Как называют фашистов по другому
«Фрицы», «Гансы», «они»: как в СССР называли немцев в Великую Отечественную
Давать врагу на войне кличку, да еще носящую презрительный, уничижительный оттенок – дело обычное и психологически очень объяснимое. Гораздо проще ведь убивать тех, кого не любишь и презираешь, чем тех, кого считаешь равными себе. А как называли врагов в годы Великой Отечественной войны?
Как советские люди называли немцев
Прежде всего, как мы знаем, за немцами закрепилась кличка «фриц». Она была в ходу еще во время Первой мировой войны, так немцев называли не только русские, но и французы. В годы Великой Отечественной войны старое прозвание вспомнили. «Фриц» — это от популярного в Германии мужского имени, да еще и имеет отдаленное созвучие со словом «фашист». Неудивительно, что прижилось.
«Ганс» — еще одна кличка, основанная на популярном имени. «Гансами» своих врагов советские люди называли почти так же часто, как и «фрицами».
«Немые» или «немчура». Все эти прозвища имеют давнюю историю. Так называли иностранцев в России еще в те времена, когда ни о каких фашистах и нацистах и слыхом не слыхивали. Принцип появления этого прозвища тот же, что и у возникновения клички «варвар» в античном мире. Варварами «просвещенные» греки и римляне именовали тех, кто говорит «вар-вар-вар», то есть, лопочет непонятное.
Еще противника именовали «немец» или «фашист» — именно так, в единственном числе, даже когда речь шла о больших скоплениях людей. «Немец отступил» или «фашист попер» — такое говорили часто и в окопах, и впоследствии, вспоминая войну, в мемуарах и интервью. Смысл такой формы тоже понятен – обезличить противника, лишить его индивидуальных черт.
Как называли немцев представители других народов
Одна из самых известных кличек немцев – «боши». Она возникла в годы франко-прусских войн в конце XIX столетия. Так своих противников называли французские солдаты. В годы Первой мировой войны эту кличку вспомнили и стали активно ею пользоваться, и она даже получила некоторое хождение среди русских войск, но не прижилась. Словечко «бош», вероятно, произошло от «alboche». Здесь «al» — первый слог обозначения немецкого народа во французском языке «аллеман», а «boche» от французского же «caboche» — тупая голова, башка. То есть, первоначально была «немецкая башка». А сократилось до просто «башка». В целом, происхождение слова туманно, но оно оказалось живучим, и немцы на него до сих пор обижаются.
Американцы именовали немцев «наци» — от слова «нацист», и «крауты» от немецкого слова «Sauerkraut» — так называется любимая немцами кислая капуста.
И если уж говорить о любимой еде, то «колбасниками» немцев называли все воюющие с ними народы.
В связи с этим уместно вспомнить детскую дразнилку, имевшую хождение в СССР вплоть до 60-х годов: «Немец, перец, колбаса, кислая капуста».
Как назвать фашиста фашистом
Есть в этом мире вещи, которые вроде бы не стоят ничего, но позволить их может себе далеко не каждый. Например, радость говорить то, что думаешь, и называть вещи своими именами. Ещё можно чесать языком в компании собутыльников, но если вы наступите на интересы или просто заскоки какой-нибудь скандальной социальной группы в соцсетях — начнётся светопреставление.
Ну и началось — угрозы, кляузы и истерики сетевой общественности, направляемые демократическими СМИ. Переполох в курятнике возымел действие — автор извинился за «взорвали». И хорошо сделал, стоило ещё и за «быдло» извиниться.
Плохо, что это дало возможность фанатам БНР записать себе победу и соскочить с обсуждения более интересной темы — БНР и нацизм. Потому что без нацизма БНР теряет множество страниц своей славной истории.
По этому случаю давайте поговорим о том, как надо назвать фашиста фашистом, а нациста обозвать нацистом, чтобы не скатываться до оскорблений самому и не дать фашисту и нацисту соскочить на второстепенные темы.
Прежде всего стоит воздержаться от всякого там «взорвали» и «разлетелись кишки». Во-первых, некрасиво. Во-вторых, похоже на пропаганду чего-то подсудного. И в-третьих — в этом нет стиля. Высокое искусство сетевого троллинга предполагает, что изрыгать проклятия, кричать про кишки, кататься в припадке и грызть угол ковра должны ребята с «БНР-100» на аватарке. А наш брат, «совок» и «ватник», должен держаться как английский джентльмен из советского кино — вежливо и невозмутимо.
Разные Рады
Поэтому, если вы хотите участвовать в сетевых баталиях с нервным оппонентом — извольте что-то читать и владеть темой (в том числе, быть осведомлёнными в том, как другие называли и называют фашистов и нацистов). В том числе оперировать источниками, которые для оппонента являются авторитетными. Открою маленькую тайну — едва ли вы где-то отыщете больше компромата на БНР, чем в документах и мемуарах, заботливо собранных её функционерами и сочувствующими историками. Просто нужно читать, анализировать, сопоставлять.
Вкратце пробегусь по вехам славной истории и базовым фактам.
Конечно, в 1918 году фашизм ещё не родился, хотя до его дебюта оставалось совсем чуть-чуть. Фашизм сложнее и страшнее, чем устремления провинциальных мечтателей, хотевших оградить собственный участок по разным, в общем-то, причинам.
Даже если мы посмотрим на примелькавшееся фото «народного секретариата», то пятеро из этих дядек, на минуточку, перебежали к красным. Ярким нацистом стал только один — Езовитов, красавчик в центре, не смотрящий в камеру.
Желающим рассказать, что не все признали самороспуск Рады в 1925, уместно будет заглянуть в мемуары «слыннай паэткі» Ларисы Гениюш, которая пишет, как последний «президент» Василий Захарко (на фото нижний справа) умирал, всеми покинутый в Праге.
Хорошие новости для фанатов БНР на этом заканчиваются, и начинаются неприятные моменты.
В период оккупации 1941-44 годов многие бывшие деятели БНР и родственных ей структур в меру сил и талантов помогали немцам. Не только помянутый Езавитов. Бургомистр Минска Вацлав Ивановский, главный наш «калябарант» Радослав Островский, Франц Кушаль, Сокол-Кутыловский и другие.
Взглянув на документы Центральной Рады (хотя бы тут и тут ), можно убедиться, что они без дураков считали самих себя наследниками БНР. В 1944 даже 2-й Всебелорусский съезд провели, как бы продолжая 1-й Всебелорусский съезд 1917 года.
Просто немцы не позволяли никаких народных «республик» на территории Генерального Округа Белоруссия и с трудом позволили сперва Раду Доверия, а потом Центральную Раду — вот так и назвались держа в уме БНР.
На этом месте просто должен раздаться возглас — а какое отношение они имеют к провозглашению БНР 1918 года? Не могла Рада БНР тогда знать, какие коленца начнут выделывать некоторые её члены в 1944 и отвечать за это не должна, и мало ли кем эти коллаборационисты себя считали.
Хорошо, пускай не имеет и не отвечает. Даже не будем вспоминать, как «последний президент» той Рады Василий Захарко строчил меморандум Гитлеру. Давайте поговорим о том, какое отношение к нацистам и коллаборационистам имеет послевоенная Рада БНР.
Барановичский крайсгебит
А вот тут и начинается самый компромат. Раду БНР возродили в 1947 году в немецком лагере для беженцев сбежавшие из СССР коллаборационисты с ясной целью — избавится от одиозного бренда БЦР и её лидера Островского. Новый бренд — новая история.
Люди, однако, были старые. Если взглянуть на первые документы Рады, то кажется, что барановичский к райсгебит Генерального Округа Белоруссия таки объявил от немцев незалежнасць — каждый второй оттуда.
Новым лидером БНР стал Микола Абрамчик. Стал на основании того, что Василий «последний президент» Захарко перед смертью передал ему «пячатку БНР» и завещание-«тэстамент» в котором завещал должность.
Если Рыгорыч завещает кому-то РБ — не нойте. Почему Захарко можно, а Лукашенко нет.
Абрамчик войну прожил в Берлине и едва ли замешан в чём-то кровавом. Встречались в Раде всякие безобидные школьные инспекторы. Однако и вампиров хватало: Борис Рогуля — конный полицейский эскадрон, Станислав Станкевич — бургомистр Борисова, Евгений (Аўген) Колубович — отдел пропаганды Центральной Рады.
В промежутке с 1982 по 1997 год Раду БНР возглавлял нормальный такой откровенный полицай (из «барановичских») Иосиф Язэп Сажич. Рогуля был его замом.
К 90-м старые кадры начали вымирать физически, и Раду возглавила Ивонка Сурвилла, которая в войну была ребёнком и из Баранович бежала вместе с папой. Обновился и состав — добавилось немало демократических журналистов из 90-х.
Однако я не видел ни одного заявления, в котором Рада БНР извинялась бы, что предыдущий её глава делал что-то не то. Выходит, они считают нормальным участие своих членов в нацистских вооружённых формированиях. Почему после этого их нельзя считать нацистами, фашистами или хотя бы симпатизирующими?
Да, Рада БНР 1918 года не знала, как оно всё обернётся. Но мы-то знаем. И зная это, почему сторонники БНР пиарят Ивонку Сурвиллу с её обращениями в качестве чуть ли не главы альтернативного правительства?
Почему считают её авторитетом? К 1918 году она не имеет никакого отношения, зато к сформированной из коллаборационистов послевоенной Раде — довольно-таки прямое, и она ни за что не извинялась и ни от чего не отказывалась.
Чемоданчик тролля
Эти вопросы можно и нужно поднимать. Однако прежде чем приступить, рекомендую всё же ознакомиться с базовым набором инструментов. По послевоенной Раде я бы советовал:
А если вы не готовы читать или боитесь, что все равно пойдут доносы «крываваму рэжыму» — лучше обратиться к специалистам.
С нас тексты — с вас лайки и репосты. Доведём плохишей до белого каления. В этом состоянии они уморительно смешны.
Почему фашисты, а не национал-социалисты?
Интересный факт: раньше, в советское время, немецких агрессоров называли, чаще всего, фашистами. Ну или гитлеровцами. По крайней мере, я прочитал достаточно советских мемуаров и статей. Слово «нацист» или «национал-социалист» там встречается довольно редко.
Сейчас же в «исторический обиход» все сильнее входит слово «нацист». Более того, современные исследователи четко разделяют фашистский режим Бенито Муссолини и строй, который сложился в Третьем Рейхе Адольфа Гитлера. Короче, фашисты — в Италии, нацисты — в Германии.
Я (будучи по совместительству администратором группы в сети «Вконтакте») часто становлюсь свидетелем того, как молодежь «поправляет» старшее поколение: типа, не фашисты, а нацисты и т.п. Кроме того, национал-социализм считают одной из многочисленных форм фашизма (среди прочих — фалангизм в Испании, черносотенные движение русских эмигрантов, перонизм в Аргентине, всякие парафашистские строи и движения).
И я знаю, что слово «фашист» стало во многом ругательным, сейчас его могут употреблять в самом разном контексте. Кстати говоря, с итальянскими фашистами наши предки тоже воевали.
Но интересно иное. В одной из своих речей лично И.В. Сталин объяснил, почему немецких агрессоров следует называть именно фашистами, а не национал-социалистами.
По мнению Сталина, гитлеровцы могли называть себя националистами только до тех пор, пока они присоединяли «исконно немецкие земли». Австрию там или Рейнскую область. То бишь националисты — это деятели, которые хотят создать национальное государство, но в четких границах, основанных на этнических принципах. Третий Рейх же начал захватывать совсем не «родственные» территории:
«Но после того, как они захватили чужие территории и поработили европейские нации – чехов, словаков, поляков, норвежцев, датчан, голландцев, бельгийцев, французов, сербов, греков, украинцев, белоруссов, прибалтов и т. д. и стали добиваться мирового господства, гитлеровская партия перестала быть националистической, ибо она с этого момента стала партией империалистической, захватнической, угнетательской. » (с) И.В. Сталин, доклад на торжественном заседании Московского совета, 6 ноября 1941 года.
Далее Сталин утверждал, что и «социалистической» партия Адольфа Гитлера быть никак не может. Более того, советский лидер противопоставлял в этом вопросе нацистам. англо-американцев (понятно, что по политическим, агитационным причинам в том числе).
Мол, на Западе у рабочего класса есть элементарные права и свободы, даже профсоюзы никто особо не запрещает и парламент не разгоняет. Тогда как в Третьем Рейхе права рабочих попраны, а идеология является предельно реакционной и агрессивной. Так что нет у нацистов ни известного человечеству социализма, ни классического национализма. Стало быть, понятие «национал-социализм» является всего лишь лозунгом для привлечения внимания.
«И если эти оголтелые империалисты и злейшие реакционеры всё ещё продолжают рядиться в тогу «националистов» и «социалистов», то это они делают для того, чтобы обмануть народ, одурачить простаков и прикрыть флагом «национализма» и «социализма» свою разбойничью империалистическую сущность. » (с) И.В. Сталин, доклад на торжественном заседании Московского совета, 6 ноября 1941 года.
Из той речи Сталина можно понять, что он призывал не покупаться на «социализм» или «национализм» немецких агрессоров, видеть в них фашистов, а не националистов или социалистов. Отчасти сталинский доклад дает ответ на вопрос о том, почему нацисты в советское время продолжали оставаться фашистами.
Даже после завершения Великой Отечественной. Ведь их политика на советской земле действительно не была похожа ни на классический национализм, ни на, тем более, социализм.
Источник
Фашист
Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.
В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.
В идеологии, историографии и пропаганде в СССР, других социалистических странах и коммунистических партиях под фашизмом понималось также национал-социалистическое движение в Германии 20-х — первой половины 40-х гг. ХХ ст. (см. нацизм), а также политические движения в странах мира, открыто противостоящие социалистической идеологии с крайне правых позиций.
Содержание
Основные черты фашизма
Общие черты фашистских партий
Фашистские партии часто милитаризировались и применяли необычный в то время политический стиль: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера партии, формы некоторой секуляризированной религиозности, бескомпромиссное одобрение и применение насилия в политических конфликтах.
У фашистских партий были сравнимые идеологии и цели, отличительным признаком которых была заложенная в их основу амбивалентность. Фашистская идеология обнаруживает одновременно антисоциалистические и антикапиталистические, антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты. Эти отношения не во всех видах фашизма выступают в одинаковой форме.
Антикапиталистические пункты программы, большей частью сформулированные намеренно расплывчатым образом, в ходе развития итальянской НФП и НСДАП все больше отступали на задний план. Они были относительно сильно выражены у венгерских «Скрещенных стрел», у румынской «Железной гвардии», в некоторых частях фаланги, во французской ФНП Дорио и у австрийских национал-социалистов до аншлюса. Напротив, они относительно слабо проявлялись у австрийских хеймверовцев, норвежского «Национального единения», бельгийских рексистов, у некоторых частей остальных французских фашистских партий и у голландской НСС.
Крайне антимодернистские установки обнаруживаются у НСДАП, у «Железной гвардии» и усташей. Но и эти движения никоим образом не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике. Поэтому фашизм вообще нельзя описать ни как исключительный антимодернизм, ни как «порыв к современному» или, тем более, как «социальную революцию».
Все фашистские партии были ориентированы крайне националистически; большей частью они ориентировались на определенные «славные» периоды соответствующей национальной истории. Но мелкие фашистские движения, вольно или невольно, должны были в некоторой степени считаться с национальными интересами других фашистских движений, и прежде всего фашистских режимов. Именно вследствие такой ориентации на иностранный фашистский образец с этими партиями боролись не только левые, но и правые силы крайне национального направления.
Все фашистские партии проявляли решительную и бескомпромиссную волю к уничтожению своих политических противников, а также — отчасти произвольно выбранных — меньшинств.
Этимология
Слово фашизм происходит от итальянского fascio (фашио) — «союз» (название политической радикальной организации Б. Муссолини — Fascio di combattimento — «Союз борьбы»). Это слово, в свою очередь, восходит к латинскому fascis — «связка, пучок», которым, в частности обозначались символы магистратской власти — фасции, связки розг с воткнутым топором. Изображение фасций стало символом движения Муссолини, апеллировавшего к имперским традициям Древнего Рима (в частности, Муссолини утверждал, что первым фашистом был Юлий Цезарь.)
Итальянский фашизм
Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «режим», и в значении «идеология»:
«Il fascismo, oltre a essere un sistema di governo, è anche, e prima di tutto, un sistema di pensiero» («Фашизм — это не только система управления, это также, и прежде всего, система мысли»)
Фашизм и Коминтерн
С начала 1920-х слово фашизм используется в документах и пропаганде Коминтерна для обозначения нового социально-политического явления — реакционной террористической диктатуры финансового капитала, опирающегося на мелкую буржуазию, а также для политических движений, проповедующих или практикующих такую диктатуру.
С конца 1920-х годов противники германского национал-социализма всё чаще именуют его «фашизмом». В частности, это было характерно и для советской политической фразеологии.
Классическим марксистским определением фашизма считается определение, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна Георгием Димитровым, докладчиком по этому вопросу (так называемое «димитровское» определение) [7] :
Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала… Фашизм — это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм — это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую ненависть против других народов.
В то же время для режима и господствующей идеологии некоторых стран термин «фашизм» почти не использовался, хотя он и подходил по формальным признакам. Например, в СССР было принято характеризовать политический режим Японии как «японский милитаризм». Вероятно это связано с особенностями формированием реакционного режима 20-40х гг Японии, преимущественно «сверху» руками военных экстремистов. Хотя дзайбацу нередко использовали уголовников для запугиваний и убийств противников реакции, свидетельств формирования неподконтрольных армии отрядов штурмовиков не встречается.
С началом Второй мировой войны такое понимание термина перенимается буржуазно-демократическими и демократическими слоями стран — участниц антигитлеровской коалиции. Вот, например, что пишет Британская энциклопедия:
В период с 1922 по 1945 гг. к власти в ряде стран пришли фашистские партии и движения: в Италии — возглавляемая Муссолини Национальная фашистская партия (Partito Nazionale Fascista), в Германии — Национал-социалистическая рабочая партия (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei), или нацистская партия, руководимая Адольфом Гитлером и представлявшая его национал-социалистическое движение… [8]
В современных СМИ
В средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике.
Современные исследования фашизма
С конца 1980-х среди академических историков и социологов проявляется значительный интерес к исследованию феномена фашизма. Выпускается целый ряд научных монографий, как в Европе (см., например, Роджер Гриффин) так и в России (см., например, Александр Галкин).
Фашизм и религия
См. также раздел «Национал-социализм и религия» в статье «Национал-социализм»
«в фашистском государстве религия рассматривается как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством»
Бенито Муссолини. Доктрина фашизма. 1932
Фактически отношение фашистского режима в том или ином государстве к религии и церкви зависело от того, насколько глубоко он был связан с традиционными структурами — так, например, тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании.
В Испании католическая церковь с самого начала была связана с фашизмом. Памятник Долина Павших, построенный по приказу генералиссимуса Франко, соединяет в себе как религиозную, так и фашистскую символику. В любом случае, религиозная мысль и религиозная жизнь в фашистском государстве строго цензурируется и контролируется государственной системой ввиду её тоталитаристской природы.
В Германии Католическая церковь, по крайней мере до 1933 года, резко критиковала НСДАП по поводу религиозных представлений, высказанных некоторыми ее представителями, особенно Альфредом Розенбергом, но затем быстро сменила эту позицию на благожелательную симпатию. Это определялось конкордатом между курией и «третьим рейхом», предложенным Гитлером сразу же после вступления в должность и заключенным уже 20 июля 1933 года. На первых порах национал-социалисты терпимо относились к росту католических обществ в 1933 и 1934 годах и даже содействовали возрастанию числа верующих и открытию католических церковных школ. Но с 1935 года НСДАП все более активно стремилась ограничить влияние католических юношеских обществ, а затем стала распускать их и включать в состав «гитлерюгенда». В ходе принятого ими курса на ослабление религиозных убеждений национал-социалисты усиливали свою кампанию против религиозных школ и против католической печати, до тех пор, пока в 1941 году не перестали выходить еще остававшиеся епископальные бюллетени. Сверх того, развернув коварную клеветническую кампанию против членов католических орденов, которым ставились в вину нравственные пороки и нарушения валютного законодательства.
Режим Дольфуса и фон Шушнига в Австрии, нередко считали «клерикально-фашистским» ввиду сильной поддержки, оказанной ему — по крайней мере до аншлюса — католической церковью.
Движение Лапуа преследовало с самого начала крайне антикоммунистические установки с националистической и религиозной окраской. Именно вследствие своих религиозных, националистических и особенно антикоммунистических целей Движение Лапуа поддерживалось финской (лютеранской) церковью.
Движение усташей в Хорватии пользовалось широкой поддержкой Католической церкви. 28 апреля 1941 года архиепископ Степинац призвал в своей энциклике поддерживать режим усташей. Множество католических священников принимали участие в насильственных обращениях сербов в католицизм. Хотя членство в усташах было запрещено клирикам, некоторые бывшие священники сами принимали участие в геноциде сербского населения.
Фашизм и православие
Православие рассматривалось национал-социалистами как важный инструмент борьбы против безбожного большевизма и повышения своего авторитета в странах с преимущественно православным вероисповеданием (СССР, Румыния, Болгария, Греция). В течение 20-30-х годов Гитлер стремился к сближению с Православной церковью на территории Германии. В 1938 году нацисты построили в Берлине православный кафедральный собор Воскресения Христова на Курфюрстендамм и финансировали из имперской казны капитальный ремонт 19 православных храмов. Рейхсминистерство религиозных культов предоставило Германской епархии РПЦ государственный статус «корпорации публичного права», каковой имели только лютеране и католики. [15]
Одновременно с этим, на контролируемых СССР территориях представители Русской Православной Церкви заявляли о духовной поддержке советского народа (обращение к верующим Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия 22 июня 1941 года (впервые напечатанном в 1943 году [20] ), о поддержке блокадного Ленинграда [21] [22] [23] ), ими был организован ряд акций в борьбе против фашистской армии (перечисление денежных средств в фонды обороны и Красного Креста, сбор одежды и продовольствия в приходах, сбор средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского [24] ), которые советским правительством были оценены как популистские. При этом часть этих акций были организованы по инициативе самого советского правительства [25]