Как зарубежные вузы привлекают абитуриентов
StudyQA — На что готовы вузы, чтобы привлечь иностранных студентов?
Университеты и колледжи, которым не повезло попасть в Лигу плюща, продвигают себя и пытаются заполучить перспективных студентов, рекламируя дополнительные привилегии: лэптопы и планшетники в подарок первокурсникам, студенческие обеды для гурманов, роскошные условия проживания и отдыха. И всё это – в дополнение к льготам по оплате образования, которые для многих поступающих остаются главным соблазном.
По официальной версии вузы, в первую очередь, продвигают свои академические достижения. А высокотехнологичные бонусы и прочие рекламные приманки, на которые обращают внимание потенциальные потребители, преподносятся как инструменты для расширения опыта, повышения уровня удовлетворенности в процессе получения образования и, в конечном итоге, успешности обучения студента.
Проживание иностранных студентов
Впечатляющие бытовые условия помогают некоторым учебным заведениям завоевать иностранных студентов, которые, как правило, оплачивают полную стоимость обучения. В частности, хотя бы потому, что они не могут участвовать в программах федеральной поддержки, например, получать государственные образовательные займы Стаффорда или Перкинса (в Великобритании), либо государственные стипендии. В США некоторые вузы предлагают финансовую помощь нуждающимся студентам, не являющимся гражданами страны, но обычно она очень скромна.
Как привлечь студентов в холодном климате
Вузам, которые находятся не в курортных регионах, приходится полагаться на другие уловки, чтобы заманить студентов в кампусы.
Впрочем, другие колледжи тоже обеспечивают своих студентов современными технологиями. В Университете Уэйк Форест (Wake Forest University) в Северной Каролине поступившие получают по Lenovo ThinkPad с установленным набором нужных программ и полным доступом к облачным инструментам, которые используются в процессе учебы. Сетон Холл (Seton Hall University) в Саут-Оранж, Нью-Джерси тоже дарит студентам Lenovo ThinkPad или Mac c образовательным софтом. По словам Алисы Макклауд, вице-президента по приёму, через два года учащиеся сдают компьютеры обратно и получают новенькие, а когда завершают учёбу, могут оставить их себе. «Так что у студентов всегда есть современная техника, которая помогает им в аудитории».
Роскошь для студентов
Некоторые университеты предлагают студентам условия проживания, поражающие воображение своей роскошью. Студенческая «деревня» Бостонского университета (Boston University) – это квартиры в энергоэффективном небоскребе с медиа-салоном, звуконепроницаемыми помещениями для занятий музыкой и потрясающими видами на город и реку Чарльз. Студенты Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) могут расслабиться в комнатах отдыха перед ТВ с игровыми приставками, посмотреть кино на двенадцатифутовом экране, позаниматься в отличном спортзале и даже нырнуть в гигантский бассейн с шариками.
В общежитии Университета Сент-Лео (St. Leo University) в Центральной Флориде, которое называется Квартира №5, есть фитнес-центр, игровая зона, огромный аквариум с морской водой и комната релаксации с «современными энергетическими капсулами», где студенты могут вздремнуть. В студгородке Университета Калифорнии в Дэвисе имеются бассейны, спа и закрытые внутренние дворики.
Комфорт как дома
Другие вузы пытаются создать комфортные условия, чтобы студенты чувствовали себя как дома.
Учащимся Дэвидсон колледжа (Davidson College) в Северной Каролине в кампусе доступны 80 бесплатных прачечных. В Тулейнском университете (Tulane University) в дополнение к бесплатной стирке в каждой комнате установлены микрохолодильники, а в центре здоровья по понедельникам и четвергам учащимся делают бесплатный массаж. Во время сессий не территорию кампуса привозят животных из местного контактного зоопарка, чтобы помочь студентам бороться со стрессом.
В Университете Северного Колорадо пошли еще дальше – учащимся теперь разрешено держать в комнатах общежития Лоуренсон кошку или собаку (весом не больше 40 фунтов). Во время пилотной программы планировалось разместить в 17-этажном общежитии 24 домашних питомца и 400 студентов. Продолжится ли эксперимент, будет решено в начале следующего лета.
Студенческое питание в Университете Хай-Пойнт (High Point University) в Северной Каролине позволяет каждому учащемуся раз в неделю отобедать в вузовском стейк-хаусе «1924 Prime». В меню – филе миньон, Нью-Йоркский стейк под сливочным соусом из сыра с голубой плесенью, жареная куриная грудка и ножка ягненка, которую подают с таджином из мускатной тыквы, нутом и карри из баранины. Студенты должны заказывать столик заранее, соблюдать деловой дресс-код и соответствующий этикет, так что после окончания учебы они будут готовы к собеседованиям, отмечает пресс-секретарь вуза Памела Хейнс.
Колледж Кеньон (Kenyon College), маленький гуманитарный колледж в Огайо, надеется, что студентам понравится его репутация лидера движения за устойчивое земледелие и местные продукты. Около 40% того, что потребляют студенты, выращено в окрестностях колледжа, рассказывает Робин Дэвис, представитель учебного заведения. В том числе будущая картошка фри, помидоры черри и базилик, который пойдет на песто. Кроме того, для столовой колледж закупает целые свиные и говяжьи туши, а не упакованную нарезку. Остатки пищи идут в компост и позже используются как удобрение.
Университет как «культурная столица»
Университет Нью-Йорка (New York University) пытается поразить студентов, демонстрируя им культурные достопримечательности города. Вуз предлагает билеты со скидкой на спортивные мероприятия, Бродвейские (и не только) шоу и бесплатные абонементы для посещения основных музеев и галерей. Университет также балует своих воспитанников показами новых фильмов, добавляет Филип Ленц, директор по связям с общественностью.
Конечно, все такие приманки стоят денег. За них не выставляют отдельного счета, но студенты или родители все равно их оплачивают – эти расходы включены в стоимость образования, проживания или другие статьи.
Тем не менее, согласно недавнему исследованию NACUBO, в котором участвовал 401 частный некоммерческий четырехлетний колледж, совсем немногие оплачивают полную стоимость высшего образования. В прошлом году 89% однокурсников должны были получить какой-либо грант. В среднем гранты покрывают 54% стоимости образования и прочих расходов. Для многих будущих студентов и их родителей, которым предстоит выложить за обучение от 20 000 до 40 000 долларов в год, а то и больше, ключевую роль при выборе учебного заведения играет то, какое из них предложит самые заманчивые финансовые льготы.
How can we help you?
Your Data
We collect personal information and share it with trusted third parties to analyze and provide us with feedback, suggestions and strategies to improve our business processes and the services we provide. In addition, from time to time, we may share personally identifiable information (such as name, email address and phone number) with carefully selected Higher Education Institutions and study abroad agents, to verify the status of application or enrolment. We will inform the Higher Education Institutions and study abroad agents that they are not allowed to use your personal information for any other reasons than to verify the status of your potential application or enrolment.
However, the use of this data by these educational institutions is not governed by our Privacy statement and we can therefore not be held responsible for their use of the data we share with them. Educational institutions have separate policy practices for which StudyQA has no responsibility or liability. For further information on such institution’s use of your information, please visit the applicable privacy policy of such institution. We reserve the right to release personal information without your consent or without consulting you, when we believe that this is appropriate to comply with our legal obligations, to enforce our terms and conditions, to protect the security of this website or to prevent fraud.
Storage Providers
In accordance with the requirements of Russian Federal Law No. 152-FZ «On Personal Data», we store users personal data on our secured servers in Russia. The databases are copied to the Hetzner Online GmbH Services’ data center (Gunzenhausen, Germany):
Links to Other Sites
Our Site may contain links to third-party sites that are not owned or controlled by StudyQA. Such hyperlinks are provided for your reference only. StudyQA has no control over, and assumes no responsibility for, the content, privacy policies, or practices of any third party sites or services. In addition, it is up to you to take precautions to ensure that whatever links you select or software you download (whether from this Website or other websites) is free of such items as viruses, worms, trojan horses, defects and other items of a destructive nature. We strongly advise you to read the terms of use and privacy policy of any third-party site that you visit.
Governing Law
This Agreement (and any further rules, polices, or guidelines incorporated by reference) shall be governed and construed in accordance with the laws of Delaware, United States, without giving effect to any principles of conflicts of law.
Indemnification
You agree to defend and indemnify StudyQA and its affiliates and any of their owners, directors, employees and agents from and against any claims, causes of action, demands, recoveries, losses, damages, fines, penalties or other costs or expenses of any kind or nature including but not limited to reasonable legal and accounting fees, brought by third parties as a result of your breach of this Agreement, your use of the Site, or your violation of any law or the rights of a third party.
Changes to This Agreement
We reserve the right, at our sole discretion, to modify or replace these Terms of Use by posting the updated terms on the Site. Your continued use of the Site after any such changes constitutes your acceptance of the new Terms of Use. Please review this Agreement periodically for changes. If you do not agree to any of this Agreement or any changes to this Agreement, do not use, access or continue to access the Site or discontinue any use of the Site immediately.
Suggestions and Improvements
By sending us any ideas, suggestions, documents or proposals («Feedback»), you agree that your Feedback does not contain the confidential or proprietary information of third parties. In addition, we are under no obligation of confidentiality, express or implied, with respect to the Feedback and that we may have something similar to the Feedback already under consideration or in development. Also, you grant us an irrevocable, non-exclusive, royalty-free, perpetual, worldwide license to use, modify, prepare derivative works, publish, distribute and sublicense the Feedback, and you irrevocably waive, and cause to be waived, against StudyQA and its users any claims and assertions of any moral rights contained in such Feedback.
Liability Disclaimer
The information, images, videos, links published on this website may include inaccuracies or errors. StudyQA do not guarantee the accuracy of, and disclaim all liability for any errors or other inaccuracies relating to the information and description of the schools (language schools, high schools, universities and colleges, summer camps) and agents (including without limitation, the pricing, photographs, information about schools, descriptions, etc.). StudyQA does not take responsibility of any information provided by agents or schools to students. StudyQA make no representations about the suitability of the information contained in the website for any purpose, and the inclusion or offering of any products or services on this website does not constitute any endorsement or recommendation of such products or services by StudyQA All such information, software and services are provided «As is» without warranty of any kind.
StudyQA disclaim all warranties and conditions that this webstie, its servers or any email sent from StudyQA, are free of viruses or other harmful components. StudyQA hereby disclaims all warranties and conditions with regard to this information, software, products, and services, including all implied warranties and conditions with regard to this information, software, products, and services, including all implied warrant. In no event shall StudyQA (its officers, directors and affiliates) be liable for any direct, indirect, punitive, incidental, special, or consequential damages arising out of, or in a any way connected with, your access to, display or use this website (including, but not limited to, your reliance upon opinions appearing on this website; any computer viruses, information, software, linked sites, products, and services obtained through this website; or otherwise arising out of the access to, display of or use of this website) whether based on a theory of negligence, contract, tort, strict liability, or otherwise, and even if StudyQA has been advised of the possibility of such damages. The limitation of liability reflects the allocation of risk between the parties. The limitations specified in this section will survive and apply even if any limited remedy specified in these terms is found to have failed of its essential purpose. The limitations of liability provided in these terms inure to the benefit of StudyQA.
Как привлечь в Россию абитуриентов из дальнего и ближнего зарубежья
Открыла вебинар Лариса Ефремова — проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов.
«Традиционно приемная кампания иностранных граждан в вузы России стартует 20 июня, но готовимся мы к ней сразу после новогодних каникул. Для этого в каждом университете сложились собственные профориентационные мероприятия для потенциальных целевых групп за рубежом. Эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции, внесла свои коррективы, как по формату проведения — все профориентационные мероприятия проходят преимущественно в онлайн-формате, так и по использованию инструментов продвижения образовательных услуг. Однако, несмотря на изменения мы должны стремиться к тому, чтобы информационная повестка приемной кампании оставалась всегда интересной и содержательной, позволяла иностранным абитуриентам оценить качество обучения в российском университете», — Лариса Ефремова.
Уральский федеральный университет
С докладом «Механизмы привлечения иностранных студентов в УрФУ в условиях пандемии: вскрытие закрытых границ» перед участниками вебинара выступил Сергей Тушин, заместитель проректора по международной деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Эксперт подчеркнул, что сейчас в Уральском федеральном университете учится более 4300 иностранных студентов из 101 страны мира, преимущественно из стран СНГ и Китая. Для привлечения молодежи из других стран УрФУ регулярно проводит страновые и региональные маркетинговые исследования целевой аудитории, участвует в международных образовательных выставках, проводит вступительные испытания на базе представительств Россотрудничества за рубежом, проводит олимпиады — «Дверь в УрФУ». За последнее время в университете предприняты меры по открытию и продвижению новых образовательных программ на английском языке, что непременно сказывается на привлекательности вуза в мировом образовательном пространстве.
Волгоградский государственный медицинский университет
О том, как повысить конкурентоспособность медицинского российского образования на международном рынке и предложить абитуриентам из-за рубежа по-новому взглянуть на Россию, рассказала Наталья Альшук, проректор по работе с иностранными обучающимися и международным связям Волгоградского государственного медицинского университета. Эксперт подчеркнула, что для формирования эффективной системы продвижения российского образования на международный рынок образовательных услуг и привлечения иностранных студентов необходимо выстроить эффективное взаимодействие основных групп региональных стейкхолдеров — региональных органов власти, компаний и университета.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Татьяна Балабанова — советник по международному сотрудничеству ректора Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, генеральный директор международной ассоциации иностранных выпускников вузов центральных и южных регионов страны «Содружество» сделала обзор стратегий, инструментов и каналов привлечения талантливых иностранных абитуриентов, реализуемых в БГТУ имени В. Г. Шухова.
Российский университет дружбы народов
О современных инструментах привлечения китайских граждан для обучения в вузах Российской Федерации рассказал Лю Синь — генеральный директор RUDN Chinese Service Center for Scholarly Exchange LTD.
«Современные тенденции усиления международной конкуренции в академическом пространстве актуализируют необходимость использования российскими вузами всех инструментов продвижения и управления имиджем.
Учитывая особенности основной целевой аудитории коммуникации вуза — молодежи — высшие учебные заведения не могут игнорировать использование таких современных средств управления репутацией, как социальные сети. Сейчас социальные сети — самый эффективный способ общения с молодежью Китая. Причем необходимо учитывать тот факт, что многие распространенные в мире приложения в Китае не работают. Наиболее эффективные инструменты продвижения мобильные приложения WeChat и Sina Weibo. О популярности этих приложений говорит тот факт, что согласно статистике в РУДН учится 1200 студентов из Китая, около 1000 их них используют для общения группу WeChat. Sina Weibo — одна из самых модных и популярных социальных сетей в Китае, которой пользуются более 500 миллионов человек.
Sina Weibo — своего рода гибрид Твиттера и Facebook, который появился в 2009 году. А в мае 2021 года аккаунт Sina Weibo о РУДН получил звание „Самый трудолюбивый университет в Китае — социальные сети на китайском языке“. На аккаунт Российского университета дружбы народов подписано около 200 тысяч человек, что превзошло Посольство России в Китае и РКЦ в Пекине. Аккаунт РУДН стал самым влиятельным русским Weibo в Китае. За время существования сайта на странице РУДН было опубликовано более 12 000 статей», — Лю Синь.
В ходе вебинара эксперты неоднократно отмечали, что один из эффективных механизмов привлечения иностранных обучающихся — выпускники вузов. Этот канал продвижения университета на международном рынке образовательных услуг эффективно используется Российским университетом дружбы народов.
«Иностранные выпускники играют важную роль в привлечении абитуриентов, они с удовольствием рассказывают о своем опыте учебы и жизни в вузе. Их выступления на выставках, в школах, днях открытых дверей — эффективный инструмент набора, вызывает интерес и доверие родителей и абитуриентов. В условиях пандемии коронавируса выпускники — ценные союзники в продвижении образовательных программ в дистанционном формате через свои социальные группы и профессиональные сети», — Анастасия Гурова, директор Департамента по работе с выпускниками РУДН.
Тему роли выпускников в привлечении иностранных обучающихся в российские вузы продолжила Галина Аббас — президент Ассоциации выпускников РУДН в Ливане. Она подчеркнула, что несмотря на пандемию и ограничения, вызванные ею, ассоциации выпускников обладают достаточными возможностями для продвижения российского высшего образования и привлечению иностранных абитуриентов в российские вузы. На сегодняшний день в Ливане более 12 000 тысяч выпускников советских и российских вузов. И именно их успех и достижения стали наглядным показателем конкурентоспособности российского высшего образования.
Платформа EduAdvisor.ru
Презентацию сервисной платформы EduAdvisor.ru для проведения виртуальных интерактивных образовательных выставок провел координатор проекта EduAdvisor, профессор Олег Глазачев Сеченовского университета. Он отметил, что иностранные абитуриенты, в большей степени чем российские, нуждаются в расширенном и комплексном представлении информации о вузе, в котором они планируют провести ближайшее время, по ряду причин: удаленность от кампуса и, как следствие, невозможность посещения дней открытых дверей, отсутствие личных связей со студентами, невозможность своими глазами увидеть условия проживания и обучения, ограниченная информация об образовательных программах и их научных руководителей. В решении этих вопросов платформа EduAdvisor.ru наиболее эффективный инструмент. EduAdvisor.ru — это единственная виртуальная выставка, позволяющая потенциальным абитуриентам и их родителям встретиться и обсудить аспекты учебы и проживания в университете напрямую с представителем вуза онлайн.
По окончании встречи все участники проблемно-целевого вебинара отметили, что регулярное проведение подобных мероприятий позволяет эффективно решать вопросы, касающиеся продвижения вуза на международной арене, и как следствие привлекать наиболее талантливых абитуриентов на обучение в Россию.
Справочно
Инициатором и организатором встречи выступил Российский университет дружбы народов в рамках реализации федерального проекта «Экспорт образования».
Заграница берет урок
О том, какие проекты помогут привлечь в Россию зарубежную молодежь, рассказывает начальник управления реализации проектов в сфере образования и науки Россотрудничества Михаил Попов.
Михаил Сергеевич, с начала года стартовала подача заявлений от иностранных студентов на поступление в российские вузы. Сколько квот на это «заложено» правительством?
Михаил Попов: Иностранные граждане, а также наши соотечественники, живущие за рубежом, могут поступать по правительственной квоте в более чем 450 госвузов России. С 2003 года у нас ежегодно выделяется 15 тысяч квот для иностранных граждан на учебу в вузах, в том числе для магистратуры и подготовительных отделений. Много это или мало? Сравним. Например, в Китае количество правительственных квот на места для иностранных студентов каждый год увеличивается на 3 тысячи. Общее число иностранных студентов в университетах, академиях и институтах КНР достигло сегодня почти полумиллиона.
Кстати, на недавних парламентских слушаниях в Госдуме под председательством главы думского комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Калашникова как раз говорили об увеличения квот и, прежде всего, для ребят из стран СНГ. Это стало хорошим импульсом и для нас, и для минобрнауки, с которым мы в этой теме работаем вместе.
В 2021 году Россотрудничество запускает суперсервис «Образование иностранцев в РФ», который позволит студентам из других стран подавать заявки по упрощенной схеме. В чем «фишка»?
Михаил Попов: К сожалению, сейчас у нас нет эффективного государственного инструмента привлечения иностранных абитуриентов.
Нет достоверной информации о программах, условиях обучения и проживания в России на родном языке абитуриента, не менее 5 раз ребёнку приходится лично приезжать в консульство для подачи заявки и прохождения тестирований. Часто ребята пользуются коммерческими сервисами, которые непрозрачны, поэтому отследить положение иностранного абитуриента с момента подачи заявления до приезда в Россию практически невозможно. Да и гарантии поступления в российский вуз они не дают.
Что предлагаем мы? В одном месте, на единой платформе будет собрано несколько взаимосвязанных сервисов, которые помогут ребенку из любой точки мира через мобильный телефон или компьютер, а в будущем, возможно, и через терминалы в представительствах Россотрудничества за рубежом очень просто составить заявку на обучение в Российской Федерации, просто нажав кнопку. Не нужно искать «проводника», платить ему за услуги (такое случается), не нужно дополнительных поездок в консульство… Можно будет и экзамен принять, и собеседование пройти онлайн. И сразу узнать, приняли его или нет. На каждом этапе абитуриент сможет получить консультацию экспертов Россотрудничества.
Сейчас от заявки до принятия решения по ней проходит полгода. За эти полгода ребенок может передумать, уйти в другой вуз в совсем иной стране. А с такой системой мы работаем на опережение. Это полное сопровождение иностранного абитуриента на пути в российский вуз. И не только.
Откуда в основном едут учиться в Россию?
Какие направления подготовки чаще всего выбирают иностранные студенты?
А что по городам? Все по-прежнему стремятся в столицы, но сегодня сильные вузы есть в каждом регионе… Туда иностранцы едут?
Михаил Попов: Вы правы. Массово едут в Санкт-Петербург и Москву. Согласитесь, тяжело уговорить, допустим, египтянина поехать учиться в Новосибирск. Хотя порой бывает, что в региональном университете условия лучше. Недавно у меня был ректор вуза из Еврейской автономной области. Его вуз по уровню безопасности, подготовке специалистов, качеству студенческой жизни даст фору иному московскому. Но вряд ли кто туда поедет из-за границы. Задача Россотрудничества вместе с регионами как раз показать иностранным студентам, что за качественным образованием не обязательно ехать только в столицы. Другие города тоже могут быть интересными с прекрасными вузами, а для кого-то и более комфортной средой. Просто об этом никто не говорит.
Госдума приняла законопроект, который разрешает иностранным студентам работать во время учебы в России без специального разрешения. Это сработает на приток ребят из-за рубежа?
Российские абитуриенты, выбирая вуз, внимательно изучают различные университетские рейтинги. Для иностранных студентов они тоже имеют значение?
Какие еще меры для поддержки иностранных студентов сегодня на «повестке»?
Михаил Попов: Надеюсь, скоро решится вопрос виз. Я имею в виду возможность открывать визу студентам из других стран сразу на 5-6 лет, захватывая весь период обучения в России.
Кроме запуска суперсервиса, в планах расширить сеть пунктов сдачи ЕГЭ в странах СНГ, способствовать активному процессу подписания соглашений между Россией и иностранными государствами о взаимном признании дипломов, в разы увеличить работу с выпускниками российских и советских вузов, проживающих за рубежом.
Суперсервис «Образование иностранцев в РФ» поможет:
● Найти и сравнить образовательные программы, прочитать про жизнь в России.
● Подать документы в электронном виде и пройти отборочные испытания онлайн.
● Подать апелляцию или жалобу.
● Воспользоваться персональным помощником, получить юридическую поддержку.