Как называются движения в танго
Словарь терминов
Эти слова нужно знать, что бы легче ориентироваться в мире Танго
embrace, dance hold
Украшения, любые элементы вне шагов
Элементы, которые делает партнер, меду шагов партнерши на энросках
дразниловка, когда партнер поманил даму, а сам пошел в другую сторону
arrastrar = to drag
Зацепка, смещение стопы по полу
Сдвиг ногой, как подметание метлой
несколько шагов под названием «Основа»
мах назад свободной ногой от колена
в линию обычно боком по ЛТ
something you take for breakfast, perhaps together with a medialuna
шаги по кругу партнера вокруг дамы, бывает наоборот
поступательные шаги по ЛТ
Старинный стиль танго
Бег, пробежка, короткая последовательность шагов вперед
преванное движение в любом направлении
одна стопа перекрещивает другую
по принципу качалки, делается шаг с возвратом назад.
Скручивание, кручение на одной ноге во время хироса
вторжение на территорию партнерши/ра
Фантазия или шоу танго.
Крюк, мах ногой под колено партнеру(-ше)
когда партнер на бедре «несёт» ногу партнерши-
Веселый танец, близкий по происхождению сс танго. Музыка для Место, где танцуют танго,
Человек, посещающий милонги. их образ жизни или специфический стиль танца.
шаги вокруг лидера (вперед-всторону-назад-всторону)
стопа одного партнера между двумя стопами другого. Если его стопы перекрещены, то это перевернутый бутерброд.
поворотные движения стоп, похожие на 8
прерванная восьмёрка, очо кортадо
остановка шага мулинете или очо и ведение обратно. Типично для избежания столкновений.
Еще один стиль танго; буквально «из orilla - из предместья города.
обычно касанием стопы, остановка ноги ногой, сендвич
высокое ганчо, которое делается вокруг спины или бедер партнера
позиция, в которой дама стоит на одной ноге, другая свободная позади опорной. Часто дама с весом на партнере-
Насильственное смещение ноги
Базовый шаг, первые шаги в танго, отSalimos a bailar = Shall we (go out to the dance floor and) dance? Станцуем? Восемь базовых шагов.
Стиль танго времен 1940−ых.
О разных форматах обучения и их эффективности
It takes two to tango
Объятие, вероятно, самый общий человеческий признак любви и привязанности
Термины и определения в танго
Аргентинское танго — социальный танец, зародившийся в конце XIX века в самых бедных районах Буэнос-Айреса и стремительно захвативший всю Европу и обе Америки. Этот танец отличает характерный ритм dos por cuatro – 2/4. Его классическая черта и главное отличие от бального стандарта — полиритмия. Аргентинское танго — танец-импровизация, который исполняется как в паре, так и поодиночке. Рисунок танца включает шаги, повороты, специфичные произвольные фигуры. Чтобы изучать танго, полезно будет владеть терминологией, которая во многом сложилась на основе испанского языка.
Основные термины и определения
Adornos — аккуратные движения ног и фигуры, которые служат украшением танца. Чаще исполняются партнершей.
Аmague — обман, партнер манит даму за собой, но сам идет в другую сторону.
Аrrastre — неожиданная зацепка, стопа смещается скользящим движением по паркету.
Barrida — партнер сдвигает своей ногой ногу партнерши. Выполняется по прямой или по дуге, при этом партнерша вынуждена вращаться на опорной ноге вокруг своей оси.
Base — основные шаги по направлению вперед и в сторону.
Boleo — партнер резко меняет направление движения, при этом нога партнёрши взмахивает вдоль пола или вверх. Бывает низкое и высокое.
Cabeceo — кивок головой, движение глазами — приглашение на танец. Кабесео — элемент игры, красивое вступление в танец еще до выхода партнеров на площадку. В случае отказа позволяет партнерам сохранить достоинство.
Calecita — партнер или партнерша двигается по кругу вокруг своей пары.
Caminada — несколько шагов по линии танца.
Codigos — кодекс поведения на танцевальной милонге.
Corrida — пробежка вперед по линии танца.
Corte — резкая остановка в процессе движения.
Сunita — шаг вперед и возврат назад по принципу качелей.
Dissociation — движение тела танцора, при котором верхняя часть двигается независимо от нижней. Например, сначала происходит скручивание торса, а затем доворачиваются бедра, после смещаются ноги. Движение получается спиральным и через руки передается партнерше.
Equilibrio — баланс, умение удерживать равновесие в статике и в движении. Особенно важно в повороте и во вращении. Баланс бывает собственный и в паре.
Embrace — объятие. Положение в паре, когда левая рука партнерши лежит на лопатке партнера или на его руке выше локтя. Партнер правой рукой обнимает партнершу. Контакт может быть близким в области груди, но не мешать движению.
Exhibición — танго-представление, выполненное признанным маэстро на милонге.
Giro — партнер образует центр вращения, а партнерша двигается вокруг него. Движение может быть взаимным.
Lápiz — круговое движение ноги по полу.
Llevada — партнер удерживает ногу партнерши на бедре.
Мordida — «бутерброд», нога одного из партнеров ставится на паркете между ногами другого. Если стопы оказываются перекрещены, то «бутерброд» называется перевернутым.
Miolonga — в первом значении это сам танцевальный вечер. Во втором — стиль музыки для аргентинского танго на коротких шагах. Отличается прерывистым ритмом 2х2, ускоренным темпом.
Ocho — рисунок шагов, напоминающий восьмерку. Получается движение вперед-назад. При этом работает торс и бедра, последовательно разворачиваясь в сторону шага.
Оcho cortado — движение прерывается на середине и продолжается обратно через крест.
Orquesta Tipica — оркестр, включающий контрабас, четыре скрипки и бандонеона, фортепиано.
Parada — партнер останавливает ногу партнерши своей ногой. Удобный момент для использования украшений.
Planeo — партнерша двигается по кругу, одна нога свободна и планирует вдоль пола.
Postura –осанка, положение тела, основа красивой фигуры и правильного движения в паре.
Sacada — наступательное движение, при котором нога партнера вторгается в пространство дамы и вытесняет ее ногу. То же справедливо, если вперед двигается дама для партнера.
Salida — самые простые восемь базовых шагов в танго.
Soltadas — открытая позиция, в которой происходит разрыв объятий.
Tanda — сеты из 3-5 музыкальных композиций на милонге. Между сетами следует Cortinas. Этот перерыв используют для смены партнера. Приглашение традиционно действует не на один танец, а на все tanda (отделение).
Tango Escenario — особый стиль, предназначенный для исполнения на сцене. Отличается от милонги большим количеством акробатических элементов, ярких фигур, поддержек. Может включать элементы других жанров, например, балета или модерна. Сценическое танго адаптируется к условиям сцены, отличается театральностью и далеко от канонов — в нем отсутствует или уменьшена импровизация.
Tango Milonguero — танец в очень близком объятии, характерный для милонги.
Tango Nuevo — танец в открытых или гибких объятиях. Некоторые движения исполняются партнерами на отдалении (colgada), другие — в положении volcada, когда партнерша остается вне оси танца.
Tango Vals — подстиль аргентинского танго, образованный на ритмах вальса. Отличается ритмом 3/4.
Traspié — переводится как «спотыкаться». Одно из украшений, активно используемых на милонгах.
Volcada — партнеры занимают в паре положение, напоминающее перевернутую букву V. При этом партнерша двигается вне оси, а ее вес перенесен на партнера.
Что надо знать перед началом обучения
Для того, чтобы заниматься аргентинским танго в клубе «La Boca» не нужно искать партнера, заранее покупать туфли или изучать терминологию. Все знания вы постепенно получите на занятиях. Улучшить технику помогут мастер-классы маэстро и индивидуальные занятия, но к ним стоит переходить после того, как освоите хотя бы азы танца.
Основа движения в танго — контакт с партнером, чувство баланса и музыка. Сначала вам необходимо понять, что такое объятия в танго, как взаимодействовать в паре. На первых занятиях вы изучите базовые шаги, принципы ведения партнерши и следования за партнером. В клубе «La Boca» многие находят партнеров во время общих занятий.
Вам потребуется хорошая координация и пластичность. Если у вас эти способности недостаточно развиты, они улучшатся в результате занятий. Постепенно вы научитесь слушать музыку, чувствовать партнера и от готовых композиций перейдете к импровизации.
Чтобы понять, какие танцевальные техники вам более близки, приходите к нам в клуб на пробные занятия. Когда можно посещать милонги? Как только вы почувствуете тягу к аргентинскому танго.
Как называются движения в танго
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ АРГЕНТИНСКОГО ТАНГО
7 El alma del tango/ Душа танго/ Не термин
8 Calecita/ Калесита, карусель/ Шаги партнера вокруг дамы, бывает наоборот
9 Cadena/ цепочка/ Вперед в сторону-назад в сторону в линию, обычно боком по линии танца
10 Cadencia/ Ритм, каденция/ Шаг отсчета ритма
11 Caminata/ Прогулка/ Поступательные шаги по линии танца
12 Caricias/ Ласки/ Разновидность украшений, проведение ногой или туфлей по какой-нибудь части тела партнера
13 Caza/ Шоссе, преследование/ Одна нога преследует другую
14 Cunita/ Качающийся шаг, колыбель/ Второй шаг меняет направление и возвращается в начальную позицию
15 Los cunitas/ Покачивание колыбели/ Несколько качающихся шагов
16 Curculo/ круг/ Двух шаговые прохождения по кругу, поворачиваясь после каждого шага налево вместе с дамой
17 Corrida/ коррида/ Пробежка, короткая последовательность шагов вперед
18 Corte/ Прерывание/ Прерванное движение в любом направлении
19 Cruzada/ Крест/ Одна стопа перекрещивает другую
20 Elevada/ Подьем, возвышение/ Вариант украшений, поднятие ступней от пола выше, чем обычно принято в танго
21 Enrosgue/ Свернуть в кольцо, навинтить/ Небольшой круг ногой, украшение
22 Entrada/ Вторжение/ Вторжение на территорию партнерши/партнера
23 Gancho/ Крюк, закрючить/ Мах ногой под колено партнеру/ши
24 Giro/ Поворот/ Поворот в паре
25 Golpes/ Удар/ Украшение, постукивание носком ноги по полу
26 Golpecitos/ Несильный удар/ украшение постукивание основанием ботинка по полу
27 Lapiz/ Карандаш/ Круг носком ноги по полу
28 Llevada/ Нести, вести/ Когда партнер на бедре несет ногу партнерши
29 Llevar/ Ведение/ Ведение партнерши
30 Lustrada/ Навести лоск/(полировка туфли), партнерша дотрагивается до нижней части ноги партнера, или проводит по ней туфлей перед тем как перешагнуть через нее
31 Milonga/ Милонга/Быстрый шутливый танец
32 Molinete/ Маленькая мельница/Шаги вокруг лидера
(вперед-всторону-назад-всторону)
33 Mordida/
(sandwich) Бутердрод/Стопа одного партнера между двумя стопами другого. Если его стопы перекрещены, то это перевернутый бутерброд
34 Oche/ Восемь/Поворотное движение стоп, похожее на цифру восемь
35 Oche cortado/ Прерванная восьмерка/Остановка шага мулинете или очо и ведение обратно. Типично для избежания столкновений.
36 Parada/ Остановка, преграда/Преграда, обычно касанием стопы
37 Paseo/ Прогулка/Двух шаговое прохождение
38 Pecho de tango/ Грудь колесом/Не термин
39 Resolucion/ Закрытие, окончание/Окончание фигуры
40 Rondo/ Круг, описывать круг/Круговое движение ногой по полу
41 Sacada/ Вымещение/Вымещение партнера с его территории
42 Salida/ Начало движения/Первые шаги в танце
43 Zarandeo/ встряхивание/Украшение, скручивание корпуса вправо и влево
Структурные элементы танго
Прогулки
вариации с параллельными и скрещенными ногами
драга, метелка
Повороты (гиро)
очо вперед
очо назад
гиро
гиро с сакада
болео/обманное движение
мулинете (с карандашом)
энроске
энроске вперед
драга, метелка
планео
Сэндвичи
Украшения
Структурные связи
базовый степ как прогулка
базовый степ как поворот
прогулка с параллельными и скрещенными ногами
чередование очо назад и прохода со скрещенными ногами
карандаш-энроске
Базовая женская техника для начинающих(основные темы урока)
1. Постановка корпуса
2. Правильное положение в паре, держим контакт
3. Постановка и работа стопы
4. Работа над балансом
5. Скручивания, разделение верха и низа (4 правила)
6. Техника шагов (вперед, в сторону, назад)
7. Правильные, красивые кресты, техника простых украшений
8. Удвоения, музыкальность
9. Изучаем мулинет
10. Техника очо вперед, назад, повороты
Базовый курс (уровень от 0 до 6 месяцев)
Базовый курс рассчитан на два месяца – 16 уроков. В программу входит техника танго и основные принципы без которых невозможно двигаться дальше, основы ведения и следования, изучение основных элементов. Мы познакомим вас с культурой танго, этикетом, который принят у нас в городе и за границей, выучим основные танго элементы и несложные связки, выстроим и наработаем технику. Уже в течение базового курса вы сможете приходить на милонгу и танцевать.
Программа курса для начинающего уровня:
Знакомимся с танго, краткое введение в историю и культуру, основные принципы, ведение следование, контакт в паре, постура Развиваем навыки ведения следования, изучаем технику шага, работа с балансом, параллельные и перекрестные шаги, осознание пары в пространстве 4 принципа диссоциации (разделение; отделение) в танго, осознание пары в пространстве, ось женщины, параллельные и перекрестные шаги Закрепляем пройденное и прорабатываем шаг, контакт и пространство в паре, ведение и следование, учимся делать повороты и очо вперед и назад Учимся вести даму в крест, техника крестов, салида крусада. Техника шага, кресты из разной системы, повороты, очо. Техника остановки, пауз, парада, сэндвич, работаем с уровнем, энергией движения, паузы, остановки, качество движения Развиваем тему поворотов, очо, учимся вести очо кортадо, разбираем разные варианты Изучаем мулинет, хиро, особенности ведения и следования. Техника исполнения мулинет, хиро, очо кортадо, близкое объятие. Работаем с ритмом и музыкальностью танго, разбираем технику удвоений, утроений, ускорений Разбираем танго вальс, музыкальную структуру, особенности. Знакомимся с милонгой лиса, траспи, техника и принципы Повторяем базовые принципы, постура, объятие, контакт в паре, выбор и смена объятия, принципы ведения, следования Техника, шага, поворотов, очо, очо кортадо, хиро Закрепляем пройденный материал, работа в паре, контакт, объятие, создаем танец из всего, чему научились.
Задача базового курса хорошо осознать и почувствовать структуру и принципы движения в танго, чтобы в дальнейшем создавать свой танец, свой стиль, чувствовать себя легко и свободно, опираясь на технику и импровизацию, а не на заучивание фигур и связок. В группах продолжающих мы изучаем дальнейшее развитие этих принципов, разбираем более сложные связки и движения, в основном это работа с ведением, следованием, направлениями. Во время базового курса мы приглашаем Вас танцевать на милонги в Москве и орагнизуем совместные походы на милонги, чтобы приобщить вас к городской тусовке. Если вы не достаточно усвоили материал или почувствовали, что не готовы для следующего уровня, можно пройти курс столько раз, сколько понадобится или взять несколько частных уроков.
Курс для продолжающих I (от 4 до 8 месяцев занятий)
Этот курс рассчитан на два месяца – 16 уроков и направлен на то, чтобы подкорректировать технику, улучшить и развить свои танцевальные навыки. На классах для продолжающих мы развиваем базовые принципы, разбираем более сложные связки и движения, в основном это
ТАНГО-ЛИКБЕЗ. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
Танго – здесь и далее, аргентинское танго (не путать с европейским бальным танго, финским танго и кичем «для туристов», имитирующим сценическое аргентинское танго):
1) Музыка в ритме «РРАЗ-два-ТРИ-четыре» (исп. dos por cuatro – 2/4). Характерные замедления (rubato), полиритмия и отсутствие метронома отличают ее от бального стандарта «таРАЗ-два-три-чтырь». Ударные присутствуют в электронном танго, которое произвело фурор в начале этого века и потихоньку выходит из моды, т.к. приедается по мере развития вкуса к «классике» (под которую тоже можно, если очень хочется, танцевать в стиле танго нуэво).
Русское и польское танго мягко подражают аргентинскому танго 20х-30х годов, но на милонгах ставятся забавы ради, редко и осторожно. Украинское танго можно услышать в некоторых клубах Львова, где доля забавы в танго особенно велика.
2) Парный танец-импровизация из шагов, поворотов и ряда производных фигур, основанный на принципе ведения-следования посредством объятия, в специфической технике. Если образцы жанра не вызывают сомнений, то всякие новации в музыке и танце рождают горячие, затяжные споры: «это не танго», «танго под нетанго – это танго или нет», «танго, чтобы танцевать, vs. танго, чтобы слушать», «достаточно ли только шагов», «где пролегают границы между стилями».
3) Чувство полного слияния в паре, состояние двигательного транса: «Танго Случилось». Сопровождается мощным и долгоиграющим выбросом эндорфинов в кровь (отсюда шутейное «тангазм»), который легко спутать с влюбленностью. А иногда и влюбленностью…
Танго-вальс (исп. vals) – музыка в ритме «РАЗ-два-три», танец в круговой динамике.
Милонга (юж.-ам. milonga – басня, околесица) – 1) музыка в ритме «таРАМ-пам-ПАМ_», обычно быстрая или очень быстрая; танец на коротких шагах.
У милонги есть презабавнейшие исторические предшественники: канженге (canyengue) и кандомбе(candombe). У нас их тоже изучают и даже иногда танцуют.
Милонга – 2) танго-вечеринка; 3) место проведения таковой. Традиционно, это кафе или ресторан, но может быть и танцзал, и даже уличная площадка, или павильон на холме, покрытом виноградниками. Бывают милонги на кораблике.
Фестивальные милонги Европы часто устраиваются в исторических дворцах. Можно жить в отеле, где проходят мастер-классы и милонги (что особенно приятно на курортах). Другие тангабельные места – мосты и набережные (Москва, Базель, Париж), яхт-клуб (Бейрут), понтон посреди Босфора (Стамбул), шотландская часовня (Будапешт), пустыня при свете факелов (Иордания), пляжный песок и прибой (Испания), сеновал на ферме (Словения), для полных маньяков – полный бассейн (Хорватия). Но, по большому счету, главное на милонге – это люди, настроение, хороший диджей и удобный пол.
Танго-фестиваль – это не соревнование. Это возможность потанцевать с людьми из других уголков мира, потусить с новыми друзьями, обогатить свой двигательный опыт и мироощущение, поучиться у супер-пупер-маэстрос, побывать там, где и не мечтал… еще и обновить тангардероб. Соревнования по танго называются мундиаль (исп. mundial – всемирный), проходят в Буэнос-Айресе, цели имеют тусовочные и пиарные: придать молодым талантам, неизвестным за пределами родного города, официального весу для преподавания за рубежом. Попытки грингос проводить свои соревнования, привнося в интимное искусство танца-отдыха, танца-общения спортивные критерии, частенько скатываются в профанацию и считаются не «тру».
Милонгеро, милонгера – завсегдатаи милонг, для которых танго стало частью жизни.
Кодигос (исп. codigos – кодексы) – правила поведения на милонге, сложившиеся в культуре танго для того, чтобы поддерживать атмосферу таинства, медитативности, гендерной романтики, взаимного уважения, а также безопасность передвижения на танцполе. «Кодигос – как армейский устав: написан кровью.» Читать!
Также полезно при ловле официантов
Кабесео (исп. cabeceo – кивок, от cabeza – голова) – невербальный ритуал дистанционного приглашения на танец (см. Кодигос). В русском танго-жаргоне бытуют производные: «кабесеить» кого-то / кому-то – ловить взгляд и посылать мимические сигналы с целью договориться о танце; «закабесеить» кого-то – получить таким образом приглашение кавалера или согласие дамы;«закабесеивать до дыр» – безуспешно сверлить взглядом. Кабесео придает взаимному выбору изящество игры, а также помогает обеим сторонам сохранить достоинство в случае отказа.
Танда (исп. tanda – смена, кон, отделение) – однородная подборка из 3-4 композиций танго, вальсов или милонг. В танго приглашают не на один танец, а на целую танду. Это необходимое и достаточное время для того, чтобы установить контакт, «прожить общую историю», насытить чувства, и мягко расстаться. Бывает, танда начинается недоумением и дискомфортом, а заканчивается полным взаимопониманием. Бывает, одной танды не хватило приспособиться друг к другу, но пара чувствует, что им еще есть о чем танцевать. Бывает так, будто знали друг друга всю жизнь, и расставаться не хочется. А бывает – дай бог сил дотерпеть этот ужас. Повести себя красиво поможет знание всё того же (или тех же?) кодигос.
Спасибо (исп. gracias) – произносится при расставании. Не говорите «спасибо» между танцами, если хотите дотанцевать танду. Выразите свою признательность как-то иначе.
Кортина (исп. cortina – занавес) – вставка нетанго-музыки между тандами. Дает время партнеру отвести даму на ее место и вернуться на свое. Опытные диджеи при помощи кортины иногда подсказывают, какое настроение будет у следующей танды.
Ронда (исп. ronda – круг, хоровод) – ряд, линия танца. Направлена против часовой стрелки. В зависимости от ширины танцпола, ронд может быть несколько. Без крайней нужды нельзя перестраиваться из ряда в ряд, и очень плохо танцевать между рядами.
Трафик (англ. traffic – дорожное движение) – направление и плотность движения на танцполе. – «Четкий трафик». «Переть против трафика». «Сумасшедший, хаотичный трафик.»
Навигация – умение маневрировать, «выживание в трафике». Этому тоже учат. Навигация – обязанность партнера, но помощь партнерши (не махать ногами как попало, нежно удержать партнера от столкновения с парой вне зоны его видимости) очень ценится.
Азы техники танго
Танго – это естественно.
Постура (исп. postura) – осанка, обеспечивающая взаимный комфорт, четкость ведения-следования и эстетику танца. «Выстроенная постура». «Кривая постура». «Вернуться в постуру». «У него постура бальника». Вообще-то у бальников «стойка», но после переучивания на танго-постуру – грудью навстречу, попой назад – фирменная стройность остается. И славно.
Ось (исп. eje) – элемент постуры. Разными преподавателями определяется по-разному. Один из лучших тангерос города отказывается признавать в своем теле несуществующую штуковину. Нам тоже милее такие научные понятия, как «ось симметрии», «ось вращения», «центр масс», и метафора «внутренний стержень». Однако мы с вами и до анатомии танговских осей докопаемся, и прочувствуем, что такое «перенести ось», «прийти на ось», «довести до оси», «упасть с оси», «не ломать ось», «общая ось», «танцевать на своих осях» и даже, со временем, «вне оси».
Баланс (исп. equilibrio) – самое главное, пожалуй, в любом танце: состояние равновесия как в покое, так и в движении, – особенно в повороте. Баланс тоже бывает «собственный» и «общий» («баланс пары»). Иногда можно не поминать всуе ось, но «быть в балансе», «выстроить баланс», «перенести баланс». Возможен баланс «со смещенной осью». В ходе занятий танго баланс развивается даже у тех, кто на месте юнкера царской армии предпочел бы позе аиста телесное наказание, а на своем месте падал в гололед и шатался под мухой. Тут важно заземление (уверенное ощущение пола), основанное на распределении масс, положении суставов и работе стоп.
Скрутка (torsión) – поворот грудной клетки относительно таза, таза относительно грудной клетки, или обоих сразу, а также положение или возможности тела в этом плане. Стоит отметить, что грудная клетка поворачивается вместе с объятием, а таз – вместе с ногами.
Диссоциация (disociación) – следствие скрутки, а именно, передача вращательного момента от верхней половины тела к нижней, или наоборот, через эластичный привод – мышцы спины и живота, видимая как движение разных «этажей» тела по спирали. Скорость закручивания и раскручивания спирали можно варьировать. Напротив, ассоциация(asociación) – это синхронный разворот грудной клетки и таза в одном направлении, как единого блока.
Объятие (исп. abrazo). 1) То, что в аргентинском танго заменяет бальную «рамку». Тонус мышц рук и спины нужен для передачи физической энергии и более тонкой информации. От положения рук зависят ощущения в паре, техника взаимодействия и внешняя картинка стилей: милонгеро / апиладо, салон, нуэво.
Выделяют закрытое («близкое») объятие с полным контактом, V-образным контактом и практически без контакта в груди, открытое («дальнее») объятие – на расстоянии округленной руки, и более универсальное«свободное объятие», которое меняется по ходу танца на более комфортное для конкретного движения.
2) В танго «руки нам даны, чтоб обниматься»: выражать доброту и нежность, мужскую надежность и женское доверие, радоваться ощущению другого тела, как радуются играющие звери. Объятие может быть страстным и волнующим, только не сальным. Деликатность – это чуткость и уважение к чужим границам, умение считывать степень открытости другого человека, не навязывать ему своих ожиданий сверх того, беречь его от ложных надежд. Одна тангера, темпераментная и чувственная сама по себе, поставила в подпись на форуме: «Ничего личного, просто идеальная женщина ))». А другой тангоман, счастливый в любви и оттого щедрый на позитив, каждое объявление о поисках партнерши на практику полушутя заканчивал фразой «интим не предлагать».
Контакт в определении для физиков – это сложение векторов силы (массы, умноженной на скорость) двух тел с минимальными потерями и разрывами. Сами векторы, как и их равнодействующие, при этом бывают наиразнообразнейшими. Без взаимной настройки не обойтись.
Для лириков: контакт – это… это когда двое обнялись, прислушались и начали двигаться совместно так, как удобно обоим. Мужчина ведет, ему важнее смело заявить о том, каков он. Женщине легче адаптироваться и беззаботно следовать. Так уж мы устроены от природы. Работа сместила акценты? Это излечимо. Оставим работу на работе.
1) «Он пригласил, она пошла, он сопроводил». Всё это заняло доли секунды. Физики, не спим! Партнер задал четко определенный диапазон движения, и два упруго связанных тела последовали друг за другом. Что при этом ощущают души, в меру своей поэтической одаренности? «Я ей рассказываю, она внимает рассказу.» – «Он поет мне, я подпеваю ему в унисон». – «Они поют в два голоса». Или даже так: «Наши нервы срослись, я только подумал, а она пошла». – «Я даже не знаю, это он так захотел или я.» Конечно, никакая это не телепатия, скажут биологи. Просто мысленный образ рождает мышечную готовность к соответствующему движению тела. А это микродвижение отлично считывается другим телом, при отсутствии помех и перебоев на линии связи.
Помехи со стороны партнера: недостаточно ясное намерение (размытый диапазон), внезапное желание удивить (нерассчитанный вектор), эти придурки справа (запоздало прерванный импульс). Помехи со стороны партнерши: додумывание, угодливая «угадайка», посторонние мысли (в том числе об этих придурках слева). Неуверенность провоцирует неуверенность, так что здесь и далее будем подразумевать, что ошибка принадлежит всей паре. Так оно дружнее.
2) «Он предложил, она проинтерпретировала, он принял». Здесь у лириков получается эффект занимательного диалога, а физики объяснят себе так: партнер оставил определенные допуски по скорости и амплитуде, партнерша четко выбрала траекторию и предсказуемо проследовала по ней, инициируя окончательное совместное движение.
Разрыв со стороны партнера: «сама-сама, я покурю» (диапазон без закономерности). Разрывы со стороны партнерши: «и чо?» (нерешительность), «эх, разгуляюсь я, краса-девица» (сама идет, сама ногами машет, партнер остался не у дел или, что еще хуже, в роли шеста для стриптиза).
3) Он изменил положение своего тела в пространстве так, что для нее наиболее комфортной реакцией было сделать вот так. Почти что голая физика с геометрией, но ощущения бывают весьма лиричные. Легкая инерция партнерши создает впечатление «Я танцую ею». – «Он меня катает». – «Это еще кто из нас катается…» Легкое противодействие заданному вектору движения любимо на аргентинщине как исконно-самцовая игра «Жэнщина, одэньса и сопротивляйса!», в то время как для партнерши это ближе к «да, бери меня, еще!» Легкая расслабленность партнерши перерастает в «ее ноги – мои ноги» vs. «он погрузил меня в сладкий сон, сюжет неважен».
Но чрезмерная вялость одного заставляет другого жестко впахивать за двоих без надежды на внятный и разнообразный результат. А обоюдная грубость – это драка, обоюдная аморфность – пенсия. Да, и у таких манер находятся любители. Что характерно, чужие манеры заразительны, отчасти – управляемы.
И 1), и 2), и 3) широко преподаются и применяются. Забавно, что в аргентинской танго-лексике встречаются два обозначения ведения и следования: «marcar y responder» («показывать, намечать» и «отвечать»), а также «llevar y seguir» («нести, управлять, перевозить» и «продолжать, следить, логически проистекать»). Вопрос на сообразительность: какой из способов контакта как уместнее назвать?
Трудно предугадать, кому что окажется комфортней на том или ином этапе большого пути. Не забудем и о Винни-Пухах, чей девиз «и того, и другого, можно без хлеба». Это совершенно естественно, ведь на разную музыку и разных людей мы отзываемся по-разному. Это делает танго неисчерпаемым удовольствием.
Бывает, правда, что техники обоим по отдельности (в смысле, в других парах) хватает, а «контакта нет»: не принимает тело, не откликается душа, не проинсталлированы совместимые программы, кто-то слишком заморочился техникой, забыв о смысле танца. )) Тут, как в разговоре. Или ищем пути навстречу, или вежливо танцуем о погоде в надежде на более благоприятное расположение звезд и настроений в другой раз, – или понимаем, что другого раза в ближайшее время не будет. Ну, не судьба. Останемся друзьями.
Авторство: Aliento del Tango (аргентинское танго в Киеве).