Как здороваются дагестанцы при встрече
Мой Дагестан
+7 Xan05 (Ахмед) / Дагестанские правила приветствия! если кто «забыл»)))))))))
У дагестанских народов есть свои правила приветствия. Прежде всего, человеку, с которым здороваются, смотрят в глаза. Причем смотрят дружелюбно и приветливо, а не вызывающе или высокомерно. «Друг смотрит в глаза, враг смотрит в ноги», — говорят народы Дагестана. Приветствие никогда не должно быть шумным, несдержанным. По дагестанскому народному этикету принято приветствовать так:
— приветствие нужно выговаривать четко и ясно;
— мужчина первым должен приветствовать женщину,
— всадник (кто едет на транспорте) приветствует пешего;
— входящий должен приветствовать присутствующих;
— пришедший первым приветствует собравшихся;
— проходящий приветствует сидящих;
— спускающийся вниз (с горы) приветствует поднимающегося вверх (в гору);
— свободный приветствует занятого делом;
— порожний приветствует груженого;
— здоровый приветствует больного;
— сильный приветствует слабого;
— хозяин приветствует гостя;
— гость приветствует стоящих на годекане;
— приехавший на побывку посещает и приветствует пожилых и престарелых рода, старожилов аула;
— уходящий первым прощается с остающимися.
Каждое из этих правил имеет свое объяснение.
Например, младший первым приветствует старшего, так как старший пришел в мир раньше него, старший много видел, много трудился, много знает. Старший может помочь своим опытом жизни, своими знаниями и умениями. «В доме (в ауле), где нет старшего, бараках (изобилия) не будет», — говорят в народе. Вот почему нужно на каждом шагу замечать, уважать старшего, считаться с ним, приветствовать и почитать его.
А почему едущий верхом приветствует пешего? Потому что пешеход находится в невыгодном положе— нии по сравнению с едущим. Он утомлен ходьбой, ему предстоит далекий путь. И едущий верхом, зная это, отдает ему дань уважения. Подошедший первым приветствует собравшихся, потому что он опоздал к месту сбора. Его приветствие является и как бы извинением, и пожеланием успехов в благополучии собравшимся.
Спускающему с горы легче, чем поднимающемуся в гору. Поэтому он и обязан, приветствовать первым. Порожний приветствует груженого, уступает ему дорогу, так как груженому трудно. Своим приветствием порожний ценит труд груженого, считается с ним как с тружеником. Такие объяснения имеют почти все правила народного приветствия. Задумайтесь над этими правилами. Зная правила, соблюдая их, легче использовать народные формы приветствия, заслужить уважение и любовь окружающих.
«Победы тебе, приходи свободным» Как здороваются разные кавказские народы
У каждого кавказского народа имеются свои особые приветствия.
Чеченцы говорят: Маршалла хуьлда (Свободы тебе). Или Марша догІийла (Приходи свободным). Ведь вайнахи ничего так не чтили, как свободу.
[К аланам обращаюсь на их языке:]
[«Добрый день» (Дабанказ)]
Богатый спектр приветствий сложился у адыгов. Тут могут сказать «IуэхуфIохъуэ апщий». Мастеру могут сказать: «ФIохъус апщий» (Хорошим, святым да будет твое дело). Пастуху скажут: «Бохъуэ апщий» (Пусть ты будешь пасти тучные стада к добру).
Уайлекум ас-салам, уци (брат)!
Отсюда в русской речи кавказцев, например дагестанцев, пошли такие фразы как «салам делать» или «салам кидать» (здороваться).
Салам в силу исторических причин также используют христианские народы Кавказа: грузины и осетины. Среди этих народов можно встретить немало противников таких приветствий: «мы разве мусульмане?».
«Ас-саламу Алейкум» – особое приветствие
Мама и десятилетний Саид шли домой из магазина. Во дворе на детской площадке играли в волейбол друзья и сверстники мальчика. Поравнявшись с ними, Саид поздоровался: с одним из мальчиков – за руку, другому – издалека кивнул рукой, а третьему просто сказал: «Привет».
Как только они отошли от ребят, мама спросила сына:
– Саид, а почему ты не приветствуешь своих друзей, как положено мусульманину? Ты ведь уже не маленький, с семи лет начал молиться, в прошлом году весь месяц Рамазан постился вместе с нами. Ты читаешь книжки об Исламе, учишь молитвы, радуешь нас с папой. Но ведь ты должен быть мусульманином во всём. Почему же не здороваешься, как положено?
– Не всё ли равно, мамочка, как здороваться? Это же не армия, где есть только одна норма приветствия, – удивился мальчик.
– Какой ты у меня уже взрослый и остроумный, Саид. Но хочу тебе сказать то, о чём ты, возможно, не знаешь. Ведь у мусульман и в самом деле есть своя общепринятая норма приветствия. Нужно произносить «Ас-саламу алейкум», приветствуя другого человека, и отвечать на его приветствие словами: «Ва алейкум салам». Разве ты не замечал, так всегда здороваются папа, дедушка, очень многие люди вокруг?
– Замечал, но думал, что детям необязательно так здороваться, хотя иногда и мы с мальчиками говорим друг другу «Салам».
– Детям до совершеннолетия приветствовать друг друга так необязательно, но желательно придерживаться установленной для всех мусульман формы. Строго спрашивать с вас, детей, за выполнение нормы приветствия Всевышний будет позже, когда вы станете старше и сознательнее. Но уже сейчас вы должны привыкать к правильной форме приветствия. Ведь и ты, и все твои друзья – Магомед, Расул, Рамазан, Салим – мусульмане. Весь мусульманский мир здоровается так.
Саидик задумался над словами мамы, а она продолжала:
– А что вообще ты думаешь, сынок, о приветствии «Ас-саламу алейкум»?
– Наверное, это дагестанское приветствие, ведь у нас живут люди разных национальностей, и здороваться друг с другом им приходится часто. Вот и придумали они общее приветствие для всех дагестанцев.
– А вот и не угадал, сынок. Ты, наверное, забыл, как здоровались с нами те же турки в Стамбуле, когда мы в прошлом году отдыхали там всей семьёй.
– Да, мамочка, я вспомнил. В Стамбуле так здоровались с нами не только турки, но и арабы, а ещё многие другие люди, национальности которых я даже не знаю. И ещё с нами так здоровались московские друзья нашего папы, а они тоже не дагестанцы, а татары.
– Ну вот и отлично, что ты всё это вспомнил, сынок. А теперь слушай и запоминай. Приветствие «Ас-саламу алейкум» действительно объединяет очень большую группу людей, только связаны эти люди не общей национальностью, а верой. То есть приветствие «Ас-саламу алейкум» общее не только для дагестанцев, арабов или ещё какого-то отдельно взятого народа. Оно общее для всех мусульман на Земле. Когда ты станешь постарше и будешь чаще выезжать в другие города и страны, ты ещё много раз убедишься в этом: увидишь и услышишь, как здоровается весь мусульманский мир. А когда ты, Саидик, иншааллах, став взрослым, совершишь хадж – паломничество в Мекку, ты и там услышишь, как мусульмане из разных стран и континентов приветствуют друг друга этими же словами. «Ас-саламу алейкум» – это норма для мусульман, приветствовать друг друга таким образом им предписано Священным Кораном и хадисами Пророка (мир ему и благословение). И потому такое приветствие является Сунной для каждого мусульманина, а отвечать на приветствие для мусульман является фарзом.
«Аманат»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дагестанские правила приветствия. Да и кавказские вообще
У дагестанских народов есть свои правила приветствия. Прежде всего, человеку, с которым здороваются, смотрят в глаза. Причем смотрят дружелюбно и приветливо, а не вызывающе или высокомерно. «Друг смотрит в глаза, враг смотрит в ноги», — говорят народы Дагестана. Приветствие никогда не должно быть шумным, несдержанным.
По дагестанскому народному этикету принято приветствовать так:
— приветствие нужно выговаривать четко и ясно;
— мужчина первым должен приветствовать женщину,
— всадник (кто едет на транспорте) приветствует
пешего;
— входящий должен приветствовать присутствующих;
— пришедший первым приветствует собравшихся;
— проходящий приветствует сидящих;
— спускающийся вниз (с горы) приветствует поднимающегося вверх (в гору);
— свободный приветствует занятого делом;
— порожний приветствует груженого;
— здоровый приветствует больного;
— сильный приветствует слабого;
— хозяин приветствует гостя;
— гость приветствует стоящих на годекане;
— приехавший на побывку посещает и приветствует пожилых и престарелых рода, старожилов аула;
— уходящий первым прощается с остающимися.
Каждое из этих правил имеет свое объяснение.
Например, младший первым приветствует старшего, так как старший пришел в мир раньше него, старший много видел, много трудился, много знает. Старший может помочь своим опытом жизни, своими знаниями и умениями. «В доме (в ауле), где нет старшего, бараках (изобилия) не будет», — говорят в народе. Вот почему нужно на каждом шагу замечать, уважать старшего, считаться с ним, приветствовать и почитать его.
А почему едущий верхом приветствует пешего? Потому что пешеход находится в невыгодном положе-
нии по сравнению с едущим. Он утомлен ходьбой, ему предстоит далекий путь. И едущий верхом, зная это, отдает ему дань уважения. Подошедший первым приветствует собравшихся, потому что он опоздал к месту сбора. Его приветствие является и как бы извинением, и пожеланием успехов в благополучии собравшимся.
Спускающему с горы легче, чем поднимающемуся в гору. Поэтому он и обязан, приветствовать первым. Порожний приветствует груженого, уступает ему дорогу, так как груженому трудно. Своим приветствием порожний ценит труд груженого, считается с ним как с тружеником. Такие объяснения имеют почти все правила народного приветствия. Задумайтесь над этими правилами. Зная правила, соблюдая их, легче использовать народные формы приветствия, заслужить уважение и любовь окружающих.
Как приветсвуют в в Дагестане родственников, правила,нормы, традиции.
Ас-саляму аляйкум – приветствие мусульман
У каждого народа, в каждой культуре принято приветствовать друг друга, но нет такого универсального приветствия, которым бы приветствовали друг друга все люди. Форма приветствия зависит от обычаев разных народностей, религии, культуры и воспитания. К примеру, в доисламский период арабы приветствовали друг друга словами: «Хайяка-Ллах» (да продлит Аллах тебе жизнь).
Все слова приветствия хороши, но с приходом Ислама приветствие стало более красивым и совершенным. Как же прекрасны звучание и смысл слов «АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ».
Значение и мудрость мусульманского приветствия
Слово «АС-САЛЯМ» с арабского языка переводится как «мир», «сохранность», «благополучие», «здравие». Оно является и одним из 99 прекрасных имён Всевышнего Аллаха, которое означает «Дарующий мир и сохранность», а также «Не имеющий никаких недостатков».
Приветствуя салямом, мы будто говорим: «Я желаю вам благополучия и здравия от Всевышнего Аллаха и защиту от всего плохого». Салям – это договор мусульман о том, что каждый из них воздержится от посягательства на жизнь, честь и имущество другого. В распространении саляма среди людей есть и разоблачение тех, кто замышляет плохое, тех, кто вышел из подчинения нормам Ислама. И каждый, кто даёт салям, требует от другого выполнения и соблюдения норм Ислама, таких как проявление любви, братства, взаимопомощи и т.д.
Достоинства исламского приветствия
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَإِذَا حُيِّيتُمْ بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا
(смысл): «Когда вас поприветствуют (например, словами ас-саляму аляйкум), то поприветствуйте (ответьте ему) лучшим, чем это (например, сказав ва аляйкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух), либо подобным его приветствию (то есть ответьте также ва аляйкум ас-салям)» (сура ан-Ниса, 86).
Посланник Аллаха (ﷺ) часто побуждал своих сподвижников приветствовать друг друга салямом. В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), сказано, что некий человек спросил Посланника Аллаха (ﷺ): «Какой Ислам лучше (какое деяние считается наилучшим)?» Пророк (ﷺ) ответил: «Кормить нуждающихся и приветствовать салямом всех, кого знаешь и кого не знаешь» (Бухари, 5767).
Форма и порядок приветствия
Форм приветствия две: первая – АС-САЛЯМУ АЛЯЙКУМ, вторая – САЛЯМУН АЛЯЙКУМ, то есть без артикля определенности «аль»; однако первый вид приветствия достойнее второго.
Нежелательно приветствовать такой перефразировкой: «аляйка-с-салям» и «саляму Ллахи аляйка», потому что эти формулировки приветствия, как правило, употребляются в адрес покойных, а не живых. Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам, сунна в приветствии не засчитывается, кроме как словами ас-саляму аляйкум и салямун аляйкум, то есть обращением с местоимением «кум» во множественном числе, даже если приветствуется только один человек.
Такая формулировка обусловливается тем, что мусульмане приветствуют не только брата по вере, но и приставленных к нему для записи его деяний двух ангелов.
Лучшим же приветствием считается, если к словам ас-саляму аляйкум добавить следующие слова: «ва рахмату Ллахи ва баракатух».
В тафсире Корана «Хазин» сказано: «Если скажет приветствующий: «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух», то отвечающему следует сказать такими же словами (то есть ва аляйкум салям ва рахмату Ллахи ва баракатух) и не добавлять ничего».
Также сказано, что некий человек поприветствовал Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), словами «Ас-саляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух» и добавил еще что-то. Ибн Аббас ему ответил на приветствие и сказал: «Приветствие завершается на слове «ва баракатух».
Отвечать на приветствие является индивидуальной обязанностью (фарз-уль-айн), если поприветствовали одного человека, и коллективной обязанностью (фарз-уль-кифая), если поприветствовали нескольких человек. В последнем случае, если из всей группы на приветствие ответит лишь один человек, то обязанность ответить на салам отпадает от всех остальных членов, и тем самым никто из них не впадает в грех.
Отвечать на салям необходимо незамедлительно, откладывать же его без причины грешно. Ответ должен быть сказан так, чтобы приветствующий услышал его, в противном случае обязанность ответить на салям не отпадает. Если поприветствовавший – глухой, то на его приветствие надо ответить жестом, шевелением губ и тому подобным.
Желательно, чтобы слова приветствия были первыми словами при встрече, то есть именно салямом следует начинать разговор. Если оба встретившихся поприветствуют друг друга, то, согласно мнению Имама Ан-Навави, если приветствия были сказаны друг за другом, то приветствие второго будет ответом на первое. Если же приветствие обоих будет одновременным, то одному следует ответить на приветствие другого. Приветствовать желательно громко, так, чтобы тот или те, кому обращено приветствие, отчётливо его услышали.
Салям желательно давать и членам своей семьи, то есть приветствовать своих домочадцев каждый раз, когда заходишь в дом. При входе в пустой дом, в котором никого нет, желательно говорить «ас-саляму аляйна ва аля ибадилляхи-с-салихин» (мир и благополучие нам и праведным мусульманам от Всевышнего Аллаха).
Рекомендуется, чтобы младший первым приветствовал старшего, всадник – пешего, стоящий – сидящего, малая группа – большую. Даже если не соблюсти эту желательность, то есть если, например, старший поприветствует младшего первым, сунна считается осуществлённой и отвечать на такой салям обязательно, хотя и нарушается рекомендуемый Шариатом порядок.
Салям можно передавать и третьему лицу, и отвечать на него тоже обязательно. В таком случае отвечающему желательно начать с приветствия того, кто довёл до него салям, произнеся «ва аляйка ва аляйхи-с-салям». Обязательно отвечать и на салям, дошедший в письменном виде.
Имам ан-Навави сказал: «Если кто-либо поприветствовал человека, а потом спустя немного времени он снова встретил его, то желательно приветствовать и второй, третий и четвертый раз. В этом единогласны шафиитские ученые». В хадисе сказано:
إِذَا لَقِيَ أحَدُكُمْ أخاهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ، فإنْ حالَتْ بَيْنَهُما شَجَرَة أوْ جِدَارٌ أوْ حَجَرٌ ثُمَّ لَقِيَهُ فَلْيُسَلِّمْ عَلَيْهِ
«Если кто-то из вас встретит своего брата, то пусть приветствует его салямом. Если между ними окажется дерево, стена или камень, а потом один снова увидит другого, пусть приветствует еще раз» (Абу Дауд, 5200).
Кого нежелательно или запрещено приветствовать
В шафиитском мазхабе мужчине порицается приветствовать молодую женщину, если та одна. Ей же при таких обстоятельствах запрещено как приветствовать, так и отвечать на приветствие мужчины. А если женщина не одна, а в сопровождении других мужчин или женщин, то приветствовать желательно. Имам Тирмизи передает хадис: «Пророк (ﷺ) прошел рядом с группой женщин, сидящих возле мечети, и поднял руку, приветствуя их».
Что же касается близких родственниц, с которыми ему запрещено вступать в брак (махрамы), то их желательно приветствовать так же, как и других своих домочадцев. Правила приветствия у женщин между собой такие же, как и между мужчинами.
Нежелательно приветствовать находящегося в бане, нагого, того, кто занят чем-нибудь, что может помешать ему ответить на приветствие. Нежелательно также приветствовать читающего Коран, даже если он читает его про себя, а также того, кто поминает Всевышнего, молит Всевышнего, читает намаз, ест или пьёт. Всем, кого нежелательно приветствовать, разрешается не отвечать на приветствие.
Мусульманину не следует приветствовать нечестивца (фасик), открыто совершающего грехи, если не существует реальной угрозы здоровью или жизни мусульманина. Если увидите людей, играющих во всякие игры, такие как шахматы, играющих на музыкальных инструментах, то их не следует приветствовать.
Приветствие детей
Детям, не достигшим половой зрелости, тоже желательно давать салям, дабы тем самым обучить их исламской этике. Однако несовершеннолетним детям необязательно отвечать на салям, потому что до достижения половой зрелости Шариат на них ничего не возлагает. Если ребёнок даст салям совершеннолетнему, то последний обязан ответить на салям ребёнка, но лишь в том случае, если ребёнок является мумайизом, (проще говоря, достиг 6-7-летнего возраста).
Если поприветствовали группу совершеннолетних мусульман, среди которых был и несовершеннолетний, и именно он ответит на приветствие, приветствие не засчитывается, ответить на приветствие обязан хотя бы один из совершеннолетних, в противном случае все впадут в грех (за исключением несовершеннолетнего).
Рукопожатие во время приветствия
Рукопожатие при саляме – одобряемое дело, относящееся к нормам исламской этики и её благородных атрибутов. Рукопожатие – действие, выражающее любовь и уважение между братьями по вере; посредством него пропадает злоба, зависть и неприязнь среди мусульман.
О желательности рукопожатия при встрече существует множество хадисов. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, то Всевышний простит им их грехи ещё до того, как они разойдутся». (Абу Дауд, 4536).
Рукопожатие было довольно распространённым обычаем среди сподвижников Пророка (ﷺ). Каттада (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что он как-то спросил Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Пожимали ли друг другу руки сподвижники Пророка (ﷺ)?» На что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) ответил: «Да, пожимали». (Тирмизи, 2653).
Имам Ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), говорил, что все мусульманские учёные единогласно сошлись на том, что рукопожатие – это сунна.
Пожимать же руку посторонним женщинам запрещено. Один из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) гласит: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем прикоснуться к женщине, которая ему не дозволена!» (Джамиуль-ахадис, № 18237).
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!