Как заставить себя читать классику
Как заставить себя читать классику
Вопрос «Как заставить себя читать классику?» может задать и загруженный «домашкой» школьник, и взрослый с вполне широким кругозором. Многие классические книги сложны для восприятия, временной разрыв между их авторами и сегодняшним днём очень велик, далеко не весь контекст понятен. ReadRate даёт 5 проверенных советов, они помогут заставить себя читать классическую литературу. Нет, не так… помогут полюбить читать классическую литературу.
Совет первый. Посмотрите
Некоторые классические произведения были написаны специально для сцены. Ознакомьтесь с репертуаром городских театров – до сих пор почти везде ставят «Женитьбу» или «Ревизора». Если любите эксперименты, выбирайте самые современные постановки – например в московском Центре имени Мейерхольда можно увидеть альтернативный и совсем не тривиальный взгляд на чеховских «Трёх сестёр».
Если в театр не попасть, смотрите спектакли онлайн.
Совет второй. Добавьте звука
Второй совет вытекает из первого – иногда полезно послушать произведение в формате аудиоспектакля. Интонации и игра актёров помогают лучше понять характеры персонажей, считать новые смыслы. К тому же слушать аудиокниги можно на прогулке или во время занятий спортом – вдруг движение само по себе позволит лучше воспринимать информацию?
Совет третий. Слушайте и читайте лекции по теме
Почему первый бал был так важен для Наташи Ростовой? Почему сестры Беннет так жаждали замужества? Почему взаимоотношения Онегина и Ленского могли завершиться только дуэлью? Послушайте умных, знающих людей, которые хорошо понимают исторический, социальный и культурный контекст великих произведений. Обратите внимание на лекции Дмитрия Быкова, Андрея Аствацатурова, Евгения Жаринова и других.
Отдельное удовольствие для продвинутых – в чтении лекций Владимира Набокова по русской и зарубежной литературе.
Совет четвёртый. Выбирайте с умом
Если вы читаете не по учебной программе, вам вовсе не обязательно идти по списку школьных книг на лето с их непременными «Шинелью», «Демоном» и «Анной Карениной». Умберто Эко, Эрнест Хемингуэй и Трумен Капоте – тоже вообще-то классика. Кто с этим поспорит?
Совет пятый. Смените отношение
Давайте сменим формулировку «Как заставить себя читать классику» на «Как научить себя читать классику». Да-да, чтение классики – это совсем не то же самое, что чтение захватывающего триллера или увлекательного современного романа. Оно потребует от вас вовлечённости, усидчивости, любопытства. Студенты-филологи, которые на первых курсах читают тонны классических книг, знают, что сначала штудировать классику бывает трудно, но постепенно, с опытом, приходит искренний интерес.
А вообще, нет такого закона, согласно которому каждый порядочный человек обязан читать, знать и любить классику. Вполне возможно, что вы хорошо разбираетесь в чём-то другом – например в современных сериалах, винтажных автомобилях или видах суккулентов. Дайте отпор внутреннему снобу, который считает, что без классических книг жизнь неполноценна, – и кто знает, может именно разрешив себе не читать, вы вдруг взглянете на классику новыми глазами и попробуете взяться за неё просто для удовольствия?
Думаете, что бы новенького почитать? Загляните в наш топ-10 самых ожидаемых книг июля.
«Я вас любил»: 7 советов, как полюбить русскую классику
«Я вам пишу, чего же боле. »
Решила открыть для себя загадочный и многогранный мир русской классической литературы, почерпнуть мудрости из книг, подготовиться к ЕГЭ или просто блеснуть знаниями перед учителем и близкими? Так или иначе, многострадальная, но великая русская литература несомненно заслуживает внимания!
Правильно настройся
Наверняка тебе неоднократно приходилось слышать о том, что русская классика — это скучно и занудно. Но ведь половина людей, которые так говорят, даже не читала эти произведения! А другая половина была просто неправильно настроена. Мы давно стали жертвой этих россказней, которые правдивы так же, как и то, что в России по улицам ходят медведи с балалайками.
Так вот, забудь весь этот бред и просто поверь в то, что русская литература — это действительно интересно и увлекательно! Только представь, как с головой окунешься в этот загадочный мир, а потом будешь козырять своими знаниями перед учителями и друзьями!
Изучай интересные факты про авторов
«Безумцы всех умней», — говорил папа Алисе в фильме Тима Бертона «Алиса в стране чудес». И наши писатели — не исключение. Причем безумцы они как в хорошем, так и в плохом смыслах. Об их причудах только книги писать да фильмы снимать!
К примеру, ты знала, что Пушкин умудрился проиграть в карты неопубликованную часть «Евгения Онегина»? К счастью, до конца вечера он успел отыграться.
А та самая жена Толстого, которая переписывала «Войну и мир» несколько раз, регулярно терпела от мужа унижения. В первую же брачную ночь, прежде чем приступить к делу, Лев Николаевич заставил девушку прочитать его дневник о былых подвигах на интимном фронте!
Ну а на десерт оставим Гоголя, который страшно любил вязание и кулинарию, что было очень необычно для мужчины в те времена.
Создай атмосферу
Возможно, в твоей домашней библиотеке где-то завалялся томик «Войны и мира». Пыльный старый, потрепанный. И каким бы богатым ни было содержание, держать такую книгу в руках не всегда приятно. Так что не пожалей денег и купи новое издание.
Чистые, свежие, вкусно пахнущие страницы, яркая обложка… Ничто не вдохновляет на чтение лучше этого! А еще не забудь прикупить красивую закладку и прикольный карандаш, чтобы подчеркивать умные мысли и делать пометки.
Кстати, да, здесь речь идет именно о работе с бумажной книгой, электронная будет довольно непрактичной в этом плане. К тому же как можно читать произведения русских классиков с электронного девайса, если сами классики писали их для тебя от руки или на печатной машинке? И первыми ценителями их книг были те, кто читал их в бумажном виде. А нам нужно полное погружение! Можешь еще свечки зажечь на время чтения, если захочешь 🙂
Впусти классику в свою жизнь
Чуть подробнее о полном погружении. Наверняка в твоей комнате висит постер с твоим любимым актером или певцом, а если нет, то ты точно видела нечто подобное у своих друзей или в кино. Так чем же хуже старые добрые русские писатели?
Можно развесить портреты классиков по стенам — купить или просто распечатать. Причем это необязательно должны быть те же надоевшие изображения, что украшают кабинет литературы и смотрят на тебя со страниц учебников — в интернете можно найти более привлекательные и интересные портреты писателей. Еще можно заказать футболку с лицом Есенина, распечатать из интернета смешные картинки на эту тему и украсить ими свои тетрадки.
То есть сделать все, чтобы убедить свой мозг в том, что ты действительно фанатеешь от русской классической литературы!
Делай пометки в книге
Особенно если ты готовишься к ЕГЭ или ОГЭ. Выделяй места в книге, где описываются портреты героев, интерьеры, а также подчеркивай интересные цитаты (их, кстати, можно будет использовать не только в сочинениях, но и постить себе на стену). Это действительно очень полезно и приятно — в процессе будешь чувствовать себя эдаким важным умным профессором. Проверено!
Не забывай про стихи
В перерывах между прозой можно (и даже нужно) учить стихи. Стихи — отличный способ выразить свои чувства и справиться с переживаниями, а также еще один повод влюбиться в русскую классику. Литература очень богата лирическими произведениями самых разных сортов, так что ты точно сможешь найти себе стих по душе. Тебе и скучно, и грустно, и вообще все плохо? Тогда тебе подойдет Лермонтов! Все достало и бесит — Маяковский, хорошее настроение — Пушкин, интеллектуальный глубокомысленный настрой — Пастернак и так далее. Выбор огромный!
Как полюбить читать классику? Совет подростка
Анастасия Казанцева
Более 80% подростков не любят читать. Особенно ребятам не нравится классика. Неужели для подростков все потеряно? Совсем нет! Я знаю, как полюбить читать классику и расскажу вам об этом.
Почему классика так бесит?
Причин несколько. Во-первых, родители часто критикуют выбор книг: «Детективы? Фентези? Других дел что ли нет, лучше бы классику почитала, Пушкина, например!» Такие слова отбивают всякое желание попробовать читать классику.
Во-вторых, школьная программа по литературе тоже очень влияет на интерес к чтению. Главный минус школьной программы по литературе в том, что на уроках изучается классика и только классика. Дети не могут выбрать почитать что-то более современное, например, Гарри Поттера, в котором освещено не меньше проблем, чем в классике. Подростки не могут выбрать почитать то, что им действительно интересно. У них вообще нет выбора, им просто приходится читать книги вроде «Муму» Тургенева. Вы видели школьника, который был бы в восторге после того, как прочитал этот рассказ?
Я сама не так давно полюбила классическую литературу, хотя читать любила всегда. Поэтому здесь поделюсь своим личным опытом и советами, которые мне помогли. Я расскажу о том, как же полюбить читать классику, если в школе вам напрочь отбили любовь к ней, и вы морщитесь при одном лишь упоминании Пушкина, Тургенева и других писателей. Как же полюбить классику?
Пойми героев!
Прежде всего нужно понять, что классическая литература была написана совсем для другого времени. Тогда не было гонки за продуктивностью, люди не думали о том, как успеть все и так далее. Поэтому литературу того времени читали медленно, вдумчиво, не торопясь.
Вдумчивое чтение не всем подходит, например, я быстро читаю и привыкла к этому с детства. Пришлось находить решение этой проблемы. Как вариант, можно слушать аудиокниги, но многим этот формат не удобен. Поэтому еще можно тренировать концентрацию и внимание, если есть трудности с этим (а они есть почти у всех современных подростков – уже доказаны существенные различия в восприятии информации современными детьми и их родителями).
Многие не любят классику из-за того, что им трудно понять поступки героев, смысл каких-то моментов. И это нормально, потому что мы не жили в те времена. Но что тогда делать?
Лично мне очень помогают читать классику вебинары и критические статьи по произведениям. Анализы книг можно найти на многих сайтах, вот лишь парочка моих любимых:
Не стоит прочитывать книгу и сразу забывать о ней после прочтения. Часто автор мог спрятать какие-то отсылки в произведении, важные детали. Возможно, что вы даже не обратили внимание на главную идею или проблему книги. Во время просмотра вебинара или прочтения статьи вы будете понимать, что многие моменты даже не заметили. И не считайте подробный разбор книг чем-то нудным и скучным, просто попробуйте.
Бесконечные страдания… Ну сколько можно?
На тему страданий в русской классической литературе уже сделана тысяча мемов. Это, конечно, забавно, но не помогает полюбить читать классику. Знакомо? Причин много, но я расскажу о некоторых.
Иногда это зависит от литературного направления, в котором была написана книга, например, все вы знаете повесть «Бедная Лиза», где главная героиня влюбляется в Эраста, а после его предательства страдает и заканчивает жизнь самоубийством. Как я уже сказала, все это из-за литературного направления. В сентиментализме чувства были важнее разума, поэтому Лиза думает, что либо Эраст, либо никто.
Другая причина – философия русских писателей, особенно XIX века. Рассказывая о несчастных или потерянных людях, писатель обращал внимание на жизненные проблемы, заставлял читателей увидеть что-то новое, понять причины каких-либо поступков, изучить мировоззрение человека и так далее. Например, Ф.М. Достоевский писал: «Страдание – единственная причина сознания». За «устаревшими» героями и жанрами можно увидеть самые актуальные проблемы!
Что почитать из классики? Мои любимые книги
1) «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Думаю, что многие из вас, когда начинали читать книгу, явно не думали о том, что там будет главный герой, который будет разъезжать по поместьям и скупать крестьян.
Итак, сюжет известен всем. Чичиков разработал план по тому, как разбогатеть. Он решил начать скупать «мертвые души», потом с помощью залога этих крестьян он должен был получить деньги за них и разбогатеть. Все законно, не придраться. Так вот, для осуществления своего замысла Чичиков начинает знакомиться с помещиками, а после знакомства аккуратно пытаться купить у них те самые «мертвые души». Однако, его план в итоге проваливается.
Сам замысел книги тоже интересный, ведь изначально должно было быть 3 тома. В первом томе были показаны недостатки и пороки русского общества. Во втором и третьем томе герои должны были встать на путь исправления. В конце трилогии перед нами были бы совершенно новые герои и новая Русь без пороков и недостатков. Второй том Гоголь сжег, но не просто из-за того, что рукопись ему не понравилась, а потому что понял, что люди не меняются. Долгое время он жил за границей, а когда вернулся в Россию обратно, писатель увидел, что за время его отъезда ничего не изменилось и понял, что пишет утопию, чего он не хотел.
Мне очень понравилось, как автор показывал пороки общества, как раскрывал характер каждого помещика. В книге много деталей, которые не каждый заметит с первого прочтения.
2) «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Эта книга для меня оказалась достаточно трудна в понимании, особенно из-за Ершалаимских глав, поэтому пришлось перечитывать роман несколько раз. Не знаю, у многих ли возникли трудности с прочтением книги, потому что говорят, что книга читается легко.
Немного о сюжете. Эту книгу достаточно трудно пересказывать, но я попробую. В Москву приезжает иностранный профессор Воланд со своей свитой. После их появления в городе начинается череда мистических событий. Воланд хочет увидеть истинное лицо жителей Москвы, обличить их пороки, что у него с легкостью получается.
Это произведение мне очень понравилось из-за отсылок и количества деталей. Почти у каждого героя есть какой-то прототип. Например, считается, что Маргарита – это прообраз третьей жены Булгакова. Также многие исследователи думают, что прототип Рюхина – Маяковский, с которым у писателя часто были конфликты. Вот какую характеристику Булгаков дал герою в книге: «…и притом кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, который он сочинил к первому числу».
В книге безумно много деталей, поэтому даже если вы читали книгу, то советую вам изучить ее поподробнее.
3) «Горе от ума» А.С. Грибоедова
Главный герой Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается обратно в Москву. Окружение отвергает и не принимает его взгляды. Фамусовское общество отрицает важность образования, книг, считает главным чин и состояние человека. Чацкий считает иначе и пытается доказать свою точку зрению, но окружение его не слушает. Отвергнутый обществом, герой снова покидает Москву.
Все хотя бы один раз слышали афоризмы оттуда, например, знаменитая фраза из монолога Чацкого: «А судьи кто?» Эта книга зацепила меня тем, что А.С. Грибоедов совмещает в ней сразу три литературных направления, что было в новинку в те времена, а также автор очень хорошо освещает проблемы общества, например, подражание всему иностранному, необразованность.
Надеюсь, что эта статья поможет вам полюбить читать классику! Если вам понравилась моя статья, вы можете прочитать другую мою статью о том, как полюбить читать 🙂
Нескучная классика: как увлечь подростков литературой
Анна Ножкина
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Каждый учитель-словесник хотя бы раз слышал от своих учеников такие фразы: «Да зачем нам эти старые книги?», «Я лучше ленту новостей почитаю», «Я прочитал, потому что меня мама заставила». Как изменить отношение подростков к литературе? Вместе с филологом и педагогом Анной Ножкиной разбираем новые идеи и анализируем лучшие практики.
«Старье» или классика?
Школьная программа по литературе — вещь консервативная. Она меняется довольно редко, а некоторые тексты, которые входят в «золотой фонд» русской классики — произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других «столпов» русской литературы — включили в обязательный список для чтения еще в 1921 году. Прошло больше 100 лет, а на школьных уроках литературы изучают все тех же авторов.
Вот и новый ФГОС по литературе в очередной раз подтвердил, что серьезных перемен пока ждать не стоит.
«Текстов очень много — больше, чем можно осмысленно прочитать, и в основном это XIX век: крестьянские дети, незнакомые современным школьникам реалии», — так отзывается о новой программе Председатель Гильдии словесников Антон Скулачев.
Современные произведения зарубежных и российских авторов, написанные для детей, в программе почти не представлены. Получается, что учителям и школьникам приходится работать с материалом, зачастую далеким от проблем современных подростков. Как показывает практика, для большинства учеников Обломовы, Чацкие, Гриневы и Чичиковы — не более, чем вымышленные кем-то, «картонные» персонажи со сложным набором непонятных жизненных установок, в которые даже не хочется вникать. А это значит, что учителю нужно искать компромисс и попытаться связать прошлое с настоящим, обучение с жизнью.
Один из подходов, которые практикуют предметники на уроках литературы, — это поиск способов «оживить» созданные классиками характеры и актуализировать их в современных реалиях. Вот несколько удачных примеров.
1. Сделайте учеников соавторами
Предложите ученикам стать соавторами книги, додумать мысли героев, а при открытом финале — закончить произведение.
Например, при чтении «Дубровского» А.С. Пушкина в шестом классе предложите мальчикам написать письмо от лица Владимира Дубровского Марье Троекуровой, а девочкам — от лица Марьи — Владимиру. Используйте необычные бланки или шаблоны, например сердечки: в этом возрасте подобный подход обрадует школьников.
Вы удивитесь, насколько трогательные письма могут написать дети, и как тонко они чувствуют героев.
2. Читайте новости
С помощью современных новостей демонстрируйте, что произведения классики актуальны и в наши дни.
Например, несколько лет назад в прессе была распространена новость о том, как участников масленичного гуляния угощали блинами прямо с больших лопат. Это событие прекрасно соотносится с фрагментом из «Войны и мира», где Петя Ростов стал свидетелем сцены, как император бросал толпе куски бисквита, думая, что совершает благодеяние.
Прочитав детям вслух любую новость, соотносящуюся с произведением, спросите: «Как вы думаете, почему я это сейчас прочитал(а)?». Вероятнее всего, ваши ученики с восхищением воскликнут, что в современном мире происходит то же самое, что и в произведении XIX века.
Чтобы зафиксировать эту мысль, в качестве домашнего задания предложите ребятам найти в Интернете аналогичные новости. Теперь подростки сами смогут доказать, что классическая литература актуальна и поныне.
К тому же, использование новостей на уроках литературы учит школьников не только внимательно читать книги, но и более широко смотреть на новостную повестку и анализировать информацию через культурный контекст — а это необходимый в наши дни навык.
3. Используйте мемы
Мемы — это тоже текст. Подростки, которые активно пользуются соцсетями, сталкиваются с ними ежедневно, а многие сами их создают. Если проанализировать ту или иную картинку или предложить в качестве одного из заданий создать мем, вы значительно улучшите свои взаимоотношения с подростками.
Например, этот мем к гоголевскому «Ревизору» не только заставит учеников улыбнуться, но и поможет лучше запомнить содержание произведения.
Продемонстрировав в классе такую шуточную анкету Пьера Безухова на сайте знакомств Tinder, можно задать и серьезный вопрос по содержанию «Войны и мира» — например, как именно происходил «активный поиск смысла жизни» у Пьера?
А этот мем точно повысит градус доверия между педагогом и учениками, когда вы попросите их перечислить основные сюжетные линии этого романа Л.Н. Толстого.
4. Практикуйте погружение
Попробуйте поближе познакомить своих учеников с тем миром, в котором живут герои классической литературы: бытом, реалиями, историческим контекстом.
Посетите с детьми музейную экспозицию, где представлены вещи того исторического периода, почитайте им вслух газетные заметки или объявления (среди них встречаются довольно занятные экземпляры), которые печатались в год публикации литературного произведения. Можно предложить ученикам поучаствовать в небольшой театральной постановке, разыграв отрывок из пьесы или диалог из прозы.
Или последуйте примеру педагога Надежды Колодиной: в рамках ее онлайн-марафона «Литературное Рождество», который проводился в Instagram, участники готовили блюдо из литературного произведения и выкладывали фотографию результатов.
Помните, что важнее воспитать у подростков привычку к чтению, а не заставить запомнить сюжеты всех классических произведений. Если ученики поймут, что классическая литература, на первый взгляд скучная, может быть увлекательной и даже полезной, то перестанут воспринимать чтение как повинность, и начнут относиться к урокам литературы с большим энтузиазмом.
Как научиться получать максимум от художественной литературы: 9 лайфхаков
В школе нас научили читать буквы, но не книги. Нам выдавали огромные списки литературы, которые самые смелые проглатывали, не понимая и не запоминая прочитанное. Значит ли это, что художественная литература не нужна? Нет! Мы уже рассказали, что такое библиотерапия и зачем читать фикшн. А теперь объясняем как: с чего начать, как не бросить, как лучше запоминать прочитанное и как преодолеть психологические проблемы, которые мешают нам взяться за чтение.
Как выбрать подходящую книгу
Самый ответственный этап — выбор произведения. Правильно выбранное произведение с большей вероятностью срезонирует с вашим мироощущением и доставит вам удовольствие.
Если вы — начинающий читатель, избегайте книг, в которых:
Ресурсы, которые помогут с выбором
С чего начать чтение
Чтение книги нужно начинать с разогрева. Он помогает создать реалистичные ожидания от выбранного произведения, усилить любопытство и получить в дальнейшем больше удовольствия.
Перед тем, как читать, выясните, что за книга попала к вам в руки.
Ответы на эти вопросы позволят более осознанно воспринимать текст.
Какое занудство!
Если всё это вам кажется нудным, используйте альтернативный вариант и отдайтесь на волю случая. Зайдите в книжный магазин, выберите издание с самой симпатичной обложкой или то, которое приятнее держать в руках. Также можно прочесть страницу из середины книги, и если было интересно — брать.
Как не бросить книгу
Мы все знаем, что в любом деле важна дисциплина, но мало кому удается соблюдать ее даже в занятиях, которые мы выбираем сами. Есть пара способов быть более надежным читателем.
Во-первых, создайте ритуал чтения книги. Ритуал — это наделенное смыслом действие, для которого создаются определенные условия. Нужно выделить на чтение специальное время в ежедневной рутине. Например, привязать чтение к кофепитию: каждое утро после завтрака садиться в удобное кресло и читать, пока напиток не закончится. Дочитывать главу, закрывать книжку, мыть чашку… Пусть смысл этого действия будет в том, чтобы настроиться на спокойный и приятный день. Если же по утрам вы торопитесь, отлично работает чтение перед сном. Привязка к распорядку дня позволяет ввести новую привычку безболезненно. А само чтение станет ценно для вас как процесс.
Во-вторых, используйте лайфхаки для усиления мотивации. Для нашего организма стыд и гордость более убедительны, чем рациональные доводы. Эти эмоции появились в ходе эволюции человека как социального примата, чтобы поддерживать и регулировать просоциальное поведение в сообществе. Так же, как страх возник для того, чтобы уберечься от опасности, или гнев — чтобы защищаться. Предвкушение чувства гордости или боязнь стыда мотивируют. Зная это, можно применить следующие способы:
Бросать книгу недочитанной — плохо?
Если причина желания бросить начатую книгу в том, что не получается найти к себе подход, нужно работать с мотивацией. На закрепление новой привычки нужно не меньше полутора месяцев, а то и больше. Но бывает, что книжка действительно не подошла: оказалась скучной, непонятной или вызвала отторжение. В таком случае бросить ее недочитанной — лучшее, что можно с ней сделать. Только вам судить, что вам нужно.
Что делать с сопротивлением чтению
Иногда родители и учителя заставляют нас читать слишком агрессивно. Из-за заявлений в духе «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь!» чтение начинает ассоциироваться с пыткой.
Хорошо, что теперь мы выросли, никто больше не заставит писать сочинение по скучному Чернышевскому или уныло заполнять летний читательский дневник, и можно больше не читать никогда — с такой установкой многие отказываются от книг, вступая во взрослую жизнь.
Но на самом деле свобода выбора подразумевает не только возможность самому решать делать что-то или не делать — но и возможность решать, что именно и каким образом делать. То, что мы выросли, означает, что наконец можно читать так, как хочется и только то, что нравится. Читайте под одеялом ночью, вырывайте страницы для украшения рабочего места и рисуйте в книгах: никто больше не станет ругать за нарушение правил, которых в действительности не существует.
Анастасия Башлыкова, психолог, психодраматерапевт сервиса Zigmund.Online:
Первое: стрессовое состояние, в котором теряется способность воспринимать новую информацию. То есть человек не может воспринимать книжку, которую его заставляют читать, и не может получить от чтения удовольствие.
Но есть ложные установки: „надо читать“ и „все культурные люди читают книги“. В первом случае непонятно, кому это надо. Во втором — установка оценочная, то есть не очень здоровая. Ими руководствоваться не стоит».
Читайте также
Почему детей заставляют читать насильно?
Как правило, насильно заставляют читать своих детей только те родители, которые сами не увлекаются чтением и не понимают, в чём удовольствие от него. Это еще одна причина, по которой дети не хотят читать («Почему я должен делать то, что другие не делают, почему я должен, а они нет?!»). Читающие родители обычно показывают своим примером, что читать — классно, и дети начинают читать, подражая им. Такие родители могут обсудить книги с детьми — и этим их заинтересовать.
Как использовать книгу для погружения в поток
Американский психолог Михай Чиксентмихайи исследовал ощущение счастья и выяснил, что люди чувствуют максимальное удовлетворение, находясь в состоянии потока — в полной сосредоточенности на деятельности, которой они занимаются.
Умение входить в поток определяет не только уровень удовольствия, которое вы получите от чтения, но и качество усвоения информации. В состоянии потока информация приходит в мозг более упорядоченной и лучше закрепляется в памяти. Чтобы входить в это состояние, нужно научиться концентрировать внимание на чем-то одном.
Чтобы войти в поток, необходимо:
Как извлечь пользу из прочитанного
«Осмысление — это разнообразная умственная деятельность, способствующая лучшему научению. Вы восстанавливаете в памяти свой прошлый опыт, соотносите его с новым и мысленно отрабатываете те действия, которые должны будете совершить в следующий раз».
Из книги об эффективном обучении Питера Брауна и Генри Рёдигера «Запомнить всё»
Этот совет применим и для чтения художественной литературы: припоминание и переосмысление приобретенной информации полезны для ее лучшего усвоения.
Вот два способа переосмыслить прочитанное:
Как понимать художественную литературу
Важно понимать, что художественная литература глубоко субъективна и не дает единственно верных ответов на вечные вопросы. Не нужно пытаться искать в книге истину. К ней стоит относиться как к мнению конкретного человека, написавшего ее, которое можно сопоставить со своим опытом и подумать: согласны вы или нет? Поэтому и говорят, что литература расширяет кругозор, заставляя нас воспринимать непривычные точки зрения на жизнь.
Чтобы простимулировать размышления, задавайте себе вопросы во время и после чтения:
Поиск ответов на эти вопросы развивает мышление. На самом деле изначально идея школьных сочинений была именно в том, чтобы научить детей думать и спровоцировать дискуссии и споры. Но об этом как-то забыли. Вдумчивое чтение дает возможность пережить гораздо больше инсайтов, чем простое поглощение текста.
Разбор для продвинутых
Понимание символов и других художественных приемов приходит с опытом, но можно ускорить этот процесс. Книга Томаса Фостера «Искусство чтения» настраивает мозг на анализ разных литературных фишек и учит смотреть вглубь текста, а не читать поверхностно, ограничиваясь уровнем сюжета. В конце автор дает список литературы для отработки навыков.
Полезно ли скорочтение
Скорочтение — способность быстро воспринимать текст. Обычно оно подразумевает не последовательное чтение слова за словом, а беглый просмотр всего текста, который позволяет уловить только общую суть. Такой способ чтения фикшна обесценивает его, так как не дает насладиться художественными достоинствами произведения: ритмом и темпом текста, подбором слов и т. д.
Как увеличить скорость без потери качества
Под скорочтением можно понимать и такие навыки, как подавление внутреннего проговаривания слов или умение контролировать движения глаз и не возвращаться к уже прочитанному. Эти приемы ускоряют восприятие текста, но не в ущерб смыслу.
Выбрать бумажную или электронную книгу
В каком формате читать — личный выбор каждого. Назову только преимущества бумажных и электронных книг (приложения-читалки в телефоне не считаются).