Как называются гонки на яхтах
Что такое парусная регата: как научиться кататься на яхте, сколько калорий можно сжечь
Что такое парусный спорт? В чём польза катания на яхте?
Отвечает главный тренер сборной России по парусному спорту.
Мало кто знает, но плавание под парусами — не только увлечение миллионеров, но и отличный способ «прокачать» себя и тело. В воде нагрузка на организм в разы увеличивается, а вместе с тем и активнее сжигаются калории. Ещё один бонус яхтинга: все группы мышц включаются в работу на «полную катушку» — мы проверяли! Особенно хорошо это понимаешь, когда на следующий день просыпаешься с ощущением, будто вспахал целое поле.
Парусный спорт полезен прежде всего средой — солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья. Это даёт прекрасные яркие эмоции, а значит, и оздоровление.
Что это такое?
То, что «парусный спорт» — это активный вид водного спорта, слышали почти все. А вот с понятием «регата» знакомы немногие. Рассказываем: регата — это соревнование экипажей парусных яхт, которое состоит из серии гонок. Главный тренер сборной России по парусному спорту Наталья Иванова отмечает, что в каждой гонке стоит задача стартануть, пройти буи в определённой последовательности и финишировать впереди соперников. При этом неважно, на сколько удалось обойти других яхтсменов — засчитывается даже сантиметр. Время не засекается, важна только финишная позиция. Сумма приходов в гонке и есть итоговый результат — чем меньше сумма приходов, тем выше участник располагается в турнирной таблице.
Фото: Михаил Грошев
В чём польза?
Если говорить о физиологии, то парус очень разнообразен и в разных классах судов задействованы разные мышцы. Например, в парусной доске — верхний плечевой пояс, в одиночке — мышцы бедра. Общее для всех — это стабилизаторы и баланс, координация движений.
По словам эксперта, если говорить о гонках на популярных сейчас семиметровых яхтах, то это, скорее, весёлый урок физкультуры. Тем не менее новичок тратит на те же манипуляции гораздо больше усилий, чем профи. Это связано с тем, что движения и действия начинающего спортсмена ещё не отточены, а мышцы не приучены.
Что ещё нужно знать перед первой гонкой?
Фото: Михаил Грошев
Сколько калорий сжигается во время плавания под парусами?
Главный тренер сборной России по парусному спорту говорит, что во время регаты, которая длится шесть дней, яхтсмены сжигают до 6000 калорий. Но так только у профи, у новичков же другие цифры. На примере нашей регаты, по словам эксперта, в среднем за три часа на воде каждый из нас потратил около тысячи калорий.
Мы были на лодке класса j 70 — считается, что она легка в управлении, но нагрузка на мышцы всё равно ощутимая. В основном были задействованы мышцы плеча, предплечья, спины, ног. И самое энергозатратное — это работа всех мышц-стабилизаторов, которые помогают сохранять баланс тела на нестабильной поверхности.
Редакция Lifestyle убедилась в этом на собственном опыте. Мы поехали на регату женской командой, и у каждой девочки была своя работа.
Фото: Михаил Грошев
Генакер — дополнительный парус для гонок
Это непостоянный парус, который в течение гонки нужно было доставать и убирать. На финишной прямой он позволяет яхте идти быстрее.
Управлять яхтой непросто. Первая тренировка, конечно, не требует особых навыков, но команды шкипера вроде «трави» — отпускай, «добери» — тяни, немного путают. Так что знание хотя бы нескольких терминов здесь точно пригодится.
И ещё важный момент: одевайтесь удобно, ведь лодка постоянно кренится и нужно быть всегда начеку, особенно на поворотах. Одно неловкое движение — и можно с лёгкостью оказаться в полушпагате, на нашей регате был такой случай. Но если вы придёте на соревнования (пусть и любительские) уже с пониманием того, что регата — это спорт, а не чилл, это сыграет вам на руку.
Стаксель — передний парус
Несмотря на то что парус всего один, его нужно обслуживать одновременно с правой и левой стороны, чтобы яхта взяла нужный курс. И наш редактор направления «Здоровье» в разделе Lifestyle отвечала за левый фланг.
У меня не было конкретных ожиданий от регаты, но всё равно словила чувство «ожидание — реальность». Мне, пять минут назад впервые узнавшей, как называются парусные канаты, доверили управление стакселем.
Спортивная регата — это совсем не про элегантных мужчин средних лет в белоснежных поло, чинно прогуливающихся по палубе.
Пройтись по яхте можно в пределах метров двух — и то не чинно, а с дрожащими коленками, потому что в первый раз на таком судне. Белая футболка, если вам посчастливилось её надеть, перестанет быть такой уже после первой команды «Три, два, один — поворот!» А если вы сглупили и отказались от перчаток — придётся учиться на собственных мозолях.
Арина вспоминает, как вся команда в течение всей регаты пыталась распутать неправильно закреплённый генакер, и отмечает, что попробовать себя в таком необычном соревновании было очень здорово.
С правым флангом стакселя сражалась редактор направления «Тренды». Но когда с вышеупомянутым генакером вновь и вновь возникали проблемы, она отважно залезала на нос нашей яхты, чтобы расправить парус.
Я первый раз была на регате, и мне очень понравилось. После инструктажа по технике безопасности все мои страхи сразу улетучились. Нам объяснили, что благодаря тяжёлому килю лодку перевернуть практически невозможно. Главное, соблюдать правила безопасности и слушать шкипера.
В тот момент, когда шкипер даёт сразу несколько команд, вам нужно быстро мобилизоваться и выполнить их без урона для всего коллектива. В целом этот вид спорта учит взаимодействию в команде, концентрации, правильному выполнению технических заданий и расставлению приоритетов.
Фото: Михаил Грошев
Грот — задний парус
От того, насколько правильно настроен грот по отношению к ветру, будет зависеть то, как поведёт себя яхта. Если канат перетянут или недотянут хотя бы на один сантиметр, это будет ощутимо для всей команды. Работой грота руководила редактор спортивного направления.
Чтобы справиться с этим парусом, нужны сильные руки и спина. После соревнований эти части тела болели больше всего, а значит, нагрузка шла именно на них. Я находилась ближе всех к румпелю, и шкипер иногда просила меня порулить. Яхта шустрая и качается, поэтому, чтобы не упасть за борт, нужно крепко стоять на ногах. А это значит, что умение балансировать будет большим плюсом.
Яхтенный спорт — точно не для слабаков. Если вы думали, что спортивные яхты — это про лазурный океан и коктейли с зонтиками, то вы ошибались. Это тяжёлая работа, причём командная. Один накосячил, исправлять всем.
Если у нас будет ещё возможность попробовать себя в регате, мы обязательно попробуем. Ну а пока советуем это сделать вам.
12 самых престижных регат мира
Ежегодно в мире проводятся тысячи яхтенных соревнований. Ниже мы расскажем о самых-самых из них: самых сложных, масштабных, динамичных, зрелищных, – о регатах, за которыми пристально следит не только весь парусный мир, но и гораздо более широкая зрительская аудитория. Победа в этих гонках гарантирует яхтсменам мировое признание.
America‘s Cup
Кубок Америки многие называют самым престижным яхтенным трофеем современности, гонка всегда отличалась самыми высокими бюджетами и продвинутыми яхтами. Регата считается одним из старейших международных соревнований, которые проводятся по сегодняшний день, среди всех видов спорта. Впервые она была проведена еще в 1851 году, почти за полвека до первых современных Олимпийских игр.
У гонки необычный формат. Чтобы побороться за главный трофей, Серебряный кувшин, претенденты вызывают на поединок победителя последнего Кубка. Поскольку претендентов несколько, между ними проводится серия отборочных гонок. Главный трофей, соответственно, разыгрывается между двумя командами: нынешним обладателем Кубка и претендентом, победившим в отборочной серии.
Место проведения каждый раз меняется. Его выбирает обладатель Кубка, как и класс судов, на которых будут гоняться спортсмены.
Согласно правилам, Кубок проводится не реже, чем раз в пять лет. За 170 лет существования регата состоялась 35 раз. За это время трофей переходил всего к четырем странам: США, Австралии, Новой Зеландии и Швейцарии. Последний розыгрыш состоялся в мае-июне 2017 года на Бермудах, победу одержала команда из Новой Зеландии.
36-й Кубок Америки пройдет с 6 по 21 марта 2021 года в Окленде, Новая Зеландия. Гонки будут проведены на яхтах нового класса AC75. Это однокорпусные 75-футовые суда на подводных крыльях, без киля. Отборочные соревнования, которые в этот раз будут называться PradaCup по имени титульного спонсора, состоятся в 2019-2020 годах.
Фото: модель нового класса яхт AC75, на которых пройдут гонки 36-го Кубка Америки в 2021 году
The Ocean Race ( ранее Volvo Ocean Race)
Если говорить о самых престижных кругосветных гонках планеты, то The Ocean Race , которая вплоть до недавнего времени называлась Volvo Ocean Race , бесспорно, займет одну из первых строчек этого рейтинга. Регата длится порядка 9 месяцев и считается самым продолжительным профессиональным соревнованием среди всех видов спорта. В ней участвуют команды из десяти человек. Соревнования проводятся на яхтах одного класса, который разрабатывается специально для гонки организаторами. Так, последние две регаты прошли на яхтах класса Volvo Ocean 65. Кругосветка включает порядка 10 океанских переходов, а также портовые гонки. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество очков на всех этапах. Таким образом, организаторы стремятся сохранить интригу соревнований до самого последнего момента.
Маршрут гонки каждый раз видоизменяется. Так, 13-я по счету регата, которая прошла в 2017 году, стала самой протяженной за всю историю. Ее дистанция составила 45 тысяч морских миль или 83 тысячи километров. Регата стартовала в октябре в Аликанте (Испания) и финишировала в июне 2018 года в Гааге (Нидерланды), обогнув весь земной шар. В ходе гонки спортсмены пересекли 4 океана и остановились в 11 крупных городах на пяти континентах.
Во время соревнований спортсменам приходится сталкиваться с самыми разными погодными условиями: шквальными ветрами, достигающими скорости 130 км/час, гигантскими волнами, экстремальными перепадами температур. Поэтому не только победа, но и участие в такой гонке является признаком высокого мастерства.
Команды из России/СССР дважды принимали участие в регате, а в 2009 году престижная кругосветка финишировала в Петербурге. Это стало большим событием в жизни города.
Под новым именем впервые регата состоится в 2021-2022 годах.
Vendee Globe
Пожалуй, самая опасная и завораживающая регата, которую из-за сложных условий прозвали «Эверестом парусного спорта». Это единственная в мире одиночная кругосветка, которая проходит в режиме нон-стоп. Со всеми проблемами во время регаты яхтсмен должен справляться самостоятельно, будь то поломки на борту или тяжелые погодные условия. В противном случае, спортсмен сходит с дистанции. Именно поэтому до финиша гонки обычно доходит только половина участников. Российские спортсмены, принимавшие участие в регате, Виктор Языков и Федор Конюхов, также не смогли преодолеть всю ее дистанцию.
Регата проводится с 1989 года. В среднем она длится 110 дней. Рекорд гонки в 2017 году установил француз Армель Ле-Кле, обогнув земной шар за 74 дня. Стартовая и финишная точка Vendee Globe – французский порт Ле — Сабль — д ’ Олон. В ходе гонки спортсмены должны обойти три мыса: африканский мыс Доброй Надежды, мыс Люин австралийского континента и мыс Горн, находящийся в Южной Америке. Участники выступают на однокорпусных яхтах класса Open 60.
Для того чтобы стать участником регаты, необходимо подтвердить идеальное состояние здоровья, пройдя медкомиссию, и высокий уровень мастерства. К регате допускаются только спортсмены, которые успешно преодолели предыдущую гонку VendeeGlobe или другую трансокеанскую регату на этой же яхте, или же удачно справившиеся с квалификационным испытанием – трансокеанским переход длиной не менее 2,5 тысяч морских миль со скоростью не менее 7 узлов.
Vendee Globe проводится раз в четыре года с ноября по март. Очередная регата состоится в 2020-2021 годах.
Rolex Fastnet Race
Самая сложная с точки зрения погодных условий 600-мильная гонка в формате нон-стоп, организатором которой выступает Королевский яхт-клуб Великобритании Royal Ocean Racing Club ( RORC ). Регата проводится с 1925 года в водах Ирландского моря, известного опасными приливно-отливными течениями и сильнейшими ветрами. Тяжелые погодные условия не раз приводили к трагедиям в ходе соревнований, но это никак не отразилось на популярности гонки. К участию допускается максимум 300 команд, и в последний раз в 2017 году онлайн-регистрация закрылась уже через полчаса после открытия.
Маршрут регаты проходит между Англией и Ирландией. Она стартует от острова Уайт, расположенного в проливе Ла-Манш, идет до легендарной скалы Фастнет и обратно с финишем в Плимуте. Рекорд скорости преодоления дистанции – 43 часа.
Регата проводится раз в два года, летом. Ближайшая Rolex Fastnet Race стартует в 2021 году.
Фото: Символ регаты Rolex Fastnet Race, скала Фастнет
Rolex Middle Sea Race
Еще одна гонка, принадлежащая к семейству 600-мильных оффшорных регат, от организатора Royal Ocean Racing Club. Ее маршрут считается одним из самых красивых в мире. Стартуя из Мальты, яхты огибают Сицилию, в том числе, проходят мимо действующего вулкана Стромболи. Преодоление дистанции всем флотом занимает одну неделю. В регате могут принимать участие яхты разных классов, результаты считаются по гандикапу.
Российские команды традиционно не только принимают участие в регате, но и занимают призовые места. В последних двух гонках, в 2017 и 2018 годах победу в общем зачете одержал экипаж яхты «Богатырь» Игоря Рытова.
Гонка проводится ежегодно в октябре.
Фото: Команда «Богатырь», победитель Rolex Middle Sea Race 2017 и 2018
Rolex Sydney Hobart Yacht Race
Это еще одна гонка с коварными погодными условиями: течения и ветра Бассова пролива позволят преодолеть всю дистанцию только опытным командам с высоким уровнем мастерства. За всю историю проведения Rolex Sydney Hobart Yacht Race только однажды, в 1952 году, к финишу пришло столько же команд, сколько и стартовало.
В регате принимают участие порядка сотни яхт разных классов. Гонка проводится ежегодно во время рождественских праздников. В 2019 году состоялась юбилейная, 75-я Rolex Sydney Hobart.
Фото: Старт регаты Rolex Sydney Hobart Yacht Race
Rolex Carribean 600
Rolex Carribean 600 проводится каждый год и является единственной оффшорной гонкой в этом регионе. Следующая регата состоится 12-22 февраля, 2020 года.
JPMorgan Round the Island Race
Регата претендует на звание самой масштабной гонки планеты, ежегодно в ней принимает участие до двух тысяч яхт и пятнадцать тысяч спортсменов. И именно это делает ее столь привлекательной – как для зрителей, так и для участников. Традиционно за звание победителя здесь борются самые титулованные яхтсмены мира. Результаты подсчитываются по системе гандикапов.
Дистанция гонки составляет 55 морских миль. Ее маршрут пролегает вокруг английского острова Уайт. Яхты стартуют от исторического яхт-клуба Royal Yacht Squadron напротив города Коуэс, двигаются на запад, огибают самую западную точку острова – Нидлсский маяк, затем самую южную–маяк Святой Екатерины, и самый восточный буй — Bembridge Ledge Buoy. Финиширует регата там же, где и начиналась.
Самое сложное в гонке – сложные течения и лавирование в узком проливе в буквально миллиметровом соседстве с сотней других яхт.
Регата проводится ежегодно, в летнее время.
Copa del Rey ( «Кубок Короля Испании»)
Престижная регата, которая проходит под патронажем самого короля Испании. Здесь, в городе Пальма острова Майорки, король не только чествует победителей, но и принимает непосредственное участие в соревнованиях.
Регата проходит ежегодно с 1982 года в заливе Пальма-де-Майорки. Кубок включает шесть гоночных дней, в пять из которых проводится несколько коротких гонок по Олимпийской петле, и еще один день отведен под 30-мильную береговую гонку. В регате принимают участие яхты разных классов, результаты считаются по системе гандикапов.
В 2018 году за Кубок боролось 150 экипажей из 25 стран мира. Команда Яхт-клуба Санкт-Петербурга «Броненосец» под управлением командора Владимира Любомирова финишировала пятой.
Фото: Команда Яхт-клуба Санкт-Петербурга «Броненосец» на регате Copa del Rey в 2018 году
Aberdeen Asset Management Cowes Week
Cowes Week – главное парусное событие в Великобритании и одно из самых знаковых в мире. Ежегодно участие в гонке принимают более 1000 килевых яхт и более 8000 спортсменов от любителей до самых титулованных профессионалов. Восемь гоночных дней, более сорока стартов в день в сорока гоночных классах, а также огромное количество развлекательных мероприятий на суше, – настоящий праздник для яхтсменов со всего мира.
Регата считается самой старинной среди парусных соревнований, проводящихся по сегодняшний день, впервые она состоялась в 1826 году.
Cowes Week проводится ежегодно в июле-августе в водах залива Солент.
Фото : Aberdeen Asset Management Cowes Week
Extreme Sailing Series
Невероятно зрелищные соревнования, где спортсмены гоняются на сверхсовременных парусных катамаранах класса GC32. Эти легкие суда развивают скорость до 60 км/час и большую часть гонки буквально парят над водой, не касаясь корпусом ее поверхности, благодаря оснащению современными подводными крыльями.
Extreme Sailing Series проводится совсем недавно, с 2007 года, но уже стала излюбленной регатой титулованных спортсменов, призеров Олимпийских игр и других престижных международных соревнований. Серия также снискала особую популярность у зрителей, благодаря своему портовому формату. Спортсмены не выходят в открытый океан – гонки проходят в акватории портового города, и за всеми перипетиями зрители могут наблюдать прямо с трибун.
Серия проводится ежегодно и включает восемь этапов, для каждого из которых организаторы выбирают красивейшие города мира на разных континентах, что расширяет зрительскую аудиторию регаты. В том числе, в 2014, 2015 и 2016 годах один из этапов Extreme Sailing Series проводился в Петербурге в акватории Невы у Петропавловской крепости. Россию в этих соревнованиях представляла команда Яхт-клуба Санкт-Петербурга Gazprom Team Russia.
Фото: этап Extreme Sailing Series в Петербурге
Mini Transat
В 2019 году регата состоялась в 22-й раз. В ней приняли участие два яхтсмена из России, оба – представители Санкт-Петербурга. Петербургская спортсменка Ирина Грачева стала первой российской девушкой, принявшей участие в регате за всю ее 40-летнюю историю. К сожалению, за 800 миль до финиша из-за поломок яхтсменка была вынуждена сойти с дистанции. Второй яхтсмен, Федор Дружинин, успешно финишировал на 15 месте в дивизионе Proto.
Фото: Федор Дружинин, участник Mini Transat 2019
Open Race
Гонки на яхтах — основа парусного спорта. В «Парусной Академии» мы каждую неделю устраиваем гонки Open Race. Чем они отличаются от других гонок, как проходят соревнования и что нужно, чтобы принять участие? Разберемся в этой статье.
Какие бывают парусные гонки?
Условия гонок могут быть разными, они отличаются по длине дистанции и дисциплинам. Разберем основные варианты.
По длине дистанции:
По способу проведения:
Регата — это соревнование из одной или нескольких гонок, результаты которых идут в общий зачет. Регата может идти один день, неделю или весь сезон. Сочетания бывают самые разные. Например, любительские регаты за рубежом обычно идут около недели и включают в себя короткие и длинные гонки по разным дистанциям, плюс дни отдыха, которые можно потратить на пляж и достопримечательности.
Есть более серьезные соревнования, в которых яхтсмены большую часть времени проводят в море. Например, «Кубок Залива Петра Великого» во Владивостоке — чемпионат России в классе «Конрад-25» — длится 10 дней и состоит из 5 гонок от 20 до 200 миль. За всю регату спортсмены проходят до 500 морских миль (около 1 000 километров) и проводят в море в совокупности до 4-х суток с небольшими перерывами.
Любительские регаты в яхт-клубах как правило занимают один день и включают в себя от одной до трех гонок.
Что такое Open Race?
Open Race — любительские короткие гонки, которые «Парусная Академия» организует для учеников и всех, кто увлечен парусным спортом. Регата обычно состоит из 3-5 гонок и занимает примерно половину дня. Гонки проходят на Пироговском водохранилище, старт в яхт-клубе «Орешка».
Соревнования проходят на яхтах Open 800 — это российские гоночные яхты длиной 8 метров. Гоночный экипаж — 5 человек.
Open 800 — самые быстрые крейсерские лодки в России. Они просты в управлении и идеально подходят для гонок в любой ветер, даже очень слабый. Для управления яхтой не нужно применять особую силу: система блоков и лебедок позволяет делать это даже подростку.
В «Парусной Академии» мы собрали уникальный для России монофлот Open 800 — 11 яхт. Мы заказывали их на верфи в Нижнем Новгороде — все лодки абсолютно одинаковые.
После каждой регаты мы проводим награждение на пьедестале и вручаем медали победителям.
В чем смысл парусных гонок?
Большинство яхтсменов рассмеются в ответ на этот вопрос и скажут, что смысла никакого нет. Действительно, чтобы ходить быстро, есть моторные катера, и на отдых это не похоже, потому что во время гонки нет времени купаться и загорать. Зачем же тогда это все?
Как принять участие?
Принять участие в Open Race может любой желающий, для этого надо записаться на ближайшее мероприятие и оплатить участие. Гонки подходят не только для опытных яхтсменов — на каждой яхте есть инструктор, который руководит процессом, и говорит, что делать. Лучше приходить на регату после пары тренировок с инструктором, так вы будете понимать, что происходит, и гоняться будет интереснее.
Участвовать в гонках можно своим экипажем, вдвоем или по одному — в любом случае мы найдем вам подходящую компанию. Парусный спорт объединяет и помогает найти единомышленников. Многие наши ученики начинали тренироваться в одиночку, а в процессе собрали свой экипаж, с которым теперь гоняются каждые выходные и летают на другие регаты.
Чтобы занимать первые места, приходите на тренировки и разбирайте с инструктором промахи с предыдущих соревнований — с такой работой над ошибками прогресс будет гораздо быстрее.
Можно ли новичкам?
Если вы ни разу не были на лодке, лучше сначала сходить на пару тренировок — они разработаны специально для новичков. На тренировки вам объяснят устройство яхты, покажут как работать с парусом, расскажут все основные термины и команды и даже, возможно, дадут порулить. После такого ликбеза на регате гоняться вам будет комфортнее и интереснее, потому что вы будете понимать, что происходит и легко выполнять команды инструктора.
Первый шаг к гонкам — тренировка с инструктором
Как и в любом спорте, чтобы научиться — надо практиковать. Начните с первой тренировки с инструктором и, если будете заниматься регулярно, прогресс не заставит себя ждать.
Стоимость одной тренировки: 2 500 рублей
По каким правилам проходят гонки?
Парусные гонки проходят по единым правилам, которые прописаны в Международных Правилах Парусных Гонок (ППГ). Эти правила действуют для яхтсменов по всему миру и обновляются международной федерацией World Sailing каждые 4 года.
В этом документе максимально подробно расписаны все ситуации, которые могут возникать в процессе гонки, а еще регламент организации, участия, судейства, подачи протестов и подведения итогов. Документ поделен на части и приложения. Основные правила для участников содержатся в 1-4 частях.
Прочитайте их для общего ознакомления, но не обязательно сразу учить все наизусть. Для начала запомните основные 3 правила расхождения лодок на дистанции:
1. Левый галс уступает дорогу правому
Яхты могут идти либо левым галсом, либо правым — это зависит от того, в какой борт дует ветер. Если ветер дует в левый борт — судно идет левым галсом, если в правый — правым.
Когда сходятся две яхты на разных галсах, то преимущество у той, которая идет на правом галсе. Левый галс должен пропустить. При этом яхта на правом галсе не должна менять свой курс, чтобы не подставлять экипаж противника.
2. Яхты на одном галсе и связаны — уступает наветренная
Яхты идут на одном галсе и находятся в таком положении к друг другу, что нос первой заходит за корму второй — такие яхты называются связанными, потому что находятся в одном ветровом потоке. В этом случае дорогу уступает наветренная яхта, которая выше на ветру.
3. Яхты на одном галсе и не связаны — уступает та, что сзади
Яхты идут на одном галсе одна за другой, но не сбоку друг от друга, а чисто сзади-спереди — тогда говорят, что яхты не связаны. В этой ситуации, яхта, которая сзади должна пропускать ту, кто идет чисто впереди.
Но в любом случае лучше вступать в словесный контакт с соперниками во время гонки в ситуациях сближения. Предупредите соперника и обсудите ваши намерения — в большинстве случаев конфликта не будет, и лодки разойдутся мирно и без протестов.
Как подготовиться к первым гонкам
Оденьтесь удобно и по погоде. Подойдет любая спортивная или полуспортивная одежда и кеды или кроссовки на мягкой, светлой и нескользящей подошве. Хорошо, если будут перчатки, для первого раза подойдут даже обычные строительные. Возьмите с собой ветровку, на воде может быть холоднее, чем на берегу. Если солнце, не забудьте крем с защитой и головной убор.
Выучите основные термины. Перед первыми гонками мы рекомендуем сходить хотя бы на пару тренировок, чтобы понять, как работает яхта, и что нужно делать. Во время гонки инструктор будет давать вам команды, и чтобы понимать, что он имеет ввиду, надо знать базовые термины: названия парусов, основных веревок, понимать, что такое наветренная и подветренная сторона, и что значит травить/добирать.
Расслабитесь и получайте удовольствие. На первой любительской регате вам скорее всего будет непонятно, что происходит, даже если вы заранее выучите правила ППГ. Поэтому не стремитесь сразу все делать самостоятельно и не расстраивайтесь, если что-то не поймете с первого раза. Занимайтесь регулярно, слушайте инструктора, выполняйте команды, задавайте вопросы и наблюдайте за остальным экипажем — практика лучший способ понять, что к чему.
Надо ли учить теорию?
Кроме ППГ еще есть настоящие учебники по тактике и стратегии парусных гонок. Не просто так парусный спорт называются шахматами на воде — кроме чисто технических навыков и знания правил, для победы необходимо продумывать стратегию прохождения дистанции и вовремя корректировать тактику в зависимости от изменения ветра и поведения противника.
В учебниках подробно разбираются теоретические и практические тонкости: как выбрать маршрут, траекторию, предугадать порывы и заходы ветра, как учитывать прогноз, течение и ландшафт местности, как грамотно обойти соперника и многое другое.
Но с изучением специальной литературы не стоит торопиться. Читать такие учебники надо после того, как вы на практике получите хорошую базу, научитесь уверенно управлять яхтой, выучите правила и поймете основные принципы гонки. На этом этапе скорее всего начнут появляться осмысленные вопросы по тактике и стратегии, ответы на которые учебники как раз и помогут найти.
Личный опыт участницы Open Race
Светлана, участница гонок «Парусной Академии»:
«Я начала заниматься парусным спортом около 10 лет назад. Мой папа — яхтсмен, поэтому, когда я закончила с легкой атлетикой, я вовлеклась в крейсерские походы. Участвовать в регатах начала после знакомства с Андреем Ухиным, капитанам “Парусной Академии”.
Сначала гонялась на крейсерских яхтах в Средиземном море. У меня к тому моменту уже был большой опыт крейсерских переходов, поэтому я быстро втянулась.
Чтобы гоняться, надо в первую очередь выучить правила ППГ, иначе будет непонятно. Я постоянно изучаю литературу и хожу на мастер-классы сильных гонщиков. Парусу можно учиться всю жизнь.
В этом сезоне начала участвовать в гонках Open Race и вступила клуб матчевых гонок. Трудно сказать, что нравится больше, но пока наверное Open Race — матч-рейс сложнее, надо больше тренироваться для результата.
Я пришла со своим экипажем, но знаю, что в “Парусной Академии” можно легко найти товарищей. Новичкам советую найти хорошего тренера и главное — побольше тренироваться, участвовать в разных регатах».