Как называют карты в тюрьме
Популярные карточные игры в тюрьме
Каста «игровых»
В 1950-70-х годах даже сложилась особая каста «игровых». Это были арестанты, умевшие хорошо играть в какую-либо из азартных игр и зарабатывающие себе этим на жизнь. Бывший криминальный авторитет, ныне правозащитник Владимир Податев, который сам был игровым, говорит: «Внешне игровые не отличались от воров. Носили, как и воры с положенцами, в зоне чёрные ватники с воротниками, шарфы, милюстиновые робы, хорошие шапки, валенки, перчатки, были хорошо одеты и обуты. Они пользовались порой уважением большим, чем воры. Такое было на Дальнем Востоке до начала 80-х».
Настоящая воровская игра, помимо честности обеих сторон, удовлетворяет ещё двум основным требованиям: во-первых, она должна быть на интерес и, во-вторых, никогда не должна быть «на случай». А с фраером («фраерские» игры) вор может играть только для того, чтобы наколоть его на приличную сумму.
Какие игры были популярны среди правильных воров
Это третями, бура, рамс и терс. Две первые получили особое признание в воровском мире. Все прочие игры считаются «фраерскими».
Вернуть карточный долг — первейшая обязанность проигравшего. Не отдавший в срок долг объявляется «фуфломётом» — вне закона, наряду с легавыми, ссученными и опущенными. Но если фуфло двинул вор в законе, то чаще его просто лишают полномочий. Пример – известные в воровском мире Леонид Крылов (Лентяй) и Владимир Щербаков (Пигалица).
Об одном случае с авторитетным бродягой Николаем Нагорным (Кыля) поведал Леонид Семиколенов: «В 81 году я находился в ИК-14 Тогучина, и за нарушение режима содержания в очередной раз был определён в ПКТ (помещение камерного типа). Через некоторое время к нам в камеру закрыли Кылю, и мы с ним подружились. Кыля был старше меня лет на десять, и уже тогда имел серьёзный авторитет. В то время в охранной системе ПКТ ввели некоторое новшество. На все камеры были установлены электрические замки. Техпроцесс был такой, что по звонку контролёра ПКТ, дежурный помощник начальника колонии должен был открыть электрический замок нужной камеры и сам прибыть в ПКТ, и присутствовать при открытии двери камеры. У Кыли в лагере остался должник, который проиграл ему в карты на конец месяца полторы тысячи рублей, по тем временам очень серьёзные деньги. Когда они играли в лагере, не было сделано никаких оговорок относительно того, что если кого-то из участников игры закроют в ПКТ, то будет действовать отсрочка до выхода из бура (барак усиленного режима). Из этого следовало, что деньги должны будут вручены лично в руки Кыле. Должник был тоже авторитетный бродяга, и он нашёл человека, гонца, который за определённое вознаграждение согласился доставить груз в ПКТ, минуя запретки из колючей проволоки и рискуя быть застреленным. Ночью нас разбудил тихий стук по решётке окна, и пакет с деньгами перекочевал к нам в камеру. Кыля произнёс гонцу заветное слово «в расчёте», и дело было сделано…Кыля развернул пакет с деньгами, там было ровно полторы тысячи рублей, красными червонцами».
Хотелось бы в этой связи вспомнить и легендарную историю, произошедшую однажды со одним старым вором, проигравшим 200 рублей «под ответ через 15 минут». Не добыв деньги через 15 минут, он пошёл в переплётную, отрубил себе два пальца ножом для резки бумаги и вернул ими долг. В советские времена настоящий вор в законе, садясь играть, заранее всегда объявлял: «Имею проиграть столько-то».
Хорошим тоном считалось не жалеть проигранных денег и не выражать радости при крупном выигрыше.
Смешные игры
У воров есть также игры для смеха: на «1000 мух», на «1000 тараканов», на «1000 крестов», т.е. проигравший должен поймать 1000 тараканов или перекреститься 1000 раз. Играют и на «каташки» — проигравший катает на себе выигравшего, или на «прыгунки» — проигравшего заставляют прыгать. Бывает, что проигравший кричит в окно или в трубу в течение 5-10 минут: «Я дурак, я дурак». Отсюда и выражение «проиграть в трубу». Существуют игры «на песню» и «на сказку», но в этих случаях, конечно, играют только с теми, кто действительно мастерски поёт или рассказывает. Так что какой-нибудь певец, которому не повезёт в карты, будет старательно исполнять песни ровно до тех пор, пока он всем не надоест.
Тюремная
Масти раскрашены по трафарету.
ГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 113/5
Масти раскрашены по трафарету.
ГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 113/22
Масти раскрашены по трафарету.
ГМЗ «Петергоф» / № ПДМП 113/24
Тюремные карты, изготовленные именно на Колыме, носят особое название — колымский стос. В местах лишения свободы изготовлением карт занимаются специальные люди — «картодел» и «картолеп». Между этими понятиями существует социальное различие: первый — уважаемый человек в тюрьме, который может делать карты по своему желанию, второй занимается этим по принуждению.
Масти на самодельных тюремных картах, как правило, выглядят необычно, что связано как со способом их изготовления (использованием бумажного трафарета), так и с попытками заключенных «завуалировать» истинное назначение заготовок для карт, если они вдруг будут найдены при обыске. Есть отличие и в составе колод: в тюремных картах нет шестерок — всего в колоде 32 карты.
Шаламов описывает внешний вид такой колоды: «Бумага была плотная, толстая — листков не пришлось склеивать, что делается, когда бумага тонка Например, газетная бумага, как на иллюстрации. », «Масти не различались по цвету… Валету пик, например, соответствовало изображение пики в двух противоположных углах карты. Расположение и форма узоров столетиями были одинаковыми». Иногда карты все же были двуцветными, темный оттенок достигался с помощью чернил из химического карандаша, для красного могла использоваться кровь.
Тремя «классическими» карточными играми в тюрьме, по крайней мере во времена Шаламова, были терц, штос и бура. Играют всегда один на один, причем нередко оба игрока — шулеры: «Честная воровская игра — это и есть игра на обман: следи и уличай партнера, это твое право, умей обмануть сам, умей отспорить сомнительный выигрыш».
Рубрика приурочена к открытию Музея игральных карт в Государственном музее-заповеднике «Петергоф», которое состоится в декабре 2018 года. Сейчас более 2000 карт из собрания музея можно увидеть на выставке «В городе карт».
Карточная игра. Ч1 ( тюрьма )
Ниже, я уже говорил, что ИГРА для тюрьмы/зоны это дело очень серьезное. Долгие годы это было одним из немногих источников пополнения «Общака» ( т.н. арестантской кассы взаимопомощи ).
К игровым было особое отношение со стороны администрации и определенный авторитет в среде арестантов.
О том что в тюрьме или на зоне идет игра, администрация конечно же всегда знала. Формально они конечно же боролись с этим ( проводя иногда облавы и шмоны ) профилактическими методами, но они понимали что искоренить это невозможно!
Одним словом, чем больше наличности в лагере, тем больше шансов заработать ( погреть руки ) для администрации.
Играли в тюрьмах давно и только недавно ( с конца 90-х ) ИГРА в тюрьме пошла на спад. Я уже описывал почему, повторяться не стану.
Трафарет делается из фольги от сигаретной пачки. Колода тюремных карт состоит из 32 листов. ( 6 отсутствуют ).
В 90-е годы на тюрьме и зонах в 90% случаев ИГРА шла в «ОЧКО». ( 21 )
«ОЧКО» это немного не то, что Блэк Джек. Тюремные игры немного своеобразные по правилам, но такие же по сути. Играют всегда в запись, т.е. без фишек и все записывается на лист бумаги. По окончании ИГРЫ смотрят кто что кому проиграл.
В тюрьме и на зоне есть определенный человек т.н. «смотрящий по игре» кто уполномочен ПОЛОЖЕНЦЕМ ( главным авторитетом ) отвечать в тюрьме или зоне за ИГРУ. В его функции входит разрешать все конфликты что возникают у играющих, собирать «пожертвования» в «ОБЩАК» с игровых, решать вопросы по теми кто не смог в срок расплатиться. Так же смотрящий объявляет какой в то или иное время в данной тюрьме или зоне «потолок» ( это та сумма, выше которой играть запрещено). Запрещено до расчета, после того как человек расчитается по «потолку» игру можно продолжать.
Касаемо шулерства и ловкости рук.
Поскольку игровые в тюрьме это профессионалтные игроки, случайный человек туда не залезет, и все знают что каждый хочет друг друга обмануть ( в картах это допустимо ) то есть определенные правила. В случае если игрока ловят на явном шулерстве, он просто удваивает банк. Как правило, в тюрьме игра идет по принципу «сам за себя» ( хотя не редки случаи игры на руку ) и в большинстве случаев выигрывает тот кто РЕАЛЬНО хорошо играет! ( не тот кто мухлюет ).
Шулерство в основном прокатывает на свободе. На свободе ИГРА совсем другая.
Играют зэки по долгу. Им для игры отводится определенное место, где меньше суеты и лишнего шума. Обязательно при ИГРЕ будет «шнырь» ( прислуга ) кто обеспечивает катран ( игровое поле ) всем необходимым. ( чаем, сладостями и пр.)
Во время игры ведутся «светские беседы» и как правило доброжелательная обстановка стоит. В случае когда в «курице» ( круг играющих ) присутствуют представители кавказких народов, бывают случаи ругани, шума и ссор. ( ну темперамент у них такой ).
Драки, поножовщина и прочие разборки после игры строго присекаются. Игровой должен иметь уважение к партнерам.
Помимо «двадцати одного» в тюрьмах играют «мылят» «шпилят» и в «РАМС». Это так же коллективная игра с возможностью изменения результатов выигрыша и проигрыша.
Все условия по игре, оговариваются отдельно в начале игры. Это все очень серьезно и все условия должны выполняться безоговорочно. Оговаривают буквально все. До каких сумм играют. Как происходит и в какие сроки расчет. Что принимается в расчет заместо денег. Как долго будет длится игра и многое другое.
В «ТЕРЦ/ ТЕРС» играют всего два человека и как правило это игра на определенную сумму или что то оговоренное заранее. Поскольку игроков всего двое, популярностью игра особо не пользуется. В нее «мылят» в основном для удовольствия.
Отличительной чертой старых катал, являются татуировки с изображением карт а чаще всего это карточные масти на фалангах пальцев. ( это так же кололось не просто так, а для определенного шулерства. Для того чтоб подавать знаки напарникам в игре )
Во второй части расскажу о ИГРЕ на свободе. О том как «игровые» живут на свободе и как велась там игра. ( события описываю 90-х годов )
vestic
Часик добрый, Шпана и Люд достойный!
Вкратце напомню, что основное поступление средств на Общее О_ в лагерях и тюрьмах, идет с игры.
Не только в карты, хотя, без сомнения, это главное, но и в нарды, в домино, от ставок по футболу на ТВ и тд и тп.
Играются не только живые деньги-это приоритет за колючкой, но катят так же и переводы на вольный адрес, цифры карточек экспресс-оплаты телефонов,-нововведение так сказать, для облегчения расплаты проигравшимся, чтобы фуфло не плодить. Естественно, сигареты и любая провизия, в смысле хавчик- тушенка, сгущенка, сладкое и тд. Все расценки, то есть прейскурант, на любой товар имеется у барыг на бараках. Так же играется с удовольствием лагерный ларек. Игра на Зековскую пайку под строжайшим запретом.
Самая распространенная игра среди Арестантов, это в 21. На Воле чаще зовется «Очко», что в корне не правильно, сами понимаете почему.
За тем идет «Сека». Реже «Бурсеренький». Есть желающие и «Потерсить», и «Рамс» раскинуть. Каждому своё.
На этом видео показано, как набирается, «заряжается стос» на игру в Секу. Можно собрать колоду под любое количество играющих в «курице», а под срез и под пол-стоса и под 2 карты, разницы нет ни какой. Здесь под 2 верхних.
Учитывая, что стиры вольные, в смысле, левые, никакущие и не точенные, то отсюда и проблема при тусовке. Одна в другую входить ни как не хочет! На самом же деле, при игре настоящим Арестантским стосом, всё гораздо быстрее и проще! Не надо ни куда ни чего утруждаться запихивать! Все зайдут аккурат одна в одну, как по маслу, хоть с открытыми газами, хоть с закрытыми! Естественно, при определённом умении и сноровке)
Здесь уже колода набирается и раскладывается для игры в 21. Схема прежняя.
Для упрощения показа так же при подрезе под 2 верхних карты. Следует убедительное кино, что при желании банкира, скажем при «стуке», срыва нет ни кому не при каком раскладе!)
Единственное, что поможет вам всем не оказаться в торбе и сорваться чудом с этой прожарки, так это, не надо только Ха-Ха), это дяденька-мент в помощь, идущий именно сейчас в вашу локалку и напрявляющийся к вам на барак, а может и не один, а может и не идущий, а бегущие и сразу несколько.
То называется уже «мусорской расход», и ни чего здесь не поделать! Не на даче же у родственника своего в дурака гоняете, а за решеткой и за забором. Здесь это в порядке вещей и общепринято. Так сказать, «нелегальное казино» под боком у мусоров)))
И учитывая, что игра за колючкой это прямая поддержка Воровского Хода, то и легавые за это грузят до талого и по полной. Для них это одно из самых злостных нарушений. Всё зависит от лагеря и от положения дел в нём.
P. S. Удачи всем и не хворать! Мастерство- дело наживное! Было бы только желание и голова на месте!
На этом стоп. Всегда рядом. Искренне-я.
Тюрьма и жизнь за решеткой
Содержание
Новости
Поиск
Картежные игры уголовников
(Из работ криминологического кабинета)
Картежная игра имеет в воровской среде немалое значение в достижении высших ступеней жульнической квалификации. Умелого и «тонкого» воровства далеко не достаточно для того, чтобы стать испытанным «духовым»(1), «жиганом»(2). Неумение постоянно рисковать всеми своими деньгами, «тряпками» или даже жизнью, так же, как и неверность своей воровской этике, составляет признак «дешевого человека». «Глубоко свой»(3) жулик всегда носит при себе колоду карт и готов играть где угодно и при каких угодно обстоятельствах. Даже собираясь «на дело», жулик захватывает с собой карты. Азарт руководит всеми его поступками. Карты же помогают жулику коротать время в тюрьме. Привычка к постоянному напряжению всей нервной системы, привычка рисковать делает особенно тяжелым однообразие тюремной жизни. Карты дают жулику необходимое, чисто физиологическое ощущение риска. Многие жулики сравнивают ощущение при игре с ощущением при краже.
Сейчас в камере висит одежда, лежат передачи, а через полчаса нет ничего, кроме самого необходимого. Хорошим игрокам в камере почет. «Играющий» человек никогда не будет в тюрьме голоден.
После завтрака играют,
Вновь открылось казино,
Игроков везде хватает,
Игроков везде полно.
Тот за печкой притаился
И пыхтит, как паровоз,
А другой в углу забился,
Четко мечет в чудный «стос».
Вдруг, как кошки, разбежались,
«Шухер», братцы,- мы горим!
Два несчастные попались,
Захватил их командир.
За что сидят? И все за карты.
Ломают склад, тащат муку,
Администрация их ловит,
Сажает в маленьку тюрьму.
Ведется следствие, и что же?
И все сидят и ждут прибавки.
Теперь не вздумают «ломать» и т.д.
Вышеприведённые отрывки дают некоторое представление о том, как играют на Соловках.
Жулик может играть во «фраерские» игры, но только с фраером же и «для понта», если он хочет сойти за фраера из каких-либо целей, между прочим, и для того, чтобы его «наколоть» на приличную сумму. Для этого он и подтасует, сдаст и сыграет, как заправский фраер.
Партнер, заметив, что его берут «даром», «на бога», может в любое время остановить игру: «Ваш номер старый». В этом случае он должен указать способ, каким его обыгрывают. Если укажет правильно, то выигрыш за ним. Отношение к подобного рода «шансам» у шпаны в высшей степени спокойное.
При играх, требующих сложных арифметических расчетов, игроки могут выставлять счетчиков, которые обычно «идут гривенничком», т.е. получают по гривеннику с каждого выигранного и проигранного рубля. Счетчики в особенности необходимы, когда игра идет всю ночь и играющим легко «запариться».
Часто уголовник проигрывает «под ответ», надеясь на удачную кражу. Если срок выплаты мал, а в большинстве случаев он измеряется часами, шпанёнок прямо с «шалмана»(17) бежит «брать» какой-нибудь магазин или лезет в карман где-нибудь в трамвае. Тогда уж он не разбирает и совершает самые дерзкие и нахальные кражи. С «засыпавшегося» или «подзашедшего» карточный долг не спрашивается. Долг уплачивается по выходе из тюрьмы при первом же удобном случае (здесь уже срок не назначается). Один магазинный вор рассказывал, что почти все судимости он «заработал» на проигрышах, воруя в обеденный перерыв через входную дверь магазина под видом хозяина.
В среде «вшивок» в заключении распространены случаи проигрыша «под ответ» вещей вновь прибывающих фраеров, но, вообще говоря, фраер, попав в заключение, считается другом.
Проигрыши самих себя и вообще «последнего» чаще всего происходят из так называемой «амбиции». Если «схлестнутся»(23) двое, имеющие друг на друга злобу, или если играющие почему-либо считают для себя позором проиграть, игра может зайти очень далеко. Проигрывают золотые зубы, которые после игры выдираются клещами или выбиваются молотком. Проигрывают пальцы, играют на ухо и т.п. Происходят своеобразные картежные дуэли. Мстящий старается заставить своего партнера «влезть на рогатину», т.е. заставить его проиграть что-нибудь такое, что он не сможет выплатить, или причинить ему существенный ущерб.
Разложение это, несомненно, хорошо, ибо подготавливает почву для исправления, но если на смену шпанской морали ничего не будет дано, то это вызовет отрицательные последствия.
Что может получиться из шпанёнка, у которого не будет никакой связи ни с кем, хотя бы и в крайне уродливой форме, у которого не исчезло влечение к воровству, не забыты профессиональные навыки? Так что необходимо позаботиться и дать ему какие-то другие устои. Работа в этом направлении на Соловках поставлена недостаточно широко, но вопросы эти сложные, и мы к ним вернемся в дальнейших статьях.
А.Д. Лихачёв
(«Соловецкие острова», 1930 № 1, с. 32-35)