Как называются занятия у психолога
Профессия: психолог
В чём разница между психологом и психотерапевтом, какие качества нужны практикующему психологу и как помочь подростку выбрать профессию
В шесть лет я уже знала, кем хочу быть: человеком, который помогает детям и родителям налаживать отношения. О существовании профессии «психолог» я узнала только в десятом классе и сразу же поняла, чем буду заниматься. Окончив школу, я поступила в Московский государственный психолого-педагогический университет на факультет «Психология образования».
Сейчас я практикующий психолог, гештальт-терапевт, наставник и тренер программ по профессиональному самоопределению подростков. Я занимаюсь именно тем, о чём мечтала в детстве: консультирую детей, подростков и их родителей, помогаю им найти общий язык и разрешить возникающие проблемы в отношениях.
Однако этим моя работа не исчерпывается: как тренер по самоопределению я помогаю подросткам понять себя, стать осознаннее, найти своё призвание и выбрать профессию. Ещё я играю в импровизационном театре и разрабатываю собственный обучающий курс по импровизационному театру для подростков.
Какие бывают психологи
Разница между психологом и психотерапевтом
Если заканчиваешь факультет психологии или психологический вуз — становишься психологом. Он использует разные виды психологической помощи: проводит беседу, диагностику, консультирует и корректирует состояние клиента. В обиходе таких специалистов часто называют психотерапевтами, но по специальности они именно психологи. Существует множество направлений психотерапии: гештальт-терапия, арт-терапия, когнитивная терапия и так далее.
Если заканчиваешь медицинский вуз, становишься врачом-психотерапевтом. Он имеет право выписывать лекарства, ставить диагнозы и проводить психотерапию.
В быту психотерапевтами называют как психологов, так и врачей. И те и другие могут проводить психотерапию, разница в том, есть у них медицинское образование или нет.
Чем они занимаются
Консультирование и психотерапия — основные направления деятельности психолога. Во время консультации он беседует с клиентом, узнаёт, что его волнует, и обсуждает, как решить его проблему. При этом психолог, как правило, делится с клиентом информацией, которая необходима для понимания ситуации и выхода из неё, и объясняет, почему возникла проблема.
Психотерапия направлена на улучшение качества жизни в целом, во всех сферах. Терапия нужна для избавления от комплексов, фобий или последствий психологической травмы, особенно в сложных случаях, а также для того, чтобы разобраться в себе и понять, почему не складываются взаимоотношения с людьми.
Душевным здоровьем людей также занимаются клинические психологи и психиатры. И тех и других готовят в медицинских вузах.
Клинический психолог изучает связь болезней и психического состояния человека, занимается диагностикой психических расстройств и помогает пациентам решить их проблемы с помощью психотерапии.
Психиатр занимается диагностикой и лечением заболеваний психики, он, как и врач-психотерапевт, имеет право ставить диагнозы и назначать лекарства. Его задача — разобраться, есть ли у человека психическая патология или нет. Он подключается и в пограничных случаях, которые нельзя однозначно отнести к патологии, работая вместе с врачом-психотерапевтом и психологом.
Куда пойти учиться
Выбор вуза и список вступительных экзаменов зависит от направления психологии, которое вам больше нравится. Обычно на факультеты психологии нужно сдавать ЕГЭ по русскому, биологии и профильной математике. Для поступления в медицинский вуз понадобится ещё и химия.
Если хотите заниматься наукой, имеет смысл поступать на факультет психологии МГУ: там дают хорошие академические знания, есть возможность продолжить научную деятельность на кафедре.
Если интересует практическая психология, психотерапия и консультирование — хорошим вариантом будет Московский государственный психолого-педагогический университет. Там готовят именно специалистов-практиков, при этом дают и глубокую теоретическую базу. Есть ещё факультет психологии Высшей школы экономики. Психологов готовят и в других вузах.
Выбирая вуз, в первую очередь ориентируйтесь на направление, которым хотите заниматься, а во вторую — на атмосферу в учебном заведении.
Обязательно посещайте дни открытых дверей, говорите со студентами. У вас должно возникнуть ощущение, что это ваш вуз, что он вам подходит. Также обратите внимание не учебный план, преподавательский состав, возможность стажировок (в том числе зарубежных) и трудоустройства. Прежде чем начинать знакомство с вузом, желательно составить список таких важных моментов.
Как правило, обучение психолога не заканчивается после получения диплома. Большинство специалистов учится дополнительно, осваивают новые подходы и методики консультирования. Это расширяет спектр возможностей и позволяет профессионально расти. Если вы получите высшее образование по одному направлению психологии, а потом заинтересуетесь другим — всегда сможете переучиться.
Существуют различные курсы и программы дополнительного профессионального образования. Например, я училась и продолжаю учиться в МГИ — Московском гештальт-институте.
Кем и как работают психологи
Направления работы
Выбор направлений в области психологии огромен: есть психологи, которые работают с персоналом, специалисты по социальной работе, по работе с детьми, родителями, взрослыми людьми, семейные психологи и психотерапевты. Отдельное направление — дефектология. Психолог-дефектолог занимается детьми с отклонениями в развитии. Есть ещё нейропсихологи, они работают с детьми, у которых сложности в поведении и обучении.
По моей специальности — детский психолог — можно работать в государственных психолого-педагогических центрах, в школах, в различных детско-родительских центрах и организациях или консультировать клиентов частным образом очно и онлайн.
Сколько зарабатывают
Заработок психолога зависит от направления, в котором он специализируется, от места, графика и опыта работы.
Педагог-психолог в Москве получает в среднем от 30 до 50 тысяч рублей. Примерно столько же зарабатывают психологи в государственных центрах психологической помощи и социального обеспечения. Зарплата клинического психолога — от 30 до 120 тысяч рублей.
Стоимость психологической консультации или часового сеанса психотерапии в Москве — от 1500 до 6000 рублей и выше. Более пяти человек в день принимать не рекомендуется. Доходы частнопрактикующего психолога целиком зависят от его востребованности и работоспособности и в теории могут достигать 500 тысяч рублей. На практике таких психологов — единицы. В среднем «частники» зарабатывают 60–100 тысяч в месяц.
Моя работа: психологическое консультирование
Я занимаюсь частной психологической практикой, провожу консультации и сеансы психотерапии в основном для детей и родителей, но принимаю и взрослых.
Я работаю по предварительной записи, для встреч с клиентами арендую кабинеты в центре Москвы. Обычно сеанс длится от 45 минут до 1 часа, но бывает и дольше. Как правило, я работаю неполную рабочую неделю — три или четыре дня, назначаю до четырёх консультаций в день. Гибкий график позволяет мне планировать время заранее и всё успевать.
Самая частая тема моих консультаций — детско-родительские отношения. При обращении родители не всегда именно так формулируют запрос. Обычно их беспокоит что-то в поведении ребёнка, и они идут с этим к психологу, а уже на консультации выясняется, что корень такого поведения именно в отношениях.
Например, однажды ко мне обратилась мать пятилетнего мальчика. Её тревожило небольшое отставание ребёнка в эмоциональном развитии. Наблюдая за ребёнком, я поняла, что он очень испуган и зажат, боится что-либо сказать или сделать не так. Во время консультации он нечаянно сломал одну из игрушек, которые я всегда держу в кабинете для малышей, и получил строгое замечание от мамы. Я предположила, что родители требуют от него соблюдения слишком многих правил, сильно ограничивают его, и из-за этого ребёнку трудно расслабиться.
На следующих встречах я занималась с ребёнком, помогая ему раскрепоститься и освободиться от страхов — в основном с помощью игры или творчества. Например, мы рисовали пальчиковыми красками. Родителям я посоветовала изменить воспитательную линию: уменьшить количество запретов, не одёргивать ребёнка на каждом шагу. В результате его эмоциональные реакции наладились, и мальчик стал веселее и спокойнее.
Другой пример. За консультацией обратилась мама дочери-подростка, жалоба — безобразное поведение девочки, постоянные конфликты. Во время беседы, наблюдая за тем, как они общаются и взаимодействуют друг с другом, я поняла, что своим поведением девочка просит маму: «Прими и люби меня, как бы я себя ни вела». Мама, конечно, этого не видела: она беспокоилась, что дочь стала неуправляемой, и излишне её контролировала. Услышать друг друга они не могли.
Мы поговорили с мамой о потребности ребёнка в безусловной любви и о том, что в подростковом возрасте она часто проявляется в виде бунта. Я посоветовала ей больше заниматься собой и ослабить контроль над ребёнком. В результате отношения мамы и дочери изменились: они стали лучше понимать и учитывать потребности друг друга.
Моя работа: помощь подросткам в профориентации
Я заинтересовалась темой профориентации, когда работала в школе. Помощь в самоопределении — одна из задач школьного психолога.
Ко мне часто приходили ребята с вопросами, как понять себя и найти своё призвание, свой путь, выбрать профессию. Я поняла, насколько эта тема актуальна, и стала искать разные способы и методики самоопределения для подростков.
Так я нашла компанию Smart Course, которая как раз и предлагает такие услуги для подростков. Мне очень понравился их подход к профориентации: они не говорят «Тебе надо быть тем-то», а учат ребят, как сделать самостоятельный осознанный выбор. Позже, когда я искала работу, сотрудники Smart Course сами нашли меня и позвали в команду. Я прошла у них специальный курс для наставников и стала работать в этом направлении.
Кому я помогаю
Как работает наставник по самоопределению
В начале одного из тренингов во время групповой работы нужно было составить список своих умений, и одна девочка никак не могла этого сделать. Она начала плакать, повторяя, что ничего не умеет, у неё ничего не получается и никогда не получится. Стало ясно, что здесь нужна индивидуальная работа с наставником-психологом.
На занятиях я постоянно предлагала ей попробовать себя в разных занятиях, чтобы снять этот психологический барьер: «Я не смогу!», и поддерживала в ней уверенность, что она справится. Постепенно она поверила, что у неё может что-то получиться, а, главное, — открыла в себе способность очень хорошо распознавать звуки. Если в соседней комнате падал предмет, она могла по звуку определить, что это за предмет. В результате она заинтересовалась профессией звукорежиссёра.
Как найти своё дело
1. Выпишите на листе бумаги всё, чем вам нравится заниматься: петь, рисовать, ходить по лужам, пускать солнечные зайчики. На этом этапе не надо думать о практической пользе.
2. Определите, что у вас хорошо получается. С одной стороны, «нравится» далеко не всегда значит «умею». С другой стороны, человек часто воспринимает свои умения как само собой разумеющееся и не подозревает, что их можно превратить в профессию. Пример таких навыков: умение общаться, договариваться, устанавливать связи.
3. Спросите у друзей, учителей, родителей, с какой просьбой или по какому делу они обратились бы именно к вам. Так вы узнаете, какие из ваших навыков востребованы.
4. Ваша идеальная профессия или даже дело жизни сочетает в себе три фактора: вам нравится этим заниматься, у вас получается это делать и это нужно другим людям настолько, что они готовы за это платить. Японцы называют это «икигай».
5. Изучите спектр профессий. Одни профессии перестают быть востребованными, другие, наоборот, становятся таковыми. В интернете для этого есть атласы новых профессий, среди них попадаются и весьма неожиданные. Например, IT-генетик, проектировщик личной безопасности, тренер творческих состояний или дизайнер эмоций.
6. Поговорите со специалистами в интересных вам областях, чтобы узнать важные подробности о профессиях.
7. Попробуйте описать то, чем хотите заниматься, не используя определение профессии. Например, «хочу помогать детям и родителям находить общий язык». Именно так формулировала своё желание я сама, когда была ребёнком, и профессия, совпадающая с этим описанием, нашлась. Точно так же и вы можете поиграть в игру «опиши, чем хочешь заниматься», а потом поискать профессии, которые соответствуют описанию.
Какие качества нужны для работы психологом
Любовь к людям и желание им помогать. В работе психолога нет места профессиональному цинизму.
Умение слушать. Это гораздо важнее, чем умение говорить.
Открытость. Вы должны уметь расположить человека к себе, установить с ним контакт, а во время консультации принимать всё, что он говорит — без критики и с готовностью помочь.
Эмпатия. Нужно уметь сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого человека и понимать, что с ним происходит. При этом важно сохранять способность смотреть на проблему со стороны. Слишком глубоко погружаться в проблему клиента не стоит. Это, во-первых, непрофессионально, а во-вторых, приводит к быстрому выгоранию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как проходят приемы у психолога, что делает специалист и что требуется от вас
— Что будет происходить на психотерапии?
— Вы будете разговаривать о твоей проблеме. Психолог задает вопросы, а потом вы вместе рассуждаете над ответами.
— Не совсем. Психолог направляет беседу, помогает…
— То есть, он подскажет, какие ответы правильные?
— Правильных ответов нет.
— А что, если я буду говорить какую-то чушь? Как это вообще все происходит?
Какие темы можно поднять на консультации психолога
Для начала давайте разберемся, зачем люди ходят к психологу или психотерапевту. Короткий ответ будет звучать так: чтобы изменить поведение, понять себя и других и улучшить качество жизни. А теперь конкретнее.
Какие сферы жизни можно наладить на психотерапии
Отношения с людьми
Речь идет не только об отношениях в паре: трудности или страх в общении, конфликты, утрату близких людей можно (и нужно) прорабатывать с психологом. Существует также семейная психотерапия — на нее можно прийти вместе с другим человеком и наладить контакт с помощью психолога.
Психолог поможет сделать отношения с людьми такими, как вы хотите, а не общепринято «правильными». Если супруги приходят на терапию с запросом «Мы хотим спокойно развестись, не травмируя друг друга и детей» — их никто не будет уговаривать остаться вместе.
Эмоции и настроение
«Я не умею выражать злость и коплю все внутри»
«Мне часто бывает тревожно, и я не могу это контролировать»
Эти проблемы относятся к сфере эмоций. Психолог поможет научиться осознавать эмоции, принимать и выражать их. Это не значит, что после психотерапии вы станете стопроцентно позитивным человеком, которому не бывает плохо. Цель терапии — научить клиента проживать все эмоции так, чтобы они не мешали жить.
Самооценка
Можно быть прекрасным специалистом и работать за зарплату новичка. Оставаться в отношениях, где тебя не уважают. Жертвовать своими планами, чтобы выполнить чужую просьбу. Причина — нестабильная самооценка.
Психолог поможет выявить негативные установки, которые «роняют» самооценку, и изменить их. Вы научитесь выстраивать здоровые границы в общении, уважать и ценить себя.
Дизайн поведения
«Все понимаю, но ничего не делаю». Знакомо? Иногда избавится от старых моделей поведения очень сложно — но без этого не получится изменить жизнь. Поведение в конфликтных ситуациях, выражение гнева, общение в семье — все это можно изменить при помощи специальных техник. Психолог вместе с вами выработает новые — более эффективные — модели и научит применять их.
Профориентация и карьера
Если вы никак не можете выбрать профессию, «застряли» на одной должности или постоянно меняете место работы — это можно проработать на психотерапии. Бывает, за проблемами в работе кроются более глубинные — детские травмы, негативные установки и даже ментальные проблемы.
Самоопределение и смысл жизни
Как разговаривать с психологом на приеме
Не существует четкой инструкции для клиентов, как разговаривать с психологом. Ее и не должно быть: психотерапия — лучшее пространство для того, чтобы просто быть собой.
Психотерапия отличается от общения с друзьями. Психолог никогда не будет критиковать ваш выбор, оценивать или обращаться к собственному опыту*
Друг | Психолог |
---|---|
«Ты расстался с Машей? Ну и правильно, честно говоря, она мне никогда не нравилась. И наверняка изменяла тебе» | «Что вы чувствуете по поводу этого расставания?» |
«У моего дяди тоже была депрессия, ничего ему не помогало, а после випассаны как рукой сняло! Дать контакты гуру?» | «Я рекомендую сначала обратиться к врачу, чтобы исключить соматические причины вашего состояния. После этого мы начнем работу: будем встречаться раз в неделю и выполнять определенные техники» |
«Увольняешься „в никуда“? Ну ты смелый! А знаешь, что сейчас на рынке труда творится?» | «Что привело вас к решению уволиться? Как бы вы хотели, чтобы после этого изменилась ваша жизнь? Как вы поймете, что это произошло?» |
*За редким исключением, когда психолог понимает, что его личная история может иметь конкретный терапевтический эффект, и он делает это осознанно.
Как вести себя на приеме у психолога
Главное, что вы можете сделать для себя на психотерапии — постараться говорить открыто и искренне. Мы знаем, что это бывает сложно даже с близкими людьми — а психолога вы видите впервые.
Что можно сделать, чтобы расслабиться
Невозможность открыться и рассказать о чем-то — тоже тема для психотерапии. Вместе с психологом вы сможете найти причины этого и поработать с ними. Кроме того, психологу очень важно понимать ваше эмоциональное состояние на консультации. Если вам что-то беспокоит, пугает, не устраивает — обо всем этом нужно сказать психологу.
Такой разговор поможет вам увидеть, как психолог реагирует на ваши проблемы. Он не будет стыдить или критиковать вас.
Вы приняли решение ходить на психотерапию и, скорее всего, платите за это значительную сумму. А значит, стоит попытаться быть максимально честным с психологом. Он здесь, чтобы помогать.
Не обязательно сразу говорить на сложные темы. Обозначьте психологу, что пока вам трудно что-то обсуждать, но вы по возможности вернетесь к этому позже.
Что можно говорить психологу на первом приеме и как подготовиться
Первый прием у психолога всегда отведен на знакомство и обозначение запроса. Запрос — это цель, которой вы хотите добиться с помощью психотерапии. Например:
— «Починить» самооценку, найти работу и съехать от родителей
— Наладить отношения с женой и меньше ссориться
— Начать снова испытывать эмоции и получать радость от жизни
— Перестать постоянно тревожиться
— Научиться сближаться с людьми
Если вы пока не можете сформулировать четкий запрос, но чувствуете, что вам нужна помощь, — ничего страшного. Одна из задач психолога — помочь вам определить собственную цель.
Как сделать первую встречу более эффективной
Вы можете подготовиться к первому приему:
Даже если четкий запрос в голове не возникает — попробуйте максимально конкретизировать проблему. Если вы придете со словами «Мне просто плохо» — вы потратите больше времени на то, чтобы определить, в чем это заключается.
Позиция «Психолог должен исправить мою жизнь» никуда не приведет. Терапия — совместная работа, и результат также зависит от вашего вклада.
Настройтесь на то, что психолог может давать вам домашние задания: например, вести дневник эмоций, выполнять техники релаксации и письменные практики. Это важно, потому что психотерапия происходит не только в кабинете, и задача психолога — дать вам инструменты для реальной жизни. Вы сможете использовать их и после того, как завершится психотерапия.
Чего делать не стоит
Мы понимаем, что иногда рассказать о чем-то психологу стыдно и страшно. Но если психолог не будет знать о том, что происходит в вашей жизни, — он не сможет помочь.
Здесь мы рассказываем о том, почему клиенты часто говорят неправду на терапии, — и что делать, если это ваш случай.
Бывает, клиенты приходят терапию с негативными установками — например, «Психотерапия — это выкачивание денег» или «Психолог наверняка ничего не понимает о жизни, сейчас я ему быстро объясню». Это смещает цель терапии: теперь вы хотите не решить проблему, а доказать психологу свою правоту.
Такая ситуация часто возникает, когда клиент идет на терапию не по своему желанию. Поэтому мы не рекомендуем «отправлять» близких к психологу, заставлять и манипулировать. Желание всегда должно исходить из самого человека — это единственный шанс что-то изменить.
Пить и употреблять психоактивные вещества перед сессией с психологом недопустимо.
Читайте также
Психологические занятия для пожилых людей
Помощь психолога пожилым людям: виды, способы, показания Оказание своевременной психологической помощи улучшает жизнь в любом…
Как выбрать лучшего психолога
Выбор хорошего психолога — наши советы «Я ходила к четырем психологам — никто не помог»,…
Помощь психолога молодой маме
«Рождение ребенка — это не только долгожданная встреча с новым человечком, но и настоящее испытание.…
Психолог. Чем занимается данный специалист, какие заболевания диагностирует и как их лечит?
Кто такой психолог?
Психолог – это специалист, который изучает психику человека и оказывает ему психологическую помощь в разных жизненных ситуациях, при различных психологических нарушениях. Психолог получил высшее гуманитарное образование по специальности «Психология». После окончания высшего учебного заведения психолог проходит дополнительную профессиональную переподготовку по интересующему его направлению в психологии, а также курсы для освоения различных методов психологической коррекции.
Психология (психе – душа) это наука о человеке – его сознании, чувствах, желаниях и поведении, о том, как работает то, что называют душой. Психология является прикладной наукой, а это значит, что ее можно рассматривать с точки зрения важного приложения к другим наукам и дисциплинам. Психологи работают практически везде, где работают люди (даже там, где техника делает основную работу, нельзя исключить человеческий фактор).
Психологи могут работать в следующих учреждениях:
Психологи могут также заниматься частной практикой (работа на самого себя).
Кроме психолога психикой человека занимаются следующие специалисты:
Психолог, психотерапевт и психиатр отличаются разными подходами к одним и тем же душевным страданиям.
Если вопрос с психиатром более или менее понятен (он является врачом), то в чем разница между психологом-психотерапевтом и обычным психологом не всегда понятно, ведь они часто используют те же диагностические тесты и очень близкие «по духу» методики лечения. Разница небольшая, но она есть. Согласно законодательству Российской Федерации, а также некоторых других республик СНГ, психотерапевтом имеет право называться только врач, в то же время, в Соединенных Штатах Америки психотерапией могут заниматься не только врачи, но и психологи, а также социальные работники после получения соответствующей лицензии и практики под надзором. Главным отличием все же является право назначать медикаменты, которое имеют только врачи-психотерапевты.
Психологом может стать врач практически любой специальности, чтобы кроме медицинской помощи оказывать больным еще и квалифицированную психологическую помощь.
Психиатры, психотерапевты и психологи часто работают «в одной связке», как, например, совместно работают лечащий врач, врач, проводящий диагностику, и врач-консультант.
Чем занимается психолог?
Психологи занимаются либо педагогической деятельностью, либо оказывают психологическую помощь, то есть выявляют и помогают устранить психологические проблемы. Если работа психолога ограничивается консультацией, его обычно называют консультантом. Психолог работает со всем, что связано с психикой человека, то есть его внутренним миром или душой. Понятие «душа» у древних Греков описывается в расшифровке буквы «пси» (ψ). Именно эта буква стала символом психологии. Считается, что эта имеющая форму трезубца буква олицетворяет три части человеческой души – земную, небесную и духовную. Если переформатировать это в психологические термины, то получаются такие понятия как воля (желания, инстинкты), эмоции (чувства) и рассудок (ум, мысли). Эта же концепция лежит в основе многих религий (Троица).
Работа психики
«Отдел» психики
Психические процессы
Психические состояния
Разум
Познавательные
Чувства
Эмоциональные
Регуляторные
В зависимости от деятельности выделяют следующих психологов:
Психолог занимается изучением различных объектов, которые касаются человека как личности и его роли в обществе. Основная цель психолога – изучить поведения человека, выяснить, почему человек ведет себя в конкретной ситуации так, а не иначе.
Психолог занимается следующими психологическими проблемами:
Все эти проблемы взаимосвязаны и переходят одна в другую. Так, например, психотравма может нарушить гармонию в отношениях, нарушение гармонии в отношениях может привести к «личному» стрессу и нарушить работоспособность. Психосоматические расстройства являются одним из проявлений возрастных кризисов, а возрастные кризисы, в свою очередь, могут возникать в результате дисгармоничных отношений. Именно поэтому, психологи отличаются друг от друга не только по «проблемам», которыми занимаются, но и по принципу приложения психологии к определенной сфере жизни и с учетом возраста.
Проблемы личности и «личные» проблемы
Психолог рассматривает человека как индивида с его потребностями (кто я?) или как социальный объект, выполняющий определенную функцию (что я делаю?). Личность – это человек с точки зрения общества (я – часть общества). Индивид – это человек с его индивидуально-психологическими особенностями и самосознанием (я не такой как все). Проблемы индивида – это «личные» задачи, преодоление которых ведет к личному росту. Проблемы личности или личностные проблемы – это проблемы социальной интеграции и адаптации (личностный рост).
Личный рост человека не всегда виден окружающим, так как связан с внутренней борьбой человека. Однако личный рост в итоге приводит к личностному росту – достижениям, которые видны другим людям. Именно поэтому эти понятия часто объединяются.
Психические свойства личности включают:
Если какая-либо черта характера выражена ярче остальных (заострена), то такое состояние обозначается как акцентуация характера. Личность с акцентуацией характера называется акцентуированной. Это состояние не считается патологией, но является крайней степенью нормы.
Фрейд предложил научный вариант концепции личности.
Согласно концепции личности по Фрейду выделяют:
Фрейд считал, что психологический конфликт возникает из-за постоянной борьбы этих трех составляющих, иначе говоря, при несовпадении желаний и возможностей их удовлетворить (разрешения).
Общение и отношения
Общение является одной из потребностей человека. С другой стороны общение может стать источником стрессов и причиной расстройств психики. Создавать отношения может человек, который умеет правильно общаться. При этом умение общаться и строить отношения является таким же навыком, как и другие способности человека. Психолог в данном случае похож на программиста, который адаптирует два устройства к совместной работе – проводит синхронизацию, помогая людям изменить настройки своей психики.
«Чрезвычайный» стресс
Стресс укрепляет психику, точно так же как регулярные физические тренировки укрепляют тело. Однако, если стресс является «чрезмерным», психика может «сломаться», поэтому в психологии также используется термин «психотравма».
У каждого человека свой порог стресса, который он может выдержать, сохранив при этом работоспособность. Это называется стрессоустойчивость. Уровень стрессоустойчивости – это индивидуальный параметр (по аналогии с физической нагрузкой это как бы разные весовые категории), то есть один человек данную ситуацию преодолевает «легко» (это не является для него стрессом), а другой не может этого «перенести». В то же время, психотравма возникает в той или иной степени у всех людей, которые пережили экстремальные ситуации – это более ли менее общие для всех людей стрессовые ситуации, угрожающие жизни и здоровью самому человеку или его близким. В то же время, негативные последствия у людей переживших экстремальные ситуации также различны по выраженности.
Возрастные кризисы
Возрастной кризис – это период, характерный для каждого периода жизни, который необходим для перехода на новый уровень функционирования психики. Это некий апгрейд или улучшение системы «компьютера» психики. Возрастной кризис, в отличие от личного кризиса, возникает у всех. Из возрастного кризиса можно либо выйти «в плюс», то есть с новым навыком, либо остаться с пробелом, который сразу или чуть позже отразится на поведении человека.
В психологии выделяют следующие возрастные кризисы:
Психосоматические расстройства
Психосоматические расстройства представляют собой физические проявления стресса, когда психотравма нарушает механизмы регуляции внутренних органов и возникает «сбой». Психосоматика (сома – тело, психо – душа) сегодня является одним из разделов клинической (медицинской) психологии.
Согласно психосоматической психологии любая физическая болезнь возникает из-за нерешенной психикой проблемы, при этом для каждой болезни «своя» проблема (это в некотором смысле «бегство в болезнь» от проблем, часто неосознанное). Существуют даже специальные таблицы психосоматических расстройств. Многие используемые в повседневной жизни выражения отражают связь душевных переживаний с телом, например, «я его не перевариваю», «наложить в штаны от страха», «печенкой чувствую» и так далее.
Проблемы обучения и работоспособности
Чтобы обучаться и работать с информацией мозг использует свои «высшие функции» или познавательные психические процессы. К ним относятся восприятие (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), мышление (анализ поступающей информации) и память (сохранение в «базе данных» мозга). Для всего этого также необходимо умение сохранять внимание на объекте. Важно, что психолог занимается этими проблемами у людей, которые клинически (с медицинской точки зрения) не имеют причин для нарушения этих функций.
Как проходит прием психолога?
Прием психолога отличается от приема врача. Психолог никогда не задает вопрос «на что жалуетесь?». Консультация у психолога проходит в форме беседы. Если психолог практикует психоанализ, то в кабинете обычно присутствует кушетка или диван. Однако чаще всего клиент (так называют человека, обратившегося к психологу) и психолог сидят рядом или напротив друг друга. Интерес, который проявляет психолог, исходит в виде предложения рассказать о чем-то подробнее (вы хотите об этом поговорить?). Если человек не хочет о чем-то рассказывать, то психолог не заставляет. В то же время, психолог всегда проявляет готовность выслушать. Консультация у психолога проводится как с целью выявления причины проблемы, так и с целью эту проблему разрешить.
Беседа с психологом состоит из следующих этапов:
Психолог получает информацию не только со слов клиента, но и невербальными (без слов) способами.
Психолог обращает внимание на следующие невербальные «сигналы» психики:
Как ведут себя психологи на приеме?
Что делает психолог?
Чего не делает психолог?
С какими проблемами обращаются к психологу?
Проблемы, с которыми разбирается психолог, называют психологическими. Психологическая проблема – это нездоровое психологическое состояние, иначе говоря, это дискомфорт или несчастливое состояние. Состояние счастья или комфорта есть естественное состояние человеческой психики. Такая психика легко преодолевает возникающие трудности и решает поставленные перед ней задачи.
Психологическое здоровье человека включает:
Психически здоровый человек управляет всеми этими процессами, этому он обучается в течение жизни, преодолевая стрессовые ситуации.
Все стрессовые ситуации можно объединить в следующие группы:
Психолог помогает человеку пройти эти ситуации с наибольшей пользой для себя, преодолеть психологический дискомфорт – чувство, которое испытывает человек, если его психика не желает или не умеет изменять свои привычки ради получения желаемого (цель, гармоничные отношения, новые навыки).
Проблемы, с которыми следует обратиться к психологу
Психологическая проблема
Причины
Какие методы диагностики применяет психолог?
Проблемы личностного характера
Неуверенность в себе
Трудности с принятием решения
Эмоциональная неуравновешенность, раздражительность
Апатия
(потеря интереса к жизни или ее отдельным сферам)
Хроническая усталость
Душевные переживания
Страхи и тревожные состояния
Неудовлетворенность собственной жизнью
Суицидальные наклонности
Зависимость
(никотин, алкоголь, наркотики, компьютерные и азартные игры, интернет-зависимость)
Патологическая привязанность
(чрезмерная эмоциональная привязанность к другому человеку)
Посттравматический синдром
Профессиональный стресс
Феномен профессионального выгорания
Учебный стресс
Проблемы межличностного характера
Дисгармоничные отношения семейной пары
Конфликты между родителями и детьми
Трудности с адаптацией в коллективе
(школа, работа)
Одиночество
Проблемы с представителями противоположного пола
Переезд, увольнение, выход на пенсию, развод
Психологические проблемы у детей и подростков
Агрессивность
Привычка грызть ногти
Привычка сосать палец
(особенно в возрасте старше 5 лет)
Аутизм, синдром Аспергера или аутистические черты характера
(замкнутость, нарушение способности общаться)
Тревожность
Гиперактивность и дефицит внимания
Плохая обучаемость
Бегство из дома, бродяжничество
Подростковый бунт
Психосоматические болезни
Избыточный вес
Отсутствие аппетита
Синдром функциональной диспепсии
(боль в желудке, тошнота, рвота без объективных причин)
Запор
Эмоциональная диарея
Нейродермит
Высокое артериальное давление, сердцебиение
(без объективной причины)
Синдром гипервентиляции
(недостаток воздуха и паническая атака)
Сексуальные расстройства
(фригидность, преждевременное семяизвержение, импотенция)
Заикание у детей
Нервные тики у детей
Недержание мочи и кала у детей
Какие исследования проводит психолог?
Исследования, которые проводит психолог, называются психодиагностическими. Для диагностики душевного состояния психолог использует тесты, опросники или методики, которые предусматривают выполнение каких-либо заданий. Психолог выявляет с помощью тестов либо причины психологических нарушений, либо склонность к этим нарушениям. Универсальных тестов не существует, поэтом психологи применяет сразу несколько тестов и методик. Психолог не выявляет психосоматические нарушения. Относятся ли физические симптомы к серьезной медицинской патологии или нет, решает врач. Психолог выявляет психологический фактор, запускающий болезнь.
Тесты, которые проводит психолог
Тест
Что выявляет?
Как проводится?
Профессиональные проективные тесты
Тест Роршаха
Испытуемому показывают 10 абстрактных картинок, которые похожи на чернильные пятна. Некоторые картинки черно-белые, а другие содержат цвета. Человек должен описать то, что он видит на картинках – человека, животное, неодушевленный предмет, что-то фантастическое. Может применяться с 12 лет.
Цветовой тест Люшера
Тест Люшера позволяет провести диагностику психофизиологического состояния человека в данный момент. Для этого клиенту показывают 8 карточек с разными цветами (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, серый, коричневый и черный). Испытуемый должен расставить карточки в порядке убывания симпатии к разным цветам.
Тематический апперцептивный тест
Человеку поочередно показывают картинки с разными сюжетами. Испытуемому нужно рассказать то, что он на них видит, описать чувства изображенных там людей, свои ощущения от картинки. Рассказ записывается на диктофон, после обработки результатов запись стирается.
Темы теста могут быть различными – «профессия», «счастье» и так далее.
Тест Сонди
Эта проективная методика проводится с помощью набора из 48 стандартных карточек, на которых изображены портреты людей, которые имели психическое заболевание. Испытуемому выдают карточки по 6 серий. В каждой серии по 8 карточек. В каждой серии человек должен выбрать два наиболее понравившихся (наименее неприятных) портрета и два самых неприятных. Считается, что позитивный или негативный выбор отражают неудовлетворенные потребности, а отсутствие выбора – на удовлетворенные.
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Во время теста человеку показывают 24 карточки, на которых изображены два говорящих человека в фрустрационной ситуации (разочарование, неудача). Диалог незавершен, так как на карточке написано только то, что один человек говорит другому в определенной ситуации, ответ второго должен придумать сам испытуемый. Существуют детские и взрослые варианты карточек.
Методика «Завершение предложения»
Испытуемому выдается бланк, на котором написаны предложения, которые нужно закончить. Количество предложений может быть от 10 до 60, в зависимости от возраста и цели проведения теста. Писать нужно, не задумываясь, первое, что придет в голову.
Проективный тест тревожности для детей
Ребенку показывают 14 картинок, на которых изображены девочка или мальчик в разных ситуациях (они что-то делают), причем выражение лица у основного действующего лица не дорисовано. Ребенка спрашивают, какое выражение лица у девочки или мальчика на рисунке – веселое или грустное.
Рисуночные проективные тесты
Тест «Дом-дерево-человек»
Человеку предлагают нарисовать на листке бумаги дом, дерево и человека, используя для этого цветные карандаши.
Тест «Автопортрет»
От человека требуется нарисовать себя в полный рост.
Тест «Рисунок семьи»
Испытуемому (чаще всего это ребенок) предлагается нарисовать свою семью.
Тест «Несуществующее животное»
Человеку предлагают нарисовать животное, которого не существует в природе. Тест чаще всего проводится у детей, но для взрослых он не менее информативен. После того как животное нарисовано, испытуемому предлагают дать ему имя и рассказать где оно живет.
Опросники
Опросник MMPI
(Миннесотский многопрофильный опросник личности)
Опросник Шмишека
Существуют опросники на различные темы. Количество вопросов на бланке отличается в зависимости от теста. Опросники могут содержать полярные утверждения (надо выбрать одно из них) или одно утверждение с разными вариантами ответов (да, нет, часто, редко, иногда, никогда). Некоторые опросники предлагают оценить, насколько утверждение соответствует переживаниям человека в баллах.
Опросник Бека
Шкала Спилбергера
Личностный опросник Айзенка
Опросник Реана
Опросник Холмса и Рея
Опросник Роттера
Опросник Лири
Тест EOF
Опросник Кеттела
(16-факторный)
Опросники межличностных отношений
Модифицированный скрининговый тест на аутизм и шкала аутизма CARS
В скрининговом тесте имеется 23 вопроса, на которые должны ответить родители. Шкала аутизма содержит варианты поведения ребенка в разных ситуациях, которые нужно выбрать (каждый вариант оценивается в баллах).
Тесты на познавательные функции психики
Таблица Шульте
В каждой клетке таблицы Шульте записаны цифры от 1 до 25. Испытуемому выдают 4 – 5 таких таблиц, в каждой из которых он должен назвать и показать все цифры от 1 до 25. Экспериментатор регистрирует время, необходимое для выполнения задания.
Тест прогрессивных матриц Равена
Тест состоит из 5 серий по 12 заданий. Общие принципы заданий – найти или вычислить недостающий фрагмент или фигуру.
Методика 10 слов
Экспериментатор зачитывает испытуемому 10 слов, которые последний должен запомнить и воспроизвести.
Какими методиками лечит психолог?
Психологическая помощь, которую предоставляет психолог, заключается в том, чтобы дать человеку объективную информацию о состоянии его психики, о причинах его проблем, а также оказать психологическое воздействие с целью восстановления душевной гармонии и повышения способности выносить стресс. Психологическим воздействием считается любой эффект, который действует на психику – любой внешний или внутренний фактор, изменяющий психические процессы. Психологическое воздействие, которое оказывает психолог, имеет цель благотворного влияния на психику.
Психологическая помощь бывает следующих трех видов:
Считается, что психотерапией занимается психотерапевт, а психокоррекцией – психолог (даже если используется один и тот же метод).
Обычно разные методики включают одновременно и психологическое консультирование, и психокоррекцию, при этом создаются тренинги, название которых соответствует цели. Например, «Как найти свое место в жизни?», «Как добиться успеха?», «Как добиться личностного роста?», «Как родить без боли?», «Как научиться общаться?» и так далее. Большинство методов могут проводиться как в виде индивидуальных, так и групповых занятий.
Важно отметить, что психолог может и должен предоставлять психологическую помощь людям, у которых имеются тяжелые психические нарушения, однако только совместно с психиатром, который будет оказывать медицинскую помощь (назначать медикаменты, контролировать общее состояние). То же самое относится к психосоматическим расстройствам, тяжесть которых психолог не может определить. Болезни лечит врач, а психолог помогает устранить психологические причины болезни. Все же при некоторых расстройствах врачи направляют человека к психологу, так как назначаемое лечение приносит лишь временное облегчение или врач не находит никаких объективных причин для симптомов (такие расстройства называются функциональными).
Методики психокоррекции
Методика
Как это работает?
При каких психологических проблемах помогает?
Примерная длительность проведения
Гештальт-терапия
«Гештальт» в переводе с немецкого означает «форма». Форма состоит из фигуры и фона. Фигура – это человек, а фон – его проблемы (ситуация, среда). Форма гештальта включает потребность и ее удовлетворение. Если гештальт состоит только из потребности (нет удовлетворения), то он называется незавершенным. Гештальт-терапия помогает человеку увидеть (осознать) себя отдельно от своих неразрешенных гештальтов – это помогает их разрешить или завершить (разговор с проблемой). Принцип гештальтпсихологии – это осознание проблем в настоящем, даже если они были в прошлом (я могу решить только то, что я чувствую здесь и сейчас).
Средняя продолжительность курса – 2 – 2,5 месяца (обычно по 1 сеансу в неделю).
Психоанализ
Психоанализ помогает выяснить бессознательные механизмы, которые контролируют поведение человека. Согласно психоанализу многие проблемы не осознаются человеком, но продолжают существовать в его подсознании (в качестве примера можно представить фоновый процесс в компьютере, который нарушает работу других программ). Если причинная ситуация (психотравма) осознается человеком, то этого часто бывает достаточным, чтобы решить проблему, беспокоящую человека.
Психоанализ проводится довольно длительное время. Чтобы выявить бессознательную установку, может понадобиться несколько лет.
Арт-терапия и терапия искусством
Принцип арт-терапии и терапии искусством (музыкой, танцами, изобразительным искусством) основан на том, что во время занятий творчеством в головном мозге включается процесс саморегуляции, и энергия начинает распределяться гармонично. В результате для решения проблем появляются ресурсы.
Сеансы арт-терапии могут проводиться, в зависимости от потребностей человека, длительное время. Эффект становится ощутим уже после первых сеансов.
Клиент-центрированная терапия
Данный вид терапии предусматривает абсолютное безоценочное принятие клиента психологом и сопереживание ему. Это дает клиенту возможность и силы раскрыть свой собственный потенциал во время диалога с психологом. Принцип действия похож на сопровождение человека во время путешествия (в себя) – имеется общая заинтересованность, маршрут изучается обоими, но выводы делает сам клиент.
Количество сеансов зависит от глубины желаемых изменений, в среднем проводится 10 – 15 сеансов.
Нейролингвистическое программирование
(НЛП-терапия)
НЛП-терапия работает по принципу условного рефлекса. Для изменения привычной модели поведения человека психолог формирует новый условный рефлекс с помощью слова или «якоря» – стимула, который вызывает нужное состояние. При повторении стимула состояние запускается и человек ведет себя согласно новой модели поведения.
Новая модель закладывается в течение нескольких сеансов.
Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия
Когнитивная терапия изменяет автоматические установки (мысли), которые возникают в качестве реакции на происходящее (яркий пример – реакция на приметы и суеверия). Поведенческая терапия направлена на изменение привычных действий. Психолог не оценивает правильность умозаключений и привычек. Клиент сам решает, насколько они помогают или мешают ему в жизни, после чего психолог помогает изменить установки и поведение.
Курс терапии составляет 5 – 10 сеансов. Каждый сеанс длится около 1 часа. В неделю проводится 1 – 2 сеанса. Если стереотипы мышления «пустили корни», то терапия может проводиться дольше.
Аутотренинг
Аутотренинг работает по принципу самовнушения желаемого состояния. Для этого используются установки, которые человек сам произносит для расслабления или настроя на нужные ощущения.
Тренировка должна проводиться регулярно до закрепления эффекта, а потом периодически для его поддержания.
Экзистенциальная терапия (анализ) и логотерапия
Экзистенциальный анализ (от английского слова «existence» – существование) и логотерапия (логос – смысл) лишают психологическую проблему смысла, так как человек переносит свое внимание и смысл своего существования на веру бытия или существования. Кроме этого логотерапия выделила еще 2 методики. Методика парадоксальной интенции (намерения) работает по принципу «клин клином», то есть от человека требуется совершение действия, на которое провоцирует проблема. Методика дерефлексии (отвлечение внимания или игнорирование проблемы) устраняет гиперрефлексию, то есть повышенную концентрацию на проблеме.
Длительность терапии зависит от глубины «копания». Если человеку нужно решить какие-то конкретные проблемы, то достаточно нескольких сеансов. В среднем количество сеансов составляет 10 – 15, но для более глубоких изменений может быть проведено около 50 сеансов.
Игротерапия
С помощью игровых техник ребенок решает задачи, тем самым, обучаясь преодолевать внутренние конфликты, а также общаться с другими детьми и взрослыми (при групповой терапии).
Количество сеансов устанавливается в зависимости от возраста и проблемы.
Эриксоновский гипноз
Курс терапии составляет 6 – 10 сеансов. Каждый сеанс длится около 1 часа.
Семейная психотерапия
Семейная психотерапия – это «разбор полетов» в семейных отношения, традициях, принятых норм поведения в семье или паре. Психолог предлагает новые способы взаимодействия члена семьи.
Длительность терапии зависит от типа проблемы.
Сказкотерапия
Метод работает по принципу мини-спектакля с использованием кукол и аппликаций. Сюжеты сказов отражают неосознанные психотравмы и жизненные сценарии, которые управляют поведением человека. Обыгрывая и изменяя сценарий при игротерапии, человек учится новым моделям поведения.
Сказкотерапия является неким стилем воспитания, поэтому может проводиться длительно до решения проблемы.