Как зарезать животное по исламу
Правила исламского забоя скота
1. Животное должно быть дозволенным – крупным рогатым скотом, буйволом, бараном, козлом.
2. Все забойщики скота должны быть мусульманами, уважаемыми людьми с хорошим характером и практикующими мусульманами.
3. Забойщики-мусульмане всегда должны следовать методу халяль-забоя животного в соответствии с требованиями ислама.
4. Перед забоем забойщик должен произнести слова «Бисмилля́хи Алла́ху акьбар», означающие: «Во имя Аллаха, Аллах велик».
5. Желательно, чтобы животное было обращено в сторону киблы (Мекки).
6. Также желательно, чтобы животное было положено на левый бок для забоя.
8. Забой осуществляется, когда животное еще живое.
9. Забойщик должен обеспечить, чтобы все четыре канала были перерезаны, а именно: пищевод, две яремные вены, трахея.
10. Перерезание любых трех из перечисленных выше каналов делает животное халяль для употребления; тем не менее, нежелательно делать это общей формой забоя.
11. Время между оглушением и забоем следует свести к абсолютному минимуму.
12. В случае, если это крупный рогатый скот, используемое оглушающее орудие должно быть правильно настроено (чтобы ударом оглушить животное).
13. Также, в случае, если это ягненок или баран, его нужно оглушить электричеством под контролируемым напряжением.
14. После забоя обработка в разделочном отделе не должна начинаться до тех пор, пока животное не станет полностью неподвижным.
15. После процесса оглушения (крупного рогатого скота и баранов) животное должно проявить несколько ясных признаков того, что оно еще живо, например, движения конечностей после забоя, фонтанирующий поток крови из кровеносных сосудов.
16. Не должно быть никакого загрязнения халяльных туш от нехаляльных, начиная с забойного отдела и заканчивая погрузочным пунктом.
17. Любое оборудование, использованное для забоя и обработки свиней, не должно использоваться для забоя и обработки халяль-животных.
18. В халяль-секторе не должно быть загрязнений от свиней или нехаляль-сектора.
19. Шея животного не должна быть ни сломана, ни полностью перерезана.
20. Если забойщик преднамеренно не произнесет тасмию, животное не будет являться халяльным.
21. В случае соседства с нехаляльным сектором, во всех отделах и всегда должны предоставляться отдельные приспособления.
Нормы забоя животного… согласно шариату
Забой животного согласно шариату.
На прошлой пятничной проповеди имам Центральной мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев обратился к мусульманам с важным заявлением. В нём говорилось о том, что по результатам проверок, проведённых на рынках Махачкалы и Буйнакска, установлено, что курицы, продаваемые на этих рынках, не режутся согласно нормам шариата. Таким образом, их нельзя продавать и употреблять в пищу, так как они являются мертвечиной. Имам призвал людей к бдительности при покупке кур и сказал, что продавцам, «которым наплевать на нормы шариата, придётся очень тяжко в Судный день». «Уточните, как их надо резать, режьте по шариату и не суйте мусульманам падаль», – заключил имам.
Исходя из этого, мы, основываясь на книге «Аль-Фикху-ль-манхаджи аля мазхаби-ль-имами аш-Шафии», вкратце перечислим основные условия, предъявляемые к забою скота (крупного, мелкого рогатого и птиц), чтобы мясо стало дозволенным для употребления в пищу, а продавцы и хозяева ферм не зарабатывали грехи, продавая людям мертвечину.
Условия действительности забоя животного делятся на три части:
– условия, предъявляемые к режущему;
– условия, предъявляемые к животному;
– условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание.
Условия, предъявляемые к режущему
1. Режущий должен быть мусульманином или представителем людей Писания (христианином или иудеем).
Доводом являются следующие слова (смысл) Всевышнего, в которых идёт обращение к мусульманам: «Кроме того, что вы зарезали» (Коран, 5:3). На дозволенность мяса, заколотого людьми Писания, указывает следующий аят Корана: «Еда людей Писания дозволена вам» (Коран, 5:3). Что касается мяса, которое было заколото язычниками, атеистами и т. п., то оно запрещено для употребления.
2. Животное нельзя закалывать во имя чего-либо или кого-либо, помимо Аллаха, а также с произнесением не Его имени. Если животное будет заколото ради какого-нибудь идола или, например, ради Пророка, то оно будет запретным для употребления, на что указывают слова Всевышнего, когда идёт перечисление видов запретной пищи: «Вам запрещены и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха)» (Коран, 5:3).
Если человек, закалывающий животное, будет соответствовать этим условиям, то такое мясо будет дозволено в употреблении, вне зависимости от того, будет ли этот человек мужчиной или женщиной, молодым или взрослым и т. п.
Условия, предъявляемые к животному
1. Необходимо, чтобы животное в момент заклания было живым и не находилось в предсмертной агонии по причине болезни, раны и т. д. На наличие жизни в животном указывают его активные движения. Кровь, которая вытекает из перерезанной шеи, не указывает на то, что животное при заклании было живым.
2. Необходимо перерезать трахею и пищевод (каналы, по которым проходит воздух и корм). Эти два канала должны быть перерезаны полностью. Оставление недорезанным даже небольшой части из этих двух каналов делает мясо недозволенным.
Доводом является хадис, который приводят Аль-Бухари и Муслим: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте, но не закалывайте животное зубами или когтями [животного]».
3. Животное необходимо резать одним быстрым движением, чтобы оно не умерло до того, как будут перерезаны трахея и пищевод.
Отсутствие движений животного до полного перерезания трахеи и пищевода указывает на то, что оно умерло до того, как был завершён процесс закалывания. В таком случае мясо животного становится запретным для употребления в пищу.
Условия, предъявляемые к орудию, которым совершается заклание
1. Необходимо, чтобы орудие причиняло раны своей остротой, будь оно железным, каменным, стеклянным и т. д.
Мясо является запретным для употребления в пищу, если животное было убито посредством тяжести удара какого-нибудь предмета, например, камня.
Доказательством является вышеприведённый хадис: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте», тогда как кровь может быть выпущена при помощи острого предмета.
2. Орудие не должно быть сделано из зубов, когтей или любых других костей, будь то домашнего или хищного животного, даже если они являются острыми и при их помощи можно пустить кровь. На запретность этого указывают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «…Но не режьте животное зубами или когтями».
Таким образом, при соблюдении этих трёх условий мясо заколотого животного становится дозволенным.
Также существуют действия, соблюдение которых является желательным при закалывании:
– чтобы человек, закалывающий животное, произнёс имя Аллаха, сказав «БисмиЛлях». На это указывают слова Всевышнего: «Ешьте же то, над чем произнесено имя Аллаха» (Коран, 6:118), а также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «То, из чего выпущена кровь и над чем упоминалось имя Аллаха, ешьте»;
– перерезать обе яремные вены на шее животного;
– чтобы лезвие ножа было хорошо наточенным;
– уложить животное на левый бок, оставив правую ногу свободной, чтобы оно могло двигать ею;
– чтобы режущий и само животное были обращены в сторону киблы (Мекки).
Однако произнесение имени Аллаха при заклании животного, согласно шафиитскому мазхабу, не является обязательным. На это указывает хадис, приводимый Аль-Бухари со слов Айши: «Однажды люди сказали: «О, Посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». И это были люди, недавно принявшие ислам».
Заключение
К большому сожалению, элементарное незнание норм шариата, касающихся вопросов повседневной жизни мусульман, становится причиной того, что наша еда, наш заработок, наша одежда и всё остальное имущество является приобретённым запретным путём. При этом мы претендуем на любовь к Аллаху и Его прощение.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и Посланникам», – и Всевышний сказал: «O, посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела». Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из того благого, чем Мы наделили вас». А потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу, повторяя: «»О, Господь, о, Господь!» Однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлён он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» (Муслим, Ат-Тирмизи).
Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Убой животных по нормам Ислама
По мазхабу имама Аш-Шафии, человек, производящий убой животного или птицы или руководящий процессом убоя, должен:
а) быть практикующим мусульманином, знающим процедуру убоя в соответствии с требованиями Ислама;
б) быть совершеннолетним;
в) находиться в здравом рассудке;
г) обладать определёнными навыками и иметь необходимую квалификацию для совершения данной процедуры.
— животное и птица в момент убоя должны быть здоровыми, не заражёнными чем-либо, вызывающим изменение структуры мяса, которое может оказать вредное воздействие и представлять опасность здоровью и жизни человека.
— животное необходимо уложить гуманными методами на левый бок (желательно) по направлению к Кибле (Мекка, Саудовская Аравия) и свести к минимуму боль, причиняемую животному.
— непосредственно перед убоем, одновременно с перерезанием основных шейных артерий, лицом, производящим убой, должно быть произнесено упоминание имени Всевышнего: «Бисмиллях!» («С Именем Аллаха!»);
— использование магнитофонных или иных звуковоспроизводящих устройств и аппаратуры не допускается.
— убой должен производиться острым инструментом одним движением, во время убоя инструмент не должен отрываться от тела животного и птицы;
— в процессе убоя должны быть перерезаны трахея, пищевод и основные артерии и вены в области шеи;
— недопустимо резать горло животного прямо у основания головы. Гортань должна оставаться выше линии пореза;
— не допускается затачивать инструмент для убоя в присутствии животного и птицы;
— не допускается производить убой одного животного в присутствии другого;
— нельзя резать животное и птицу тупым инструментом, принося ему тем самым страдания;
— убой животного и птицы производится однократно, “распил” при убое прекращается, как только лезвие ножа отрывается от тела животного и птицы;
— разделка туши разрешается только после того, как вытечет основная часть крови и животное или птица перестаёт подавать признаки жизни;
— нельзя отрубать (отрезать) какую-либо часть тела животного или птицы сразу после убоя пока животное не умрет;
— не допускается сдирать с животного шкуру сразу после убоя пока оно не умрет;
— нельзя выщипывать перья птицы сразу после убоя пока она не умрет;
— нельзя опускать птицу в кипяток сразу после убоя пока она не умрет;
— нельзя употреблять в пищу мясо животных или птиц, убой которых совершён язычниками, атеистами, огнепоклонниками, вероотступниками.
Хотелось бы напомнить производителям и продавцам, использующим термин халал для рекламы своей продукции, что они несут ответственность перед Аллахом за обман покупателей, если их продукция не является халалом.
Ибрагим Абдуллаев,
руководитель Комитета по стандарту Халал при ДУМД
Материалы по теме:
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Глава 2. Процедура забоя животных
Если животное можно подчинить – поскольку это домашнее животное, либо дикое животное, над которым человек одержал верх – то необходимо заставить вытечь кровь путем перерезания его сосудов. Этот способ подчеркивается следующим сообщением:
1. Рафи ибн Хадидж (да будет доволен им Аллах) передает в длинном хадисе, что его дедушка спросил Посланника Аллаха (саллаЛлаху алейхи ва саллям): «Можем ли мы забивать животных, используя (острую) палку?», на что Пророк (саллаЛлаху алейхи ва саллям) ответил: «Ешьте тех животных, чью кровь выпустили, и над кем было произнесено имя Аллаха»[1].
3. Ади ибн Хатим (да будет доволен ими Аллах) передает, что он сказал: «О, Посланник Аллаха, один из нас подстрелил животное на охоте, и у него не было с собой ножа. Может ли он забить животное с помощью кремня (камня) или куска палки?» Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Выпустите кровь любым инструментом по своему выбору и произнесите имя Аллаха»[5]. Ан-Насаи передает этот хадис со следующими словами (Ади ибн Хатима): «Я послал свою собаку, и она напала на животное. У меня не было ножа, чтобы зарезать животное, поэтому я зарезал его, используя камень или кусок палки», (поскольку) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Выпустите кровь любым инструментом по своему выбору и произнесите имя Аллаха»[6].
4. Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) говорит: «Ешьте животное, чьи вены были перерезаны»[7] .
От имама Малика передаются несколько различных мнений на этот счет. Предпочитаемое мнение, которое передается от его учеников, состоит в том, что дыхательное горло и две яремные вены следует перерезать, то есть, по его мнению, пищевод перерезать необязательно[14].
Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что достаточно перерезать любые три протока, чтобы мясо было дозволенным. Один из его учеников, Абу Юсуф, считал, что необходимо перерезать пищевод и дыхательное горло вместе с одной из яремных вен, в то время как имам Мухаммад, считал, что нужно перерезать три из этих четырех сосудов[16].
Хотя все имамы фикха имели разное мнение о технике забоя животных, все они были согласны, что место (в котором нужно перерезать горло животному) при обычных условиях (включая охоту) находится в верхней части груди и горла. Также они были единодушны во мнении, что, по крайней мере, два из четырех протоков нужно перерезать, чтобы мясо животного было дозволенным. Ясно также, что мнение тех ученых, которые считают, что необходимо, по крайней мере, перерезать одну из двух яремных вен, будет более предпочтительным, поскольку это способствует вытеканию крови.
Карафи сказал: «Это мнение (что необходимо перерезать одну из яремных вен) следует из хадиса Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Ешьте тех животных, чья кровь вытекла (при забое), и над которыми было произнесено имя Аллаха», поскольку кровь вытечет лишь в случае, если перерезать хотя бы одну яремную вену»[17].
Слово, которое используется в значении «течь» в этом хадисе по своему происхождению близко к значению «необъятность», «обширность». По этой причине арабское слово «река» также будет производным от этого слова, вследствие своей ширины и течения, а также термин для обозначения дня также будет производным от этого слова из-за обширности и необъятности света во время дня.
Логика мнения Абу Ханифы, приведенного выше, заключается в том, что перерезание трех протоков равносильно перерезанию всех четырех, поскольку выполнение большей части условий равносильно соблюдению всех условий в тех вопросах исламского права, которые основаны на принципе мягкости. Забой животных основан на этом принципе мягкости (жалости), поэтому все ученые согласны, что необязательно перерезать все четыре протока. Разница будет лишь в том, какие конкретно протоки из четырех необходимо перерезать. Так что перерезание большей части равносильно разрезанию всех протоков[18].
[2] Имам Бухари цитирует утверждение Ата без цепочки передатчиков (24).
[3] Имам Абу Дауд передает этот хадис, не комментируя цепочку передатчиков. Человек по имени Амр ибн Абдулла аль-Асвар – передатчик этого хадиса, также называемый Амар ибн Барк. Хафиз Ибн Хаджар описывает его в своем «Ат-Такрибе» как честного человека, который имеет лишь незначительную слабость (в передаче хадиса).
[4] «Джамиуль Усуль», т. 4, с. 483.
[5] Имам Абу Дауд передает этот хадис, но он и имам Мунзири не комментируют цепочку передатчиков этого хадиса.
[6] Ан-Насаи, 4401. Один из передатчиков этого хадиса – Мурай ибн Катари аль-Куфи. Ибн Хиббан считает его надежным передатчиком, в то время как Аз-Захаби говорит, что о нем ничего не известно (Тахзиб ат-Тахдиб, т. 1, с. 99).
[7] Имам Малик передает этот хадис в своей «Муватте» без цепочки передатчиков (т. 2, с. 489).
[8] Технически, у животного нет двух яремных вен, у него есть два кровеносных сосуда. Один из них – это яремная вена, а другой – сонная артерия. Однако, принимая во внимание оригинальное арабское слово, которое здесь используется, мы будем называть их просто «две яремные вены».
[9] «Лисануль Араб», т. 2, с. 387.
[10] Арабское слово «аудадж» можно перевести и как «вена» и как «сосуд». Однако, когда его общий смысл применяется к этим четырем протокам (дыхательное горло, пищевод и две яремные вены), мы будем употреблять его в значении «сосуд».
[11] «Бадаи ас-Санаи», т. 5, с. 41.
[12] «Аль-Мугни», т. 11, с. 45.
[13] «Фатхуль Бари», (т. 9, с. 641), «Аль-Умм» (т. 2, с. 259).
Технология убоя халяльных животных в основном
Технология убоя халяльных животных в основном строится на основе канонов ислама. Убой животных при этом носит ритуальный характер, так как мусульмане уважительно относятся даже к тем животным, которые выращиваются только для убоя и употребления в пищу.
Этой технологии в пищевой промышленности уделяется особое внимание, ведь в России мусульманами является довольно большой процент населения.
Виды животных для халяльного мяса.
Основные виды животных, которые выращиваются для халяльного мяса:
Категорически исключается свинина, реже птица и дикие животные. Кстати, диких животных могут употреблять только мужчины, воины. Отдельные части диких животных могут давать в лечебных целях больным людям, но категорически исключается употребление диких животных больным и беременным женщинам.
Подготовительный процесс перед забоем животных
Перед забоем выбирается животное, которое достигает определенной мясной консистенции и массы. В ритуальных целях это могут быть только определенные виды домашних животных. После выбора животного, его отделяют от основной массы стада и помещают в специальное закрытое помещение, где в течение суток поят его только водой. Это делается из соображений, что при разделке потрохов в желудке и кишечнике будет меньше продуктов переваривания и помета.
В зависимости от назначения убоя, животное могут помыть или почистить ему шкуру. Вообще, надо заметить, что при изготовлении халяльного мяса особо соблюдаются правила гигиены и чистоты мяса. Даже если на такое мясо попадет соринка или волосок от шкуры, то это место надо тщательно промыть, полив три раза и обязательно промывать правой рукой.
Виды умерщвления животных
Главная особенность технологии убоя халяльных животных при умерщвлении – это максимально обескровить животное. Поэтому для забоя применяют только такие виды умерщвления, при котором происходит самопроизвольное вытекание крови. Самым распространенным и традиционным способом является перерезание шейной артерии.
Процесс забоя с помощью перерезания
Такой процесс происходит при соблюдении общеобязательных правил, которые соблюдаются всеми мусульманами мира.
Спутывание животного должно быть четко фиксированным, для того, чтобы животное после прирезки не соскочило и не стало бегать по площадке для забоя, поливая все своей кровью. Крупным животным связывают ноги крест-накрест, на морду животного надевают веревку для того, чтобы оттянуть голову при перерезании.
Животное обязательно должно быть повернуто головой в сторону Мекки, священного города мусульман, где находится храм Кааба с черным камнем.
Перед прирезкой находящиеся у тела животного забойщики, распростерев ладони тыльной стороной к небу, читают небольшую молитву, если животное забивается с ритуальной целью. После этого один из профессионалов числа забойщиков, со словами «Бисмилляхи Аррахмини Рахим, Аллаху Акбар («Во имя Всевышнего»)» резким и умелым движением перерезают острым ножом горло животного у основания головы. Порез должен быть глубоким и доходить до позвоночных костей. Таким образом, забойщик должен перерезать пищевод, шейную аорту и мышечные ткани шеи. При этом все забойщики должны быть с чистыми руками, а инструменты хорошо наточены.
Кровь, по возможности, не должна проливаться на землю, поэтому под шею к месту пореза ставят тазик или любую емкость для заполнения кровью животного.
Дальнейший процесс связан с разделкой туши животного. Сначала снимают шкуру, конечности и голову животного. Затем вынимают внутренности, которые чистят отдельно от туши. После этого промывают всю тушу в загрязненных местах и разделывают по частям.
Если мясо необходимо для ритуальных целей, то тушу разделывают на определенные части, как говорится, по косточкам, так как у каждой части тела есть мясо разной жесткости и питательности, которые подаются только для определенной категории потребителей.
Если же мясо необходимо для широкого потребления, то и в этом случае с туши снимается мясо по определенным категориям.
Таким образом, процесс приготовления мяса Халяль происходит в естественно чистых санитарных условиях несет смысловую положительную энергетику, так как при забое, разделке туши не должно быть негативных мыслей. Чистое физически и духовно мясо приносит только пользу.