Как называют жителей хабаровского края
Как правильно называть жителей городов России?
Москвичи, петербуржцы, сочинцы – звучит несложно и привычно. Однако есть города, где сложно разобраться, как правильно называть их жителей. Во избежание нелепых ошибок лучше запомнить сложные названия. Как, например, называть жителей городов Дагестанские Огни, Кривой Рог или Яя? «Аргументы недели» подобрали список необычных названий жителей географических объектов нашей необъятной родины.
Имена собственные зачастую впечатляют своей оригинальностью и самобытностью. Причем у жителей одного и того же места может существовать два или даже три варианта их определения: более старые, традиционные и новые. Жителей Воронежа обычно называют воронежцами. Он – воронежец, она – воронежка. Но в старину было и другое название – воронежане. Он был воронежанином, а она – воронежанкой.
Жителей Смоленска, например, издавна называют смолянами и смоляками. Но в старинных летописях и грамотах встречаются смольняне, смольяне и даже смоленцы! Из всего этого богатства сохранилось только «смоляне» и «смоляки», причем «смоляне» расценивается как литературный вариант, а «смоляки» – как разговорный.
Или как нам называть жителей прекрасного города Архангельска? Архангельцами? Он – архангелец, она – архангелка? Нет, это разве что в шутку, а правильно называть их по-другому – архангелогородцами. Архангелогородец и архангелогородка. Впрочем, есть объяснение, почему именно «архангелогородцы». Старое название Архангельска – Архангельский город. Из сочетания «Архангельск-город» и появилось современное «Архангельск». Так что название жителей, «архангелогородцы», хранит в себе название старинного поселения.
Жители Евпатории – евпаторийцы (мужчина – евпаториец, женский род – нет).
Жители города Сланцы – сланцевчане (мужчина – сланцевчанин, женщина –сланцевчанка).
Жители города Курска – куряне (мужчина – курянин, женщина – курянка).
Жители города Омска – омичи (мужчина – омич, женщина – омичка).
Жители города Таганрога – таганрожцы (мужчина – таганроженец, женщина – таганроженка).
Жители города Владивосток – владивостокцы (мужчина – владивостокец, женщина – нет названия).
Жители города Элиста – элистинцы (мужчина – элистинец, женщина – элистинка).
Жители города Нальчик – нальчане (мужчина – нальчанин, женщина – нальчанка).
Жители города Дагестанские Огни – огинцы (мужчина – огинец, женщина – огинка).
Жители города Гусь-Хрустальный – гусевчане (мужчина – гусевчанин, женщина – гусевчанка).
Жители города Улан-Удэ – улан-удэнцы (мужчина – улан-удэнец, женщина – улан-удэнка).
Жители города Яя – яйчане (мужчина – яйчанин, женщина – яйчанка).
Жители украинского города Кривой Рог – криворожане (мужчина – криворожанин, женщина – криворожанка).
И это лишь некоторые сложные примеры катойконимов. Также следует помнить, что не от всех названий жителей мужского рода образуются названия жительниц. В таких случаях употребляется конструкция «жительница города». Например, так поступают с жительницами городов Новосибирска, Евпатории, Владивостока.
Чётких правил, которым подчиняется образование названий жителей городов России, нет. Можно лишь отследить общие закономерности. К примеру, жителей городов, заканчивающихся на -ово, -ево, -ёво- (-ёв-), -ино, -ено, называют с использованием суффиксов -ц- (жители города Королёв – королёвцы). Жителей городов, заканчивающихся на -тск, -цк, -ск, называют с использованием суффиксов -ан-, -чан- и -ян- (жители города Новокузнецк – новокузнечане). Однако и здесь есть много исключений. К примеру, жителей города Кемерово называют кемеровчане.
Обилие названий жителей городов, деревень, сел и регионов – это показатель нашего языкового богатства. Однако таким наследием необходимо грамотно пользоваться. В общем, если сильно затрудняетесь с названием, жителя абсолютно любого города можно так и назвать: житель города Москва, к примеру.
Ольга Новикова
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Жители Хабаровска
Названия хабаровцы, хабаровец, хабаровка считаются допустимыми, но устаревшими.
Склонение названия города и названий жителей по падежам:
Падеж | Вопрос | Город | Вопрос | Горожанин | Горожанка | Горожане |
---|---|---|---|---|---|---|
Именительный | что? | Хабаровск | кто? | хабаровчанин | хабаровчанка | хабаровчане |
Родительный | чего? | Хабаровска | кого? | хабаровчанина | хабаровчанки | хабаровчан |
Дательный | чему? | Хабаровску | кому? | хабаровчанину | хабаровчанке | хабаровчанам |
Винительный | что? | Хабаровск | кого? | хабаровчанина | хабаровчанку | хабаровчан |
Творительный | чем? | Хабаровском | кем? | хабаровчанином | хабаровчанкой | хабаровчанами |
Предложный | о чём? | о Хабаровске | о ком? | хабаровчанине | хабаровчанке | хабаровчанах |
Примеры предложений с названиями жителей:
• По парку шли хабаровчане, Собой и городом горды! (Е. Евтушенко, Откуда вы?)
• Самым старшим участником пробега был хабаровчанин С. П. Орлов. (Тихоокеан. зв. (Хабаровск) 22 апр. 1987)
• С хабаровчанками. мы разговорились на вокзале. (Неделя, 1993, 32)
• Хабаровцы. могут и обидеться, что по поводу их города. я вспомнил, вдруг о белых медведях. (И.Гарин-Михайловский, По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову)
• Меня обрадовали. книги хабаровца П. Халова. (Я. Смеляков, Мол. рус. поэзия)
Смотрите названия жителей России и городов на букву Х.
Народы Хабаровского края
В Хабаровском крае на обширной территории 787 633 кв. км. сегодня проживает 1 328 302 человека, что составляет по числу жителей 36 место среди административных регионов России. Среди них 88, 05% (1 183 292 чел.) составляет русское население, вторую позицию занимают украинцы 1,99% (26 803 чел.). В большую многонациональную семью народов Хабаровского края входят восемь малых коренных этносов: эвены и эвенки, ульчи и удэгейцы, орочи и нивхи, негидальцы и нанайцы.
Русские
Впервые отряд пешего казака Ивана Москвитина появился на берегу Ламского (Охотского) моря летом 1639 г., что послужило началом освоения дальневосточных земель. Поселились в основанном Охотском остроге казаки в 1647 г., активно обследовали земли в округе. Позже казаки основали другие села: Андрюшкино и Покровское, Монастырщина, Игнашкино и Солдатово, распахали тысячу десятин земли, посадили хлеб, собрали хороший урожай. Количество русских в приамурских землях постепенно увеличивалось, позже в 1858-1860 гг. сюда переселили 3 тыс. крестьян. Тогда появились села Пермское и Троицкое, Тамбовское, Вятское и Воронежское.
Среди переселившихся крестьян было много староверов старообрядцев и в 1830-х годах они составляли практически половину местного населения. Именно в местных старообрядческих общинах сохранилась традиционная, уже почти забытая старорусская культура и дораскольное древнее христианство. В деревнях Тавлинка и Новоалександровка, в поселках «Лесопильный» и «Дуки» проживает много представителей древних старообрядческих фамилий Гуськовых, Басаргиных и Бортниковых. Старообрядцы-беспоповцы здесь живут обособленно, сохраняют самобытность и обрядовость, строго хранят веру предков, стараются свести к минимуму общение с иноверцами и властями.
Приверженцы старинного, так называемого исконного православия и сегодня продолжают жить по канонам и обрядам, принятым до церковной Никоновской реформы XVII в. И сейчас старообрядцы крестятся, как в старину двумя перстами, поводят крестный ход по солнцу, совершают так называемые «малые земные поклоны», избавляются от предметов, использованных «пришлыми людьми». У них сохранился специфический старорусский говор, питаются староверы преимущественно своими выращенными продуктами, под запретом у них употребление табака и алкоголя, чая и кофе. Отмаливают грехи старообрядцы на ежедневных службах, называемых «соборами», используют при богослужениях старинные книги, привезенные с собой из областей расселения и напечатанные по канонам «древлего благочестия» до церковного раскола.
Украинцы
Вторым по числу жителей в Хабаровском крае является этнос украинцев. Большинство представителей местной украинской диаспоры являются потомками первых переселенцев на дальневосточные земли конца XIX в. Тогда в Приморье переселилась большая группа в 40 тысяч безземельных крестьян из Полтавской, Киевской, Харьковской и Черниговской губерний. Накануне революции 1917 г. украинские села окружали большие приморские города и переписи показывали в данном регионе до 83% украинского населения. Всего до революции с Украины сюда переселилось более 276 тыс. этнических украинцев. Тогда появились топонимы речки и села Киевка, поселков Черниговка и Чугуевка, Хороль и Славянка.
Украинцы перенесли, по мнению ученых-этнографов, на дальневосточную землю поистине «кусок Малороссии», свои традиции и обряды, мазаные хаты, сады, цветники и огороды, заросли подсолнухов выглядели здесь совсем как на Украине. Привычным было и остается, по сей день внутреннее убранство украинского жилища, национальная одежда, фольклор и песни, живленный и веселый малорусский говор. Вторая волна переселения украинцев связана с приездом высококвалифицированных специалистов из УССР на местные предприятия с промышленным развитием региона в советские годы. С распадом СССР наблюдается миграция украинцев отсюда в другие регионы РФ.
Нанайцы
Третью позицию по количеству жителей в Хабаровском крае занимает этнос «людей земли» нанайцев, здесь проживает 11 009 (0, 82%) представителей данного малочисленного дальневосточного народа. Они относятся к байкальскому антропологическому типу с примесью китайского компонента, говорят на собственном нанайском языке из группы тунгусо-маньчжурских языков. Хабаровский край является местом компактного проживания (92,29%) нанайцев, здесь есть даже Нанайский административный район. Нанайские села расположены компактно по берегам Амура между Хабаровском и Комскомольском-на-Амуре. Этнос делится на 30 нанайских родов, наиболее многочисленными среди них стали актанка и киле, сарголь и гайер, гахир и самар, донкан и ойтанка, перменка и ходжер.
Эвенки
Малочисленный дальневосточный народ с самоназванием «эвенкил» или «эвэнки» раньше называли тунгусами или ороченами. На территории края в Охотском, Верхнебуреинском, Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском районах проживает сегодня 4654 (0, 35%) этнических эвенков. Происхождение эвенков ученые ведут от древних забайкальских оленеводов увань, упоминаемых китайскими летописцами в VII в. В Приамурье живут в основном «оленные» эвенки орочены. Они кочевали издавна со своими стадами по родовым угодьям горной тайги, отсюда остались топонимы «Аян» – залив, «Нелькан» – место весенних встреч, «Амут» – озеро, «Аланап» – перевал. Эвенки всегда были замечательными охотниками и искусно удили рыбу. Говорят они на восточном наречии эвенкийского языка и сумели сохранить сам язык, богатый духовный опыт и мировоззрение, самобытный фольклор.
Ульчи
Национальные корни малочисленного местного народа ульчи (самоназвание «нани») уходят вглубь веков, связь данного этноса с древними мезолитическими племенами явно просматривается в археологии. Формировался древний этнос ульчей при влиянии тунгусов, многих тюркоязычных и монголоязычных народов. Впервые русские узнали о ульчах в XVII в., об этом есть упоминания в «казачьих отписках». Тогда же ульчей казаки попытались обложить ясаком. На землях исторического расселения племен ульчей к середине XIX в. стали появляться русские деревни Михайловское, Иркутское, Богородское. Взаимодействие ульчей с русскими земледельцами сильно повлияли социальное развитие данного этноса, они освоили огородничество, занимались круглогодичным рыболовством, извозом и промысловой охотой.
Нивхи
В Николаевском и Ульчском районах проживает древнейший из приамурских автохтонных этносов – нивхи. Ученые считают, что поселились они здесь еще в позднем плейстоцене. Сегодня в крае проживает 2149 (0,16%) представителей данного этноса. Большинство ученых сходятся именно на автохтонной теории происхождения народа и считают, что нивхи всегда были аборигенами здешних мест. Нивхский язык специалисты относят к группе древних, так называемых палеоазиатских языков. В нем есть схожесть с группами корейских и алтайских языков, множество заимствований. Мировоззрение нивхов можно охарактеризовать как анимизм, они видят во всем окружающем живое, поклоняются стихиям и духам природы. Сегодня идет русификация нивхов, кроме родного все они говорят на русском языке.
Эвены
Негидальцы
От длительного смешения эвенков с ульчами, нанайцами и нивхами сформировалась новая этническая общность негидальцев, взявших много от всех этих народов. Название этноса произошло от двух эвенских слов и фактически означает «живущих внизу». Компактно проживают негидальцы на Амуре, Амгуни и Тугуре, близ озер Чля, Орель и Удыль. Среди негидальских родовых сообществ есть и айнские рода. У негидальцев, живущих на берегах Амгуни, сохранилось верховое эвенское оленеводство. У эвенков они переняли также приемы таежной охоты, форму конического кочевого жилища, одежду из кожи и меха. У нижнеамурских побережных народов негидальцы заимствовали премудрости охоты на морских зверей, тип упряжки и нарты, форму плоскодонной дощатой лодки, собаководство и умение изготовлять одежду из кожи рыб.
Орочи
Люди живут на территории Хабаровского края, начиная с мезолита, подтверждением этого стали громатухинская (12-13 тыс. лет назад) и осиповская (12500-12600 лет назад) археологические культуры. Одни народы приходили сюда, проживали разные периоды времени, уходили отсюда, постепенно формировались новые народы и этносы, многие из них и сегодня являются коренными автохтонными народами на данной территории.
Хабаровский край — карты городов и поселков
Информация о регионе
Хабаровский край располагается на Дальнем Востоке России. До 1938 года это был один Дальневосточный регион. Затем он был разделен на Приморье и Хабаровский край. Через центральные области протекает транспортная артерия региона: река Амур.
Часть южных областей Хабаровского края граничит с Китаем.
Первые люди начали появляться на местных землях еще в эпоху мезолита. Русские же первопроходцы начали осваивать регион в 17-м веке.
Самые заселенные города Хабаровского края располагаются по течению реки Амур (это собственно Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Амурск, Вознесенск и другие) или же на берегу Японского моря (Ванино, Советская Гавань).
Крупнейшие города 500 тыс. — 1 млн человек
Хабаровск
Население 611 160 человек (2016). Административный центр Хабаровского края.
Основан в 1858 году, город с 1880 года. Является крупным транспортным узлом, что объективно обусловлено положением города у резкого излома границы с Китаем, которая в этом месте далеко вдаётся острым углом в территорию России. Расположен Транссибирской магистрали, которая в городе пересекает реку Амур по крупному Хабаровскому (ранее Алексеевскому) мосту. Город воинской славы.
Крупный промышленный, научный и образовательный центр. Является, наряду с Владивостоком, одним из двух крупнейших городов Дальнего Востока России.
В городе, помимо прочего, расположен Хабаровский судостроительный завод.
Численность населения Хабаровского края
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики, в Хабаровском крае на 2020 год проживает 1 333 294 человек. Почти половина из них – жители городского округа Хабаровск (616 000). Почти 300 тысяч человек живут в городе Комсомольске-на-Амуре. В Амурске и окрестностях проживают еще 60 тысяч человек (из них 8000 сельских жителей).
Население поселков и городов Хабаровского края на юге региона составляет еще около 50 000 человек (Вяземский, Бикин, Лермонтовка). Северные области края практически не заселены. Так, на огромной территории Охотского муниципального района (более чем 150 000 квадратных километров) проживает всего лишь 6 тысяч человек. Плотность населения составляет, следовательно, всего лишь 0,04 чел/кв. км. Еще печальнее ситуация в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском муниципальных образованиях. В каждом из них проживает менее двух тысяч человек. Плотность населения здесь составляет всего лишь 0,02–0,03 чел/кв.км. В Аяно-Майском районе, к примеру, располагается лишь две более-менее крупных поселка (Аян и Нелькан), количество жителей в которых составляет соответственно 844 и 729 человек.
Народы Хабаровского края
В Хабаровском крае на обширной территории 787 633 кв. км. сегодня проживает 1 328 302 человека, что составляет по числу жителей 36 место среди административных регионов России. Среди них 88, 05% (1 183 292 чел.) составляет русское население, вторую позицию занимают украинцы 1,99% (26 803 чел.). В большую многонациональную семью народов Хабаровского края входят восемь малых коренных этносов: эвены и эвенки, ульчи и удэгейцы, орочи и нивхи, негидальцы и нанайцы.
Русские
Впервые отряд пешего казака Ивана Москвитина появился на берегу Ламского (Охотского) моря летом 1639 г., что послужило началом освоения дальневосточных земель. Поселились в основанном Охотском остроге казаки в 1647 г., активно обследовали земли в округе. Позже казаки основали другие села: Андрюшкино и Покровское, Монастырщина, Игнашкино и Солдатово, распахали тысячу десятин земли, посадили хлеб, собрали хороший урожай. Количество русских в приамурских землях постепенно увеличивалось, позже в 1858-1860 гг. сюда переселили 3 тыс. крестьян. Тогда появились села Пермское и Троицкое, Тамбовское, Вятское и Воронежское.
Среди переселившихся крестьян было много староверов старообрядцев и в 1830-х годах они составляли практически половину местного населения. Именно в местных старообрядческих общинах сохранилась традиционная, уже почти забытая старорусская культура и дораскольное древнее христианство. В деревнях Тавлинка и Новоалександровка, в поселках «Лесопильный» и «Дуки» проживает много представителей древних старообрядческих фамилий Гуськовых, Басаргиных и Бортниковых. Старообрядцы-беспоповцы здесь живут обособленно, сохраняют самобытность и обрядовость, строго хранят веру предков, стараются свести к минимуму общение с иноверцами и властями.
Приверженцы старинного, так называемого исконного православия и сегодня продолжают жить по канонам и обрядам, принятым до церковной Никоновской реформы XVII в. И сейчас старообрядцы крестятся, как в старину двумя перстами, поводят крестный ход по солнцу, совершают так называемые «малые земные поклоны», избавляются от предметов, использованных «пришлыми людьми». У них сохранился специфический старорусский говор, питаются староверы преимущественно своими выращенными продуктами, под запретом у них употребление табака и алкоголя, чая и кофе. Отмаливают грехи старообрядцы на ежедневных службах, называемых «соборами», используют при богослужениях старинные книги, привезенные с собой из областей расселения и напечатанные по канонам «древлего благочестия» до церковного раскола.
Украинцы
Вторым по числу жителей в Хабаровском крае является этнос украинцев. Большинство представителей местной украинской диаспоры являются потомками первых переселенцев на дальневосточные земли конца XIX в. Тогда в Приморье переселилась большая группа в 40 тысяч безземельных крестьян из Полтавской, Киевской, Харьковской и Черниговской губерний. Накануне революции 1917 г. украинские села окружали большие приморские города и переписи показывали в данном регионе до 83% украинского населения. Всего до революции с Украины сюда переселилось более 276 тыс. этнических украинцев. Тогда появились топонимы речки и села Киевка, поселков Черниговка и Чугуевка, Хороль и Славянка.
Украинцы перенесли, по мнению ученых-этнографов, на дальневосточную землю поистине «кусок Малороссии», свои традиции и обряды, мазаные хаты, сады, цветники и огороды, заросли подсолнухов выглядели здесь совсем как на Украине. Привычным было и остается, по сей день внутреннее убранство украинского жилища, национальная одежда, фольклор и песни, живленный и веселый малорусский говор. Вторая волна переселения украинцев связана с приездом высококвалифицированных специалистов из УССР на местные предприятия с промышленным развитием региона в советские годы. С распадом СССР наблюдается миграция украинцев отсюда в другие регионы РФ.
Нанайцы
Третью позицию по количеству жителей в Хабаровском крае занимает этнос «людей земли» нанайцев, здесь проживает 11 009 (0, 82%) представителей данного малочисленного дальневосточного народа. Они относятся к байкальскому антропологическому типу с примесью китайского компонента, говорят на собственном нанайском языке из группы тунгусо-маньчжурских языков. Хабаровский край является местом компактного проживания (92,29%) нанайцев, здесь есть даже Нанайский административный район. Нанайские села расположены компактно по берегам Амура между Хабаровском и Комскомольском-на-Амуре. Этнос делится на 30 нанайских родов, наиболее многочисленными среди них стали актанка и киле, сарголь и гайер, гахир и самар, донкан и ойтанка, перменка и ходжер.
Эвенки
Малочисленный дальневосточный народ с самоназванием «эвенкил» или «эвэнки» раньше называли тунгусами или ороченами. На территории края в Охотском, Верхнебуреинском, Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском районах проживает сегодня 4654 (0, 35%) этнических эвенков. Происхождение эвенков ученые ведут от древних забайкальских оленеводов увань, упоминаемых китайскими летописцами в VII в. В Приамурье живут в основном «оленные» эвенки орочены. Они кочевали издавна со своими стадами по родовым угодьям горной тайги, отсюда остались топонимы «Аян» — залив, «Нелькан» — место весенних встреч, «Амут» — озеро, «Аланап» — перевал. Эвенки всегда были замечательными охотниками и искусно удили рыбу. Говорят они на восточном наречии эвенкийского языка и сумели сохранить сам язык, богатый духовный опыт и мировоззрение, самобытный фольклор.
Ульчи
Национальные корни малочисленного местного народа ульчи (самоназвание «нани») уходят вглубь веков, связь данного этноса с древними мезолитическими племенами явно просматривается в археологии. Формировался древний этнос ульчей при влиянии тунгусов, многих тюркоязычных и монголоязычных народов. Впервые русские узнали о ульчах в XVII в., об этом есть упоминания в «казачьих отписках». Тогда же ульчей казаки попытались обложить ясаком. На землях исторического расселения племен ульчей к середине XIX в. стали появляться русские деревни Михайловское, Иркутское, Богородское. Взаимодействие ульчей с русскими земледельцами сильно повлияли социальное развитие данного этноса, они освоили огородничество, занимались круглогодичным рыболовством, извозом и промысловой охотой.
Нивхи
В Николаевском и Ульчском районах проживает древнейший из приамурских автохтонных этносов – нивхи. Ученые считают, что поселились они здесь еще в позднем плейстоцене. Сегодня в крае проживает 2149 (0,16%) представителей данного этноса. Большинство ученых сходятся именно на автохтонной теории происхождения народа и считают, что нивхи всегда были аборигенами здешних мест. Нивхский язык специалисты относят к группе древних, так называемых палеоазиатских языков. В нем есть схожесть с группами корейских и алтайских языков, множество заимствований. Мировоззрение нивхов можно охарактеризовать как анимизм, они видят во всем окружающем живое, поклоняются стихиям и духам природы. Сегодня идет русификация нивхов, кроме родного все они говорят на русском языке.
Эвены
Одним из крупнейших по численности дальневосточных народов являются эвены, которых ученые лингвисты и этнографы вместе с эвенками относят к северо-восточной ветви тунгусов. Раньше эвенов называли ламутами или «людьми моря». Самоназвание этноса «эвэн» или «эвын» дословно означает «люди, человек». На территории края, в основном на охотском побережье, по рекам Охота и Кетанда, Ульбея и Улья проживает сегодня 575 эвенов, что составляет 0, 04% от численности местного населения. У разных родов среди групп оленных и пеших эвенов своя этническая история. Вероятно, что в XV в. эвены пришли из Якутии, на формирование кочевого этноса большое влияние оказали юкагиры. Эвены имеют свой язык, в 1932 г. у них появилась письменность.
Негидальцы
От длительного смешения эвенков с ульчами, нанайцами и нивхами сформировалась новая этническая общность негидальцев, взявших много от всех этих народов. Название этноса произошло от двух эвенских слов и фактически означает «живущих внизу». Компактно проживают негидальцы на Амуре, Амгуни и Тугуре, близ озер Чля, Орель и Удыль. Среди негидальских родовых сообществ есть и айнские рода. У негидальцев, живущих на берегах Амгуни, сохранилось верховое эвенское оленеводство. У эвенков они переняли также приемы таежной охоты, форму конического кочевого жилища, одежду из кожи и меха. У нижнеамурских побережных народов негидальцы заимствовали премудрости охоты на морских зверей, тип упряжки и нарты, форму плоскодонной дощатой лодки, собаководство и умение изготовлять одежду из кожи рыб.
Орочи
В пределах Совгаванского и Ванинского районов проживают орочи, самоназвание этноса «орочисэл». Впервые их быт, обряды, верования и традиции хорошо описал, будучи в экспедиции с Г. И. Невельским Н. К. Бошняк, полную картину их проживания в регионе дал В. К. Арсеньев. Сегодня в крае проживает 441 представитель данного этноса, что составляет 0,03% от количества жителей. Этноним «орочи» переводится как «имеющие оленей». В формировании этноса орочей большую роль сыграли айны и нивхи, эвенки и тунгусы. Язык орочей созвучен эвенкийскому, молодежь сегодня в их семьях говорит только по-русски. Издавна семьи орочей селились по речкам Тумнини и Худями, Хуту и Коппи.
Люди живут на территории Хабаровского края, начиная с мезолита, подтверждением этого стали громатухинская (12-13 тыс. лет назад) и осиповская (12500-12600 лет назад) археологические культуры. Одни народы приходили сюда, проживали разные периоды времени, уходили отсюда, постепенно формировались новые народы и этносы, многие из них и сегодня являются коренными автохтонными народами на данной территории.
Метки: Народы, Народы Дальнего Востока
Состав по полу и возрасту
Население Хабаровского края представлено в основном молодыми людьми в возрасте от 25 до 29 лет. Их насчитывается более 120 тысяч человек. Стариков в регионе не так много – всего 10 000 тех, кому за 80. Пенсионеров (старше 65 лет) также не так много, всего около 10 процентов от числа жителей.
По половому признаку население Хабаровского края распределено практически равномерно: женщин 52,3 %, а мужчин 47,7 %. Ранее эти показатели были практически одинаковыми. Так, в 1979 году в регионе проживало 50,4 процента женщин и 49,6 процентов мужчин.
Этнографический состав в регионе
По состоянию на 2010 год больше всего в Хабаровском крае русских – 88 процентов. Это даже больше, чем в советское время. Например, в середине ХХ века в регионе было 82 процента русского населения. Украинцев в Хабаровском крае около 26 000 человек, что составляет почти что 2 процента от населения. Коренного населения – нанайцев – крайне мало, всего 11 000 граждан (0,82 %).
Прибывают на Дальний Восток, в том числе и в Хабаровский край, жители близлежащих азиатских государств: Китая, Кореи. По данным статистики за 2010 год, корейцев в регионе 8000 человек, китайцев – 3800. В крупных городах очень много китайских туристов, поскольку для них отменены визы. Поэтому и создается иногда впечатление, что китайцев очень много на Дальнем Востоке.
Население Хабаровского края разговаривает преимущественно на русском языке. Малые народы (нанайцы, эвенки) забывают свой родной язык, и это является серьезной проблемой в настоящее время. Дело в том, что нанайский язык сравнительно молодой, письменность получил лишь в 1930-е годы, а поэтому существует не так много письменных источников на нем. Необходимо сохранять культуры малочисленных народов, но современные программы, направленные на это, работают плохо.
Демография региона
Плотность населения Хабаровского края составляет 1,69 человека на кв. км, однако эти показатели сильно отличаются от округа к округу.
Рождаемость преобладает над смертностью, но не сильно. Так, на 1000 жителей родилось в 2017-м, равно как и в 2020 году, 14 детей. Смертность же по состоянию на 2020 год составляет 13,3 человека на 1000 граждан края.
Умирают жители Хабаровского края в основном от болезней системы кровообращения (более 8600 человек в год), ишемической болезни сердца (4000), цереброваскулярных болезней (2700 жителей), злокачественных образований (2500) даже травм (почти 2000).
Хабаровский край — карты городов и поселков
Карта России с городами. Прогноз гисметео на октябрь ноябрь 2020. Подробные карты областей
Приморский край — атлас географический | Республика Якутия атлас географический |
Хабаровский край — карты городов и поселков
Карта Амурска со спутника. Подробная гугл карта Амурска Хабаровской области
Динамика изменения численности
Из-за довольно сложных природных условий происходит постоянных отток граждан Хабаровского края в другие регионы России и за рубеж. Так, с 1992 года отмечается постоянное убывание населения. За 25 лет число жителей снизилось на 300 000 человек. Однако стоит также отметить, что теперь это убывание не такое сильное.
В настоящее время отмечаются высокие темпы строительства в регионе. Крупные фирмы вкладываются в различные объекты. За последние даже десять лет облик многих городов, особенно Хабаровска, очень изменился. Если раньше здесь были повсюду старые пятиэтажки и заброшенные предприятия, то теперь активно ведется строительство бизнес-центров, фирмы вкладывают свои инвестиции во многие смелые проекты. Изменяется и облик городов: строятся новые парки, скверы, улучшается инфраструктура.
Стоит отметить и улучшение социальной защиты населения Хабаровского края. Таким образом, теперь все меньше жителей хотят покинуть регион, однако по-прежнему отмечается отрицательная миграция. За 2020 год уехало 58633 человек, в то время как прибывших – всего 57 047. Темпы миграции несколько снизились за последние годы, ведь сейчас миграционное снижение составляет всего 1500 человек, тогда как еще в 2020 году оно было 4900 чел.
Население Хабаровского края: численность, плотность, этнический состав на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.