Как заставить взрослого сына учиться
«Сын не может заставить себя учиться, хотя факультет нравится…»
Сыну 21 год. После школы уехал учиться в Санкт-Петербург. У него есть способности. Уже с самого начала во время сессии возникала проблема: не готовился к экзаменам и ждал крайнего срока сдачи зачетов и экзаменов. Не мог себя заставить приступить к лабораторным. Каждую сессию доводил до комиссий. На одной из сессий он заболел и ушел в академ. Потом восстановился, ему нужно было досдать всего два зачета и два экзамена. Но он так ничего и не начал. Отчислился из-за неуспеваемости. Теперь, видимо, армия.
Говорит, что ему все нравится, — и город, и специальность, и люди. Но не может себя преодолеть, чтобы учиться. Как ему справиться с этой проблемой? Сам не понимает, почему так получается.
Главная проблема вашего сына — прокрастинация, то есть откладывание на завтра. В современном мире ей подвержено очень много людей. Есть даже мнение, что диагноз «синдром гиперактивности и дефицита внимания», который раньше ставили только детям, сейчас справедлив и для многих взрослых.
В чем суть проблемы? Это нарушение волевой сферы человека. Ему интересно, ему хочется, ему надо, но он не может заставить себя довести начатое до конца. Ведь здесь не обойтись одной лишь мотивацией: она дает заряд энергии только на старте.
А для того, чтобы продолжить действовать дальше, нужны еще два качества:
Современная жизнь уничтожает оба этих качества в человеке. Например, вся цифровая, медийная культура, культура соцсетей учит наш мозг быть невнимательным, не концентрированным. Мы смотрим короткие ролики, читаем короткие статьи, перелистываем фотографии — тренируем мозг не сосредотачивать внимание, а постоянно переключать его с одного на другое.
Современная сфера услуг снижает в нас толерантность к фрустрации, учит быть нетерпеливыми. Многочисленные сервисы позволяют быстро реализовывать любые желания: захотел человек пиццу — через полчаса ее привезли, пожелал оказаться в каком-то месте — к дому подъехало такси и доставило по нужному адресу.
Культура потребления, маркетинга, продаж поощряет нетерпеливость, стремится сокращать время ожидания, приучает к тому, что мы можем сразу получить все, чего хотим.
Поэтому такая проблема не только у вашего сына — это общая социальная проблема.
Чтобы ее решить, вашему сыну нужно будет обучиться противоположному. Уменьшить контакт с социальными сетями, чтобы перестать тренировать свой мозг переключать внимание. И выполнять специальные упражнения, чтобы развить толерантность к фрустрации. В этом также поможет спорт: он учит человека терпеть боль и дискомфорт, чтобы добиться цели.
Если сейчас он попадет в армию, развитие нужных качеств произойдет естественным образом. Там у него не будет возможности много сидеть в социальных сетях и возникнет необходимость преодолевать трудности, терпеть дискомфорт. Как раз поэтому армия считается хорошей школой жизни: она развивает те качества, которые помогают достигать успехов.
Возможно, это не самый лучший способ, но если ваш сын не готов работать над своей проблемой сам, проходить психологические курсы, развивать внимательность и силу воли, заниматься спортом — во время службы ему придется это сделать. И, вероятно, это ему поможет.
13 способов, как заставить ребенка учиться. Практические советы психолога (3 фото)
У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.
Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.
Выяснить причину – 50% успеха
Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.
1) Нет желания и стимула к учебе
Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.
Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.
2) Стрессы в школе
Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.
На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)
Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?
Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.
Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.
3) Сопротивление давлению
Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.
4) Заниженная самооценка, неверие в себя
Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.
5) Слишком много контроля и помощи
Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.
Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.
Случай из практики:
К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.
Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.
Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.
6) Нужно давать отдых
Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.
Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.
7) Ссоры в семье
Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.
8) Комплексы
Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.
9) Плохая компания
Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.
10) Зависимости
Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.
11) Гиперактивность
Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для гиперактивного ребенка можно прочитать в этой статье.
Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
Стоит ли заставлять чадо учиться?
Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.
Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.
Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.
Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.
Сын не хочет работать: методы влияния, советы психолога
Если сын не хочет работать, заставить его найти себе подходящее место непросто, да и вряд ли он останется там надолго. Единственный надежный вариант – объяснить человеку, в чем преимущество работы, какие выгоды дает заработная плата, что можно извлечь из общения с коллегами. Справиться с этой задачей своими силами непросто, многие современные люди прибегают к помощи психологов. Рассмотрим общие советы и рекомендации, которые дают специалисты относительно этой непростой ситуации.
Актуальность вопроса
С давних пор люди задумываются о проблемах работы, желания работать, наличия места постоянной занятости. Эта тема привлекает философов и психологов, социологов и специалистов по маркетингу и менеджменту. Философы пытаются найти смысл в работе, а управленцы изыскивают подходы, за счет которых производительность подчиненных может увеличиться. Родители обычно не могут сформулировать так четко, почему им важно понять, из-за каких причин работа нужна и важна их детям. Люди обычно просто удивляются тому, что чадо не желает трудиться и получать за это законное вознаграждение. Казалось бы, если ребенок вырос, найти работу для него – это самое естественное задание, каждый рано или поздно с ним справляется. Что делает, если сын не хочет работать?
Иногда ситуация и вовсе складывается неловкая – человек уже взрослый, даже женился, а на работу устраиваться все рано не желает. Месяц за месяцем такие люди проводят в четырех стенах, не заботятся о родственниках и материальном благополучии, не думают даже о том, чем и как они будут питаться сегодня вечером. Если у такого мужчины есть жена и дети, проблема может принять катастрофический масштаб. Психологи помогают справиться с ней, но работа со взрослыми имеет свои сложности и особенности. Многие сознательно не идут навстречу специалисту, готовому помочь в преодолении собственной лени и внутренних запретов, проблем и установок.
Причины и последствия
Жалуются на то, что сын не хочет работать, очень и очень разные люди, но если сравнить их чад, вызывающих обеспокоенность, то даже во внешнем виде мужчин можно будет легко обнаружить общие черты. Как считают специалисты, те представители общества, которые отказывается от работы и не хотят ею заниматься, выглядят очень похоже друг на друга. Они проводят свои дни на диване или в играх, много часов спят и выполняют миллион мелких незначимых дел, которые им лично кажутся жизненно важными. Словом, такие персоны делают все от них зависящее, лишь бы избежать участи работающего человека. Иные изобретают себе оправдания, другие открыто указывают на нежелание работать без каких-либо причин к этому.
Внешнее сходство людей, избегающих постоянной работы, создает у многих впечатление единства причины. Кажется, будто бы корень проблемы одинаков, а значит, есть один универсальный рецепт, который поможет исправить всех разом. В реальности причин довольно много, причем каждый человек может бороться со своим индивидуальным набором таких факторов. Все они разнятся, требуют отличающихся подходов к решению. Не стоит рассчитывать на наличие некоторого универсального ответа, который в равной степени удовлетворит каждого.
Симптом проблемы
Если сын не хочет работать, нужно внимательнее присмотреться к человеку. В некоторой степени можно сравнить это нежелание с кожной сыпью – без детального анализа ситуации не понять, откуда взялась беда. Впрочем, как считают психологи, любой взрослый по своей природе ленив, это совершенно нормально и не может осуждаться. Только ребенок любит бегать и прыгать, поскольку переполнен силами и энергией, а расходовать ее зачастую негде. С годами энергетические запасы иссякают, и человек вынужден прилагать усилия, чтобы не остановиться в развитии. При этом приложение такого усилия у многих провоцирует страдание. Сложнее приходится тому, кто в детском и подростковом возрасте не научился находить удовольствие в труде. С давних пор известна стратегия воспитания «кнут и пряник», но ведь и природа провоцирует человека развиваться по тому же сценарию. Роль пряника в этом случае берут на себя радость, удовольствие, которые испытывает индивидуум, достигнув чего-либо. Но что делать, если персона не привыкла ценить такой пряник, если он ее вовсе не мотивирует?
Если сын не работает, возможно, у него очень малые жизненные запросы. У кого-то первопричиной становится появившаяся в раннем возрасте установка: все должно появляться самостоятельно, без приложения усилий, платить ни за что не требуется. Обе стратегии ограничивают персону и не позволяют ей полноценно развиваться. Родители, в детском возрасте обеспечивающие чадо всем желаемым, хоть и приносят ребенку радость, создают ощущение любви и заботы, но вместе с тем оказывают медвежью услугу, формируя на будущее негативный шаблон. Сначала взрослые ничего не требуют от ребенка, а по мере его взросления удивляются отсутствию у сына желаний, стремлений и готовности прилагать усилия для их реализации.
Уверен или нет?
Человек, неуверенный в свои силах, постоянно изображает из себя занятую персону. Если попросить его сделать что-то важное, он сразу найдет поводы отложить действие на поздний срок, а потом и вовсе с удовольствием позабудет о просьбе. Отказываясь и откладывая важные события на часы, дни и годы, люди остаются на привычном месте – а так работы не найти. Обывателю сложно мотивировать подобную неуверенную в себе персону, потому что не работают ни упреки, ни крики. Чтобы спровоцировать человека на активные действия, следует уговорить его пройти курс психотерапевтического разбора для определения первопричины неуверенности в своих силах. Лишь осознав, почему персона все откладывает, можно начать борьбу с первоисточником.
А есть ли смысл?
В самых разных ситуациях люди просят у психолога совета. Сын не хочет работать, рассказывают некоторые, потому что объясняет это бессмысленностью процесса. Поспорить с такими умозаключениями непросто, особенно обывателю, далекому от экзистенциальных вопросов бытия. Как правильно соглашаются с нежелающими работать персонами специалисты, действительно, жизнь полна сложностей, требует делать усилия, за которые следует вознаграждение, которое человек может оценивать как неадекватно маленькое в сравнении с потраченными силами.
Такой формат проблемы принято называть звуковым вектором депрессии. Зачастую угнетенность состояния человек не осознается. Ощущая свои действия лишенными смысла, персона оказывается в тупиковом состоянии отсутствия каких-либо желаний. Осознание довольно болезненно, поэтому человек старается спрятаться от него в мелочи. Для таких людей свойственно уходить с головой в выдуманные миры.
Что делать?
Взрослый человек склонен лениться – это совершенно нормально. Такое даже не вызывало бы осуждения и недоумения, если бы можно было жить в лени, не страдая при этом от повседневных неудобств. Однако наша жизнь такова, что тепло, еду и кров себе может обеспечить лишь тот, кто способен развиваться и стараться – во многом именно ради этого человек появляется на свет, как считают некоторые философы. Жизнь вынуждает развиваться даже тех, кто не хочет этого, разве что такая персона претерпевает больше страданий, нежели остальные люди.
Чтобы помочь такому человеку, родителям стоит задуматься, отчего сын не хочет работать. Советы психологов тоже придутся к месту. Специалисты говорят: есть два варианта выхода из ситуации. Можно самостоятельно сделать шаг вперед, можно продолжить бытие страдальцем. Первый вариант лучше, сопряжен с дополнительными преференциями в виде общественного уважения и материального благосостояния, но для успешной реализации нужно правильно выбирать рабочее место. На помощь придет психолог, специализирующийся на карьерной реализации персоны. Такой профессионал сперва определит, что именно мешает человеку жить активно, проведет курс психотерапии, а затем поможет найти подходящее место.
Сам по себе
Иногда родители вовсе даже не задумываются, если их сын не хочет работать, что делать в сложившейся ситуации. Конечно, принято думать, что нормальное развитие сценария – когда ребенок «выпархивает из родного гнезда», обустраивает собственный дом, находит себе подходящее место. Если этого не происходит, кто-то переживает, а кто-то считает нормой и мирится с тем, что его чадо отличается от большинства. Второй вариант, как считают психологи, неправильный, ведь человек не может до самой своей смерти жить под крылом родителей. Необходимо научить ребенка ответственности, самостоятельности, умению принимать на себя ответственность за содеянное. Инфантилизм в последние годы встречается все чаще, и зачастую объясняется страхом перед принятием решения. Люди просто-напросто боятся ответственности, запуганные неудачами в прошлом.
Если взрослый сын не хочет работать, возможно, причина кроется в незрелости человека – и в эмоциональных аспектах, и в плане осознания своего места в социуме. Инфантилизм и неспособность взять на себя ответственность встречаются часто, причем очень часто это свойственно тем, чьи запросы достаточно низкие. Такие люди не видят нужды в дорогостоящих предметах или аксессуарах, они питаются простой пищей и пользуются общественным транспортом, живут в небольшой комнате. Если запросы невелики, человек не будет стремиться к приличному заработку. Лишь испытывая ограничения и имея мотивацию для их преодоления, человек развивается. Если все потребности удовлетворены, поводов работать просто нет. Если старшие обеспечивают свое чадо, невзирая на его возраст, никакого стремления к самостоятельности не возникнет, пока не сформируется какая-то потребность, которую удовлетворить не получится. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией, нужно аккуратно воспитывать ребенка, не баловать его сверх меры, не исполнять прихоти чада, особенно по мере взросления.
Что я могу?
Если взрослый сын не хочет работать, возможно, это связано с ощущением собственной беспомощности. Когда к определенному возрасту человек не ощущает себя взрослым, никто со стороны не может ему помочь. Если персона не имеет сил для совершения чего-то нового, для дальнейшего изменения своей личности, она страдает от неуверенности. Это еще сильнее ухудшает ситуацию. За неуверенностью следом развиваются другие проблемы и сложности.
У некоторых, впрочем, неудачи с работой и невозможность заставить себя ее найти обусловлены стеснительностью. Многочисленные страхи, беспокоящие человека, не позволяют ему начать что-то новое. Люди, подверженные таким переживаниям, страдают внутри, нуждаются в советах и наставлениях со стороны более опытных. Если человек не хочет бороться с проблемами лишь из-за стеснительности, осознав причину, можно ее преодолеть. Если не получится вовремя начать этим заниматься, со временем ситуация ухудшится.
Лучший способ борьбы с инфантилизмом – предотвращение появления такой черты. Если не получилось предупредить ситуацию, нужно бороться с ней так рано, как только удается это начать. Человек, который вовремя не сможет взять верх над сложностями, будет отступать перед непростыми ситуациями в будущем. Именно родители таких людей чаще всего обращаются за помощью к профессионалам, потому что взрослый сын не хочет работать. Совет психолога – больше общаться ребенком, разговаривать, провоцировать на диалог, дабы тот делился своими переживаниями. Родители должны мягко объяснить взрослеющему чаду, почему важно быть самостоятельным. Упреки не помогут – сын нуждается в дельных советах, применимых на практике.
Что мне нужно?
Если взрослый сын не хочет работать, что делать, могут подсказать опытные психологи, побеседовав с человеком. У некоторых причина в неуспешном поиске себя, определении своих целей и стремлений. Чаще люди переживают такой период в подростковом возрасте, юношестве, но не у всех это происходит по шаблону и строго в срок. Когда человек выявляет потребность что-то делать, он стремится освободиться от родителей и получить самостоятельность. Если не удается найти что-то свое, мальчик растет достаточно аморфным, живет с родителями, не проявляет заинтересованности в жизни, не желает работать.
В некоторых случаях причина всему – необходимость найти подходящий вид творчества или такое занятие, которое его заинтересует. Бывает и так: мужчина знает, каковы его способности, что ему интересно, но не видит путей реализации. Вспоминая перенесенные ранее неудачи, такой мужчина продолжает оставаться на одном месте, оправдывая себя невезением.
Опасение оказаться в некомфортной ситуации – это свойственные детям страхи, которые у некоторых остаются на долгие годы. Обычно они несвойственны взрослым, но в случае несамостоятельности сопровождают каждый шаг. Просто советы психолога в такой ситуации не помогут. Если сын 30 лет не хочет работать, нужно отвести его на прием к специалисту, дабы тот помог в беседах (наверное, их потребуется немало) выявить, что именно не позволяет персоне найти и реализовать себя. Только конкретные действия, решительные шаги помогут изменить ситуацию.
Все по плану
В специальных изданиях можно найти немало рекомендаций психологов, связанных с мотивацией и работой с повзрослевшими детьми – вся эта информация может стать ценными советами. Сын не хочет работать – проблема, с которой сталкиваются многие родители, и в некотором проценте случаев это связано со сложностью планирования взрослой жизни. Иногда, взрослея, человек так и не приобретает простейшие навыки самостоятельности. Он не учится делать полезное, не может и не пытается обеспечивать себя. Как бы ни были строги родители, выбросить чадо на улицу они не могут, поэтому заставить ребенка стать обычными просто невозможно. Причиной такого поведения оказывается неспособность планировать свои действия. Если у повзрослевшего ребенка так и не появилось привычки отслеживать свои дела и контролировать их исполнение, он становится безвольным, беспомощным, не может существовать в социуме.
Чтобы справиться с такой ситуацией, стоит прислушаться к советам психолога, готового рассказать, что делать. Взрослый сын не хочет работать – да, такая проблема встречается у многих, но это не значит, что можно закрыть на нее глаза и всячески потакать чаду. Если родители поведут себя именно так, им придется всю жизнь терпеть потомство на своей шее. Вместо этого нужно провести ряд воспитательных бесед, дабы определить, отчего ставший мужчиной сын не освоил способность планировать свои дела и контролировать происходящее в жизни. Родители должны помочь ребенку выйти на новый уровень в этом плане. Если не проявить бдительности и внимательности, в скором времени чадо не только будет полностью зависеть от старших, но еще и начнет увлекаться вредными привычками, которые из года в год лишь крепчают.
Как начать?
Если сын нигде не работает и не хочет этого делать в принципе, заставить его вряд ли получится, а если и удастся, то он не сможет продержаться на выбранном месте долго, будет несчастливым. Цельная личность имеет полное право распоряжаться своей жизнью исходя из собственных пожеланий и усмотрений. Если попытаться силой влиять на ребенка, он воспротивится, разозлится, будет протестовать. Впрочем, родители, желающие изменить ситуацию к лучшему, должны выбрать линию поведения и четко ее придерживаться, несмотря на недовольство отпрыска, в противном случае все вернется на былые круги.
Самое сложное для многих – начать беседу. Люди зачастую просто не понимают, как подойти к вопросу. Психологи рекомендуют поднять тему будущего. Задача старшего поколения – заставить ребенка поделиться мечтами, планами, мыслями о предстоящей жизни. Не нужно начинать с обвинений – важно выслушать ребенка и дать ему возможность объяснить свою позицию. Если чадо попытается что-то скрыть, это станет заметно. Если помочь ему в планировании будущего, поколениям будет проще наладить взаимовыгодный контакт. Если имевшие место ранее ссоры стали непреодолимой преградой и сын не желает говорить откровенно, нужно обратиться за помощью к психологу.
Решение принято
Посвященные тому, что сын не хочет работать, скандалы – это довольно типичное явление в семьях с такой бедой. Один из вариантов решения проблемы – ограничение содержания. Далеко не каждый родитель имеет возможности и ресурсы для обращения к психологу, не у всех есть время для изучения специальных статей и книг, поэтому люди идут самым простым путем – ограничивают финансирование своего чада, стимулируя его тем самым на какие-то активные поступки. Желая вкусно кушать и платить за свои развлечения, даже если сын в 23 года не хочет работать, он все равно вынужден искать какое-то место.
Правильно принятое решение – вот с чего начинается самостоятельная жизнь. Если сын в 18 лет не хочет работать, а родители идут на крайние меры и ограничивают его содержание, ребенок наверняка обозлится. Вполне возможно, чадо обидится, дома начнутся неприятные, конфликтные сцены. По прошествии нескольких лет, когда сын поймет выгоду и пользу для себя лично, он наверняка извинится и поблагодарит. Психологи обращают внимание: случится это нескоро, торопить дело ни к чему. Чем раньше осознание придет, тем это лучше, но все зависит от конкретного индивидуума. Если сын в 21 год не хочет работать, быть может, его обида за жесткую линию поведения родителей пройдет лишь к тридцати годам, но результат того стоит. Самое важное – правильно объяснить ребенку, что провоцирует родителей на такие поступки. Донеся до чада тактично, детально, понятно, без упреков и обвинений, свою позицию, тем самым старшие упростят жизнь и себе, и своему потомству.
Подводя итоги
Выясняя, почему сын не хочет работать, родителям стоит быть и строгими, и внимательными. Нужно помнить, что чаще всего причина в том, что ребенок получает все, что ему нужно, от старших, поэтому у него просто нет мотивации. В такой ситуации необходимы решительные меры. А вот если причина в стеснительности, неуверенности или страхах, здесь уже требуется более основательный и мягкий подход. Лучше воспользоваться помощью профессионала, но, если это невозможно, следует потратить достаточно много времени на общение с чадом, дабы помочь ему преодолеть сложности. Одно из основных правил – избегать упреков и обвинений, иначе наладить отношения с сыном будет очень сложно.