву. И после этого на протяжении двух лет сердцем и душой жила в Армении. Я приезжала в Ереван раз в три-четыре месяца и все ждала, что он мне разонравится. Старалась увидеть Армению в разные сезоны, разные месяцы, посетить как можно больше мест.
И однажды, когда снова настала пора возвращаться в Москву, мой гостевой папа вновь вез меня в аэропорт (у меня до сих пор теплые и близкие отношения с ними), я смотрела в окно машины, вглядывалась в играющие огни ночного Еревана, ревела и повторяла про себя: «Почему? Почему мой Ереван, мои горы остаются, а я — нет? Почему они тут, а я — там?!»
И тут я поняла, что готова переехать.
История переезда
Переехать в Армению из России нетрудно. Не нужна виза, страховка. Нужен лишь билет. Ну и после каждые полгода можно выезжать из страны (например, в Грузию, до которой ехать четыре-пять часов на машине) и не оформлять никаких других документов. Либо можно получить вид на жительство или просто оформить прописку. Штамп о регистрации по месту жительства ставят сразу в загранпаспорт.
Самым трудным для меня было собрать и перевезти вещи. В Москве я жила в арендованной квартире, поэтому не могла ничего оставить. По факту я уезжала в другую страну и увозила всю свою жизнь. Что-то, конечно, при переезде выбросила, что-то подарила, отдала, увезла маме — но больше 100 килограммов вещей переехало со мной.
Первые полгода после переезда жизнь прекрасна: ощущаешь себя в отпуске. Пока есть сбережения, не напрягаешься по поводу работы, постоянно ходишь по ресторанам, много гуляешь, много танцуешь, в общем, радуешься жизни. А потом неожиданно приходит осознание, что жить в стране — не то же самое, что приезжать отдыхать.
Во-первых, нужно найти работу. Говорят, в Армении нет работы, поэтому люди отсюда уезжают. Это неправда. В Армении есть работа. И ее очень много. Просто за нее не хотят платить. Плюс к этому здесь очень простой и нелогичный порядок трудоустройства
Для того чтобы тебя взяли на хорошую оплачиваемую (и даже не всегда высокооплачиваемую) работу, тебя должны знать лично. Или кого-то из близких к тебе людей, кто тебя порекомендует. Личные и родственные связи решают все. Остальному, как кажется многим, можно научить на месте. Сейчас есть компании, которые стремятся к более прогрессивному подходу и стараются оценивать в человеке его профессиональные качества, но не могу сказать, что это повсеместно.
Я переехала, полагая, что ушла из юриспруденции навсегда, но не понимала, чем я хочу заниматься. В итоге я отправила резюме в самые разные компании: туристические, IT, образовательные организации, Газпром, операторам связи, в банки, на телевидение и, на всякий случай, в юридические компании.
В целом со знанием английского языка (даже без знания армянского) при совпадении ряда обстоятельств в Армении можно найти хорошую высокооплачиваемую работу. При наличии только русского языка есть две основные возможности: быть гидом для русскоязычных туристов или оператором в кол-центрах, работающих на Россию
Особых связей у меня не было, но на несколько собеседований я все же попала. На первых двух руководители просто хотели посмотреть на девушку, которая зачем-то переехала в Армению. Третьим было собеседование в кол-центр. На звонки отвечать я бы не пошла, даже если бы меня потом и пригласили на работу, и, мне кажется, они это почувствовали.
Кроме этого, два раза я успела поработать бесплатно. В IT-компании и в туристической компании. Бесплатно — это как бы испытательный срок, когда вы с работодателем присматриваетесь друг к другу. Фактически на этом сроке ты работаешь наравне со всеми сотрудниками, просто тебе не платят за это. А после окончания испытательного срока всегда находится способ сказать, что нужно еще немного присмотреться и поработать просто так, потому что пока не время брать тебя в штат.
Проскитавшись так немного, я сначала решила самостоятельно организовывать экскурсии по Еревану, завела свой блог в Instagram и стала сотрудничать с международной компанией Localie. А потом благодаря покровительству своей подруги попала в российскую государственную структуру в Армении.
Погода, менталитет и медицина
Еще одна особенность — климат. После жаркого армянского лета приходит суровая армянская зима. В Армении со времен карабахской войны 90-х годов нет центрального отопления. Поэтому температура в квартире напрямую зависит от финансовых возможностей жильца. Ходить зимой дома в шортах и футболках в Армении себе не позволяет практически никто: в году пять месяцев достаточно холодной зимы, когда солнечным днем на улице может быть теплее, чем дома. К этому нужно привыкнуть.
Также нельзя не рассказать про армянский менталитет. Удивительно, что именно за ним я и ехала в Армению, и теперь мне сложнее всего с ним смириться. Хороший сервис в известных армянских ресторанах и гостеприимство местных жителей никуда не деваются. Только кроме походов в гости и рестораны нужно покупать еду, одежду, косметику, ремонтировать вещи, относить их в химчистку, ходить на стрижку и так далее.
Армяне — созидательный народ. Нет ничего хуже, чем сказать армянину «вы обязаны это сделать для меня». И еще к какому-то сроку. Можно сразу распрощаться с надеждой, что услуга будет оказана качественно. Хотя иногда напор и помогает ускорить процесс, но только если его потом сгладить обезоруживающей улыбкой и комплиментом
В Ереване хорошо развит сервис доставки. Вы можете заказать даже пачку сигарет из магазина, и ее привезут в течение получаса.
В стране есть государственные и частные образовательные и медицинские учреждения. Однако практически за все приходится платить, даже за лечение очень серьезных заболеваний. Поэтому армяне обращаются к врачам только когда боль терпеть уже невозможно. Образование не на самом высоком уровне, без репетиторов не обходится, хотя частные школы Армении — прекрасны. Многие выпускники частных школ поступают в европейские и американские университеты.
У каждой семьи в Армении есть свои врачи, сантехники, электрики, поставщики мяса, овощей, фруктов и даже бензина. Но по своему опыту скажу, что даже если опираться на советы надежных людей, не факт, что останешься довольным. Армяне — люди творческие, вы можете просто не вызвать у них вдохновение, и работа будет сделана не так хорошо, как ожидалось. Поэтому путем проб и ошибок просто ищешь «своих» мастеров, с кем у тебя сложится взаимопонимание.
Тут никогда не говорят «нет». Даже если мастер понимает, что поставленная задача ему не по силам, он все равно скажет, что все сделает. Как правило, ничего хорошего из этого не выходит
Армения — страна контрастов
В Армении то, что в одной ситуации — кошмар, в другой — благо. Ключевой пример — нарушение личных границ.
Здесь всем есть дело до всех. Здесь могут спросить, с кем ты живешь и чем и сколько зарабатываешь, прежде чем узнают, как тебя зовут
С другой стороны, вот упал человек на улице — и всем тоже есть до него дело. Никто не пройдет мимо, все остановятся, поинтересуются, что случилось, чем помочь, вызовут скорую помощь и дождутся врачей. В горах никогда ни одна машина не проедет мимо стоящего на обочине автомобиля. Всегда спросят, не нужна ли помощь? И если нужно — остановятся и помогут.
Цены в Армении разные. Дешевые фрукты и овощи (на окраинах Еревана дешевле, чем в центре), дорогое мясо. Бакалейная продукция — по российским ценам. Зарплаты — в среднем 200-250 долларов (15-18 тысяч рублей), причем обычно у людей несколько источников дохода.
Стереотипы и традиции
Я переехала в Армению, потому что хотела жить в стране, где я счастлива, а еще я хотела разгадать какой-то секретный код в голове и душе каждого армянина.
И чем дольше я здесь живу, тем больше и больше ухожу от сложившихся стереотипов и больше запутываюсь. Именно в Армении меня впервые послали матом взрослые мужчины. И я понимаю, что это исключительно потому, что в бытовом споре я не могу уступить только из-за того, что со мной спорит мужчина, и он старше меня по возрасту. Ведь я знаю, что он категорически не прав по существу. И для меня это важнее, чем пол и возраст человека.
При этом именно с мужчинами, а не с женщинами, у меня лучше складываются дружеские отношения. Главное, сразу расставить все точки над i и определиться, что вы просто приятели.
С армянскими женщинами подружиться сложнее. Мы, конечно, все женщины постсоветского пространства, и у нас у всех на подкорке записано, что наша главная задача в жизни — выйти замуж и родить детей. Только в Армении я осознала, что у кого-то это проявляется более очевидно. Я училась и взрослела Москве, где женщина без семьи не считается неполноценной. В Армении до этого еще далеко. Женщина может руководить крупной компанией, но если она не замужем — это не считается
Хотя мир меняется, и Армения вместе с ним. В Армении все больше работающих, финансово самодостаточных женщин, и, соответственно, растет число разводов. Но в обществе все еще делят девушек на порядочных и непорядочных. Интересно, что критерии порядочности куда жестче в отношении армянок, чем женщин других национальностей.
Тоска по бородинскому хлебу
Я живу в Ереване больше трех лет и не думаю, что полностью адаптировалась. Я даже все еще не нашла всех своих мастеров.
В первый год мне очень не хватало двух вещей: бородинского хлеба и хорошей обуви. Хлеб из России мне привозят родные и друзья, когда приезжают. А с обувью я разобралась в этом году. Обнаружила много маленьких магазинов обуви ручной работы, где можно что-нибудь себе подобрать.
Вообще, после переезда жизнь сильно меняется. В Москве я практически не ходила по магазинам с одеждой и все заказывала онлайн. В Армении с этим трудно. У привычных магазинов, как правило, нет прямой доставки в Армению, и, если очень нужно, приходится пользоваться перевозчиками-посредниками. Такие сервисы в Армении очень популярны.
Ну и самое трудное — лекарства. В Армении их мало и в основном это недорогие, более простые медикаменты. Благо, я здоровый человек. Но, как оказалось, даже обычные капли для глаз, которые мне выписывали в Москве, найти в Ереване нереально.
Большой неочевидный плюс жизни в Армении — интернет-покрытие. Интернет здесь быстрый, ловит практически везде. Даже высоко в горах.
За последний год мы в Армении пережили не только пандемию COVID-19, но и войну, и пятибалльное землетрясение в Ереване. Но ни разу мне не захотелось уехать.
Я не исключаю, что когда-нибудь мне захочется переехать куда-то еще, но уверена, что это будет не Россия. Мне нравится, когда вокруг звучит неродная речь, меня окружают непривычная культура, архитектура, погода. Сейчас же я просто хочу жить в тихом, мирном, уютном Ереване, иметь возможность приезжать несколько раз в год в Россию и путешествовать по миру. И я думаю, что все это можно устроить
Первое появление армян на Северном Кавказе неизвестно, однако есть свидетельства, подтверждающие наличие значительного армянского населения на юге современной России уже в 1 веке до н. э. и связано это было с экспансией царя Великой Армении Тиграна Второго в 95-55 гг. до н. э. Хотя сама территория Северного Кавказа в состав Великой Армении не входила, но там располагался многотысячный контингент армянских легионов и их семей согласно договору о военном союзе между Тиграном и Понтийским царем Митридатом, в чьи владения входили Северное Причерноморье, включая Крым и прибрежные части современных Краснодарского края и Ростовской области. Дальнейшее расселение армян на Северном Кавказе происходит в раннем средневековье и связано с христианской миссионерской деятельностью Великой Армении, стремящейся распространить христианство среди своих соседей-язычников. В то время территория юга России входило в состав Аланского царства, главными жителями которой были ираноязычные аланы — прямые предки современных осетин. Существует история, записанная в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци (5 век) о похищении аланской царицы Сатеник царем Великой Армении Арташесом (189—160 гг. до н. э.). На территории современного Дербентского района Дагестана в начале 4 века во время своей миссионерской деятельности от рук язычников погибает святой Григорис, внук Григория Просветителя, направленный распространять христианство в Иверии и Кавказской Албании. На месте его смерти (на окраине совр. села Нюгди) была возведена часовня святого Григориса, которая является местом паломничества для множества верующих. В 680—885 гг. Дербент входил в состав Армянского эмирата. Новый массовый поток армян на Северный Кавказ, датируется 11-13 веками в связи с тюркским нашествием в Великую Армению и падением армянской столицы-города Ани. В районах Кубани к 14 веку насчитывалось ок. 11 армянских аулов, жители которых, позже основали город Армавир на территории современного Краснодарского края. В 17-18 веках десятки тысяч армян покинули территорию Восточной Армении (преимущественно Равнинный Карабах) и обосновались на территории современных Ставропольского края, Чечни и Дагестана, создав свои колонии близ Кизляра (село Карабаглы), Ставрополя, Моздока, а также основав город Сурб Хач, соответствующий современному городу Будённовск Ставропольского края. В конце 18 века в селе Нюгди под Дербентом проживали армяне, об этом находим подтверждение в письме католикоса Иосифа Аргутинского командиру одной из частей графа Зубова (его направила на юг Екатерина II) генералу Сергею Булгакову, датированом августом 1796 года. В этом письме приводится список 9 армянских деревень и их жителей в Дербентской и Мушкурской провинциях, в том числе «Нугди» [7] Новый массовый поток армян на Северный Кавказ приходится на 19 век и особенно, на начало 20 века, в связи с трагическими событиями в Западной Армении. Практически всё оставшееся в живых армянское население Трапезундского вилайета Османской Империи, между 1835—1916 гг., эмигрировало на Черноморское побережье Северного Кавказа, поселившись, в основном, в бывших адыго-черкесских аулах, чьи жители (шапсуги, убыхи и т. д.), наоборот, вынуждены были эмигрировать в Османскую Империю и поселились, в свою очередь, в селах, оставленных армянами. Часть армян, считающихся выходцами из древнего малоазиатского города Эдесса (современный город Шанлыурфа в Турции), эмигрировали в современный Ставропольский край, где основали поселение Эдиссия, расположенное в совр. Курском районе. К 1921 году на Северном Кавказе и Предкавказье проживало ок. 150 тысяч армян, в 1989 году, ввиду высокого естесственного прироста населения, их число превысило 400 тысяч. После 1989 года в регион хлынул новый поток армян, и связано это было с трагическими событиями на Южной Кавказе: грузино-абхазским конфликтом, армяно-азербайджанской войной, землетрясением в Спитаке и Ленинакане и т. д. В результате сотни тысяч армян из Южного Кавказа вновь нашли свое убежище на Северном Кавказе. По состоянию на 2010 год в регионе, по официальным данным, насчитывалось ок. 600 тысяч армян, но эти данные считаются искусственно заниженными. По данным армянских источников, число армян на Северном Кавказе и Предкавказье составляет ок. 2 миллиона человек.
Армяне в Крыму в VIII—XVIII веках
В VIII веке Крым находился в составе Византии, и армяне (являвшиеся подданными Византии) переселялись из различных городов империи, находящихся на Армянском нагорье, в Крым.
В течение XI—XII веков налеты кочевников-сельджуков подрывают устои армянского региона и жители постепенно эмигрируют в другие области Византии, в том числе Крым. Среди первых поселений — Каффа (ныне — Феодосия), Солхат, Карасубазар (ныне — Белогорск), Орабазар (ныне — Армянск).
Стабильность региона позволила вести активную экономическую деятельность. Даже монгольское нашествие не сильно поколебало благополучие армянской общины Крыма.
Присутствие генуэзцев в Крыму также способствовало экономическому развитию. По мере усиления трудностей в Армении, в Крым переезжало всё больше поселенцев. В XII веке насчитывалось более сорока приходов армянских апостольских христиан, армяне стали второй по численности этнической группой Крыма (после крымских татар), количество армян было так велико, что некоторое время генуэзцы называли юго-восточное побережье Крыма «Морской Арменией», в частности в городе Каффа (современная Феодосия) армяне составляли 2/3 населения.
В 1475 году Крым перешёл туркам-османам, начались гонения на иноверцев, Крымское ханство стало союзником Османской империи.
Несмотря на усиление ислама в регионе, армянские общины продолжали существовать в Кафе, Карасубазаре, Балаклаве, Гёзлёве, Перекопе и Сурхате. В 1770-х годах в целях ослабления Крымского ханства, А. В. Суворов переселил все армянское и греческое население в Азовскую губернию. В 1783 году Крым перешёл к России.
Армяне в Поволжье в XII—XV веках
В XII веке армяне появляются в Волжске-Камской Болгарии, а к концу XIII века, относится основание армянских колоний на территориях Золотой Орды в городе Сарай-Берке. В XIV веке татары разоряют северные области Армении, в результате тысячи армянских пленных попадают в Астрахань. После падения Золотой Орды и образования Астраханского ханства армяне поселяются в его столице — Хаджи-Тархан.
Армяне в Русском Царстве
Армяне живут в Москве 800 лет. В Посаде была основана армянская колония и известно, что между армянами и жителями Москвы заключались браки и кумовство.
В XVI веке пришлые тюркские племена окончательно уничтожают государственность в Армении и делят страну на Западную и Восточную Армении, вследствие чего, большое число армян покидают Армению и рассеиваются на обширных пространствах от Китая до Европы, много армян переезжают в Московскую Россию, основывая значительные колонии.
В основном, все эти колонии состояли из купцов, строителей, врачей, художников, ювелиров и ремесленников. Армяне в России пользовались особыми привилегиями, так, например, по указу Ивана Грозного армяне пользовались налоговыми льготами. Тем самым царь стремился привлечь под свое подданство, по возможности, большее число армян. Благодаря этому в Россию приезжали различные мастера—»золотописцы», художники, чеканщики, ювелиры.
Понимание того, что армяне оказывали кардинальное, в положительном отношении, влияние на экономику страны, заставляло российских правителей создавать все новые и новые привилегии для армянства.
В XVI веке, в Москве появляется гостиный «Арменский двор», куда завозятся товары со всех концов света.
Царь Алексей Михайлович способствовал поселению в Москве многих армян — купцов, ремесленников. В Московском Кремле при нём начал работать армянский художник Богдан Салтанов, его росписи в Кремле сохранились до сих пор.
В XVII веке, русские цари продолжали поощрять деятельность армянских купцов.
В 1660 году армянский купец из Новой Джуги Ходжа Закар Саградовым (Шариманян) подарил русскому царю Алексею Михайловичу, алмазный трон.
«1660 года, Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашскаго шахова бляжняго человека Ихто Модевлетова, купчина Армянин Захарей Сарадаров в дарех: кресла оправлены золотом с каменьи, с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. алтын».
Для украшения трона армянские купцы приобрели в Индии огромное количество драгоценных камней в числе которых 800 замечательных алмазов. Трон обложен золотой басмой и чеканными сетчатыми накладками, которые были украшенны драгоценными камнями. Из четырёх столбиков основы сидения, на двух задних были поставлены два дополнительных, отклоняющихся назад столбика, образующих спинку. На спинке, покрытом чёрным бархатом, золотом и жемчугами вышиты два Гения. Одной рукой Гении держат трубу, а другой поддерживают корону сплошь покрытую алмазами, яхонтами и жемчугами. Груди Гениев также украшены яхонтами и жемчугами, а между ними расположена унизанная жемчугом надпись: «Могущественнейшему и непобедимейшему Московии Императору Алексею, на земле благополучно царствующему, сей трон великим искусством сделанный; да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».
Этот удивительный алмазный трон сделал свое дело. Отчасти благодаря этому в 1667 между Россией и Армянской торговой компанией Нор-Джуги, был заключен договор согласно которому армянский купцам даровались привилегия свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Западную Европу.
Это чудесное произведение искусства, ныне хранится в Оружейной палате Кремля, как памятник геополитического сотрудничества русских и армян.
Армянские архитекторы оставили значительный след среди памятников на всей территории Русского государства, а армянские купцы сыграли большую роль в деле укрепления торговых и культурных связей Руси не только с регионами лежащими на юге, но почти со всем миром, ведь армянским купцам удавалось добиться особых привилегий не только на Руси, но практически во всех странах мира.
Армяне в Российской Империи XVIII век
После нескольких лет скитаний по Европе, и не добившись положительного ответа от европейских монархов на свой проект по освобождению Армении, армянский князь Исраэл Ори в 1701 г. прибыл в Москву, с целью обратиться к русскому государю Петру I. Петр I внимательно выслушал просьбу карабахских меликов (князей) о заступничестве от персидского ига, после чего царь обещал помочь Армении сразу же после окончания войны со Швецией. Исраэл Ори получил звание полковника русской армии и во главе специального русского посольства был направлен в Персию. Однако, планы Исраэла Ори не были реализованы полностью. По возвращении из Персии в 1711 году в Астрахани русский посланник Исраэл Ори скоропостижно скончался. Но Петр I, не забыл своего обещания начать войну за освобождение Армении, закончив войну со Швецией, он в 1721 году предпринял свой известный «Каспийский поход». Овладения армянским Карабахом, составляющим северные провинции Персии, тогда не состоялось, у Российской Империи ещё не было достаточных сил. Тем не менее, армяне узнали о возможностях реализации военно-политического содружества с Россией во имя освобождения своей страны. И в результате политические связи стали возрастать. После этого появились указы Петр I в которых он поощрял переселение армян в российские пределы. 10 ноября 1723 г. Петр I подписал указ, по которому армянам, жившим на Северном Кавказе и в прикаспийских областях, предоставлялся ряд привилегий, им отводилась места для поселений в прикаспийских территориях и предусматривалась значительная помощь. В эти годы из Карабаха в Кизляр, Моздок и другие города прибывали тысячи армянских поселенцев. Многие армяне за их вклад в развитие торговли России с зарубежьем получили дворянские титулы. Это известные и сегодня имена меценатов Лазаревых, Атрапетовых, Абамелек, Аргутинских, Деляновых, Лорис-Меликовых и других Вслед за Петром I политику переселения армян в Россию продолжила императрица Екатерина II.
Из указа Екатерины II: «Мы даем дозволение выходцам из-за Кавказских гор селиться и признаем за полезное основать города для армян».
С тех пор существуют города и районы компактного проживания армян в Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской и других областях России, в Николаевской, Херсонской, Одесской областях. Так на юге России появились города основанные и заселенные армянами. Это Нахичевань-на-Дону 1779 г. и прилегающие к городу пять селений, Григориополь 1792 год (ныне Приднестровье), Святой Крест (Буденновск) 1799 год, а немного позже был заложен Армавир 1837 году, (ныне Краснодарский край). Все эти поселения основывались с ведома, разрешения и по приказу российских правителей, в городах жили не только армяне, а также представители других национальностей, но при их закладке, армяне были подавляющим большинством. Помимо этого существовали обширные армянские общины в различных городах России: Каменец-Подольский, Астрахань, Москва, Санкт-Петербург и в других населенных пунктах. К тому же в XVIII веке, проводятся активные переговоры между армянским купечеством и российскими правителями по присоединению или точнее, по освобождению Восточной Армении из-под власти персидских шахов, а впоследствии предполагалась война за Западную Армению. Существовали проекты по освобождению Армении, в среде крупных армянских идеологов освободительного движения. Таких как: Иосиф Эмин (1726—1809 гг.), Мовсес Баграмян (гг. рожд. и смерти неизв. жил в середине XVIII в.), Шаамир Шаамирян (1723—1798 гг.) и других. Была написана конституция будущей свободной Армении представителями индийских армян. Кроме того, основные идеологи освободительного движения армянского народа свои надежды на освобождение Армении связывали с Российской империей.
Восточная Армения в составе Российской Империи 1828—1918 гг.
Армяне в Советской России в 1921—1991 гг.
Согласно официальной советской переписи 1926 года, на территории СССР проживало 1567568 армян, из которых 195000 (12.4 %) проживали на территории РСФСР, главным образом в регионе Северо-Западного Кавказа и низовьях Дона. В самой Армянской ССР проживало 743 571 (47.4 %). Армяне имели один из самых высоких показателей естественного прироста. Так, с 1926 по 1989 года, зафиксировано 3-х кратное увеличение численности армянского населения и это, несмотря на гибель свыше 300 тысяч армян на фронтах Великой Отечественной войны и примерно столько же в сталинских концлагерях. К моменту распада СССР на территории страны проживало почти 5 миллионов армян, в том числе ок.600 тысяч на территории РСФСР. Сами армянские организации оспаривают эти цифры, считая, что во время советских переписей многие армяне умышленно записывались в «русские» и реальная численность армян в РСФСР накануне его распада должна была составлять около 1 миллиона человек.
Армяне героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Свыше 600 тысяч армян ушли на фронт, половина из них не вернулись. Среди военачальников Советской Армии было 60 генералов и адмиралов-армян. Одним из организаторов Военно-Морского флота СССР и зачинателей научного направления в области истории военно-морского искусства быладмирал флота Союза ССР И. С. Исаков (Тер-Исаакян). В период войны на флоте он занимал высокие командные посты, вплоть до заместителя министра и начальника штаба ВМФ СССР. Его «Морской атлас» стал учебным пособием во многих академиях мира. Армянский народ дал Родине четырех маршалов — Баграмян, Бабаджанян, Худяков (Ханферянц), Аганов и одного адмирала флота СССР. Всего было три адмирала флота высокого ранга, это Исаков, Кузнецов и Горшков. Примечательно то, что перечисленные полководцы-армяне представляют все рода войск Вооруженных сил нашей армии. Для сравнения скажем, что вся Средняя Азия, все Закавказье (кроме Берия) и вся довоенная многомиллионная Москва не дали ни одного боевого маршала. Таманская стрелковая дивизия (единственная национальная дивизия в составе Советской Армии) под командованием генерал-майора Нвера Сафаряна участвовала в штурме Рейхстага. Плечом к плечу с русскими и другими народами СССР армяне героически защищали Москву и Ленинград, бились за Брест и Киев, Одессу и Севастополь, сражались у стен Сталинграда и на просторах Северного Кавказа, громили врага на Курской Дуге и на Днепре, участвовали в освобождении Украины и Белоруссии, прибалтийских республик и Молдавии, приняли участие в разгроме империалистической Японии.
Армяне в Российской Федерации
В жизни региональных отделений САР принимают деятельное участие президент САР А. А. Абрамян и члены правления организации, оперативно откликаясь на проблемы, возникающие в регионах.
В 1996—2011 гг. в Москве был построен Армянский храмовый комплекс, который станет резиденцией Патриаршего Экзарха (Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви) и одним из духовных центров армян России.
Храм строится строго по армянским канонам. Скульптурные объёмы храма основаны на традициях классической армянской архитектуры. Здание храма размещается на стилобате, являющимся традиционным каменным основанием, характерным для церковной архитектуры Армении. За основу проекта главного объекта ансамбля храма взят тип классического христианского сооружения Армении.
Объемно-пространственное решение внутреннего пространства храма максимально приближено к кругу, обрамленному семью апсидами. На отметке +11.00 предусмотрен ярус-балкон для хора, галерея и служебные помещения. Барабан храма опирается на 8 пилонов. Шатер решён в виде складок из отдельных треугольных граней. Стилобат решён в двух уровнях.
Фасады храма и резиденции отделываются армянским охристо-оранжевым туфом. Мощение стилобата выполняется из гранитной брусчатки и гранитных плит. Парапеты и подпорные стенки так же облицовываются туфом различных оттенков, на полу мрамор и гранит. В наружной и внутренней отделке храма в качестве декора применены резьба по камню.
Высота кафедрального собора без креста составит 50 метров, длина и ширина — соответственно 40 и 35 метров, а диаметр купола составит 21 метр. Храм будет рассчитан на 1000 прихожан. Его площадь составит 25,1 тыс. квадратных метров. Под ним построят подземную автостоянку на 160 машиномест.
В июле 2003 года контрольный пакет акций компании в 78 % минус четыре акции был приватизирован. [8] [9]
В 2007—2008 годах у ИФД КапиталЪ были выкуплены следующие страховые компании («КапиталЪ Страхование», «КапиталЪ Перестрахование», «КапиталЪ Медицинское страхование», «КапиталЪ Страхование Жизни»). Они продолжают вести бизнес под брендом Капитал.
1 января 2010 года на базе территориальных подразделений десяти страховых обществ Группы «Росгосстрах» создана единая федеральная компания ООО «Росгосстрах». Она стала правопреемником всех прав и обязательств бывших региональных и межрегиональных обществ Группы «Росгосстрах» перед их клиентами и партнерами. В рамках объединения к ООО «Росгосстрах» перешла вся региональная филиальная сеть. [10]
В 2002 году, Александром Акоповым был учрежден ЗАО «Амедиа». В 2002 году «Амедиа» первой в России заключила договор на совместное производство с компанией Sony Pictures. Первым проектом этого тандема стал 127-серийный телероман «Бедная Настя», вышедший на экраны в 2003 году. Сериал был продан в 25 стран мира, включая страны СНГ, Китай, Скандинавские страны.
В сентябре 2005 года на канале СТС начинается показ 200-серийного сериала «Не родись красивой». Это проект стал одним из самых успешных российских сериалов за всю историю российского телевидения. По оценкам компании TNS Gallup Media ежедневно его смотрели около 7 миллионов телезрителей.
В 2005 году «Амедиа» начинает работать с Первым каналом. На экраны выходит историческая авантюрная мелодрама «Адъютанты любви», а в начале 2006 года — семейная сага «Любовь как любовь».
В 2005 году компания «Амедиа» занялась производством телепрограмм, в том числе юмористическими шоу «В субботу вечером» (2005) для СТС и «Вечер с Тиграном Кеосаяном» (2006) для «РЕН ТВ».
В январе 2009 ОАК, после передачи ещё части акций в уставный капитал, контролирует 49,64 % ИФК, 86,69 % ФЛК. [15]
В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. [16] Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК. [16]
В 1991 году была учреждена «Ассоциация российских банков», чьим президентом стал Тасунян Гарегин Ашотович. Ассоциация является ассоциированным членом в Банковской федерации Европейского союза, объединяющей около 3000 банков Европы.
Ассоциация является учредителем или соучредителем Московской межбанковской валютной биржи, Национальной ассоциации участников ипотечного рынка, Национального бюро кредитных историй, Московского клирингового центра.
Интересные факты
Армяне в Казачестве
Регионы проживания
Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье, в частности (2002 год [2] ):
Армянский национальный район
С 1925 по 1953 гг. на территории Краснодарского края (в 1925—1934 — Северо-Кавказского, в 1934—1937 Азово-Черноморского края), населённой преимущественно армянами, существовал Армянский национальный район.
Центром района было назначено село Елисаветпольское. Район входил в Майкопский округ. После ликвидации окружного деления в 1930 году район перешёл в прямое подчинение краевым властям.
В конце 1930-х годов термин «национальный район» перестаёт употребляться, и район называется просто Армянским.
С 1943 по 1946 год центром района было село Черниговское.
В 1953 году район был упразднён, а его территория — разделена между соседними районами.
Этнические группы — черкесогаи, амшенцы и донские армяне
Сюда они начали проникать в Х веке из Крыма, и к ХII веку уже имели значительную колонию на Таманском полуострове. В 1475 г., когда турки окончательно захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали активно эмигрировать, при этом часть из них нашла убежище на Кавказе среди адыгов и абхазов, в то время ещё христиан или язычников. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру — армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась новая этническая группа черкесогаев — горских армян (черкесогаев).
C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться ислам, и для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 года они обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г. Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских». В 1837 году на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник небольшой аул горских армян. В 1839 году поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой основания Армавира (первоначальное название — Армянский аул).
В настоящее время черкесогаи проживают в основном в городах Армавир, Майкоп и Сочи.
Амшенский субэтнос сформировался в VI веке, на черноморском побережье Малой Азии, на основе местного армянского населения и примкнувшей к ней 12 тысячной армии (с их семьями) князя Шапухра, из рода Аматуни и его сына Хамама. В VI-XV вв имели свое полунезависимое княжество на берегу Черного моря, восточнее современного города Трабзон. В XV веке в результате длительной войны с османами, амшенское княжество было уничтожено и включено в состав Османской Империи, а его князя и войско истреблены. Далее шел длительной процесс насильственной исламизации, в результате часть амшенцев, принявших ислам, сформировались в отдельную группу-хемшилы, которые до сих пор проживают в регионе исторической области Амшен, на территории современной Турции. Остальная часть, не пожелавшая принять ислам, подвергалась долгим гонениям, привлекшим их массовый исход начиная с XVIII века, на территорию черноморского побережья Кавказа, в районе современных Краснодарского края и Абхазии. Сегодня амшенцы компактно проживают на всем черноморском побережье от Анапы до Сухума, местами наиболее компактного расселения амшенцев являются Сухуми, Гагра, Гадаута, Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Апшеронск. В ряде из вышеперечисленных районов амшенцы составляют большинство населения.
Армяне поселились в Крыму в I—V веках, далее их численность постоянно росла, особенно в ХI веке. Это были беженцы из Анийского царства. Спустя еще полвека, другая большая группа беженцев из Ани, которая жила до этого в Киликии, переселилась в Крым. Киликия — это древнее армянское государство на берегу Средиземного моря, которое было основано армянами к концу XI века и просуществовало около 300 лет (1080—1375 гг.). В 1375 году египетский султан Мелик-эль-Ашреф-Шабан уничтожил это государство. Впервые генуэзцы появились в Крыму в 1281 году при крымском хане Оран-Тимуре. На купленной у хана территории они устроили торговую факторию, осваивали прибрежные районы Крыма. Крымские татары располагались в основном в степной части полуострова. Благодаря большому притоку итальянцев из Генуэзской республики, эта фактория быстро разрослась и в XIII—XIV веках стала крупным торговым центром под именем Кафа (нынешняя Феодосия). Кафа была хорошо укреплена, защищена широким рвом и обнесена валом. Город и все поселения генуэзцов управлялись своим консулом, который находился под властью Генуи. Генуэзцы были фактическими хозяевами всей ‘приморской части полуострова с городами: Кафа, Солдая (Судак), Гезлов (Евпатория), Сурхат и другими, платя хану лишь пошлину с привозимых и вывозимых товаров.
Петр I постоянно думал о расширенна границ России на юг, о выходе к морю. В 1637 году казаки взяли Азов, но в 1643 г. по требованию российского правительства город-крепость был возвращен туркаем. В 1696 г. Петр I овладел Азовом, а в 1698 г. начал строить город Таганрог.
В 1711 году Россия была вынуждена отказаться от своих завоеваний в Приазовье и возвратить туркам Азов вместе с Таганрогом. Но в 1739 г. утраченные земли были вновь возвращены России. По условиям Белградского мирного договора, заключенного с Турцией в 1739 году, Россия не могла иметь в Азове и Таганроге укреплений. Поэтому русское правительство, чтобы надежнее защитить свою южную границу, добилось права на постройку новой крепости в низовьях Дона, между Черкасском и Азовом. Как мы видим, Россия с большим трудом и ценой невероятных усилий пробивала выход к Черному морю.
В 1774 году в результате войны с Турцией русским правительством был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому татарское ханство в Крыму признано было независимым от Турции. Россия усиливает свое влияние в Крыму и серьезно начинает претендовать на то, чтобы стать могучей морской державой. В частности, контролировать Черное море. Для того, чтобы упрочить свое влияние в Крыму, русское правительство возвело на ханский престол своего ставленника Шагин-Гирея, человека для того времени образованного и эрудированного. Чтобы поставить хана, его чиновников и мурз в еще более зависимое положение от России, правительство Екатерины II задумало экономически ослабить ханство, выселив из Крыма греков и армян, так как уплачиваемые ими подати составляли главную статью доходов хана, они держали в своих руках почти всю торговлю, земледелие и ремесленное дело полуострова. Другой немаловажной причиной, побудившей российское правительство организовать переселение армяни греков, было стремление поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. Агенты царского правительства начали вести тайные переговоры с армянским и греческим духовенством, а также с авторитетными представителями этих народов. Многие армянские купцы по своим торговым делам имели деловую связь с населенными пунктами Южной России и, конечно, не прочь были переехать в новые края и здесь широко развернуть свою коммерческую деятельность, тем более в христианском окружении. Ведь армяне страшно боялись, что турецкий султан вытеснит русских из Крыма. Слухи о переселении христианского населения Крыма дошли до хана и его мурз. Хан был в бешенстве. Он требовал разъяснений от российского правительства, лично от А. В. Суворова. Официальные ответы гласили о том, что эта акция проводится по просьбе христианского населения Крыма, по человеколюбию и долгу, и, конечно, Россия готова принять своих единоверцев. Татары были очень взволнованы. По их признанию они теряли христиан «как душу из тела».
Отношение к христианам настолько ухудшилось, что греческий митрополит выехал из Бахчисарая в русский лагерь, а армянский архимандрит счел за благо скрыться в Кафе у своей паствы. Но щедрые подарки и заманчивые обещания русского правительства подействовали на хана и его мурз. Они пошли на уступки. Дело принимало большой размах и сдвинулось с мертвой точки. Командующего русскими войсками в Крыму князя Прозоровского, не согласного с политикой переселения, как и фельфмаршал Румянцев, сменяет в апреле 1778 года решительный и энергичный генерал А. В. Суворов. Екатериной II Суворову приказано дело ускорить. Суворов организовывает и командует переселением христианского населения Крыма.
Армяне, одна, еще раньше жили на территории низовьев Дона. Так, армянские купцы обосновались одно время в Золотоордынском Азате (Азове)в XIV—XV вв. Еще раньше армянские фактории существовали в рамках Хазарского Коганата IX—Х вв. Но массовое переселение армян на Дон осуществилось только в XVIII веке. После полутора лет переселения, связанного с большими трудностями, армяне получили право на постоянное жительство. В устье Дона, на имперской территории, а не на казачьей, с востока крепости Дмитрия Ростовского, где располагался его форштадт Полуденка, был основан армянский город Нахичеван со своими селениями, названный по аналогии с Нахичеванью в Закавказье и существовавшим некогда одноименным армянским городом в Крыму. Название Нахнчеван следует понимать не как первый привал (что получается при дословном переводе), а как первенствующий (главенствующий) среди окружающих его населенных пунктов. Оно отвечало функциональной роли города как населенного пункта армянской колонии на Дону, включавшей также пять селений, расположенных под защитой русских крепостей и оборонительных сооружений. [22]
В ноябре 1780 года к переселенцам приехал из Петербурга их новый духовный глава — архиепископ князь Иосиф Аргутинский, официальный преемникархимандрита крымских армян Петроса Маркосяна, умершего во время переселения. У донских армян появился свой новый духовный глава. ‘Вслед за основанием города и окружающих сел в Нахичеване был учрежден армянский магистрат, то есть судебно-административное учреждение, в котором было сосредоточено внутреннее управление городом и селениями;
Магистрат управлял всеми делами в колонии. В магистрате была должность городского головы. Нахичеванский магистрат распадался на два отдела — армянский и общий. Армянский отдел заведовал всеми делами, за исключением дел уголовных, которые передавались в общий отдел и рассматривались в соответствии с действовавшими тогда общегосударственными законами. Интересно, что судебные дела разбирались и рассматривались на основании обычного права, с одной стороны, а с другой — на основании сборника писаных законов Мхитара Гоша, ученого монаха, умершего в 1213 году. Этот армянский судебник был приспособлен к законам императора Юстиниана.
В селах власть принадлежала духовенству и выборным старостам, которые подчинялись магистрату. Колония имела свой герб, утвержденный в 1811 году, печать. Герб изображал щит, разделенный на две половины наискось. В верхней половине, в серебряном поле, изображены; золотые пчелы, а в нижней половине, в зеленом поле, — золотой улей. Основание Нахичевана как первого торгового и ремесленного города Российской империи конца XVIII века на юге страны продиктовало характер главных занятий его жителей. По-видимому, по своему режиму город был приписан к крепостям и форштадтам, населению которых в соответствии со специальным сенатским указом конца XVIII—начала XIX в. заниматься сельским хозяйством не только не рекомендовалось, но даже запрещалось. Вот поэтому это входило в обязанность армянских крестьян окрестных селений, в чем они значительно преуспевали. Выращиваемое ими зерно вывозилось как на внутренний рынок, так и в зарубежные страны, в частности, парижский хлеб выпекался уже не из крымской, а из нахичеванской муки. Уже позднее, в середине XIX века, в связи с переездом в Нахичеван жителей армянских сел изменился состав городского населения. Многие из горожан стали содержать домашний скот и птицу, а зажиточные — лошадей для личных экипажей, что повлияло на состав строений и планировку городских усадеб.
Коренные горожане — интеллигенция, торговцы и ремесленники скот не держали. Обязательным занятием горожан была торговля и различные ремесла. Выгодно используя предоставленные Екатериной II льготы и местные условия, купцы Нахичевана организовывали торговлю не только в своем городе, но и в Ростове-на-Дону, в Центральной России, на Кубани и Тереке, в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ставрополе, Таганроге и Азове, Ейске и других местах, где были построены здания торговых пунктов по закупке местных товаров и продаже зерна, шелка, шерсти, кожи, сала и иных продуктов. Городские ремесленники занимались производством шелковых, шерстяных, кожевенных и прочих товаров. В 1825 г. по «Статистическому описанию городов и посадов Российской империи» в Нахичеване число фабрик — водочных, рыбных, салотопенных, кожевенных, хлопчатобумажных и других достигало 33. В Таганроге же их было 26, а в Ростове-на-Дону только 12. С 1860-х годов пошел рост ремесленных предприятий. Особенно предприятий, связанных со строительством — кирпичных, черепичных, известковых, кафельных и других. Благодаря развитию торговли и ремесел, а также городского благоустройства Нахичеван вскоре после своего основания стал привлекать внимание видных русских и европейских путешественников и ученых XVIII и XIX веков. Таких, как К. де Барта, С. Палласа, Н. Раевского, И. Безбородко, М. Бжишкяна, А. Демидова,. Гомера де Гелля и других. Они отмечали не только многолюдность, оригинальность образа жизни и быта населения, его большую, чем у жителей южнорусских городов способность к торговой деятельности, хорошую планировку города и армянских селений, но и высокий художественный уровень их сооружений.
В 1928 году Нахичевань-на-Дону был упразднён в связи с включением в состав Ростова-на-Дону. Тем не менее, топоним «Нахичевань» продолжает неофициально использоваться жителями Ростова применительно к соответствующей части города. 10 мая 1926 году решением Большого Президиума Донисполкома, территории населенные донскими армянами, были выделены из состава Аксайского района в отдельный Армянский район, названный в честь погибшего незадолго до того в авиационной катастрофе крупного политического и государственного деятеля большевистской партии, уроженца города Нор Нахичеван Александра Федоровича Мясникова (Мясникяна) С мая 1926 года по 1928 год центром района был город Нор Нахичеван. С конца 1928 года, в виду присоединения города Нахичеван-на-Дону в состав Ростова, центром района был перенесен в село Крым, а с сентября 1929 года и по сей день райцентром является село Чалтырь. В 1929 году в состав района был включён хутор Калинин. В 1933 году в состав района также включается Хапёрский сельский совет с хуторами Недвиговка, Хапры и Мокрый Чалтырь.
Донские армяне говорят на уникальном самобытном языке, сильно отличающимся от литературного армянского. Так же у них сохраняются самобытная культура и традиции, включающие в себя как архаичные традиции Древней Армении, так и культура и традиции народов Крымско-Донского региона, среди которых они живут уже более 1 тысячи лет. Общая численность субэтноса сегодня неизвестна, называются различные цифры от 130 тысяч до 500 тысяч человек, сосредоточенные главным образом в низовьях реки Дон.