Как называют классного руководителя в колледже

Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Как называют классного руководителя в колледже. leksikon studenta 1. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-leksikon studenta 1. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка leksikon studenta 1

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт

Как называют классного руководителя в колледже. rektory new. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-rektory new. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка rektory new

Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.

Как называют классного руководителя в колледже. leksikon studenta 7. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-leksikon studenta 7. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка leksikon studenta 7К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).

Как называют классного руководителя в колледже. leksikon studenta 3. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-leksikon studenta 3. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка leksikon studenta 3

Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Источник

Функции классного руководителя в колледже

Функции классного руководителя (куратора учебной группы) в учреждениях УНПО и УСПО

Содержание деятельности классного руководителя или куратора учебной группы определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.

Основными аспектами воспитательной деятельности классного руководителя (куратора учебной группы) в соответствии с «Концептуальными подходами к созданию системы воспитания в учебных заведениях профессионального образования» являются:

• Создание благоприятных условий для развития личности.

• Содействие формированию учебной группы как коллектива.

• Ведение педагогически обоснованных наблюдений за обучающимися, их социальным окружением.

• Содействие социальному профессиональному становлению обучающихся.

• Организация и осуществление психолого-педагогической профилактики.

• Взаимодействие с инженерно-педагогическими работниками учебного заведения, родителями, общественными институтами воспитания.

• Содействие в реализации индивидуальных планов воспитания, самовоспитания обучающихся.

В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций преобладает функция воспитания учащихся (студентов). Перед классным руководителем (куратором) стоит проблема интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита подростка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития подростков и молодежи, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития личности в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя (куратора) по социальной защите обучающихся (студентов) — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего подросткам и их родителям получить социальную поддержку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя — это в первую очередь комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие старшеклассников и формирование их индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, классный руководитель должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от подростка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя (куратора) в широком и узком смысле слова. Социальная защита в узком смысле слова — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту подростков и молодежи, оказавшихся в особо трудном положении: детей из многодетных семей, детей-инвалидов, сирот, беженцев и других, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми обучающимися и их родителями в различных направлениях.

Объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все учащиеся (студенты) учебной группы, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.

В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ученика или студента, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные — это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни подростка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т. д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности молодых людей их социальной защищенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты подростков и молодежи являются стержнем, вокруг которого строится вся система деятельности классного руководителя (куратора) и наполняется соответствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социальной защиты обучающихся классный руководитель должен решать ряд задач, связанных с формированием отношений учащихся (студентов) со своими сверстниками в учебной группе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.

Главное назначение классного руководителя (куратора) — поддержка положительной инициативы учащихся или студентов, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды УНПО или УСПО.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся (студентов): познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся (студентов), являющееся частью досуга обучающихся.

В процессе работы с учебной группой немаловажную роль играет функция сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.

Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности обучающихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ученика (студента), их анализ, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель (куратор) может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности, во-вторых, диагностировать сформированность социально значимых качеств личности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с обучающимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста ребят и интеллектуального уровня, сформированности коллектива учебной группы доля участия классного руководителя (классного воспитателя, куратора) в этом процессе будет изменяться.

В работе классного руководителя можно выделить стратегические и тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т. д.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Цели воспитательной работы во многом определяют содержание планов классного руководителя. Планирование воспитательной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу учебной группы в рациональной организации деятельности. Назначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой — негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя с классом как в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива учебной группы в целом или отдельных учащихся (студентов). Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя, куратора) существенно повышает эффективность воспитательного процесса с молодежью.

Источник

Как называют классного руководителя в колледже

1. Общие положения
1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом колледжа, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения региона.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором колледжа. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на преподавателя, не имеющего группы.
1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

2. Функции классного руководителя

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности группового коллектива.

2.2. Организация учебной работы группового коллектива и отдельных студентов.

2.3. Организация внеучебной жизни группы.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании студентов.

2.5. Социальная защита студентов.

2.6. Работа с родителями.

3. Должностные обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.2. Ведет личные дела студентов и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет студентов группы в совет колледжа, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

3.4. Организует дежурство по колледжу, кабинетам.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7. Заботится о финансовом обеспечении групповых нужд (групповой фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.8. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует студентов, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

3.9. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.10. Координирует деятельность преподавателей, работающих в группе.

3.11. Работает с зачетными книжками, контактирует с роди­телями по поводу успеваемости студентов.

3.12. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора студентов (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

3.13. Привлекает психолога для работы со студентами (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.14. Создает положительный микроклимат в группе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.15. Организует творческие дела в группе с привлечением отдельных студентов или всегй группы.

3.16. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого студента, укрепляет здоровье студентов, вовлекает студентов в физкультурную, спортивную работу.

3.17. Помогает деятельности различных общественных организаций.

3.18. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с группой (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.

3.19. Изучает личность студента в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения преподавателей, работающих в группе, и родителей.

3.20. Работает с характеристиками студентов.

3.21. Обеспечивает охрану и защиту прав студентов, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в группе. Сотрудничает с социальным педагогом.

3.22. Выявляет и ведет учет студентов социально незащищенных категорий.

3.23. Выявляет и ведет учет студентов из неблагополучных семей.

3.24. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).

3.25. Проводит тематические родительские собрания один раз в семестр.

3.27. Изучает условия воспитания в семье.

3.28. Работает с родителями индивидуально.

3.29. Влияет на общение ребят с родителями

Источник

Куратор группы в университете/колледже: обязанности и функции

Как называют классного руководителя в колледже. a2f2f86a890848cfae9ed7f44dab56fc. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-a2f2f86a890848cfae9ed7f44dab56fc. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка a2f2f86a890848cfae9ed7f44dab56fc

После поступления первокурснику предстоит столкнуться с множеством новых понятий: коллоквиум, аудитория, сессия и т. д. Вместо учителей в университете работают преподаватели, а вместо классного руководителя группе назначается куратор. Мы поможем разобраться в том, кто этот человек и что входит в обязанности куратора студенческой группы.

Быстрее войти в ритм студенческой жизни помогут советы, которые получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они первыми узнают о конкурсах и акциях.

Кто такой куратор учебных групп

Куратор группы в вузе или техникуме — это аналог классного руководителя в школе, просто его подопечные взрослее и самостоятельнее.

Куратор — это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством кафедры, факультета или вуза и студентами группы.

Он тесно сотрудничает со старостой группы, передает необходимую информацию. Зато, в отличие от школы, он практически не общается с родителями студентов (только если они сами проявят инициативу).

Другое название куратора — руководитель академической группы.

Куратор группы в университете

Одна из основных задач куратора группы студентов — помочь первокурсникам адаптироваться в вузе и влиться в учебный процесс:

К нему можно обратиться с любым вопросом, который касается учебной деятельности.

Куратор группы в колледже

Функции куратора учебной группы в колледже похожи: он тоже помогает поступившим влиться в учебный процесс. Но поскольку его подопечные еще несовершеннолетние, уровень ответственности выше. Он старается контролировать их успеваемость и, в крайнем случае, может связаться с родителями. Обычно это происходит, если студент начал пропускать пары без уважительной причины или его оценки резко снизились.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как называют классного руководителя в колледже. 13418. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-13418. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка 13418

Хорошо, когда куратор — наставник и друг

Функции куратора студенческой группы

В большинстве вузов и колледжей действует специальное положение, в котором перечислены обязанности куратора студенческой группы. Вот основные из них.

Обратите внимание: если куратор плохо справляется с обязанностями, не общается со студентами и игнорирует их просьбы, группа имеет право написать коллективное заявление с просьбой его заменить.

Кроме куратора группы у студента есть и другие помощники. Например, сервис помощи студентам. Его эксперты проконсультируют и помогут подготовить любую учебную работу.

Как называют классного руководителя в колледже. 341eb2bfb7d6431d8df48e1c446b384f.small. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-341eb2bfb7d6431d8df48e1c446b384f.small. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка 341eb2bfb7d6431d8df48e1c446b384f.small

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Как называют классного руководителя в колледже. 8ecbe2009d7e1ff0944b4c9085b37681. Как называют классного руководителя в колледже фото. Как называют классного руководителя в колледже-8ecbe2009d7e1ff0944b4c9085b37681. картинка Как называют классного руководителя в колледже. картинка 8ecbe2009d7e1ff0944b4c9085b37681

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 29.01.2015

Статья просмотрена: 1840 раз

Библиографическое описание:

Пластун, Н. А. Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа / Н. А. Пластун, С. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7251/ (дата обращения: 28.12.2021).

Истинные преподаватели — это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы. Под влиянием любви и симпатии они забывают самих себя и живут ради детей, счастливые души которых вверены их любящим рукам. И в каждом уроке, в каждом слове, в каждом взгляде они выражают то свое воодушевление идеалом, которое придает смысл их трудному призванию.

Мы все родом из детства, юношества, а значит и из студенчества. Вспоминая это, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в студенческие годы. Добрая память остается о том преподавателе, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель учебной группы. Он действительно ближе всех стоит к учащемуся в педагогическом коллективе колледжа. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с однокурсниками, преподавателями-предметниками, организация досуга учащихся и многое другое являются сферами заботы классного руководителя колледжа. Поэтому можно сказать, что он — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития учащегося, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в средних профессиональных учебных заведениях, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие жизни в группе надо прочувствовать. Те, кто сегодня отказываются от классного руководства, понимают, какой большой объем работы выполняют классные руководители.

Сфера формирования учебной группы — это, прежде всего, мир активного межличностного взаимообмена, коммуникации, где каждый учащийся обладает не только своим «пространством общения», но и четко обозначенным полем притяжения и отталкивания. Какую роль играют в нем социально-личностные и характерологические свойства классного руководителя, едва ли не главного действующего лица из тех, кому общество вверяет духовное, нравственное, эстетическое, физическое развитие молодого поколения? На это мы решили обратить внимание и выяснить мнение, как преподавателей, так и учащихся колледжа.

Какие же черты должны быть присущи классному руководителю как профессионалу, способствующему успешной социализации молодежи в стенах нашего колледжа (особенно, когда у некоторой части уже отбито всяческое желание контактировать с классными руководителями за годы обучения в школе!). Но прежде чем обратиться к научной формулировке этих черт, можно провести в коллективе анкету:

1. Каким должен быть классный руководитель?

2. Какие требования сейчас предъявляются временем и обществом к современному классному руководителю?

3. Чего вам не хватает, чтобы стать «эффективным» классным руководителем?

4. Кого из коллег вы могли бы назвать успешным классным руководителем и почему?

5. Как выглядит «неэффективный» классный руководитель?

6. С чем нужно бороться нашим классным руководителям, чтобы учащиеся ощущали себя рядом с ним «комфортно»?

Классный руководитель по мнению наших преподавателей должен быть «умным, добрым, исполнительным, грамотным, творческим, воспитанным, коммуникабельным, авторитетным для коллег и учащихся, знающий свое дело в совершенстве, ответственным, гуманным, честным, всесторонне развитой личностью, хорошим психологом».

Среди требований, предъявляемых временем и обществом, названы «мобильность и универсальность, профессионализм, гибкость мышления, стремление к постоянному обновлению, принципиальность, ответственность, работоспособность, энергичность, всесторонняя развитость, умение использовать новые технологии, учитывать передовой опыт новаторов».

Чтобы стать эффективным классным руководителем нашим педагогам не хватает исполнительской дисциплины, настойчивости, решительности, опыта, профессиональных знаний, «сдержанности, когда сталкиваются с негативными поступками учащихся», систематичности, последовательности в жизни и работе.

В числе успешных классных руководителей могут быть названы десятки классных руководителей, которые, по словам преподавателей отдаются делу полностью, целиком, не считаясь со временем, знают «чем дышит и живет» каждый учащийся группы.

Черты «неэффективного» классного руководителя определены следующим образом: «необязательность, ленивость, нет системы в работе, несдержанность, неуважение к учащимся, отсутствие творческого подхода, грубость, черствость, незаинтересованность в результатах труда, отсутствие контакта с учащимися и, соответственно, отдачи от них, некомпетентность, работа по — старинке, те кто рассматривает классное руководство как наказание».

И, наконец, бороться классным руководителям необходимо «с утратой ощущения чувства молодости души, с авторитарным отношением к учащимся, занудством и педантичностью, эгоизмом, проявлением эмоций, самовлюбленностью, с предвзятым мнением, стараться понимать учащихся с точки зрения настоящего времени, их горести и радости, жить интересами детей».

Мнение учащихся. Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Каким должен быть классный руководитель?

2. Чего не хватает вашему классному руководителю, чтобы стать лучше?

3. Кого вы считаете «успешным классным руководителем»?

4. Как выглядит «неэффективный» классный руководитель и есть ли такие в нашем колледже?

5. Что для вас значит ваша группа?

В первую очередь наши учащиеся хотят видеть классного руководителя умным, понимающим, добрым, отзывчивым, сдержанным, вежливым, спокойным, честным, активным, умеющим понять и помочь, справедливым, не выделяющим любимчиков, в меру строгим, внимательным, собранным. Было и такое мнение, что если колледж это второй дом, то и классный руководитель должен быть второй матерью.

А вот что считает по этому поводу педагогическая наука. Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с учащимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.

Для классного руководителя всегда важна внутренняя психологическая сторона дела, вначале он пытается понять точку зрения учащегося, а затем уже действовать на основе этого понимания, группа и ее реакция является для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации, он доверяет учащемся и считает их способными решать — причем вполне адекватно — свои жизненные проблемы, ожидает от них проявления дружелюбия, а не враждебности, учащийся для него всегда личность, обладающая достоинством. Т. е. классный руководитель должен воспринимать группу и их поведение исходя из общей благожелательной установки. Классным руководителем учащиеся должны оцениваться скорее как способные, чем неспособные, дружелюбные, чем недружелюбные, достойные уважения, чем не заслуживающие его, более склонные сотрудничать, чем «ставить палки в колеса», и наконец, он видит в учащихся людей, на которых можно положиться.

Установлено, что «хорошими» считаются классные руководители, обладающие эмоциональной стабильностью, личной зрелостью и социальной ответственностью. Поэтому выделяют следующие личностные качества, необходимые для эффективной работы:

1. стремление к максимальной гибкости

2. способность понимать чувства других, готовность сочувственно откликнуться на их непосредственные нужды

3. умение придать личностную окраску воспитанию группы

4. установка на создание позитивных стимулов для само восприятия учащихся

5. владение стилем неформального, теплого общения с учащимися

6. эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Колледжу в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и — на что особенно важно обратить внимание — язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у учащихся в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний учащимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т. е. мотивацию учащихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение учащихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе колледж едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.

Таким образом, коллективный портрет «эффективных классных руководителей» выглядит следующим образом: это исключительно позитивно настроенные, энергичные люди, с гораздо большим запасом энтузиазма в работе, чем у коллег в среднем. Ответственное отношение к работе с группой сочетается у таких педагогов с верой в способности своих учащихся. Безусловно позитивное отношение ко всем учащимся генерирует познавательный процесс у молодежи, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагогов. «Этот цикл повышенных ожиданий, достигнутого успеха, вознаграждения и дальнейшей мотивации выступает как ключевой фактор, удерживающий высококвалифицированных преподавателей в колледже».

Совершенно очевидно, что определенные внутренние присущие личности особенности и органические черты характера могут давать явное преимущество некоторым преподавателям по сравнению с другими, однако в рамках профессии педагога большинство людей могут научиться «действовать эффективно». Важнейшим показателем высококвалифицированной педагогической работы остается стремление или желание быть хорошим преподавателем. В конечном счете, профессиональный успех предопределяется самой личностью.

«Эффективные классные руководители» есть в каждом учебном заведении. Именно они живут, работают, борются и успевают, вкладывая в каждого учащегося частичку своей души. К таким классным руководителям приходят еще «трудные», не поддающиеся на контакт учащиеся, которые, как правило, поступили в колледж не по своей инициативе. Благодаря благоприятному климату, который создан в группе этими классными руководителями, выпускаются целеустремленные, уверенные в себе, уже «взрослые люди».

Есть и молодые преподаватели, которые часто ошибаются, но учатся на своих ошибках, их любят учащиеся и пытаются быть на них похожими, их боятся и обожают одновременно, но в итоге вместе они добиваются конечной цели — это создание одного единого коллектива.

В конце учебного года мы в качестве рефлексии попросили учащихся своих групп продолжить высказывание: «Чтобы я сделал, если бы был классным руководителем». Они довольно серьезно отнеслись к предложенному вопросу, высказали много интересных идей, которые будут непременно в плане воспитательной работы на следующий год, некоторые даже написали, что отказались бы, так как это очень трудно, работать с современной молодежью, то есть они понимают, как непросто быть воспитателем.

Таким образом классным руководителям необходимо Разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *