Как заяц в ананасе значение
Лексика. Вопросы «Проверь себя»
1.Определите происхождение и значение терминов лексикология и лексикография.
2.Определите значения слов, данных вне скобок, и укажите, по каким признакам эти слова объединены в один ряд: тяжелая (болезнь), бурные (аплодисменты), глубокий (сон), проливной (дождь), грубая (ошибка)? Продолжите ряд слов своими примерами.
4.Слова бегемот и гиппопотам считаются абсолютными синонимами (дублетами). Как известно, такие синонимы могут взаимозаменяться. Существуют ли предложения, в которых замена слова бегемот на слово гиппопотам невозможна (то есть приводит к искажению общего смысла предложения)? Приведите примеры таких предложений.
5.В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:
1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.) 2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.) Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?
6.Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам: как псу муха (польск.); когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.); и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.); принять пузыри за фонари (франц.); как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.); записать за ушами (чеш.); спеши медленно (лат.)
7.Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «. Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?
8.В романе А.Толстого «Петр Первый» есть фраза: «Татары, отбитые огнем, уходили за окоем». Как далеко они уходили? Аргументируйте ваш ответ.
9.На чем строится языковая игра в следующих примерах, взятых из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина: превзошли самые смелые их опасения; спешили наутек; горькими слезами разливается?
10.Следующие слова в разные исторические периоды были заимствованы русским языком из других языков: адажио, какао, боа, метро, пюре, парашют, жюри, митинг, допинг, дайвинг, дайджест, пейджер, косинус, космос, агнец, одежда, прах, бремя. По каким признакам можно определить, что это заимствования? В одинаковой ли степени эти слова усвоены русским языком? Попытайтесь определить язык-источник.
12.Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля; Парижа, Кубы, Лаоса, Конго, Перу?
14.Что сближает и что различает значения слов странник, паломник, турист в русском языке?
16.Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода единственного числа.
Великие Луки, Вологда, Омск, Смоленск, Тверь.
20.Объедините следующие слова в группы (названия лиц, растений и т.д.), учитывая возможную лексическую многозначность. Какие слова не вошли ни в одну из групп? Объясните значение и происхождение этих слов.
Александрийка, венгерка, волынка, кабардинка, китайка, коломыйка, кубанка, молдаванеска, оттоманка, сербиянка, шотландка, антоновка, бестужевка, гарибальдийка, мичуринка, стахановка, тимофеевка, толстовка.
21.Что такое фразеологизм? Какие разряды (группы) фразеологизмов вы знаете? Приведите примеры на каждый из разрядов. Что такое идиома и как она соотносится с фразеологизмом?
23.Подберите фразеологические синонимы к следующим словам: много, обмануть.
24.Какой фразеологизм напоминает своим содержанием стихотворение А.Толстого? Найдите фразеологизмы, вплетенные в ткань этого текста.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
25.Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлевскую стену, которая называется ласточкин хвост. Географы называют площадь поверхности водоема термином зеркало. Манипулятор компьютера получил название мышь по сходству с внешним обликом животного. Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкование.
Подберите русские эквиваленты(соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам :а) как псу муха ;б) принять пузыри за фонари ;в)как заяц в ананасе, как курица в перце ;г) записать за ушами ;д) сп?
Подберите русские эквиваленты(соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам :
б) принять пузыри за фонари ;
в)как заяц в ананасе, как курица в перце ;
г) записать за ушами ;
д) спеши медленно, не торопясь ;
е) когда свинья в желтых шлепанцах вскарабается на грушу ;
А) как псу муха = как дырка в голове, как собаке пятая нога
б) принять пузыри за фонари = принять за чистую монету
г) записать за ушами = зарубить на носу, намотать на ус
е) когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу = когда реки вспять потекут, когда рак на горе свистнет.
Подбери русские пословицы : польская : как заяц в ананасе?
Подбери русские пословицы : польская : как заяц в ананасе.
Составить пословицу из слов : не спеши, не язык, дело, торопись?
Составить пословицу из слов : не спеши, не язык, дело, торопись.
Составить пословицу из данных слов : Спеши, не, язык, дело, торопись?
Составить пословицу из данных слов : Спеши, не, язык, дело, торопись.
Что значит принять пузыри за фонари?
Что значит принять пузыри за фонари.
Анало русскойподбери руские пословицы, подходящие по смыслу к данным :И в хорошем огороде ест гнилые тыквыКак заяц в ананасе?
подбери руские пословицы, подходящие по смыслу к данным :
И в хорошем огороде ест гнилые тыквы
Как заяц в ананасе.
Подбери русский смысловой эквивалент к болгарской пословице, кратко сформулируй её обобщённый смысл : Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу?
Подбери русский смысловой эквивалент к болгарской пословице, кратко сформулируй её обобщённый смысл : Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу.
Дописать пословицу : Не спеши ( чем?
Дописать пословицу : Не спеши ( чем?
Наконец 1 сентября! Все детки шли очень радостно, ведь им предстояла очень большая, красивая школьная линейка.
Общение правильный зоголовок.
Лев(сущ) встретить(гл) незнакомый(прил) зверёк(доп).
Крыша меняем ш на с получаем крыса.
Расписаны ( каких? )глагол Н. Ф. расчёсанный мн. Ч.
Что значит «как заяц в ананасе»?
Что значит «как заяц в ананасе»?
Не знание / компетентность в чём либо.
Отметь столбик так как слова пишутся в словаре?
Отметь столбик так как слова пишутся в словаре.
Помагите решить ребус Дерево + Ананас?
Помагите решить ребус Дерево + Ананас.
Соотнести слова и рисунки ананас?
Соотнести слова и рисунки ананас.
Как звучит на русском польская пословица как заяц в ананасе?
Как звучит на русском польская пословица как заяц в ананасе.
Подбери русскую пословицу, подходящую по смыслу : Польская : как заяц в ананасе?
Подбери русскую пословицу, подходящую по смыслу : Польская : как заяц в ананасе.
Какого рода ананасы спелые?
Какого рода ананасы спелые.
Помогите подбери русскую пословицу финская тот не заблудится кто спрашивает польская как заяц в ананасе?
Помогите подбери русскую пословицу финская тот не заблудится кто спрашивает польская как заяц в ананасе.
Составить предложения из слов унты квас ананас?
Составить предложения из слов унты квас ананас.
Помогите плиз?
Надо перевести поговорки разных стран на русские поговорки.
Наконец 1 сентября! Все детки шли очень радостно, ведь им предстояла очень большая, красивая школьная линейка.
Общение правильный зоголовок.
Лев(сущ) встретить(гл) незнакомый(прил) зверёк(доп).
Крыша меняем ш на с получаем крыса.
Расписаны ( каких? )глагол Н. Ф. расчёсанный мн. Ч.
Занимательный русский язык (материалы для внеклассной работы по русскому языку)
ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского»
Преподаватель Шилова Н.В.
Занимательный русский язык
Подборка заданий занимательного характера по русскому языку может быть полезна как преподавателям при проведении внеаудиторной работы, так и студентам, желающим попробовать свои силы в проявлении лингвистической зоркости и языкового чутья. Отдельные задания могут быть использованы на учебных занятиях с целью пробуждения познавательного интереса обучающихся. Ко всем заданиям даны ответы.
Подберите русские смысловые эквиваленты к следующим фразеологизмам, кратко сформулируйте их обобщенный смысл:
— как заяц в ананасе (польск.);
-как курица в перце (польск.)
Как свинья в апельсинах
Плохо в чем-либо разбираться
— записать за ушами (чеш.)
Зарубить на носу; намотать на ус
Запомнить как следует, на всю жизнь
— спеши медленно, не торопясь (лат.)
Тише едешь – дальше будешь; что скоро – то не споро;
воробьи торопились, да маленькими уродились; поспешишь – людей насмешишь
Не всякая спешка приводит к успеху
— когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болг.)
Когда рак на горе свистнет; на морковкино заговенье; на турецкую пасху; после дождичка в четверг
— и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.)
В семье не без урода
В коллективе всегда есть тот, кто отличается от других качествами, обычно дурными
— быть под большим пальцем (у кого-либо) (англ.)
Быть под каблуком; быть под башмаком; быть под колпаком
Полностью подчиняться, повиноваться кому-либо
— своя палка всегда сучковатой кажется (лезгинск.)
Всякому своя обида горька; за чужой щекой зуб не болит; чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу
Свои проблемы, болезни, неудачи кажутся труднее, тяжелее, значительнее, чем чужие
Закончите пословицы и поговорки
Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фразеологизмов:
В 19-м веке министр просвещения адмирал-академик А.С. Шишков предлагал заменить заимствованные слова на исконно русские по происхождению, например «калоши» заменить «мокроступами». Однако эти слова не прижились. Проанализируйте следующие слова, их корни и назовите слова, которые синонимичны им современном русском языке.
Замените сочетания слов одним существительным
Замените все слова и словосочетания антонимами и отгадайте, какие пословицы, известные строки из стихотворений и песен здесь зашифрованы. Некоторые антонимы следует рассматривать как контекстуальные.
Много раз в жаркую летнюю рань
Ты в поле приходил.
Однажды в студеную зимнюю пору
Волка подняла служанка,
При ясной погоде ушел волк.
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка.
Да, насыпай себе гору: другой из неё промахнется.
Не рой другому яму: сам в неё попадёшь.
С мужчинами умереть можно в темноте, да!
Без женщин жить нельзя на свете, нет!
Ты забыла ужасную вечность,
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты…
В русской поэзии часто используются устаревшие названия частей тела. К какой группе устаревшей лексики они относятся? Дайте современные синонимы приведенным словам:
В языкознании выделяется особый раздел – ономастика, который изучает имена собственные. Собственные имена людей называются «антропонимами», географические названия «топонимами». Объясните другие термины ономастики:
Соотнесите соответствующие даты с событиями в области филологии:
Это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Первое – нота, второе – то же,
А целое – на боб похоже.
Первый слог – мужское имя,
Буква гласная – второй.
Слово в целом – знак почтовый,
Хотя и не растение.
Первое – нота, второе – игра,
Целое встретится у столяра.
Мой 1-ый слог – в линейках нотных,
2 остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
Прибавь к союзу место для судов –
И целое ищи среди плодов.
К предлогу две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте.
А целое, скажем мы точно,
И мягко, и красно, и сочно.
Ты найдешь меня на дне
В синем море. И во мне
От начала до конца
Два предлога и три «ца».
Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
Вам нужен для воды.
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом – я материя
И на костюм гожусь.
Я с в – ночная птица,
С л я слёзы вызываю,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-078629
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Олимпиада (школьный этап) по русскому языку 8 класс
Ответ:
1) Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4, 7
2) Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10
3) Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 5
4) Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 1
5) Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 3
6) Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). 2
7) В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8, 9
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов.
Задание 2.
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус;
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,
поспешишь – людей насмешишь;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) –
когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг.
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,
нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено
более одного эквивалента.
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка: по 2 балла за каждое приведенное словосочетание.
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже– 1 балл, а в слове рукоделие — существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,– 1 балл.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
Пря (ж. устар.)- спор, борьба, состязание. Возможные слова:
распря, прения, препирательство, препирание..
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждый пример слова.
Общее количество баллов за олимпиаду: 61 балл.