Как защитить проект 3 класс
Как подготовить речь на защите проекта
Просмотр содержимого документа
«Как подготовить речь на защите проекта»
Как подготовить речь на защите проекта
На защиту проекта выделяется до 7 минут. За это время выпускник должен описать суть работы, тему, практическую значимость. Для этого необходимо заранее подготовиться, написать доклад. Перед тем, как писать доклад, учащийся дополнительно перечитывает свою работу, выделяет важные моменты. Необходимо выявить основополагающие тезисы и соединить их в один логически связанный текст. Грамотно подготовленная речь должна включать плавный переход от одной мысли к другой. Верно составленный и структурированный доклад содержит следующие части:
Текст начинается с выделения актуальности работы. Ее нужно коротко описать в 2-3 предложениях.
Затем выступающий кратко описывает выбранный объект и предмет исследования, которые указаны во введении работы. Также нужно прописать цель работы и средства для ее достижения.
В речи должны присутствовать краткие выводы. Это важная часть выступления.
Итоги каждого раздела пишутся отдельно.
Самым лучшим вариантом является демонстрация презентации.
Также важно рассказать о предложениях, которые разработаны с целью улучшения изучаемой тематики.
Опишите практическую значимость и обоснуйте гипотезу, которую выдвигали в ходе работы. Советы по написанию и подготовке к защите проекта
Не забывайте о времени. На речь отводится 5-7 минут.
Не переписывайте всю работу. Доклад должен кратко описать проект, а не пересказывать его. Перед составлением речи продумайте, какие вопросы вам могут задать члены комиссии, и включите ответы на них в свой доклад.
Обязательно применяйте информацию из заключения и введения. Начинайте с задач, потом расскажите, как они решались и поясните, что получилось в результате исследования. Выступление должно содержать только суть проекта. Поэтому целесообразно включить в него выводы по каждой главе.
Репетируйте защитную речь перед зеркалом, перед друзьями или родителями. Так появится уверенность, не будет страшно перед комиссией.
Представьте подготовленную речь четко, не запинаясь. Лучше ее заучить наизусть. Зачитывание текста указывает на безответственное отношение к своей работе.
Для подсказки используйте слайды презентации
Как начать доклад на защите проекта
Примерный план доклада по защите проекта
2. Ознакомление с темой и разъяснение актуальности тематики берется из введения проекта
3. Ознакомление со структурой проекта – сколько глав, чему посвящены разделы 4.Теоретическая часть – определить источники, которые применялись в процессе написания проекта, методики, анализ проблемы
5.Практическая глава, посвященная расчетам, ожиданиям от работы
6. Результаты исследования – выводы можно дублировать из выводов работы
Образец речи для защиты проекта
Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию представлен проект по теме: «Название темы»
Данная тема является особенно актуальной, поскольку в современном мире…
В качестве объекта исследования выступает…
В ходе работы была выдвинута гипотеза…
Была определена следующая цель…
Были сформулированы задачи по её достижению…
Работа включает главы. выводы, приложение…
Использованные источники представлены…
Первая глаза содержит теоретические аспекты…
Вторая глава раскрывает вопросы… в ней проводится анализ…
практическая значимость обусловлена…
В процессе работы были решены намеченные задачи… Цель работы…достигнута.
В ходе проведенного исследование нашла подтверждение гипотеза ( или была опровергнута)
Как успешно защитить проект
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация и защита проекта
При создании мультимедийной презентации необходимо избегать следующих ошибок, затрудняющих восприятие слушателей: выбор светлого шрифта на темном фоне; обилие текста в слайдах; выбор мелкого размера шрифта; набор текста курсивом; чрезмерное увлечение цветовыми и анимационными эффектами; отсутствие связи рисунков к текстам с их смысловой нагрузкой и др.
План презентации: Слайд 1 Тема проекта Слайд 2 Проблема Слайд 3 Цель проекта Слайд 4 Задачи проекта Слайд 5 Гипотеза Слайд 6 Участники проекта Слайд 7 Теория Слайд 8 Ожидаемые результаты/продукт Слайд 9 Вывод Важно: выступающий не должен читать текст презентации слово в слово! Презентация является лишь опорным конспектом гораздо более глубокого по содержанию текста выступления, который необходимо тщательно продумать и подготовиться к ответам на возможные вопросы
Публичная речь выступающего на презентации или защите должна быть не только убедительной и доказательной, но и красивой. Публичное выступление строится по определенным принципам. Принцип краткости. Обычно речь составляется с расчетом на 10-15-минутное выступление для раскрытия основной идеи проекта, его цели и способов ее достижения. Принцип последовательности. Все микротемы выступления должны быть подчинены основной теме, т.е. отдельные части выступления должны быть взаимообусловлены и взаимосвязаны. Принцип целенаправленности. Выступление должно быть подчинено ясной логике. Выступающий и слушатели должны осознавать направленность выступления, соответствие его логической структуры типу и содержанию проекта. Принцип усиления. Речевое воздействие должно усиливаться от начала к концу выступления. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения с помощью словесных и интонационных средств. Принцип результативности. Выступление должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод или призыв должен быть сформулирован в емкой, запоминающейся
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы. Введению в темы отводится 5-10% времени всего выступления. В нем говорится о проблеме, которой посвящена речь, может прозвучать ее задача, даются определения понятий, иногда сообщается план выступления и т.д.
В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности. Основные способы изложения темы: Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем. Концентрический – рассмотрение данного явления со всех сторон. Спиральный – переход от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу. Хронологический – рассмотрение процесса или явления в становлении. Логический – системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории. Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого. Индуктивный – переход от анализа фактов, явлений к обобщениям. Сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий. Анализ проблемы.
Монолог выступающего легче воспринимается, если в нем используются различные приемы речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, диалогизация, обоснование и т.д. Важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.
Заключение придает завершенность повествованию. В нем делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы. Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.
Самые распространенные композиционные ошибки выступления Вступление Изложение Заключение Отсутствует. Слишком затянуто Не подчинено главной идее. Непоследовательно, неинтересно. Используется всего один- два приема изложения. Материал композиционно несоразмерен. Отсутствует. Оратор никак не может остановиться.
Особенности защиты проектов в начальной школе.
Основные методы и технологии защиты проекта.
Просмотр содержимого документа
«Особенности защиты проектов в начальной школе.»
МОУ «Павловская СОШ»
Особенности защиты проектов в начальной школе
Учитель начальных классов: Каляева Е. Н.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Какие общеучебные умения и навыки
формируются в проектной деятельности?
Цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под
которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности,
включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность
мобилизовать их в необходимой ситуации.
Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому
наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта — выбор
подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже
списка. В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены
перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.
Общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствие;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог,
задавать вопросы и т. д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы. Некоторые итоги
Итак, понятие «Проект» снова вброшено в российскую педагогику и еще не
осмыслено до конца.
Но уже ясно: проект многогранен.
Кроме того, проект эффективен.
Подведем некоторые итоги: что же такое проект?
Проект — это метод обучения. Он может быть использован в
изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во
внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся,
и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество
умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт
деятельности, и поэтому он незаменим.
Проект (проектирование) — это содержание обучения. Проек-
тирование может быть частью учебного предмета «Технология». Про-
ектирование может быть и отдельным учебным предметом. Самые со-
временные области человеческой деятельности — дизайн и ПК — основаны
на проектировании. Проектированием занимаются уже не столько технологи,
сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может
стать основой профильных спецкурсов.
Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный
проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока —
принципиально различны. Проектная деятельность снова может стать
альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе
Проект — это особая философия образования. Философия цели и
деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от
формирования теоретической образованности. Она была отторгнута
советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой
сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить
несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной
Школа будущего — школа проектов?
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Различают следующие виды проектов:
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространённых форм данного вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении на ознакомление участников проекта этой информацией, её анализ и обобщение фактов. Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику пришли новые средства обучения. Распространение компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в образовательный процесс различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями, где с помощью новейших приборов можно извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Освоение новых средств ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения.
Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.
В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений. В ходе решения конкретной проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей.
Практичность проектной деятельности выражается в ее не формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желания учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению. Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
1 этап – мотивационный:
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Однажды, на классном часу, который был посвящен здоровому образу жизни и в том числе вопросам личной гигиены, одна ученица высказалась о том, что мама запрещает пользоваться косметикой. Она интересовалась, почему мама так поступает и действительно ли это вредно. Так появилась проблема, над которой мы работали в 3-ем классе.
2 этап – планирование деятельности:
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы.
И началась работа по разработке данного проекта, которому мы дали название « Детская косметика: за и против». К нашему проекту присоединилось еще несколько девочек, которых тоже интересовал этот вопрос. У нас образовалась группа из 5 участниц. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Мы решили искать в школьной и городской библиотеках, и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на подгруппы, и каждой досталось конкретное задание. Стали собирать информацию.
3 этап. Информационно-операционный:
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
Работая над проектом «Детская косметика: за и против» на этом этапе мы вместе просматривали найденный материал, попутно выясняли, что нужно просмотреть предложение рынка по данному продукту, провести ещё анкетирование, интервью со специалистами согласовывали единый дизайн, отбирали лучшее фото и материал для буклета и т.д.
4 этап. Рефлексивно-оценочный:
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности.Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите других групп. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, демонстрируют понимание проблемы, умение планировать и осуществлять работу, способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата.
Готовый материал с помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации. Проектная группа выступила перед одноклассниками на классном часе, перед родителями, тем самым, приобретая ораторские способности. Было решено данную работу представить на школьную научно-практическую конференцию исследовательских и творческих проектов младших школьников « Я – исследователь». Результат нашего выступления – диплом I степени.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Таким образом мы с уверенностью можем сказать о том, что реализация проектного метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
Презентация по окружающему миру на тему «Кто нас защищает» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект «Кто нас защищает?» МБОУ «Куянковская средняя общеобразовательная школа» им.Г.Курмаша Выполнила: ученица 3 класса Сафина Альмира Руководитель проекта: Разяпова Надия Бахтияровна, учитель начальных классов
Чтобы помочь нам обеспечить безопасность повседневной жизни, существуют специальные службы защиты населения:
На машине ярко-красной Мчимся мы вперёд. Труд тяжёлый и опасный Нас, пожарных, ждёт. Вой пронзительных сирен Может оглушить, Будем и водой, и пеной Мы пожар тушить. Пожарная служба (01)
Пожарная служба относится к числу старейших государственных служб. В 1504 году в царствовании Ивана ІІІ была создана пожарно-сторожевая охрана. В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности. Первая специализированная пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия для защиты от огня Московского печатного двора. В 1936 году утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре. В 1747 году пожарной техникой (насосами и ручным инструментом) оснащаются все правительственные учреждения. В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Пожарная служба (01)
В зной и в холод, в дожди и в туманы, В час, когда Вам опасность грозит На почетном посту постоянно Полицейский России стоит. Он, порою, ценой своей жизни Защитит Вас от бед и невзгод. Полицейский свободной Отчизны, Непременно на помощь придёт Полиция (02)
Посторонитесь! Дорогу! Дорогу! Скорая помощь летит на подмогу. Приказ постового: Стоять! Хода нет! Только для «Скорой» зеленый свет. Где-то случилась большая беда «Скорая помощь» мчится туда. Успели! Приехали! Вот этот дом! Встречайте машину с красным крестом Скорая медицинская помощь (03)
Если в доме пахнет газом, Вызывай на помощь сразу! Ведь спасателей отряд Вам помочь, конечно, рад. Аварийная газовая служба (04)
Как известно, с газом шутки плохи. Утечка газа может стать причиной взрыва или пожара, ее устранением могут заниматься только узкоспециализированные специалисты из газового хозяйства. Для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах организуются аварийно-диспетчерские службы (АДС) с круглосуточной работой без выходных и праздничных дней. Каждая служба должна быть укомплектована штатом специалистов и обученных рабочих, иметь материальную базу (мастерские, склады, механизмы, инструмент и пр.), аварийные автомобили, землеройные механизмы, сварочные агрегаты и другое оснащение, обеспечивающее незамедлительный выезд дежурной бригады на место аварии и быстрое выполнение аварийных работ Аварийная газовая служба
Ты свяжись без промедленья, Со службою спасения. Ведь они на страже ждут, Службу бдительно несут. Каждый день и каждый час Все они спасают нас. Мы должны их труд ценить И напрасно не звонить. Поисково-спасательная служба
Поисково-спасательные службы — организации, осуществляющие поиск людей, находящихся в опасности, и их спасение. География поиска и спасения направлена на труднодоступные места, спасение на воде и в воздухе. Существуют различные виды спасательных служб: военные ПСС, воздушные ПСС, парашютно-спасательная служба, городские службы спасения, кинологические ПСС, морские ПСС, наземные ПСС, горные ПСС, ПСС в пустынях. Профессия «спасатель» — одна из самых романтичных и одновременно самых сложных. Спасатель — это особое состояние души, умение сострадать и помочь. Поисково-спасательная служба
Армия Российский воин бережёт Родной страны покой и славу, Он на посту, и наш народ Гордится армией по праву. Спокойно дети пусть растут В любимой солнечной Отчизне. Он охраняет мир и труд, Прекрасный труд во имя жизни!
Армия Что же собой представляет российская армия? Вооруженные силы Российской Федерации комплектуются как по призыву, так и по контракту. По призыву в армию зачисляются мужчины в возрасте от 18 до 65 лет, которые проходят военную службу на протяжении года. Призывники формируют рядовой и младший командный состав, в который также могут входить и служащие по контракту. Офицерский состав набирается исключительно по контракту из выпускников высших военных учебных заведений или граждан, уволенных в «запас» в звании «лейтенант». Вооруженные силы РФ делятся на виды: сухопутные войска – самый многочисленный из всех видов войск, в компетенцию которых входит ведение боя на суше. военно-воздушные силы обеспечивают защиту с воздуха, а также используются для выявления и поражения вражеских объектов. военно-морской флот обеспечивает защиту водных границ государство. Кроме того, различают еще и самостоятельные рода войск, среди которых ракетные войска стратегического назначения, войска воздушно-космической обороны и воздушно-десантные войска.
Защитники Отечества в моей семье Сафин Зулкарнай Родился 18 апреля 1926 года В августе 1945 года в возрасте 19 лет стал призывником. Сразу попал на Дальневосточный фронт. Был участником войны с Японией Как участник войны награжден: Медалью Жукова Орденом Отечественной войны II степени Юбилейными медалями
Защитники Отечества в моей семье Сафин Гарай Родился 8 ноября 1919 года В сентябре 1939 года был призван на службу Служил на Дальнем Востоке, в Европейской автономной области Хабаровского края. Семь лет провел на Амуре. Участник войны с Японией, участвовал в боевых действиях 1945 года. Вернулся домой 26 июня 1946 года Награждён медалью «За победу над Японией»
Защитники Отечества в моей семье Халиуллин Габдулла Родился 15 апреля 1924 года Признан на действительную военную службу и направлен в часть 24 ноября 1943 года Принимал участие в боевых действиях в Великой Отечественной войне 14 марта 1947 года демобилизован в запас Награжден медалями: «За взятие Кенигсберга» «За победу над Германией» «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.».
Защитники Отечества в моей семье Гимадутдинов Рифат Габдрауфович Родился 23 февраля 1958 года 11 мая 1976 года был призван на службу. Учебу проходил в г.Выборге Ленинградской области. Осенью 1976 года был направлен в г.Североморск. Был матросом, механиком самолетов с турбовинтовыми двигателями морской авиации ВМФ. 3 мая 1978 года был уволен в запас в звании сержанта Был награжден нагрудным знаком «Отличник ВМФ». Вместе с бабушкой Мадиной они вырастили двоих дочерей и сына. Теперь помогают воспитывать 6 внуков. Я очень люблю дедушку и горжусь им.