Как называют пассажиров в самолете
Пассажирам самолета перечислили вопросы-табу к бортпроводникам
Фото: Sonja Jordan / Globallookpress.com
Британский бортпроводник Дэн Эйр (Dan Air) перечислил самые раздражающие вопросы пассажиров к членам экипажа воздушного судна. Его слова приводит Express.
Так, бортпроводники ненавидят, когда пассажиры спрашивают их о точном месте, которое сейчас пролетает самолет. Кроме того, членов экипажа раздражают вопросы о дополнительной порции еды, возможности пересесть в бизнес-класс или просьбы постоять в проходе.
Отмечалось, что любые шутки и вопросы о взрывных устройствах на борту являются табу. «Вам кажется, кто же настолько глуп, чтобы говорить о бомбе в самолете? На самом деле, это происходит намного чаще, чем вы думаете. Это не только вызовет проблемы с попутчиками и членами экипажа — за такое можно сесть в тюрьму», — предупредил бортпроводник.
Также, по словам Эйра, членов экипажа не стоит просить поднять чемодан на багажную полку, так как это не является их обязанностью, а также убеждать их, что на предыдущем рейсе пассажирам позволялось игнорировать какие-то правила.
«Больше всего я ненавижу слова «ты просто официант в самолете». К счастью, сегодня полеты проходят намного безопаснее, чем раньше, поэтому наши навыки первой неотложной помощи выделяются меньше, но это не значит, что они не используются», — заявил бортпроводник.
Ранее в декабре этот же бортпроводник назвал самые нервирующие действия пассажиров на борту самолета. Например, он предупредил, что во время полета туристам следует избегать использования без крайней необходимости кнопки вызова персонала.
Что говорят у тебя за спиной в самолёте?
Пакс 13а просит ещё касалетку. После прочтения материала вы будете знать, что значит этот набор букв. Мы выяснили у бортпроводников, как они называют пассажиров и кого обычно обсуждают во время полёта.
Как они нас называют?
«Мистер на втором ряду просит воды», «дама в чёрной шляпке спрашивает, остался ли томатный сок». Глупо думать, что именно так между собой говорят бортпроводники. Как минимум у них нет времени на эти формальности. Вот несколько вариантов обозначений пассажиров, о которых нам анонимно рассказали стюардессы:
Паксы
Все мы, когда летим на самолёте, становимся паксами. Это безобидно, не надо размахивать кулаками, если вдруг услышите от стюардессы что-то про паксов.
«Пакс» происходит от английского сокращения PAX – это международное обозначение пассажиров. Сначала слово passenger сократилось до pass, а потом упростилось до pax», – поясняет бортпроводник.
Буквы и цифры
Как только вы регистрируетесь на самолёт онлайн или получаете посадочный талон уже в аэропорту, у вас появляется новое имя. Это номер и буква вашего кресла.
«Пассажиров обычно называют по их местам. То есть, если где-то горит вызов бортпроводника или кому-то плохо, мы просто говорим 13а, 24д и пр.».
Так что теперь выбирайте себе кресло не только по принципу «у окошка», но и по благозвучию вашего нового имени на время полёта.
Не повезло с соседями: РМ плачет на весь салон, а РБ толкает ногами спинку кресла. О чём это? Оказывается, пассажиры могут иметь обозначения по первым буквам ключевых слов. Так, РМ – это ребёнок маленький, а РБ – ребёнок большой. Тоже никаких обид быть не должно. Про себя экипаж говорит точно также: КВС – капитан воздушного судна, СБ – старший бортпроводник.
Словарь других непонятных слов
Тройка – это набор одноразовых приборов с перцем, солью, салфеткой и пр. Название получил благодаря количеству столовых приборов в наборе (вилка, ложка и нож). Можно услышать, как бортпроводники говорят друг другу «дай тройку».
Касалетка – упаковка с горячим блюдом. Если хотите попросить добавку, то поинтересуйтесь, остались ли лишние касалетки. Для этого подойдите к гелику.
Гелик – бортпроводник, работающий и отвечающий за кухню, происходит от английского Galley Manager (galley переводится как «кухня на борту самолёта»).
Интерфон – система связи между пилотами и бортпроводниками.
«Профессиональный сленг раньше был любимой темой для шуток моего молодого человека, не связанного с авиацией, – говорит стюардесса. – Когда он проводил вечер в компании меня и моих коллег, для него наши разговоры выглядели примерно так: ВЛЭК-ВЛЭК, налёт, касалетки, МКК, КПК, ОЗП, разгруз, разворот, довоз, – и всё это был для него лишь набор слов, как и для других не из нашей отрасли».
А пальцем тыкают?
Все бортпроводники, которых мы опросили, заверили, что не тыкают пальцами в пассажиров. Да и вообще редко используют жесты в своей работе. В основном только во время предполётного инструктажа и в экстренных ситуациях, для которых разработаны специальные команды, фразы, и жесты.
«Невербальные средства общения не слишком распространены. Иногда сигнал о готовности к взлёту может быть передан жестом – вытянутая рука с поднятым вверх большим пальцем. Но зачастую сигнал передается по внутренней связи».
Кого обсуждают?
Если вы устроите скандал на борту самолёта из-за того, что вам не хватило курицы и вам пришлось есть рыбу, есть риск, что вы на века останетесь со званием самого истеричного пассажира в мире.
«Лукавить нет смысла, безусловно, мы обсуждаем пассажиров во время рейса, а об особо запомнившихся слагаем легенды и передаем эти истории из уст в уста. И это абсолютно нормально. Когда я лечу пассажиром, я обсуждаю бортпроводников, когда я работаю, я обсуждаю пассажиров».
По мнению бортпроводников, некоторые пассажиры только и ждут, что они станут объектом обсуждений, и получают от этого удовольствие.
«Если пассажир, только шагнув на борт самолета, начинает осыпать нас претензиями в стиле: «Боже, это что за бизнес-класс такой, здесь вообще лететь можно?», значит, он просто требует к себе повышенного внимания, он хочет, чтобы его запомнили, чтобы его обсудили».
И не надевайте леопардовый пиджак, если не хотите войти в историю.
«Один раз у меня на рейсе летел очень экстравагантный мужчина в леопардовом пиджаке. Мы обсудили его с коллегами, и он мне хорошо запомнился. Вообще я считаю, что люди, которые надевают леопардовый пиджак делают это для того, чтобы их обсуждали».
На самом деле во всех авиакомпаниях на обсуждение пассажиров во время рейса есть строжайший запрет, поскольку это портит репутацию перевозчика. Но все мы люди.
Секретный словарь бортпроводников. Как они нас называют?
Старая больная касалетка обезьянничает перед трюфелем. Что значат эти непонятные слова? Лайф навёл справки и узнал, как между собой общаются бортпроводники и пилоты.
Пакс — пассажир
Происходит от английского сокращения PAX — международного обозначения пассажиров (passenger). Сначала слово passenger сократилось до pass, а потом упростилось до pax.
Пример употребления: «Ох, Маш, надеюсь, что среди сегодняшних паксов тошнотиков не попадётся. «
У всех вертикально — пассажиры готовы к полёту
Это укороченный вариант сообщения о том, что все столики подняты, ремни застёгнуты, шторки иллюминаторов открыты, а спинки пассажирских кресел в вертикальном положении.
«Все готовы, у всех вертикально! Нужно сообщить пилоту, что мы готовы к взлёту».
Пообезьянничать — продемонстрировать спасательные средства в салоне
Из-за того что на рейсах большинства авиакомпаний встречается аудиосопровождение демонстрации спасательных средств, бортпроводники пользуются лишь жестами и мимикой. Отсюда и берётся сравнение с кривлянием и обезьянничанием.
— Катя, отправляйся к паксам, сегодня твоя очередь обезьянничать.
— Но я не могу! У меня ботокс!
Мряка с молоком — туман с осадками
Мряка — забавное слово, которое созвучно со многими определениями погоды в русском языке, например слякотью и моросью. Мрякой с молоком работники авиации называют туман с любыми видами осадков.
Пример употребления: «Брр, не хочется даже в иллюминатор выглядывать. Там такая неприятная мряка с молоком».
Умка — ребёнок, который летит без сопровождения
Умка — сокращение от unaccompanied minor (несовершеннолетний без сопровождения). Также созвучно с именем медвежонка из мультфильма «Умка ищет друга», где главный герой — медвежонок втайне от своей мамы забрался в вертолёт и улетел искать своего друга — ненецкого мальчика.
«Рома, не забывай почаще подходить к Умке на кресле 23B, он наверняка хочет что-нибудь, но стесняется спросить».
Продажная женщина — стюардесса, отвечающая за торговлю
Хотим заметить, что продажным может быть и мужчина. Просто женщин в профессии больше, поэтому и выражение прижилось. Так обычно называют стюардессу, которая предлагает и помогает пассажирам совершать покупки на борту.
— А у Лены-то, у нашей продажной женщины, новая машина!
Касалетка — алюминиевый контейнер для горячих блюд
Да, это тот самый «железный боксик», в котором приветливые бортпроводники дают вам горячую еду. Обычно содержит в себе рыбу или мясо с гарниром.
— Девушка, можно мне, пожалуйста, ещё одну касалетку?
— О, да вы знакомы с терминологией? Возьмите сразу две!
Трюфеля (или бизнесмены) — пассажиры бизнес-класса
Существует теория, что пассажиров бизнес-класса сравнивают с трюфелями, потому что они дорого одеты и встречаются реже обычных паксов.
«Ох, там такой импозантный трюфель сидит, а у меня, как назло, пятно на юбке!»
Три топора — «Боинг-777»
Такое прозвище самолёт получил из-за сходства семёрок с топорами. Название прижилось и активно используется бортпроводниками и другими работниками авиакомпаний.
«Как же приятно пересесть на родные три топора после всех этих мелких кукурузников!»
Старая больная касалетка — опытная бортпроводница
Слова бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» переделали, чтобы дать определение бортпроводнице с неплохим стажем. Надеемся, что данные строки не заденут ничьих тонких авиационных чувств. Для нас стюардессы всегда молоды и свежи.
— Я старая больная касалетка, я устала от этой жизни, мне пора на пенсию!
Сленг авиаторов: «отдать пульс» и «прилететь на рогах»
НОВОСИБИРСК, 18 авг — РИА Новости. Любой технический лексикон в обиходе наполняется эмоциями, слова обретают сокращения и упрощения, появляются «вторые» названия должностей, мест и действий. Авиаторы — наиболее яркий тому пример. Накануне Дня воздушного флота корреспонденты РИА Новости пообщались с авиаторами и собрали небольшую коллекцию названий и фраз из профессионального сленга.
Ветродуй и микрофлора
Шоферы отдали пульс, а пациенты потянулись к вешалке. Ветродуй дал четыре девятки. Горилка подана. Организмы успешно воспользовались удавкой и перешли в статус защищенной микрофлоры. Бизнесменов и трюфелей сегодня нет, все экономисты. На рейсе один Умка.
Подали кашу, физзарядка прошла успешно, лапти убраны, арбуз покатил по бетонке к выходу.
Примерно так на языке авиатором можно описать посадку пассажиров в самолет и его подготовку к взлету. «Шоферы» — это пилоты, «отдать пульс» означает пройти медосмотр. «Ветродуй» — метеоролог, который дал благоприятный прогноз («четыре девятки»). «Горилка» — заправщик с авиатопливом. «Катить по бетонке» — перемещаться по аэродрому, «выход» — точка старта воздушного судна.
Пассажиров называют «пациентами», «организмами», «микрофлорой». «Экономисты», «бизнесмены» и «трюфели» — это пассажиры эконом-, бизнес- и первого класса соответственно. «Умка» — ребенок без сопровождения. «Удавка», как и в сленге автомобилистов, — ремень безопасности. «Вешалка» — установка для взвешивания багажа. «Физзарядка» — проверка перед взлетом механизации, а «лапти» — колодки под колеса. «Подали кашу» — подвезли бортпитание.
«Арбуз» — Airbus. Сленговые названия имеют практически все модели самолетов. Так, например, Ан-225 «Мрiя» — это «сороконожка», Ту-134 — «свисток», Як-40 — «окурок». Транспортный самолет именуется «сараем», а списанные судна — «недвижимостью».
Не миновала подобная участь и аэропорты. Московские «Внуково» и «Шереметьево» — «Внучка» и «Шарик».
А еще перед взлетом самолету может понадобиться «тамагоччи» — тягач, «пепелац» — самоходный трап, именуемый так в честь фантастического летательного аппарата из фильма «Кин-дза-дза!». Как поясняют авиаторы, слово «пепелац» носит несколько нарицательное и ироничное значение, обозначает неудобные или старые транспортные средства.
Зимой не обойтись без «Змей-Горыныча» — теплообдувочной машины для удаления обледенения.
Прилететь на рогах
Прилетел на рогах, посадка прошла успешно, раскорячился на взлетно-посадочной полосе. Бабушка просит микрофлору пока оставаться на местах. Молодой слон, встречающий на перроне, в восторге — столько двигателей и колес он не видел никогда! Пропуская могучую сороконожку арбуз нервно топчется в сторонке.
«Прилететь на рогах» — вовсе не означает, что пилот пьян, такой фразой обозначают пилотирование самолета при отказе автопилота. «Раскорячиться» — неспособность быстро освободить полосу. «Топтаться» — маневрировать по рулевым дорожкам. «Бабушка», — стюардесса, а «слон» — это специалист аэродромной службы.
Свои сленговые обозначения имеют и другие специалисты. Так, «дивный перец» — это молодой выпускник летного училища, «говорилка» или «птица Говорун» — диктор в аэровокзалах, «трезор» — сотрудник границы, «властелин кольца» — диспетчер круга (диспетчерский пункт «Круга» контролирует движение самолетов в зоне взлета и посадки).
Погодные явления авиаторы также обозначили по-своему: «мряка с молоком» — туман с осадками, «чехол» — погода ниже минимума.
Справка:
Считается, что в отличие от просторечия, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определенных возрастных или профессиональных групп.
Секретный словарь бортпроводников. Как они нас называют?
«Старая больная касалетка», «пакс» и «Умка». Что объединяет эти слова и что они значат? На эти и другие вопросы ответила бортпроводник компании Utair Анастасия Долгушкина. — Настя, расскажи, почему выбрала эту профессию? О данной профессии мечтала с детства, как и большинство девочек. После окончания колледжа пробовала устроиться в «Оренэйр», но, к сожалению, ростом я была …
«Старая больная касалетка», «пакс» и «Умка». Что объединяет эти слова и что они значат? На эти и другие вопросы ответила бортпроводник компании Utair Анастасия Долгушкина.
— Настя, расскажи, почему выбрала эту профессию?
О данной профессии мечтала с детства, как и большинство девочек. После окончания колледжа пробовала устроиться в «Оренэйр», но, к сожалению, ростом я была немного ниже нужного, для того, чтобы пройти кастинг. Вскоре я перебралась в Самару. Здесь все сложилось чудесным образом. Объявление о наборе в авиакомпанию «Utair» увидела случайно. Решила попробовать и прошла.
Небо всегда меня завораживает, думаю, поэтому я и влюбилась в эту профессию. На выходных, прогуливаясь по набережной или в парке, невольно глаза устремляются в небо. Видимо, не зря говорят «Небонутые».
— А что насчет пассажиров? Какой пассажир — самый лучший пассажир?
Самый лучший пассажир —спящий пассажир. Думаю, все бортпроводники со мной согласятся. Пассажиры бывают абсолютно разные: шумные, с несколькими детьми, люди в возрасте, люди, которые боятся летать, и другие. И всем им нужна наша помощь на борту самолёта, хотя они не всегда это признают. Вот, не так давно летела женщина лет примерно 35. Когда самолет пошел на взлёт, она начала кричать, при этом закрывая себе рот платком, и плакать. Кричала она достаточно громко. Сразу после взлета мы поняли, что женщина очень сильно боится летать. Оказалось, это её второй полет в жизни. Мы побеседовали с ней и посадка далась ей легче.
— А любимая категория пассажиров есть?
Очень люблю, когда на самолет к нам приходят маленькие пассажиры. Они очень энергичны, и чтобы полет прошел комфортнее, мы предлагаем родителям нашу помощь. Например, можно устроить для детей конкурс, кто лучше нарисует наш самолёт или бортпроводников, предложить им чистый лист и ручку. Дети с огромным удовольствием увлекаются такими вещами.
— Говорят, что у бортпроводников есть секретный сленг, на котором они переговариваются между собой. Правда ли это?
Сленг у бортпроводников, конечно, есть, но это все стандартно. Касалетка, шед и так далее.
— Ого, и что все вышеперечисленное значит?
Касалетка —это индивидуальный контейнер для горячего блюда, шед — это специальная печь для разогрева касалеток. Есть еще пакс — пассажир. Происходит от английского сокращения PAX — международного обозначения пассажиров (passenger). Сначала слово passenger сократилось до pass, а потом упростилось до pax.
— Так вот, как вы нас называете…
— На борту порой можно услышать «Умка». Это ребёнок, который летит без сопровождения. Название происходит из мультфильма «Умка ищет друга», где главный герой-медвежонок втайне от своей мамы забрался в вертолёт и улетел искать своего друга — ненецкого мальчика.
«Продажная женщина» — стюардесса, отвечающая за торговлю. Хочу заметить, что продажным может быть и мужчина. Просто женщин в профессии больше, поэтому и выражение прижилось. Так обычно называют стюардессу, которая предлагает и помогает пассажирам совершать покупки на борту. «Трюфеля» или «бизнесмены» — пассажиры бизнес-класса. Они дорого одеты и встречаются реже обычных паксов. На самом деле люди, покупающие билеты в бизнес-класс, чаще всего хотят просто отдохнуть в рейсе, а не есть или пить. А люди в эконом-классе до сих пор считают, что их обязательно должны накормить.
Из забавного, кстати, есть еще «старая больная касалетка» — опытная бортпроводница. Это так слова бургомистра из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» переделали, чтобы дать определение бортпроводнице с неплохим стажем.