Как зовут древнегреческую богиню плодородия
Назовите имя древнегреческой богини плодородия.
Олимпийцы
Аид — бог подземного царства мёртвых
Аполлон — бог искусств и врачевания
Арес — бог войны
Артемида — богиня охоты
Афина — богиня мудрости и войны
Афродита — богиня любви и красоты
Гера — богиня семейных уз
Гермес — бог торговли, посланник Зевса
Гестия — богиня домашнего очага
Гефест — бог кузнечного дела
Деметра — богиня плодородия
Дионис — бог виноделия
Зевс — бог неба и грома
Посейдон — бог морей
Боги и божества воздушной стихии
Эол — полубог, повелитель ветров
Борей — олицетворение северного бурного ветра
Зефир — западный сильный ветер, читался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
Нот — южный ветер
Австр — восточный ветер
Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
[править]
Боги смерти и подземного мира
Аид — бог подземного царства мёртвых
Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейств
Керы — демоны смерти
Танатос — бог смерти
Гипнос — бог забвения, брат близнец Танатоса
Эринии — богини мести
Арг — «молния»
Бронт — «гром»
Стероп — «блеск»
Гекатонхейры
Бриарей — сила
Гиес — пашня
Котт — гнев
Агрий
Алкионей
Гратион
Ипполит
Клитий
Мимант
Паллант
Полибут
Порфирион
Тоон
Эврит
Энкелад
Эфиальт
Ника — богиня победы
Селена — богиня луны
Эрот — бог любви
Гименей — бог брака
Ирида — богиня радуги
Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
Апата — богиня обмана
Фобос — божество страха, сын Ареса
Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
Асклепий — бог врачевания
Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
Богиня Деметра
Деметра – одна из влиятельных богинь небесного пантеона. В древнегреческой мифологии ее образ олицетворяет женщина – истинная мать, покровительница земледелия и плодородия.
Первое упоминание о ней можно найти в индоевропейских источниках, где благодетельница крестьянских трудов символизировала первобытный материализм, и почтительно именовалась «великой матерью, порождающей и поглощающей энергию».
Рождение и судьба Деметры
Каменная богиня Деметра в Сочи – визуальное представление древних (Воронцовская пещера, Краснодарский край Россия)
Изображение Деметры (Древний Рим V век до н.є.)
Из древнегреческих легенд известно, что у пары было несколько потомков, которых в младенческом возрасте заживо пожирал отец. Кровожадность Кроноса объяснялась нежеланием уступать наследникам трон Олимпа. Согласно мифа, та же печальная участь постигла и Деметру.
Дочь богини земледелия Деметры была настолько великолепна собою, что в племянницу без памяти влюбился дядя – бог мертвых Аид. По согласию Зевса Аид похитил и увез в подземное царство Персефону, чтобы сделать ее своей женой. Поступок мужа сильно оскорбил материнские чувства Деметры. Великая мать приняла решение уйти из Олимпа, чтобы странствовать по земле в поисках дочери. Трагический момент похищения и дальнейшие мытарства удрученной горем потери ребенка женщины в подробностях описывается древнегреческой мифологией как переломная грань в борьбе между добром и злом.
Богиня чего в греческой мифологии Деметра?
Согласно древним рукописям греческого жреца Гесиода, существует легенда, дающая начало верований о Деметре как о покровительнице земледелия. У женщины были дети, рожденные от смертного – сыновья Плутос и Феломел. Людские предания наделили Плутоса божественным даром богатства. В записках Гесиода полубог характеризуется добрыми поступками – «где он не появляется и кого не встречает, везде несет он денежное изобилие и добро».
Феломелу наоборот, предписывалась «нести бедность и разруху». В источниках есть упоминание – желая спасти сына от голода, мать дала ему колосок пшеницы. Юноша отдал злак людям и научил их земледелию.
С тех пор, Деметру нарекли богиней урожайного изобилия и хлебородного достатка.
Чему покровительствовала древнегреческая богиня Деметра?
В гимнах слепого поэта Гомера, момент похищения Персефоны богом Аидом детально воспроизведен. Здесь же находим упоминание о безутешной материнской скорби женщины по своему ребенку. Узнав правду о похищении дочери, Деметра настолько сильно разгневалась на Зевса, что решила спуститься на землю в качестве простой смертной. Согласно мифа, она превратилась в старушку и странствовала по свету, пребывая в постоянной скорби. Оплакивая разлуку, богиня не следила за посевами, на землю пришла засуха, а затем и голод.
По древнему верованию, именно с тех пор каждый год Персефона возвращается к матери и Деметра радуется встрече – наступает веста, зеленеют деревья, леток колосится жнива и осенью плодоносят сады. Когда дочь уходит в подземелье к мужу, великая мать тоскует – опадают листья, наступают холода и замерзает земля. По этой причине, древнегреческие источники интерпретируют образ богини плодородия Деметры как покровительницу смены времен года.
Чем владеет богиня Деметра?
Древние мифы, как источники познания божественного бытия великой Деметры ограничиваются саркальным значением – похищение дочери богини Аидом, безутешное горе матери, снисхождение к простым смертным, появление засухи, голодомора и возвращение Персефоны как возрождение божественного покровительства.
Богиня смены времен года Деметра покровительствует урожаю и сельскому земледелию. Истинная мать, она не представляет своей жизни без ребенка. Милая и кроткая по характеру женщина владеет разрушительной силой уничтожения всего живого. Именно эта безграничная материнская любовь делает богиню плодородия Деметру особенно почитаемой в древней Греции.
Богиня земледелия Деметра – развитие культа
Истории неизвестны достоверные факты зарождения культа матери плодородия и урожайности земель Деметры. Первоисточником массового культа богини считается древний город Элевсин (около 1500 год до н.э. микенская эпоха), который упоминается древними рукописями о странствиях и душевных мытарствах несчастной матери как «земное пристанище снизошедшей с небес»
Согласно преданию богиня земли Деметра, в знак протеста из-за вынужденной разлуки с любимой дочерью, решила стать смертной. Спустившись на землю, она приняла облик старушки и дошла до города Элевсин, где поступила в услужение к супруге царя Келея – царице Метанире.
Гостье из небес доверили уход за царевичем. Проникнув к маленькому Демофонту материнскими чувствами, великая мать возжелала подарить ему бессмертие. Обряд был прерван, и «покровительница разгневалась, показала себя во всем божественном величии, преобразившись в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющими одеждами».
Далее легенда повествует о постройке храма царем Келеем, где «Деметра будет оплакивать разлуку с дочерью в одиночестве». Когда храм был готов, «взошла великая мать на ступеньки, одела она траурную одежду и предалась безутешной печали. В городе наступил страшный год засухи, пашни стали бесплодными, деревья засохли и вода исчезла».
Чтобы предотвратить голод смертных, Зевс возвращает дочь богини Деметры на землю. Он приказывает Аиду отпустить жену к матери. Не посмев ослушаться брата, бог мертвых принимает условия – две трети года Персефона живет на поверхности земли, на одну треть времени спускается к мужу в подземное царство.
По народным сказаниям, именно так объясняется смена времен года. Каждую весну Персефона приходит от мужа к матери – расцветает природа, плодоносят деревья и на землю возвращается жизнь. Осенью она уходит в подземелье, и великое материнское сердце сжимает тоска по ребенку – усыхают листья и трава, наступают холода. Отсюда и пошло массовое величие богини древней Греции Деметры как управительницы смен времен года.
Культовые регалии богини
Изначально древние греки почитали ее как покровительницу урожая и сельскую помощницу в крестьянских трудах. Ей посвящались дневные гимны, которые со временем переросли в пятидневные мистерии. Богиню смены времен года Деметру чтили как родоначальницу всего живого и основоположницу женской плодовитости. Со временем, в сознании смертных, великая мать стала олицетворять законодательницу – под ее ликом вершились браки и клялись в вечной любви.
Дошедшие до нас рукописи, освещающие аспекты культовых мистерий, передают смысл понимания ее покровительства как обращения к богине тождественными именами:
Одновременно с восхваляющими одами в честь хлебодарной богини те же
древние источники фиксируют другие эпитеты, символизирующие скорбь великой матери о ребенке.
В память о скорбящей матери древние греки проводили ежегодные аттические праздники – тесмофории, состоящие из обрядов, посвященных культу плодородия и изобилия. В торжествах участвовали только женщины, которые должны были прославлять богиню и ее дочь как устроительниц земледелия, путем жертвоприношений, песнопений, танцев и шествий.
К таинственным священнодействиям, символизирующим богослужение, допускались только избранные. Обряды инициации культа Деметры получили название Элевсинских мистерий. Это были условные церемонии, моделирующие незримую связь между матерью и дочерью, как замкнутый переход между живым и мертвым.
За что отвечала греческая богиня Деметра (Церера)
Греки поклонялись ей как истинной родительнице. Прослеживая культурное наследие других древних цивилизаций можно найти ее тождественность с главным женским божеством – Великой Матерью. В понятии смертных тело богини ассоциировалось с человеческим, а она сама символизировала нашу планету в целом. А значит на плечи по сути хрупкой, но духовно сильной женщины возлагали ответственность за жизненный путь любого существа.
По этому поводу у греков существовал интересный обычай – перед началом земляных работ они молились покровительнице-богине земли Деметре, прося защитить всходы от непогоды и обезопасить посевы от вредителей. После сбора урожая земледельцы благодарили свою угодницу щедрыми жертвенными дарами и песнопениями.
Богиня Деметра в римской мифологии
Благодаря Элевсинским мистериям культ греческой богини земледелия и плодородия получил возможность широкого распространения среди древних земледельцев разного вероисповедания. Древние цивилизации охотно подхватили эстафету сознательного поклонения Деметре как «обучившей простых смертных выращивать урожай, пахать и сеять землю».
В древнеримской мифологии образу великой матери соответствовала богиня Церера – богиня покровительствующая урожаю, злакам и материнству. Ее эллинизировали с Деметрой. Атрибутика Цереры практически не отличалась от символики Деметры – пшеничные венки, сноп злаковых колосьев, факелы в руках, маки, вплетенные в волосы.
Ближе к эпохе средневековья, Церера стала олицетворением церковного светоча обоих заветов как наставница ищущих истинный путь. Здесь четко прослеживается аналогия с древнегреческим аспектом – перерождение всего живого как истинный путь мирового благополучия.
Атрибуты богини Деметры
Изначальный образ великой древнегреческой покровительницы земледелия в древнегреческой живописи олицетворяет прекрасная молодая женщина с мягкими чертами лица, пышным телом, золотистыми волосами, облаченная в ниспадающую свободную тунику. Божественный лик дополняет импровизированный нимб в виде колосков пшеницы.
В характере великой матери акцентируется кротость и уравновешенность. Ранние древнегреческие произведения представляют нам основную символику Деметры:
Золотые колосья в осознании греческих мистерий – это не только пища, но и дающие семя магический и позитивный символ любви. Отсюда и восприятие богини Деметры как брачной законодательницы. Ведь зерно – это эмблема богини как обозначение надежды людей и растений на новую жизнь.
Позднее иконная живопись представляет нам другую богиню плодородия – постаревшая и изможденная женщина-мать, в черном одеянии с грустным и тоскующим взглядом. На изображениях присутствуют другие символы:
Статуи Деметры
Римская копия греческой статуи Деметры (музей имени А.С. Пушкина)
Знаменитая работа скульптора Джана Леренцо Бернини « Похищение богом Аидом Персефоны» (Рим 1600 год)
Фреска «Мать и дочь – Деметра и Персефона» (древняя Греция)
«Встреча матери и дочери после разлуки» картина Фредерика Лейтона (1891 год)
Значение Деметры, как богини плодородия, особенно подчеркнуто в поздних памятниках искусства. Например, под влиянием аттической школы скульптора Праксителя изображение великой Деметры олицетворяет символ исконной возродительницы. Здесь она представлена как стареющая женщина с прикрытой покрывалом головой.
Богиня древней Греции Деметра в астрономии
Воплощение образа богини в эпохе Возрождения
В европейском искусстве XVI—XVII веков образ великой матери плодородия и земледелия Деметры ассоциируется с поклонением силам природы и прославлением ее даров в картинах итальянского художника Джорджа Вазави (1511-1574гг.), гравюрах нидерландского маньериста Хендрика Гольциуса (1558-1617гг.), и нидерландского живописца в стиле барокко Питера Пауля Рубенса (1577-1640 гг.).
Оригинальные произведения Д. Вазави можно найти в парижском Лувре, музеях Ватикана и итальянском Палаццо Питти.