Как заставить сына заниматься спортом
Как заставить подростка заниматься спортом
Около 30 процентов юношей призывного возраста к службе в армии оказываются не годны. Среди девушек не меньше тех, кто имеет серьезные отклонения в здоровье. Причин много, и одна из них – отсутствие интереса у подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом.
Свободное время они предпочитают проводить за компьютером, на диване в наушниками в ушах, во дворе в компании себе подобных, иной раз с пивом и сигаретами в руках. Пагубность такого образа жизни очевидна для взрослых, но отнюдь не для их отпрысков.
Как же затащить «ершистого» подростка в спортивный зал, да и стоит ли вообще это делать?
Зачем ребёнку надо заниматься спортом?
Переходный возраст – это время интенсивного роста, окончательного формирования различных органов, становление характера взрослеющего человека. Сделать это развитие более гармоничным помогают занятия физической культурой. Для подростка спорт полезен втройне.
Дополнительно можно сказать, что подростки, увлеченные спортом, обычно не дружат с вредными привычками.
Почему не все хотят этим заниматься?
Многие подростки, особенно увлеченные каким-либо спортом с детства, с удовольствием занимаются им. Других же, наоборот, в спортзал затянуть невозможно. Почему?
Иногда мальчики и девочки отказываются заниматься спортом всего лишь из-за того, что не хотят, считают это не нужным. В этом случае задача родителей – правильно их мотивировать.
Как убедить подростка полюбить спорт?
Во многих случаях сделать спорт привлекательным помогает устранение причины нелюбви к нему.
Разумеется, необходимо правильно мотивировать подростка. Подскажите ему, что представителям противоположного пола нравятся те, кто обладает спортивной фигурой. Опишите, каким уважением он будет пользоваться в своем коллективе, если добьется успехов в спорте. Напомните, что выпускники, сдавшие нормы ГТО, получают дополнительные баллы при поступлении в вуз.
Как заставить сына заняться спортом?
Спорт – это неотъемлемая часть повседневной жизни человека для нормального развития и функционирования организма. В современное время, когда компьютерные игры и Интернет стали более увлекательным занятием для детей нежели активные виды отдыха и развлечений, остро встал вопрос о том, как образом родители могут привлечь своё чадо к активным занятиям физкультурой и спортом.
Представляем вниманию родителей несколько советов о том, как вырастить и воспитать ребенка полноценным человеком и приобщить его к занятиям спортом и здоровому образу жизни:
Не стоит Ваши пожелания превращать в наставления. Желание заниматься спортом должно возникнуть у ребенка не принудительно, а добровольно. Ваша задача – лишь подтолкнуть его к этому шагу.
Покажите на собственном примере, каким увлекательным занятием может стать посещение бассейна, стадиона и различного рода спортивных секций. Старайтесь приобщать его к спорту постепенно.
Сделайте Ваш отдых в кругу семьи более активным. К тому же это будет не менее полезно и взрослым. Почаще отправляйтесь на природу не только в теплое время года.
Не следует напрягать ребенка длительными и утомительными выполнениями физических упражнений с многочисленными повторениями во время физзарядки. Лучше придумайте для него большее количество различных упражнений с небольшим числом повторений.
Если во время занятий задействовать также и другие предметы спортивного назначения, то игра станет гораздо увлекательней. Например, мячи хорошо влияют на развитие моторики конечностей, а также на способность концентрировать внимание в процессе движения, скакалка помогает совершенствовать и развивать чувство ритма и соблюдать темп. Спортивный обруч поможет не только развить и укрепить мышцы брюшного пресса и спины, но также и выровнять осанку.
При выполнении всех рекомендаций, не забудьте также учесть возраст ребенка и темперамент. Например: для холериков или сангвиников предпочтительнее беговые активные игры с изменением ритма и темпа, а также хороши будут командные игры, групповые занятия спортом. Флегматики и меланхолики склонны к длительному и сосредоточенному выполнению физических упражнений. Для них больше подойдет – плавание, степ-аэробика и т. п.
Как приобщить ребёнка к спорту? Как заинтересовать ребёнка здоровым образом жизни? Советы психолога
Привычка вести здоровый образ жизни закладывается с детства. Взрослому будет гораздо проще заниматься спортом, если он делает это с ранних лет. Но далеко не всем родителям удаётся вызвать у ребёнка интерес к физической активности. С психологом Надеждой Пожаровой объясняем, как с детства привить любовь к спорту и вдохновить малыша заниматься.
Поддержка и одобрение
Надежда: Очень важно, чтобы ребёнок в целом ощущал себя в безопасности и чувствовал, что родители его принимают и одобряют. Только в таком случае мотивация заниматься спортом не превратится в попытку доказать своему родителю, что он достаточно хороший. У него не будет страха, что его поругают или осудят. Также важно понимать, что ребёнку важно внимание со стороны родителей и искренняя заинтересованность. Надо создать для него безопасное, доверительное поле – только так он будет развиваться.
Возраст имеет значение
Приобщить ребёнка к спорту и побудить подростка вести здоровый образ жизни – разные вещи. Родителям необходимо учитывать возраст перед тем, как привлекать чадо к занятиям.
Надежда: Каждая возрастная группа в этом вопросе имеет особенности. Пятилетнего ребёнка будет гораздо легче вовлечь в физическую активность, чем подростка, у которого уже свои представления о жизни. Для подростков саботирование и бунт – абсолютно обычны. Отношение к телу формируется в детстве. Есть хорошая книга про возраст, которую я рекомендую, – «Телесная психотерапия. Бодинамика» В. Б. Берёзкиной-Орловой. Она поможет разобраться, как формируется малыш и на что важно обратить внимание, чтобы направить уже взрослого ребёнка.
На собственном примере
Дети всегда берут пример со своих родителей, будь то манера говорить, одеваться или же привычка вести здоровый образ жизни. Самый эффективный способ сподвигнуть ребёнка на занятия спортом – собственный пример.
Надежда: Если родители сами любят спорт, то ребёнок будет чувствовать, что физическая активность – это что-то значимое. Очень часто взрослые, которые никак не причастны к спорту, не заботятся о своём здоровье и имеют вредные привычки, пытаются внушить детям, что спорт полезен и нужен. Ребёнок же учится всему у родителя. Нередко у мамы или папы нет собственного объяснения, почему необходимо заниматься физической активностью, кроме заученных фраз из серии «это полезно», «это нужно». При этом сам родитель весь день лежит на диване или играет в компьютер и не находит времени для себя. Ребёнок же отзеркаливает такое поведение и начинает игнорировать занятия спортом.
Адекватная нагрузка
Некоторым родителям свойственно проецировать собственные амбиции на детей. В этом случае мамы и папы часто совершают одну и ту же ошибку – перегружают ребёнка.
Надежда: Если ребёнка заставлять круглосуточно заниматься спортом с мыслью, что растёт будущий олимпийский чемпион, то у него может возникнуть неприязнь к физической активности, потому что на него возложили слишком много завышенных ожиданий. Очень часто родители решают воспитывать «сверхчеловека»: например, до трёх у него школа, потом спорт до семи, потом домашнее задание, потом ещё что-то. Важно осознавать, что у ребёнка должно быть представление об отдыхе. Не каждый станет олимпийским чемпионом, но каждому важно проживать своё детство счастливо. Нередко родители игнорируют состояние ребёнка, думая, что он просто ленится или притворяется, когда ему на самом деле тяжело. Они не понимают, что даже лень – это симптом усталости или переживаний. Вполне возможно, так ребёнок показывает, что что он чего-то боится или действительно очень устал.
Всё в меру
Нет ничего важнее, чем детская психика. Когда родители приобщают детей к спорту, в первую очередь они должны прислушиваться к их мнению.
Надежда: Часто, когда родители заставляют детей заниматься спортом, это может привести к эмоциональному истощению или выгоранию, а там же сформировать ряд безадаптативных привычек. Например, в детстве человека ограничивают в еде или вводят систему строгих запретов, что является одним из условий многих видов спорта. А впоследствии взрослому приходится проходить терапию, чтобы избавиться от перееданий или других пищевых привычек, которые начались как раз тогда. В работе я нередко сталкиваюсь с тем, что клиенты чуть ли не ненавидят родителей за то, что их заставляли заниматься спортом. В первую очередь важно заботиться о психоэмоциональном состоянии ребёнка. Тогда физическое развитие станет интересовать его самого.
Как не отбить у ребенка желание заниматься спортом. Психолог — о детской мотивации
Многие родители хотят, чтобы дети были лучшими, особенно, когда речь идет о спортивных занятиях. Но как это сделать? Психолог и траблшутер Надежда Акимова приводит пример одного из видов мотиваций.
Понять ребенка и определить личный интерес в любом хобби помогает мотивация «ОТ» и «К». Такой подход показывает, каким из двух способов ребенок мотивируется: ориентируется на положительные результаты действия — мотивация «К», или избегает негативные последствия — мотивация «ОТ».
Мотивация «К»
Ребенка волнует, что он выиграет, приобретет, достигнет, — он фокусируется только на том, что ему нужно. Такие дети хорошо определяют, чего хотят достигнуть, но возникают трудности, когда они не понимают, чего лучше избегать. Также они отлично справляются с задачами, где необходимо идти к цели «напролом».
Дети с подобной мотивацией склонны визуализировать и представлять яркую картину: «рисуйте» для них классное будущее, которое наступит после совершения конкретного действия. Они хорошо представляют, что хотят получить, и будут готовы совершать любые шаги для достижения цели.
Например, ребенок представляет спортивный успех: он стоит на пьедестале, с золотой медалью и кубком чемпиона, слышит, как его хвалит тренер, видит, как радуются родители и восторгается команда. Ради такой картины будущего ребенок старается дисциплинированно посещать тренировки и быть лучшим.
Мотивация «ОТ»
Ребенок уходит от негатива, избегает того, что не нравится. У него также есть спортивная цель, но он концентрируется на том, чего избегает, пытается сделать все, чтобы не случилось что-то плохое.
Такие дети плохо осознают, к чему хотят стремиться, и лучше всего обнаруживают ошибки, пытаются работать над качеством.
Таким детям нужно описывать преодоление препятствий, которых они избегают. Дети переживают, что подведут тренера, огорчат родителей, услышат осуждение команды. Если замечаете подобную тревожность, объясните ребенку, что он всегда будет в порядке, и ничего страшного не произойдет.
Родителям, которые хотят воспитать чемпиона, нужно понимать принципы успеха и мотивации. Начните внимательно слушать ребенка, чтобы понять, нравится ребенку заниматься спортом или нет. Родители — важная составляющая успеха будущего чемпиона: ребенок должен быть уверен, что вам небезразличны его трудности и успехи.
Тренер хоккейной академии омского «Авангарда» Никита Панасенко отмечает, что ребенка не стоит заставлять заниматься тем или иным видом спорта. Это должен быть осознанный выбор.
Как заставить ребенка оторваться от компьютера и заняться спортом
Проблемы, с которыми сталкиваются родители, вполне решаемы
Как оторвать ребенка от компьютера и вытащить на пробежку? Как заставить полюбить спорт сильнее мультиков? Как приучить ходить на тренировки и получать от них удовольствие?
Все это не так просто, как кажется.
Многие родители мечтают о здоровом образе жизни для детей. Но когда принимаются воплощать мечты в жизнь, сталкиваются со множеством нюансов и неожиданных препятствий.
Фото: Геннадий Черкасов
Никита перешел в девятый класс. Весь прошлый год мы с ним занимались в тренажерном зале у одного инструктора: у него занятие начиналось, а у меня заканчивалось. Так и познакомились.
Ходить в тренажерный зал его заставляют родители, потому что он рыхлый и пухлый. А родители хотят, чтоб у него все-таки были мускулы какие-никакие и мужская фигура, потому что сейчас она не мужская и не женская, а не пойми какая. Куль с мукой. А ему в армию через три года. Если не подкачается, там туго придется.
При этом сам Никита из-за своей фигуры совершенно не переживает. Его интересы в другой плоскости. Он любит играть в компьютерные игры, смотреть Ютуб и хрустеть «чипсятиной». Тренироваться в зал ходит только потому, что иначе отец отберет компьютер. Но тренируется кое-как. Не старается. Упражнения делает неправильно, не слышит инструктора. «Я ему говорю: медленно сгибай-разгибай руки, контролируй напряжение. Иначе смысла нет никакого в этом упражнении, — жалуется инструктор на Никиту. — Все без толку. Ему лишь бы скорее отделаться и домой, в компьютер уткнуться».
Таких подростков, как Никита, в наш тренажерный зал ходит еще несколько человек. Мальчики и девочки. Занимаются индивидуально с инструкторами. Родители платят приличные деньги, чтоб привести их в норму — избавить от лишнего веса и связанных с ним неприятностей. Абонемент — 30 тысяч за год плюс за каждое занятие с инструктором тысяча рублей.
Я смотрю на них и вспоминаю ребят из нашего лыжного клуба. Нашим я его называю потому, что двенадцать лет назад мы с мужем его учредили и с тех пор стараемся, чтоб он исправно функционировал.
Сама я не имею отношения к спорту — не тренер, не судья и не спортивный чиновник. Чисто любитель. Смотрю на спорт скорее снаружи, чем изнутри. Но благодаря лыжному клубу вижу немножко больше, чем обычно видят не включенные в спортивную сферу люди.
По меркам Московской области клуб у нас не бог весть какой. Некоммерческая автономная организация районного масштаба, где дети из окрестных поселков занимаются лыжами и биатлоном.
Но с виду эти дети отличаются от тренажерных никит как земля от неба. Поджарые, мускулистые, подвижные. Я наблюдаю за ними на сборах, когда они неделями живут у нас на лыжной базе.
Они постоянно в движении. Подъем, пробежка, зарядка, завтрак, стрелковая тренировка, обед, тихий час, полдник, кросс, велосипед, силовая подготовка, ужин, ОФП, футбол-волейбол, холостой тренаж, отбой.
Никто — ни один человек! — не ноет: мол, вот не поиграл сегодня в компьютер и не посмотрел любимый Ютуб-канал.
Нет, когда у них есть время, они наверняка заглядывают в телефончики. Но я не знаю, когда у них есть время. Я их не вижу в такие моменты. Я их вижу, когда они бегут по лесу, стреляют из пневматических винтовок, тащат коврики на стрельбище, кувыркаются на турниках, отжимаются, качают пресс, накрывают столы перед обедом, выскакивают из душа, обернутые полотенцами, и несутся наверх по лестнице в спальню.
По моим наблюдениям, они сидят, только когда едят. А лежат, когда спят. Все остальное время они двигаются. Причем очень быстро. И судя по тому, как изумительно они выглядят, им очень подходит такой стиль жизни. Во всяком случае, на каникулах.
Во время учебного года они тоже тренируются, но меньше. Четыре-пять раз в неделю. Тренировки после уроков. Зимой рано темнеет, так что заканчивают уже в темноте.
За двенадцать лет через наш клуб прошло примерно полторы тысячи детей. Приходили всякие: худенькие и пухленькие, талантливые и нескладные, озорные и послушные.
Единицы доросли до сборной Московской области. Но вообще у нас нет большого спорта в клубе. У нас массовый. Для всех.
Начинали мы с тридцати ребят из пятых-седьмых классов. Сейчас в клубе занимается человек триста. Самым младшим — семь-восемь лет, старшим — восемнадцать.
Они не станут профессиональными спортсменами, но спорт останется с ними на всю жизнь как лучший способ проведения досуга.
А вот их одноклассникам и соседям, ребятам из тех же подмосковных поселков — таким, как мой приятель Никита, — спорт не нужен. Лучший способ проведения досуга для них — компьютер или планшет.
Почему так получилось? Какую роль сыграли — или могли сыграть — родители в том и другом случае?
Фото: Наталья Мущинкина
Где дети могут заниматься спортом и сколько надо за это платить?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо сперва разобраться с возможностями, которые есть в нашей стране у родителей, стремящихся приучать детей к здоровому образу жизни.
Принято жаловаться, что возможностей таких недостаточно. Но на самом деле они довольно широкие. Дети в нашей стране могут заниматься спортом:
1) в спортшколе, которая финансируется из муниципального либо регионального бюджета, поэтому, по идее, там все должно быть бесплатно;
2) в коммерческой секции или клубе, где, наоборот, все платно: родители платят тренерам за занятия, оплачивают аренду катка или зала, где проходят занятия, и приобретают за свои деньги весь спортивный инвентарь;
3) в некоммерческом клубе, где труд тренеров и аренда спортивного сооружения оплачиваются спонсорами, а родители покупают инвентарь и оплачивают сборы — питание-проживание и дорогу.
Первый вариант объективно выглядит предпочтительным. Занятия бесплатные, тренеры профессиональные, система подготовки отлаженная. Но при ближайшем рассмотрении, как правило, выясняется, что все не так здорово.
Муниципальным спортшколам выделяются деньги лишь на зарплаты сотрудников и оплату коммунальных услуг. Покупка инвентаря, ремонт инфраструктуры, спортивные сборы, соревнования, транспорт — на это у спортшкол денег нет.
Но без всего этого с детьми можно, к сожалению, заниматься только ОФП — общей физической подготовкой. А детям ОФП неинтересна. Они же дети, а не пенсионеры. Они приходят в спортшколу, чтоб овладеть конкретным видом спорта. А зарядку можно и дома с бабушкой делать: руки в стороны, вверх, вдохнуть-выдохнуть…
Второй минус бюджетных спортшкол в том, что от тренеров там требуется уйма отчетных бумаг и прочей писанины. Реальная работа с детьми, развитие массового спорта на втором и даже на третьем плане. На первом — отчетность.
Многие тренеры в такой ситуации расслабляются и опускаются. Отчеты сдают, вставляя туда «липовых» спортсменов, а с «живыми» толком не занимаются. Ну а те, кто все-таки хочет реально тренировать детей, вынуждены искать спонсоров и звать на помощь родителей, чтоб родители сами платили за то, на что у школы нет денег.
Часто бывает так, что в группе у такого тренера есть ребята из состоятельных семей и из совсем малообеспеченных, которые даже не могут купить патроны, например. Видя самоотверженность тренера, кто-то из состоятельных родителей становится спонсором группы, подкидывает денег на патроны для всех.
В спортшколах регионального уровня финансирование получше. Но таких школ мало. В подмосковном регионе, например, всего одна спортшкола по лыжам и биатлону, которая получает деньги из бюджета региона.
Понятно, туда отбор. Попасть трудно, да и нет смысла, если вы не живете рядом с этой школой. Возить ребенка на тренировки за тридевять земель невозможно, слишком большая потеря времени. На учебу тогда его вообще не будет оставаться.
Вторая категория детских спортивных заведений — полностью коммерческие клубы и секции. Они бывают не очень дорогими и вполне качественными, если владельцы не рвачи и их самих интересует развитие детского спорта.
Но если в приоритете у них прибыль, они выставляют конский ценник — бывает, что и до 100 тысяч в месяц. Особенно для модных и престижных видов спорта, где звезды зарабатывают многомиллионные состояния: футбола, хоккея, большого тенниса.
Наш клуб — из третьей категории спортивных структур для детей. Он не получает бюджетного финансирования ни от региона, ни от муниципалитета. Тренеры, техника, подготовка лыжной трассы финансируются за счет средств учредителей и спонсоров. Родители сами покупают инвентарь (лыжи, пневматические винтовки, пули, лыжероллеры) и оплачивают сборы.
Подводя черту, надо сказать, что полностью бесплатного детского спорта практически нет.
Можно найти заведение на первые год-два занятий, где не надо будет платить ничего. Но как только ребенок начнет делать успехи и подниматься по своей спортивной лесенке, его занятия потребуют от родителей инвестиций независимо от того, куда они его изначально пристроили — в бюджетную спортшколу или в частную.
Кто поможет пережить проигрыш кроме родителей? Фото: Евгений Тумашов
Какой лучше выбрать вид спорта для ребенка?
Все дети разные, у них разные способности, темперамент, по-разному устроены их тела и организмы. В одном виде спорта у них будет хорошо получаться, а в другом будут буксовать.
Лучше, конечно, отдавать ребенка в тот вид, к которому он приспособлен от природы. Загвоздка в том, как обнаружить такие способности.
Вы, скажем, отведете ребенка на гимнастику. Тренер увидит, что для гимнастики он не подходит. А для чего подходит? Этого тренер не скажет. Он хорошо знает только свою гимнастику, все остальное — очень приблизительно.
Поэтому в реальной нашей жизни спортивные секции выбираются по большей части из субъективных соображений, далеких от объективных способностей ребенка.
Если выбирает сам ребенок, он обычно тянется туда, где занимаются приятели: Максим ходит на плавание, и я хочу.
Родители видят жизнь шире, у них разноплановая мотивация. Обычно им хочется:
а) отдать ребенка куда-нибудь рядом с домом, чтоб недалеко возить,
б) отдать куда угодно, лишь бы бесплатно,
в) отдать в хоккей/футбол/теннис, где он станет чемпионом и будет зарабатывать хорошие деньги,
г) отдать в тот вид спорта, которым сами родители занимались в детстве, потому что можно будет ребенку помогать и тренироваться вместе — это сплачивает,
д) отдать туда, где знакомый тренер или директор спортшколы, чтоб быть уверенным, что с ребенком действительно будут заниматься и выставлять на соревнования, он не будет сидеть запасным на лавочке.
Все эти соображения одинаково хороши, если они сработают и ребенок действительно останется заниматься спортом там, куда его привели родители, а не бросит через месяц.
Поэтому вопрос, какой выбрать ребенку вид спорта, на самом деле второстепенный.
А главный вопрос такой: как сделать так, чтоб ребенок втянулся и полюбил спорт?
Я задавала этот вопрос знакомым тренерам и родителям ребят, которые занимаются у нас в клубе.
«Все зависит от тренера», — говорили родители.
«Все зависит от родителей», — говорили тренеры.
Это очень смешно, конечно. Но именно так почти все и говорили.
Фото: Геннадий Черкасов
Какой тренер лучше?
«Наш поздновато стал заниматься, — объяснили мне мама с бабушкой, которые приехали в последний день летних сборов забирать своего 12-летнего спортсмена. — Вернее, начал он рано, в 8 лет, но бросил и с тех пор жил в компьютере. Оторвать невозможно, мы были в отчаянии. А в прошлом году опять решили попробовать заниматься. И — счастье. Пошло у него. Пришел азарт. Стало получаться. Появились соперники, он с ними конкурирует. Следит, кто за сколько пробежал. Компьютер забросил, все интересы переместились сюда — в биатлон».
Тренировки пять раз в неделю. Бабушке приходится его возить. Но в школе внук учится нормально, успевает.
Почему в первый раз бросил, а сейчас зацепило?
«Тренер хороший попался, — предполагает мама и, подумав, добавляет. — Хотя и тогда тоже был хороший».
По моим непрофессиональным наблюдениям, есть три типа детских спортивных тренеров.
1) Амбициозные тренеры, которые надеются воспитать за свою жизнь хотя бы одного олимпийского чемпиона, несмотря на то, что через их руки прошли тысячи детей и ни с кем не получилось.
2) Добросовестные тренеры, которые изо дня в день делают свою работу, потому что любят ее и хорошо знают. Они радуются, когда кто-то из их спортсменов побеждает, но и не особо расстраиваются, когда не побеждает никто.
3) Уставшие тренеры, которые умеют тренировать детей, только им это давно надоело. Тем не менее они тянут лямку, потому что уйти некуда: а куда меня еще возьмут?
Приучить ребенка к спорту может тренер любого типа. Его сильные и слабые стороны могут начать играть роль, если у воспитанника через несколько лет вдруг окажутся выдающиеся способности и он нацелится в большой спорт. Но для начала — чтоб втянуться и превратить спорт в часть жизни — годятся все.
Главное, чтоб самому ребенку было комфортно с тренером.
Комфортно — это когда не напрягает общение.
Напрягать оно может по-разному. К примеру, есть дети, с которыми нельзя говорить на повышенных тонах. Они обижаются и отказываются ходить туда, где «тренер кричит». А есть дети, которых окрики не пугают, они спокойно воспринимают грубоватый стиль общения. Им даже, наоборот, так понятнее. А когда к ним с лаской и нежностью, они не слышат.
Вроде бы это мелочи, не имеющие отношения к здоровому образу жизни. Но они могут сработать, когда все уже будет выбрано — и вид спорта, и спортшкола, и выделены деньги из семейного бюджета. И тут вдруг окажется — нет, ничего не получается. Сын сходил четыре раза и больше не желает, отказывается наотрез.
Еще один момент, связанный с выбором тренера, который тоже стоит иметь в виду. С возрастом дети меняются. Тренер отлично подходил ребенку в девять лет, но в тринадцать может разонравиться. Начнет вызывать насмешки, потому что его приемы, хорошо работавшие с десятилетними, на подростков уже не действуют, а тренер этого не понимает. Если так, то родителям надо ребенку искать другого тренера, с прежним он долго не протянет.
Роман Педриксон, директор детско-юношеской спортивной школы Пушкино, ездит на все соревнования поддерживать своих спортсменов. Фото: Евгений Тумашов
Что могут тренеры?
Приемы, которыми тренеры «укрощают» малолетних спортсменов, у меня вызывают благоговейное изумление.
Ведь заниматься приходят самые разные дети. И избалованные. И не привыкшие к физическим нагрузкам. И отвязные, лишь бы похулиганить. И раскайфованные, вся жизнь — праздник. И толстенькие, им объективно тяжелее всех.
А тренер — в одиночку! — каким-то образом всю эту разношерстную мелочь отстраивает так, что они его слушаются, выполняют задания и при этом не теряют индивидуальности. Остаются собой.
«Как вы справляетесь с такой толпой?» — поинтересовалась я у Василия Ивановича Полосухина, одного из тренеров нашего клуба. В июле его спортсмены — человек 45 в возрасте от 8 до 16 лет — три недели жили на сборах на нашей базе, а Василий Иванович ими управлял, как капитан кораблем. «Наверно, у вас только послушные и сознательные? А с неуправляемыми как? С озорниками? Выгоняете?»
«Никогда никого не выгонял, — пожал плечами Василий Иванович. — У меня все слушаются. Бывает, конечно, на первых порах непонимание. Ну, тогда штрафую. Отправляю шишки собирать или отжиматься».
Шишки собирать, бог мой!
Попробуйте скажите сыночку: «Ты просидел весь день за компьютером и не прибрал в комнате, тебе штраф — собрать ведро шишек. Иди собирай».
«Мама, ты бредишь», — ответит он. В лучшем случае.
А Василию Ивановичу ничего такого не говорят. Реально расстраиваются, что заработали штраф, и идут собирают шишки.
Они волшебники, эти детские тренеры.
Тренер Павлово-Посадской спортшколы Алексей Тормозов заехал на нашу базу в середине августа. С ним было 25 биатлонистов всех возрастов. И совсем мелкие, и подрощенные, и натуральные «лоси».
С какого возраста он принимает детей?
«Я не с возраста, — объяснил тренер. — Я принимаю тех, кто может завязать шнурки. Потому что, если не умеют, у меня на них много времени уходит. Одному завязать, другому, третьему. А после тренировки всем еще развязать. Поэтому у меня главный критерий — шнурки».
По мнению Алексея, ключевую роль в детских спортивных занятиях играют родители. «От них все зависит. С кем носятся, у того и успехи. А те, кто не интересуется, — у них и дети не интересуются».
Детский тренер по лыжным гонкам Ольга Завьялова придерживается иного мнения. Она считает, что дети втягиваются в спорт и не бросают занятия, если у них в группе образуется хорошая компания.
«В этом возрасте они еще не ставят каких-то серьезных целей, не могут надолго сосредоточиться. Они приходят на тренировки не тренироваться, а тусоваться. У них здесь отношения, конфликты, симпатии, влюбленности. Ко мне постоянно с жалобами прибегают: «Ольга Викторовна, а меня эти сюда не принимают, а меня те туда не принимают». Своя тусовка. Ради нее они и ходят на спорт».
Почему дети бросают/не бросают спорт?
Возможно, именно по этой причине мой приятель Никита из тренажерного зала занимается через пень-колоду и никак не обретает спортивную форму, несмотря на деньги родителей и усилия инструктора.
В коммерческом спортклубе, куда ходят взрослые дяди и тети, ему не с кем тусоваться. У него индивидуальные занятия, он один на один с инструктором. Сверстников нет, среды общения нет. И драйва нет.
Его родителям кажется: ну что может быть лучше, чем персональный тренер, который занимается только с Никитой? Самый короткий путь к результату. А на самом деле это вообще не путь. Пустая трата денег.
Чтобы чем-то целенаправленно заниматься, детям нужна мотивировка.
Красивая фигура, здоровый образ жизни — мотивировка не для детей, а для родителей. Дети из-за таких вещей не парятся.
Общение со сверстниками, своя тусовка вне школы — это да, это для них мотивировка.
Быть лучшим в тусовке, конкурировать, побеждать — тоже мотивировка, еще более сильная. Но для того чтоб она включилась у ребенка, нужны соревнования. Причем не местечковые, внутри своей группы, а настоящие. Чтоб много участников, майки с номерами, флаги, судьи, музыка, болельщики. Чтоб вечером в Интернете фотки и протоколы с результатами. Весь зажигательный антураж.
Как в телевизоре на международных соревнованиях, где соревнуются звезды, так и у нас. Почувствуй себя звездой.
Соревнования — двигатель детского спорта. Если группа или секция, куда родители отдали ребенка, не принимает участия в районных, городских и прочих доступных соревнованиях, этот двигатель у него вряд ли включится.
В завершение темы тренеров короткая история от Ольги Завьяловой.
Если среди читателей этой статьи есть любители лыжного спорта, они наверняка ее знают как двукратную чемпионку мира по лыжным гонкам, представлявшую нашу страну в составе национальной сборной до 2011 года. Сейчас она тренирует юных лыжников Ново-Харитоновского сельского поселения Московской области в муниципальном спортклубе «Юность».
Как сама она в детстве приобщилась к спорту?
«Родители у меня совсем не спортивные, — рассказала мне Ольга. — Они меня не подталкивали. Учиться — это надо. Дома помогать — тоже надо. А спорт — если время останется. Это сейчас про ЗОЖ все знают, а тогда же про него и не думали. Мне говорили: уроки сделаешь — пойдешь на тренировку. Не сделаешь — не пойдешь. И я толком не занималась. Месяц ходила, месяц не ходила. Тренер меня встретит в поселке: почему забросила? давай приходи.
Потом тренер решил, что мне нужно переходить в спортивную школу-интернат, чтоб заниматься серьезно. «В интернат меня мамка не пустит, — сразу сказала я. — Ей же помогать надо». Мы в тот момент были на сборах — на другом конце Ленинградской области. И тренер на своем мотоцикле поехал со мной к родителям убеждать отпустить меня в интернат. Я — в коляске. Пять часов туда, пять обратно по дорогам в ямах-ухабах. Не пожалел сил и времени. Чувствовал, что есть у меня потенциал».
Такие тоже бывают тренеры.
Что могут родители?
Родители могут и помогать, и вредить.
Как они могут помогать — понятно. Возить ребенка на тренировки, ездить на соревнования болеть за него, оплачивать необходимый инвентарь и сборы, поддерживать морально и гордиться.
Вред, который могут принести родители, является, по сути, продолжением гордости. Иногда она выходит из разумных берегов, и у родителей «уезжает кукушка», как сказал мне один папа, переживший этот тяжелый период.
Когда родители только начинают приобщать свое чадо к спорту, мало кто делает это в расчете на его высшие достижения и олимпийские титулы. Наоборот, большинство говорят: нам спорт нужен только а) для здоровья, б) чтоб оторвать от компьютера, в) чтоб не болтался с плохой компанией неизвестно где. Мы совершенно не хотим, чтоб ребенок стал профессиональным спортсменом. У них же, наоборот, никакого здоровья. Травмы и всякие другие последствия неприятные. И учиться ему некогда будет, если он пойдет в большой спорт. Нет-нет. Мы категорически против.
Однако если через какое-то время выясняется, что у ребенка хорошие данные, он одерживает победы над сверстниками, родителями овладевает безумный азарт.
Успехи ребенка становятся нужны им для удовлетворения своего эго.
Некоторые просто заболевают от этих успехов, делаются похожими на наркоманов. Они постоянно недовольны теми, кто тренирует ребенка. Им не нравится, как его тренируют. Они мечутся, ищут более сильную секцию, школу, переводят ребенка в другой регион, иногда даже сами меняют место жительства, отдают последнее, оплачивая подготовку.
Дети от них заражаются. Комфортные занятия спортом превращаются в чехарду. В бесконечные поиски волшебной спортшколы и кудесника-тренера, который «огранит мой алмаз».
В результате родители напрочь отравляют себе и ребенку пять-шесть лет жизни, которые потом будут вспоминать с разочарованием.
С разочарованием, потому что реальный шанс пробиться в спорт высших достижений — микроскопический. И надо трезво на это смотреть.
Взять, к примеру, лыжные гонки. Дети занимаются лыжами в 60 регионах России. В каждом регионе — тысячи юных лыжников. А в сборной России — 10 человек. Представляете, какая конкуренция?
Даже если ребенок будет блистать в своем регионе, на общероссийских соревнованиях он окажется всего лишь одним из 60 точно таких же сильнейших ребят. Только один или два из этих шестидесяти попадут в итоге в юношескую сборную. И далеко не факт, что из юношеской они через пару лет перейдут в юниорскую, а еще через пару лет отберутся во взрослую.
Мы все азартные люди, но надо все-таки к таким вещам подходить с холодной головой.
Есть главная задача: оторвать ребенка от компьютера и заставить полюбить спорт. Если у него суперзадатки, они проявятся в любой спортшколе. Но 99,9% детей после 11-го класса закончат тренироваться регулярно и начнут новую, взрослую жизнь, в которой спорт останется любимым досугом.
Хорошо бы родителям про это не забывать и относиться к собственным мечтам и иллюзиям с улыбкой.
Если не получилось увлечь спортом ребенка…
И снова Никита из тренажерного зала.
Понятно, родители упустили время. Надо было лет в 7–8 отдать его в любую спортивную секцию. Не понравилось бы в карате, перешел бы в фехтование. Не понравилось фехтование — пошел бы на плавание. В конце концов где-то нашлась бы хорошая компания, а какой-то вид спорта пришелся бы по душе.
Вполне возможно, родители так и пытались делать. Но заклинило. Может, не было такого тренера, чтоб нашел к Никите подход. А может, не было соревнований в тех группах, куда водили Никиту, и у него не зажглась «состязательная» мотивировка. А может, сами родители не проявили достаточного упорства. Сказали: не хочет, ну и не надо, не всем же быть спортивными.
Тогда не проявили упорства, а теперь спохватились.
Ну и молодцы, правильно сделали. Лучше поздно, чем никогда.
Скучные тренажеры и инструктор, с которым не о чем поговорить, конечно, вряд ли Никиту смогут реально увлечь. Но это не значит, что все бесполезно и надо опускать руки и позволять ему бросать заниматься.
Не бесполезно. Понятно, в голове у него сплошные танчики, и больше туда ничего сейчас не поместится. Но у тела тоже есть память. Руки-ноги что-то запоминают, когда он неловко приседает с гантелями, делая родителям одолжение.
Настанет день, когда эти навыки ему пригодятся. Появится девочка, ради которой надо быть сильным и ловким. Или захочется стать полноправным членом хорошей компании, где все будут бегать марафоны. Или сам себя вдруг увидит со стороны, и увиденное ему не понравится.
Люди приходят к спорту в самом разном возрасте. То, чему человек научился в детстве — даже если это была самая малость, — обязательно пригодится.