Как называются компоненты действия деления
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок № 55. Название чисел при делении
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Как называются числа при делении?
2. Как называется числовое выражение со знаком деление?
Обязательная литература и дополнительная литература:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Запишем равенство, используя необходимое арифметическое действие:
10 яблок разложили на две тарелки поровну.
9 конфет раздали трём детям поровну.
8 тетрадей раздали четырём ученикам поровну.
Для того, чтобы выполнит задание, нам понадобилось действие деление.
Вы уже знаете, как называются числа при сложении и вычитании, недавно вы познакомились с названиями чисел при умножении.
Вы умеете называть выражения со знаками «плюс», «минус», со знаком умножения. Сегодня вы узнаете, как называются числа при делении. Выражение со знаком деления тоже имеет своё название. Хотите узнать? Вперёд!
Числа при делении имеют свои названия.
8 листьев раздали детям, по 2 листа каждому.
4 человека получили листья.
Число, которое делят, называется делимым. 8 – это делимое. Число, на которое делят делимое, называется делитель. 2 – это делитель Результат действия деления называется частным. 4 – это частное. Выражение 8 разделить на 2 тоже называется частным.
Компоненты деления: делимое, делитель, частное.
Найдите частное, если делимое – 6, делитель – 3.
Найдите частное чисел 12 и 6. Проверьте: 12 : 6 = 2
Решим задачу: 12 клубничек раздали 4 детям поровну. По сколько клубничек получил каждый ребёнок?
Для решения задачи выберем действие деление, так как надо узнать, сколько раз по 4 содержится в числе 12.
Ответ: по 3 клубнички получил каждый ребёнок.
Вспомним название чисел при делении. 12 – делимое, 4 – делитель. 3 – частное. 12 : 4 – это частное.
Вывод: компоненты действия деление – делимое, делитель, результат деления – частное.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Число, которое делят, называется делимое.
Число, на которое делят делимое, называется делитель.
Результат деления – частное.
Числа, которые соединены знаком деления, тоже называются частное.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. По рисунку составьте задачи на деление. Запишите решение. Назовите компоненты действия деление.
а) 15 яблок разложили в 3 вазы, в каждую вазу поровну. Сколько яблок положили в одну вазу?
Проверьте: 15 : 3 = 5 (яб.).
15 – делимое. 3 – делитель. 5 – частное. Выражение 15:3 – частное.
б) 15 яблок разложили в вазы, по 5 штук в каждую. Сколько ваз заняты яблоками?
15 – делимое. 5 – делитель. 3 – частное. Выражение 15:5 – частное.
2. Запишите выражение и найдите их значения:
Математика
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в дремучий лес. Страшно? Вовсе нет! Вместе с нами будет озорная, веселая, любознательная Маша. А приглашаем всех в гости к Мише.
К медведю Маша забрела.
Что за чудные дела?
Уроки, перемены, чехарда.
Ну и Маша! Вот это да!
Конкретный смысл действия деления
Решение задач на деление по содержанию
Миша уже многому научил непоседливую ученицу Машу. Сейчас она решает задачи на деление. Давайте посмотрим, как девочка справляется с заданиями, и поможем, если ей будет трудно.
Задача
Мишка написал письма и запечатал их в конверты. Он дал девочке 6 марок. Маше нужно приклеить по 2 марки на каждый конверт. Сколько писем написал Миша?
Непростая задача! Давайте решим ее вместе.
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно узнать, сколько раз по 2 содержится в шести.
Сколько раз вы видите по 2 марки? Верно, 3. Шесть разделить на два, получится три.
А теперь второе задание от медведя. Маше нужно раздать белочкам 10 орехов, каждой по 5. Сколько белочек получат орехи?
Проверьте, верно ли Маша решила.
Маша – молодец! Все верно.
Перемена! Перемена! Можно попить чайку с вкусным пирогом. Тем более, что у Миши и Маши гости.
Ребята, помогите разделить пирог поровну на всех. Мишка разрезал на равные кусочки так:
По сколько кусочков пирога получит каждый? Прежде чем начать решать задачу, посчитайте, сколько желающих попить чайку с пирогом, на сколько частей разрезали пирог!
За столом собрались трое: Маша, Мишка и гостья. А вот пирог разрезан на 6 равных частей. Разделим количество кусков пирога (6) на троих.
Звенит звонок вновь на урок:
Беремся за дело, решаем задачи смело!
Ребята, Маша неплохо научилась решать задачи. Она составила для вас несколько интересных заданий. Попробуйте их решить самостоятельно. Не волнуйтесь, будут маленькие подсказки!
Как трем маленьким ежатам не поссориться и разделить поровну 9 яблочек? По сколько яблок достанется каждому ежу?
Подсказкой для вас будет рисунок!
Маша сделала схематический рисунок. Составьте по нему задачу на деление, запишите решение и ответ.
Составим задачу про Машу.
Маша угостила своих друзей конфетами: по 2 каждому. Скольким ребятам Маша раздала сладости, если всего было 8 конфет?
Понравились вам задания, которые придумала Маша?
Название компонентов и результата деления
Ребята, как называются числа при делении? Должны же они как-то называться! Мы с вами знаем название чисел при сложении, вычитании, умножении. Давайте запомним и про деление тоже.
Примеры на деление можно прочитать по-разному. Маша умеет это делать тремя способами. Прочитайте на карточке, постарайтесь запомнить.
Маша записала для вас три примера на деление. Потренируйтесь каждый пример прочитать, ни разу не повторяясь!
А вот над следующим заданием Маша задумалась! Мишка записал в тетради математические предложения, которые нужно превратить в обычные примеры на деление и, конечно, записать результат деления. Помогите Маше справиться с заданием!
Ребята, постарайтесь запомнить правило. Оно связано с новым действием делением. Это правило поможет нам правильно выполнять вычисления на умножение и деление.
Приемы умножения и деления с числом 10
Маша решает примеры. Давайте понаблюдаем, как она рассуждает.
Ребята, у меня есть 2 коробки цветных карандашей. В каждой коробке по 10 штук. Сколько всего цветных карандашей в этих коробках?
Решение можно записать сложением 10 + 10 = 20. Мы видим, что по 10 взяли два раза. А это значит: 10 ∙ 2 = 20. Зная переместительное свойство умножения, запишем: 2 ∙ 10 =20.
Еще одно важное правило нужно вспомнить:
Пользуясь им, составим два примера на деление.
Вот так Маша! Молодец! С заданием справилась на отлично. Попробуйте и вы, ребята, так же рассуждать. Решите примеры.
Мишка знает еще один способ решения примеров с числом 10.
Посмотрите внимательно на этот пример:
При умножении числа на 10 не забудь справа приписать к числу нуль.
Если же число делишь на 10, не забудь от этого числа отбросить нуль.
Какой способ вам понравился больше: тот, которым решала Маша или Мишин совет?
Выбирайте любой способ, будем соревноваться с Машей и Мишей решать примеры на время! Дается всего одна минута. Примеры записывать не нужно, пишите только ответы через запятую. Попросите друга напомнить, когда минута закончится.
Маша решила без ошибок, но времени на все примеры не хватило, осталось решить еще 2 примера. Миша решил все примеры без ошибок. Хороший результат! А как вы справились с заданием?
Напоследок Маша подготовила для вас, ребята, задачу на смекалку. Не торопитесь, хорошо подумайте!
Когда Мишка в своем домике находится без головы? Посмотрите на рисунок, думаю, он вам поможет дать правильный ответ
Правильный ответ: Миша будет находиться в своем домике без головы, если выглянет в окно. Голова-то будет на улице, а не в доме!
Нам еще многому предстоит научиться. А сегодняшний урок подошел к концу. Проверьте, как вы запомнили Мишины советы, все ли поняли.
Класс: 2
Презентация к уроку
Учебник: М.И. Моро, С.И. Волкова «Математика».
Цель урока: ввести названия компонентов и результата действия деления.
Задачи урока:
Средства обучения:
Ход урока
I. Организационно-мотивационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в космическое путешествие. Как вы думаете, а почему именно сегодня мы полетим в космос?
Сегодня. 12 апреля– день космонавтики.
– Что вы знаете об этом дне?
12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин впервые в истории полетел в космос на космическом корабле «Восток». Он совершил один оборот вокруг нашей планеты и благополучно вернулся на Землю.
– О полёте Ю.Гагарина мы ещё поговорим, а сейчас я хочу проверить, готовы ли вы отправиться в путь. А чтобы наше путешествие прошло успешно, вам нужно внимательно слушать, думать и правильно считать.
II. Устный счёт. Повторение.
1. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел:
– И так, мы будем путешествовать на ракете.
– Оцените свою работу.
2. – Займите свои места в ракете. Откройте бортовые журналы – тетради и запишите сегодняшнее число.
3. Математический диктант.
– Записывает только ответы, в строчку через клеточку.
Чему равна длина каждой части?
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте ответы.
56 | 73 | 71 | 18 | 54 | 32 | 3 |
Т | ! | Ь | У | П | В |
Запишите эти числа в порядке возрастания и прочитайте команду.
3 | 18 | 32 | 54 | 56 | 71 | 73 |
В | П | У | Т | Ь | ! |
– Какую команду получили?
– Какие знания вы применили?
– Какими арифметическими действиями пользовались во время устных вычислений?
– Оцените свою работу.
III. Актуализация имеющихся знаний. Постановка проблемы.
1. – Назовите компоненты и результат действия сложения.
– Назовите компоненты и результат действия вычитания?
– Назовите компоненты и результат действия умножения?
– Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
IV. Сообщение темы. Объяснение нового материала.
– Верно, сегодня мы узнаем название компонентов и результата действия деления.
– Пока вы вспоминали названия компонентов и результатов различных арифметических действий, наша ракета приблизилась к первой космической станции «Запоминай-ка», на которой мы и познакомимся с названием компонентов и результата действия деления.
– А как бы вы назвали эти числа?
– Первый компонент – первое число при делении, что мы с ним делаем? /делим/
– Как можно его назвать? делимое
– Второй компонент указывает на сколько разделили?
– Как можно его назвать? делитель
– Результат действия деления – это значение части?
– Как можно его назвать? частное
– Повторим и запомним. Как называется число, которое делим? делимое
– Как называется число, на которое делим? делитель
– Как называется результат действия деления? частное
– Как называется само выражение? частное
– Давайте вместе прочитаем запись, используя новые термины, хором. Делимое 6, делитель 2, частное 3.
– А как можно прочитать по другому? Частное чисел 6 и 2 равно 3.
– Оцените свою работу.
– Молодцы! Держим путь дальше!
V. Физ. минутка.
– В космосе есть понятие «состояние невесомости».
– Кто знает, что это такое?
– Да, это когда все предметы находятся в движении, они невесомы.
– Расстегните ремни! Встаньте!
– Давайте сейчас под музыку изобразим состояние невесомости.
VI. Закрепление нового материала.
1. – Молодцы, для закрепления новых терминов отправимся на станцию «Закрепляй-ка».
– Прочитайте выражение. 16 : 2
– Чему равно его значение? 8
– Вспомните названия компонентов действия деления.
– Прочитайте по – разному.
– Запишите в свои бортовые журналы числовые выражения: делимое 10, делитель 5. Что надо найти? частное
– Чему равно частное? Частное равно 2. 10 : 5 = 2
– Прочитайте по-другому. Частное чисел 10 и 2 равно 5
– Запишите примеры: делимое 18, делитель 6. 18 : 6 = 3
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебники на стр.54, №1.
– Запишите в свои бортовые журналы числовые выражения во 2 столбик самостоятельно. 6:3=2
– Прочитайте по-другому. 12:6=2
– Оцените свою работу.
VII. Повторение изученного.
– Мы прибыли на станцию «Решай-ка». Запишите – «задача».
– Возьмите карточки, которые лежат у вас на столе.
– Работая в парах, по памятке решите задачу.
Для освещения космического корабля потребовалось 12 ламп. Сколько отсеков на корабле, если в каждом отсеке по 4 лампы?
– Прочитайте решение задачи, называя компоненты действия деления.
Ответ: на корабле 3 отсека.
VIII. Итог урока.
– Наше путешествие подходит к концу.
– Расскажите мне по схеме, что вам дал сегодняшний урок математики?
узнал | |
Я | представил |
смог |
IX. Рефлексия.
– При помощи солнышка и тучки, поставьте оценку за урок себе? Всему классу?
X. Домашнее задание.
стр. 54 № 3, 8 (с промежуточными результатами), по желанию – разгадать магические квадраты на полях учебника.
Тем, кто плохо запомнил название компонентов и результата действия деления, я рекомендую почитать стр. 54.
Памятка «Компоненты математических действий»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КОМПОНЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Названия компонентов при сложении:
1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
Чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Названия компонентов при вычитании:
Разностью называют не только результат действия, но и само выражение.
Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Названия компонентов при умножении:
множитель, множитель, произведение.
Произведением называют не только результат действия, но и само выражение.
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель (24:8=3)
Названия компонентов при делении:
делимое, делитель, частное.
Частным называют не только результат действия, но и само выражение.
Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель (4х2=8)
Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное (8:4=2)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-984805
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как называются компоненты действия деления
30. Деление. Название компонентов при делении
1. Организационный этап
Встало солнышко давно,
Заглянуло к вам в окно,
На урок торопит вас –
Математика сейчас.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
1. Целеполагание
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым действием, которое называется «Деление».
Для того чтобы наше путешествие по стране знаний было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
быть очень внимательным,
правильно выполнять задания,
не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение.
Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно сказать волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик
На запад, на восток,
Чтоб знания добыть ты смог.
Мы отправляемся в путь!
2. Устный счёт
Задание 1
Назовите число, в котором 2 дес. и 6 ед. 26
Назовите число, которое следует за числом 37. 38
Назовите число, которое предшествует числу 80. 79
Назовите число, в котором 7 единиц 2 разряда и 3 единицы 1 разряда. 73
Назовите число, которое на 1 больше числа 90 91
Назовите число, которое на 2 меньше числа 96. 94
Из какого числа надо вычесть 7, чтобы получить 50? 57
К какому числу нужно прибавить 7, чтобы получить 88? 81
Если сторона квадрата 3 см, то чему равен его периметр? Р = 3 • 4 = 12(см)
Задание 2
Мы уже далеко от берега. Видимо, был шторм, и кораблики сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. Сейчас вы будете лоцманом корабля. Лоцман находит кораблик с соответствующим ответом на парусе и отправляет по назначению.
Задание 3
Мы продолжаем наше путешествие.
Замените примеры на умножении примерами на сложение и найдите результат.
2 • 4 = 2 + 2 + 2 + 2 = 8
6 • 4 = 6 + 6 + 6 + 6 = 24
Задание 4
По левому борту плывёт 10 дельфинов, а по правому – на 2 дельфина больше. Сколько дельфинов плывёт по правому борту?
10 + 2 = 12(д.)
Сколько всего дельфинов плывёт?
10 + 12 = 22 (д.)
Задание 5
Один матрос поймал 10 рыб, а второй 7 рыб. 5 рыб отдали повару, остальные решили засушить. Сколько рыб оставили для сушки?
В первом действии найдем, сколько всего рыб поймали два матроса.
10 + 7 = 17
Задание 6
Найдите периметр квадрата со стороной 5 см, используя действие сложение.
Замените сложение умножением.
Р = 5 • 4 = 20 (см)
3. Этап усвоения новых знаний
Мы на острове, на котором живут пираты. Они решили поделить рыбу между собой. Сколько пиратов получит по 2 рыбки, если рыбок всего 12?
Сколько раз по две рыбки мы взяли?
По две рыбки мы взяли 6 раз.
Сколько пиратов получили рыбу?
Получили рыбу 6 пиратов.
Действие, в котором что-то раздаётся (делится, раскладывается) поровну называется в математике делением.
Мы уже знаем 3 знака математических действий – действие сложение обозначается знаком плюс, вычитание – знаком минус, умножение – точкой. Сегодня мы вводим новый знак, обозначающий действие деление. Деление в математике обозначается двумя точками.
Решение нашей задачи можно записать так:
10 яблок раздали 2 морякам поровну. Сколько яблок получил каждый моряк?
Сразу раздадим каждому по одному яблоку. Потом ещё по одному яблоку. И так до тех пор, пока не раздали все яблоки.
Для решения этой задачи надо узнать, сколько раз по 2 содержится в 10. Поэтому задача решается делением.
4. Этап закрепления новых знаний
Задание 1
Выполните деление, используя рисунки
Задание 2
3. Этап усвоения новых знаний
Узнаем, как называются числа при делении.
Прочитайте запись.
Шесть разделить на два, получится три.
Компоненты при делении называются так: делимое, делитель, частное.
Делимое шесть, делитель два. Число три называют частным или результатом деления.
4. Этап закрепления новых знаний
Задание 1
Запишите числовое выражение, выполните решение:
Задание 2
Чтобы продолжить наше путешествие, выполните следующее задание.
Выполните деление, используя рисунок.
Задание 3
Сравните, не вычисляя.
6 • 3 …3 • 6 6 • 3 = 3 • 6
7 • 3… 3 + 7 7 • 3 > 3 + 7
5 • 3…3 • 6 5 • 3 9 • 5
Задание 4
Для мытья палубы израсходовали 4 ведра воды, по 6 литров в каждом. Сколько литров воды израсходовали для мытья палубы?
Сделайте рисунок к задаче.
Значит по 6 взяли 4 раза. Задача решается умножением. Решите задачу.
Самостоятельная работа
Задание 5
Расселите математических человечков в домики.
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Задание 6
Прочитайте задачу, сделайте рисунок и решите задачу.
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Задание 7
В корзине 8 груш. Их разложили на 4 тарелки поровну. Сколько груш на каждой тарелке?
Прочитайте задачу, сделайте рисунок и решите задачу.
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Задание 8
С опорой на рисунок решите примеры на деление.
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Задание 9
Найдите периметр прямоугольника сложением и умножением.
Р = 4 + 4 + 3 + 3 = 14 (см)
Р = (4 • 2) + (3 • 2) = 14 (см)
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Логические задания
Наш корабль настиг шторм. Чтобы выбраться, нужно разогнать тучи, выполнив задания:
Задание 1
Какие знаки надо поставить вместо точек, чтобы равенство было справедливым?
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Задание 2
В трёхэтажном доме жили 3 щенка: бульдог, такса и пудель. Щенки с первого и второго этажей не были таксой. Бульдог не жил на первом этаже. Определи место проживания каждого щенка.
На первом этаже живёт пудель, на 2 – бульдог, на 3 – такса.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Этап подведения итогов
Наше Путешествие успешно заканчивается.
Благодаря дружной команде, мы снова на родной земле.
С каким действием мы сегодня познакомились на уроке?
Прочитайте запись 9 : 3 = 3.
Назовите компоненты действия в выражении 8 : 4 = 2.
Рефлексия
сегодня я научился
было интересно
было трудно
Все хорошо потрудились. Спасибо.
Остались вопросы по теме? Наши репетиторы готовы помочь!
Подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и другим экзаменам
Подготовиться к поступлению в любой ВУЗ страны