Как зарегистрироваться репетитором в налоговой
Часть III. Что мы знаем о самозанятости среди репетиторов?
Помимо чисто технической стороны нам было важно также разобраться в том, как относятся к идее самозанятости сами частные преподаватели. Для этого мы провели небольшой опрос, в котором приняли участие 155 репетиторов, пользующихся нашим сервисом. Преподаватели были выбраны случайным образом, часть из них оказалась самозанятыми.
Участники опроса заняты репетиторством очень по-разному. Так, мы выяснили, что около четверти (26%) педагогов ведут лишь одного-двух учеников за год, ещё 28% работает с тремя-пятью, 14% — с пятью-десятью, 15% — с десятью-пятнадцатью, и лишь 17% — преподаватели с более чем пятнадцатью учениками в год (т.е., те, для кого репетиторство — очевидно, не подработка, а полноценная профессиональная деятельность).
1. Хотят ли репетиторы работать легально?
Реальная статистика всегда гораздо интереснее теории и инструкций. Поэтому готовя этот материал, мы решили провести опрос среди преподавателей Ассоциации репетиторов, чтобы узнать, как они относятся к новой форме налогообложения.
Больше всего нас интересовала сама идея легализации своей деятельности — есть ли у репетиторов понимание, зачем это стоит делать?
Отдельные преподаватели (4%) ошибочно полагают, что мотивацией для оформления самозанятости может стать начисление пенсионного стажа. Увы, это не сработает, поскольку по умолчанию самозанятые не платят пенсионных отчислений (в отличие от ИП). Однако при желании они могут самостоятельно оформить списание отчислений в пенсионный фонд, если в этом есть необходимость.
Большинство опрошенных (76%) считают, что самозанятость оформляют те, кто хочет избежать неприятностей с налоговой.
Большинство опрошенных (76%) считают, что самозанятость оформляют те, кто хочет избежать неприятностей с налоговой.
Около трети преподавателей (30%) также предполагают, что легализация деятельности важна с идеологической точки зрения.
26% решили, что самозанятость может пригодиться для упрощения взаимодействий с официальными инстанциями (например при получении визы или кредита).
И только 21% сочли самозанятость чем-то, что необходимо ученикам, выбрав формулировку «клиенты предпочитают работать с «легальным» преподавателем».
Вполне возможно, это так. На практике, однако же, лишь 8% опрошенных репетиторов когда-либо сталкивались с просьбой ученика предоставить чек или официальный договор о предоставлении услуг.
Смутные опасения о проверках ФНС присутствуют у 70% преподавателей — они считают, что налоговая служба интересуется «неопознанными» платежами, которые физические лица получают на пластиковые карты.
Однако далеко не всех эта тревога сподвигает зарегистрировать свою деятельность: среди респондентов оказалось лишь 11% самозанятых и 13% ИП. Ещё 21% выразили желание оформить самозанятость в ближайшем будущем.
Отчасти это связано с убеждениями преподавателей относительно налогообложения в РФ. Больше половины из них (60%) считают, что репетиторская деятельность в России не должна облагаться налогом.
И судя по пояснительным ответам, для многих принципиален не столько размер налога, сколько сам факт его существования: педагоги, проголосовавшие против, считают репетиторство самостоятельно организованной подработкой, во многом компенсирующей скромные размеры заработной платы (или пенсии).
Кроме того, многие указывают на незначительный размер дохода от репетиторства и на то, что все риски, связанные с ним (нестабильность, отсутствие соцпакета) несёт сам репетитор.
В числе проголосовавших «за» (40%) есть несколько преподавателей, считающих важным, чтобы налог на доходы от репетиторства должен был небольшим и применялся исключительно в тех случаях, когда доход превышает определённую сумму (т.е. может быть сопоставим с полноценной зарплатой).
Среди условий, необходимых для потенциальной легализации своей деятельности, наиболее часто встречающиеся — небольшой налог и удобство налогообложения, а также начисление трудового стажа и стабильный доход удовлетворительного размера (многие обращают внимание на то, что репетиторы, в отличие от учителей, не могут позволить себе взять отпуск). Для многих респондентов обязательные условия — простота оформления и отчётности.
Кроме того, очевидны идеологические противоречия преподавателей с действующим политическим режимом: в числе прочих обстоятельств, необходимых для официального оформления трудовой деятельности, назывались и такие, как «смена власти» и «прозрачные и справедливые траты налогов граждан».
2. Опыт самозанятости
Мы попросили тех самых 18 преподавателей из нашей выборки, оформивших самозанятость, рассказать о своём опыте регистрации в новом качестве и применения его на практике.
Половина респондентов среди причин, побудивших их к оформлению самозанятости, указали низкую налоговую ставку и отсутствие отчётности. Один из них отметил, что официальное оформление было требованием компаний, с которыми сотрудничают преподаватели.
Техническая сторона оформления, судя по ответам преподавателей, выглядит довольно просто: самый долгий процесс регистрации занял два часа, большинство же преподавателей называли цифры от пяти минут до получаса.
Из сложностей при оформлении преподаватели назвали всего две — «поиск документов в шкафу» и «поиск кнопки «Создать чек» после оформления приложения «Сбербанк Онлайн».
Опыт работы с сервисами большинство оценили положительно, и лишь трое — удовлетворительно. Недовольных среди опрошенных не оказалось вовсе (возможно, нам стоит повторить опрос спустя какое-то время).
Среди положительных сторон преподаватели отдельно отметили простоту использования приложения «Мой налог» и формирования отчётности, треть опрошенных также порадовались налоговому вычету и поддержке во время коронавируса (самозанятым был выплачен налог за прошлый год в полном объёме).
Естественно, не обошлось без минусов: один из респондентов отметил, что большинство кредитных организаций отказываются принимать доходы самозанятых.
Однако общая тенденция говорит скорее о благосклонности пользователей — подавляющее большинство высказали желание остаться в статусе самозанятого в следующем году, и лишь один преподаватель ещё планирует обдумать этот вопрос.
Практике применения самозанятости совсем немного лет (эксперимент по внедрению нового налогового статуса стартовал лишь в 2017 году), и только с июля 2020 года самозанятость смогли оформить граждане почти всех регионов РФ (76 из 85). Многие юристы, рассуждая о предмете, отмечают, что отсутствие судебной практики, связанной с самозанятостью, потенциально может вызвать сложности (справедливости ради, пока что ни о каких громких жалобах слышно не было).
Другое дело — потенциальные самозанятые. Отнюдь не все они спешат зарегистрировать свою деятельность. Причин много — и как мы выяснили, далеко не все эти причины сводятся к нежеланию «выйти из тени» (именно эту причину якобы назвали большинство респондентов опроса, проведённого ФНС в 2019 году).
Я репетитор и перешел на удаленку
Как искать учеников, вести занятия, принимать оплату и платить налоги
В феврале 2020 года из-за начавшейся эпидемии коронавируса ученики перестали приезжать ко мне домой.
Тогда я жил и работал в Челябинске и уже два года помогал школьникам с русским и литературой. Обычно мы занимались у меня дома, но из-за локдауна это стало невозможно. Пришлось осваивать удаленку. В итоге мой доход даже вырос — с 20 000 Р до 40 000—60 000 Р в месяц. Раньше со мной занимались только челябинские школьники, а через интернет я смог вести уроки и у тех, кто живет в других городах.
Расскажу, как я организовал работу.
Как я стал репетитором
На второй год я снял квартиру и стал принимать учеников у себя. За занятия брал уже 500—600 Р в час. У меня появилась основная работа — копирайтером, — а репетиторство стало подработкой, которая приносила 20 000—30 000 Р в месяц при том же количестве учеников, что и раньше.
В марте 2020 года я решил перевести занятия в онлайн. И ученики, и родители восприняли это нормально — думаю, потому, что никто не хотел рисковать из-за неизвестного вируса, ведь экзамены перенесли, но не отменили.
Как победить выгорание
Где я ищу учеников
Тогда назначать собственную цену было нельзя — ставка у начинающих репетиторов составляла около 400 Р в час. Сейчас преподаватель может поставить какую угодно цену, а упоминаний о собеседовании после регистрации я на сайте не нашел. Судя по всему, от них отказались.
Я посчитал, что лучший способ презентовать себя перед потенциальными клиентами — дать ученику максимум информации о преподавателе. Поэтому постарался заполнить все поля анкеты в личном кабинете: добавил фотографию, указал образование, все имеющиеся дипломы, награды и достижения, которые связаны с моей работой. Например, написал про публикацию научных статей и участие в конференциях. А еще коротко рассказал, как провожу занятия, какие методы и материалы использую: рекомендую ученикам тематические видео, подкасты про русский язык и тому подобное.
Я платил «Профи-ру» за найденных клиентов — отдавал процент от заказа после того, как прошло первое оплаченное занятие. По моему опыту, комиссия сервиса примерно равна стоимости трех занятий, если речь идет о долгосрочном сотрудничестве с учеником — на несколько месяцев и дольше. Размер комиссии зависит от стоимости занятия в час, предмета, возраста ученика, цели и длительности занятий. Точная сумма видна в каждом заказе.
Платить комиссию можно не сразу, а в течение 30—40 дней. Я советую не забывать, что ученик может изменить свои планы, даже если обещает заниматься весь год. У меня были такие случаи несколько раз: я проводил три-четыре занятия, а после один ученик говорил, что больше уроков не будет, другой предлагал взять паузу, а кто-то просто переставал отвечать на мои сообщения.
Когда занятия длительные, в заказе указан срок для корректировки цены, обычно это две недели. Если за это время вы перестали работать с клиентом, сервис вернет часть денег: сумму рассчитывают индивидуально. Если занятия прекратились, а срок для корректировки вышел, комиссию придется записать как убыток.
С 17 августа 2021 года «Профи-ру» в тестовом режиме ввел два варианта тарифов. Можно платить сервису комиссию, как и раньше, а можно отчислять деньги за каждый отклик. Сумма нефиксированная и зависит от условий заказа. Но плата за отклик меньше, чем комиссия. С другой стороны, если преподаватель откликнулся, это еще не значит, что он получит заказ. Если ученик не посмотрит отклик в течение пяти дней, сервис вернет деньги. В остальных случаях платеж не возвращают. Пока такая система действует только в Санкт-Петербурге.
Я отчитывался о каждом этапе работы с клиентом перед сервисом: веду переговоры, назначили дату занятия, перенесли ее. Если возникали какие-то сложности, техподдержка оперативно решала проблему. Например, когда отчет о проведенном занятии отправился автоматически, а занятия на самом деле еще не было, администратор быстро все исправил.
Я стараюсь не просто откликнуться на какой-то заказ, а вступить с потенциальным учеником в диалог. Ведь репетиторов много, и откликов клиент получает десятки. В переписке я спрашиваю, зачем человек ищет репетитора, как часто хочет заниматься и в какое время. Иными словами, показываю, что заинтересован решить проблему человека и готов планировать занятия так, чтобы ему было удобно.
Если преподаватель не забывает отчитываться перед сервисом, вовремя платит комиссии, а также работает с клиентами после обмена контактами, то у него растет личный рейтинг на сайте. Чем он выше, тем чаще и быстрее преподаватель видит новые заказы.
До пандемии я смотрел заказы только из Челябинска, а уже в июне нашел первого клиента из Екатеринбурга: два месяца мы готовились к перенесенному ЕГЭ за 800 Р в час. Когда до трети россиян перешли на удаленку, а вся учеба ушла в онлайн, количество заказов с пометкой «дистанционные» возросло.
С апреля 2020 по июнь 2021 я поработал с учениками из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Сургута и Красноярска.
Это было выгодно: раньше приходилось выбирать заказы только из своего города, так как клиенты отдавали предпочтение офлайну. Теперь онлайн-заказов много, клиенты не обращают внимания на город, в котором живет преподаватель, можно набирать больше учеников. А еще это удобно, так как не надо ездить к клиентам на другой конец города или приглашать к себе. Для меня было некомфортно постоянно встречать и провожать людей, особенно когда два ученика сталкивались в прихожей и неловко молчали.
Как я веду занятия
Сначала я использовал «Скайп», но постепенно перешел на «Зум» — он работает стабильнее и реже зависает. На первых занятиях я включал видео, но потом перестал. Иногда, правда, включал демонстрацию экрана.
Большинство учеников не показывают себя и не требуют этого от репетитора. На качестве занятий это никак не сказывалось, потому что я работал либо со взрослыми людьми, либо со старшеклассниками, а они более собранные и мотивированные, чем, например, пятиклассники.
Типичный запрос, с которым ко мне приходят ученики для занятий по русскому, — подготовиться к ЕГЭ, улучшить оценки или просто повысить уровень грамотности. Сначала я определяю уровень человека с помощью диктантов, тестов и сочинений, а потом уже выстраиваю работу индивидуально.
Некоторые ученики готовы не только заниматься, но и немного пообщаться на отвлеченные темы во время занятия и после. Мне кажется, что приятная атмосфера и такие диалоги положительно влияют на результаты учебы: не сделать домашнее задание для репетитора, который тебе симпатичен, уже гораздо сложнее. Иногда такое неформальное общение можно использовать и для учебных целей. Например, я могу скинуть в чат мем по теме занятия.
Чтобы проверять сочинения по литературе, я использую сайт «Клаудтекст». Это сервис для проверки домашних заданий: учитель создает новое упражнение и отправляет его ученику — оба должны быть зарегистрированы на сайте. После этого ученик отправляет сделанное задание, а преподаватель может тут же отметить ошибки, оставить комментарии и выставить баллы. Если у репетитора меньше пяти учеников, то платить не нужно, если больше — по 50 Р за каждого нового пользователя.
Мне сервис понравился: при подготовке к ЕГЭ нужно проверять много сочинений, отмечать в каждом ошибки и выставлять баллы по специальным критериям, а на сайте все можно автоматизировать. Ученикам тоже удобно — многие писали сочинение, набирая его с помощью смартфона прямо на сайте, другие отправляли фото или вставляли из «Ворда».
Постепенно я создал на сайте «Клаудтекст» свой банк упражнений — подборку художественных текстов с заданиями к ним в формате ЕГЭ. Теперь могу отправлять новым ученикам уже готовые задания. Все написанные сочинения хранятся на сайте.
Оформление и налоги
До выхода на удаленку родители платили мне наличными и я работал неофициально — просто получал деньги на руки. Когда все занятия перешли в онлайн, я решил стать самозанятым. Налог от работы с физлицами всего 4%, зато никаких претензий со стороны ФНС, а еще можно получить справку о доходах, если понадобится, например, взять кредит.
Стать самозанятым можно несколькими способами. Например, через личный кабинет банка — такую услугу предоставляют Тинькофф и Сбер. Еще можно встать на учет в личном кабинете на сайте ФНС или через мобильное приложение «Мой налог».
Я использовал последний способ: скачал приложение и зарегистрировался. Вся процедура заняла пять минут. Вот что я для этого сделал:
После того как меня поставили на учет, я стал вносить информацию о своем заработке прямо в приложение. Чтобы выдать чек, надо указать дату продажи, стоимость услуги и ее наименование — я всегда писал «Репетиторство». После этого следует нажать кнопку «Выдать чек». Его можно отправить клиенту, если тот об этом просит. Но за всю мою практику чеками никто не интересовался.
Налог при работе с физлицами составляет 4% от суммы сделки, с юрлицами — 6%. Система все считает автоматически, итоговый платеж становится известен до 12-го числа месяца, который следует за отчетным. Рассчитаться надо до 25-го числа того же месяца. То есть сумма налога за август понятна уже к 12 сентября, а заплатить все надо до 25 сентября.
К приложению можно привязать банковскую карту и платить налоги прямо из него. Я так и сделал.
Сколько я зарабатываю
До пандемии почти всегда со мной рассчитывались наличными. Из-за перехода на удаленку родители стали переводить мне деньги на карту после каждого урока. Платили по-разному : кто-то за каждое занятие, кто-то за неделю или месяц.
Я знаю, что некоторые репетиторы делают скидки, если ученик платит сразу за месяц вперед, кто-то вводит систему штрафов за несвоевременную оплату. Я ничего из этого не делал, и все занятия всегда оплачивали. Обычно просто отмечаю у себя, кто должен за прошлый урок, и напоминаю об этом на следующем занятии. Бывало, что ученики просили отсрочить срок оплаты, я шел навстречу. Самый большой срок, сколько приходилось ждать, — три занятия.
комиссия, которую я заплатил «Профи-ру» за год
Мне кажется, что верхней планки дохода в репетиторстве нет: можно набрать больше учеников, если есть время, желание и возможности. Я совмещал работу с учебой, поэтому одновременно работал максимум с пятью учениками пять-шесть дней в неделю, проводил до трех занятий в день по полтора часа каждое. Если у меня появлялись дела или хотелось отдохнуть, я договаривался с учениками и переносил работу.
Репетиторство — это сезонный бизнес. От месяца к месяцу доходы отличаются. С августа по сентябрь приходят сотни заказов, если у репетитора высокий рейтинг и большой опыт, можно набрать сразу два десятка учеников. Часть из них, конечно, потом отсеется. В феврале-марте происходит второй большой всплеск спроса — школьники готовятся к экзаменам. Третий пик приходится на май, как раз перед экзаменами, но эти заказы я не беру, потому что не могу гарантировать результат за такое короткое время.
Например, в прошлом учебном году в августе и сентябре я взял четырех учеников. В октябре, ноябре и декабре — еще по одному. В марте-апреле — троих. До экзаменов я прозанимался с шестью ребятами, то есть в процессе отсеялось четверо: один через два месяца занятий перестал отвечать на мои сообщения, другой не рассчитал бюджет и не смог оплачивать уроки, а двое оставшихся не делали домашние задания вовремя и постоянно переносили встречи. Поэтому я предложил нам расстаться.
Летние каникулы — мертвый сезон для репетиторов. Старшеклассники сдают экзамены, остальные школьники отдыхают. Доходы падают в два-три раза, остаются либо постоянные ученики, либо абитуриенты, которые готовятся поступать в вузы. Но это мой опыт — репетитора по русскому и литературе. На доходы преподавателей английского сезонность влияет меньше, потому что иностранный язык люди часто учат для себя или для работы и не берут перерыв на лето.
Занимаюсь репетиторством и боюсь, что ученик пожалуется в налоговую
Теперь я боюсь, что родители учеников начнут шантажировать меня жалобами перед экзаменами. Если честно, то налоги я пока не плачу. Но слышала, что репетиторам так можно.
Как на самом деле? Мне бояться и подавать декларацию? Или как? Пожалуйста, подскажите.
Налоговые каникулы отменили
С 2020 года у репетиторов, нянь и сиделок больше нет налоговых каникул. Освобождение от НДФЛ и взносов закончилось.
Теперь такую деятельность нужно легализовать. Есть несколько способов это сделать — разобрали их в отдельной статье.
Нина Александровна, вам не нужно бояться жалоб учеников и их родителей. И налоги вам платить со своих доходов тоже не нужно. Если в какой-то статье написано, что вас могут заставить платить налог, это неточность. Или вы что-то неправильно поняли, а автор имел в виду другое. Вот как обстоит дело с доходами репетиторов.
По закону нужно декларировать доход и платить с него налог. Но с репетиторами другая история. Их доходы указаны в п. 70 ст. 217 НК — в списке освобожденных от налогообложения. Это касается доходов, которые получены в 2017 и 2018 году. И только доходов от репетиторства. От НДФЛ при продаже имущества репетиторов не освобождают даже во время налоговых каникул, но учеников это не касается.
Кроме репетиторов от налога освобождены доходы нянь, сиделок и уборщиц. Но все они должны соответствовать таким условиям:
Почти все условия для освобождения от налогов репетиторы соблюдают автоматически, в силу специфики работы. Остается только подать уведомление.
Как подать уведомление в налоговую, чтобы ничего не платить
Это элементарно. Просто подаете в налоговую по месту жительства одну бумагу. Платить за это не нужно. Вам просто поставят отметку на втором экземпляре, и все. При этом вы не становитесь предпринимателем и не должны платить за себя страховые взносы.
Подавать декларацию тоже не нужно. Вам вообще ничего не нужно делать — вы можете и дальше готовить учеников к экзаменам, не платить налоги и оставаться при этом законопослушным гражданином.
Заметьте, что это уведомление об осуществлении деятельности, а не о начале осуществления, как в случае с ателье, кафе и ветеринарными клиниками. Это значит, что вы можете подать такое уведомление в любое время в 2017 или 2018 году. Например, чтобы не платить НДФЛ за два года, можно встать на учет завтра или через месяц. Нет какой-то даты или срока, когда начинают наказывать.
Если ученик пожалуется в налоговую
Теоретически его родители могут пожаловаться. Но это не значит, что завтра к вам придут. Налоговая — это не карательный орган, у инспекторов не безграничные права, а для проверок есть строгие регламенты. Причем родители не могут пожаловаться анонимно, а при необходимости их тоже могут вызвать в налоговую, чтобы узнать подробности.
Даже если на вас пожалуются и инспекция решит разобраться, нужно будет еще доказать, что вы действительно получали доход. Одних только слов и чьих-то жалоб для этого недостаточно. Скорее всего, вам просто предложат подать уведомление, а родителям так и ответят: «Нарушений не обнаружено, репетитор не должен платить налог по закону, спасибо за бдительность, ДО СВИДАНИЯ ГРАЖДАНЕ НЕ ВИДИТЕ У НАС ОБЕД».
Кстати, срок подачи декларации за 2018 год — 30 апреля 2019 года. Так что даже если представить, что вы все-таки должны декларировать текущие доходы и платить с них налог, потому что не подали уведомление, у вас на это есть почти год. А пока вы ничего никому не должны. У репетиторов налоговые каникулы.
Что будет в 2019 году?
В 2019 году тоже будут действовать налоговые каникулы на тех же условиях. Их продлили. Это уже точно — федеральный закон подписан и вступит в силу с 1 января. Репетиторы и няни могут и дальше не платить налоги. А могут использовать режим для самозанятых и платить 4%, если захотят. Но это не одно и то же. Налоговые каникулы сами по себе, а спецрежим «Налог на профессиональный доход» — отдельно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Зачем репетиторы регистрируются в качестве самозанятых и повлияло ли это на цену их услуг?
Лента новостей
Все новости »
В столице с начала 2019 года зарегистрировали 110 тысяч самозанятых. Среди самых распространенных видов деятельности — пассажирские перевозки, сдача квартир в аренду, консультирование, реклама, а также репетиторство
В Москве с начала года зарегистрировали 110 тысяч самозанятых. Как говорят столичные власти, это 60% от общего количества российских плательщиков налога на профессиональный доход.
Среди самых популярных видов деятельности — пассажирские перевозки, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство и реклама. При этом репетиторам в этом году продлили налоговые каникулы. Иными словами, ни налоги, ни страховые взносы репетиторам-самозанятым по-прежнему платить не надо, как и подавать отчетность.
Преподаватель или репетитор может при желании зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Сейчас действуют две ставки: 4% при расчетах с физлицами и 6% — с юрлицами и предпринимателями.
Самозанятый не обязан вести какую-то специальную отчетность, а начисление налога и его уплата производится автоматически через мобильное приложение «Мой налог». Платить страховые взносы самозанятые не обязаны, но, если этого не делать, пенсия будет минимальной. Среди определенных недостатков: запрет нанимать работников по трудовому договору и лимит по доходам — не более 2,4 млн рублей в год.
Репетитор по математике Ольга Сергеевна из Подмосковья говорит, что минусов в новой системе не видит, а цены от регистрации в качестве самозанятой у нее не меняются.
— Есть возможность самой контролировать свое время. Также никаких проблем в оформлении. Все это онлайн, никаких походов никуда не нужно, все меня пока устраивает, никаких минусов не замечено.
— То есть декларацию вы не подаете, вы просто все делаете через приложение?
— Повышаются ли цены?
— Пока нет. В прошлом году я работала не как самозанятая, работала по договору. Цены остались те же. Час групповых занятий — 600 рублей, индивидуально — 750 рублей.
— Это очно или по «Скайпу»?
— Количество учеников у вас увеличивается?
— Увеличивается так, что времени не хватает. Реклама из уст в уста передается.
Репетитор по русскому, английскому и литературе Татьяна говорит, что мобильное приложение на удивление удобно. Вносишь свои доходы, и каждый месяц выставляется счет, который можно оплатить тут же, в приложении. Но цену на свои занятия Татьяна повышает, правда, из-за инфляции.
— Цены растут на все. Учитывая это, я поднимаю свои цены. Но с тем, что я зарегистрировалась как самозанятая, это не связано. Примерно на 7-10%. Если брать, например, индивидуальное занятие с ребенком русским языком, не подготовку к ЕГЭ, а с пятого по восьмой класс, то час стоит 1000 рублей. В прошлом году такое занятие стоило 900 рублей, очное индивидуальное занятие. Мамы детей, с которыми я разговаривала, говорят, что другие репетиторы тоже поднимают цены раз в год.
— Отражается ли это на количестве учеников?
— Нет. С этого года я даже не подавала никаких объявлений, не искала детей, меня сами находят.
А вот репетитор по итальянскому языку Светлана самозанятой не стала, считая, что это удел тех, кто преподает более востребованные языки и дисциплины.
«Я не оформляюсь как самозанятая, потому что в данный момент не вижу для себя в этом смысла, так как у меня сейчас мало работы. И поскольку нет притока новых учеников, эти суммы не имеют смысла. В целом тенденция, что людей не особо интересует уровень преподавателя, если они не готовятся к международным экзаменам или если это не английский для сдачи тестов ОГЭ, ЕГЭ и т. д. Еще несколько лет назад университетский преподаватель со стажем более десяти лет мог совершенно спокойно просить 2000 рублей за 60 минут, а сейчас это довольно-таки проблематично».
В то же время результаты эксперимента с самозанятыми показывают, что встали на учет немногие. Одна из главных причин — недоверие к государству. Большинство считает, что они зарегистрируются, а налоги повысят. Репетиторы, которые зарегистрировались как ИП, столкнулись именно с этим: обязательные страховые взносы за последние несколько лет выросли почти вдвое: с 17 тысяч рублей в 2012 году до почти 32,5 тысячи рублей в прошлом.