Как зовут чацкого и молчалина
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»: сравнительная характеристика
Фамусов, Софья, Молчалин и Лиза. Рисунок Йогансона, гравюра Михайлова |
Александр Андреевич Чацкий и Алексей Степанович Молчалин являются центральными персонажами пьесы «Горе от ума».
В этой статье представлена сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»: сравнительная характеристика
В чем же заключаются различия между Чацким и Молчалиным? Чем Чацкий противоположен Молчалину?
«Безродного пригрел и ввел в мое семейство, // Дал чин асессора и взял в секретари. » (о Молчалине)
«Не служит, то есть в том он пользы не находит. » (Фамусов о Чацком)
«. к мундиру та же страсть! // Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!»
«Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим. «
«При батюшке три года служит. » (о Молчалине)
«Жаль, очень жаль, он малый с головой. с эдаким умом…» (о Чацком)
«Молчалин прежде был так глуп. » (о Молчалине)
«Конечно, нет в нем этого ума» (о Молчалине)
Молчалин. В мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь.
Чацкий. Помилуйте, мы с вами не ребяты, // Зачем же мнения чужие только святы?
Молчалин. Ведь надобно ж зависеть от других.
«Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья. «
«. смолчит и голову повесит. // Конечно, смирен, все такие не резвы́. » (Чацкий о Молчалине)
«Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» (Чацкий сравнивает Молчалина с собой)
«Раз в жизни притворюсь.» (Чацкий о своей неспособности притворяться)
«Бог знает, в нем какая тайна скрыта. » (о Мочлалине)
«Какие низости! Ужасный человек! Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине)
«За двери прячется, боится быть в ответе.» (о Молчалине)
«Я странен, а не странен кто ж? // Тот, кто на всех глупцов похож; // Молчалин, например…» (Чацкий о себе и Молчалине)
«Все гонят! все клянут! Мучителей толпа. » (о Чацком)
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел от старичков не ступит за порог. » (о Молчалине)
Критика о Чацком и Молчалине как антиподах
«. в Чацком соединено множество черт некоторых из нынешних молодых людей. Чацкий одушевлен страстями огненными; он пылок, горд, страстен ко всему прекрасному, высокому и родному. Чацкий хочет всего хорошего, но не достигает ни к чему: это человек, стоящий намного выше толпы.
Это была сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, сравнение образов героев в цитатах, анализ их сходства и различий.
Чацкий и Молчалин — сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Происхождение. Воспитание и образование. Возраст. Профессия. Материальное и социальное положение
Александр Андреевич Чацкий — молодой дворянин. Он воспитывался после смерти отца у его друга, богатого управляющего в казённом месте Павла Афанасьевича Фамусова. Молодой человек получил хорошее образование, стал жить самостоятельно и три последних года провёл в путешествиях. Он успел и послужить, но понял, что на службе трудно сохранить свою независимость, и оставил службу, так как «служить бы рад, прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2). Материальное положение позволяет ему не служить (у него не меньше 300 крепостных, как утверждает Хлёстова в 3-м действии).
Алексей Степанович Молчалин — тоже молодой дворянин, но «безродный», бедный. Родился он в Твери. Отец его воспитывал так, чтобы в будущем он смог продвинуться по службе, а для этого угождать не только начальнику, но и всем людям «для избежанья зла». Молчалин хорошо образован, у него отличные деловые качества, за них-то Фамусов и взял его себе в секретари. К этой профессии Алексей Степанович очень подходит, так как он исполнителен и аккуратен.
Речевая характеристика
Чацкий говорит красноречиво, остроумно, иногда резко. Свои сатирические замечания и страстные монологи он обращает к людям фамусовского общества, которые не соглашаются с его мнением и очень не одобряют его свободомыслие.
Молчалин разговаривает со светскими людьми очень почтительно, вежливо, говорит им приятные банальности, и этим заслуживает их симпатию.
Интеллект Чацкого и Молчалина. Ум в понимании этих героев
У Александра Андреевича Чацкого интеллект очень высокий. Его ум отражает интеллект свободного мыслителя. Для него умные люди — это те, кто критически относятся к образу жизни светских людей, тратящих время на «обеды, ужины и танцы». Умный человек, по мнению Чацкого, — это тот, кто, не обращая внимание на осуждение светским обществом своего образа жизни, живёт так, как велит душа, занимается тем, что ему близко (искусством, литературой, наукой и т. д.).
Александр Степанович Молчалин тоже умён, но ум у него практический, помогающий приспособиться к условиям жизни. Для Молчалина умны те, кто умеет извлекать для себя выгоду, кто достиг чинов и богатства.
Жизненные принципы, идеалы
Жизненные ценности и вообще взгляды на жизнь у Чацкого и Молчалина противоположны. У этих героев есть цель жизни: у Молчалина — получить высокий чин и стать богатым человеком; у Чацкого — честное служение Отечеству. Отношение к службе у него и его антагониста Молчалина противоположно: Чацкий готов служить честно, не прислуживаясь, а Молчалин решил сделать карьеру, используя подхалимство и угодничество. Среди героев комедии у Чацкого нет единомышленников, другим её персонажам близки молчалинские взгляды на жизнь.
Идеалом для секретаря Фамусова является жизнь его начальника и других «тузов», достигших высокого положения в обществе. Жизненный идеал Чацкого — свободная жизнь без раболепства и с возможностью заниматься тем, к чему есть способности и что может принести пользу Родине.
Отношение к фамусовскому обществу
Домашнее окружение и гостей Фамусова литературные критики называют фамусовским обществом. Чацкий старается раскрыть этим людям глаза на недостатки их окружения и вообще российской жизни того времени. Но им чужда его жизненная позиция, так как они довольны и собой, и устоями, царящими в светском обществе.
Молчалин, который сам относится к фамусовскому обществу, так как служит под начальством Фамусова и живёт в его доме, к окружающим относится потребительски. Он вежлив и льстив с ними только потому, что с их помощью надеется продвинуться по карьерной лестнице.
Характер, поступки
У Чацкого характер открытый, эмоциональный, независимый. Этот герой горд, ироничен, остроумен. Отличительные черты его характера — свободолюбие, любовь к Родине. Главное качество личности Чацкого — страсть политического борца против паразитизма и рабства.
Александр Андреевич учился и развивал свой ум для того, чтобы подготовиться к деятельности, полезной для Отчизны. Он общался с министрами, но так как не хотел «прислуживаться», скоро разорвал с ними связь. Три года проведя в путешествиях, он приехал в Москву и стал критиковать нравы светского общества перед его представителями, которые не хотели его слушать. В общении с этими людьми проявились такие черты характера Чацкого как романтическое безрассудство, нетерпеливость, пылкость, излишняя самонадеянность.
Молчалин — настоящий антипод Чацкого. Он очень сдержан, вежлив, почтителен. Главное качество Молчалина — упорство в достижении своей цели жизни, которая заключалась в обретении высоких чинов и богатства. Он решил добиться этого не столько своими деловыми качествами, сколько угождением и лестью влиятельным людям. Молчалин очень дорожит своей службой у Фамусова, хочет закрепиться в высшем обществе, рассчитывает на покровительство своего начальника и других влиятельных персон, например, некой Татьяны Юрьевны, имеющей в друзьях и родных «полезных» должностных и чиновных лиц.
Отношение к Софье
Почему же Софья выбрала Молчалина, а не Чацкого? До приезда Чацкого в дом Фамусова её сердце было уже занято. Девушка была любительницей французских романов, вообразила, что секретарь её отца очень похож на благородных героев этих романов, и полюбила Молчалина. А этому молодому человеку его отец когда-то внушил, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, нужно угождать и начальнику, и его окружению. Поэтому, стараясь угодить дочери своего начальника, проявлявшей к нему внимание, Молчалин стал играть роль влюблённого.
Взаимоотношения Чацкого и Молчалина
Отношение этих героев друг к другу прекрасно видно в их диалоге в 3-м действии (явление 3). Перед тем как вошёл Молчалин, Чацкий рассуждает сам с собой, подозревая, что Софья полюбила Молчалина. Он даёт такую характеристику Молчалину: «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. //Вот он на цыпочках, и не богат словами…» Далее следует диалог Чацкого и Молчалина, во время которого раскрывается характер Молчалина. Секретарь Фамусова гордится, что получил три награжденья, поступив на государственную службу «по Архивам» (то есть в Московский архив), гордится своими двумя талантами: умеренностью и аккуратностью. Когда Чацкий с сарказмом хвалит эти его таланты, Молчалин, якобы участливо, спрашивает его: «Вам не дались чины, по службе неуспех?» Он начинает снисходительно учить Чацкого, как достичь успеха по службе. По его мнению, нужно завести знакомство с влиятельными людьми, например, с Татьяной Юрьевной, у которой много «чиновных и должностных» друзей и родных.
Чацкий отвечает Молчалину довольно резко и насмешливо, но тот, будто не замечая этого, продолжает поучать Чацкого: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? //И награжденья брать, и весело пожить?»
Секретарь Фамусова заявил, что в его возрасте «не должно сметь своё суждение иметь», поскольку в чинах он пока небольших и должен зависеть от других. После таких слов Чацкий почти громко восклицает: «С такими чувствами, с такой душою //Любим. Обманщица смеялась надо мною!» Он не верит, что Софья полюбила Молчалина, по его мнению, этот человек не достоин её.
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (таблица)
Сравнительные параметры | Александр Андреевич Чацкий | Алексей Степанович Молчалин |
Происхождение, материальное положение | Дворянин, в детстве жил в Москве, в семье Фамусова. От отца ему досталось не менее трёх сотен крепостных. | Скорее всего, он дворянин (о его дворянстве свидетельствует то, что он числился в Московском архиве, куда поступала дворянская молодёжь, чтобы числиться на государственной службе и получать чины). Родом из незнатной, бедной семьи, жившей в Твери. |
Род занятий | Какое-то время служил, но скоро службу оставил («Служить бы рад, прислуживаться тошно»). | Секретарь Фамусова, управляющего в казённом доме, служит у него уже 3 года. |
Речевая характеристика | Остроумен, красноречив, в разговоре иногда резок. | Речь его спокойна, вежлива, почтительна. |
Интеллект. Отношение к понятию «ум» | Человек с высоким интеллектом, просвещённый. Считает, что для Отечества больше полезны люди с умом возвышенным и свободным, а не житейским, практическим умом. | Образованный, деловой человек. За эти его качества Фамусов и держит его секретарём. Молчалин считает умными людей, приспособившихся к условиям жизни и добившихся высоких чинов и богатства. |
Цель жизни | Хочет быть полезным Родине. | Цель его жизни — «дойти до степеней известных». |
Жизненная позиция | Готов служить «делу, а не лицам», надеется на свои знания и возможности. | Готов «угождать всем людям без изъятья», рассчитывает на покровительство влиятельных людей. |
Отношение к фамусовскому обществу | Чацкому чужды порядки в светском обществе, он старается обратить внимание окружающих на недостатки современной ему жизни. | Молчалин принимает законы фамусовского общества, относится к его представителям с уважением и даже раболепием. В отличие от Чацкого, «чужих и вкривь и вкось не рубит» (это слова Софьи). |
Характер | Независимый, гордый, честный, свободолюбивый, ироничный. Любит Родину. |
Главное качество Чацкого — страстность борца против несправедливости.
Отрицательные черты характера: нетерпеливость, заносчивость, излишняя самонадеянность.
«Уступчив, скромен, тих», — так характеризует его Софья.
После 3 лет, проведённых в путешествиях, вернулся в Москву и стал перед светскими людьми резко критиковать их образ жизни.
Способен на подлость: притворяется влюблённым в Софью, одновременно заигрывая с её служанкой Лизой.
Вывод
Из сравнительной характеристики Чацкого и Молчалина видны сходства и различия этих героев. Общие черты Чацкого и Молчалина: молодость, образованность, оба имеют цель жизни и принадлежат к фамусовскому обществу (Чацкий был воспитан в доме Фамусова, а Молчалин не только служит у Фамусова секретарём, но и живёт в его доме). И всё же их можно назвать антиподами, так как Чацкий принципиально противоположен Молчалину. Свободолюбивый Чацкий критически относится к обычаям и устоям светского общества, а Молчалин одобряет их и старается их соблюдать. Жизненные цели этих героев отличаются тем, что Чацкий готов служить для пользы Родины, а Молчалин — только для своего благополучия (чинов, богатства).
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Чацкий: что нужно знать о главном герое «Горя от ума»
Одинокий борец за правду или отвергнутый неудачник?
Знаменитую пьесу Александра Грибоедова, оконченную им в 1825 году, разобрали на цитаты задолго до выхода в официальную печать. Вопреки запретам цензуры на публикацию и театральные постановки «Горя от ума», рукописные копии молниеносно распространялись среди читающих жителей Москвы и Петербурга. Необычный герой вызывал гнев у одних и восторг у других обитателей «высшего света», а его резкость и прямота удивляли не меньше, чем новаторские приемы автора-драматурга.
О том, что из себя представляет Чацкий на самом деле, уже тогда велись литературные споры. Не забыт этот персонаж и теперь, спустя почти 200 лет после своего «рождения». Чем же так привлекает читателей из разных эпох образ Чацкого?
Чацкий и «фамусовское» общество
Сам Грибоедов как-то назвал Чацкого единственным здравомыслящим человеком «на 25 глупцов», то есть остальных персонажей пьесы. Вместе с тем Александр Андреевич стал одним из первых русских литературных героев, которые осмелились открыто противопоставить себя обществу.
Опекун рано осиротевшего молодого человека, Павел Афанасьевич Фамусов, не пожалел средств на то, чтобы дать ему европейское образование, но взглядов старшего поколения его подопечный так и не принял. Три года путешествий также сказались на мировоззрении внимательного Чацкого. Повзрослев, он только яснее увидел ошибки в управлении родной страной и пробелы в интеллектуальном и культурном развитии представителей московского общества. Матери и отцы, озабоченные лишь тем, как бы поскорее выгодно «пристроить» дочек-невест; юные модницы-кокетки и молодящиеся дамы средних лет, полные взаимной зависти и жеманства; военные, получающие все новые звания и ордена за терпеливое ожидание разжалования или смерти других; лицемерная услужливость молодых чиновников и воинствующее невежество старых помещиков — все это ужасно раздражает Чацкого, и он открыто заявляет о том, как ему противны и осуждение, и похвала этих людей. Герой обличает мошенников, льстецов и невежд, защищая тех, кто стремится овладеть знаниями и искусством.
Чацкий и Молчалин
Новый «сердечный друг» Софьи Алексей Молчалин оказывается полной противоположностью Чацкого. Искренний, порывистый и насмешливый герой, которому «прислуживаться тошно», поначалу даже отказывается признавать в «бессловесном», услужливом и холодном карьеристе соперника. Но зато он отлично видит то, что скрыто от глаз самой Софьи: это «жалчайшее созданье», получающее чины и всеобщее расположение за умение вовремя польстить, «умеренность и аккуратность» не может быть достойной партией для такой девушки. Дочь Фамусова, ослепленная чувством к Молчалину и обиженная на Чацкого за его долгое отсутствие, принимает лесть, изворотливость и бесхребетность Алексея Степановича за доброту, альтруизм и скромность. Она, в отличие от Чацкого, не понимает, что «молчалины блаженствуют на свете» лишь благодаря их лицемерию, а о добродетельности и трудолюбии здесь нечего и думать.
Чацкий и Софья
Искреннее чувство главного героя стало для него не меньшей проблемой, чем конфликт с обществом. Признавая, что у него «ум с сердцем не в ладу», он вел себя с возлюбленной непоследовательно, одновременно жестко критикуя всех ее близких и удивляясь ответной холодности к нему. Чацкий и Софья выросли вместе, — и это много для них значило. Но по собственной воле покинув родные края на целых три года, Александр Андреевич почему-то не счел необходимым хотя бы раз написать девушке, наивно полагая, что долгая разлука никак не навредит их отношениям.
Как и стоило ожидать, девочка выросла, списала все радости прошлого на «детскую дружбу» и завела нового воздыхателя. А вот вечные насмешки и злословие Чацкого по-прежнему задевают и огорчают ее. Поначалу она пытается уколоть бывшего возлюбленного: «Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали? / Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? / Хоть не теперь, а в детстве, может быть». Но потом окончательно в нем разочаровывается и в одночасье решает отомстить за нанесенную обиду, распустив слух о сумасшествии Чацкого. Он же остается верен себе — и самым жестоким образом открывает Софье глаза на истинную сущность Молчалина. Судьбы молодых людей окончательно расходятся: ненавистное Чацкому общество поглощает Софью, а он сам удаляется от него.
Победитель или побежденный?
Изменив в своей пьесе канонам классицизма, Грибоедов наделил Чацкого чертами реалистического и романтического героя. Отчасти поэтому в финале персонаж вынужден покинуть высший свет и уехать из Москвы, утратив и прежнюю любовь, и остатки расположения окружающих. Но вопрос о том, кем же в итоге остается Чацкий — победителем или побежденным, — не так прост, как кажется на первый взгляд.
С одной стороны, в финале «Горя от ума» происходит совершенно не характерная для комедий того времени вещь: порок остается безнаказанным, а единственный положительный герой перестает доказывать свою правоту. С другой — «фамусовскому» обществу так и не удается «сломать» Чацкого, и он остается самим собой: начитанным, честным, правдивым, желающим другим блага не на словах, а на деле. Герой оказался таким живым и правдоподобным, что и мнения критиков на его счет разделились. В то время как Александр Пушкин и Михаил Дмитриев, открыто симпатизируя Чацкому, все же отказывали ему в уме, Иван Гончаров считал его полноправным победителем, нанесшим «смертельный удар» по старым порядкам и проложившим дорогу к позитивным изменениям для других.
Фразы героя, ставшие крылатыми
Известно, что первым читателем пьесы стал Иван Андреевич Крылов, и высказался он о ней так: «Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще!» И оказался прав: полностью комедия была опубликована только через много лет после смерти автора, в 1862 году. А вот Александр Сергеевич Пушкин выразил другую мысль. «О стихах не говорю, — отметил он, — половина — должны войти в пословицу». И тоже оказался прав. Ниже мы приведем лишь самые известные из реплик Чацкого, ставшие крылатыми выражениями:
• Карету мне, карету!
• А судьи кто?
• Служить бы рад — прислуживаться тошно.
• Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
• Свежо предание, а верится с трудом.
• Дома новы, а предрассудки стары.
• Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
• И все-таки я вас без памяти люблю.
А вот знаменитая фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен» — на самом деле неточная цитата из стихотворения Гаврилы Романовича Державина «Арфа». Сам Державин, скорее всего, вдохновлялся трудами Овидия и Гомера, от которых, по-видимому, и пошла римская пословица: «Dulcis fumus patriae» (букв. «Сладок дым Отечества»).
Об авторе и пьесе
Александр Сергеевич Грибоедов (1795−1829) — поэт, драматург, композитор — посвятил жизнь служению России. Участник Отечественной войны 1812 года тринадцать лет отдал работе в Коллегии иностранных дел. Дипломат трагически погиб в Тегеране.
Первый вариант комедии «Горе от ума» Грибоедов закончил осенью 1823 года. После прочтения в литературных кругах произведение приобретает популярность и расходится в рукописных копиях. Публикация с купюрами цензора состоялась в 1833 году. В 1862 году царь Александр II разрешил напечатать полный вариант комедии по сохранившимся спискам. Авторская рукопись сочинения утеряна.
В комедии представлен конфликт просвещённой личности и великосветской среды глупцов. Монологи главного героя обличают безумие лицемеров и лжецов. Мировоззрение нового героя сталкивается с косностью старого общества. Яркая и афористичная речь персонажей разошлась на цитаты.
Краткое изложение содержания комедии в форме конспекта призвано облегчить навигацию по тексту пьесы.
Время действия — 1822 год. События происходят в московском доме Павла Афанасьевича Фамусова, управляющего в казённом месте.
Софья, дочь Фамусова, и Алексей Степанович Молчалин, секретарь Павла Афанасьевича, целую ночь музицировали в комнате девушки. В момент расставания влюблённых входит Фамусов. Софья рассказывает отцу, недовольному встречей молодых людей, о сне, который якобы привиделся ей ночью. После ухода мужчин, отправившихся разбирать деловые бумаги, появляется Александр Андреевич Чацкий. Друг детства расспрашивает Софью об общих знакомых. Раздражённая иронией собеседника Софья уходит. В конце I акта происходит встреча Чацкого с Фамусовым.
В начале II акта Чацкий и Фамусов беседуют о том, как делается карьера. Разговор прерывает пришедший полковник Скалозуб. Хозяин дома и офицер обсуждают Москву и столичное общество. Своё мнение высказывает и Александр. Павел Афанасьевич, испуганный обличительным монологом, уходит в свой кабинет. В комнату вбегает Софья Павловна, испуганно кричит, что Молчалин упал с лошади, и падает в обморок. Чацкий понимает, что девушка влюблена в секретаря Фамусова.
Третий акт начинается диалогом Софьи и Чацкого, в котором Александр Андреевич пытается узнать, кто предмет её любви. После того как девушка уходит готовиться к вечернему приёму, в комнату заходит Молчалин. Молодые люди обмениваются взглядами на жизнь, государственную службу и светское общество.
В доме суета, хозяева готовятся к приёму гостей. Один за другим в гостиной появляются приглашённые на бал.
Знатные визитёры светского раута:
Язвительные реплики Чацкого настраивают общество против него. Софья Павловна пускает слух, что Александр Андреевич сошёл с ума.
Действие IV акта происходит в парадных сенях. Фамусовские гости разъезжаются. В полумраке Александр Андреевич, ждущий карету, видит, как служанка Софьи Павловны подходит к комнате Молчалина и зовёт его на свидание к хозяйке. Секретарь Фамусова пытается обнять девушку. Софья, наблюдавшая за происходящим, приказывает обманщику навсегда покинуть её дом. Из тени появляется Чацкий, Молчалин скрывается в своей комнате. На шум выходит Фамусов, сбегаются слуги. В гневе хозяин дома устраивает разнос слугам, отчитывает дочь, выговаривает Чацкому за его поведение. Александр уезжает из Москвы.
Главные герои комедии
При подготовке презентации по «Горе от ума», необходимо составить план занятия, в котором кратко представляются характерные признаки анализируемых героев пьесы. Для этого используются цитаты персонажей комедии. Нелишним будет обращение к мнению критиков и литературоведов.
Александр Андреевич Чацкий
Чацкий — потомственный дворянин, получивший в наследство около 400 крепостных. Детские годы мальчик провёл в доме Фамусова, который был другом отца Чацкого. Воспитываясь вместе с Софьей, юноша без памяти полюбил дочь хозяина и сохранил это чувство на долгие годы, оставаясь холостым.
В молодости Чацкий служил в армии, но затем отказался от военной карьеры. Не прельщала Александра и чиновничья стезя, так как ему «прислуживаться тошно».
Чацкий, хотя и «член Английского клуба», не любит столичный высший свет, пропитанный лестью и лизоблюдством. Остроумный и красноречивый молодой человек даёт точные и едкие характеристики глупым и ограниченным представителям фамусовского общества. В то же время Александр любит русский народ и является патриотом России.
Фамусов считает Чацкого, который высказывает вольнодумные и либеральные мысли, «гордецом», «якобинцем» и «карбонарием».
Чацкий — искренний, любящий правду человек, у которого по всем вопросам есть собственное мнение, не зависящее от других. Герой комедии считает, что дворянам следует проявлять себя не только на государственной службе, но в науке и творчестве. Свои мысли и чувства Александр выражает страстно.
Алексей Степанович Молчалин
Молчалин — человек незнатного происхождения, «безродный» — жил в Твери, откуда был переведён в московские «Архивы» благодаря знакомству с Фамусовым. Павел Афанасьевич продвигает по службе угодливого молодого человека, который живёт в доме в отдельном «чуланчике». Благодаря содействию хозяина, Алексей уже в молодом возрасте получил три награждения и чин коллежского асессора, получив право называться дворянином.
Молчалин стремится занять влиятельное положение в светском обществе. Карьериста «манят почести и знатность». Для молодого человека жизненный идеал — Татьяна Юрьевна, приятельница всем министрам и хозяйка роскошных столичных балов. Для достижения корыстных целей секретарь Фамусова никого никогда не критикует, не высказывает собственного мнения.
Можно сказать, что внешне застенчивый и скромный, «бессловесный» и смиренный Алексей Степанович на самом деле двуличный и холодный честолюбец. О его лицемерии свидетельствует сопоставление отношения к Софье с развязным поведением со служанкой.
О Молчалине и Софья, и Чацкий говорят, что он «подлец», «он так коварен».
Два персонажа — два антипода
Молчалин и Чацкий — молодые люди из светского общества. Оба близко знакомы с семейством Фамусовых. На этом сходство персонажей заканчивается. Различие героев пьесы обнаруживается при сравнительной характеристике Чацкого и Молчалина.
Таблица. Сравнение Чацкого и Молчалина.
Характерные черты персонажа | Чацкий | Молчалин |
Ум, образованность | «малый с головой», «с эдаким умом» | «так глуп», «нет… этого ума» |
Собственное мнение | «…мнения чужие только святы?» | «не должно… своё суждение иметь» |
Зависимость от других | «…зачем надобно зависеть?» | «…надобно зависеть от других» |
Чувство собственного достоинства | «…прислуживаться тошно» | «угождать всем… без изъятья» |
Честность и лицемерие | «…в жизни притворюсь?» | «…он так коварен» |
Отношение общества к персонажу | «Все гонят!… Мучителей толпа» | «дружбу всех… в доме приобрёл» |
Анализом характеров Чацкого и Молчалина занимались литературоведы:
Комедию Грибоедова «Горе от ума» можно рассматривать как срез российского общества начала XIX века. Но классические произведения актуальны во все времена. И в нынешнее время встречаются Фамусовы и Скалозубы, Молчалины и Чацкие.