Как называют пиратов по другому
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
Корсары, буканьеры, флибустьеры, витальеры – чем пираты отличались друг от друга?
В художественной литературе и кино эти понятия часто используются как синонимы.
Однако для пиратов Средневековья и Нового времени между терминами существовала огромная разница, определявшая как внешний облик, так и цели разбойника.
Почему у пиратства столько имен и, что они означали?
На службе её/его Величества
Корсары, каперы, приватиры, флекселинги – пираты, формально находившиеся на государственной службе.
Наемных разбойников вербовали в период войн, для охоты за торговыми судами противника. Чаще всего каперское свидетельство – лицензию на разбой – приходилось покупать.
Лицензия давала право сбывать товар легально в любом отечественном порту и освобождала от уголовного преследования. Правда, каперы были обязаны отдавать 1/10 часть от прибыли в пользу губернатора региона, в чей порт заходили корабли, и 1/15 в пользу королевской казны.
В условиях американских колоний, когда метрополия не могла обеспечить охрану поселенцев и собственный торговый флот, каперы были их единственной защитой, а потому ремесло считалось почетным.
Корсарами пиратов именовали выходцы из Южной Европы. В странах романской языковой группы слово «corsaro», переводится как «преследовать».
Каперы – немецкое слово, которое переводится как «захватчик».
Приватиры – английский термин «частник».
Флекселинги – голландские служилые пираты, получившие имя от места их базирования в порту Флиссинген.
Флибустьеры – с французского языка «вольные добытчики», разношерстная группа изгоев, состоявшая из представителей разных народов и социальных групп. Это классические пираты, которых мы привыкли видеть в художественных фильмах.
Так сложилось, что испанские колонии в Южной и Центральной Америке оказались богаче английских и французских колоний, а потому целью флибустьеров чаще становились именно испанские галеоны.
Буканьеры – английский вариант названия флибустьеров. Изначально буканьеры – это бродячие охотники, промышлявшие на Гаити и островах Антильского архипелага.
Они объединялись в небольшие группы и жили уединенно в лесу, лишь изредка посещая города для продажи мехов и пополнения боеприпасов. Будучи изгоями, они часто пополняли ряды пиратов, где пытались сколотить состояние на разбое и убийствах. Буканьеров боялись простые жители и ценили моряки. Считалось, что охотники непревзойденные стрелки и отважные рубаки.
Витальеры – пираты Балтийского и Северного моря, с немецкого языка «снабженцы». Изначально это шведские и макленбургские каперы, снабжавшие провиантом осажденный в 1391 году датчанами Стокгольм.
Однако война закончилась, а витальеры, почувствовавшие вкус наживы, остались. Их девиз «друзья Господа и враги всех».
Берберийцы – мусульманские пираты Средиземного моря. Помимо охоты на торговые корабли берберийские джентльмены удачи нападали на побережье Южной Европы, где грабили небольшие деревушки и захватывали рабов.
По оценкам историка Роберта Дэвиса за период с XVI по XIX века берберийцы поработили 1,2 млн. европейцев.
Примечательно, что прототипом киношного Джека Воробья стал берберийский пират английского происхождения – Джек Уорд. Англичанин принял ислам, надел тюрбан и в начале XVII века стал грозой Средиземноморья. К концу жизни Джек служил во флоте Османской империи.
Виды пиратов
Корсары, флибустьеры, каперы — как только не называли пиратов. На самом деле, эта классификация строится по довольно строгим правилам.
Тевкры — ближневосточные пираты в XV—XI веков до нашей эры, один из народов моря. Были уничтожены объединенными силами греков во время Троянской войны.
Долопийцы (Dolopians) — древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на острове Скирос. Основной район их действий — Эгейское море.
Примерно в 478 году до н. э. разграбленные и проданные долопийцами в рабство греческие купцы бежали и попросили помощи у Симона, командующего афинским флотом. В 476 году солдаты Симона высадились на Скирос и захватили остров, продав самих скирийцев в рабство.
Ушкуйники — новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани, главным образом в XIV веке. Разграбление ими Костромы привело к тому, что город был перенесён на нынешнее место.
Берберские пираты — пираты Северной Африки, курсировавшие на шебеках и других быстроходных судах в водах Средиземного моря, но появлявшиеся и в других морях. Помимо нападений на торговые корабли, совершали также рейды и на прибрежные земли для захвата рабов. Базировались в портах Алжира и Марокко, зачастую являясь их реальными правителями. Представляли значительную проблему для ведения средиземноморской торговли. Длительное время с ними боролся Мальтийский орден.
Ликеделеры — пираты североевропейских морей времен Ганзейского Союза. Фактически потомки древних викингов и свободолюбивого населения Северной Европы.
Буканьер (от фр.— boucanier) — это не профессиональный моряк, а охотник на одичавших коров и свиней на Больших Антильских островах (прежде всего на Гаити). Если буканьеров часто путают с пиратами, то это лишь потому, что англичане во второй половине XVII века нередко называли флибустьеров buccaneers («буканирами»). Буканьеры получили свое название от слова «букан» — решетки из сырого зелёного дерева, на которой они коптили мясо, долго не портившееся в условиях тропиков (мясо, приготовленное таким манером, также часто называли «букан»). А в шкурах животных они выпаривали на солнце морскую воду и таким способом добывали соль.
Буканир (от англ.— buccaneer) — это английское название флибустьера (во второй половине XVII века), а позже — синоним пирата, оперирующего в водах Америки. Данный термин широко использовал в своих записях английский «ученый пират» Уильям Дампир. Понятно, что термин буканир является искажением французского «буканьер» (boucanier); последний, однако, относился не к флибустьерам, а к бродячим охотникам, промышлявшим на Гаити, Тортуге, Ваше и других островах Антильского архипелага.
В 1630 году Испания подписала договор, разрешающий поселенцам из Англии и Франции обосноваться на некоторых землях испанских владений. Но межнациональные схватки и грабежи продолжались почти так же, как и раньше. Появление на этих землях африканских рабов и дешевой рабочей силы привело к тому, что большая часть переселенцев из Европы осталась без работы. Они постепенно перебирались на остров Эспаньолу в Карибском море, где жило много беглых рабов, дезертиров и преступников.
На Эспаньолу испанцы завезли тогда свиней, котроые расплодились там в великом множестве и служили пищей всему населению острова. Индейцы научили поселенцев зажаривать свиные туши целиком на открытом огне, что называлось «бюккан» или «букан». Вскоре такая жареная свинина стала их любимым блюдом, а сами они получили прозвище «буканьеры».
Флибустьер — морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского «vrijbuiter» (по-английски — freebooter) — «вольный добытчик». Французские пираты, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в «flibustier».
Флибустьер почти всегда был снабжен особой разрешительной грамотой. Она называлась «комиссией» (commission), или каперским свидетельством (letters of marque). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всегда стремились её раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать её обладатель и в каком порту сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги любому капитану.
Флибустьеры, представлявшие собой многонациональные сообщества изгоев, выходцев из различных социальных групп, придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение — по-английски agreement, по-французски — chasse-partie (шасс-парти, или охотничий договор), в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья (своего рода страховой полис). На Тортуге или в Пети-Гоаве (на Гаити) они отдавали французскому губернатору 10 % с добычи, на Ямайке (в 1658—1671 годах) — 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть — в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных наций. Хотя основным объектом их набегов были испанские корабли и поселения в Новом Свете, нередко во время войн между Англией, Францией и Голландией они привлекались колониальной администрацией для походов против вражеских держав; в таком случае английские флибустьеры иногда нападали на французов и голландцев, а, к примеру, французские флибустьеры — на англичан и голландцев.
Кто такие корсары? После распада западной части Римской империи в 476 г. н.э. финикийские пираты все еще орудовали в Средиземном море. Но их нападения стали очень редкими по сравнению с налетами киликийцев.
В первой половине 7 века пророк Мухаммед основал религию, которая называется ислам. Новая вера быстро распространилась по арабским странам и к 9 веку укоренилась на Ближнем и Среднем Востоке и во всей Северной Африке.
В Европе это не вызывало одобрения. Многим христианам не нравилось, что святая земля, где жил Иисус Христос, оказалась теперь в руках мусульман. Более того, они боялись, как бы их собственная вера и образ жизни не были сметены исламом.
За этим последовали целые века кровопролития, на протяжении которых христиане и мусульмане сражались за контроль над странами и торговыми путями Средиземноморья. В ходе этой борьбы родился новый тип пиратов – корсары.
Корсары-христиане нанимались правительствами христианских стран для нападений на мусульманские суда и города. и точно так же правительства мусульманских стран использовали своих корсаров для захвата и грабежа христианских судов и городов. И христианские, и мусульманские правительства считали пиратство эффективным способом подорвать вражеское могущество и укрепить свои позиции.
Мусульманские корсары отдавали большую долю своих сокровищ и доходов деям – военным лидерам мусульманских арабских стран Северной Африки.
Христианским корсарам поручалось нападать на мусульманские корабли правительствами Сицилии, Монако, Сардинии и Испании. Многие из них работали на иоаннитов – военный орден, учрежденный для защиты христианской веры. Рыцари ордена получали от своих корсаров солидные взносы.
Корсар — слово появилось в начале XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Этим термином в странах романской языковой группы обозначался капер. В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами. В Европе слово «корсар» использовалось французами, итальянцами, испанцами и португальцами как в отношении своих «морских партизан», так и в отношении иностранных джентльменов удачи (например, берберийцев). В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер, а в англоязычных странах — приватир (от латинского слова privatus — частный).
Конец корсаров. В XVIII веке французские и английские правительства стали посылать свои корабли в Средиземное море. По мере того как все больше стран подпадало под европейское влияние и контроль, мусульманские корсары начали исчезать. В свою очередь арабские страны одна за другой отказывались от морского разбоя и рабства, и христианские корсары тоже исчезали. Последние корсары были взяты в плен в 1830 году, когда в Алжир вторглись французские войска.
Людей, грабивших испанские корабли, которые везли сокровища, пиратами называли только испанцы. Вообще же это были каперы, отдававшие большую часть захваченной добычи своим хозяевам (обычно ими были враждебные Испании государства), оставляя себе лишь небольшую долю. Но все равно каперы имели возможность стать очень богатыми людьми. Они часто мошенничали и грабили сокровища. А власти не препятствовали людям, которые добывали столько денег.
Испанцы пригрозили, что будут вешать каждого, кто нападет на их корабли, однако это не остановило английских и французских каперов. Поэтому, начиная с 1543 года, испанские корабли выходили в море крупными флотилиями, чтобы отпугивать пиратов.
Из-за этого каперам стало гораздо труднее захватывать корабли в море, и они перешли к нападениям на портовые города в испанских владениях.
Капер — частное лицо, получившее от государства лицензию (грамоту, патент, свидетельство, поручение) на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. Такая лицензия по-английски называлась Letters of Marque — каперское свидетельство. Слово «капер» возникло от голландского глагола kepen или немецкого kapern — захватывать. В странах романской языковой группы ему соответствует корсар, а в англоязычных странах — приватир.
Витальеры без стеснения занимались морским разбоем. Район их действий простирался от Финского залива до Ла-Манша, а базы располагались не только на Готланде, но и на островах, принадлежащих Дании, на германском побережье Северного и Балтийского морей.
Приватир (от англ. privateer) — это английское название капера или корсара. Слово «приватир» не столь древнее — его первое задокументированное употребление относится к 1664 году.
Печелинг или флекселинг — так в Европе и Новом Свете называли голландских каперов. Название пошло от основного порта их базирования — Флиссинген. Термин этот появился где-то с середины 1570-х годов, когда опытные и выносливые голландские моряки, которые называли себя «морскими плутами», начали завоевывать большую славу по всему миру, а крошечная Голландия стала одной из лидирующих морских стран.
Клефты или морские гайдуки (хайдуты) — греческие пираты в эпоху Османской империи, нападавшие в основном на турецкие корабли.
Анна Коско, главный библиотекарь старшего отдела ГБУК «Калининградская областная детская библиотека имени А. П. Гайдара»
Пираты, корсары, флибустьеры – в чем разница
В приключенческой литературе и кино понятия пират и корсар часто смешиваются как полные синонимы, но на самом деле в этих «профессиях» есть различие.
Пиратами издавна называли любых морских разбойников – промышлявших в открытом море или неподалеку от своих портов, нападавших на корабли или набегавших с моря для захвата рабов.
Пиратство однозначно считалось тягчайшим преступлением, любого, подозреваемого в пиратстве, немедленно казнили.
Но с развитием мореплавания и морской торговли появились и «легальные» разбойники, действия которых оказывались выгодными государствам, им покровительствующим. Особенное распространение это явление получило с 16-го века, когда множество кораблей ринулось на исследование недавно открытых земель и перевозкой добытых там сокровищ.
Каперское свидетельство, выданное во Франции в 1809 году
Это явление, каперство – легализованное пиратство, когда экипаж судна заключал с государством договор о нападении только на корабли враждебных держав с целью их грабежа. Экипаж такого судна получал «каперское свидетельство» и после этого переставал быть вне закона – в случае попадания в плен с каперами обычно обходились как с военнопленными.
Каперы – общее название «лицензированных» пиратов, корсары и флибустьеры – синонимы каперов, но с небольшими нюансами.
Флибустьерами называли каперов, действующих в Карибском бассейне – многочисленные мелкие острова-государства выдавали свидетельства-лицензии кому угодно по первому запросу. Корсарами чаще называли каперов в Средиземном море, причем изначально это были каперы-христиане против кораблей Османской империи.
Картина Чарльза Брукинга, на которой судно знаменитого английского капера капитана Уокера нападает на французские корабли в 1745 году
Выдача каперских свидетельств было для государств очень выгодным делом, особенно обогатились на этом Франция и Англия 16-18 веков, а Испания, чьи галеоны и подвергались обычно грабежу, стала тогда отправлять свои морские суда под военным конвоем.
Государство, выдавшее лицензию на морской грабеж, получало от трети до четверти награбленного – в сертификате была подробно описана вся процедура приемки и оценки добычи в конкретных портах. Также регламентировалась и судьба ограбленных судов и их экипажей – они были на положении военнопленных и чаще всего «сдавались» на берег в ближайшем порту, убивать их запрещалось.
Копия «Золотой лани», корабля самого успешного в истории капера Френсиса Дрейка
Выдача каперских свидетельств расцветала во время войн и считалась большой подмогой в военном конфликте, грабеж кораблей противника ослаблял враждебное государство и пополнял собственную казну. Однако и в мирное время всегда находились страны, простив которых не грех было выдать лицензию на грабеж их судов.
Самым известным капером в истории был, конечно, сэр Френсис Дрейк, которому сама королева Елизавета I пожаловала титул, и который стал самым богатым и респектабельным лицензированным пиратом своего времени. Даже кругосветное путешествие Дрейка в 1577 году было пиратской экспедицией, о чем имелось секретное соглашение с королевой.
Сцена посвящения Френсиса Дрейка королевой Елизаветой в рыцари многократно отражена в живописи
В соответствии с этим соглашением сэр пират должен был потрепать испанское судоходство у берегов Чили и Перу, что и было выполнено с впечатляющим успехом – только с одного захваченного галеона взяли 26 тонн серебра, четверть которого было отправлено в казну Альбиона. Френсис Дрейк был так доволен результатами своего вояжа, что из щедрости отпускал экипажи ограбленных судов, одаривая каждого небольшой долей их же отобранного ценного груза.
Топ-13 видов пиратов, морских и речных разбойников со всего света
Из наего рейтинга вы узнаете про основные виды пиратов, морских и речных разбойников, которые наводили ужас во всем мире во все времена.
Обновлено 2014-12-05
_______
Морской разбой начался давным-давно – едва только человек покорил водную стихию и стал налаживать новые торговые пути. Золотой век пиратства, породивший красочные образы лихих негодяев, не боящихся ни дьявола, ни Нептуна, пришелся на середину ХVII – начало XVIII веков, потом морской разбой медленно скатился в кризис. Зато в Средние века пиратам удалось стать особой кастой, особым видом разбойников – а все благодаря нескончаемым изматывающим войнам, в которых погрязли страны Старого света, конкурирующие между собой за господство на море. Далее мы рассмотрим основные виды пиратов, морских и речных разбойников, которые наводили ужас во всем мире во все времена.
1. Тевкры – один из видов пиратов времен античности. Населяли древнюю Трою и грабили корабли уже в ХV веке до нашей эры, хотя по-настоящему взялись за дело примерно две тысячи лет спустя.
4. Берберийские пираты. Эти разбойники от других видов пиратов отличались тем, что устраивали регулярные набеги на прибрежные города Европы с целью захвата в плен христианских рабов, и к середине ХIХ века угнали в плен около 1,25 млн. европейцев. Самые громкие нападения принадлежат пирату Мурату Рейсу-младшему: в 1697-м и 1631-м году его команда похитила с берегов Исландии и Ирландии несколько сотен человек. Попавшие в лапы к разбойникам женщины и дети продавались на невольничьих рынках в Алжире или Марокко, а пленники мужского пола чаще становились рабами на пиратских галерах.
6. Витальеры. Суровые нордические мореходцы. Несмотря на короткую карьеру, пришедшуюся на конец XIV – первую половину XV веков, успели потрепать нервы всему Ганзейскому торговому союзу.
7. Приватиры, корсары, флибустьеры – все эти парни занимались одним и тем же – узаконенным грабежом в интересах короны. Если не привязываться к национальным особенностям, абсолютно все королевские наемники были обыкновенными пиратами, с той лишь разницей, что их деятельность была легализована каперским свидетельством – официальным разрешением, дающим право грабить торговый флот неприятеля во время войны. За это право корсары, приватиры и прочие пираты этого вида отчисляли процент своим высоким покровителям (выражаясь официально, пополняли казну). Тем не менее жертвами пиратов в законе часто становились суда нейтральных стран – а после заключения мира каперскую грамоту немедленно заменяли репрессалии, позволявшие взыскивать ущерб за потери в войне с кораблей бывших противников. Проще говоря, наемники продолжали морской рэкет и в мирные времена, так что грань между ними и партами-нелегалами была очень и очень зыбкой.
9. Гезы. Нидерландские повстанцы, возглавившие в XVII веке морское ополчение против испанских угнетателей. Кстати, слово «гезы» (нищие), которым их презрительно называли испанцы, не совсем уместно, потому что в ряды ополченцев входили многие нидерландские аристократы.
10. Буканьеры. Пираты Карибского моря из коалиции «Береговое братство», объединявшей как наемников, так и пиратов-одиночек (в основном французских и английских поселенцев). В хорошие времена буканьеры охотились на буйволов и особым образом коптили их мясо, но кое-кто из них, не выдержав праведной жизни, уходил в морские разбойники.
11. Малайские пираты – один из видов современных пиратов, с ХIII века и до сих пор зверствуют в неспокойных водах Индийского океана. Пик их деятельности пришелся на эпоху колонизации Юго-Восточной Азии, но и сегодня в Малаккском проливе, одном из самых загруженных в мир (25 % всего морского товарооборота), ежегодно происходят атаки на коммерческие сода. Остановить творящееся в проливе беззаконие не может даже совместное патрулирование этих вод береговыми силами Малайзии, Сингапура и Индонезии: по данным за 2004 год, на регион Малаккского пролива приходилось до 40 % всех нападений пиратов в мире!
12. MEND («Движение за освобождение дельты Нигера») – современный вид речных разбойников, молодая, но очень дерзкая группировка, действующая в Нигерии с 2006 года, члены которой передвигаются по рекам, протекающим в густых мангровых лесах. Понять мотивы этих пиратов несложно: жизнь в тех краях сама по себе не сахар, но еще больше ее портят иностранные промышленники, которые ведут разработку здешних нефтяных ресурсов, не считаясь с интересами коренных жителей.
13. Сомалийские пираты. Этот современный вид пиратов представляет огромную угрозу для международного судоходства. Даже всепрощающая ООН позволяет сторонним государствам использовать для давления на сомалийских пиратов силы ВМФ и ВВС. Но почему же сомалийцы пиратствуют? Да потому что заниматься чем-то другим в стране, которая с 1988 года находится в состоянии гражданской войны, у них не получается.
Недавно Международное морское бюро опубликовало отчет, в котором утверждается, что за последнее время уровень морского пиратства значительно снизился. Что, безусловно, радует – и все же, пока по морям ходят суда, нагруженные ценными товарами, найдутся и те, кто будет считать их легкой добычей. Потому что присвоить результат чужого труда всегда проще, чем создавать что-либо самому, и различные виды пиратов, речные и морские разбойники об этом отлично знают. Поэтому готовы рисковать ради наживы свободой, а то и жизнью.
По материалам журнала «FHM», 01/2014