Как заставить себя заниматься учебой
Как заставить себя учиться
Соавтор(ы): Nathan Fox, JD. Нейтан Фокс — инструктор по подготовке к тестам LSAT, соведущий подкаста Thinking LSAT и сооснователь LSATdemon. Является автором шести книг, посвященных LSAT, включая “The Fox LSAT Logical Reasoning Encyclopedia” («Энциклопедию логических рассуждений Фокса для LSAT»). Набрал 179 баллов LSAT в феврале 2007 года и имеет диплом юриста, полученный в Гастингском юридическом колледже Калифорнийского университета.
Количество просмотров этой статьи: 277 961.
Подготовка к экзаменам и выполнение домашних заданий — это просто неотъемлемая часть учебы, однако именно с этим у большинства школьников и студентов возникают проблемы. Если у вас не получается усердно учиться, то вы в этом не одиноки! Заведите привычку заниматься в одно и то же время каждый день, разбивайте задания на небольшие задачи и вознаграждайте себя по их завершении. Со временем вы сможете превратить обучение в плодотворную часть дня, а также разорвать порочный круг, состоящий из откладывания дел и чувства вины.
Совет: имейте в виду, что, скорее всего, мотивация будет иногда вас покидать, и это нормально! Важно уметь использовать самодисциплину, чтобы не сбиваться с пути во времена упадка сил.
Попробуйте «метод помидора»: установите таймер на 25 минут. Как только время выйдет, сделайте пятиминутный перерыв. Занимайтесь еще 25 минут, а потом сделайте еще один пятиминутный перерыв. Через каждые четыре 25-минутных блока позволяйте себе отдыхать 15–20 минут.
Как заставить себя учиться если очень лень
Всем известно, что новые знания позитивно влияют на качество жизни, делая нас образованней, начитаннее и интереснее. Несмотря на все преимущества, обеспеченные знаниями, иногда сложно побороть лень, и понять, как заставить себя учиться. Существуют общие рекомендации, позволяющие наконец-то побороть лень и откладывание дела на потом – ознакомьтесь с ними!
Как начать хорошо учиться в школе
Придерживайтесь простых правил:
Как настроиться на учебу в университете
Чтобы начать учиться продуктивно, важен внутренний настрой. Если вы на каникулах, осознайте, что отдых подошел к концу и нужно фокусироваться на трудовой деятельности. Включайтесь в процесс постепенно, начиная выполнять несложные дела уже незадолго до старта учебы.
Если речь идет о летнем отдыхе, то уже в августе надо активно готовиться к университетской жизни – так вам будет легче заставить себя учиться. Начните с генеральной уборки в своей комнате. Во-первых, вы включитесь в какую-нибудь работу, во-вторых, начинать учебный год приятнее с комфортной обстановки.
Перед тем как начать учиться привыкайте к правильному режиму подъемов. Это важный пункт. Нередко многие студенты уже с первого сентября не могут заставить себя учиться, приходя на пары полусонными, очень медленно включаясь в процесс. Озаботьтесь этим вопросом за пару недель до учебы, и не придется резко перестраивать режим – делайте это плавно. Начинайте ежедневно укладываться спать на полчаса раньше, чем за день до этого.
Регулярно «тренируйте мозги» чтением. Это важно и на каникулах и параллельно основной учебы. Читая в выходные или каникулы, придя в университет, вы не «шокируете» организм шквалом новой информации – ее освоение будет для вас привычным. Чтение поможет настроиться на нужный лад. Если вы категорически не любите читать, попробуйте изучать языки – отличная разминка для ума.
Как заставить себя выучить что-то новое для саморазвития
Несколько действенных советов для тех, кто не знает, как заставить себя учиться:
Не принуждайте себя, дайте время на нужный настрой. Задайтесь вопросом: «Что мне дадут новые знания, зачем мне их приобретать, как я смогу использовать их впоследствии?». Подключите рациональное мышление, определите реальную выгоду от новых знаний.
Подумайте о материальной выгоде от саморазвития. Возможно, обретенные навыки помогут вам лучше устроиться в жизни. Ради этого определенно стоит поработать.
Чтобы заставить себя учиться, следует проявить интерес к объекту изучения. Возможно, подача информации не слишком интересна, поэтому новые познания даются трудно. Знания могут быть очень увлекательны при правильной подаче. Найдите интересное видео или книгу по интересуемой теме. Пробудив живой интерес к информации, вы избавитесь от возникшей проблемы.
Распределяйте время правильно. Ваши мысли не должны быть заняты лишь саморазвитием. Будьте реалистами – все нуждаются в паузах. Определите, какое время вы готовы потратить на саморазвитие, работу, отдых. Результат будет ощутимее при правильном распределении времени.
Высыпайтесь. Сложно не только приступить к саморазвитию, но и браться за любое другое дело при недостатке сна. Хроническое недосыпание грозит множеством негативных последствий, проблемами со здоровьем, плохим настроением – не лучший набор для саморазвития.
Как мотивировать себя учиться на рабочем месте
Возникла потребность заставить себя учиться непосредственно на рабочем месте, но дается это сложно?
Как захотеть учиться, если все лень
Чтобы начать учиться, нужно побороть лень и найти нужную мотивацию. Как это сделать?
Советы психологов
Мотивация успешных людей
Приведем примеры некоторых успешных людей. Какие у них две важнейшие привычки?
Спорт
Успешные люди всегда выделяют время для физической активности. Чарльз Диккенс проходил в день около 10 километров – это помогало ему не «перегореть» от интенсивной работы. Перед важной встречей Стив Джобс ходил пешком, настраиваясь на важный разговор, приводя мысли в порядок.
Книги
Независимо от обстоятельств, всегда можно найти доступ к книгам. Один из богатейших людей в мире, Билл Гейтс, считает это важнейшим для себя ресурсом. Вы можете экономно и эффективно улучшить свои познания в любой области. Уинстон Черчилль ежедневно посвящал чтению биографических, философских, исторических или экономических трудов. Миллиардер Дэвид Рубинштейн, в свою очередь, поставил себе цель еженедельно читать не менее шести книг.
Что делать когда лень учиться, но кое-какие задатки здравомыслия, выраженные в осознавании важности учебы, все же имеются (с просторов)
Многие люди сталкиваются с отсутствием мотивации в учебе: лень, бурная студенческая жизнь и отсутствие нормального стимула многих заставило учиться вполовину своих возможностей, а кого-то и бросить учебу насовсем. Почему возникает эта ситуация и как с ней эффективно бороться, мы рассмотрим в этой статье.
Начнем с того, что эта ситуация характерна в основном для нашей страны, так образование в России частично бесплатное, а если и платное, то недорогое (в сравнении с развитыми и даже развивающимися странами), что приводит к большому количеству школьников и студентов, которые учатся «из-под палки», потому что так сказали родители. Представить себе студента, который не хочет учиться из-за лени или вечеринок в Великобритании или США, можно только не зная, сколько там стоит образование или насмотревшись американских фильмов про молодежь и вечеринки. То же касается и, например, Индии, где, выдержав конкурс 50 человек на место, студент продолжает пахать все пять лет обучения – ведь это его шанс на лучшую жизнь.
Для того чтобы заставить себя учиться, да и в других жизненных ситуациях вам понадобиться сила воли. Если она не дана вам от природы, ее можно натренировать.
Прежде чем развивать силу воли, полезно разобраться, что это такое. Многие считают, что сила воли это такая палка, которой человек подгоняет себя, чтобы сделать что-то неприятное. Ну как развить силу воли при такой-то позиции?
Что значит авторитет воли?
Лучше всего это показать на примере:
Представьте, что Вы идёте на экзамен. Ваше тело трясётся, но это не влияет на решение идти сдавать экзамен. А почему? Потому что за этим действием стоит сильная воля. Это воля социума, которая заставляет Вас сдавать экзамены. А почему Вы её слушаетесь? Потому что она для Вас – авторитет. Эту волю проигнорировать нельзя. И Ваше тело, и Ваше “Я” признаёт этот авторитет, и потому Вы, не колеблясь, идёте сдавать экзамен. Неплохо было бы узнать, как развить силу воли до такой степени.
Что же происходит с Вашей волей?
А как же выглядит развитая сила воли?
Вот пришли Вы домой после тяжёлого дня и легли на диван перед телевизором. Всё, Вам всё лень. Но на самом деле лень не Вам, а телу. А Вы просто ещё не научились разделять низшие и высшие потребности. В то же время Вы понимаете, что нужно было бы сделать несколько плановых физических упражнений для достижения своей Цели. Если авторитет Вашего “Я” высок, то никакая усталость не станет препятствием. Вы её просто проигнорируете. Если чисто физически Ваши мышцы будут способны сокращаться, то упражнения будут сделаны.
Это всё к тому, что сила воли и “заставить себя сделать” абсолютно не одно и то же. Применяя развитую силу воли, сопротивления не возникает, и Вы делаете задуманное как что-то само собой разумеющееся.
Как же приступить к развитию силы воли?
Научитесь замечать дела, невыполнение которых медленно высасывает энергию, а выполнение наоборот – поднимает энергетику. Почувствуйте азарт перед ними – станьте хищником, охотящимся за энергией. Это такие дела, которые выполнять лень. Пример: сразу помыть за собой посуду, застелить постель, заняться отжиманиями. При этом не играйте по правилам лени, не прислушивайтесь к отмазкам и оправданиям. Игнорируйте их. Просто помните, что если Вы такое дело выполните, то получите удовольствие более высокого порядка. И, по сравнению с ним, мнимые приятности от лени просто ничто.
Чтобы прочувствовать, что такое сила воли, можно сделать следующий эксперимент. Определите Вашу слабость. Лучше брать не самую сильную. Это может быть некоторая зависимость от сладостей, телевизора, посиделками допоздна, бессмысленного сёрфинга в интернете, соц.сетей или компьютерных игрушек. А теперь возьмите и твёрдо откажитесь от этого на месяц. Клятвенно пообещайте себе, что ровно через месяц возобновите эту привычку в полном объёме. Если, конечно, она Вам не разонравиться. Дальше самое интересное. Выставляете напоказ символ этой привычки и тренируете силу воли. Разделяйте позицию тела и Вашего Я. И всё получится.
Около года назад я отказал себе в сладком в любом его проявлении. Я запретил себе употреблять конфеты, шоколадки, торты, мучное (даже батон!), сладкие напитки, сладкий чай и кофе и т.д. Потом купил в магазине свою любимую шоколадку и положил на самое видное место. Первый день было очень легко. Энтузиазм, возникший с утра, с лихвой покрыл тягу к сладкому. Даже сочная упаковка шоколадки как то не привлекала. На следующий день было намного сложней. Казалось, да ну его, этот эксперимент. Как развить силу воли в таких условиях? И ещё эта шоколадка перед носом.
Раз или два чуть не сдался. Но вовремя осознал, что дал себе слово продержаться до конца любой ценой. Любой ценой! Ещё через пару дней было что-то вроде ломки. Меня немного трясло. Вот не ожидал, что из-за неупотребления сахара будет так плохо. Наверное, мой организм привык извлекать глюкозу в первую очередь из легкодоступных источников – из сахарозы. Ещё через неделю я держался непонятно на чём. Наверное, на инерции своего мышления. Или на упрямстве. Было действительно трудно, но я очень многое стал понимать.
Ко мне вернулась моя осознанность, ощущение чистоты и правильности. Самооценка не только росла, но и укреплялась. На уровне тела мне было плохо, но то, непередаваемое ощущение себя, полностью компенсировало эти неприятные ощущения. К концу последней недели я не обращал вообще никакого внимания на прихоти своего тела, был крайне осознан и, что самое интересное, несмотря на жгучее желание вначале, больше не хотел пробовать ничего сладкого. И шоколадку на 32 день я съел как кусок батона. Да приятно, но не более.
Если берётесь за свою силу воли серьёзно, то советую также в дополнение использовать приёмы самопрограммирования. Как это делается: каждый раз, когда ложитесь спать, представляйте от 3-го лица образ себя с развитой силой воли. Смотрите расслабленно, с вдохновением и радостью, как он двигается, как говорит, как решает проблемы и как достигает поставленных задач. Важно понимать, что это не Вы. Это какой-то человек, безумно похожий на Вас, но обладающий запредельной силой воли. Такая позиция не вызовет сопротивления Вашего сознания и Вы получите нужный эффект.
В таком серьёзном деле, как развитие своей силы воли, нужно соблюдать три вещи:
Начинайте с простого. Это крайне важный пункт. Слона можно съесть, только разрезав его на маленькие кусочки.
Выполнять задания каждый день. Один раз пропустили – и всё. Все предыдущие усилия были напрасными.
Вера в долгосрочный результат
Не следует ждать, что если Вы сейчас сделаете упражнение, то сразу же получите тренированную силу воли. Это не так. Придётся немного попотеть, прежде чем появятся первые результаты. Но это того тысячу раз стоит. Так что, спокойно тренируйтесь, понимая, что когда-нибудь Ваши усилия окупятся. Не может же такое количество энергии просто бесследно исчезнуть!
1. Понаблюдайте за разницей между потребностями своего тела и Вашего “Я”.
2. Попробуйте навязать неприятное действие своему телу: целый день делайте только те дела, которые делать совсем не хочется.
3. Тренируйте силу воли через выполнение “тянущих” дел.
4. Откажите себе в чём-то на месяц.
5. Каждый раз перед сном прокручивайте образ себя с тренированной силой воли.
Как заставить себя учиться
Приёмов глубокого обучения множество, точно так же, как и различных программ для педагогов, но вопрос качественного и полного обучения всегда сводится к вопросу самого учащего о том, как заставить себя учиться, если все лень или материал кажется ненужным, или пришла весна вместе с влюблённостью. Ситуаций, сбивающих с необходимости учиться, всегда множество. У детей этот процесс контролировался со стороны взрослыми, родителями или воспитателями, но чем взрослее становится учащийся, тем большая ответственность за усвоение знаний ложится именно на него.
Начинать всегда стоит с эмоционального состояния учащего, ведь не всегда отсутствие мотивации и тяги к знаниям можно стимулировать извне, иногда это крайне нежелательно. Так, если человек находится в ситуации проживания острого горя, адаптации к новым условиям, стал жертвой коллективной травли, то подстегивания со стороны учебы могут вызвать перенапряжение в нервной системе, заканчивающееся общим расстройством. В этих ситуациях необходимо дать себе время, не требуя прилагать усилия, в университете можно оформить академотпуск, а школьные занятия посещать по мере возможности.
Безусловно, первоначально неплохо бы разобраться в том ли месте учится человек и нужно ли ему обучение конкретно этим предметам, а только потом искать дополнительную мотивацию и искать причины в окружающем пространстве.
Советы психолога
Психологи рекомендуют начать с преодоления внутреннего сопротивления. Чем больше человек проводит времени, не обучаясь, тем серьезнее будет сопротивление началу занятий (вспомните нежелание учиться, возвращаясь с каникул, в то время как уже к ноябрю все становилось значительно легче). Так, чтобы заставить себя учиться в школе и не лениться необходимо еще с утра настраиваться на занятия. Брать с собой несколько гаджетов с установленными игрушками или находиться постоянно онлайн – вещи, способствующие исключительно проблемам с уроками.
Глобальная цель в итоге должна разделиться на мелкие ежедневные, но не стоит забывать и про подпитку. Выполнение своих удовольствий начинайте сразу после выполнения ответственной части плана – так формируется привычка к постоянной учебной нагрузке. Важное правило успешности и высокой продуктивности заключается в хорошем самочувствии, так что нельзя начинать учебу в плохом физическом состоянии, с ощущением голода или усталости. Первоначально необходимо привести в порядок свое физическое самоощущение – при голоде, болях и недомоганиях лучше отложить занятия.
Чтобы учеба вызывала больше позитивных моментов необходимо уделять время внутренней настройке – можно слушать приятную музыку перед занятиями или приобрести вдохновляющие принадлежности.
Необходимо найти причину, заставляющую откладывать или даже пропускать занятия. Если это соблазны внешнего мира, то есть необходимость в правильной организации места учебы, если это лень и отсутствие мотивации, то придется поработать со своими внутренними состояниями, найти достойные цели и поощрительные бонусы.
Правильная постановка цели
Заставить себя учиться в университете придется самостоятельно, более того никто другой не будет следить за вашими стараниями или уровнем мотивации. Если вы построили неправильную концепцию, то в конце семестра просто будете отчислены, именно в такой ситуации поднимается вопрос о постановке цели. Поступая в учебное учреждение, впервые же месяцы вы должны составить себе план, куда вас должно привести это обучение.
Постановка цели актуальна не только для успешного окончания университета, но при любой обучающей программе. Главная ошибка с самостоятельным обучением заключается в постановке цели – начать учиться. Это ложный путь, поскольку цель всегда должна захватывать несколько ступеней для развития вперед. Так, можно сформулировать это, как необходимость учиться хорошо или подтянуть успеваемость по конкретным предметам, возможно увеличение количества дополнительных курсов.
Чтобы правильно выбрать и сформулировать цель, задавайтесь вопросом «Для чего?», и в итоге из одного названия уже можно будет сложить примерный план действий. Например, когда просто нужно закончить университет, то непонятно зачем, нет указаний, когда и как именно. Если есть необходимость окончить медицинский университет в ближайшие шесть лет, чтобы в дальнейшем остаться на научной кафедре и изобрести лекарство от судорожного синдрома грудничков, то меняется вся картина. Человек понимает в этой ситуации, что не только посещение пар и выполнение заданий института ему необходимо, но что добраться к своей цели он может через дополнительные мастер-классы и конференции, а главное – учеба тут является средством и промежуточным звеном, чтобы идти дальше. А когда значимость и тяжесть деятельности снижена уже в сознании, то и выполняется она довольно легко, практически играючи.
Нахождение мотивации
Если человек на глубинном уровне осознает цель своего обучения, то это уже является мотивирующим фактором, но в некоторых случаях недостаточным. Хорошо помогает вовлекать в это других людей рассказами о том, что собираетесь окончить курсы к определенному числу или о своем желании совместного с кем-то посещения занятий. Кого-то будет мотивировать стремление сдержать слово, в то время как для другого пригодятся постоянные звонки и напоминания от товарищей о том, что сегодня пора учиться.
Тем, кому не помогают вдохновляющие идеи, придется столкнуться с мотивацией негативной – это когда возникает угроза отчисления, вызова родителей, взыскания штрафов (особенно в частных учебных учреждениях). Негативная мотивация – самая сильная, но возможно ли каждый раз доводить процесс до критической точки, каждый должен решить самостоятельно.
Обустройство рабочего места
Важным моментом является соответствие учебного места задачам курса. Много где говорится о необходимости светлого, уединенного помещения, отдаленного и закрытого от всевозможных вмешательств, но если занятия касаются живописи, то оптимальным местом будет парк, а если это игра на гитаре, то подходящее место вряд ли будет тихим. Безусловно, беспокоить не должны и там, где происходит познание нового должно присутствовать все необходимое, но не обязательно это келья монаха.
Необходимость интернета на рабочем месте спорна, ведь благодаря этому доступно и большое количество необходимой информации и отвлекающие сайты (соцсети, игры, онлайн-магазины). Приступая к изменению подхода обучения и при отсутствии силы воли, оптимально установить браузер, блокирующий отвлекающие сайты – это также организация рабочего места.
Обеспечьте себе не только наличие необходимых материалов, но также создание соответствующей атмосферы. Например, эфирные масла цитрусовых повышают настроение и концентрацию внимания.
Лишний раз напомним, что мебель должна соответствовать принципам ортопедии, поскольку неудобная поза, пережатие основных артерий, неудобный угол для сустава в итоге приводят к быстрой утомляемости. При постоянном напряжении данных частей тела будет возникать не только потеря работоспособности, но и развитие заболеваний.
Управление временем
В том, чтобы учеба не надоедала, не казалась чем-то всепоглощающим и ужасным, а также, чтобы спланировать всю жизнь необходимо регулировать время, отводимое для занятий. Если не заниматься подобными вопросами, то в итоге может оказаться, что за учебой был потрачен весь день, с периодическими отвлечениями на всякие мелкие детали (поговорить по телефону, приготовить еду, найти сестре ее юбку и прочее).
Распишите себе график, содержащий определенные часы каждый день, которые посвящены исключительно учебе. В это время выключаются все мессенджеры, телефон ставится не в режим вибрации, а выключаются все сигналы. Все, чем занимается человек в это время должно быть посвящено исключительно учебе. Кроме этого будет полезно выделять в графике небольшой промежуток времени, необходимый для внеплановых или дополнительных занятий. Если человек попытается сделать за отведенное время больше, то качество существенно пострадает, пусть лучше в большинстве дней будет свободное окно, но при случае его можно будет занять учебой.
График стоит планировать с учетом чередования видов активности и предметов или курсов. Не стоит ставить подряд занятия по физике и математике, а на вечер литературу и три творческих кружка. Вариант для примера может выглядеть примерно так: решили задачи, позанимались спортом, прогулялись, прочли новую главу из художественной книги, устроили перерыв на обед, составили презентацию.
Составление схем, использование приемов нестандартного запоминания существенно сэкономят время, потраченное на учебу. Кроме изучения этих вспомогательных техник, можно воспользоваться приемами тайм-менеджмента, где рассказывают о способах делегирования заданий и возможности использовать каждую минуту. В итоге, владея всеми этими технологиями, выучить значительную часть необходимого материла или подготовить презентацию можно в метро, по пути домой.
Развитие силы воли
Сила воли – основной помощник при достижении любых целей, в том числе и обучения. Но использовать ее следует грамотно, не пытаясь тащить все, исключительно заставляя себя. Поддерживать должный уровень волевых процессов позволяют периодические перерывы, выходные и отдых, восполняющие психические ресурсы.
Можно начать с поддержания аккуратности в помещении и в одежде. Пробуйте регулировать свой стиль взаимодействия – не грубить, а выслушать, не найти отговорки, а сделать. Составляйте себе режим – это момент, задействующий и развитие силы воли, и экономию времени для учебы.
В учебе главным является постоянство прилагаемых усилий, а развивать свою способность к поддержанию постоянства можно начинать с ежедневного дисциплинированного пробуждения или выполнения упражнений. Подойдут штрафы за несоблюдение временных рамок. Посещение музея раз в месяц или прогула в парке раз в неделю также приведут к развитию волевых качеств, при условии, что они будут выполняться при любой погоде и любом настроении.
Сложности будут возникать на каждом этапе изменений и дополнения новых действий в график, но самым тяжелым является первый этап, когда человек начинает регулировать свой независящих от потребностей стиль жизни.
Сопротивление может обретать самые разнообразные формы, вполне вероятны простудные заболевания. Наиболее важным моментом при усугублении ситуации является упорное продолжение действий, тогда в течение трех недель вырабатывается новая привычка и становится легче. Смысл примерно такой: даже если дорогу в институт завалило снегом, то почитайте имеющиеся статьи по специальности, а если вы заболели, когда нужно бегать, то хотя бы выйдете и пройдите привычную дистанцию.
Поощрение себя за успехи
Вознаграждение за учебу является отличной дополнительной мотивацией. Тут стоит выбирать вещи или действия, приносящие удовольствие. Если это что-то сладкое, то пусть это будет не конфета из пакета, лежащего на кухне – выделяйте время для целенаправленного путешествия по ближайшим мини-маркетам в поисках того, что хочется сейчас. Новые вещи, красивые украшения, платный аккаунт в игре – все это вполне может становиться поощрением за успехи в учебной деятельности.
Разнообразие удовольствий многолико, для которых нет необходимости материальных вложений. Это может быть прогулка, ведь человек ее правда заслужил, и у него нет необходимости сидеть за учебниками. Встречи с друзьями, разговор о последних событиях, поездки в интересные места – все это подпитывает душу и интерес. Еще можно уделять время заботе о себе – сделать красивый макияж, принять ванну, позаниматься на турнике.
В любом случае вознаграждения должны быть адекватны достижению. То есть если вы и раньше каждый день читали по параграфу, то максимум, что за это положено – кружка вкусного чая, ведь это не является достижением, а нормой. Вовремя выполненные текущие задания достойны незначительного поощрения, успешное окончание года или сессии можно отметить крупной покупкой или совместным с группой посещением клуба. Дипломирование на месячных курсах – достойный повод для того, чтобы себя похвалить, но размер этой похвалы не должен превышать достижение за окончание высшего учебного заведения.
Для тех, кому актуально настроить хотя бы посещение занятий можно устраивать всякие приятности каждый день, но когда это станет привычным, необходимо прекращать баловать себя за будничные выполнения. Это не означает остановку, просто теперь становится новая цель, возможно более сложная и требующая больше времени, но большего поощрения.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»