Как зародился джаз 20 века
Ох, уж этот джаз
Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
Что такое джаз?
Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.
Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.
История возникновения джаза
Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.
Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.
История развития джаза
В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа — новоорлеанский, чикагский — объединяются термином «диксиленд».
В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название «свинг». Для свинга характерно появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.
Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).
Появилась сольная импровизация, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.
В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется «рифф» — двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.
Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.
Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название «боп» или «бибоп». Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза— Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других — фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.
Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.
История советского джаза
Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.
В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив «Tea-джаз». Стиль «диксиленд» и «свинг» практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский диксиленд»). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.
В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.
С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла («Современник»).
Джаз в современном мире
Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.
Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.
К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.
Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:
История джаза: «чёрная музыка», завоевавшая весь мир
В течение десятилетий джаз пытались запретить, замолчать и игнорировать, с ним пытались бороться, однако же сила музыки оказалась сильнее всех догматов. К XXI веку джаз достиг одной из высочайших точек своего развития, и не намерен сбавлять обороты.
Как же выглядели первые джаз-записи? Грампластинка представляет из себя тонкий диск, изготовленный посредством прессования или отливки из пластмассы разнообразных составов, на поверхности которого по спирали высечен специальный желобок с записью звука. Звук пластинки воспроизводился посредством специальных технических устройств – граммофона, патефона, электрофона. Такой способ записи звука являлся единственной возможностью «увековечивания» джаза, поскольку в нотной записи практически невозможно передать все детали музыкальной импровизации в точности. По этой причине музыкальные эксперты в ходе обсуждения различных джазовых пьес, прежде всего, ссылаются на номер грампластинки, на которой та или иная пьеса была зафиксирована.
Спустя пять лет после прорыва дебютантов Original Dixieland Jazz Band на студии начали записываться и темнокожие музыканты. В числе первых были записаны ансамбли Джо Кинга Оливера и Джелли Ролла Мортона. Однако все записи темнокожих джазменов выпускались в Штатах в рамках специальной «расовой серии», распространявшейся в те годы только среди темнокожего американского населения. Грампластинки, вышедшие в «расовой серии», существовали вплоть до 40-х годов XX века. Помимо джаза, на них также записывались блюзы и спиричуэлс – духовные хоровые песни афроамериканцев.
Первые грампластинки с джазом выходили на диаметре в 25 см со скоростью вращения 78 оборотов в минуту и были записаны акустическим способом. Однако уже с середины 20-х гг. XX века запись производилась электромеханическим способом, и это поспособствовало повышению качества звучания. Затем последовал выпуск грампластинок диаметром 30 см. В 40-е гг. такие пластинки массово выпускались рядом звукозаписывающих лейблов, которые решили выпустить как старые, так и новые композиции в исполнении Луи Армстронга, Каунта Бейси, Сиднея Беше, Арта Тейтума, Джека Тигардена, Томаса Фетса Уоллера, Лайонела Хемптона, Колмана Хоукинса, Роя Элдриджа и многих других.
Такие грампластинки имели специальную этикеточную маркировку – «V-disc» (сокращение от «Victory disc») и были предназначены для американских солдат, участвовавших во Второй Мировой войне. Данные релизы не предназначались для продажи, а все свои гонорары джазмены, как правило, перечисляли в Фонд победы во Второй Мировой войне.
Вслед за Columbia производство собственных лонгплеев в 1949 г. наладили представители RCA Victor. Их пластинки в диаметре составляли 17,5 см со скоростью вращения 45 оборотов в минуту, а позднее аналогичные пластинки стали выпускать уже со скоростью вращения 33 1/3 оборота в минуту. В 1956 г. начался выпуск LP диаметром 30 см. На двух сторонах таких пластинок помещалось 12 пьес, а время звучания увеличилось до 50 минут. Спустя два года стереофонические грампластинки с двухканальной записью стали вытеснять монофонических собратьев. Производители также пытались продавить на музыкальный рынок грампластинки со скоростью вращения 16 оборотов в минуту, однако эти попытки окончились неудачей.
После этого на долгие годы инновации в сфере производства пластинок иссякли, однако уже в конце 60-х гг. квадрофонические грампластинки с четырехканальной системой записи были представлены меломанам.
Производство лонгплеев дало огромный скачок джазу как музыке и послужило развитию этой музыки – в частности, появлению более крупных форм композиций. В течение долгих лет длительность одной пьесы составляла не более трёх минут – таковы были условия звукозаписи на стандартной грампластинке. Вместе с тем, даже с развитием прогресса в выпуске пластинок длительность джазовых пьес увеличилась не сразу: в 50-е гг. LP делались, главным образом, на основе матриц изданий прежних лет. Примерно в то же время были выпущены пластинки с записями Скотта Джоплина и прочих знаменитых исполнителей рэгтайма, которые были записаны в конце XIX – начале XX вв. на картонных перфорированных цилиндрах для механического пианино, а также на восковых валиках для граммофона.
Со временем долгоиграющие пластинки стали использовать для записи произведений более крупной формы и живых концертов. Также получил широкую практику релиз альбомов из двух-трёх пластинок, либо специальных антологий и дискографий того или иного исполнителя.
Характерная особенность джаза состоит в том, что эта музыка в течение десятилетий пробивала себе путь к успеху и признанию. Если музыканты всех прочих стилей могли с самого начала своей карьеры стремиться к игре на крупнейших площадках и стадионах, и примеров для них было множество, то джазмены могли рассчитывать лишь на исполнение в ресторанах и клубах, даже не мечтая о больших площадках.
Волна популярности «музыки чёрных» прорывается в Европу. И если в Париже джаз слушали ещё до начала Первой Мировой войны, и не в»кабаках», а в аристократических салонах и концертных залах, то в 20-е годы сдался Лондон. В британскую столицу темнокожие джазмены полюбили ездить – особенно с учётом того, что там, в отличие от Штатов, к ним относились уважительно и человечно и за сценой, а не только на ней.
Примечательно, что поэт, переводчик, танцор и хореограф Валентин Парнах стал организатором первого джазового концерта в Москве в 1922 году, а спустя 6 лет популярность этой музыки дошла и до Петербурга.
В конце 30-х годов популярность набрал белый оркестр Гленна Миллера. Зрители и слушатели сразу обратили внимание на характерный «хрустальный звук» и мастерски отработанные аранжировки, однако одновременно констатировали, что в музыке оркестра присутствовало минимум джазового духа. В период Второй Мировой войны «эра свинга» завершилась: творчество ушло в тень, и на сцене блистала «развлекаловка», а сама музыка превратилась в потребительскую массу, не требующую особых излишеств. Вместе с войной в лагерь джазменов пришло уныние: им казалось, что любимая музыка плавно переходит в закат существования.
Именно так родился революционный джазовый стиль – би-боп. Выросший в Канзас-Сити альт-саксофонист Чарли Паркер, трубач Джон Беркс Гиллеспи по кличке «Диззи» («Головокружительный»), гитарист Чарли Крисчен (один из отцов-основателей гармонического языка), барабанщики Кенни Кларк и Макс Роуч – эти имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю джаза и конкретно – би-бопа. Ритмическая основа барабанов в би-бопе была перенесена на тарелки, появились особые внешние атрибуты музыкантов, а большинство таких концертов проходило в маленьких закрытых клубах – именно так можно описать музицирование коллектива. И над всем этим казавшимся хаосом возносился саксофон Паркера: равных ему в уровне, технике и мастерстве не было. Неудивительно, что темперамент музыканта попросту сжёг своего хозяина: Паркер скончался в 1955 году, «сгорев» от постоянной и высокоскоростной игры на саксофоне, алкоголя и наркотиков.
Именно создание би-бопа не только дало толчок к развитию джаза, но и стало отправной точкой, с которой пошло разветвление джаза как такового. Би-боп пошёл в направлении андеграунда – небольших площадок, избранных и преданных слушателей, а также интересующихся корнями музыки в целом, тогда как вторая ветка представляла джаз в сфере системы потребления – так родился поп-джаз, который существует по сей день. Так, в разные годы элементы поп-джаза использовали такие звёзды музыки, как Фрэнк Синатра, Стинг, Кэти Мелуа, Zaz, Эми Уайнхаус, Кенни Джи, Нора Джонс и другие.
Что же касается менее популярной ветки джаза, то вслед за би-бопом последовал хард-боп. В этом стиле ставка была сделана на блюзовое, экстатическое начало. На развитии хард-бопа сказалась игра саксофониста Сонни Роллинза, пианиста Хорэса Силвера, трубача Клиффорда Брауна и барабанщика Арта Блэйки. К слову, коллектив Блэйки под названием The Jazz Messengers стал кузницей кадров для джаза по всему миру до самой смерти музыканта в 1990 году. В то же время, в Штатах развивались другие собственные стили: сердца слушателей завоёвывал кул-джаз, распространённый на Восточном побережье, а Западное смогло противопоставить соседям стиль уэст-коуст. Выходец из оркестра Паркера, темнокожий трубач Майлс Дэвис вместе с аранжировщиком Гилом Эвансом создавали кул-джаз («прохладный джаз») с помощью новых гармоний в би-бопе. Упор был смещён с высоких темпов музыки на сложность аранжировок. В то же время, белый баритон-саксофонист Джерри Маллиган со своим ансамблем делал ставку на другие акценты в кул-джазе – например, на одновременную коллективную импровизацию, пришедшую из новоорлеанской школы. Западное побережье в лице белых саксофонистов Стэна Гетца и Зута Симса играли уэст-коуст («западное побережье») представляло иную картину би-бопа, создавая более лёгкое звучание, нежели у Чарли Паркера. А пианист Джон Льюис стал основателем коллектива Modern Jazz Quartet, который принципиально не играл в клубах, стремясь придать джазу концертной, широкой и серьёзной формы. Примерно того же, к слову, добивался квартет пианиста Дейва Брубека.
В конце 50-х на джаз обрушилась новая реформа, на этот раз – в области гармонического языка. Новатором в этой части вновь стал Майлз Дэвис, выпустивший в 1959 году свою знаменитейшую запись «Kind of Blue». Традиционные тональности и аккордовые последовательности изменились, музыканты могли не выходить из двух аккордов в течение нескольких минут, однако при этом демонстрировали развитие музыкальной мысли так, что слушатель даже не замечал однообразия. Тенор-саксофонист Дэвиса, Джон Колтрейн, также стал символом реформ. Техника игры и музыкальная мысль Колтрейна, продемонстрированные в начале 60-х на записях, являются непревзойдёнными по сей день. Символом рубежа 50-х и 60-х годов в джазе также стал альт-саксофонист Орнетт Коулмен, создавший стиль фри-джаз («свободный джаз»). Гармония и ритм в этом стиле практически не соблюдаются, а музыканты следуют за любой, даже самой абсурдной мелодией. В гармоническом плане фри-джаз стал вершиной – дальше был либо абсолютный шум и какофония, либо полная тишина. Такой абсолютный предел сделал Орнетта Коулмена гением музыки вообще и джаза в частности. Наиболее близко к нему в своём творчестве приблизился, пожалуй, лишь авангардный музыкант Джон Зорн.
В 70-х отдельную нишу занял ворлд-джаз («музыка мира») – особый сплав, полученный в результате слияния так называемой «worlmusic» (этническая музыка, преимущественно стран Третьего мира) и джаза. Характерно, что в этом стиле упор делался в равных долях как на старую джазовую школу, так и на этническую структуру. Известность получили, например, мотивы народной музыки Латинской Америки (импровизированным было лишь соло, аккомпанемент и композиция оставались такими же, как в этно-музыке), ближневосточных мотивов (Диззи Гиллеспи, квартеты и квинтеты Кита Джарретта), мотивов музыки Индии (Джон Маклафлин), Болгарии (Дон Эллис) и Тринидада (Энди Наррелл).
Если 60-е годы стали эпохой смешения джаза с роком и этнической музыкой, то в 70-е – 80-е годы музыканты вновь решили удариться в эксперименты. Современный фанк берёт свои корни как раз из этого периода: аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соула и музыки фанк, тогда как обширные сольные импровизации имеют более творческую и джазовую ориентацию. Яркими представителями этого стиля стали Гровер Вашингтон-младший, участники коллектива The Crusaders Фелдер Уилтон и Джо Сэмпл. Впоследствии все нововведения вылились в более широкодиапазонный джаз-фанк, яркими представителями которого стали Jamiroquai, The Brand New Heavies, James Taylor Quartet, Solsonics.
Также на сцену постепенно начал выходить эйсид-джаз («кислотный джаз»), которому присущи лёгкость и «танцевальность». Характерной особенностью выступлений музыкантов является сопровождение из сэмплов, взятых с виниловых сорокапяток. Первопроходцем эйсид-джаза вновь стал вездесущий Майлз Дэвис, а более радикальное крыло авангардного плана стал представлять Дерек Бейли. В США термин «эйсид-джаз» практически не имеет популярности: там подобную музыку называют грув-джазом и клаб-джазом. Пик популярности эйсид-джаза пришёлся на первую половину 90-х, а в «нулевые» популярность стиля пошла на спад: на замену эйсид-джазу пришёл нью-джаз.
Сама власть в СССР относилась к джазу достаточно неоднозначно. Официального запрета на исполнение джазовых песен и распространение джазовых записей не было, однако существовала критика этого стиля музыки в свете неприятия западной идеологии в целом. Уже в 40-х годах джазу пришлось уйти в подполье в связи с начавшимися гонениями, однако уже в начале 60-х с приходом хрущёвской «оттепели» джазмены снова вышли в свет. Впрочем, критика джаза не прекращалась даже тогда. Так, возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема. Появились и новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). На сцену также выходят талантливые аранжировщики и солисты-импровизаторы: Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Развивается камерный и клубный джаз, приверженцами которого стали Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль и Леонид Чижик. Меккой советского, а затем и российского джаза, стал клуб «Синяя птица», просуществовавший с 1964 года по 2009 год, и воспитавший таких музыкантов, как братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие.
В «нулевые» джаз обрёл новое дыхание, а стремительное распространение Интернета послужило колоссальнейшим толчком не только для коммерчески успешных записей, но и для андеграундных исполнителей. Сегодня любой желающий может сходить на концерты безумного экспериментатора Джона Зорна и «воздушной» джаз-поп певицы Кэти Мэлуа, житель России может гордиться Игорем Бутманом, а кубинец – Артуро Сандовалем. На радио появляются десятки станций, транслирующих джаз во всех его ипостасях. Несомненно, XXI век расставил всё по своим местам и предоставил джазу то место, где он и должен находиться – на пьедестале, наравне с другими классическими стилями.
1. развитие джаза в первой половине XX века
В мировой художественной культуре джаз на протяжении XX века вызывал огромное количество споров и дискуссий. Для лучшего понимания и адекватного восприятия специфики места, роли и значения музыки в культуре современности необходимо исследовать становление и развитие джаза, который стал принципиально новым явлением не только в музыке, но в духовной жизни нескольких поколений. Джаз повлиял на становление новой художественной реальности в культуре XX века.
К концу 40-х годов XX столетия джаз становится неотъемлемой частью мировой культуры, воздействуя на академическую музыку, литературу, живопись, кино, хореографию, обогащая выразительные средства танца и выдвигая на вершины этого искусства талантливых исполнителей и хореографов. Волна мирового интереса к джазово-танцевальной музыке (гибридному джазу) необычайно развивала индустрию грамзаписи, способствовала появлению художников-оформителей пластинок, сценографов, художников по костюмам.
Развитие джаза в первой половине XX века
Творческий подъем во многих видах искусств «приветствовал» приближение XX века. Инструментальный джаз зарождался в глубинах негритянского песенного творчества, но уже конец уходящего XIX века ознаменовался симбиозом зажигательного, яркого танца кейк-уока и музыки, которая необычайно для него подходила- первыми рэгтаймами. Тем временем и в живописи, и в классической музыке, которые имели более давнюю историю и опыт, все складывалось неожиданно и революционно. Все виды искусства начинают освобождаться от сковывавших классических канонов [161].
На протяжении 20-30-х годов XX столетия джаз становится мировым любимцем, «дитем», проявлением массовой культуры [98, с. 38]. Любителями джазовой музыки были представители всех социальных слоев и это позволяет рассматривать джаз в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности. Эта музыка становится неотъемлемой частью художественной жизни общества наравне с академической, камерной, народной музыкой, балетом.
Сложившийся массовый, танцевальный характер джазовой музыки подтолкнул дельцов от бизнеса развлечений к созданию целой индустрии джаза. По удачным и проверенным образцам (хитам) создавались и тиражировались их «близнецы»: мелодии, песни, напевы, уложенные в ритмические рисунки. Это было клиширование джазового репертуара [15, с. 211]. Период с конца 20-х и до
В период 30-40-х годов среди сотен оркестров выделялись лидеры и аранжировщики биг-бэндов, которые искали свой собственный путь, стремились избавиться от коммерческой обреченности репертуара. Эти оркестры выпадали из перечня танцевальных биг-бэндов (например, Д. Эллингтона). Даже «король» свинга конца 30-х годов Б. Гудмен отметил в своих воспоминаниях, что игра в большом оркестре не приносила того творческого удовлетворения, которое достигалось в игре малым составом. Играть большим оркестром, означало «играть для танцев». Рассматривая деятельность больших оркестров на протяжении 30-40- годов, необходимо отметить ее основные направления: игра в огромных танцевальных залах; выступления в больших клубах, имеющих сцену и соответствующее оборудование и декорации; работа в маленьких кафе и ресторанах, где с трудом размещался оркестр; концерты в престижных залах, филармониях; гастрольные поездки по Америке и выезд на турне в европейские страны.
танцуем джаз
играем джаз
а пульс,а пульс
какой у нас
стра,йда,свинг и би-бопа
танцует с нами вся Европа.