Как заставить сына учиться в институте
Сын учится в престижном вузе, а денег на оплату учебы не хватает
Мы пенсионеры, причем муж еще и инвалид 2 группы. У нас три сына. Младший еще студент шестого курса медицинского университета. Факультет новомодный, полностью коммерческий. Платим по 100 тысяч рублей в семестр.
Живет наш студент на квартире, так как в общежитии невозможно учиться. Пока работали, еще как-то концы с концами сводили. А теперь как? Ребенок учится хорошо, ему очень нравится, он сейчас уже неплохо разбирается в медицине. Но как доучить его? Я с этими мыслями ложусь спать и встаю. И сна-то особенно нет. Такое ощущение, что схожу с ума.
Еще шестой курс, потом седьмой, потом два года ординатуры, где они будут работать и платить за это больше, чем за учебу. Поэтому мы вряд ли пройдем ординатуру и, значит, наш мальчик не будет врачом, хотя он, по сути, уже готовый врач (это не мое мнение).
Видимо, нашей стране не нужны врачи, как, впрочем, и другие специалисты. Из группы, где учится сын, только один парень имеет состоятельных родителей и способен оплатить ординатуру. А что делать остальным? Пойдут работать грузчиками.
Кстати, у меня пенсия девять тысяч рублей, потому что государство меня в очередной раз кинуло. Работала в райкоме комсомола. Кто прошел комсомол, тот знает, как мы вкалывали. Когда всё развалилось, документы в архив не сдали, и при назначении пенсии мне не засчитали зарплату за два года. Предлагала взять зарплату из партбилета или профсоюзного билета: всё имеется в полном порядке. Но мне заявили: не положено! Теперь мы оказались за бортом жизни.
Может, кто-нибудь скажет, как нам жить, как доучить сына и как не свихнуться от этих дум и переживаний? Извините. Вывалила на вас свои проблемы, а мне как-то легче стало.
Татьяна, я искренне сопереживаю вам в непростой ситуации. У меня не так много жизненного опыта, чтобы раздавать вам советы, но я всё-таки попробую.
Вспомните, сколько лет было вам и вашему мужу, когда вы пошли работать. Мои родители работали с 18 лет, и при этом оба получили высшее образование. Скорее всего, вы тоже не ждали окончания вуза и где-то подрабатывали. Хотя возможностей раньше было не так много: не было интернета, удаленной работы, платили копейки, а труд был тяжелый.
Сейчас всё проще. Для молодых людей есть много вариантов, где заработать. Некоторые еще во время учебы в институте обеспечивают себя и даже родителей.
У студентов много возможностей для подработки
Сейчас работают даже многие школьники. Мой племянник еще учится в школе. Пару лет назад он окончил музыкальную школу и с девятого класса играет на корпоративах и свадьбах на саксофоне. При этом он золотой медалист, победитель олимпиад и получает губернаторскую стипендию. В этом году он поступает в университет на факультет прикладной информатики. Он может не работать до пятого курса, но два года назад сам поднял тему программирования и сейчас делает несложные сайты. Он учится в гимназии на физмате, каждый день ходит в спортзал, посещает репетиторов и встречается с друзьями. И на всё это хватает времени с учетом подработки.
Вот что вам стоит сделать сейчас.
Предложить сыну найти подработку. Даже если грузчиком — в этом нет ничего страшного. Хотя есть и другие варианты: он мог бы работать санитаром в больнице или администратором в медицинском центре, писать статьи для медицинских порталов и даже расклеивать объявления. Может быть, он занимается спортом и может работать фитнес-тренером. Или пусть попробует свои силы в колцентре Тинькофф-банка.
Если он найдет хотя бы небольшую подработку по сменам или на несколько часов, вам будет легче морально и в финансовом плане.
Обратитесь за помощью к старшим детям. Вы сделали главное дело в своей жизни — вырастили троих сыновей, двое из которых уже взрослые и самостоятельные мужчины. И они тоже могли бы сейчас помочь вам доучить младшего брата. Если у вашего сына престижный вуз, то наверняка потом будет хорошая зарплата и он всё вернет. Соберите семейный совет и вместе придумайте, как быть.
Поменяйте факультет. Престиж ничего не решает. Здорово, когда сын может после института устроиться на работу в элитную клинику с зарплатой в 200 тысяч рублей. Но не ценой здоровья своих родителей. Можно быть хорошим детским врачом и зарабатывать частной практикой. Или освоить дополнительную специальность, новую методику и стать уникальным специалистом даже с обычным дипломом. Узнайте в институте по поводу смены факультета на более дешевый. И если других вариантов нет, переведите сына туда, чтобы он получил диплом.
Успокойтесь. Нервничать и не спать по ночам вредно для здоровья. А вам нужно себя беречь, чтобы заботиться о супруге — вот кто действительно нуждается в вашей помощи. Если представить, что ваш сын не закончит престижный факультет и не станет врачом, это не конец света и точно не стоит таких переживаний и жертв. У здорового мужчины всегда есть перспективы. Ваш сын доучился до шестого курса медицинского вуза, а значит, он не глупый и не лентяй.
Ваш сын — взрослый мужчина. Если он захочет, то найдет возможность заработать и доучиться
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Сын бросил институт. Что делать родителям и самому студенту?
Что делать, если не сдана сессия. Бывший студент: работа или армия?
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
Эта тема все чаще возникает в конференциях на 7е: студенту нравится учиться, но не получается сдать экзамены, или же институт разочаровал, и родители не знают, чем помочь подросшему ребенку. Понятно, что сколько людей — столько и ситуаций с учебой в вузе. Еще один типичный случай из серии «сын бросил институт» разбирает психолог Екатерина Мурашова.
— Пожалуйста, вы ведь меня примете? У меня ребенок уже большой, а у вас детская поликлиника, я понимаю, но мне очень надо, пожалуйста. Мы у вас были когда-то, много лет назад, два раза, но вы не помните, конечно. Пожалуйста.
От заискивающих ноток в голосе женщины (она стояла в коридоре и не переступала порог) мне стало неловко. Я молча и приглашающе махнула рукой и через предбанник ушла в кабинет. Она последовала за мной.
«Наверняка какая-то очень серьезная проблема», — подумала я. Может быть, что-то такое, о чем тяжело и стыдно рассказывать. Выбрала психолога, которого уже видела когда-то, так субъективно легче. Лишь бы не наркотики — с этим я работать совсем не умею, придется сразу отправить восвояси.
Женщина между тем уселась в кресле и как-то очень сноровисто вынула из сумочки и положила на колени пачку одноразовых носовых платков. «Либо плаксива по природе и давно знает об этом, либо я не первый психолог, к которому она обращается». Подумав так, я решила подождать, пока она сама заговорит.
— Вы знаете, у меня такая огромная проблема — мой сын бросил институт, — сказала женщина.
— Ага, — сказала я. Особой (а уж тем более огромной) проблемы я в этом пока не видела. Ну бросил и бросил, бывает. Может, он ему просто не понравился. Или не справился с программой. Неприятно, конечно, но не конец света. Женщина молчала.
— Речь идет о дальнейшей профориентации? — поинтересовалась я. — Парень сидит в коридоре?
— Институт был по выбору вашего сына?
— Нет, так нельзя сказать. Он просто согласился. Его к концу школы в общем-то ничего, кроме компьютера, не интересовало.
— Ну, расскажите подробнее.
Три поколения технарей в семье
Вся история в ее изложении (женщину звали Марией, сына — Алексеем) выглядела вполне тривиально. Все в семье до третьего колена вглубь — с высшим техническим образованием. Дедушка до сих пор преподает в Электротехническом институте. Естественно, предполагалось, что Алексей после школы тоже пойдет учиться «чему-нибудь такому».
Тем паче что мальчик страстно увлекся компьютером сразу после его появления в доме, в школе преуспевал на уроках информатики и одно время даже писал какие-то несложные программки.
Однако к концу школы всякая увлеченность программированием пропала, в компьютере остались только игры и бесцельное зависание в соцсетях, а на энергичные подначки родных: ну, вот уже близится время «ч», ЛИАПП, или Политех, или вообще что? — следовало вялое: не зна-а-аю.
Семья взяла инициативу на себя. Репетитор по физике (математика и так шла неплохо), подготовительные курсы в институте — все энергичненько, под контролем, бегом-бегом. Нельзя сказать, что Алексей как-то сопротивлялся происходящему. Наоборот, казалось, что он даже выдохнул с облегчением: решать ничего не надо, все решилось как бы само, вот и славно, трам-пам-пам.
Когда стал студентом, явно радовался и гордился вновь приобретенным статусом. В институт шел явно «на подъеме», охотно рассказывал о новых знакомых, о предметах, о преподавателях. Все это закончилось где-то через полгода: учиться трудно и неинтересно, да там никто и не учится, зачем это вообще все.
Первую сессию сдал с одним «хвостом». Семья выступила единым фронтом — не бывает, чтобы все было интересно и на тарелочке, надо преодолеть себя, дальше втянешься, будет лучше и легче. К их удивлению, Алексей почти сразу перестал бунтовать, досдал «хвост» и вроде бы смирился. Больше года жили мирно и спокойно.
Только к концу второго курса стала ясна неприглядная правда: парень уже полгода не посещает занятия, досдать накопившиеся задолженности нет никакой возможности. Единственный выход — забрать документы. «Я там по некоторым предметам с самого начала ничего не понял», — сообщил Алексей.
— Ладно, ты не справился с программой, не смог учиться на этом действительно сложном факультете. Но почему ты молчал?! — возопили родные. — Можно же было давно перевестись куда-то попроще.
— Вот-вот, я так и подумал: какой вообще смысл вам говорить? — странно парировал Алексей.
Как я скажу на работе?
— У меня два вопроса, — сказала я. — Что, собственно, он делает сейчас? И второй: все это время (минимум полгода) он симулировал посещение института. Куда он ходил?
— Сейчас он не делает ничего, то есть сидит и играет в компьютер. Дедушка пытается найти возможность перевода в другой институт.
— Алексей опять согласен?
— Он говорит, что лучше пошел бы в армию, но вы же понимаете, что нормальная мать.
— Алексей слаб физически, плохо сходится с людьми?
— Что вы! Он почти два метра ростом, ходил качаться, и у него всегда была масса приятелей и приятельниц!
— Что он делал вместо института?
— Мы толком не знаем. Он говорил что-то про прогулки по крышам, по канализации и еще какая-то аналогичная дурость.
— С чем вы приходили ко мне в прошлый раз, много лет назад?
Мария аккуратно достала первый платочек:
— Можно я скажу вам, с чем я пришла сейчас?
— Ну разумеется! — слегка удивилась я.
— Мой единственный сын потерялся в этой жизни. Ему плохо, и я это вижу. Но я практически не испытываю к нему никакого сочувствия. Я злюсь, что он поставил меня, всех родных в такое неловкое положение. Единственное, о чем я все время думаю и что я чувствую вот уже два месяца, — стыд и социальная неловкость.
Как я скажу на работе, что моего сына выгнали из института? Скоро у нас встреча класса (я один из организаторов), там все будут рассказывать о своих детях, их успехах, а что скажу я? Как дедушке, при его безупречной репутации, неудобно просить за такого балбеса? Как он вообще всех нас подвел.
Признаюсь, я не хотела к вам идти, у меня от прошлых визитов остались неприятные воспоминания. Я ходила к другим психологам. Один из них посоветовал мне оставить сына в покое, заняться собой и предоставить ему самому решать свои проблемы. Другой сказал, что Алеша еще незрелый, сейчас это среди молодежи распространено, и мы всё делаем правильно, и он нам потом еще спасибо скажет.
Но я. я вдруг словила вот все эти свои чувства и поняла, что я хожу к ним не за помощью Алеше, а только за тем, чтобы они меня, меня саму успокоили и сказали, что ничего такого социально страшного, если у тебя сына из института выгнали. И тут я поняла, что я отвратительная мать.
А он хотел быть спасателем
— Мария, я вас недооценила, — честно сказала я.
— Мы были у вас, когда Алеша в четырнадцать лет начал лазать по каким-то заброшенным зданиям. Там была взрослая компания, и это реально было очень, очень опасно. Мне тогда показалось, что вы вообще меня не поняли. Алеше вы рассказывали об инициациях и о том, как во дворе вашего детства все ходили по какой-то доске между зданиями на высоте пяти этажей.
А мне сказали, что ребенок в семье не может быть социальным функционалом — он в любом случае будет пытаться вырваться за границы, не сейчас, так позже. Предложили мне не запрещать, а как-то «присоединиться» к нему, прогуляться по его дороге, дать ему взрослую обратную связь о том, что он там ищет.
Мне тогда это показалось каким-то бредом. Что значит присоединиться к нему? Лезть вместе с ним на заброшенные стройки? Согласиться с тем, что ходить по балкам на высоте десять метров — это здорово и правильно? Моя старшая подруга посоветовала мне купить ему мощный компьютер. Я так и сделала. Стройки ушли в течение двух месяцев.
— А второй раз? Вы сказали, что были у меня два раза.
— Второй раз — это сам Алексей, когда мы к нему в десятом классе приставали с выбором института. О чем вы с ним говорили, я не знаю. Я потом зашла на пять минут, и вы мне сказали: отлично ориентированный парень, в училище МВД очень трудно поступить без блата, училище МЧС выглядит перспективней и гуманитарней, но в любом случае надо пытаться, и ему понадобится ваша помощь. Мы потом дома всей семьей долго смеялись.
— Он вообще никогда не говорил вам, что хочет быть МЧС-ником?
— Говорил, кажется, еще в школе. Но мы не относились к этому серьезно: разве это профессия? К тому же он ведь не предпринимал никаких практических шагов в этом направлении.
— Да? А инициация во взрослой группе полубродяг в четырнадцать? А занятия в спортзале? А диггеры и руферы, когда бросил институт? Это в нем было всегда, и он со старшей школы искал путь, чтобы вывести все это в социально приемлемую плоскость. Найдет ли теперь — бог весть.
— Я могу ему помочь? — Мария скомкала в кулаке второй использованный платок, смотрела решительно.
— Ну разумеется, можете! — я пожала плечами. — Кто же, если не вы?
— Ну, для начала остановите семейную кампанию по запихиванию Леши обратно в институт и просто расскажите ему всё то, что только что рассказали мне.
— Типа объяснения того, что происходило и происходит с вами. В ответ вы, скорее всего, тоже услышите что-нибудь честное. От честной, даже однократной коммуникации всегда можно оттолкнуться.
Мария пришла через два дня.
— Он сказал, что пока хочет в армию, где все по распорядку. Это ведь от трусости, чтобы не решать? Тоже социальный функционал?
— Так что же, я должна его отпустить?
— Да, конечно. Я легко могу к этому присоединиться. Я же только что для своего спокойствия хотела запихнуть его хоть в какой-нибудь институт.
— Он сказал, что ему в седьмом классе снилось, как он, уже взрослый, спасает людей то ли на пожаре, то ли при землетрясении. По его словам, мы ему тогда (когда он нам рассказал свой сон) заявили с апломбом: «Ты сначала двойку по математике исправь, спасатель. Твое дело сейчас — учиться». А присоединиться — это было дать ему «Над пропастью во ржи», да?
— Не знаю, я сама почему-то не люблю эту книжку.
— А мне нравится, но я ее уже взрослой прочла.
Для любителей хороших концов: высокий и хорошо подготовленный физически Алексей благополучно отслужил в ВДВ и по направлению из армии поступил в училище МЧС. Мария встретила меня на улице и рассказала об этом.
Но хорошие концы в таких случаях бывают далеко не всегда; увы, я неоднократно видела и иное. Чем дольше ребенок, подросток, молодой человек остается «в поле» тех, кто решает за него, тем сложнее ему потом выбраться из-под всего этого и обнаружить, а потом и отстоять себя.
Что делать, если ребенок хочет работать: советы родителям
Чем старше становится ребенок, тем больше у него потребностей, отличающихся от желаний родителей. Родители привыкают к тому, что ребенок просит игрушек и развлечений и умеют это решать — договариваться, отказывать или ставить свои условия.
И вдруг ребенок приходит и говорит, что хочет зарабатывать сам. Как детский психолог, эксперт образовательного центра и отец (!), я решил разобраться, можно ли ребенку разрешить работать, когда и как это организовать и к чему нужно быть готовым.
Почему ребенок хочет работать
Хочет быть самостоятельным. Работа — это привилегия взрослых, признак независимости. И чем старше становится ребенок, тем больше ему хочется быть самостоятельным и независимым от родителей. Работа приносит не только деньги — она дает свободу и возможность решать сложные задачи, а также повышает самооценку.
Нужны деньги. Ребенок еще с самого детства понимает правило «деньги есть у того, кто работает». Даже малыши могут захотеть работать, чтобы получить сладость или игрушку, но они к этому еще не готовы. А вот дети постарше готовы и скорее всего у них есть конкретная цель — например, получить к лету велосипед.
Хочет быть «крутым» и «своим». В 90-е мальчишки летом мыли машины около колонок с водой. Это занятие было привлекательным — деньги были быстрыми, а работа тяжелой, но веселой. Почти каждый хотел мыть машины, но некоторых не пускали мамы, а некоторым отказывали свои же. То есть хотели все, но оставались только немногие — кто оставался, тот был «крут» и получал много бонусов.
Нечего делать. Если все книжки прочитаны, компьютерные игры надоели, а впереди долгое лето, то работа становится неплохим вариантом. Но в этом случае ребенок также может быстро «перегореть», поэтому проще всего не устраивать его официально, а найти подработку среди знакомых.
Так это же хорошо, что ребенок хочет работать. Чего переживать?
Будет уставать. Если ребенок никогда не работал, он может устать уже за первую неделю или даже за один день. Работа — это не только физическая нагрузка, но и ответственность. Например, гулять с собаками в хорошую погоду физически не сложно, но нужно следить, чтобы они не убежали, не подрались с другими псами, нужно убирать за ними на улице, а после прогулки мыть им лапы. Усталость — это нормальное состояние, к которому ребенок привыкнет и станет более выносливым, но на первых порах это может отпугнуть от работы и его самого, и родителей.
Бросит учебу. Работа может сильно очаровать ребенка, особенно когда он привыкнет к нагрузкам и несколько раз получит оплату. Если ребенок приходит и говорит, что у него получается зарабатывать, будучи курьером, и школа ему не нужна, то не нужно пугаться. Это нормальная реакция на первые успехи — «хочу и буду делать дальше также». Ребенок не успевает подумать о том, что уже через год он не захочет быть простым курьером, захочет расти и развиваться, а компетенций для этого не будет, если он бросит учебу.
С другой стороны, работодатель сам может отправить его на курсы, но не во всех профессиях это станет заменой хорошему образованию. Разговаривайте с ребенком, продумывайте вместе с ним его карьерную стратегию — как правило, для больших амбиций нужно хорошее образование или очень большой специализированный опыт.
Как помочь ребенку найти работу
Устроить его официально. Это можно делать с 12 лет. До 16 лет договор с ребенком подписывается с согласия родителя, дальше ребенок отвечает за себя сам. Самый простой вариант — обратиться в службу занятости. У них должен быть отдельный список вакансий для ребят до 16 лет. Важно помнить, что до 14 лет ребенок может по договору только сниматься в кино, играть в театре, выступать в цирке, создавать и экспонировать произведения и участвовать в спортивных соревнованиях. После 14 лет ребенок может работать только в легких условиях труда и не больше, чем 24 часа в неделю. С 16 лет можно работать 35 часов в неделю. Эти особенности прописаны в статье 63 и главе 42 ТК РФ.
Можно искать варианты трудоустройства самим, но нужно обращать внимание на работодателей. Важно встретиться с ними лично, обсудить условия труда и подписать договор.
Найти подработку у соседей и знакомых. Это более простой вариант, но здесь меньше разных видов работ. Чаще всего соседям нужно, чтобы кто-то ходил вместо них за покупками, сидел с детьми, гулял с собаками, помогал по дому. Хотя можно поискать и более спокойные варианты — печатать текст, обрабатывать фотографии. Лучше даже со знакомыми подписывать какое-то подобие договора — это дисциплинирует с обеих сторон и хотя бы чуть-чуть защищает ребенка.
Давать задания за деньги. Но важно, чтобы это была не работа по дому. Домашние задачи распределяются между всеми членами семьи и делаются из любви к друг другу и дому, а не за деньги. А вот какие-то дополнительные задания вполне подходят — возить документы к вам на работу, пока вы болеете, забронировать столик в ресторане для делового обеда, напечатать договор или составить вам график встреч на неделю.
Летний трудовой отряд. Почти в каждом городе подростков летом собирают в группы и дают им несложные задания: убирать территорию, красить стены домов, подметать дворы. Кроме этого для них организуют развлекательную и воспитательную программу, а также дети могут найти новых друзей. Но чаще всего такие отряды работают только летом.
Что нужно учесть при устройстве на работу
Проверить условия труда. Это нужно сделать обязательно — ребенок сам может не осознавать, что они не комфортные или опасные, ему не с чем сравнивать. Если он будет раздавать листовки на улице, прогуляйтесь по ней в оживленные часы. Если работать в офисе или официантом в кафе, также изучите место. Поговорите с работодателем и задайте все вопросы, какие только приходят в голову — если он отказывается отвечать, спокойно объясните ребенку, что от такой работы нужно отказываться.
Если отказываются показывать договор и говорят, что обсуждать его будут только с ребенком, берите ребенка за руку и уходите. Если у вас есть вопросы по договору, лучше показать его знакомым юристам.
Договориться с ребенком о сохранности денег. Но делать это можно только, когда ребенок получит зарплату несколько раз. Он должен получить удовольствие от работы и зарплаты, пусть делает с деньгами все, что хочет в рамках закона. А вот дальше стоит поговорить с ребенком — если он хочет копить деньги, то стоит положить их на сберегательный счет. Пусть он контролирует его сам, важно, что вам эти деньги не достанутся, вы просто хотите помочь ему их сберечь.
Проверять его здоровье и настроение. Это не значит, что нужно постоянно задавать ему вопросы и измерять температуру три раза в день. Важно просто поддерживать связь и смотреть, что работа не заменила все остальные сферы жизни и не вымотала ребенка. То есть следить, чтобы он справлялся с нагрузкой и не забывал про учебу.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога (3 фото)
У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.
Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.
Выяснить причину – 50% успеха
Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.
1) Нет желания и стимула к учебе
Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.
Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.
2) Стрессы в школе
Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.
На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)
Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?
Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.
Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.
3) Сопротивление давлению
Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
4) Заниженная самооценка, неверие в себя
Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
5) Слишком много контроля и помощи
Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.
Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.
Случай из практики:
К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.
Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.
Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.
6) Нужно давать отдых
Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.
Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
7) Ссоры в семье
Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
8) Комплексы
Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.
9) Плохая компания
Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.
10) Зависимости
Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.
11) Гиперактивность
Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.
Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
Стоит ли заставлять чадо учиться?
Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.
Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.
Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.
Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.