Как змеи сползаются на воздвижение
Почему змеи на праздник Воздвижение Креста Господня сплетаются в клубок
Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. «Воздвиженье – осень навстречу зиме двигает».
По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов.
Как змеи связаны с праздником Воздвижение
Издавна было замечено, что в праздник Воздвижение Креста Господня в лесу находится много змей. Именно в этот день они сползаются туда, а также сплетаются в клубок, чтобы залечь глубоко под землю на зимовку. В связи с этим, 27 сентября ни при каких обстоятельствах не стоит ходить в лес. Собственно, лучше всего не делать этого до самой весны.
Люди, которые живут в деревнях, стараются закрыть все двери, чтобы гадюка не смогла пролезть в дом. Однако, если змея на Воздвижение укусит человека, то она обречена на погибель, поскольку не сможет попасть в клубок остальных и отправиться на место зимовки.
Кроме всего прочего, славяне считали, что в лесу можно встретить не только змей, но и другую нечисть. Все дело в том, что лешие, водяные и оборотни очень злились, что наступает зима и им необходимо ложиться в спячку. Именно поэтому верили, что на Воздвижение они все выползают на последний сход, чтобы попрощаться друг с другом. Людям в это время небезопасно находиться в лесу, поскольку нарушив их покой, на них может быть наслано проклятье или порча.
Несмотря на всевозможные запреты оказаться под землей вместе со змеями, любопытных всегда оказывалось предостаточно. После этого, люди начали рассказывать легенды, что как раз на Воздвижение можно достать рога Короля змеев, а также посмотреть, как перед гадюками раздвигается и смыкается земля. Кроме того, можно увидеть настоящую змеиную обитель, которая устелена золотом и серебром.
Обычаи и традиции на праздник Воздвижение Креста Господня
Начиная со Дня Воздвижения, хозяйки начинали заготавливать капусту на зиму. К тому же, в этот день начинали собираться целой гурьбой на «капустник», а после устраивали веселые посиделки. Для молодых девушек это было прекрасным поводом для того, чтобы погадать. Также, было принято устраивать вечеринки с угощения, куда приглашались парни, чтобы выбрать себе невесту.
Девушки наряжались в красивые одеяния и готовили подарки для женихов. Если девушка преподнесла парню вышитый пояс, а тот его принял, то считалось, что между ними была совершена помолвка. Девичьи посиделки могли продолжаться на протяжении 2 недель. В этот период даже церковь не давала никаких запретов по поводу гаданий и приворотов, ведь они помогали девушкам быстрее выйти замуж.
Здоровье. Человек. Природа.
Непознанные аспекты религии, астрологии, жизни людей и влияние их на здоровье.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.
26 сентября 2017 г.
27 сентября — Здвиженье змей к матери своей
В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».
«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками.
Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.
Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник «Сдвиженья» и оказался «посвященным» «гадам».
Почему змеи на праздник Воздвижение Креста Господня сплетаются в клубок
Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. «Воздвиженье – осень навстречу зиме двигает».
По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов.
Как змеи связаны с праздником Воздвижение
Издавна было замечено, что в праздник Воздвижение Креста Господня в лесу находится много змей. Именно в этот день они сползаются туда, а также сплетаются в клубок, чтобы залечь глубоко под землю на зимовку. В связи с этим, 27 сентября ни при каких обстоятельствах не стоит ходить в лес. Собственно, лучше всего не делать этого до самой весны.
Люди, которые живут в деревнях, стараются закрыть все двери, чтобы гадюка не смогла пролезть в дом. Однако, если змея на Воздвижение укусит человека, то она обречена на погибель, поскольку не сможет попасть в клубок остальных и отправиться на место зимовки.
Кроме всего прочего, славяне считали, что в лесу можно встретить не только змей, но и другую нечисть. Все дело в том, что лешие, водяные и оборотни очень злились, что наступает зима и им необходимо ложиться в спячку. Именно поэтому верили, что на Воздвижение они все выползают на последний сход, чтобы попрощаться друг с другом. Людям в это время небезопасно находиться в лесу, поскольку нарушив их покой, на них может быть наслано проклятье или порча.
Несмотря на всевозможные запреты оказаться под землей вместе со змеями, любопытных всегда оказывалось предостаточно. После этого, люди начали рассказывать легенды, что как раз на Воздвижение можно достать рога Короля змеев, а также посмотреть, как перед гадюками раздвигается и смыкается земля. Кроме того, можно увидеть настоящую змеиную обитель, которая устелена золотом и серебром.
Обычаи и традиции на праздник Воздвижение Креста Господня
Начиная со Дня Воздвижения, хозяйки начинали заготавливать капусту на зиму. К тому же, в этот день начинали собираться целой гурьбой на «капустник», а после устраивали веселые посиделки. Для молодых девушек это было прекрасным поводом для того, чтобы погадать. Также, было принято устраивать вечеринки с угощения, куда приглашались парни, чтобы выбрать себе невесту.
Девушки наряжались в красивые одеяния и готовили подарки для женихов. Если девушка преподнесла парню вышитый пояс, а тот его принял, то считалось, что между ними была совершена помолвка. Девичьи посиделки могли продолжаться на протяжении 2 недель. В этот период даже церковь не давала никаких запретов по поводу гаданий и приворотов, ведь они помогали девушкам быстрее выйти замуж.
Почему змеи на Воздвижение сплетаются в клубок
Воздвижение Креста Господня — большой праздник православных. Его дата не является переходящей и ежегодно приходится на 27 сентября. День относится к двенадцати наиболее почитаемых в церкви праздников. Согласно писанию, в 326 году был найден крест, на котором распяли Христа. Его высоко подняли над землей, чтобы видно было всем желающим. Именно в честь этого и основан праздник.
Поиски святыни организовала мать императора Константина Елена. После разрушения Иерусалима римлянами, крест был утерян.
Запрет на походы в лес
Воздвижение – один из дней в году, когда категорически запрещается входить в лес. Считается, что лесные лешие, злясь на скорое наступление зимы, проводят осмотр своих владений и сгоняют в одно место всех подчиняющихся им тварей. Сами при этом могут принять любой облик, чтобы ввести в заблуждение тех, кто в этот момент оказался в их владениях: человек, отправившийся в лес может из него не вернуться или сойти с ума.
Посещение леса опасно еще и потому, что к наступающим холодам начинают активно готовиться животные. Звери зарываются в норы, а змеи сползаются в одно место под землю и сплетаются в клубки. В это время они особенно активны и могут наброситься на непрошенных гостей.
Жители деревень и сел в этот день стараются накрепко закрыть все двери и калитки, чтобы ни одна случайная «гадина» не смогла заползти в их дом. Впрочем, считается также, что если змея укусит в этот день человека, то серьезно за это поплатится: она не сможет найти место зимовки своих сородичей и присоединиться к их клубку, а поэтому обречена на гибель.
Обычаи на Воздвижение
В селах на Руси с Воздвижения начиналась пора девичьих посиделок: девушки собирались на вечеринки, приносили разные угощения и приглашали парней, которым предстояло выбрать себе невесту. Девушки в свою очередь надевали свои лучшие наряды, а для будущих женихов готовили подарки – вышитые пояса. Если парень принимал подарок, то считалось, что между молодыми людьми заключена помолвка.
Девичьи посиделки длились две недели. В эти дни даже церковь не запрещала заговоры и привороты, помогающие быстрее выйти замуж. На Воздвижение не планировали никаких важных дел, чтобы не оскорбить отдыхающую природу. К тому же все, что затевается в этот день, по поверьям не принесет успеха.
27 Сентября
27 сентября — Воздвиженье
Подобно многим другим дням народного календаря, Воздвиженье — праздник, имеющий исключительно православные корни и отмечаемый церковью как Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Как известно, после смерти Спасителя, распятого на Голгофе, иудеи зарыли на месте казни не только крест, с которого был снят Иисус Христос, но и кресты, на которых были распяты разбойники. Спустя 70 лет Иерусалим был разрушен войсками римского императора Тита, а Голгофа и Гроб Господень погребены под толстым слоем земли. Чуть позже на их месте по приказу императора Адриана установили капище языческой богини Венеры и статую Юпитера.
Великие христианские святыни были обретены вновь лишь в начале IV века во время правления римского императора Константина Великого, прекратившего, наконец, гонения и притеснения христиан. Согласно преданию, императору был явлен знак свыше — крест с надписью: «Сим победиши». И Константин действительно одержал ряд блестящих побед над врагами. С этого времени он задался целью отыскать Крест Господень, поручив поиски своей матери, царице Елене.
Долгое время ее усилия не приносили результатов, а когда наконец кресты были найдены, узнать, на каком из трех был распят Христос, не представлялось возможным. И тогда Иерусалимский Патриарх Макарий приказал поочередно возложить их на покойника. Лишь только усопшего коснулся Крест Спасителя, он ожил и поднялся из гроба.
Восторгу свидетелей происшедшего не было конца, но из-за большого скопления народа нельзя было ни приблизиться к Животворящему Кресту, ни даже увидеть его хотя бы издали. И тогда патриарх Макарий поднял (воздвиг) Крест над ликующей толпой, а император Константин повелел соорудить в Иерусалиме величественный храм Вознесения Христова.
В 614 г. Иерусалимом овладел персидский царь Хосров, и Крест Господень вместе с другими христианскими святынями был низвергнут и похищен. А 14 лет спустя Честное древо Креста Христова было возвращено в Иерусалим. Таким образом праздник Воздвижения соединил в себе сразу два события — обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена.
А в сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».
По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.
Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».
Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»
Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».
Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.
А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.
&nb bsp; Сайт музея мифов и суеверий русского народа
Все опубликованные материалы можно использовать с обязательной ссылкой на сайт: http://sueverija.narod.ru
152615 Ярославская обл. город Углич. ул. 9-го января д. 40. т.(48532)4-14-67, 8-962-203-50-03, 8-905-134-47-88