Как здороваются осетины с мужчиной
Как здороваются осетины с мужчиной
Кавказ сейчас запись закреплена
Речевой этикет Осетин.
Существовали строго регламентированные формы обращения и приветствия. Встречаясь, осетины непременно должны были поздороваться, даже если они были незнакомы. Обычай здороваться за руку осетины переняли у других народов лишь в позднейшее время. Еще в 70-х годах XIX в. приветствовали друг друга сгибанием правой руки в локте и обменом фразами: «Дæ бон хорз уæд!», «Дæ хъуыддаг раст уæд!» («Да будет день твой хорош!», «Да будет дело твое правым!»)
Существовали также строго регламентированные правила разговора. Осуждалась торопливая и громкая речь, в общественных местах не допускался азартный разговор. Беседа всегда протекала плавно, без резких оборотов, не допускалась какая бы то ни было грубость или вульгарность. Осетинская речь была полна метафор и условных оборотов. Крайне неприличным считалось, если кто-либо начинал говорить, не выслушав до конца собеседника, а тем более вмешавшись в чужой разговор. Кроме того, считалось нескромностью со стороны молодого человека участвовать в разговорах со стариками.
Этикет предусматривал отдельные формы приветствия мужчинами женщин и ответные слова женщин, приветствия старшими младших и т. д.
Важное место в речевом этикете осетин имели благопожелания (ед. ч. «арфæ», мн. ч. «арфæтæ»), которые произносились в различных ситуациях. В них отразились идеалы народа.
«Победы тебе, приходи свободным» Как здороваются разные кавказские народы
У каждого кавказского народа имеются свои особые приветствия.
Чеченцы говорят: Маршалла хуьлда (Свободы тебе). Или Марша догІийла (Приходи свободным). Ведь вайнахи ничего так не чтили, как свободу.
[К аланам обращаюсь на их языке:]
[«Добрый день» (Дабанказ)]
Богатый спектр приветствий сложился у адыгов. Тут могут сказать «IуэхуфIохъуэ апщий». Мастеру могут сказать: «ФIохъус апщий» (Хорошим, святым да будет твое дело). Пастуху скажут: «Бохъуэ апщий» (Пусть ты будешь пасти тучные стада к добру).
Уайлекум ас-салам, уци (брат)!
Отсюда в русской речи кавказцев, например дагестанцев, пошли такие фразы как «салам делать» или «салам кидать» (здороваться).
Салам в силу исторических причин также используют христианские народы Кавказа: грузины и осетины. Среди этих народов можно встретить немало противников таких приветствий: «мы разве мусульмане?».
Как здороваются осетины с мужчиной
Понятие что такое «хорошо», и что такое «плохо» разными народами может восприниматься по разному. Часто грань между «хорошо» и «плохо» довольно тонка и расплывчата. Для осетина «плохо» или «недостойно» — это когда человек своим поведением создает проблемы и неприятные ощущения для окружающих, когда частные интересы и корысть ставятся выше интересов общества, или же когда действия человека идут в разрез с правилами и нормами, принятыми в этом обществе. Причем, общество само непременно реагировало на любой акт недостойного поведения.
В осетинской жизни, всегда присутствовало много «аембаелы» или «не‘мбаелы» (принято – не принято). И все-таки были основополагающие нормы, на которых всегда держались дух народа, его сила и единство, как фундамент, без которого не может быть здания. Это – уважение к старшим, уважение к женщине, сохранение чести и достоинства. И если по утверждениям Франко Кардини, Бахрах, Литлтон и других европейских ученых, западные аланы оказали существенное влияние на становление средневековых рыцарских традиций в Европе, в Осетии эти традиции сохранялись на протяжении многих веков, являясь частью нашего «аегъдау» — кодекса поведения. В какой-то степени они присущи и сегодняшним осетинам.
Неправильно думать, что уважение к старшим сводилось лишь к безоговорочному подчинению им. Это, скорее, дорога двухсторонняя. Потому-что и мудрые старшие всегда уважительно относились к младшим, их стремлениям и нуждам. А тот старший, который этого не понимал, терял уважение. Помню, в 1970-х годах часто приезжал к другу в Гизель. Его отец, очень уважаемый в селе человек, обычно после недолгих распросов («Как поживаешь? Как себя чувствуют родители? и т.д.) всегда оставлял нас наедине, понимая, что в его присутствии мы будем чувствовать себя скованно. К сожалению, сегодняшняя жизнь изобилует и другими примерами. Когда пожилые люди сажают рядом с собой за стол ровесников своих детей, заставляют пить «по полной программе» и потом требуют уважения к своей персоне.
В осетинской среде не было и не должно быть одного стандарта поведения для различных ситуаций. То, что непредосудительно в одной, может быть недостойным и оскорбительным в другой. В присутствии старших и женщин или же за столом, например, не может быть никаких вольностей, хамства, сквернословия. Сдержанно и скромно принято себя вести также возле храмов, святых мест, кладбищ, Словом, осетинское общество придерживалось многих «табу» — неписанных запретов того, что считалось недостойным и унизительным. И хоть каждый и был волен поступать в любой ситуации по-своему, ответственность за поступки перед обществом была очень высока. Потому что общество всегда реагировало адекватно. И если человек шел наперекор правилам и нормам поведения он навлекал на себя позор и презрение окружающих. И не только на себя, но и на всю семью, род, село. В тех условиях, это было хуже физической смерти.
В самых крайних случаях на сельском сходе или Ныхасе человеку (чаще всей семье) могли объявить «Хъоды» — всеобщее презрение и отвержение. «Хъодыгонд» оказывался в общественном вакууме, как неодушевленный предмет. Никто не имел права общаться с таким или оказывать ему какую-либо помощь. А нарушивший обычай «Хъоды» и вступивший с отверженнным в контакт, сам рисковал оказаться в том же положении.
Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных — мужчин. Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.
Обычно кровная вражда рано или поздно заканчивалась заключением мира. Порой требовалось огромное дипломатическое и ораторское искусство посредников чтобы убедить враждующие стороны остановить бессмысленное кровопролитие. В условиях действия светских законов и органов правосудия такие действия могут показаться ужасной дикостью. Но в те времена кровная месть являлась одним из весьма существенным регуляторов общественных взаимоотношений и сдерживающим фактором.
В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.
Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствала на Ныхасе, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом (см. высказывания Г.Кокиева выше). Она занимала своё, особое место в структуре осетинского общества. С этим уважением связано много старых осетинских традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися
Интересен и неоднозначен обычай «уайсадын» — когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия (аегъдау). Этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить уайсадаен (соблюдая, конечно, все традиционные формальности), чтобы разрешить невесте разговаривать в их присутствии. Причем, многие вскоре начинают горько жалеть об этом….
В больших семьях женщины (свекровь, дочери и невесты — строго по старшинству и положению) распоряжались чисто женскими делами: приготовлением пищи, уходом за детьми и тп. Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в эти дела. Поэтому, осетин никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.
Интересен рассказываемый в народе случай, когда разговаривая со старшим, молодой мужчина заметил, что его малолетний сын, ползавший по земле, во-вот упадет с обрыва. Не прерывая разговора со старшим, он незаметно наступил на рубашку мальца, и держал его так, пока старший не закончил разговор и не ушел. Даже ради спасения жизни собственного ребенка, мужчина не мог перешагнуть через аегъдау, унизиться и взять ребенка на руки при старшем.
Девочек же, наоборот, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам (как то: деловитость, твёрдость характера, стремление к лидерству и т.п.), могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.
Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прелюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, тайком, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода.
Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб. К ним готовились заранее, как Наташа Ростова на свой первый бал.
Парни приглашали девушек на танец и были счастливы если удавалось потанцевать с той, которая нравится. В этом танце они показывали всю свою сноровку и удаль. Кроме того, в традиционном танце «Симд» можно было взять девушку под руку, не навлекая на себя гнева её родни.
Сегодняшняя жизнь внесла много корректив в отношения молодых. Многое из того, что было немыслимым раньше, стало обыденным и привычным в наши дни. Другие нормы морали у большинства молодых осетинок. Другими стали и парни. Но и сегодня, когда приходит время создавать семью, подавляющее большинство парней для серьёзных отношений предпочитают не тех девушек, которые доcтупны и «без комплексов», а тех, кто наделён качествами, ценившимися в Осетии веками.
Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. А если всё-же приходилось упоминать о ней, или о детях, мужчина всегда, как-бы просил прощения у окружающих («Уае фарн бирае, …»).
При этом муж и жена не называли друг друга по имени. Обходились выражениями типа «Не фсин» (наша хозяйка), «Сываеллаетты мад» (мать наших детей), «Нае къаебаергаенаег» (Готовящая нам пищу), «Нае лаег» (Наш мужчина), «Нае хаедзары хицау» (Глава нашего дома) и т.п. Часто муж называл жену и по её «фамильному имени»: «Абиан»(из Абаевых), «Дзугиан» (из Дзугаевых), Къаебысон» (из Кабисовых). Обмен какими-то любезностями между мужем и женой в присутствии посторонних считался бы весьма неприличным и нескромным поведением. За столом гости могли хвалить хозяйку дома, произнести благодарственный тост за неё, но сам хозяин дома никогда этого не делал и старался сдерживать других от черезмерной хвальбы. К тому же, если в доме были дедушка и бабушка («Дада» и «Нана»), принято было сперва выказать знаки уважения им. Невестка при этом «оставалась в тени».
Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей. «Мае фыдгулы хаедзараей ма хъаер ныхас райхъуыса» (Пусть со двора врага моего слышится громкая ругань) – говорили раньше. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину, даже на свою жену. Но при этом, мужчина всегда был бесприкословным хозяином и главой дома, любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению.
Осетин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Характерным примером носителя этих норм являлся знаменитый силач-великан и цирковой борец Темирболат Кануков
Он настоял перед руководством цирка на том, чтобы ему разрешили бороться на ковре в рубашке. Поэтому на всех сохранившихся фотографиях, среди тогдашних лучших борцов России, играющих на людях своими мускулистыми полуобнажёнными телами, Бола единственный – всегда в одежде.
Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена Б.Канукова давно прошли. В моду вошли миниюбки, шорты и на борцовском ковре сегодня никто в рубашках не борется.
Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные осетинские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.
И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых в интернете на всеобщее обозрение. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одну из самых основополагающих норм поведения осетина.
Интересны и взаимоотношения между старшими в доме и невесткой. Обе стороны соблюдали между собой определенную дистанцию. Старшие – не позволяя никаких вольностей и непристойностей в присутствии невесты. Та же дистанцировалась и держалась в рамках осетинской этики через обычай «Уайсадын». Она не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи и, тем более, с ними самими, обходясь общением через младших. На первый взгляд этот обычай выглядит дикостью. Но при более глубоком изучении его, приходишь к выводу, что он был незаменимой и очень полезной и действенной сотавляющей традиционного уклада жизни осетин прошлого.
В более поздние времена, в Осетии стали практиковать «Снятие Уайсадын», то есть освобождение невесты от соблюдения этого обычая. Для этого, хозяин дома забивал быка или барана, приглашал близких и соседей на кувд (пир). Здесь, в присутствии всех, он преподносил невестке почетный бокал, благодаря её за столь рьяное соблюдение традиций и высокую мораль, и разрешая ей с этого момента разговаривать с ним и при нем.
Как здороваются осетины с мужчиной
Речевой этикет. Существовали строго регламентированные формы обращения и приветствия. Встречаясь, осетины непременно должны были поздороваться, даже если они были незнакомы. Обычай здороваться за руку осетины переняли у других народов лишь в позднейшее время. Еще в 70-х годах XIX в. приветствовали друг друга сгибанием правой руки в локте и обменом фразами: «Дæ бон хорз уæд!», «Дæ хъуыддаг раст уæд!» («Да будет день твой хорош!», «Да будет дело твое правым!»)
Существовали также строго регламентированные правила разговора. Осуждалась торопливая и громкая речь, в общественных местах не допускался азартный разговор. Беседа всегда протекала плавно, без резких оборотов, не допускалась какая бы то ни было грубость или вульгарность. Осетинская речь была полна метафор и условных оборотов. Крайне неприличным считалось, если кто-либо начинал говорить, не выслушав до конца собеседника, а тем более вмешавшись в чужой разговор. Кроме того, считалось нескромностью со стороны молодого человека участвовать в разговорах со стариками.
Этикет предусматривал отдельные формы приветствия мужчинами женщин и ответные слова женщин, приветствия старшими младших и т. д.
Этикет предписывал определенные правила общения старших с младшими. Они были основаны на системе возрастных классов, права и обязанности которых были хорошо всем известны. У представителей старших возрастных классов было больше обязанностей как в семье, так и в обществе, а потому они имели больше прав. Отношения между старшими и младшими отразились в многочисленных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них:
Внутри семьи отношения между старшими и младшими также определялись чувством приличия и стыдливости. Савва Кокиев писал: «Я знаю примеры, что шестидесятилетний старик за всю жизнь не позволил себе никогда показаться в одном белье престарелым родителям, которые почти не видят и не слышат. Такое развитие чувства стыдливости и приличия распространяется на все мельчайшие подробности жизни осетина как в семье, так и в обществе».
Младший, сопровождая старшего в дороге, должен был идти слева. Когда с пешим стариком встречался молодой всадник, он должен был соскочить с лошади, не доезжая до старика, и идти навстречу старшему, ведя лошадь под уздцы. Первым приветствовал старик, а младший скромно отвечал. Затем поворачивался и провожал пешком старика до тех пор, пока тот не отсылал его идти своей дорогой, благодаря за внимание. Отойдя шагов сто, младший вскакивал на лошадь и ехал дальше. При встрече со старшими женщинами мужчины проделывали то же самое.
Принять гостя достойно было делом чести каждой семьи. Полагалось быть вежливым не только к гостю, но и в отношениях между домочадцами. Существовала такая поговорка; «Фысым йæ куыдзыл куы хъæр кæна, уæд æй уазæг йæхимæ æм6ары»(«Если хозяин кричит на свою собаку, то гость это принимает на свой счет»).
Обычай гостеприимства имел и политическое значение, давая возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения между народами Кавказа.
После застолья гостя уводили в гостевую комнату, где ему была приготовлена чистая постель для отдыха. Перед укладыванием в постель подросток снимал с него обувь и забирал его вещи, которые отдавал женщинам. Если одежда была грязной и рваной, то молодые невестки и девушки стирали и зашивали ее. К утру у изголовья гостя в полной готовности лежали его одежда и обувь.
Отъезд гостя также сопровождался определенным ритуалом. Если гость был недоволен приемом хозяев, то он, сев на коня, ударял его по хребту у крупа, хозяева же делали вид, будто не заметили этого, но принимали вызов к сведению.
Если же гость был доволен приемом, он, пожав руки всем, стоящим во дворе, вскакивал на коня и уздой поворачивал его голову к двери гостеприимного хозяина, после чего ударял коня плетью по передним ногам или груди и делал приветственный знак рукой. Хозяин со своими родственниками и соседями провожал гостя до границы своего села.
Описание грибов на сайте ГрибникШампиньон
Хочу посоветовать один хороший сайт. Здесь вы найдете самые интересные факты со всего мира, большие качественные фото, множество познавательной информации на разные темы.
Прежде чем планировать отдых на Кубе, узнайте сколько лететь до Кубы из Москвы.
Обувь для собак в интернет магазине Димон-Камон
Республика Южная Осетия
Официальный сайт
Республика сегодня
Власть
Новости
Мурат Ванеев: «Неправомерное совместительство влияет на безработицу»
Анатолий Бибилов принял участие в новогодней акции «Фонтан желаний»
Анатолий Бибилов: «Васо Абаев – выдающаяся личность, его имя и труды будут помнить сквозь поколения»
Общество
Плиев Исса Александрович
С праздником Святого Уацилла!
Государственная стратегия Тбилиси в отношении юга Осетии и Абхазии
В мире
Вспоминая великого осетина XX века – Васо Абаева
Анатолий Бибилов поздравил Владимира Путина с Днем Конституции Российской Федерации
В Женеве состоялся очередной раунд Международных дискуссий по безопасности в Закавказье
Диаспоры
«Я всегда везу с собой частицу Осетии», – Амага Готти
Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову
По ходатайству Бибилова в Росгосцирке восстановлен номер «Алании»
Публикации
Мурат Ванеев: «Неправомерное совместительство влияет на безработицу»
Вспоминая великого осетина XX века – Васо Абаева
Фотогалерея
Джеры дзуары фæдзæхст ут, ирон адæм!
Республика строится: улицы Цхинвала
Росписи храма Святой Троицы
Видео
Обращение Анатолия Бибилова по случаю Дня Государственного флага Республики Южная Осетия
Нагутни – райский уголок в Южной Осетии
Послание Президента Анатолия Бибилова к народу и Парламенту Республики Южная Осетия
Инфографика
Великая Отечественная война
Социально-экономические показатели по Республике Южная Осетия за I полугодие 2020 г. в сравнении с аналогичными периодами 2018-2019 гг.
В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.
Осетинский этикет
Основополагающую роль в осетинском обществе исполняет понятие «æгъдау» (древний обычай, кодекс, норма поведения). Для каждого осетина æгъдау был и остается каноном этических и морально-нравственных критериев. Он содержит в себе представления о правильном и уважительном отношении к окружающим, определяет поведенческие нюансы в общении с людьми разного возраста и пола. Этот канон налагает ответственность на каждого члена общества.
Осетинский этикет учит почтительному отношению к религии, воспитывает в человеке веротерпимость и уважение ко всем национальностям и этническим группам. На протяжении веков разные народы населяли Осетию, живя в мире и согласии, что сделало осетинский народ толерантным. Именно поэтому Северная Осетия является одной из самых многонациональных республик России.
Уважение к старшим (Хистæртæн кад кæнын)
В осетинском обществе на протяжении веков вырабатывался сложный механизм взаимоотношений между различными возрастными группами. Здесь на первый план выступает почитание старших. О хорошем воспитании осетина всегда можно судить по его отношению к старшим – какой бы национальности они ни были, какой бы социальный статус ни занимали и т. д. Такое отношение является поведенческой нормой осетинского этикета и свидетельствует о высоком уровне культуры народа.
Важнейшей формой проявления уважения к старшему является приветствие. Согласно этикету, младшему надлежит здороваться первым. Однако протягивать руку старшему первым, напротив, запрещается. При появлении последнего младший всегда встает, уступает старшему место и не садится до тех пор, пока ему не предложат присесть. Этикет не позволяет ему также присаживаться рядом: сесть необходимо немного подальше.
В присутствии старших непозволительно сидеть, закинув ногу на ногу, запрещается повышать голос, сквернословить, отпускать пошлые и неуместные шутки, курить, держать руки в карманах. Старшего надлежит слушать молча, не перебивая, нельзя также быть чрезмерно многословным. Недопустимо пересекать дорогу старшему или входить в помещение первым, не пропустив его вперед.
В старину младший непременно держался в пути слева от старшего. Если путников бывало трое, то они шли в следующем порядке: старший – посередине, по левую руку от него – средний по возрасту, а по правую – младший.
Почитание старших наиболее ярко проявляется в застольном этикете осетин. Специально выбирают наиболее ответственного и знающего этикет юношу, который ухаживает за старшими (уырдыглæууæг). Остальные присутствующие за столом младшие полностью ориентированы на старших. Без позволения последних запрещается покидать застолье. Поддерживая тот или иной тост, младшие должны быть лаконичными, возбраняется говорить дольше старших. В ходе застолья младшие прислуживают, предугадывая желания старших и не заставляя их повторять просьбы и указания.
Любое проявление непочтительного отношения со стороны младших осуждается в обществе, считается постыдным, роняет достоинство молодого человека, бросая тень на его семью.
У осетин принято заботиться о старших, которые с годами не становятся обузой, напротив, получая полную меру заботы и внимания, они продолжают всесторонне участвовать в общественной жизни. Благодаря накопленному жизненному опыту, старшие вносят свой ценный вклад в дело воспитания молодежи, они руководят ритуальными действиями, принимают участие в свадебных и похоронно-поминальных обрядах. Слово старшего авторитетно и непререкаемо, его советам неизменно следуют младшие. При этом старшие корректны по отношению к молодежи, в высшей степени тактичны и никогда в их присутствии не сквернословят. В Осетии не принято злоупотреблять возрастным преимуществом.
Уважение к женщине (Сылгоймагæн кад кæнын)
Несмотря на патриархальные устои, господствовавшие в обществе в былые века, женщин у осетин всегда было принято уважать. Этот факт отмечали многие ученые-кавказоведы, этнографы и путешественники, изучавшие традиции и культуру Осетии.
Осетинка, несмотря на ограниченные права и тяжелую домашнюю работу, всегда пользовалась почетом как среди домочадцев, так и в более дальнем кругу. Унизить женщину неосторожным словом или взглядом, не говоря уже о поступке, считалось большим позором для любого мужчины.
Знаменитый ученый-кавказовед В. Ф. Миллер писал: «Как ни безрадостна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются акты грубости и насилия против нее. Бить женщину считается позором. Если семейный раздор дошел до крупной размолвки, жена уходит в дом родителей и со стороны мужа начинаются хлопоты о примирении».
Об особом положении женщины в осетинском обществе говорит и тот факт, что на нее не распространялся обычай кровной мести. Нарушители этого рыцарского правила навлекали на себя величайшее презрение всего общества. Любой, кто вовлекал женщину в кровную распрю, держал ответ перед судом старейшин.
Правила поведения, соблюдавшиеся осетинами, и знаки внимания, которые они оказывали женщине, также свидетельствуют о почтительном к ней отношении. Например, если мужчина и женщина шли рядом, то женщина занимала место справа, однако в случае если это была супружеская пара, жена перемещалась слева. Если же женщина шла с двумя мужчинами, она занимала место между спутниками.
Женщину так чтили, что одно только ее появление могло охладить пыл конфликтующих сторон. Осетинки усмиряли враждующих и даже останавливали кровопролитие. Если женщина, сняв платок, бросала его между сражающимися заклятыми врагами, они обязаны были немедленно прекратить бой. Подобный обычай существовал и у других горских народов Кавказа.
В присутствии женщины и сегодня непозволительно грубо выражаться, сквернословить и отпускать неприличные шутки. Просьбу женщины о помощи осетин выполняет беспрекословно. И хотя мужчина в Осетии все еще является главой семьи, а женщина так или иначе проявляет покорность его воле, в целом наметилась тенденция к равноправным, демократичным отношениям. К мнению женщины в современной осетинской семье принято прислушиваться.
Надо отметить, что особым уважением у осетин издавна пользуется старшая женщина в семье – æфсин (хозяйка). В старину она могла даже занять место главы семьи, если муж умирал, и управляла кланом с одним из сыновей.
Этикет требовал от молодой осетинки уступать дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии. Мужчины, даже старики, в свою очередь, отвечали вежливостью, при появлении женщины поднимаясь с места. Если всадник встречал в пути (вне селения) женщину, ему надлежало спешиться и проводить ее до места назначения.
В прежние времена в Осетии бытовали весьма консервативные правила поведения: муж никогда не обращался к жене по имени (называя в обращении ее девичью фамилию: например, Хадыхъон, Хæмыцон), избегал ее и не оказывал ей никаких знаков внимания при посторонних. Жена также никогда не обращалась к супругу по имени и называла его «нæ лæг» («наш муж»). Для молодых невесток существовал запрет на обращение к свекру и старшим деверьям (уайсадын). Для отмены этого запрета в доме резали барашка и накрывали стол. Этот обычай до сих пор сохраняется во многих осетинских селениях.
60-е годы XIX века в Осетии стали отправными на пути к свободе и борьбе за права женщины. Многое удалось совершить осетинскому просветителю Аксо Колиеву, открывшему на родине первую женскую школу в истории Северного Кавказа.
В 1849 году А. Колиев назначен смотрителем Владикавказского духовного училища, 1 июня 1860 года возведен в сан протоиерея. Вот что писал о нем архимандрит Иосиф:
«Первый он понял, что для воспитания поколений на христианских началах нужна, прежде всего, христианская семья, а следовательно и христианская мать: и вот по своей собственной инициативе на собственные скудные средства образует он небольшую школу для девочек-осетинок. Помещаясь сам со своей семьей в двух небольших комнатах, он находит возможным тут же заниматься со своими ученицами. Подобное стеснение и пренебрежение семейными интересами вызывает ропот со стороны домашних, но апостольская ревность этого истинно христианского пастыря все превозмогает; число учащихся все больше увеличивается, и, наконец, эта школа обращает на себя внимание Наместника Кавказского Великого князя Михаила Николаевича и преобразуется в девичью школу Ея Высочества Ольги Федоровны. 11 августа 1866 года протоиерей умер после тяжелой болезни, оставив семью без всяких средств к жизни. Мир праху его!»
Женщинам впервые представилась возможность обучаться грамоте, интеллектуально развиваться, восходя на вершины культуры и просвещения.
Честь и достоинство мужчины (Нæлгоймаджы кад æмæ намыс)
Испокон веков мужчина-осетин нес личную ответственность за все общество, осознавая, что от мира и благоденствия в нем зависит и благополучие его семьи. При первой же необходимости уважающий себя осетин готов был броситься на защиту общественных основ и ценностей. По этому поводу существует мудрая осетинская поговорка: «Дæ хъæу куы судза, уæд дæ хæдзар дээр судзы» (Когда горит аул, то невозможно, чтобы твоя сакля уцелела).
Сильной чертой характера любого осетина всегда считалась честность: если он давал слово, обет (дзырд раттын), то можно было не сомневаться в его исполнении. Во времена, когда в Осетии еще не были распространены письменные гарантии, под честное слово и безо всяких свидетелей людям ссужали деньги или скот. Мужчина даже мог сослаться на друга или знакомого, чтобы занять необходимое, — для этого всего лишь нужно было показать шапку поручителя. Не выполнить данное обещание считалось крайне позорным явлением как для мужчины, так и для всей его семьи (рода, фамилии). Такой человек терял доверие односельчан. Его авторитет в обществе падал, а восстановить честное имя уже практически не представлялось возможным.
Одним из самых страшных преступлений, которое мог совершить осетин, было нарушение клятвы. Именно клятва на святом месте была наиболее распространенной формой гарантии в Осетии. Никто не имел права приносить ложную клятву: мужчине было достаточно присягнуть или поклясться, чтобы с него сняли подозрение в совершении какого-либо преступления. Священной считалась клятва землей (зæххæй ард хæрын). Во время присяги дающий клятву в знак правдивости своих слов зачерпывал краем кнута или острым концом кинжала немного земли и клал ее в рот.
Также была распространена клятва именем друга. Считалось, что если человек поклялся друзьями, то уже нет нужды доказывать его правоту на святом месте.
На оскорбление осетин всегда реагировал болезненно, ревностно относясь к своему доброму имени. Наиболее тяжкой формой физического оскорбления считалось нанесение удара палкой или плетью: палкой бьют собак, а плетью подгоняют осла, наказывают раба. Подобное действо могло быть искуплено кровью. Унижением морального характера считалось похищение невесты после договора (фидыд), вербальное оскорбление жены, сестры или матери.
Также считалось неприемлемым поругание надочажной цепи (къонайы рæхыс) в доме мужчины, ведь она – священный символ семьи, предмет клятв и обрядовых действий.
Осетину во все века полагалось быть скромным и сдержанным. В основе его поведения лежит æфсарм (мораль, совесть, честь, стыд). Это не позволяет ему перейти грань дозволенного, проявить наглость по отношению к кому-либо, в той или иной жизненной ситуации забыть о чувстве собственного достоинства. Относится это, в том числе, и к застольям. Обжорство и пьянство на любом мероприятии в осетинском обществе считаются позором. Невоздержанный в еде и питье мужчина вызывает насмешки у окружающих, теряет авторитет, очерняя свое имя. Скромность за столом всегда считалась отличительной особенностью осетин. Кроме того, мужчина никогда не садится за стол в неподобающем виде, даже в своем доме.
Не менее важными категориями мужественности были храбрость и отвага. Наделенных этими качествами мужчин осетины всегда высоко ставили, считали героями, слагали о них песни и легенды. Более других, конечно, почитали ратные подвиги. Воинам-ветеранам на пиршествах (куывдтæ) и свадьбах всегда преподносили почетные бокалы. Юноши, не желавшие служить в армии, приравнивались к трусам: с ними не принято было садиться за один стол, они не могли уже приобрести статус достойного жениха. Исключение делалось лишь для тех молодых людей, которым состояние здоровья не позволяло отдать долг Родине. Дезертир же покрывал себя несмываемым позором, а проявивший малодушие в бою считался предателем, его презирали и отвергали в обществе (хъодыгонд).
По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»